Озеро для блокады ленинграда

Как «Дорога жизни» спасала блокадный Ленинград

В кольце

8 сентября 1941 года войска группы армий «Север» взяли город Шлиссельбург на берегу Ладожского озера, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг второго крупнейшего города Советского Союза по суше. В окруженном Ленинграде в ловушке оказалось около полумиллиона советских войск, почти все военно-морские силы Балтийского флота и до трех миллионов гражданского населения.

Единственный путь, который теперь связывал Ленинград с «большой землей», проходил по Ладожскому озеру. Еще летом по нему начали массово вывозить из города жителей, а после установления блокады доставлять туда продовольствие.

Ладожская военная флотилия на тот момент полностью господствовала в акватории озера, и опасность конвоям исходила от авиации и установленной на берегу артиллерии противника. Несмотря на систематические налеты Люфтваффе морякам удалось организовать беспрерывное снабжение города, а также проложить по дну Ладожского озера несколько телефонно-телеграфных кабелей.

По тонкому льду

С приближением холодов городские власти и советское военное командование задумались о том, как коммуникация через Ладожское озеро будет осуществляться зимой. Это был важнейший вопрос для уже голодающего Ленинграда, поскольку самолеты в одиночку просто не смогли бы справиться со снабжением такого крупного мегаполиса.

Уже в ноябре на еще тонкий лед (10 см) для определения контуров будущего маршрута, ставшего вскоре известным как «Дорога жизни», стали выходить отряды гидрографов и разведчиков. Ранним утром 17 ноября в сторону восточного берега выдвинулась группа бойцов 88-го отдельного мостостроительного батальона. Ей предстояло пройти 30 км, отмечая свой путь указательными знаками (вешками).

«Снежная пыль слепила глаза, штормовой ветер обжигал лицо, валил людей с ног», — описывал тяжелый путь разведгруппы генерал-лейтенант технических войск Захар Кондратьев, возглавлявший в годы войны Главное управление автотранспортной и дорожной службы РККА: «Разведчики уходили все дальше и дальше от берега. По пути они пробивали пробные лунки, замеряли толщину льда, устанавливали вешки. На каждом шагу их подстерегала опасность… Лед угрожающе потрескивал. На пятом-шестом километре от берега ветер усилился до штормового. Началась метель. Лед стал тоньше, заметнее прогибался, появились первые трещины. Солдаты обвязались веревками. Пошли цепочками, соблюдая интервалы. Каждый внимательно следил за товарищем, в случае беды готов был немедленно броситься на выручку».

Группу обнаружили вражеские наблюдатели, после чего по ней открыла огонь немецкая артиллерия. Некоторые солдаты проваливались в образовавшиеся от взрывов воронки, их вытаскивали сослуживцы. На следующий день обмерзшие, голодные, лишившиеся последних сил разведчики добрались до противоположного берега. Тем не менее, задача была выполнена — трассу испытали и провешили.

На помощь осажденным

Не теряя времени по «Дороге жизни», или как ее официально именовали — Военно-автомобильной дороге № 101, в сторону Ленинграда направился гужевой транспорт с припасами. Следом за ним опасный маршрут стали испытывать грузовики.

Генерал-лейтенант Феофан Лагунов, служивший в то время начальником тыла Ленинградского фронта и фактически ставший организатором знаменитой «Дороги», принял участие в первом рейсе. «Машина спустилась на хрупкий лед», — вспоминал военачальник: «Он прогибался. Под колесами то и дело в разные стороны разбегались лучистые трещины. Слышался характерный звук, напоминавший звук разрываемой резины. Сквозь прозрачный как стекло лед просматривались темные глубины дна и уходящие от колес пузырьки воздуха. Машину пришлось вести с большой осторожностью. Стоило сбросить ногу с педали или немного притормозить, как задние колеса машины заносило».

Генерал-лейтенант Феофан Лагунов.

Со временем лед становился крепче, и объем перевозок неизменно возрастал. Тем не менее, в первые недели под воду ушли десятки грузовиков, и это при том, что они шли по участкам, считавшимся вполне надежными. Ленинградские ученые установили, что виной разрывов льда стали резонансные колебания, которые возникали при совпадении скорости автомобиля со скоростью волны подо льдом. Для предотвращения трагедий были разработаны специальные правила прохождения маршрута, предложены рекомендации по скорости и промежуткам между автомобилями.

Читайте также:  Дорога вдоль озера хубсугул

Масштабная работа

Для того, чтобы тонны продовольствия могли бесперебойно поступать в Ленинград, вокруг «Дороги жизни» создали грандиозную инфраструктуру. «Лесные массивы, местами вплотную подступающие к озеру, гудели от множества голосов, перестука топоров, звона пил», — отмечал Кондратьев: «Строили подъездные пути, рубили лес в запас, возводили склады и базы, различного рода постройки для пунктов обогрева, питания, медицинской и технической помощи. Готовили дорожные знаки, вехи, переносные щиты, перекидные мостки на случай появления на льду трещин. Оборудовали авторемонтные мастерские, телеграфные и телефонные станции, готовили средства маскировки. Такие же работы велись на восточном берегу озера».

Более трех сотен регулировщиков, в основном женщин, стояли вдоль «Дороги жизни», одетые во все белое с флажками и фонариками. Эти, как их называли, «белые ангелы» были хорошо заметны не только советским водителям, но и вражеским снайперам и летчикам.

Охраной важнейшего маршрута занимались две дивизии внутренних войск НКВД, небо прикрывали несколько истребительных авиаполков и вытащенные на лед батареи малокалиберных зенитных пушек. Поиском вражеских диверсантов занимались буера — небольшие яхты на коньках с автоматчиками на борту. Защиту от мародеров на стоянках транспорта и на погрузо-разгрузочных базах обеспечивали силы ленинградской милиции.

Ленинградская помощь

Как ни удивительно, но грузы шли не только в измученный Ленинград, но и из него. Часть мощностей и специалистов Кировского завода не была эвакуирована на Урал, и продолжала производство тяжелых танков КВ буквально на передовой. Поскольку противник плотно держал город в осаде, но не предпринимал серьезных попыток штурма, их направляли на другие участки советско-германского фронта.

Со стальных монстров, весивших 40-50 тонн, снимали башню, чтобы уменьшить давление на лед, и буксировали ее на санях. Помимо того, Красная Армия из блокадного Ленинграда получала минометы и артиллерийские орудия, принявшие участие в битве за Москву.

Генерал-лейтенант Андрей Козлов вспоминал: «22 и 23 апреля 1942 года через Ладогу на восточный берег переправили около одиннадцати тысяч бойцов с вооружением — пополнение для 54-й армии. На машинах их удалось провезти только половину пути, остальную половину они шли пешком по колено в ледяной воде».

Уничтожить любой ценой

Для немцев «Дорога жизни» была как кость в горле. Она сильно мешала осуществлению их плана уморить город голодом и регулярно подвергалась авиационным и артиллерийским ударам. Противник в основном бил не по отдельным целям, а по площадям, пытаясь разрушить лед.

Образовавшиеся от взрывов полыньи, затянувшиеся корочкой льда и чуть запорошенные снегом, были почти незаметны и поэтому смертельно опасны для водителей, особенно ночью, когда и шел основной поток транспорта. В этом случае часто выручали все те же буеристы, тщательно инспектировавшие трассу.

Весной 1942 года с возобновлением навигации на озере вновь появилась Ладожская военная флотилия. В этом году врагов у нее прибавилось: помимо авиации, советским морякам пришлось противостоять переброшенным сюда отрядам немецких и итальянских торпедных катеров, действовавшим с финской военно-морской базы в Лахденпохью. Кроме того, была сформирована так называемая «флотилия паромов» из десантных барж «Зибель».

Противник, однако, так и не смог переломить ситуацию на Ладожском озере в свою пользу. Не смог он и помешать прокладке в мае-июне 1942 года по дну озера магистрального трубопровода для снабжения блокадного Ленинграда горючим и топливом.

22 октября немцы и их союзники предприняли попытку захвата небольшого острова Сухо, на котором маяк, артиллерийская батарея и гарнизон из 90 человек. Силы атакующих насчитывали более сотни человек на 15 десантных баржах, подержанных катерами. Советское командование в Ленинграде незамедлительно направило к острову подкрепления, но они в итоге не понадобились — проблему решили военно-воздушные силы.

Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда.

«Не прошло и 30 минут, как из-за леса почти на бреющем полете над нашими головами прошли над озером сотни военных самолетов…» — вспоминал капитан медицинской службы Георгий Сомов: «Как мы узнали позднее, командование подняло в воздух почти всю авиацию Балтийского флота и часть авиации Ленинградского и Волховского фронтов. Для гитлеровцев началось светопреставление. Они в считанные минуты потеряли большую часть своих десантных кораблей и катеров. Подошедшие корабли флотилии добили оставшиеся на плаву. В этом бою была полностью разгромлена фашистская военная флотилия на Ладожском озере, и в дальнейшем корабли противника не причиняли нам беспокойства».

Читайте также:  Ближайшая речка или озеро чтобы искупаться

В январе 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда, и продовольствие в город стало прибывать в основном на поездах. За те две зимы, пока действовал знаменитый маршрут, по нему в голодающий город было доставлено более одного миллиона грузов, а на «большую землю» эвакуировали около полутора миллионов мирных жителей.

Более трехсот автомобилей за это время ушло под лед, а количество солдат, моряков, сотрудников органов безопасности и гражданских служб, отдавших свои жизни, чтобы «Дорога жизни» сохранилась и функционировала, не поддается точному подсчету.

Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен

Источник

Главная дорога блокадного Ленинграда

Капельница, поставленная тяжело раненному бойцу прямо на передовой, не сможет его мгновенно исцелить и волшебным образом прикрыть от снарядов и пуль; она всего лишь должна не дать ему умереть. Ту же самую роль играла для осаждённого Ленинграда «Дорога жизни». Тяжелейшей блокадной зимой 1941–1942 годов именно работа трассы снабжения по льду Ладожского озера спасла город от неминуемой и страшной гибели. Альтернатив этому пути у Ленинграда не было.

Немецкое высшее командование в любом случае не собиралось кормить мирных жителей города, они были фактически приговорены к голодной смерти. А для СССР потеря Ленинграда означала почти гарантированное поражение в войне.

Ладога — угроза и надежда

Начиналось всё ещё в августе 1941 года, когда немцы перерезали последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Советское командование приняло решение эвакуировать мирных жителей через Ладогу. Это озеро известно своими сильными штормами в непогоду. Для обеспечения безопасности суда с людьми должны были идти по Старо- и Новоладожскому каналам, проложенным параллельно южному берегу Ладожского озера. Однако 8 сентября 1941 года немцы захватили город Шлиссельбург. Сухопутная блокада окончательно замкнулась, но не осталось и возможности для движения водного транспорта по каналам, входившим в Неву возле того же Шлиссельбурга.

В результате корабли и суда Ладожской военной флотилии были вынуждены ходить только по озеру. Маршрут между Новой Ладогой на востоке и бухтой Осиновец на западном, осаждённом побережье Ладожского озера был коротким, около 60 километров, но чрезвычайно рискованным из-за штормов, не уступавшим по ярости морским. В придачу ни оборудовать маяки, ни отметить фарватер здесь ещё не успели.

Тем не менее первые баржи в Осиновец пришли уже 12 сентября 1941 года. А в ночь на 17 сентября произошла одна из крупнейших катастроф за всю историю судоходства на реках и озёрах. Несамоходная баржа № 725 вместе с буксиром «Орёл» попала в шторм. По разным оценкам, на ней было от 1200 до 1500 человек. Из них буксир смог спасти чуть более двух сотен.

Но альтернативы Ладоге не было. Уже в сентябре 41-го положение с продовольствием в Ленинграде начало стремительно ухудшаться. Осаждённому городу одной только муки требовалось 1100 тонн ежедневно. Первой блокадной осенью по воде смогли доставить едва ли половину этого объёма. Авиация же больше 100 тонн в сутки перевозить не могла.

Доставляя в Ленинград продовольствие и другие товары первой необходимости, корабли и самолёты не только вывозили мирных жителей, но и перебрасывали из города на восток войска. Около 20 тысяч человек, перевезённых в качестве подкрепления во время октябрьского немецкого наступления на Тихвин и Волховстрой, помогли остановить противника на рубеже восточнее этих городов.

Но сам Тихвин всё-таки пал 9 ноября 1941 года, и поставки грузов для Ленинграда с востока по железной дороге прервались. Это поставило снабжение блокадного города под угрозу, он оказался на краю гибели.

Читайте также:  Как добраться до абрашинского озера

Как прокладывали «Дорогу жизни»

К этому времени советская сторона уже прорабатывала проект создания трассы снабжения по льду Ладожского озера. Некоторый опыт прокладки таких дорог уже был, причём самый свежий и масштабный оказался получен буквально за год до описываемых событий, во время войны с Финляндией. Это был бросок Красной армии по льду Выборгского залива. К моменту падения Тихвина первые проекты дороги уже существовали, дело было за реализацией.

Северная, более мелководная часть Ладожского озера замерзала быстрее. Нужно было дождаться этого момента и провести разведку. Это сделали 15–18 ноября. Затем маленькая колонна из семи автомобилей постаралась пройти с восточного берега озера, но неудачно. То же самое случилось со второй колонной. И только разведка 88-го мостостроительного батальона, проведя целые сутки на льду, сумела 18 ноября найти путь от порта Осиновец на «ленинградской» стороне Ладожского озера до села Кобона на восточном берегу. Ледовая трасса из задумки превратилась в осязаемый факт. Первые несколько дней по ней должны были идти конные обозы, а уже к концу ноября — автомобильные колонны.

21 ноября в Осиновец прибыли 350 конных упряжек, доставив для ленинградцев первые 63 тонны муки. Так между Ленинградом и большой землёй протянулась тонкая нить, без которой город не пережил бы блокады. Официально она называлась военно-автомобильной дорогой № 102 (ВАД-102). Ей руководил генерал-майор интендантской службы Афанасий Митрофанович Шилов.

ВАД-102 в работе и в бою

Каждый килограмм, доставленный по «Дороге жизни», стоил больших усилий и потерь. Машины проваливались и тонули, их разбивала немецкая авиация, саму трассу то и дело приходилось переносить, потому что лёд не выдерживал нагрузок. Руководство перевозками установило специальный режим движения транспорта, при котором перемещение автомобилей не перегружало бы ледовый покров. При всех усилиях только в январе 1942 года за сутки работы «Дорога жизни» смогла доставлять хотя бы минимальную дневную норму муки.

Обратно из города по той же трассе эвакуировали население и продолжали перебрасывать из Ленинграда войска. И не только стрелковые части. В феврале 1942 года по льду Ладоги провели 124-ю танковую бригаду — несколько десятков тяжёлых КВ. Для подстраховки с танков сняли башни, уменьшив тем самым массу, и везли следом за боевыми машинами на санях.

Немцев категорически не устраивало существование такой дороги прямо у них под носом. Бомбардировщики люфтваффе бомбили её с самого момента появления, истребители охотились на советские транспортные самолёты. Когда открылось движение по льду, трассу начала «обрабатывать» вражеская артиллерия. Немецкое командование даже готовило 8-ю танковую дивизию к рывку по льду, чтобы прервать снабжение Ленинграда. Этот план им не удалось выполнить только из-за общего наступления советских Волховского и Ленинградского фронтов в январе 1942 года.

Советские войска защищали «Дорогу жизни» с земли и воздуха. Здесь повторил подвиг Алексея Маресьева лётчик 4-го гвардейского истребительного полка Леонид Георгиевич Белоусов. Он обморозил ноги в полёте, началась гангрена, пришлось их ампутировать. Несмотря на это, лётчик в конце 1944 года вернулся в строй. Звание Героя Советского Союза он получил только 13 лет спустя.

Летом и осенью 1942 года противник перебросил на Ладогу итальянские торпедные катера и вооружённые немецкие паромы-катамараны «Зибель». В октябре немцы предприняли крупную операцию против острова Сухо, расположенного рядом с трассой. Советский гарнизон отбился с помощью Ладожской флотилии.

Ко второй блокадной зиме Ленинград был уже готов. Снабжение по Ладожскому озеру функционировало исправно, работа трассы обеспечила условия для нескольких крупных наступательных операций Ленинградского фронта. К зиме 1942–1943 годов появилось несколько проектов организации движения по льду. Среди них был такой рискованный, как строительство троллейбусной линии. Именно из-за риска этот проект был отклонён. Вместо этого было решено строить через Ладогу железнодорожный мост. Но эту идею воплотить не успели.

18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. И хотя движение по «Дороге жизни» продолжалось до марта, основную нагрузку приняла на себя новая артерия — построенная за рекордные 17 дней железная «Дорога победы».

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24