Озеро круговорот замкнут или нет

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему «Экосистема озера»

Цели:

  1. Актуализировать знания об экосистеме, как ячейке живой оболочки Земли;
  2. Дать представление об экосистеме озера, познакомить с ее обитателями;
  3. Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование;
  4. Учить применять полученные знания в знакомой ситуации.
  1. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение сопоставлять и делать выводы.
  2. Развивать умение детей взаимодействовать друг с другом через работу в парах.
  1. Воспитывать интерес к знаниям;
  2. Воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе, любовь к природе.

Оборудование:

  • Карта полушарий, видеофильм «Нургушский заповедник»
  • демонстрационные карточки (структура экосистемы),
  • иллюстрации с изображением обитателей озера,
  • раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Совместное открытие новых знаний.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

(Об экосистеме, о почве.)

Что такое почва?

(Почва – это верхний плодородный слой земли. Почва – важнейшая составная часть экосистемы)

Какую роль в экосистеме играет почва?

(В почве завершается круговорот веществ)

Назовите все части экосистемы.

Ответы сопровождаются выставлением демонстрационных карточек.

Живая природа: Неживая природа:
Производители вода
Потребители воздух
Разрушители почва
горные породы

Учитель обращает внимание детей на то, что экосистема разделена на 2 части: живая и неживая природа.

Скажите теперь, что такое экосистема?

(Экосистема – это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

Какие экосистемы существуют?

(Луг, лес, поле, озеро, болото).

Сегодня мы поговорим об одной из экосистем. О какой, узнаете, отгадав загадку:

Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется? (озеро)

3. Совместное открытие новых знаний.

А) Сообщение темы и цели урока.

О какой экосистеме пойдет речь на уроке? (об экосистеме озера).

Чтобы начать знакомство с новой темой, мы должны вспомнить, что такое озеро?

(Озера – природные водоемы со стоячей водой, расположенные в углублениях суши. Если их озера вытекает река, оно называется проточным. Они пресные. Если вода из озера не вытекает, его называют бессточным. Иногда они бывают соленые.)

Голубыми глазами Земли называют озера. Самыми крупными озерами Земли являются Каспийское озеро-море, Верхнее, Виктория, Аральское озеро-море, Гурон, Мичиган.

Гордостью нашей страны является озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его глубина достигает 1620 метров (показ на карте полушарий).

В нашей стране около 1 миллиона озер, больших и малых, знаменитых и безвестных. В Кировской области – небольшие озера. Более 60-ти озер насчитывается в Нургушском заповеднике Кировской области, расположенном недалеко от села Вишкиль Котельнического района.

В видеосюжете вы увидите одно из них (демонстрируется фрагмент из видеофильма «Нургушский заповедник»).

Полюбуйтесь на его красоту, окружающую природу, понаблюдайте за обитателями озера.

(После просмотра сюжета обсуждение увиденного)

Б) Постановка задачи урока.

Захотелось ли вам больше узнать об экосистеме озера?

Какова задача нашего урока?

(Больше узнать об обитателях озера; выяснить, как живет экосистема озера).

Давайте вместе выясним, как живет экосистема озера.

В) Совместное открытие новых знаний.

Откройте учебник на странице 44. Рассмотрим рисунок к заданию №1.

Кто обитает в озере? (Озвучивание иллюстрации учебника)

Чем в этой цепи являются водоросли? (Производителями)

Какая «профессия» у рака, беззубки, микробов? (Разрушители)

Проследите, как они взаимосвязаны друг с другом? (Рачки питаются водорослями, карась есть рачков, щука ест карася, мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки. Остатки перерабатывают микробы).

Все они соединены зелеными стрелками. Что они обозначают?

(Цепи питания. Передачу органического вещества).

Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? Что она обозначает?

(Передачу минерального вещества. Микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

Таким образом, через разрушителей цепи питания замыкаются в круговорот.

Откройте страницу 46, задание №2.

Попробуйте самостоятельно подписать на схеме обитателей озера, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера. ( Идет самостоятельная работа. Параллельно один ученик работает у доски, заполняя схему. После завершения работы идет проверка выполнения задания).

Напишем, что обозначают зеленые и коричневые стрелки на схеме.

(Зеленые стрелки обозначают пищевые цепи, передачу органического вещества. Коричневые стрелки – передачу минерального вещества).

Г) Постановка проблемы.

Обратите внимание на то, что от мертвых организмов идет черная стрелка, направленная вниз. Что она обозначает? (Предположения детей)

Прочитаем диалог Лены и Миши на странице 44. Ребята помогут вам найти ответ на этот вопрос. (Чтение диалога вслух по ролям).

Теперь ответьте письменно на вопрос, что обозначает черная стрелка? (Разрушители не справляются со своей работой. А это значит, что круговорот веществ не полностью замкнут).

Что же произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут. (Со временем озеро превратится в болото).

В чем причина? (Разрушители не справляются со своей работой).

Прочитаем вывод на странице 47 и сравним его с нашим выводом.

Так же как у реки, дерева, животного, человека, так и у озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок, своя судьба. Нередко виной преждевременной гибели озера становится сам человек. Озеро могут погубить бытовые и промышленные стоки, спускаемые в него человеком. Они отравляют все живое. В озере бурно разрастаются микроскопические водоросли и заполняют весь водоем. И только разумное поведение человека продлит жизнь озера, позволит ему жить долго.

Читайте также:  Пляж белое колено ладожское озеро

Д) Физкультминутка.

Е) Рассказ учителя с демонстрацией иллюстраций на доске.

Экосистема озера двухэтажная. Верхний этаж составляют мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течением, их называют планктоном. К нему относятся одноклеточные растения – водоросли и животные. (Демонстрация картинки).

На дне растут более крупные растения: элодея, хара. ( Демонстрация картинок)

Вблизи берегов видны кувшинки: белые — лилии и желтые — кубышки. Они являются исчезающими видами растений и занесены в Красную книгу. ( Демонстрация картинок)

Также по берегам озер растет рогоз (его ошибочно называют камышом), камыш, осока, радуют глаз незабудки. ( Демонстрация картинок)

Это озерные производители.

Множество одноклеточных водорослей привлекает внимание потребителей. Среди них преобладают мелкие рачки: циклопы, дафнии. Их используют в качестве корма для рыб любители аквариумов. ( Демонстрация картинок) Они фильтруют воду, забирая мелкие водоросли. Один такой рачок, которого можно увидеть только в лупу, пропускает за сутки 1 литр воды. Рачками кормятся многие рыбы: карась, плотва, линь, пескарь.

Этими рыбами в свою очередь нередко лакомятся хищные рыбы: окунь, щука.

Это озерные потребители. На дне водоемов живут различные разрушители, которые кормятся остатками умерших организмов. Это многочисленные микробы, раки, улитки и мотыль – небольшие красные червячки, личинки комаров. ( Демонстрация картинок)

Около озера обычно много насекомых: мошек, комаров, стрекоз. ( Демонстрация картинок)

Водомерки скользят по воде как на коньках.

Это потому, что многие из насекомых откладывают яйца в воде. Из них выведутся личинки, а из них взрослые насекомые. Все перечисленные и многие другие обитатели приспособились к совместной жизни в озере и составляют единое сообщество, которое способно поддерживать круговорот веществ в экосистеме озера.

4. Первичное закрепление.

В задании №3 на странице 47 надо определить профессии живых организмов.

(Самостоятельная работа в учебнике с последующей проверкой).

Назовите производителей, потребителей, разрушителей.

Что произойдет, если представители одной из профессий исчезнут? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме).

Могут ли они поменяться профессиями?

Выполним задание на карточках.

Наведите порядок в цепи живых организмов, которые осуществляют круговорот веществ в экосистеме озера.

(Самостоятельная работа в парах с последующей проверкой).

5. Итог урока.

Какую экосистему изучали на уроке?

Перед нами стояла задача: разобраться, как живет экосистема озера. Удалось нам это сделать?

Все ли профессии живых организмов есть в озерной экосистеме?

Какая особенность у круговорота веществ в экосистеме озера? (Круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

Как вы думаете, какую экосистему будем изучать на следующем уроке? (Экосистему болота).

Почему? (Озеро рано или поздно превращается в болото)

Конечно, нельзя остановить этот естественный процесс. Но человек в силах продлить жизнь озера, замедлить его старение. Для этого нужно прежде всего следить за тем, чтобы в его воду поменьше попадало загрязняющих веществ. Периодические очистки озера и углубление дна также помогают продлить его жизнь.

Каждый несорванный цветок, не сломанная ветка, не пойманная стрекоза, бабочка, не брошенная бутылка – это ваш небольшой вклад в большое дело – сохранение природы для будущих поколений. Помните об этом, ребята!

6. Домашнее задание.

  1. Прочитать материал урока 12, ответить на вопросы на странице 47.
  2. Составить памятку об охране озер.
  3. Нарисовать плакат, призывающий бережно относиться к озерам.

7. Рефлексия.

С какими мыслями каждый из вас уходит с урока? Кто хочет их произнести вслух?

Источник

Редуценты – кто это такие и какова их роль в биогеоценозе, чем они кардинально отличаются от продуцентов и консументов

Они такие разные

Круговорот веществ на самом деле, по сути, является бесконечно повторяющимися циклами. Причём благодаря взаимодействию химических элементов и разнообразию химических соединений они никогда не повторяются в точности. Рассмотрим разные виды циклов, а также то, как замкнутый круговорот веществ влияет на развитие и существование нашей планеты.

Биогеохимический круговорот веществ

Какова роль энергии в круговороте? Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве случаев — Солнце. Эта энергия вовлекается из космоса.


Круговорот веществ и энергии

Энергия, вырабатываемая организмами, преобразуется в тепло и утрачивается для экосистемы. В отличие от неё движение веществ происходит с помощью саморегулирующихся процессов с участием всех составляющих различных экосистем. Из более 95 элементов, встречающихся в природе, для жизни живых организмов нужны всего 40. В их числе самые важные и необходимые в огромных количествах четыре основных элемента:

  1. кислород;
  2. водород;
  3. углерод;
  4. азот.

Откуда же они берутся в необходимом размере? Например, азот забирается из атмосферы с помощью действующих азотфиксирующих бактерий, затем возвращается другими бактериями. Кислород, используемый различными организмами для дыхания, приходит в атмосферу благодаря фотосинтезу. Растения усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ. В важных процессах также участвуют углерод и водород.

В природе ничего не происходит просто так. Посмотрим на вулканы. Во время их извержения в атмосферу поступают различные газы, в том числе и азот. Это круговорот газообразных веществ.

В деятельности эволюции в биосфере с каждым циклом увеличивается число биологических компонентов. В последнее время немаловажную роль в этих процессах играет человек. Своей деятельностью он усиливает сложившийся тысячелетиями круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Это действует разрушающим образом на биосферу, сложившуюся на настоящий момент.

Раньше, когда на Земле только зарождалась жизнь, в атмосфере было больше углерода, кислорода же почти не было. Поэтому первые живые организмы были анаэробными. С течением длительного промежутка времени накапливался кислород, уменьшался процент углерода. Сейчас количество углекислого газа увеличивается. Этому способствует использование горючих ископаемых и уменьшение «лёгких планеты» — джунглей, лесов. Антропогенный круговорот веществ утрачивает свою замкнутость.

Исследуя, в каких поясах Земли наиболее активны круговороты веществ и энергии, учёные пришли к выводу, что более консервативны в этом плане тропические экосистемы. Изучая влияние человека на эти процессы, нужно говорить не о том, что люди своей деятельностью меняют то, что не должно меняться, а о том, что эта деятельность влияет на скорость изменений.

В описании круговорота веществ иногда выделяют восходящую часть и нисходящую. В процессе круговорота веществ содержащаяся в органических веществах энергия, переходя из одного состояние в другое, постепенно теряется. Это нисходящая часть. Когда вещества уже не могут служить источником энергии, они становятся материалом для новых клеток. Это восходящая часть кругооборота.

Читайте также:  Можно ли жарить шашлыки на озере шарташ

Большой и маленький

Есть два основных кругооборота. Большой геологический круговорот веществ начался с момента образования планеты. Цикл в нём может длится тысячи лет. Под воздействием внешних факторов разрушаются горные породы, их мельчайшие частицы остаются на суше, некоторая их доля с водой попадает в Мировой океан, где, в свою очередь, образуются новые напластования. Благодаря геотектоническим процессам, движению и изменению рельефа дна эти напластования опять оказываются на суше и всё начинается сначала. Геологический круговорот веществ обусловлен взаимодействием двух энергий: Земли и Солнца. Он возможен только при присутствии всех составляющих.


Геологический круговорот веществ

Малый круговорот веществ в природе — это всегда часть большого. Он называется биогеохимический круговорот веществ и проявляется только в границах биосферы, присутствуя во всех экосистемах. Во время него питательные вещества, углерод и вода накапливаются в растениях, затем расходуются на рост не только самих растений, но и на жизнедеятельность других организмов. Как правило, это животные, которые съедают растения — консументы. Продукты жизнедеятельности и распада этих животных под действием микроорганизмов опять разлагаются на минеральные компоненты и с помощью растений снова вовлекаются в оборот. В таких циклах участвуют все химические элементы, в первую очередь нужные для построения живых клеток.

Самый подвижный

Вода никогда не стоит на месте. Испаряясь с разных поверхностей, она накапливается в атмосфере для того, что бы выпасть на землю в виде осадков. При этом она постоянно меняет свою форму. Поэтому количество воды не меняется — идёт её постоянное обновление. Это кругооборот воды в природе. Он связывает между собой геологический и биотический круговорот веществ.


Круговорот воды в природе

В биосфере вода, меняя своё состояние, проходит малый и большой кругообороты. Испарение с поверхности океана, конденсация в атмосфере и выпадение в виде осадков обратно в океан — это малый оборот. Когда часть водяного пара воздушными потоками переносится с океана на сушу, то эта вода участвует в большом кругообороте. Какая-то её часть испаряется и остаётся в атмосфере, остальная с ручьями, речками и грунтовыми водами попадает обратно в океан. На этом большой цикл завершается и начинается с начала.

Самый активный

В границах биосферы непрерывно происходит мгновенный обмен кислорода из воздуха с живыми организмами, что служит главным источником жизни. Он очень сложный, вступающий в различные комбинации минеральных и органических веществ. В настоящий момент развития биосферы наступил период, когда количество выделяемого кислорода практически равно поглощаемому количеству. Углерод в круговорот веществ включается благодаря, в том числе, и фотосинтезу. Синтез и его составляющие — основа обновления воздуха в биосфере.


Круговорот кислорода в природе

Необходимый азот

Во время загнивания органических веществ часть находящегося в них азота преобразуется в аммониак, перерабатываемый обитающими в почве растениями обратно в азотную кислоту. Она вступает в микрореакцию с заключающимися в земле организмами и преобразуется в нитраты. Это — доступная для растений форма. Так образуется малый кругооборот азота.


Круговорот азота

Однако некоторое количество азота при гниении выделяется в атмосферу и образует свободный азот. Кроме этого такая форма появляется вследствие горения органических веществ, сжигания угля, дров.

Не дают нарушиться природному балансу азотобактерии. Некоторые из них живут на корнях растений семейства бобовых, образуя небольшие клубни. Выделяя из воздуха атмосферный азот, они преобразуют его в азотные соединения, которые переходят в растения. Позже растения трансформируют их в белки, жиры, углеводы и другие вещества. Так происходит кругооборот азота.

Используя растения, не давая им пройти стадию гниения, люди создают дефицит азота. Чтобы избежать этого человек научился вносить в почву азотные удобрения, тем самым возмещая природе утраченный баланс.

Незаменимая сера

Её значение в круговороте неоценимо. Сера служит источником энергии для серобактерий, без которых невозможна очистка вод. В природе эти бактерии широко распространены. Это важный компонент строительства многих видов белков. Круговорот веществ в земной коре также не обходится без серы. Вкладом серы в большой круговорот веществ являются питающиеся ею микроорганизмы, преобразующие аминокислоты. Основными антропогенными поставщиками серы в большой круговорот веществ выступают разлагающиеся растения и животные организмы. Они выделяют серный газ. Тем самым совершается кругооборот серы.


Кругооборот серы

Биосфера

Все представители живой природы, в том числе и человек, образуют биомассу. Она постоянно меняется, участвуя в процессах, происходящих в окружающей среде.

Растения называют продуцентами, животных — консументами. Простейшие и другие микроорганизмы, разлагающие органику в неорганику, называются редуценты. Их ещё называют разрушителями.

Процесс разлагания — это деструкция органического вещества.

Разберём, какую роль играют в круговороте веществ представители разных групп и какова роль продуцентов:

  • сине-зелёные бактерии и растения преобразуют солнечный свет в энергию химических связей. Таким образом происходит рождение органического вещества из неорганических элементов;
  • всеядные существа, способные питаться растениями. К ним относится и человек. Они потребляют растения (органику), перерабатывая внутри себя, на выходе давая неорганику;
  • плотоядные животные поедают растительноядных, органика также попадает в них, но не растениями, а в другой форме;
  • высшие хищники, способные питаться плотоядными животными. Это последнее перемещение органики внутри живых организмов;
  • простейшие, грибки и микроорганизмы, разлагающие останки живых существ. В ходе этого процесса они перерабатывают органику в неорганический вид — соли, воду, минералы и углекислый газ;
  • все эти элементы снова используются растениями.

В круговороте веществ наибольшую роль играют микроорганизмы, разрушителей считают начальным звеном явления.

Как видно из этой схемы, консументы в процессе круговорота веществ в биосфере используют пищевые связи, важный компонент цепочки. Однако всё начинается с растений и заканчивается ими же.


Разнообразие растений в природе

Помимо замкнутого существует и и незамкнутый круговорот веществ.

Опасны ли редуценты для живых организмов

Бактерии и грибы, на самом деле, не различают живое и мертвое. Они набрасываются на все подряд. Но живой организм умеет от них защищаться. Например, верхний слой нашей кожи – это плотный слой мертвых клеток, через которые бактерии и микроскопические грибы не могут прорваться внутрь. Они могли бы прорваться через глаза, но мы постоянно моргаем и по чуть-чуть «смачиваем» глаза слезами. А в слезах есть вещества, которые убивают микробов.

Читайте также:  Что стало с комсомольским озером

Так что живые организмы выработали способы защиты от редуцентов. Когда организм умирает, эти механизмы ломаются и растение/животное/человек становится лакомым кусочком для бактерий и грибов.

Продукты, которые мы едим, редуцентам тоже нравятся. Поэтому мы всячески их защищаем: храним в холодильниках, пастеризуем, помещаем в вакуумные упаковки.

Экосистемы

Кратко, экосистемы — это природные комплексы, образованные средой обитания и совокупностью организмов (биоценозов), живущих в ней. Они являются компонентом, обеспечивающим круговорот веществ в биосфере. Их изучением занимается наука, получившая название экология.

В этой сфере работают люди разных профессий. В настоящее время глобальный круговорот веществ нарушается действиями человека, за счёт разрушающей деятельности антропогенного воздействия.

Экосистемы в процессе своего развития проходят множество биохимических циклов. Причём, если цикл не замкнутый, то одна экосистема со временем может преобразоваться в другую. На эту ситуацию влияет кругооборот веществ в биоценозе.

Рассмотрим, как основан круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах различного вида.

Различная растительность: трава, цветы, растения небольшого размера являются продуцентами. Летающие и ползающие насекомые питаются травой, пыльцой. Этими насекомыми питаются птицы. После их смерти останками занимаются редуценты, и продукты деятельности последних становятся составляющими элементами новых продуцентов, растений. Получается, консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях органики в неорганическое вещество.

Озеро

Каждое озеро имеет свою экосистему. Продуцентом тут выступает планктон и ряска, которые помимо функции переработки органики наполняют воду кислородом. Консументов или потребителей очень много. Это рыбы, питающиеся растениями, ракообразные, головастики и личинки. За ними идут хищные рыбы и водоплавающие птицы. Рано или поздно часть из них оказываются на дне в виде останков и тут за них берутся мелкие беспозвоночные и бактерии, редуценты. Так как консументов в озерах значительно больше редуцентов, они не могут переработать все останки, оказывающиеся на дне. Получается незамкнутый круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Если кругооборот замкнут не полностью, то условия в экосистеме постепенно меняются. Именно поэтому небольшие озёра со временем превращаются в болота.


Круговорот веществ в экосистеме озера

Круговорот веществ в аквариуме характерен такой же схемой.

Болото

Когда озеро начинает зарастать, у берегов появляется мох — сфагнум. С его появлением начинается круговорот веществ в болоте. Так как сфагнум плавает на поверхности, под ним образуется очень холодный слой воды без кислорода, в котором не могут существовать микроорганизмы. Веточки мха, отмирая, опускаются на дно, образуя торф. Толщина торфяной подушки достигает 5 метров – именно на ней живут обитатели болот. Так как круговорот веществ в болоте также не является замкнутым, через много-много лет болото превращается в лес, чем и объясняется постоянное образование, а затем зарастание болотин. Но пока этого не произошло, болото поддерживает уровень грунтовых вод и является необходимым компонентом в кругообороте веществ в биосфере.

Пример лугового круговорота

Важное значение имеют все звенья, обозначенные в примере. Круговорот веществ на лугу — необходимое условие для существования данного сообщества. Почва способна обогащаться полезными веществами и элементами только благодаря деятельности ее обитателей — микроорганизмов-детритофагов, червей, мокриц и прочих существ. Без этого условия растениям будет недоставать неорганики для фотосинтеза и роста, а значит, будет в дефиците и органическое вещество, которое они производят. Такое, как крахмал, целлюлоза, белок и прочие. Это приведет к сокращению численности животных и птиц, а значит, и органического вещества в целом. Пострадают в итоге и детритофаги, так цикл нарушится.

Круговорот веществ на лугу можно проиллюстрировать и более конкретным примером. Попробуем составить такую схему.

  • Минеральные соли, вода, углекислый газ, кислород потребляет ромашка аптечная.
  • Пчела медоносная опыляет обозначенное растение и поедает его пыльцу, то есть углеводы и белки.
  • Пчелоед и осоед склевывают пчелу медоносную и потребляют органическое вещество ее тела (хитин, белок, углеводы).
  • Луговая полевка и другие мелкие грызуны и более крупные виды поедают органическую составляющую растений и насекомых.
  • Пустельга (птица) поедает грызунов и потребляет питательные вещества.
  • После смерти все животные и насекомые попадают на землю, где их тело подвергается разложению на составляющие соединения деятельностью микроорганизмов, червей, мокриц и других детритофагов.
  • В результате почва снова насыщается неорганическими солями, водой и прочими соединениями, которые поглощают корни растений.

Изменения энергии

Энергия, как и вещества, претерпевает ряд изменений в ходе процессов в экосистемах. Вся она делится на два основных вида:

  • солнечного света;
  • химических связей.

В ходе построения цепей питания энергия как раз и переходит из одной формы в другую. При этом происходят частичные ее потери. Ведь она расходуется на жизненные процессы каждого существа, рассеивается в виде тепла. Именно поэтому важно, чтобы солнечная энергия как первоисточник постоянно пополняла запасы любого сообщества.

Непосредственно в форме света от Солнца ее могут потреблять только такие организмы, как:

  • растения;
  • бактерии;
  • фотосинтезирующие одноклеточные.

После них вся энергия переходит в следующую форму — химические связи соединений. В данной форме ее потребляют гетеротрофные представители биосферы.

Изучение круговорота веществ в начальной школе

Чтобы дети имели представление о том, какие циклические изменения происходят в природе, рассказывать им об этом следует еще с начальных ступеней обучения. Ребята должны иметь знания о том, что такое круговорот веществ. 3 класс — вполне подходящее для этого время. В этот период дети достаточно взрослые, чтобы полностью осознать и усвоить информацию подобного рода.

Во многих образовательных программах по окружающему миру представлена хорошая схема «Круговорот веществ. 3 класс». Она отражает основные типы преобразований воды, вещества, пищевые цепи, которые характерны для каждой экосистемы.

Примерная схема круговорота веществ для младших школьников может иметь вид: вода и минеральные вещества в растениях — органическое вещество в животных — вода и минеральные соли после отмирания растений и животных.

Каждый этап следует пояснить примерами и подробным описанием для формирования четкого представления о происходящих природных процессах.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24