Островский гроза какая река

Полифункциональность образа реки в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Харлушина Алла Александровна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Общей и прикладной филологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Аннотация: В статье рассматривается проблема функционирования образа Волги на примере анализа пьесы А.Н. Островского «Гроза». Показывается многофункциональность образа реки в пьесе. Особое внимание уделяется раскрытию функции «неживой» Волги.

Ключевые слова: Река, Волга, пьеса «Гроза», А.Н. Островский.

Образ реки встречается в большинстве пьес А.Н. Островского, но своё многообразие данный образ наиболее полно проявил в пьесе «Гроза». Образ Волги является в данном произведении ключевым и определяет специфику всей пьесы. О данном факте написано немало работ, однако тему его функционирования затрагивали не столь значительное количество исследователей. Рассмотрим данный вопрос на примере анализа одной из самых известных «волжских» пьес А.Н. Островского.

Итак, действие пьесы развивается на фоне природы города Калинова, расположенного на берегу великой русской реки. Описание провинциального городка наполнено колоритным пейзажем, красотой видов, которыми неоднократно восторгаются сами герои произведения: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» [7, С.5]. Наслаждение героями красотой Волги говорит о естественной потребности душевного общения с природой, нетронутой городской цивилизацией. «Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» — говорит Кулигин на самых первых страницах пьесы [7, С.6]. Но далеко не все герои способны оценить по достоинству окружающую красоту. Это говорит об их ограниченности, эмоциональной глухоте, неспособности ценить прекрасное. Например, нам трудно представить, как грубая и жестокая Кабаниха любуется природой. А вот именно на фоне реки будут описываться все душевные, личные переживания главной героини Катерины. В мире людей молодая женщина чувствует себя крайне неуютно. Утешение находит она только наедине с природой, находясь на берегу реки, имея непреодолимое желание слиться с ней воедино на протяжении всего произведения. Не случайно Катерина ещё в детстве, после сильной обиды, убежала к Волге, «…села в лодку да и отпихнула её от берега» [7, С.23]. Природа, а именно река, становится одним из главных действующих лиц в пьесе, она необходима для того, чтобы читатель осознал недостатки человеческих отношений, изображенных в произведении.

Следующей символичной функцией Волги становится её «пограничность», так как река, по словам О.Н. Красниковой, «делит описываемое в драме пространство на запертое городское и вольное природное» [4, С.479]. Противоположный берег Волги ассоциируется у главной героини пьесы с беззаботным детством, с радостной жизнью до замужества. Драматург показывает, что у реки собственная жизнь, коренным образом отличающаяся от жизни людей, прекрасная, чистая, свободная. Тяга к воле, природе удовлетворяется Катериной у Волги, которая символизирует своеобразную границу между пространством городским, удушающим и природным, вольным. Стало быть, образ реки формирует в данном контексте антитезу городской – природный.

Не менее значимой функцией образа реки является введение в произведение мотива полёта, простора, безграничной свободы. За это отвечает обрывистый берег Волги, у которого стоит Катерина и мечтает летать, как птица: «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» [7, С.16]. Глядя на волжские просторы, девушка страдает, чувствуя свою беспомощность, безволие. Получается, что Катерина – запертая в клетке птица, жаждущая вырваться на волю. Отметим, что мотив простора трагически трансформируется в пьесе: «Катерина появляется на сцене, мечтая раскинуть руки и взлететь с прибрежной кручи, а уходит из жизни, падая с этого обрыва в Волгу» [2, С.201]. В данном случае символическая функция реки в пьесе амбивалентна: «…её образ сопровождает как самые радостные минуты, так и самые ужасные страдания Катерины. Она — источник красоты, спасения, свободы и перерождения, но ее тёмные воды несут в себе смерть Катерины» [3, С.175].

Следует отметить также, что образ реки несёт в себе и природное начало. Само слово «Волга» встречается в тексте пьесы 8 раз, но есть и синонимичные слова – река, омут, вода. Вода как один из природных элементов является в произведении отправным пунктом развития действий (желание Катерины кататься на лодке по реке с любимым мужчиной) и завершением драмы (гибель героини в воде). Кроме этого, стихию воды логично дополняют в пьесе и другие природные элементы – воздух (мотив полёта, свободы) и огонь (гроза и геенна огненная). Образ огня, к слову, заставляет вспомнить русские фольклорные традиции. Народ в своих поверьях отводил огню исключительное место. Причём, огонь из всех явлений «…один столь очевидно наделен свойством принимать противоположные значения – добра и зла. Огонь – это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Это кухонный очаг и апокалипсис. Он доставляет радость ребенку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он дает блаженство и требует почтительности. Это божество охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив…» [1, С.19-20]. Как карателя всякого зла показывает нам Островский огненную стихию. Достаточно вспомнить слова барыни, адресованные «грешной» Катерине: «Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой» [7, С.18]. Народ верует в карательные силы огня: «Уж ты помяни моё слово, что эта гроза даром не пройдёт! …Либо убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь» [7, С.53]. Аналогичное отношение встречаем и к воде как природному началу мира, ведь гибнет Катерина именно в реке. Данный момент наводит к мысли о ещё одной функции реки – смертоносной.

Читайте также:  Реки мира по полноводности таблица

Река, изображённая Островским, несёт смерть главной героине. С одной стороны, Волга дарит эстетическое наслаждение своими видами, возможность душевного утешения, но с другой стороны, несёт смерть, пускай и избавительную для девушки. Причём автор называет Волгу в данном случае омутом. Не в чистой воде, не в полноводной реке, а именно в омуте гибнет Катерина. Омут – глубокая яма на дне реки. То есть река показана здесь как неживая, мёртвая. И вообще в пьесе мы не встречаем описания функционирующей для народа Волги: по ней не ходят пароходы, не видно рабочих, рыбаков. Хотя в реальности Островский изучал жизнь, быт, нравы волжан, участвуя в этнографическом путешествии по Волге. Автор будущих пьес так называемого «волжского» цикла видел бурную жизнь реки. Но в пьесе «Гроза» Волга является тем конечным пунктом, куда можно убежать от замкнутого пространства семьи, города Калинова. Но ни улететь в небо, как птица, ни уехать с Борисом Катерина не может, и единственно верным, по её мнению, спасением может быть только самоубийство в реке: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» [7, С.25] Таким образом, «ширь и простор великой русской реки соседствуют с человеческой трагедией» [6].

В контексте рассуждений о «мёртвой» реке в рассматриваемой нами пьесе можно ещё отметить высказывание римского философа Л.А. Сенеки, который сравнивал подчинение жизни людей судьбе с водой быстрых потоков, которая «не бежит вспять и не медлит, ибо следующие воды стремят белее ранние, так как повинуется цепь событий вечному вращению судьбы» [9, С.199]. Здесь важно отметить, что Катерина не подчинилась течению жизни, судьбе, не продолжила своё существование с миром ханжества, невежества и бесчувственности, а сама решила завершить свой жизненный путь. И не в быстрой, красивой, полноводной реке, а в неподвижном, тёмном, «безжизненном» омуте. Повторим, что Волга описывается автором в «Грозе» не такой, какой он её видел, а не зависимой от деятельности людей, свободной, «мёртвой».

Затрагивая тему фольклорных традиций, не стоит забывать и о других функциях воды. По мнению О.Н. Красниковой [см. об этом подробнее: 4, С.479], с которым нельзя не согласиться, в пьесе будет реализовано сразу несколько фольклорных мотивов, например: вода обладает очистительной силой, поэтому Катерина смывает с себя грехи; мотив «река-путь» реализован в драме в том смысле, что Катерина переходит из мира живых в мир мёртвых посредством реки и др.

Наконец, река в «Грозе» является фоном для развёртывания некоторых действий. Островский использует данный образ для создания художественного пространства. В дальнейшем это станет проблемой для создателей декораций театра, ведь «…как ни рисуй Волгу, а настоящей текущей рекой изображение не станет» [5]. Однако фон драматургу просто необходим, и Островский выбрал главную русскую реку, что, конечно, придало произведению самобытности, национальности, народности. Изображая общественно-бытовые характеры и нравы предреформенной действительности, автор «…создал в «Грозе» проникнутую духом подлинной народности замечательную социально-бытовую трагедию» [8].

Читайте также:  Тактика ловли на фидер на реке

Таким образом, образ реки Волги выполняет в пьесе «Гроза» одновременно несколько функций. Многофункциональность образа объясняется как могуществом, свободой, бескрайним простором, ширью реки, так и той многозначностью смысла, которая обеспечивает одно из главных положений пьесы в иерархии реалистических жанров.

Источник

Образ города Калинов в пьесе Гроза Островский сочинение

Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов является прекрасным городом, К тому же его окружают красивые пейзажи. Однако несмотря на это, персонажи данного произведения, называют свой город, городом жестоких нравов, холодным и полным обмана. Одним из таких персонажей, которые высказывают своё недовольство жизнью в городе, является мещанин Кулигин.

Управляют данным городом два человека, которые держат в страхе всех, это Кабаниха и купец Дикой. Купец дикой, является человеком, который любит свои деньги, а также любит чтобы они прибавлялись с каждым часом в его кошельке, он даже ради этого готов пойти на обман, в чём сам ни раз признавался другим персонажам в произведении. Прочитав данное произведение, становится понятно, что данный персонаж, не является высоко образованным, наоборот он часто допускает ошибки в своих выражениях, несомненно в данном городе, большинство Купцов является похожими на него.

Несомненно, большая часть жителей Калинова, являются невысоко образованными людьми, это обычные крестьяне и люди с низким достатком. Однако, даже богатые люди в этом городе, которые имеют доступ к образовательным книгам и газетам, не выделяются большим образованием. Властные богатые жители города, не считают своей обязанностью, обращаться с уважением к высокопоставленным лицам, наоборот купец Дикой, имеет наглость общаться с городничим как со своим другом.

Крестьяне и бедные слои населения, постоянно являются уставшими, так как спят всего по 3 часа в день, из-за того что их господа, заставляют их работать день и ночь. Купцы же, постоянно подстраивает друг другу ловушки, а так же время от времени, подают друг на друга в суд. Из-за низкого нравственного и морального образования города, местные жители не решаются переступить черту и начать учиться чему то новому. Как пример, Кулигин, жаждущий научиться писать стихи, не решается начать, так как боится что жители города его затравят.

Большинство народа города, проживает свою жизнь однообразно и довольно скучно. Для того чтобы получить новую информацию, они не читают образовательных книг, а также свеже напечатанных газет, они читают, такие старые журналы, как например, Феклуша. Содержание данных журналов, скорее является фантастическим, так как они рассказывают своим читателям, что существует далеко-далеко, такие заморские страны, в которых существуют люди, с головами собак.

2 вариант

Пьеса под названием «Гроза» написана известным русским писателем драматургом Константином Островским. Именно этот человек является основателем театра в России. Он создал прекраснейшую пьесу, наполненную глубоким смыслом. Она называется в честь природного явления – грозы.

Пьеса наполнена разнообразными символами. Например, гроза символизирует здесь гнев всевышней силы – гнев Бога, если таковой имеется. Главная героиня, изменившая своему слабохарактерному, хилому волей, бесполезному во всех делах мужу. Ее звали Катериной. Она была несчастной. Таковой сделал ее не только муж, но и город, в котором женщина обитала.

Все действия происходят в городе под названием Калинов. Он вымышленный, но Островский описал его максимально точно, ярко и как нельзя подробно, точно таковой в реальности есть. А вся загвоздка заключена в том, что город Калинов есть не что иное, как сборный образ всех городов в России. Город Калинов – город притворной праведности. Этот населенный пункт кажется на первый взгляд заселённым людьми религиозными и верящими в Бога, почитающими религию, но в истине здесь все максимально гнусные, развратные, падшие так низко, что уже нет возможности им подняться выше. Все здесь давно пало и нет возможности вернуться.

Читайте также:  Кто согласовывает перенос русла реки

Главной характеристикой любого города являются люди, которые здесь живут. Люди Калинова представляют собой такие люди, которые окружающих осуждают, а сами живут в грехе и грязи. Например, главным представителем двойственности Калинова является Кабаниха. Она осуждает свою невестку, но при этом сама поступает гадко, унижая своего мужа.

Город, полностью оплетен сплетнями. Взятничество – это главное хобби большинства чиновников. Конечно, Катерина не смогла здесь жить и покончила с собой не только из-за стыда, но и от таковой жизни. Можно сказать, что она сдалась, но нет. В данном случае суицид являлся для нее единственным выходом из этого круга бессмыслицы. Катерина не могла поступить иначе, хотя осознавала страшный грех.

Такова жизнь в Калинове. Образ Калинова полностью соответствует образу всей России.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ города Калинов в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является великим произведением 19 века. Между главными героями этих произведений на протяжении всей пьесы происходят

Федор Михайлович является одним из великих классиков XIX века. Его произведения выделяются своей необычностью и уникальностью.

Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни. Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение

Этот цикл рассказов автор посвятил выходцам из простонародья. Это было очень необычно для произведений того временного периода. В основном писатели и поэты в описаниях крестьян допускали много лирики

К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам

Источник

Что такое гроза у Островского?

Короткое емкое название пьесы сразу привлекает внимание. Что такое гроза у Островского? Обратимся к событиям пьесы. Действие разворачивается в вымышленном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. В первом действии изобретатель Кулигин рассуждает с местными молодыми людьми (Кудряш, приказчик Дикого, мещанин Шапкин) о тяжелом характере и самодурстве помещика Дикого. Затем появляется племянник Дикого Борис, который рассказывает, что сам он из Москвы, где получил хорошее образование, а к дядьке приехал после смерти родителей за частью бабушкиного наследства. Условие получения наследства – почтительное отношение к Дикому, что, по мнению местных жителей, означает, что Борису наследства не видать. Борис жалуется Кулигину на то, как сложно ему жить в доме дяди, на что изобретатель рассказывает о нравах города Калинова, заключая тем, что они довольно жестоки.

Что такое гроза для Катерины?

Что такое гроза для других персонажей?

У каждого из героев есть своя тайная или не очень печаль. Кулигин страдает от непризнания его таланта изобретателя, Дикой и Кабаниха – от своего консерватизма и нежелания принимать перемены, Тихон – от своего безответного перед матерью характера. И для каждого из них гроза – символ: Кулигин видит в ней невозможность испытать новое изобретение, на которое Дикой отказался дать деньги; Дикой и Кабаниха – расплату за грехи человеческие; для Тихона она символизирует его одиночество в жизни. Он так и говорит в финале, обращаясь к мертвой жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Что такое «Гроза» сегодня?

По пьесе «Гроза» сочинение написано не одно, много издано критических и литературоведческих статей, но все их объединяет одно – понимание многоплановости Островской грозы. Гроза — это символ не только косности российского мещанства, но также и изжившей себя патриархальности. Однако не стоит воспринимать грозу только лишь с отрицательной точки зрения. Она также символ очищения: Катерина погибла, но смертью искупила грех измены. После грозы земля обновится. После грозы изменится уклад жизни в России – это процесс закономерный, практически природный, хотя и не обходящийся без жертв.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24