Определите художественно выразительное средство лениво дышит полдень мглистый лениво катится река

«Полдень», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

Источник

Федор Тютчев — Полдень: Стих

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения «Полдень» Тютчева

Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Полдень» рисует читателю картину жаркого полдня, реки и неба, объятых дремотой. Природа, человек и даже боги будто отдыхают после утренней суеты.

История создания

Стихотворение было создано в конце 20-х годов 19 века. В 1836 году оно было опубликовано в журнале «Современник». Принято считать, что оно относится к мюнхенскому периоду творчества поэта, когда Ф. И. Тютчев находился под влиянием идей Шеллинга и Гейне.

Жанр, тема и идея

По жанру «Полдень» относится к пейзажной лирике. Тема этого стихотворения отразилась непосредственно в самом названии «Полдень» — изображение природы в полуденный час. Идея — передать ощущения лености и дремоты природы.

Для воплощения своей идеи автор вводит в произведение образы древнегреческих божеств. Пан — бог природы, долин и лугов, нимфы — природные божества. Древние греки верили, что в полдень природа погружается в покой.

Основной мотив и образы стихотворения

Главный образ в этом произведении — природа, объятая дремотой. Всё застыло в покое: и река, и облака, и даже божество природы.

Композиция

«Полдень» состоит из двух четверостиший, или строф. В первом четверостишии автор рассказывает о лениво катящейся реке и чистом небе, во втором — о дремоте, которая похожа на туман, и о великом Пане.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Такой ритмический строй очень лёгок для читательского восприятия.

Художественные средства

Ф. И. Тютчев использовал различные средства для передачи идеи своего произведения:

  • анафору (единоначатие): первая, вторая и четвёртая строка первой строфы начинаются со слова «лениво»;
  • олицетворение: «дышит полдень»;
  • глаголы состояния: «дышит», «дремлет», «тают», «катится»;
  • эпитеты: «пламенной и чистой», «жаркая», «покойно», «лениво», «мглистый»;
  • сравнение: «как туман»;
  • аллитерацию: в первой и третьей строке первого четверостишия используются согласные звуки [л], [н], [м], [й] для придания плавности при прочтении;
  • синтаксический параллелизм: первая, вторая и четвёртая строка начальной строфы построены по единому принципу инверсии (обстоятельство, сказуемое, подлежащее): «Лениво дышит полдень … // Лениво катится река … // Лениво тают облака».

Умело используемые Ф. И. Тютчевым синтаксические и изобразительно-выразительные средства языка будто переносят читателя в душный летний полдень, когда всё объято тягучими, практически физически ощущаемыми ленью и дремотой.

Читайте также:  Угрюм река основано на реальных событиях или нет

Источник

Анализ стихотворения «Полдень» Федора Тютчева

Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Полдень» рисует читателю картину жаркого полдня, реки и неба, объятых дремотой. Природа, человек и даже боги будто отдыхают после утренней суеты.

История создания

Стихотворение было создано в конце 20-х годов 19 века. В 1836 году оно было опубликовано в журнале «Современник». Принято считать, что оно относится к мюнхенскому периоду творчества поэта, когда Ф. И. Тютчев находился под влиянием идей Шеллинга и Гейне.

Жанр, тема и идея

По жанру «Полдень» относится к пейзажной лирике. Тема этого стихотворения отразилась непосредственно в самом названии «Полдень» — изображение природы в полуденный час. Идея — передать ощущения лености и дремоты природы.

Для воплощения своей идеи автор вводит в произведение образы древнегреческих божеств. Пан — бог природы, долин и лугов, нимфы — природные божества. Древние греки верили, что в полдень природа погружается в покой.

Основной мотив и образы стихотворения

Главный образ в этом произведении — природа, объятая дремотой. Всё застыло в покое: и река, и облака, и даже божество природы.

Композиция

«Полдень» состоит из двух четверостиший, или строф. В первом четверостишии автор рассказывает о лениво катящейся реке и чистом небе, во втором — о дремоте, которая похожа на туман, и о великом Пане.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Такой ритмический строй очень лёгок для читательского восприятия.

Художественные средства

Ф. И. Тютчев использовал различные средства для передачи идеи своего произведения:

  • анафору (единоначатие): первая, вторая и четвёртая строка первой строфы начинаются со слова «лениво»;
  • олицетворение: «дышит полдень»;
  • глаголы состояния: «дышит», «дремлет», «тают», «катится»;
  • эпитеты: «пламенной и чистой», «жаркая», «покойно», «лениво», «мглистый»;
  • сравнение: «как туман»;
  • аллитерацию: в первой и третьей строке первого четверостишия используются согласные звуки [л], [н], [м], [й] для придания плавности при прочтении;
  • синтаксический параллелизм: первая, вторая и четвёртая строка начальной строфы построены по единому принципу инверсии (обстоятельство, сказуемое, подлежащее): «Лениво дышит полдень … // Лениво катится река … // Лениво тают облака».

Умело используемые Ф. И. Тютчевым синтаксические и изобразительно-выразительные средства языка будто переносят читателя в душный летний полдень, когда всё объято тягучими, практически физически ощущаемыми ленью и дремотой.

Источник

«Полдень», анализ стихотворения Тютчева. Анализ стихотворения тютчева полдень

Фёдор Иванович Тютчев – это русский поэт, который является достоянием всей русской культуры. Родился писатель в далеком 1803 году. Детство его прошло в Орловской губернии, в семье дворян. Федор был весьма спокойным и послушным ребенком. Этому способствовала домашняя атмосфера. Мальчик рос в замечательной семье, где родители любили друг друга, любили детей и всячески проявляли о них заботу.
Обучение поэта проходило в домашних условиях. Руководил данным курсом и навевал взгляды ребенку домашний учитель по имени Семён Егорович Раич. Он был поэтом-переводчиком, увлекающимся античной поэзией. За короткий промежуток времени он стал для Федора другом и товарищем. Именно качественное обучение под руководством Раича позволило раскрыть в Тютчеве творческую личность. Первое произведение Федора было написано в 12 лет.


Следует отметить, что Тютчев занимался не только написанием стихов, но и переводами. Особенно интересен для него был Гораций из Древнего Рима. По достижению 15-летнего возраста Федор поступил в университет в Москве, на факультет словесности.

По окончании университета Тютчева отправляют на работу за границу. Писатель более 20 лет служит на должности дипломата как в Германии, так и в Италии. Первое упоминание среди критиков того времени о стихах Тютчева датируется 1836 годом. Именно в это время произведения автора попали в руки А.С. Пушкина, который пришел в восторг от прочитанного и сразу же опубликовал стихи в журнале «Современник».

Тютчев очень долгое время не публиковал свои собственные сборники. Первый вышел в свет только в 1854 году. Здесь было большое количество произведений в стиле пейзажной лирики, которые имели сравнение с жизненным человеческим путем и открывали глубокий философский смысл. Именно с этого момента о Тютчеве заговорили многие культурные деятели того времени. К примеру, Н.А. Некрасов считал его лирику наиболее блестящей за все время существования русского письма.

Жанр, размер, композиция стихотворения

Произведение «Полдень» относится к пейзажной лирике. В стихах Тютчева часто сталкиваются и притягиваются противоположности, например в этом стихотворении противопоставляется день ночи. Здесь преобладает «дневная» лирика над «ночной».

Стих написан в четырёхстопном ямбе, имеет перекрёстную рифмовку, чередующиеся рифмы: женскую и мужскую. Характер произведения легкий и спокойный, ритм размеренный и четкий.

Композиция стихотворения «Полдень» довольно проста: оно разделено на две части по четыре строки. В первой части Тютчев рисует «ленивый» знойный пейзаж. Во второй – использует древнегреческие мотивы, ссылаясь на бога леса Пана.



Особенности создания стихотворения «Полдень»

Фёдор Иванович Тютчев за время своего жизненного пути создал большое количество произведений. Когда после его смерти родственники и друзья стали их собирать, находить, то в итоге их насчитали более 400 штук. Основные направления его шедевров – это пейзажная лирика, а также особенности любовных отношений. Тематики имеют глубокий философский смысл.

Весьма ярким и запоминающимся произведением считается стихотворение, получившее название «Полдень». Этот шедевр создан Федором Ивановичем Тютчевым в промежутке между 27-м и 30-м годами девятнадцатого столетия. Точная дата создания произведения неизвестна. Именно в этот период автор уже проживал за границей, поэтому произведение можно смело отнести к мюнхенскому периоду формирования его творчества. Следует отметить, что автор не особо любил публиковать свои творения. Стихотворение «Полдень» появилось в средствах массовой информации в 1836 году, после того, как в руки А.С. Пушкина попала тетрадь Тютчева с записями. Именно Александр Сергеевич сделал первый шаг в формировании дипломата как поэта.

Читайте также:  Когда замерзает река ижора

Символы и образы

Автор в стихотворении «Полдень» наблюдает жаркий день в природе, он поражен ее медлительностью, леностью. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Еще в Древней Греции считали, что в полдень время замедляет ход, жизнь всего живого приостанавливается и находится в состоянии покоя.

Но затем автор показывает, что природа все-таки живет своей жизнью. Он применяет в лирическом тексте прием олицетворения. Природа оживает, в ней появляются мифические существа – бог леса Пан со своими нимфами.

Тютчев этим приемом показывает взаимосвязь, единство и постоянство всего окружающего мира. Что все в нем происходит по своим правилам и законам непрерывно и постоянно. Автор характеризует мир природы с более высокого, космического уровня.

Художественные средства

Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые написаны четырехстопным ямбом. Рифма проста и легка для слуха и заучивания – опоясывающая.

Природа у поэта одухотворена и одушевлена. Инверсия и метафора «дышит полдень» вносит в стихотворение дыхание самой природы. В первом четверостишии инверсии встречаются в каждой строчке: «катится река», «тают облака». Кроме того, для изображения зноя используются поразительно точные эпитеты. Полдень у него мглистый, лазурь пламенная и чистая, дремота жаркая. Эпитет «лениво» раскрывает суть этого времени суток.

Ф. И. Тютчев полдень раскрывает как состояние сонной дремоты с удивительной выразительностью. Здесь используется снова метафора «как туман»: всю природу захватила дремота. Мглистый тютчевский полдень позволяет увидеть раскаленный летний воздух, над которым зависло жаркое марево. При этом он насыщает стихотворение глаголами, которые описывают состояние жаркого дня: дышит, катится, тают, объемлет.

Раннее творчество Тютчева

В период 20-30-х годов XIX века поэзия Ф. Тютчева окрашена романтическими нотами. Весь мир для него жив и одушевлен. В это время он увлекался натурфилософией Ф. Шеллинга. Одновременно Ф. Тютчев сближается со славянофилами, которые признавали эстетические воззрения и романтическую метафизику литературы Германии.

Поэта более всего интересовали вопросы взаимоотношений человека и природы, человека и космоса, одухотворение Вселенной, понятие мировой души. Отголоски его интересов мы встречаем, проводя анализ стихотворения «Полдень». Тютчев, создав картину знойного дня, сделал ее полностью живой. Для него душой обладают и река, и небесная лазурь, и плывущие по ней облака, и жаркая дремóта. В его поэзии органично переплавляются формы европейского романтизма и русской лирики.

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (
реки, облаков
) передается в стихотворении с помощью лексемы
«лениво»
:
лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река
. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения

(
«полдень дышит»
,
«река лениво катится»
), а также с помощью
метафоры
(
«полдень дышит»
) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом

с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств

:
метафоры
(
«дышит полдень»
), сравнения (
«И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»
),
эпитетов
(
«полдень мглистый»
,
«тверди пламенной и чистой»
,
«дремота жаркая»
),
инверсии
(
«катится река»
,
«тают облака»
,
«дышит полдень»
),
анафоры
(
«Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»
).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво»

раскрывает самую существенную черту знойной середины дня:
«лениво тают облака»
,
«лениво дышит полдень»
,
«лениво катится река»
. Эпитет
«полдень мглистый»
поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

Это 1)Федор Иванович Тютчев-Полдень 2)не позднее конца 1820-х годов точнее «Полдень» (1829)

Природа — это основная стихия творчества Ф.И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н.А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в «живом, грациозном, пластически верном изображении природы». Он же отмечал умение поэта «уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина». Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении «Полдень» поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает 103 самую существенную черту явления («лениводышит полдень мглистый», «лениво тают облака»). Само сочетание «лениво тают» способно заменить длинное подробное-описание. В тютчевской лирике главным становится прием одушевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении «полдень дышит», река «лениво-катится». Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы — божества природы, живительных, плодоносных сил): И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. ИногДа Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение «Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам» (Некрасов). Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи.Вот чем я могу помочь тебе,больше я не знаю. впрочем там все есть!

Читайте также:  Часть реки выше шлюза четыре буквы

Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.

«Полдень» Ф.Тютчев

И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»

Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.

Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.

«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.

Николай Некрасов в статье «Русские второстепенные поэты» 1850 года высоко оценивает пейзажную лирику Федора Ивановича. По его мнению, ключевое достоинство стихотворений Тютчева — живое, грациозное, пластически-верное изображение природы. В качестве одного из примеров Некрасов как раз приводит «Полдень».

Тема стихотворения

Что говорит анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев сделал темой изображение южного пейзажа на Адриатике. Перед глазами быстро встает картина К. Брюллова «Итальянский полдень» и, как ни странно, русская деревенька — в недвижном жарком воздухе все замерло и наполнилось томлением.

Природа вечна и позволяет себе быть ленивой, ей нет по нашим человеческим меркам предела ни во времени, ни в пространстве. Опосредованно описал вечность и бесконечность в своей миниатюре Тютчев. Полдень, идея которого состоит в нерушимом покое, стал священен для пастухов Эллады, которые боялись нарушить отдых Пана.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24