Турмаршрут по местам съемок фильма «Зверобой» разработали в Ивановской области
Он рассчитан на два дня с рыбалкой и ночлегом на берегу озера Тоньки
Новый туристический маршрут по местам съемок художественного фильма «Зверобой» разработали в Ивановской области. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе департамента культуры и туризма региона.
«Пешеходный туристический маршрут «Тропой Зверобоя» пролегает через озера Западное, Заборье, Рассохи, Бельское, Тоньки и Нельша Южского района по местам съемок известного фильма Андрея Ростоцкого. Общая протяженность маршрута составляет порядка 22 км», — сказали в департаменте. Маршрут рассчитан на два дня с рыбалкой и ночлегом на берегу озера Тоньки. Туристам покажут самые интересные места, где шла работа над фильмом «Зверобой», снятого по мотивам одноименного романа Фенимора Купера.
Картина, вышедшая на экран в 1990 году, рассказывает о взаимоотношениях первооткрывателей и коренных жителей Северной Америки.
Разработка и внедрение новых туристических маршрутов и проектов, считают в департаменте, способствует приросту туристов в регион. «В 2015 году туристический поток в Ивановскую область вырос на 6% по сравнению с 2014 годом и составил более 770 тыс. человек. В этом году мы ожидаем увеличения турпотока еще на 15%», — сообщили корр. ТАСС в пресс-службе.
По данным ведомства, с наступлением летнего сезона особым спросом пользуются экскурсии в старинные русские центры лаковой миниатюры — населенные пункты Палех и Холуй, а также на родину выдающегося кинорежиссера Андрея Тарковского в город Юрьевец. Не меньшей популярностью пользуются волжские города Плес и Кинешма. Как отметили в департаменте, развивается в регионе и событийный туризм. В частности, в этом году ожидается большое число гостей и туристов на кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало», фестиваль моды «Льняная палитра», День русского чая в селе Меховицы (Савинский район) и на празднике лука в Лухе.
Источник
Легенда о Зверобое: куда ведёт секретная тропа индейцев
Экстремальный туризм становится всё популярнее. И наш регион тоже может кое-что предложить в этом направлении. 27 сентября отмечают всемирный день туризма. Наша съемочная группа отправилась на край Ивановской земли, чтобы испытать на себе тропу Зверобоя, а заодно узнать всю правду о южских индейцах.
На краю земли — на краю Ивановской земли — в 1990 году снимался культовый приключенческий фильм «Зверобой». Южский район — заповедный край, край озёр и реликтовых сосен запал в душу режиссеру Андрею Ростоцкому. Чем не Канада? Бюджетный вариант. А вот и посёлок Моста — последний оплот цивилизации. Время здесь остановилось. А местные жители до сих пор помнят индейцев. Тракторист Геннадий тоже повстречался с краснокожими.
Ну а приключения съемочной группы Андрея Ростоцкого начинались в Юже. Актеры жили в гостинице. Оттуда на автобусах добирались до съемочных локаций. Фильм снимался сразу на трёх озерах — Нельша, Тоньки и Кщара. Почти всё лето с актёрской группой провела Елена Муратова — девушка тогда работала в Южском здравпункте, и её утвердили на должность медицинского консультанта.
Помощь медика, правда, понадобилась лишь однажды, во время каскадерского трюка — когда индейская девушка прыгнула с дерева в озеро и глубоко погрузилась в ил. Она долго не могла вынырнуть. За время съемок Елена очень сдружилась со всей съемочной группой.
Советский вестерн стал настоящей легендой для целого поколения: на улицах вся ребятня играла в Чингачгука и Зверобоя. Сегодня маршрут съемочной группы и все три озера стали точкой притяжения для любителей экстрима
Сгоревший плавучий дом старика Хаттера до сих пор лежит затопленный на дне озера Нельша. Местные говорят, что гуроны и делавары до сих пор враждуют и до сих пор в этих дремучих лесах можно встретить настоящих индейцев.
Валентина Перекрестова, Иван Сахаров, телекомпания «Барс»
Источник
«Тропа Зверобоя»
В Южском районе проложили тропу «Зверобоя». Извилистый маршрут проходит по густой чаще и болотистой местности между знаменитых южских озер. Именно здесь в конце 80-х годов снимали известный советский фильм «Зверобой» об индейцах Северной Америки. Тропой «Зверобоя» уже интересуются желающие отдохнуть в Южских лесах. По местам съемок картины Андрея Ростоцкого и основным точкам нового турмаршрута прошла и наша съемочная группа. Отправная точка нового туристического маршрута по лесам и озерам Южского района — озеро Западное. Именно отсюда тропу «Зверобоя» будут «штурмовать» те, кому интересен и пеший, и автомобильный туризм. Знатоки этих мест разработали несколько маршрутов. Для пешеходной экскурсии – два варианта — однодневный и двухдневный туры, длиннее — для более подготовленных.
«Это вопрос дней, на самом деле, то есть, может быть, уже к концу месяца первые группы поедут, по мере наполнения, скажем, этих групп. Интересуются и живо. То есть, как ни странно, в целом, наверное, возврат, воспоминания о каких-то ярких событиях советского прошлого сейчас находит широкий отклик в сердцах населения, ну и природа, природа, конечно, очень интересная и красивая», — говорит Владимир Мальцев, глава Администрации Южского района.
Дальше тропа петляет по Южским лесам, между озер Заборье, Россохи, Тоньки и Нельша. Именно здесь режиссер Андрей Ростоцкий снимал свою картину «Зверобой».
«Местность выглядела не так как сегодня, после пожаров десятого года, это, конечно, небо и земля. Несопоставимо. Здесь стоял могучий сосновый бор. С вековыми соснами. И, действительно, здесь были девственные леса, которые, действительно, посмотришь сюжеты про Канаду, они очень напоминали канадские леса, где-то южная Канада. И поэтому не зря Ростоцкий заболел этим краем. Был полон планов снять еще несколько фильмов, но, увы, трагически погиб», — говорит Валерий Цыгин, председатель Южского отделения регионального Русского географического общества.
Съемочную группу, работавшую в Южском районе, местные жители запомнили хорошо. Говорят, шутники те еще. Это потом к боевой раскраске актеров привыкли.
«Работать со съемочной группой было очень интересно. Вообще, актерская гильдия – это особые люди. Они постоянно с анекдотами, с шутками, с весельем. Ну, очень интересно проходило. Действительно, это все как будто было вчера. То есть настолько яркое впечатление. Когда они в лесах встречали краснокожих индейцев, для них это всегда был фактор неожиданности, повод для шуток, юмора и различных анекдотов», — говорит Елена Муратова, медицинский консультант съемочной группы к/ф «Зверобой» в 1990 году.
Елена Муратова работала с группой Ростоцкого в качестве медика, но, собственно, медицинская помощь требовалась не часто.
«Когда прыгала Уа-Та-Уа с дерева в озеро Нельша, там очень большой слой ила. И у нее были длинные волосы, и вот попали в воду, то есть девушке, в общем, пришлось оказывать помощь. Это единственный случай, когда вот мне пришлось оказать помощь как медицинскому работнику», — рассказывает Елена Муратова, медицинский консультант съемочной группы к/ф «Зверобой» в 1990 году.
А из этой протоки на озере Тоньки, например, выплывали индейские пироги. Сейчас на тропе «Зверобоя» планируют очередную остановку для туристов. Здесь можно будет отдохнуть, насладиться чистым воздухом и завораживающими видами озера. До финальной точки маршрута – озера Нельша – главной съемочной площадки фильма «Зверобой», еще несколько километров по лесам. На поляне еще остались последние следы пребывания здесь кинематографистов. Да и пейзажи слишком узнаваемые.
«Здесь вот основная площадка была, где установлена была аппаратура. И здесь велись съемки этих вигвамов. Здесь вот по озеру плавал этот домик плавучий. Который в конце сожгли они. И он сейчас находится на той стороне, затопленный, то есть остатки от этого дома», — говорит Валерий Цыгин, председатель Южского отделения регионального Русского географического общества.
От стартовой точки маршрута до озера Нельша – почти 22 километра, так что тропа «зверобоя» — для сильных духом. Но, безусловно, это будет очень яркое и увлекательное путешествие.
Источник
Озеро где снимали зверобой
Официальное издание администрации г. Иваново
Камера, мотор… стоп, снято!
Козловские бани и… электротеатр
Приобщаться к искусству кино ивановцы стали за год до начала двадцатого века. Один из первых кинематографических сеансов в Иваново-Вознесенске состоялся летом 1899 года в театре Демидова, находившемся в местечке Ямы. Это была младенческая пора киноискусства, и поэтому синематограф, как тогда называли кино, демонстрировали как диковинку.
Кинотеатры стационарного типа появились в городе позднее. В 1903 году в Иваново-Вознесенске было уже шесть небольших кинотеатров, или, как их тогда называли, электротеатров: «Яр», «Арс», «Аванс», «Художественный», «Мир», «Марс», «Буфф».
Лишь один из них находился в ведении благотворительного общества, остальные принадлежали частным лицам, в большинстве своем не имевшим никакого отношения к искусству. Например, владелец электротеатра «Буфф» г-н Козлов одновременно содержал торговые бани, находившиеся неподалеку.
Фильмы в основном поступали заграничные, их художественный и идейный уровень был крайне невысок. Кроме драм с уголовным и романтическим сюжетом, демонстрировались видовые, хроникальные и комические фильмы. Последние были наполнены бессодержательными трюками, нелепыми погонями, сопровождавшимися битьем посуды, всеобщим переполохом и т. п.
Кроме демонстрации фильмов, в электротеатрах нередко выступали цирковые и эстрадные артисты. В «Буффе» — индийские факиры Бен Саида, стрелки мисс Алисс и капитан Слема, а также различные куплетисты.
После Октябрьской революции киноиндустрия Страны Советов стала работать согласно ленинским словам «Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Впоследствии это выражение вождя превратилось в лозунг, висевший в фойе каждого ивановского кинотеатра.
Палехские мультфильмы
Палехские мастера известны всему миру прежде всего как создатели лаковых миниатюр.
Но в 1937 году палешанин Павел Баженов попробовал себя в новом «амплуа» — он нарисовал эскизы персонажей для мультфильма по мотивам сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Цветной кукольный мультипликационный фильм снял режиссер Александр Птушко. Это была одна из первых работ советского кино, выполненная по трехцветному методу Павла Мершина, исследователя в области техники цветной кинематографии и автора гидротипного способа изготовления цветных фильмов.
За долгие годы хранения оригинал пришел в негодность. Казалось, что фильм потерян. Однако благодаря тому, что сохранились негативы, фонограммы и монтажные листы, в 2010 году реставраторы Госфильмофонда восстановили оригинальный вариант фильма.
В один из дней 1965 года все жители Палеха прильнули к экранам телевизоров. По первой программе Центрального телевидения показали передачу, посвященную современному советскому кино. Гостями телестудии были мастера-мультипликаторы. Один из них — Владимир Дегтярев — разложил на столе миниатюрные лаковые пластины и рассказал о кинокартине, которую он создает на студии «Союзмультфильм» с участием мастеров палехской миниатюры.
Почему режиссер обратился к этому самобытному искусству? Да потому, что стиль и техника исполнения рисунков как нельзя лучше позволяет передать художественные особенности русской былины о Добрыне Никитиче, положенной в основу фильма. Эскизы выполнили в традиционной манере палешане – заслуженный деятель искусств РСФСР Тамара Зубкова и художник Николай Голиков: Добрыня Никитич на коне, его бой со Змеем, девица, в которую превращается коварный Змей, и др. По их эскизам были созданы макеты кукол, которых раскрашивали палешане. По замыслу режиссера картина завершалась красочной панорамой, отражающей торжество светлых сил над злом.
Пятнадцатиминутный мультфильм получил в 1966 году премию Ленинского комсомола.
Сказитель написал сценарий
В этом году исполняется шестьдесят лет с того дня, как состоялась премьера цветного широкоэкранного художественного фильма «Илья Муромец», снятого уже знакомым нам режиссером-постановщиком Александром Птушко. Среди создателей фильма значилась фамилия ивановского писателя, автора сценария Михаила Кочнева.
Ивановский Бажов — так называли Михаила Харлампиевича в среде писателей. Он, подобно уральскому сказителю, черпал материал для своих произведений в народном творчестве.
В 1953 году в издательстве Детская литература вышел сборник его сказов под названием «Шелковые крылья».
В сценарии к фильму Михаил Кочнев объединил несколько русских народных былин о богатырях. В нем сказочные сюжеты переплетаются с реальными картинами Древней Руси: иноземные набеги, междоусобицы, интриги при княжеском дворе.
Картину снимали в Крыму, декорации построили под Ялтой.
В съемках массовых сцен наряду с профессиональными актерами участвовали 106 000 военнослужащих и 11 тысяч лошадей. Факты официально зарегистрированы и вошли в «Новую книгу рекордов Гиннесса по кино». «Илья Муромец» имел большой успех в американском кинопрокате под названием «Меч и дракон».
А вот еще один сюжет, который непосредственно связывает фильм с ивановской землей.
Конь под главным героем был родом из Гаврилова Посада. Он имел кличку Прозит и являлся одним из лучших производителей клейдесдальской породы в Советском Союзе, а также признанным чемпионом этой породы. Такие регалии им заслужены на проходившей до Великой Отечественной войны Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
Второй раз богатырский конь «засветился» в 1943 году на Ивановской областной межрайонной выставке племенного коневодства. Проходила она в Гавриловом Посаде, что и было отмечено на страницах газеты «Рабочий край». И снова хвалебный отзыв: «В нем в совершенстве развиты формы, все признаки породы беспримерны». В середине 1950-х годов коня специально для съемок фильма «Илья Муромец» приобрела киностудия «Мосфильм».
Киносказка стала первым советским широкоэкранным фильмом, выпущенным в прокат со стереофоническим звуком.
Тропой зверобоя
Фильм «Зверобой» вышел на экраны страны в первый день нового, 1990 года. Картину снял по одноименному роману Фенимора Купера режиссер Андрей Ростоцкий. Это была его первая режиссерская работа. В основу фильма легли реальные события периода колониального раздела Северной Америки (середины семнадцатого века). Борьба Англии и Франции за территориальное господство развела по разные стороны баррикад и сделала врагами индейские племена и европейских переселенцев.
Видно и на самом деле Южский район в плане природного ландшафта имеет много общего с Канадой, если здесь решили снимать отдельные эпизоды фильма «Зверобой».
Съемки проходили в окрестностях озер Бельское, Большие Рассохи и Нельша. На берегу последнего поставили вигвамы, здесь проходили основные сьемки «Зверобоя». По этому озеру плавал дом Водяной Крысы, который по сценарию сгорел в конце фильма. Массовку составляли несколько десятков рабочих с южской фабрики. Свой гонорар – пять рублей в день — они честно отрабатывали, сражаясь кто с бледнолицыми, кто с враждебными племенами. Местные жители до сих пор помнят, как индейцы в полной боевой раскраске и с перьями на головах бегали в местный магазин за вином.
Недавно в поселке Моста по проекту бывшего главного художника киностудии «Ленфильм», а ныне священника отца Лаврентия, построен красивый деревянный храм во имя Николая Чудотворца. Своей архитектурой храм напоминает культовые постройки острова Кижи.
Сейчас администрацией Южского района, общественным советом района и Ивановским отделением Русского географического общества разработан туристический маршрут под названием «Тропой Зверобоя». Отправившись по этому маршруту, путешественники увидят живописные озера Южского района, посетят хвойные и лиственные леса, побывают на озере Нельша, на берегу которого проходили основные съемки «Зверобоя».
Фильмы, которые снимались в Иванове
Полвека назад ивановское любительское кино шагнуло за пределы области и демонстрировалось на зарубежных экранах. Это сейчас при огромном выборе аппаратуры не составляет труда снять короткометражный фильм. В те времена это было сделать непросто. Кроме кинокамеры с запасом кинопленки, требовались наборы химикатов для обработки кинопленки, бачок для ее проявления и сушилка, монтажный стол для просмотра отснятого материала, монтажа и склейки.
Советские кинолюбители пользовались преимущественно 8-миллиметровыми съемочными аппаратами «Лада», «Аврора», Нева». Кинокамеры на 16-миллиметровую пленку применялись реже – стоили они дорого, да и размеры аппарата под такую пленку были большие, тяжело таскать.
Кинолюбители из студии ивановского профессионально-технического училища № 8 сняли с десяток короткометражек и отвезли в Москву на фестиваль самодеятельных кинолент. Вскоре в училище пришла радостная весть: их фильм «На дела хорошие» в числе лучших будет демонстрироваться на Всемирной выставке в Монреале, или, как ее еще называли «Экспо-67». Фильм рассказывал о повседневных буднях ивановских юношей и девушек, выбравших рабочую профессию.
А к 50-летию Октябрьской революции юные кинолюбители сняли фильм «Город первых Советов».
Ленты, отмеченные на Московском фестивале, демонстрировались в Иванове в кинотеатре «Центральный». Среди них был фильм «Эстафета мужества», в котором кинолюбители впервые использовали кроме обычного отснятого материала кадры военной хроники, запечатлевшие бои советских воинов против фашистских захватчиков под Москвой. Сейчас, через много лет, подобный проект реализует киностудия «Наследники»
Источник