От рельефа местности зависит питание реки падение реки годовой сток

Тест. Реки России.8 класс
тест по географии (8 класс)

Может быть использован на уроке по теме «Внутренние воды.Реки»

Скачать:

Вложение Размер
test_8_kl.reki_.odt 14.75 КБ

Предварительный просмотр:

1.Главная река со своими притоками

2.Превышение истока над устьем

3.Место,где река берет начало, называется

4.Внезапный подъем уровня воды в реке

5.Объем воды, который протекает в русле за

6.Наиболее низкий уровень воды в реке называют

7.Большинство рек России имеют преимущественно питание

8.От климата зависит

9.От рельефа местности зависит

  1. Большинство рек России относится к бассейну

в)Северного Ледовитого океана

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-обобщение по теме:»Реки России»- 8 класс

Разработка урока обобщения по теме «Реки России» 8 класс по учебнику А.И.Алексеева «Природа и население».География.Россия.Данный урок обеспечивает овторение и закреплние знаний по теме, формирует знан.

Методическая разработка урока в 8 классе «Реки России».

p < margin-bottom: 0.21cm; >Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр.

Урок в 8 классе «Реки России»

Данные разработки можно использовать при проведении обобщающего урока по теме.

ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РЕКИ РОССИИ»

Дистанционный урок по теме «Реки России». На уроке вы познакомитесь особенностями рек, расширите и углубите знания о них. Выясните, какие воды наиболее доступны для человека, чем определяются их особе.

Урок географии 8 класс по теме «Волга — главная река России»

Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в России.Установить взаимо.

Реки России. Характеристики рек. Интерактивный тест

Образовательный ресурс создан на основе использования шаблона тестов Дмитрия Иванова. При запуске презентации в выскочившем окне необходимо нажать на кнопку «Включить содержимое». При завершении работ.

Реки России. Тест

Тест «Реки России» может быть использован при изучении курса физической географии России.

Источник

Годовой сток реки — это что такое? Крупнейшие реки мира по годовому стоку

В данной статье мы подробно рассмотрим вопрос, что такое годовой сток реки. Также узнаем, что влияет на этот показатель, который определяет полноводность реки. Перечислим самые значительные реки планеты, лидирующие по годовому стоку.

Речной сток

Важнейшей частью всепланетного круговорота воды — этого залога жизни на Земле — являются реки. Движение воды в их сетях происходит под воздействием гравитационного градиента, то есть вследствие перепада высот двух точек земной поверхности. Вода движется из более возвышенной области на более низко расположенную территорию.

Питаемые тающими ледниками, выпадающими осадками, а также подземными водами, вышедшими на поверхность, реки несут свои воды в устье – обычно в одно из морей.

Они различаются между собой как протяженностью, густотой и разветвленностью речной сети, так и расходом воды за определенный промежуток времени — тем ее количеством, которое проходит через сечение или створ реки за единицу времени. При этом ключевым параметром будет являться расход воды в створе реки при впадении в устье, так как насыщенность или полноводность меняется в сторону увеличения от истока к устью.

Годовой сток реки в географии – это показатель, для определения которого необходимо учитывать количество воды, стекающей за секунду с квадратного метра рассматриваемой территории, а также отношение расхода воды к объему выпавших осадков.

Годовой сток

Итак, годовой сток реки – это, прежде всего, тот объем вод, который река выбрасывает при падении в свое устье. Можно сказать и немного по-другому. Количество воды, которое проходит за названный период времени через сечение реки в месте ее впадения, – это годовой сток реки.

Определение данного параметра помогает охарактеризовать полноводность той или иной реки. Соответственно, самыми полноводными будут реки с наибольшим показателем годового стока. Единицей же измерения последнего является объем, выраженный в кубических метрах либо кубических километрах, за год.

Твердый сток

При учете величины годового стока необходимо учитывать, что река несет не чистую, дистиллированную воду. В речной воде как в растворенном, так и во взвешенном виде содержится огромное количество твердых веществ. Часть из них — в виде нерастворимых частиц — сильно влияет на показатель ее прозрачности (мутности).

Сток твердых веществ подразделяется на два вида:

  • взвешенный — взвесь относительно легких частиц;
  • донный — относительно тяжелые частицы, которые влекутся течением по дну к месту впадения.

Кроме того, твердый сток состоит из продуктов выветривания, вымывания, эрозии и т. д. почв, грунтов, горных пород. Показатель твердого стока может достигать, в зависимости от полноводности и мутности реки, десятков, а порой и сотен миллионов тонн (к примеру, Хуанхэ – 1500, Инд – 450 миллионов тонн).

Климатические факторы, определяющие параметр годового речного стока

Климатические факторы, определяющие годовой сток реки, — это, прежде всего, годовое количество выпадающих осадков, площадь водосбора речной системы и испаряемость воды с поверхности (зеркала) реки. Последний фактор напрямую зависит от количества солнечных дней, среднегодовой температуры, прозрачности речной воды, а также от иных многочисленных факторов. Важную роль играет также и то, в какой период времени выпадает наибольшее количество осадков. Если в более жаркое, то это уменьшит годовой сток, и наоборот. Огромную роль играет также влажность климата.

Характер рельефа

Реки, текущие большей частью по равнинной местности, при прочих равных условиях, менее водообильные, чем преимущественно горные реки. Последние по годовому стоку могут превышать равнинные в несколько раз.

Причин тому много:

  • горные реки, имеющие гораздо больший уклон, текут быстрее, а значит, у речной воды меньше времени на испарение;
  • в горах температура всегда намного ниже, и, стало быть, испарение слабее;
  • в горной местности больше осадков и больше наполняемость рек, значит, и выше годовой сток реки.

Это, забегая немного вперед, усиливается тем, что характер грунтов в горной местности обладает меньшим впитыванием, соответственно, больший объем воды приходит к устью.

Характер грунтов, почвенного покрова, растительности

Речной сток в большой степени определяется характером поверхности, по которой река несет свои воды. Годовой сток реки — это показатель, на который в первую очередь влияет характер грунта.

Скальные породы, глина, каменистая почва, песок сильно отличаются пропускной способностью по отношению к воде. Сильно впитывающие поверхности (например, песок, сухая почва) будут радикально уменьшать объем годового стока протекающей по ним реки, в то время как почти непроницаемые для воды типы поверхности (выступающие скальные породы, плотные глины) практически никакого влияния на параметры речного стока оказывать не будут, пропуская речные воды через свою территорию безо всяких потерь.

Крайне важным фактором также является водонасыщенность почв. Так, обильно увлажненные почвы не только не будут «забирать» талую воду во время весеннего снеготаяния, но и способны «делиться» избыточной.

Немаловажным является характер растительного покрова берегов исследуемой реки. Например, те из них, что протекают по лесистой местности, более водообильны, при прочих равных условиях, по сравнению с реками в степной либо лесостепной зоне. В частности, это обусловлено способностью растительности уменьшать общее испарение влаги с земной поверхности.

Крупнейшие реки мира

Рассмотрим реки с наиболее обильным стоком. Для этого предлагаем вашему вниманию таблицу.

Источник

От рельефа местности зависит питание реки падение реки годовой сток

Тесты по географии 8 класс. Тема: «Внутренние воды»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Внутренние воды – это:

а) реки, подземные воды, многолетняя мерзлота, озёра, моря, ледники, болота;

б) реки, многолетняя мерзлота, болота, океаны, подземные воды;

+ в) реки, озёра, болота, ледники, подземные воды.

2. Что такое речной бассейн?

+а) ограниченная водоразделами часть земной поверхности, с которой происходит сток в реку или водоем;

б) условная, скорее топографическая линия, разделяющая водосборы двух или нескольких рек;

в) речное ложе или главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.

3. Что называется речной долиной?

+а) линейно-вытянутое понижение в земной поверхности, в котором протекает река;

б) территория, с которой река собирает воду;

в) граница, разделяющая соседние водные бассейны.

4. Укажите на схеме правый приток реки:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; +д) 5.

5. Годовой сток реки – это:

а) количество воды, которое попадает в реку за год;

+б) количество воды, которое река выносит за год;

в) объём воды, протекающей через поперечное сечение водотока за единицу времени.

6. Самая полноводная река России:

7. Самая протяженная река Европейской части России:

8. Почему самые крупные российские реки текут на север?

а) это связано с уклоном оси вращения Земли;

+ б) общий рельеф России имеет уклон к северу;

в) и то и другое.

9. Реки России относятся к бассейнам:

в) четырёх океанов.

тест 10. Работа реки зависит от:

а) количества поступающей в её русло воды;

+ б) падения и уклона;

в) географического положения водоёма.

11. Река бассейна Тихого океана:

12. Река бассейна Северного Ледовитого океана:

13. Река внутреннего стока:

14. Река бассейна Атлантического океана:

15. Река Лена впадает в:

а) Охотское море;

+б) море Лаптевых;

в) Каспийское море.

16. Притоком какой реки является Тунгуска?

17. Вычислите падение реки, если её исток находится на высоте 500 метров над уровнем моря, а высота устья – 150 м:

18. Вычислите уклон реки, если её падение 180 м, а длина 1500 км:

19. Падение рек будет больше:

б) в среднем течении;

в) в нижнем течении.

тест-20. В верхнем течении реки преобладает:

в) и то и другое.

21. Что такое режим реки?

+а) колебания уровня воды в реке (суточные, сезонные, годовые);

б) поступление воды в реку из различных источников;

в) способность к самоочищению.

22. Питание реки – это:

+а) поступление воды в реку из различных источников;

б) продукт боковой и глубинной эрозии;

в) увеличение или уменьшение уровня воды в зависимости от сезона.

23. Питание большинства рек России:

в) талыми водами, образующимися при таянии снега и ледников.

24. Самый низкий уровень воды в реке:

25. Река с летним половодьем:

26. Доля озёр от площади страны составляет:

27. Там, где ближе к поверхности находятся залежи известняков, образуются озёра:

28. Наиболее заболоченным районом России является:

+а) Западная Сибирь;

в) Восточная Сибирь.

29. Водные ресурсы – это:

а) воды, используемые только в электроэнергетике;

+б) воды, пригодные для использования в хозяйственной деятельности человека;

в) запасы речных вод.

тест_30. Одним из главных потребителей водных ресурсов в России является:

Источник

Урок в 8 классе по теме «Реки»

Урок в 8 классе

Антонова Вера Андреевна

МБОУ лицей с. Долгоруково

Цель урока: способствовать формированию представлений об особенностях характера течения, режима, питания, годового стока рек России и Липецкой области, оценить особенности рек Липецкой области для судоходства.

  • продолжить формировать и закреплять ключевые понятия – река, устье, исток, речная система, речная долина, режим реки, половодье, паводок, бассейн реки, уклон, падение, глубинная эрозия, базис эрозии;
  • формировать умение устанавливать зависимость рек от климата и рельефа;
  • продолжить формировать умение определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны.
  • создать условия для развития логического мышления, формирования интеллектуальных умений, ясно выражать свои мысли письменно и устно;
  • продолжить совершенствовать умения работать с учебной и дополнительной литературой;
  • развивать умения анализировать схемы, статистический материал;
  • формировать способности анализировать картосхему, карты атласа на основе самостоятельного изучения учебной и дополнительной литературы, формулировать вывод;
  • способствовать дальнейшему росту интереса к процессу познания.
  • создание условий для формирования коммуникативной культуры;
  • формировать умение работать в группе; умение выслушивать и уважать мнение других;
  • способствовать формированию чувства гордости за природные богатства своего края и России;
  • формировать устойчивый взгляд к бережному отношению и сохранению природных ресурсов.

Тип урока: урок-исследование нового материала.

Виды деятельности: работа с учебно-методическим комплексом, атласами. Формирование знаний на основе работы с картой, электронными ресурсами, таблицами, дополнительной литературой. Работа фронтальная, групповая, частично-поисковая .

Информационно методическое обеспечение: компьютер, проекционная система, программа SMART Notebook. Ресурсы Интернета сайт ЦОР. Атлас для 8 класса, карты физическая, климатическая; атлас Липецкой области; раздаточный материал.

Учебник «География России» под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.; параграф № 15; рабочая тетрадь к учебнику под ред. А.И.Алексеева;

— Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ.

Ребята, послушайте стихотворение

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество — больших и скромных…
…Но мне милей речушка та,
Быстра, прозрачна и чиста,
Где я босым мальчишкой в детстве,
На даче, летом, по соседству,
Рубцом, оставив в сердце память,
Нарвал кувшинок жёлтых маме.

Вопросы после прочтения:

О чём это стихотворение? Как будет называться тема нашего урока? Что можно узнать о реках из этого стихотворения? Какие реки по характеру течения у нас в районе и в области? Как человек использует реки?

Гипотеза: Если реки Липецкой области относятся к равнинному типу, то на них возможно судоходство.

И так, сегодня мы будем исследовать особенности рек России и Липецкой области.

Вспомним части реки и речной долины.

Задание на закрепление ключевых понятий : На доске изобразить речную систему подписать её части. На схеме «Речная долина» указать её части. На отдельном слайде показать бассейн реки и водораздел.

3. Как распределена речная сеть по территории страны.

Класс делится на группы.

Задание на формирование умения работать в группе, на формирование способности анализировать карты атласа: Определите по физической карте России и Липецкой области бассейны рек Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов, бассейн внутреннего стока, реки Липецкой области (приложение1).

По ходу заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы:

1. Объясните, почему бассейн рек Северного Ледовитого океана самый большой по площади?

2. Почему бассейн речных систем Тихого океана вытянулся узкой полосой вдоль побережья?

3. К какому бассейну относятся реки Липецкой области.

4. Какое место по площади занимает бассейн внутреннего стока и почему?

4. Глубинная и боковая эрозия, базис эрозии, падение и уклон реки.

Для оценки реки в жизни и деятельности человека важно знать следующие её характеристики: падение реки и уклон.

Учебник стр. 99, таблица на стр. 311, карты атласа.

Задание на формирование понятий — уклон, падение: пользуясь текстом учебника, раздаточным материалом определите превышение истока реки над устьем. Определите уклон реки. Сделайте вывод.

Описание реки Красивая Меча встречается в рассказах И. С. Тургенева:

«Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь — и, господи боже мой, что это? а? И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко вид­но… Смотришь, смотришь, ах ты, право!»

Можно ли только по составленным характеристикам судить о судоходности рек?

5. Расход воды в реке и годовой сток.

Очень важными характеристиками рек, особенно для судоходства, строительства гидроэлектростанций, является расход воды и годовой сток, зависящие от климата.

Учебник стр. 100-101, приложение стр. 311, карты атласа.

Задание на формирование умения определять по статистическим материалам особенности главных речных систем страны: пользуясь текстом учебника, таблицей на стр. 311 сделайте вывод о величине годового стока и зависимости водоносности реки от климата.

Самая многоводная река России – Енисей.

Почему Енисей – самая полноводная река России, несмотря на то, что осадков в бассейне Енисея выпадает меньше, чем в бассейне Печоры, Сев. Двины, Оби?

Как ещё проявляется влияние климата на реки?

6. Питание и режим рек.

Вспомним, типы питания рек.

Используется сайт ЦОР

Задание на формирование способности анализировать картосхему, формулировать вывод : какие реки нашей страны имеют дождевое, снеговое, смешанное, подземное и ледниковое питание? Объясните свой выбор.

От климата зависит режим рек.

— Что такое режим реки?

— Как изменяются во времени реки Липецкой области?

Задание на развитие умения анализировать схемы : по раздаточным схемам “Типы водного режима” определите, типы водного режима рек России, данные внесите в таблицу (приложение № 3).

Задание на совершенствование умения работать с учебной и дополнительной литературой : по картам учебника или атласа определите, в каком климатическом поясе преобладают:

  • реки с весенним половодьем;
  • реки с паводочным режимом;
  • реки с летним половодьем.

— Для чего необходимо изучать режим рек?

— В зависимости от характера хозяйственного использования рек их водный режим может быть естественным или зарегулированным.

Зарегулированный режим имеют реки, на которых построены ГЭС, плотины и водохранилища.

— Назовите зарегулированные реки Липецкой области?

Подведение итогов работы с таблицей.

Опережающее задание на совершенствование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, на формирование бережного отношения к природным ресурсам: тема «Хозяйственное использование рек Липецкой области»

— Какую новую информацию получили о реках?

– Что для вас было трудно, в чём преуспели?

Вернёмся к нашей гипотезе.

Гипотеза: Если реки Липецкой области относятся к равнинному типу, то на них возможно судоходство.

Подтвердили мы или опровергли гипотезу, выстроенную в начале урока?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (учитель кратко комментирует домашнее задание)

П.15, задание РТ на стр. 41, работа с картой.

9. ИТОГИ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Отвечают на вопросы. Примерные ответы.

В стихотворение говориться о реках. Тема нашего урока – реки.

Из стихотворения ясно, что реки бывают горные и равнинные, глубокие и мелкие. По характеру течения у нас в области реки равнинные, на которых возможно судоходство.

Работа выполняется в программе SMART Notebook на интерактивной доске (приложение1).

Бассейн Северного Ледовитого океана

Бассейн Тихого океана

Бассейн Атлантического океана

Бассейн внутреннего стока

Реки Липецкой области

Отвечая на вопросы, учащиеся приходят к выводу, что на характер течения реки и площадь бассейнов влияет рельеф, но сделать вывод о судоходности реки ещё рано.

Анализируя процесс эрозии, приходят к выводу: чем древнее и крупнее река, тем она глубже и тем больше террас можно насчитать в её долине.

Работа с текстом учебника, приложением учебника, картами атласа, результаты оформляются в таблицу (каждая группа анализирует реки своего бассейна). Делается вывод: рельеф местности влияет на скорость течения воды. Равнинные реки отличаются спокойным, плавным течением, небольшим падением и малым уклоном. У таких рек развиты широкие долины, и они удобны для судоходства. Горные реки имеют большой уклон, бурное течение, узкие порожистые глубокие долины, есть водопады. Горные реки не судоходны.

В Липецкой области для рек, стекающих со Среднерусской возвышенности (Красивая Меча), характерны значительный уклон, быстрое течение. Реки, протекающие по Окско-Донской равнине, имеют небольшой уклон, медленное течение.

Нет, так как очень большое влияние на реки оказывает климат.

Работа в тетради с таблицей (приложение1).

Величина годового стока характеризует водоносность реки и зависит от климата. Там, где коэффициент увлажнения больше единицы, реки полноводны и несут много воды. Объём годового стока рек Липецкой области составляет 3,2 км 3 . С учётом того, что область располагается в лесостепной зоне, коэффициент стока составляет 0,2-0,3.

Во-первых, вечная мерзлота является водоупорным слоем; во-вторых, в бассейне Енисея меньше потери воды на испаряемость

От климата зависит питание рек

Типы питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное.

Результаты записывают в таблицу (приложение 1) (каждая группа анализирует реки своего бассейна).

Режим реки — это изменение стока (объема водности) реки во времени.

Весной они полноводны, летом уровень реки уменьшается, осенью самый низкий уровень рек, зимой покрываются льдом.

По водному режиму реки делятся на три группы:

  • с весенним половодьем;
  • с летним половодьем;
  • с паводочным режимом.

Обучающиеся анализируют схемы и заполняют таблицу в тетради (каждая группа анализирует реки своего бассейна)

Знание особенностей различных режимов рек необходимо для строительства и эксплуатации ГЭС, организации работы водного транспорта, а также для орошения.

Реки Дон, Матыра, Воронеж и др.

Работа в парах, обмен информацией. Реки нашей страны – одни из крупнейших в мире, но густота речной сети в стране достаточно неравномерна и зависит от ряда природных условий: климата, рельефа.

Задача нашей группы была такой – изучить дополнительную литературу о хозяйственном использовании рек Липецкой области, о значении рек. Мы сделали следующие выводы:

Вода рек используется для орошения садов и огородов. Очень большое значение имеют река Воронеж и ее приток Матыра для обеспечения водой металлургической промышленности города Липецка.

Правые притоки Дона — Быстрая Сосна, Красивая Меча, Снова, Вязовня и другие, стекающие со Среднерусской возвышенности, имеют значительный уклон, быстрое течение, хорошо выраженную глубинную и боковую эрозию. Реки Воронеж, Становая Ряса, Матыра, Двуречка, Усмань, протекающие по Окско-Донокой низменности имеют небольшие уклоны, медленное течение, у них преобладает боковая эрозия.

Главной судоходной артерией Липецкой области является река Дон с притоком Воронеж. Остальные реки мелководны.

Отвечают на вопросы.

Мы подтвердили гипотезу частично. На возможность судоходства на реках оказывают влияние много факторов в комплексе: характер рельефа, боковая и глубинная эрозия, годовой сток, режим реки. Правые притоки Дона — Быстрая Сосна, Красивая Меча, Снова, Вязовня и другие, стекающие со Среднерусской возвышенности, имеют значительный уклон, быстрое течение, хорошо выраженную глубинную и боковую эрозию. Реки Воронеж, Становая Ряса, Матыра, Двуречка, Усмань, протекающие по Окско-Донокой низменности имеют небольшие уклоны, медленное течение, у них преобладает боковая эрозия.

Главной судоходной артерией Липецкой области является река Дон с притоком Воронеж, судоходство не регулярное. Остальные реки не судоходны.

Источник

Читайте также:  Раннее утро туман над рекой
Поделиться с друзьями
Байкал24