Описание горной реки на картине

Активный туризм на Юге России

автор текста и фото: NBN

Как-то так получается, что все очерки посвящены определенному месту или событию. Но мне всегда хотелось сказать несколько слов не о конкретном маршруте, скале или пещере, а о горных реках вообще. Даже не столько о реках, сколько о речушках и ручьях. Звук издаваемый горной водой не перепутаешь ни с чем. Он успокаивает, убаюкивает, обещает отдых и прохладу… И бывает что он же грозит, бьет адреналином по нервам, заставляет мобилизоваться и ожесточиться… Такова природа горных рек, многогранна и притягательна в любой ее ипостаси. Взгляните на эти безмятежные пейзажи.

Так и хочется присесть у воды, окунуть руки, а то и бухнуться с головой в холодные струи… А то и просто не считая минут смотреть на эти струи и слушать их говор.

Но все же хорошо в жаркий денек окунуться в прохладную воду, смыть пот и пыль дорог, дать телу желанные чистоту и отдых.

А потом понежиться на горячих камнях или зарыться в теплый песочек, если конечно повезет его найти. И тогда земные заботы и тревоги оставляют тебя на некоторое время. Задумываешься о чем-то большем, чем материальные блага или людская слава. А глянув на камни на которых лежишь, вдруг видишь реальные следы времени. И наутилусы, и белемниты, жившие 200 миллионов лет назад, задают такой простой вопрос: «А кто ты и что ты принес в этот мир?»

Найти их останки несложно, немного внимания и вот уже лежит на ладони обломок зуба динозавра, пусть и не крупного, зато явно хищного. А может это зуб акулы или другой рыбины, бороздившей океан, который был здесь еще до гор. (на снимке справа внизу, среди «чертовых пальцев»)

А водопады? Нет, не те, что на слуху и на виду у всего мира: Ниагары, Виктория… А те, небольшие, но такие прекрасные водопады и водопадики небольших рек и безымянных ручьев. Сколько в них вечной красоты и жизненной энергии. Остановись и быть может даже помолись как древний язычник этой вечно движущейся стихии.

Но горная река как горный барс, на вид ласковая и красивая кошечка, а допусти в обращении с ней фамильярность — так даст когтистой лапой, мало не покажется. Снесенные вековые деревья, разрушенные мосты и дома, унесенные жизни тому весомые доказательства. Взгляните на снимки одной и той же речушки в одном и том месте с разницей по времени в час-полтора и вы поймете, насколько я прав, даже если ни разу не были в горах.

Если на первом снимке видно, что этот мелкий ручей можно перейти, не замочив кроссовок, то в бурный поток на втором не сунется лучший в мире пловец. А если рискнет – то останется жив лишь по большому везенью или божьему повеленью. Не затянет в водоворот, так о камни убьет.

Смотрите, любуйтесь, купайтесь и наслаждайтесь отдыхом у горных рек. Но никогда не относитесь к ним пренебрежительно и панибратски. Не любят этого дикие горные кошки. Относитесь к ним с любовью и уважением. Они не только сильнее, но и гораздо старше вас.

Читайте также:  Каскад водопадов на реке кынгарга источник https must see top dostoprimechatelnosti buryatii

Источник

Frits Thaulow — первое знакомство

Самая незаметная картина в Галерее импрессионистов (ГМИИ им. А.С.Пушкина), пожалуй, находится в зале № 13. Трудно найти в Музее более «непроходное» место, чем это маленькое тупиковое помещение. Не каждый посетитель забредает в этот зал, отвлекаясь от шедевров Моне, Сезанна и Ван Гога.

Здесь, в углу около окна, скромно висит мой любимый пейзаж из коллекции ГМИИ — «Горная речка» норвежского художника с редким именем Фриц и странной фамилией Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906). Картина покрыта стеклом и в яркую солнечную погоду блики от окна делают ее еще более незаметной для посетителей.

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Горная речка (A Mountain Stream) — Зал №13. Галерея искусства стран Европы и Америки ХIX-XX веков

Художник Таулов открывается не сразу — это может занять несколько лет. Вот и я заглянул таки в зал №13, но равнодушно прошел мимо картины. В следующий раз остановился и с удивлением отметил необычно реалистичное изображение реки, но не запомнил автора. И только с третьей попытки пришло восхищение — «золушка (Таулов) превратилась в тыкву».

Фриц Таулов. Горная речка (A Mountin Stream). ГМИИ им. А.С.Пушкина. Москва

При детальном рассмотрении понимаешь, что эта работа Фрица Таулова резко отличается от всего остального, что можно увидеть в Галерее искусства стран Европы и Америки ХIX-XX веков:

  • Необычная черно-белая палитра с множеством ахроматических серых оттенков контрастирует с яркими красками импрессионистов и экспрессионистов.
  • Работа сделана на холсте, но не маслом, а пастелью, то есть — цветными мелками. В это не сразу верится, когда видишь, как убедительно и натурально передаются блики и яркий блеск воды! Изгиб реки притягивает взгляд, движение серебристого потока завораживает. Вода — настоящая, живая…
  • Причудливая смесь стилей в одной работе: романтизм в сюжете, натурализм пейзажа, реализм реки, импрессионизм на берегах.
  • Удивительно, но факт — это единственный полноценный зимний пейзаж во всей Галерее ГМИИ ! (если не считать горный пейзаж Рокуэлла Кента).

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) Горная речка (A Mountain Stream). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Горная речка крупным планом (Thaulow close-up view)

Давайте посмотрим на детали картины крупным планом:

К белому снегу и серой реке при ближайшем рассмотрении добавляются розовый, желтый, черный, синий, фиолетовый, зеленый… Это только на мой неискушенный взгляд — профессиональный ценитель добавил бы более «вкусные» названия цветов, типа жемчужно-серые, палевые и виридоновые тона… Пожалуй, здесь нет только ярко-красного.

Похоже, как будто Таулов маневрировал на границе реализма и импрессионизма. Сделал шаг в импрессионизм и тут же вернулся обратно.

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) Горная речка (A Mountain Stream). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Фрагмент крупным планом.

Хорошо видны секреты изображения живой воды — пастельные штрихи формируют сложнейшую структуру речного потока: пороги и стремнины (от слова stream), завихрения и рябь, водовороты и круговерти, блики и рефлексы, изгибы и повороты, глубину и мелководье.

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) Горная речка (A Mountain Stream). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Фрагмент крупным планом.

Таулов мастерски использует перспективу. Сама река ведет наш взгляд к задней части картины, заставляя самим представить и додумать, что же там лежит за последним изгибом на горизонте.

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) Горная речка (A Mountain Stream). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Фрагмент крупным планом.

Художник искусно использует воду в качестве отражающей поверхности для неба и пейзажа. Его вода одновременно и прозрачная и отражающая. Незакрашенные участки холста (специально или случайно) удивительно удачно вписались в общий колорит картины.

Читайте также:  Реки нашей родины россии

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) Горная речка (A Mountain Stream). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Фрагмент крупным планом.

Отправной точкой для изучения творчества малоизвестного (мне) норвежского художника послужил скупой текст таблички с описанием картины:

«Эта пастель справедливо считается одним из лучших произведений мастера. Поскольку этот сюжет пользовался большой популярностью уже при жизни автора, Таулов создал множество версий, одна из которых находится в собрании ГМИИ. Вероятнее всего она была приобретена Сергеем Дягилевым по заказу известного русского художника и коллекционера И.С. Остроухова».

У неподготовленного, но любознательного посетителя сразу возникает много вопросов:

Чем знаменит мастер? Как выглядят другие произведения мастера? Насколько справедливо эта пастель считается одной из лучших произведений мастера? Как выглядят остальные версии картины и сколько их? Почему именно театрал Сергей Дягилев приобрел эту картину, а не ведущие коллекционеры Щукин или Морозов? Что двигало «известным художником и коллекционером» И.С. Остроуховым, когда он заказывал картину норвежца Таулова?

Полученные ответы открыли так много интересного и удивительного, что я решил написать отдельный очерк о творчестве Фрица Таулова, который в силу собранных материалов будет состоять из нескольких частей.

Начнем с самого легкого:

Сюжет картины

На первый взгляд река не производит впечатление горной. Однако справа явно виден скалистый (гранитный) обрыв. Выяснилось, что художник изобразил норвежскую реку Лисакер (норв. Lysaker elven) возле фермы Грини (Grini) в местечке Борум (Baerum) в пригороде Осло. Лисакер удивительно короткая речка — ее протяженность всего 7.4 километра! На картине мы видим достаточно спокойный участок — в других местах (судя по фото в Интернете) река очень быстрая и бурная. С 12 века на реке стоят мельницы. Так что, это действительно «Горная речка».

Мы наблюдаем то время года, когда зимний холод уходит и весна превращает струйки воды в громкие стремительные потоки. Сугробы снега отступают, яркое солнце светит под другим углом и дает необходимое дополнительное тепло для возникновения почек к радости всех обитателей леса. Таулов изобразил идеальный пример перехода времен года во время оттепели и тающего снега.

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) Горная речка (A Mountain Stream). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Фрагмент крупным планом

На мой взгляд, в этом речном сюжете на Таулова оказали сильное влияние новаторские приемы великого пейзажиста-реалиста Гюстава Курбе (1819-1877).

Во-первых, картина безлюдна — только серебристая река извилисто скользит через холст в обрамлении леса. Таулов повторяет любимый «безлюдный» стиль Гюстава Курбе в пейзажной живописи. Добавление фигур в этот сюжет могло бы ослабить внимание и визуальный интерес к естественной и вечной красоте пробуждающейся природы.

Во-вторых, водная гладь реки изображена очень реалистично вплоть до мельчайших деталей. Импрессионисты, современники Таулова — Моне, Сислей, Писарро — старались передать вмечатление крупными мазками и никогда не прорисовывали детали, а вот Курбе всегда стремился к максимальному реализму.

Наконец, в полном соответствии с подходом Курбе, Фриц Таулов нарисовал целую серию картин (версий) с изображением реки Лисакер в одном и том же ракурсе, но в разное время суток. Это свидетельствует о том, что уже первая версия картины имела успех и художник решил его развивать.

Горная речка — все версии картины

Считается, что Таулов нарисовал 11 версий с однотипным сюжетом — «горная речка Лисакер извивается среди заснеженных берегов ранней весной». Одна из них висит в зале №13 — давайте сравним «нашу» московскую версию с остальными.

Поиск в Интернете занял немало времени, но, кажется, удалось обнаружить все оставшиеся 10 версий. Первые работы нашлись в музеях Стокгольма, Кракова и Чикаго. Остальные версии выставлялись на аукционах. К сожалению, не все изображения хорошего качества. Все работы выполнены пастелью на холсте, кроме краковской версии — цветной литографии.

Читайте также:  Река яуза где находится город

Названия зарубежных вариантов звучат по-другому: талый снег, тающий лед, зимний пейзаж, зимняя река, ледоход, но без сомнения, это не копии, а именно варианты одного и того же сюжета. Практически все зарубежные версии датированы 1887 годом, что позволяет уверенно предположить, что и Горная речка была создана зимой 1887 года.

Версия № 2. Spring Thaw (Весенняя оттепель).1887 год. Nationalmuseum. Stockholm. Швеция

На версии из Стокгольма — туманный, пасмурный день. Нет солнца — нет и разнообразной палитры на поверхности воды. Река покрыта тонким льдом? Лед на горной речке . Жаль, что художник уже не может нам ответить.

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Spring Thaw, 1887 (Nationalmuseum, Stockholm, Sweden)

Версия № 3. Thawing Ice. The Lysaker River (Талый лед. Река Лисакер) 1887 год. 56х95. Private Collection

Справа явно проступают скалы, не очень различимые на московской копии. В этой версии уже больше солнца. По-прежнему кажется, что река покрыта тонкой корочкой льда после сильного ночного мороза. Если предположить, что эти работы выполнялись на плэнере, то в условиях норвежских морозов выбор Тауловым необычной комбинации материалов — пастель и холст — становится более понятным.

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Thawing Ice. The Lysaker River, 1887, 56 х 95 cm (Private Collection)

Версия № 4. Stream in Winter (Речной поток зимой). 61х81. Private Collection

Кажется, здесь вечереет? Похоже, что солнце растопило тонкий лед и мы видим речной поток. Но как-то все выглядит грубовато, по сравнению с «нашей» версией…

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Stream in Winter 61х81 (Private Collection)

Версия № 5. Isløsning (Таяние льда). 54х90. Private Collection.

Вот это уже совсем близко к московской версии…Живая вода. Но «наша» все-таки лучше!

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Isløsning, 54 х 90 cm, 1887 (Private Collection, GWPA)

Остальное версии вы можете сравнить сами. На мой взгляд — в Москве висит самая лучшая версия. Сергей Дягилев явно не сплоховал.

Версия № 6. Winter Landscape (Зимний пейзаж). 1887 год. 62х97 Private Collection

Версия № 7. Melting Snow (Талый снег). 1887 год. 54.6х94.6 The Art Institute of Chicago, США

Версия № 8. Untitled version (название неизвестно). Private Collection

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Winter Landscape, (Private Collection) Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Melting Snow, 1887 (The Art Institute of Chicago, USA) Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Untitled (Private Collection)

Версия № 9. Isløsning, Lysakerelven (Таяние льда. Река Лисакер). 53х90. Private Collection.

Версия № 10. Fra Lysakerelven, Isløsning (На реке Лисакер. Таяние льда). Private Collection.

Версия № 11. Eisbruch (Ледоход) 1889 год 36х59. литография. Museum Narodowe w Krakowie. Польша

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Isløsning, Lysaker elven (Private Collection, Blomqvist Auction) Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Fra Lysakerelven, isløsning (Private Collection, GWPA) Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Eisbruch (Pękanie lodów) 1889 (Museum Narodowe, Краков)

Буду очень рад, если после этой публикации мой любимый угол «имени Фрица Таулова» будет более оживленным — норвежский художник этого заслуживает.

Ну хотя бы вот так:

Фриц Таулов (Frits Thaulow, 1847-1906) — Горная речка (A Mountain Stream) — Зал №13. Галерея искусства стран Европы и Америки ХIX-XX веков

Теперь можно рассказать о самом художнике, но, пожалуй, уже в следующий раз…

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24