Отрарский государственный археологический музей заповедник

Отрарский государственный археологический музей заповедник

Адрес: ЮКО, Отрарский район, поселок Шаульдер. Телефон: +7 (7254) 42-11-50

Отрарский государственный археологический музей-заповедник был организован 11 мая 1979 года по Решению Совета Министров Казахской ССР. Его прообразом стал небольшой музей в школе на станции Тимур, созданный художником и историком Асантаем Алимовым 17 мая 1967 года. В период 1975-1976 г.г. музей считался районным филиалом областного историко-краеведческого музея. Фундамент современного здания музея был заложен в 1979 году, и в 1982 году музей был открыт для посетителей. Отрарский музей стал главным научно-исследовательским центром и хранилищем археологических ценностей, найденных при раскопках уникального памятника истории — городища Отрар, на протяжении более, чем 200 лет игравшего роль экономического и торгового центра региона.

Заповедник-музей занимает территорию общей площадью — 3048,5 кв.м.. В состав Отрарского государственного археологического заповедника-музея входят 4 археологических памятника республиканского значения, 216 археологических памятников местного значения. Сюда относятся древние города Отрарского оазиса: Отрартобе, Куйрыктобе, Кокмардан, Алтынтобе, Актобе, Жалпактобе, мавзолей Арыстан-баба и другие исторические памятники.

Экспозиция музея разделена на два раздела: археологический и этнографический. В археологическом зале самые ранние экспонаты относятся к эпохе бронзы. В основном это — глиняная посуда и другая домашняя утварь, найденная при раскопках города Отрар, городища и некрополя Кокмардан. Интеренсыми экспонатами являются обереги в виде фигурок животных, чаще всего в виде барана, собаки, лошади. Среди экспонатов зала есть множество остатков орудий труда, свидетельствующих о развитии земледелия и кочевого скотоводства. На выставке представлен широкий ряд экспонатов из керамики. Большинство из них восстановлено руками реставраторов. Потрясают цвета и прочность материала, которой не подвластны века. В группе посуды для хранения и транспортировки воды и продуктов питания преобладают хумы. Также из керамики представлены светильники, достархан, датируемый 11-12 веками нашей эры, кумганы, вёдра. А также глиняные кирпичи, плитка, используемая для облицовки стен мечетей и полов в общественных банях. О высоком уровне развития инфраструктуры города говорят фрагменты водопроводной системы.

К позднему периоду развития Отрара – к ХVІІ веку относятся изделия из керамики, хрупкий фарфор, железные орудия труда, золотые, серебряные и медные монеты, остатки пшеницы и хлопка, резные деревянные панели, стекло, кирпичи и облицованные плитки из терракоты.

В этнографическом разделе представлены экспонаты ХІХ-ХХ веков, собранные у местного населения – предметы быта, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, орудия труда, связанные с кочевым скотоводством, земледелием, рыболовством, охотой. Здесь есть и предметы соколиной охоты, тесно связанной с духовной культурой народа и убранство юрты. Самые ценные экспонаты – инкрустации из кости, серебряный пояс с позолотой, ювелирные изделия – серьги, кольца, накосные подвески-шолпы. Они придают экспозиции особый блеск.

В музее также организована библиотека Абу Насыра аль-Фараби. В ее фондах хранятся свыше 3000 изданий, труды аль-Фараби и его учеников.

Музей активно занимается научной работой. В 2001 году Отрарский государственный археологический музей-заповедник вместе с Республиканским научно-исследовательским институтом в сотрудничестве с Японией участвует в реставрации и консервации памятников древнего Тараза. В ходе реализации государственной программы «Культурное наследие» были развернуты работы по программе «Возрождение древнего Отрара». Проведены исследования на берегах Сырдарьи, в ходе которых выявлены 30 ранее неизвестных исторических памятников. Была восстановлена восточная баня XIV века. В прошлом году в Отраре были раскопаны восточные ворота города.

    Расскажи друзьям:

Другие Музеи
Дом-музей Академика К.И.Скрябина

С городом Таразом связаны имена многих поистине великих ученых: Кашгари, Дулати, Баласагуни, Саид-ат-Тарази, в один ряд с этими столпами науки восточного средневековья можно поставить и академика К.И.Скрябина.

Заповедник-музей «Памятники древнего Тараза»

Заповедник-музей «Памятники древнего Тараза» был открыт согласно Постановлению Правительство РК № 256 от 24 марта 1998 года. Основной деятельностью заповедника-музея является изучение, популяризация, охрана и контроль за реставрационную работу на объектах историко-культурного наследия.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите ctrl+enter.
По другим вопросам и предложениям посылайте запросы на [email protected]

Источник

Тайны древнего Отрара: почему стоит побывать в городище с многовековой историей

Опубликовано: 29 октября 2021, 13:41

Фото: Turkistan Tourism Center

Иногда, чтобы заглянуть в прошлое, достаточно посетить исторические места, где по сей день сохранились следы древней цивилизации. Одно из таких мест – городище Отрар, расположенное на юге Казахстана. На что здесь стоит посмотреть, и какие тайны хранит средневековый город, читайте в материале NUR.KZ.

Городище Отрар входит в список общенациональных сакральных мест Казахстана. Оно расположено в 57 км от города Туркестан. Неразрывно с городом связано имя всемирно известного Амира Темира, ведь именно по его приказу был воздвигнут мавзолей в честь великого наставника и учителя Ходжи Ахмеда Яссави – Арыстан-Баба.

Когда-то Отрар был одним из крупнейших центров Великого Шелкового пути. Город появился в VIII веке и был обитаем до начала XIX века.

Отрар — крупный земледельческий регион, расположенный у Сырдарьинского спуска Арыса был оплотом кочевников, так как находился в предгорьях Каратау.

Фото: Turkistan Tourism Center

С давних времен город, занимавший территорию в 200 га на правом берегу реки Арыс, был одним из крупных центров науки и культуры, торгового производства, земледелия и животноводства. В период с VІ по VІІІ век город Отрар был столицей крупных феодальных владений, в ІХ-ХІІ веках — главным городом региона, в ХІІІ-ХV веках — одним из крупнейших городов юга Казахстана, а в ХVІ-ХVІІ веках — политическим и экономическим центром Казахского ханства.

Отрар был знаменит собственным монетным двором, роскошными восточными банями с оригинальной системой отопления, огромной библиотекой, не уступавшей самым известным библиотекам древности. Здесь обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана (место, где распивали вино), мечети, лавки, магазины.

Как и другие средневековые города, город Отрар состоит из трех частей: цитадели, шахристана и рабада.

Фото: Turkistan Tourism Center

В 1219 году Отрар подвергся нападению монгольских войск Чингисхана. На протяжении шести месяцев жители города героически держали осаду и оборонялись, однако в результате предательства Отрар был захвачен врагом и сожжен. В XV веке город был отстроен заново, но после вновь разрушен уже джунгарами, а в начале XIX века был окончательно заброшен.

Первые исследования Отрара относятся к концу XIX века. Первое описание городища составил археолог Николай Веселовский. Правда результаты этих исследований были опубликованы лишь два века спустя, поэтому считалось, что первыми раскопщиками Отрара были члены Туркестанского кружка любителей археологии Кларе и Черкасов, которые провели здесь раскопки в 1904 году.

С 1947 года изучением Отрарских памятников занималась Южно-Казахстанская археологическая экспедиция под руководством Александра Бернштама, а уже в 1969 году Кемаль Акишев организовал Отрарскую археологическую экспедицию и начал систематическую работу по изучению Отрарских памятников.

Читайте также:  Где располагается крымский заповедник

В результате многолетних исследований были обнаружены ценные культурные слои города, такие как жилые кварталы ХІ-ХІІ века, удивительная постройка ХІІ-ХІV веков, восточная баня, построенные в конце XIV – начале XV века, остатки мечети и дворцовых построек и гончарные мастерские, характерные для XVI-XVIII веков постройки мечетей, жилые кварталы.

Фото: Turkistan Tourism Center

Кроме того, в городище обнаружено немало археологических экспонатов – кухонной утвари, украшений, мебели, монет, и много другого. Все это хранится в Государственном заповедник-музее Отрара, расположенного на проспекте Жибек-Жолы села Шаульдер.

Что нужно знать туристам

Добраться до древнего города Отрар вы можете как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Туры выходного дня можно приобрести во многих турагенствах. К слову, попасть на территорию городища при государственном музее-заповеднике Отрар можно за символическую плату – цена билетов варьируется от 50 тенге (для школьников) до 200 (для взрослых). Для представителей социально-уязвимых категорий населения вход бесплатный. Отдельно можно заказать услуги экскурсовода, стоимостью от 800 до 2000 тенге. Экскурсии проводятся как на казахском и русском, так и английском языках.

Фото: Turkistan Tourism Center

В целях создания туристского центра, отвечающего современным требованиям туристской отрасли, в 2019 году в окрестностях города Отрар был построен визит-центр. Первый этаж центра комплексного обслуживания туристов оборудован с целью создания комфортных условий для туристов.

Предусмотрены зоны отдыха, детская площадка, коворкинг площадка и т.д. На втором этаже расположены экспонаты по пяти стадиям древнего города Отрар: создание II-VI Отрара, расцвет IX-XII Отрара, XIII отрарская катастрофа, XIV Отрарский период реконструкции и Отрарский период Казахского ханства. Кроме того, к 1150-летию Абу Насра аль-Фараби был открыт зал Аль-Фараби, где были представлены научные и вещественные данные о личности.

Культурное наследие Отрарского оазиса широко пропагандируется в стране и за рубежом. В настоящее время количество туристов, посещающих объекты Отрарского государственного археологического музея-заповедника, растет.

Так, по данным пресс-службы Отрарского государственного археологического музея-заповедника, посещаемость объектов музея-заповедника в 2018 году составила свыше 365 тысяч туристов, в 2019 году – более 485 тысяч.

Если в 2020 году из-за мировой пандемии число посетителей сократилось и объект посетили 144 тысячи человек, то за 9 месяцев 2021 года уже 362 тысячи туристов. До конца года планируется достичь показателя в 450 тысяч.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Отрар в деталях

О чем рассказывает выставка «Қамалы бекем, халқы қайсар — Отырар»?

В музеях Казахстана хранятся тысячи интересных и бесценных экспонатов, отражающих историю и культуру древних цивилизаций, населяющих степные территории. Наверняка, каждому жителю республики хотелось бы своими глазами увидеть старинные предметы быта, охоты и другие древнейшие артефакты, которые были изготовлены нашими предками. Но в силу того, что подобные музеи расположены порой очень далеко, не каждый казахстанец может отправиться в другую область, для того чтобы лично увидеть исторические находки.

Чтобы сделать музеи доступными для всех жителей страны, в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру» начали создаваться передвижные выставки. Одна из таких выставок открылась в Павлодаре и посвящена она 800-летию обороны древнего города Отрар. Разместились ценные экспонаты в областном историко-краеведческом музее имени Григория Потанина. Организатором этого знаменательного события выступил Отрарский государственный археологический музей-заповедник. Название выставки «Қамалы бекем, халқы қайсар — Отырар», она рассказывает об уникальной инфраструктуре и жителях древнего города.

По словам сотрудника отрарского музея, всего было привезено 200 экспонатов, которые были обнаружены при раскопках города и ближайших к нему поселений.

Хранители музея отмечают, что каждый представленный здесь артефакт имеет огромное значение для истории казахского народа. Самые ранние из находок, датируются I-V веками нашей эры. В основном это глиняные необожженные сосуды, разнообразные крышки и декоративные украшения. Из Павлодара выставка отправилась в город Экибастуз и сейчас обосновалась там, далее все экспонаты будут представлены жителям Семея и Усть-Каменогорска.

История Отрара

Отрар, так назывался некогда могущественный средневековый город на востоке. Также он известен и тем, что здесь жил и творил выдающийся ученый-энциклопедист Абу Наср аль-Фараби. В нисбе ученого («нисб» — часть арабо-мусульманского имени, говорящая о генеалогической, этнической или социальной принадлежности человека, а также месте его рождения или проживания прим. авт.) заключено еще одно название города — Фараб, которое, по мнению ученых, является синонимом Отрара. Во время своего расцвета этот город был столицей крупного феодального владения на территории среднего течения реки Сырдарья. После он получил статус главного города всего округа и в последствии стал самым крупным и влиятельным населенным пунктом на юге Казахстана. С XV до начала XVIII века город стал экономическим и политическим центром Казахского ханства. Однако уже к середине XVIII века он был разрушен джунгарскими набегами и представлял собой заброшенные развалины, которые сами жители называли Отрар-тобе.

Арабские ученые средневековья среди которых были историки и географы в своих трудах писали об Отраре как о могущественном торгово-экономическом, культурном центре не только Казахстана, но и всей Центральной Азии.

Во многом свой авторитетный статус город получил благодаря очень выгодному географическому расположению. На этой территории были богатые пастбищные угодья и самое главное, доступ к пресной воде, следовательно, это было местом активных кочевий, а сам город считался опорной точкой для кочевников, где они могли отдыхать и запасаться продуктами. К тому же через Отрар проходили многие караванные пути. Из города следовала дорога в Тараз и Баласагун, которые находились на «Великом шелковом пути». Из Отрара вверх по Сырдарье шла трасса в город Шаш и Фергану. Через Кзыл-Кумы на юго-запад можно было попасть в Бухарский Согд, Мерв, Нишапур. На запад караваны шли в Хорезм, Поволжье, на Кавказ, Урал. Далее от гор Каратау начинались бескрайние степи Центрального Казахстана.

Как отмечал известный востоковед и советский археолог Александр Бернштам: «Трудно найти в Средней Азии более выгодное и одновременно более опасное географическое положение для города».

Отрар хоть и являлся главным городом в округе, но помимо него здесь были и другие населенные пункты. Около Отрара (или Фараба), располагались Бурух, Кедер, Весидж. Сейчас же вместо этих городищ и поселений, названия многих из них до нас не дошли, остались десятки оплывших руин, скрывающих в себе, архив материальной культуры прошлого.

На фото: место раскопок древнего Отрара.

Место развалин Отрара и памятники тех регионов привлекли внимания исследователей. Впервые в 1904 году была снята топография Отрара, проведена раскопка силами исследовательских организаций Туркестана. При этих раскопках нашли много посуды из глины. После Великой Октябрьской революции возникли условия для широкого изучения истории края. В 50-х годах здесь провела исследования и раскопки археологическая экспедиция Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. Отраром специалисты не ограничились, проведя исследования и в селе Кок-Мардан на городище Куйры-ктобе, которые является остатками средневекового некрополя. Наиболее крупные раскопки проводились на самом Отраре, где были исследованы участки города, относящиеся к ХVІ-ХVІІ векам, также мечеть ХV века, бани ХІ века ремесленные мастерские и многие другие объекты. В результате раскопок был собран большой, во многом уникальный материал по городской застройке, жилищам, различным ремеслам, и в общем о развитии городской культуры на протяжении почти двух тысяч лет. С того момента древний город и памятники отрарского оазиса стали главными объектами исследований археологов.

Читайте также:  Волжско камский заповедник татарстана реферат

Результаты исследований архитектуры и ландшафта города демонстрируют что это поселение очень схоже с другими средневековыми памятниками, которые были найдены на территории Казахстана и всей Средней Азии.

Главная часть городища имеет пятиугольную форму, и является холлом высотой более 17 метров. Общая площадь строений более 20 гектаров. По всему периметру были возведены стены, на которых находилась круглые башни, выступающие за периметр стены. Попасть в древний Отрар можно было с трех въездов, два из которых были расположены друг напротив друга. Ворота находились на северо-восточной, и в западной частях города. Основная улица делила город на две части и одновременно соединяла южные и северные ворота.

Раскопки древнего города ведутся на протяжении сорока лет. Именно труд ученых-археологов помогает лучше изучить древние эпохи. Благодаря этой непростой, длительной и очень кропотливой работе любой желающий может узнать об истории предков.

Первые населенные пункты начали появляться на этой территории еще в I веке нашей эры, что намного раньше первых упоминаний в письменных источниках о городе Фараб.

Артефакты города Отрар

При археологических раскопках наиболее часто встречаемые находки – глиняная посуда и другая домашняя утварь. Посуда делится на кухонную (котлы, горшки, крышки, сковороды, подставки), предназначенную для хранения продуктов и их транспортировки (хумы, хумчи, горшки, кувшины, крынки) и столовую (кувшины, кружки, чаши, блюда, тарелки).

Водоносные кувшины имеют широкое короткое горла со слегка отогнутым наружу ромбическим в сечении венчиком. Тулова, то есть корпус, — с покатыми и обвислыми плечиками, дно – широкое, плоское. Корпус сосудов снаружи затирался пучком травы или мокрой тряпкой, после покрывался розовым, красноватым или коричневым ангобом (покрытие из жидкой глины), потеками и пятнами ангоба. Эта керамика дает представление о формах, используемых мастерами того времени. Декор посуды, связанный, в первую очередь, с приготовлением пищи, хранением запасов, во многом отражает символику, свидетельствующую о магических представлениях древних племен.

На фото: кувшин найденный на территории города.

В музейных коллекциях, представлены цедилки, имеющие определенное значение. В местностях Отрара, этот предмет дает понимание того, что в городе были виноградники, и эти приспособления использовали в качестве фильтра для виноградного сока. Такие цедилки нашли и в городе Баласагуне.

В 1980 годы в результате раскопок, археологи обнаружили несколько ценных для науки находок. В ходе раскопок в регионах Куйрык-тобе, Коныр-тобе, Пышакшы-тобе были найдены Сосанидские геммы (печати, вырезанные на камне) изображенные на ценных камнях. Всего было найдено четыре подобных печати. Две из них находятся в Алматинском археологическом институте, одно в музее Отрар, и это самый ценный экспонат. Печать сделана, из светло-желтого халцедона (минерал одна из разновидностей кварца), в форме оленя.

Когда исследовали кладбища Отрара, Коныр-тобе, Кок-Мардан нашли керамические изделия. В Кок-Мардане в основном находили много украшений для женщин. Среди предметов женского декора в могилах были камни, металл, стеклянные бусы, серебряные или золотые с разноцветными камнями серьги, и другие изделия. Одна из любопытных находок — косметический инструмент для бровей изготовленный из графита и датируемый III-V веками. Также можно отметить доску с изображением сватовства в центральном крепостном зале, она была найдена в Куйрук-тобе. В материалах Согды и Усрушана встречается сходство дерева с орнаментом в Куйру-ктобе.

В первой половине VII-ІХ веков встречаются изделия из смешанной комплексной керамики. Исследователи подтвердили, что керамические изделия похожи на металл. Для окраски посуды добавляли слюду, она давала определенный цвет металлу. Это также послужило подтверждением, что кувшин принадлежит IV-V векам.

При раскопках найдено много дастарханов – глиняных круглых столиков, богато украшенных штампованным, резным и налепным орнаментом растительного, геометрического и зооморфного содержания. Здесь можно увидеть изображения птиц – павлинов, голубей, птиц с хохолками.

Стекольное ремесло

Зарождение стекольного ремесла в городах Южного Казахстана относится к раннему средневековью. Некоторым прямым подтверждением тому может служить свидетельство китайской династийной хроники «Бейши» 424 года нашей эры, где говорится о том, что жителей Средний Азии, торговавшие с Китаем, обучили варке и отливке разноцветных стекол, превосходивших образцы западных стран. Большая коллекция стеклянных предметов, собранная при археологических раскопках Куйрык-тобе, позволяет предполагать наличие местных стекольных мастерских. В ряду стеклянных сосудов из Куйрык-тобе: кувшин, кружка, графин, стакан, чаша, изделия, сфероконусы и другие экспонаты. Для их изготовления использовалось стекло зеленного цвета, малопузырчатое.

В стеклянных коллекциях были и колыбели-люльки, а именно горшки и трубочки для бесика, которые называли тубеками. Тубеки – важная часть детской люльки, формы и размеры стеклянных тубеков были стандартными. Цилиндрический корпус, сужающийся к верху, переходит в широкий отогнутый под прямым углом венчик, закраина которого имеет петлевидный загиб внутрь. Цвет стекла — разнообразный: от голубого прозрачного до темно-синего и черного. В коллекции музея имеется несколько целых изделий, разные по размерам и цвету. Многие изготавливались способом выдувания в форму, в результате которого на стенках образовывался «бликующий» узор в виде пчелиных сот, ромбов, шестиугольных сеток и кружочков.

На фото: изделия из стекла найденные на раскопках древнего города.

Во время раскопок были найдены и крышки различных размеров: от небольших, диаметром 10-12 сантиметров, до крупных, диаметром 25-30 сантиметров, есть крышки с петлевидной ручкой в центре или сбоку, и овальным отверстием. Они богато украшались резным, налепным и штампованным орнаментом растительного, геометрического и реже зооморфного характера. Отдельные элементы складываются в композиции вихревой розетки, спирали. Ручки сферических крышек делались в виде конических выступов, сплошь обрамленных налепными гофрированными бусинами или шишечками в виде голов барана, выполненных реалистично или схематически. Также были изображены головы птиц – фазана и петуха.

В серии ручек, выполненных в виде животных, выделяется одна, найденная на Отраре в слое стратиграфического шурфа (горная выработка для разведки) Х-ХІІ веков. Передняя часть головы барана имеет высоту 7,5 сантиметров и изготовлена из плотной розовой глины равномерного обжига.

На фото: фрагменты изделий выполненных в форме животных.

Керамика древнего Отрара

В ХІ – начале ХІІІ веках городская культура достигает своего наивысшего расцвета. В это время появляется и получает широкое распространение керамика, покрытая глазурью. К разукрашенным керамическим посудам, найденным археологами, относятся кружка, графин, чаша, блюдце и светильники. К этим изделиям относятся более давние виды керамики, имеющие черные, красные, зеленые, коричневые цвета и обвальные надписи.

Читайте также:  Заповедник фьордланд год создания

Основные орнаменты составляют одну из пяти частей посуды, обычно шейка посуды составляет около 3 сантиметров. На них нанесены надписи арабскими буквами и керамическим курсивом. Обычно посуда того времени не имеет рисунков и украшений, только в середине есть круглые пятна, скрутки, запятые.

Была найдена и другая посуда с арабскими надписями, с треугольными, четырехугольными композициями, с изображениями цветов.

В промежутке XIII-XV веков производство керамики концентрировалось в рабаде, шахристана и близлежащие города Мыншукыр, Коныртобе, мастерские под названием «Обертки Кувшинчиков» находились в 250 метрах от центра Отрара на Юго-Востоке.

На фото: керамика древнего города.

По мнению археолога Карла Байпакова проводящего раскопки, мастерские нижнего этажа относятся ко второй половине XIII века и к первой половине XIV века, а верхние этажи ко второй половине XIV века, и к началу XV века. Если же говорить об инструментах керамистов Отрара, то они использовали колодки, подставки и различные точила.

Здесь найдено много изделий сделанных руками мастеров. Самыми интересными экспонатами из этих предметов можно назвать плавленые пиалушки. Под воздействием высокой температуры пиалушки плавили. Внутри этой посуды есть орнаменты в виде цветов. К сожалению верхняя часть экспоната была сломана.

Поливная керамика XV – начала XVI веков: чаши, миски, блюда, тарелки покрыты прозрачной глазурью с окраской в различных оттенках голубого и синего, реже зеленого цветов. Моно и полихромные росписи выполнены коричневой, марганцевой, фиолетовой, черной и реже, красной красками. Привлекательны изделия, у которых внутренняя полость расписана красками одного цвета, а внешняя – двумя. Много посуды с росписью синим (кобальт), в чем прослеживается подражание фарфоровым изделиям Китая. Росписи носят геометрический (крест, ромб, сетка), растительный эпиграфический характер. Большим разнообразием отличается растительный орнамент: стилизованные растительные побеги, завитки и вполне реалистически выполненные «ботанические мотивы» — рисунки растений, цветов (лилия, нарцисс, шиповник). В композициях с кустами и деревьями эпиграфический орнамент передан в уникальной стилизации. В оформлении чаш, блюд иногда сочетаются элементы различных видов орнамента.

Керамика Отрара ХV-ХVІ веков имеет много общего с керамикой Ташкента, Самарканда, Ургенча, Бухары. Однако местные самобытные признаки превалируют, в частности, использование в качестве узора тамгообразных знаков, помещаемых в центре чаш. Возможно, мастера, делавшие посуду, ставили свой родовой знак или просто метку, а может быть, знак принадлежал крупным феодалам, которые могли владеть ремесленными мастерскими города.

На внутренней поверхности чаши изображены розетки в виде бутонов хлопка, оплетенных растительными побегами, дно сплошь заполнено спиралями, а в самом центре помещен стилизованный цветок. Изделия гончаров древнего города представляют для науки ценный материал, позволяющий глубже понять духовный мир наших предков, род их занятий, вкусы, художественное восприятие.

В истории развития промышленности Отрара наблюдаются два этапа. Первый этап начался в ХІІІ веке, и закончился в XV веке. А второй этап был датирован началом ХVI века и далее относится к ХVII веку. При этом стоит отметить, что за свою историю город Отрар пережил три пожара.

Сокровища древнего Отрара

Вокруг развалин Отрара всегда ходили слухи о спрятанных на его территории сокровищах древних правителей. Несметные богатства должны были храниться глубоко под землей. Подогревали эти слухи частые находки золотых монет и украшений. Такие находки случались и в XX и в XXI веке. Так, при распашке поля в 1974 году вблизи развалин Отрара нашли клад серебренных монет и украшений. А в 2004 году при прокладке канала был найден сосуд с золотыми динарами. Еще одним доказательством, зарытых сокровищ находка в 1998 года, это были серебренные монеты в Куйрык-тобе. На этих монетах были надписи на арабском, с одной стороны – «Калима», а с другой высечено имя повелителя, султана, зоркого Амир-Тимура. Также были найдены золотые монеты точно с таким же изображением, с одной стороны имена и титулы правящего, с другой надпись: «Куран Карим». На некоторых монетах надписи не были сохранены, кроме того места производства монет в ХІІ-ХІІІ остаются неизвестными.

Города той эпохи такие как Туркестан, Сыгнак или Отрар считались мегаполисами своего времени. Ученые отмечают, так как города находились на путях «Великого шелкового пути» они имели очень важное политическое и экономическое значение во всей Евразии.

Архитектура Отрара

В IX-XII веках городская жизнь в Средней Азии испытывала довольно большой рост. В то время в городах начали активно появляться такие заведения как бани. В результате раскопок на территории рабада Отрара были обнаружены две бани ХІ-ХІІ веков. Одна из бань была построена в восточном стиле и имеет десять комнат, куда вошли парная и даже массажная. В некоторых комнатах на полу изображены орнаменты, свастика, тепло проступало в бани через специальные трубы, а вода через тоннели, которые проходили под землей далее они вели к водохранилищу города.

Во время раскопок в шахристане Отрара была найдена мечеть, площадью 60 на 22 метра. Сооружение привлекает к себе внимание из-за особенности строительства. Как отмечают археологи мечеть была возведена в честь Тимура (Тамерлана). Роскошное здание построено из жженного кирпича, крыша имела форму купола. Окна были отделаны узорной решеткой из ганча – строительного гипса, смешенного с глиной. Снаружи мечеть украшена красивыми кирпичами. Встречались и позолоченные плитки их использовали для красоты, это говорит о том, что в те времена архитектура была на высоком уровне.

Раскопки позднесредневековых слоев проводились в центральной части городища и на территории предместья. Исследования на широких площадях города показали, что основным застроенным компонентом позднесредневекового Отрара, как и раньше, является квартал. Площадь одного из кварталов составляла 2,3 тысячи квадратных метров, в него входило сразу 12 домов.

Квартал, был образован на монументальной постройке ХІ-ХІІ веков. Комнаты имели площадь от 10 до 45 квадратных метров. На местах жилых домов были найдены бытовые изделия, такие как: хумы (керамический сосуд), другая посуда, также тандырные печи. В ходе раскопок жилых домов ХІ-ХІІ веков были обнаружены санитарно-гигиенические септики и водопроводные трубы. Эти экспонаты показывают, что Отрар был цивилизованным городам.

Железоплавильное ремесло Отрара

О том, что железоплавильное, ремесло очень широко применялось в Отраре, ученые выяснили после раскопок мастерских ХІІІ-ХV веков, на городище Куйрык-тобе. Эти мастерские были сосредоточены в одном городском квартале на площади в полгектара.

Правильно уложенные ряды брусков необработанного рыхлого железа были найдены в отвалах производства. Эта находка доказывает, что в свое время город был крупным металлургическим центром всего южного региона. Как правило, из железа изготавливались ножи, серпы, подковы, гвозди, скобы.

В Отраре и в соседних городах, при производстве изделий из металла, например, меди или бронзы распространилась мода на поделки, украшенные благожелательными надписями и текстами религиозного содержания. Среди них следует отметить большую группу светильников и подставок, которые имели вид высоких цилиндров на ножках.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24