Озеро на дне велосипед

Озеро Лох Несс на велосипедах

Наверно, в поговорке «сапожник без сапог» есть немало правды. Несмотря на два года, проведенные в Шотландии, я практически не успел нигде побывать. Не очень впечатляюще для такого любителя путешествий, не правда ли. Всегда кажется, что еще найдется время, а потом оглядываешься, и понимаешь, сколько упущено возможностей. Отсюда вывод — реализовывать идеи как можно быстрее. Иногда это мне удавалось, и об одном таком эпизоде сегодняшний рассказ.

В один из холодных и пасмурных дней февраля, мы с Тимофеем сидели у нас в гостинной, пили чай и разговаривали о недавно увиденной группе велобольных, проезжавших через наш городок. Грязные, мокрые, но внешне вполне довольные, они по всей видимости, катались в горах, которые находятся всего в паре десятков километров от нашего родного Монтроса.

Незаметно мы договорились до того, что уже давно никуда не выезжали, что лени нужно давать решительный бой и что следующие выходные у нас совпадают. Значит — нужно ехать! Куда ехать, вопрос не стоял, потому что первое, что приходит на ум русскому человеку при слове Шотландия — это Лох Несс. Тимофей, впрочем, возражал, что истинно русскому первым на ум приходит слово «виски». Но так или иначе, мы уже через пять минут сидели в интернете и искали информацию.

Как оказалось, до Лох Несс всего триста километров через горы. Это вполне позволяло, выехав на машине на рассвете, покататься вдоль озера на великах, и вернуться к ночи. Прогноз погоды несколько удивлял: одновременно предсказывался дождь, солнце и туман. Также некоторое смущение вызывала прочитанная новость о том, что несколько дней назад пара студентов заблудилась в горах Лох Несс и замерзла насмерть. Тимофей искренне не понимал, как такое возможно, и мне оставалось только пожалеть, что его не оказалось там, с этими беднягами.

Рано утром мы с большим трудом проснулись, и не завтракая, пошли снаряжать тимофеевский Пежо106. Разумеется, полноценно упаковать два велосипеда в столь маленький болид не получилось, поэтому мы оставили заднюю дверь приоткрытой, привязав ее веревкой.

Никаких навигаторов у нас в те времена не водилось, поэтому в горах мы свернули куда-то не туда. Дорога, по которой мы ехали, была просто фантастической! То мы проезжали мимо густо поросших лесом горных склонов, то обильные заросли папоротника почти касались бортов нашей машины. То и дело показывались маленькие озерца с зеркальной водной гладью, белые домики, пасущиеся овечки, скрывающиеся от ветра за низкими каменными изгородями. Иногда мы круто поднимались через горный перевал, а на другой стороне пикировали вниз, да так, что закладывало уши. Шотландские хайлэндс поистине прекрасны, я могу только пожалеть, что так редко к ним прикасался.

Наконец, часов через пять мы добрались до Инвернеса. Город, в общем-то небольшой, но мы умудрились и здесь заблудиться, не находя выезд к озеру. Но нашли, доехали, вышли из машины и… обалдели. Лох Несс лежал перед нами во всей красе. Удивительное чудо природы — озеро представляло из себя узкую трещину в земной коре, всего пара километров в самом широком месте. Воздух был настолько чист, а тишина так пронзительна, что мы несколько минут в полном молчании ходили около машины, пытаясь переварить ощущения.

Но вспомнив, ради чего сюда приехали, мы быстро достали байки из багажника и поехали по заброшенной дороге, проходящей вдоль озера. Автомобилей не было, окружающий нас пейзаж был первозданно тихим и безмятежным. Я много читал про Лох Несс, видел массу фотографий, но даже не подозревал, что это место так мне понравится. Справа лежало озеро, спокойное и неподвижное, с зеркальной поверхностью воды, слева густой лес, а над ним уходящие за горизонт горы. Почти невесомый дождик лишь усиливал ощущение нереальности.

По дороге мы увидели развалины древнего строения, и подъехали посмотреть, что это такое. Информационный щит пояснял, что путь, по которому мы едем — это старинная военная дорога, ведущая из Инвернесса в Форт Вильям. Развалины, около которых мы стоим, в те давние времена были трактиром, в котором останавливались выпить кружку эля проходившие мимо солдаты. Дорогу построил в начале восемнадцатого века генерал Джордж Уэйд. Генерал вообще был очень деятельным человеком, и за время своего нахождения на посту главнокомандующего Северной Британией поднял военную инфраструктуру Шотландии на недосягаемый уровень.

Я всегда испытываю сильные эмоции, когда нахожусь в подобных местах. Мне кажется, они еще хранят какую-то энергию, и если очень постараться, то можно увидеть тех людей, которые тогда жили, воевали… На мой взгляд, нельзя полностью реставрировать памятники старины, с этим уходит дух. Надо просто поддерживать более-менее потребное состояние.

Вдохновленные примером шотландских солдат того времени, мы рванули в сторону Форт-Вильямса. Рельеф начал усиливаться. Через каждые пятьсот метров очень крутая горка, а потом, соответственно, такой же спуск. Тимофей, привыкший на велосипеде больше прыгать и делать разные штуки, чем ездить, быстро поник. Я же, напротив, с удовольствием штурмовал одну горку за другой. Оторвался от Тимофея на пару километров, и решив подождать, заметил въезд в лес. Табличка указывала, что впереди Национальный парк. Тимофей одобрил моё предложение углубиться туда, так как езда по асфальту уже начинала действовать ему на нервы.

Только мы свернули на тропинку, как тут же пошел ощутимый дождь. Постепенно тропинка становилась всё круче, и через пару километров привела к серпантину. Нам уже стало интересно, куда же она нас выведет. Каждые двадцать метров был поворот на 180*, и нам приходилось забираться вверх на самой низкой передаче. Наконец, после десяти таких петель мы выехали на вершину горы, откуда открывался просто фантастический вид на озеро. Вдоволь наглазевшись, мы поехали вниз. Тимофей эту идею воспринял с крайним энтузиазмом, и ломанулся вниз, на каждой петле входя в поворот с блокированием заднего тормоза.

Далее мы еще долго ездили по лесу, росшему на склонах гор, постоянно вверх-вниз. Дождь не прекращался ни на минуту, мы уже порядочно промокли и стали грязными. Через какое-то время выехали назад к озеру, на асфальт. Поливавший дождь внезапно прекратился, сгустился туман и сквозь него стало проглядывать солнце. А синоптики то не врали! Так и есть, все стихии за один день!

Читайте также:  Озеро карась история возникновения

Конечной точкой в нашем сегодняшнем посещении озера Лох Несс был городок Foyers. Он известен тем, что в нем находится гидроэлектростанция, построенная там в конце девятнадцатого века для снабжения завода по производству алюминия. Но бизнес не задался, завод был переведен в другое место, а электростанция стала вырабатывать энергию для домохозяйств. Во времена Второй Мировой Войны немцы поставили задачу разбомбить Фойерс, чтобы обесточить Инвернесс, являющийся ключевым городом на северном побережье Шотландии. Но британские летчики были начеку и не позволили им этого сделать.

Мы с Тимофеем поездили по Фойерсу, поговорили со старичком, ловившем рыбу на причале и поехали назад. Городок находился у самой воды, а дорога, по которой мы приехали, на гораздо более высоком уровне. Склон был такой крутой, что пришлось спешиться. Не торопясь, мы проехали оставшиеся до нашей машины тридцать километров. День клонился к концу, и немного уставшие, но довольные, мы упаковали велосипеды в Пежо и выкатились в обратный путь. Отлично провели день!

В рамках этой статьи я не стану рассказывать, что еще есть в окрестностях Лох Несс, а ведь там есть на что посмотреть… Замки, старинные форты, развалины и просто не передаваемые природные красоты. Если будет время, обязательно сочиню про это отдельную заметку. А если сегодняшний рассказ вам понравился, прошу написать пару слов в комментариях и подписаться на обновления.

Читать также:

  • За какую сумму покупать велосипед новичку
  • Кошачьи кафе в Японии
  • Безвизовые страны для россиян 2012

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Источник

Как я проехал вокруг Ладоги за 5 дней на велосипеде и электричках

Опыт читателя Тинькофф Журнала

Этот текст написал читатель в Сообществе. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

В июне 2022 года мы с двумя приятелями отправились в поездку вокруг Ладожского озера на велосипедах.

На велосипеде я езжу с детства, но активно — с 2020 года. Накат к моменту путешествия — около 3000 километров. До Ладоги на большие расстояния ездил дважды весной этого года: 140 километров от Соснового Бора до Санкт-Петербурга за один день и 130 километров до берега Финского залива за два дня.

Расскажу о том, как объехать крупнейшее в Европе озеро на велосипеде, что нужно для путешествия и сколько все стоит. Но сначала немного терминов.

Глоссарий

MTB — mountain trail bike, или горный велосипед, он же велосипед для кросс-кантри.

Байкпакинг — формат велопутешествий налегке с минимальным количеством вещей в сумках, закрепленных на велосипеде без багажников.

Поджоры — углеводные перекусы, поедаемые во время движения между основными приемами пищи.

Гревел, или гравийный велосипед, — подвид шоссейного велосипеда с увеличенными грязевыми просветами, более агрессивной посадкой и прочной конструкцией для езды как по асфальту на высокой скорости, так и по легкому бездорожью.

BMX — небольшие прочные односкоростные велосипеды для трюкового катания либо специфических гонок.

26, 27,5, 29 дюймов — диаметр колес MTB-велосипеда. Чем он больше, тем выше скорость и проходимость, но хуже маневренность.

Полусликовые покрышки — вид покрышек с относительно гладкой центральной зоной и грязевыми зацепами по бокам. Благодаря такой форме можно развивать высокую скорость по плотной дороге и уверенно проходить повороты на рыхлом грунте.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Подготовка и маршрут

Я езжу на MTB в гравийном режиме. В путешествии со мной были двое друзей c разным бэкграундом и подготовкой:

  1. Человек, пересевший с BMX на MTB год назад, верхом на кросс-кантрийном велосипеде с колесами 27,5 дюйма, с багажником и велоштанами.
  2. Беговой полумарафонец, погружающийся в велосипедный мир два месяца, на прокатном 29-дюймовом MTB, упакованный по-байкпакерски , но с рюкзаком.

Физически мы были подготовлены отлично, но снаряжение и оборудование разношерстное.

Идея созрела за полгода до путешествия. Пять с половиной месяцев мы вяло обсуждали, накатывали километры и потихоньку покупали необходимое. Подробный план разработали во время семичасового брейншторма. В этом помогало приложение Komoot.

Мы проложили маршрут от Волхова до Кузнечного, отметили подходящие места для стоянки, супермаркеты и возможные сценарии. Их было три:

  1. «Люди». Не спеша проезжаем 200 километров за три дня до Ильинской. Садимся на электричку до Сортавалы и оттуда за полтора дня спокойно добираемся до Кузнечного.
  2. «Кентавры». Проскакиваем 300 километров за три дня до Салми. Там на электричку. Еще полтора дня до Кузнечного.
  3. «Кони». Весь маршрут от Волхова до Кузнечного, а это примерно 580 километров, — верхом.

Волхов выбрали, потому что ехать из Санкт-Петербурга по трассе неинтересно. На первое место поставили удовольствие, а не достижение в виде на 100% велосипедного маршрута. В Кузнечном был дедлайн: мы забронировали поход на байдарках по ладожским шхерам, поэтому никак не могли опоздать. Доехать до Санкт-Петербурга из Кузнечного на велосипедах не хватало времени.

На чем и в чем ехать

Велосипед. Идеально ехать на гревеле или циклокросс-байке. Аэродинамика и разнообразие посадок у таких великов комфортны для поездок на 100 и больше километров. Вот что важно:

  1. Исправные компоненты.
  2. Трансмиссия выше начального уровня. Карелия холмистая — это значит, что щелкать манетками придется только так. Если скорости переключаются медленно или нечетко, можно не покорить некоторые горки или потерять управление на спуске.
  3. Полусликовая резина. Предназначена как для езды по асфальту, так и для съезда на грунтовые дороги
  4. Если MTB, то лучше на 29-дюймовых колесах. Они обеспечат высокую скорость на трассе в отличие от 26 и 27,5 дюйма.

Я ехал на GT Aggressor Expert 29 дюймов 2020 года с полусликовой резиной Schwalbe Hurricane. Один из моих друзей — на Format с колесами 27,5 дюйма с подстертыми грязевыми покрышками, а другой — на прокатном 29-дюймовом Stinger. Держали примерно одинаковый темп.

Читайте также:  Озеро аргази гугл карты

Одежда и аксессуары. Вот что стоит взять в дорогу, чтобы комфортно чувствовать себя в пути и на стоянках:

  1. Шлем, очки, перчатки. Если вы скептически относитесь к идее ношения первых двух, останьтесь дома. В первый день я упал, перелетев через руль, и усиленный массой велосипеда проехался ладонями по грунтовке с мелкими камушками. Руки практически не пострадали благодаря перчаткам, которые смягчили удар и спасли от глубоких ссадин.
  2. Велотрусы с памперсом. В него нельзя писать, зато он оттягивает момент попоболи от длительного пребывания в седле.
  3. Спортивную футболку из синтетической ткани, термобелье или велоджерси. Синтетика отводит влагу от тела и быстро сохнет сама. Не стоит бросаться на такую нагрузку в хлопке или льне.
  4. Одежду для лагеря и утепления: тапочки, термобелье, ветровку, мембрану или дождевик.

Сумки. Существует два варианта автономных путешествий: классический велотуризм с багажником и сумкой-шортами на нем и байкпакинг. Суть байкпакинга в том, чтобы взять минимальное количество вещей и закрепить сумки так, чтобы ехать даже по серьезному бездорожью. У меня получилось собрать довольно бюджетный вариант байкпакинга:

  1. Пара кормушек с «Авито» за 1500 Р . В них лежал котелок, запас воды и еды на дорогу.
  2. Внутрирамная сумка с «Авито» за 2000 Р . Продавец сшил специально под мою раму. Получилась сумка примерно на 8 литров. В ней хранился каркас палатки, мембранный костюм, вело- и челоаптечки, необходимая мелочь.
  3. Два гермомешка с «Озона» на 10 литров за 500 Р и стропы. В одном гермомешке был тент и внутряк палатки, в другом — необходимая одежда. 10 строп сшил сам за полтора часа, потратив на материалы 500 Р .

Не советую ехать с рюкзаком: умрут не только ноги, но и спина. Еще и жарко.

Спальник и внутряк палатки лучше засунуть в раздельные гермомешки. У меня ехали в одном, но если бы пошел дождь, то спальник рисковал намокнуть от тента. Этот гермомешок тяжелый — 3 килограмма — даже с моим легким снаряжением. Поэтому лучше прикрепить его на руль.

Одежду удобно поместить в задний гермомешок — она легкая и хорошо сминается. Важно набить его плотно, чтобы не переламывался и крепко прилегал к седлу и подседельной трубе.

На дно внутрирамной сумки кладите необъемные тяжелые вещи: колышки от палатки, ножи и мультитулы, газовые баллоны, воду и тому подобное. Чем ближе к замку, тем легче содержимое. Иначе сумка будет толстой и помешает вам крутить педали.

Для крепления пенки есть два варианта: на руле под гермомешком и на вилке. Во втором случае максимально затягивайте стропы, иначе она попадет в спицы.

Снаряжение для лагеря. Вот что я взял для ночевок и приготовления пищи на стоянках:

  1. Палатку Naturehike Cloud Up 2 за 7800 Р с «Алиэкспресса». Стоит каждого потраченного рубля: легкая, компактная, продуманная до мелочей.
  2. Спальник Forclaz 900 из «Декатлона» на +10 °C. В компрессионном мешке занимает всего 4 литра.
  3. Пенку Outventure. Простая, дешевая, но сильно увеличивает лобовое сопротивление. Лучше потратиться на надувной коврик: он удобнее, компактнее, безопаснее.
  4. Титановый котелок из двух частей по 0,65 и 0,2 литра и ложку Widesea. Котелок легкий, отлично отмывается песком и руками, в нем можно готовить на горелке и на костре, совмещает в себе кастрюлю, кружку и тарелку.
  5. Газовая горелка, баллоны с газом и кастрюля. Горелка стоит от 800 Р в зависимости от количества человек и посуды. Газ — от 150 до 600 Р за 230 граммов. Такого баллона нам хватило на три дня ужинов и завтраков.
  6. Налобный фонарь. Необходим вне белых ночей.

Другие необходимые вещи:

  1. Велоаптечка: выжимка цепи, заплатки и клей, запасная камера, монтажки, хомуты, велосипедный мультитул, смазка для цепи.
  2. Аптечка для человека и спасательное одеяло.
  3. Мультитул Victorinox или нож.
  4. Гигиенические принадлежности: зубная щетка, паста, мыло, полотенце.
  5. Пауэрбанк и провода.

Как это было

День 1. Санкт-Петербург — Вахнова Кара, 103 километра. В 13:00 мы высадились из электрички в Волхове. Около часа выезжали на трассу «Кола». Дорога от Волхова до трассы покрыта слегка убитым асфальтом. Сама «Кола» окружена лесом. Ехали по узкой обочине, мимо проносилось много фур и автомобилей. Остановиться и пообедать негде, поэтому отдыхали в лесу недалеко от трассы.

На участке 55—75 километров от старта были ощутимые спуски и подъемы, но в целом «Кола» равнинная. В районе Паши увидели дикого кролика, щипавшего травку на обочине.

Остановились практически на строящемся дачном участке рядом с рекой Оятью.

День показался мне мерзким: сказывалась усталость после тяжелого полугодия и бесконечный встречный ветер.

  1. Если цель путешествия — виды и наслаждение поездкой, езжайте до Лодейного Поля на электричке. Сэкономите силы для приятных участков пути.
  2. Не отправляйтесь в велопутешествие сильно уставшим. Крутить педали эмоционально и интеллектуально изможденным тяжело.

День 2. Вахнова Кара — мыс Дальний, 140 километров. День — разрушитель планов. До последнего оплота цивилизации перед Сортавалой — Лодейного Поля — добрались без приключений. В городе много магазинов и кафе. Мы хорошо отдохнули, зарядились и поели.

Въехать в Карелию хотели, сделав крюк через участок, который назвали «Горы». Komoot показывал перепады высоты, а спутник — гравийные дорожки через поля. Дойдя до нужного поворота, порадовались, как мало машин, и уверенно двинули дальше.

Но после пары поворотов нас ждала убитая в мясо грязевая дорога для лесовозов. Испугаются ли такого подготовленные парни на MTB? Нет. Пока мы стояли и прикидывали маршрут, один из кустов в 300 метрах от нас зашевелился и, пошатываясь, побрел куда-то . Это был огромный бурый медведь… Через пять минут мы уже были около выезда обратно на трассу.

К вечеру доехали до запланированной стоянки — города Олонца. Через два часа бесплодных поисков подходящего места для лагеря покинули его. Прелесть Олонца в том, что он стоит на берегах реки. Дома находятся у воды, и это длится 30 километров. В итоге мы проехали лишних 40 километров до пляжа за мысом Дальний и выехали наконец на берег Ладожского озера.

Увы, место оказалось популярным. Ночью в 100 метрах от нас пьяные бумеры решили, что им надоел плеск волн и стрекот птичек, и включили музыку на весь пляж. В 300 метрах в другую сторону школьники отмечали день защиты подростков от насилия за тупые поступки и решили запустить салют в 00:00, сбрызнув это рэпчиком из колонок в течение еще пары часов.

Читайте также:  Водка пять озер премиум состав

Если среди ваших знакомых есть такие люди, скажите им, пожалуйста, чтобы включали музыку сразу и громко шумели — так любители единения с природой и туристы сразу все поймут и объедут их стороной.

  1. Лучше не ехать по диким дорогам на велосипеде. Оставьте их для более шумного и быстрого транспорта.
  2. Олонец планируйте на дневную часть пути. Там можно поесть, закупиться, но невозможно встать на ночлег.
  3. Сторонников того, что природа — это бар и концертная площадка, больше, чем туристов. Особенно в местах, куда несложно доехать на автомобиле. Лучше быть готовым к испорченному сну и брать с собой беруши.

День 3. Мыс Дальний — Салми, 72 километра. Вопреки всему, ночью мы хорошо отдохнули. Пролетев 4 километра по гравийке до трассы, выехали к удивительной деревянной ж /д станции.

Но больше нее удивил ветер. За два дня борьбы со встречным мы забыли о существовании попутного. Весь день летели с высокой для наших великов скоростью 27—32 км/ч.

А после обеда на берегу Ладоги началась горная Карелия! Вокруг дороги лежали огромные валуны, росли карликовые березы, перепады высот заставляли использовать весь диапазон доступных передач, машин почти не было. От цивилизации остались только редкие полузаброшенные деревни и ЛЭП.

Остановились на берегу бурной реки Салми в месте для пикников с удобным подходом к воде. Утром к нам спустился дедушка с детьми, спросил, не обижали ли нас ночью. Мы пожаловались на маленьких летающих вампиров. Он посмеялся и пожелал приятного пути. Милое место.

  1. Магазины встречаются редко, а перепады высот — часто. Если поедете по этому участку в жаркую погоду, запаситесь питьевой водой.
  2. Проверьте стрессоустойчивость тормозов и трансмиссии. Отсюда начинаются почти что русские горки.

День 4. Салми — Лахденпохья, 47 километров. Из-за ограничений по времени трипа в Салми сели на деревянной железнодорожной платформе на электричку. Мы ожидали примерно такую же ветхую старушку, как до Волхова, но на угле. А приехал огромный брутальный двухвагонный «Орлан». В него комфортно вместились три велосипеда.

Наверное, проезжать этот участок по трассе тоже захватывающе. Но у «Орлана» два преимущества: отдых от рутины и виды с высоты электрички. А еще один участок маршрута прорублен сквозь скалы.

После обеда в Сортавале началась самая интересная часть пути — скалистая. Ровных участков не было вообще. Оставшийся день мы либо ехали вверх со скоростью 5 км/ч, либо летели, прижавшись к велику, на 60 км/ч.

В Лахденпохье пробрались на секретный пляж. Заплатили за него ледяной водой и пьяным офисным планктоном, который вывезли на природу, напоили и оставили в одном домике с микрофоном. В час ночи над озером разнеслось: «Ма-а-а-йа ба-а-абуш-ш-шка кур-р-рит тру-у-упку…» . Надеюсь, когда-нибудь их съедят киты в форме вместе с организаторами подобных мест, бессовестно вторгшимися в величественный вайб карельской природы.

  1. Вывезенный из офиса питающийся алкоголем планктон опасен для психического здоровья.
  2. Прокатитесь на «Орлане»! Его маршрут куда живописнее «Рускеальского экспресса» и гораздо менее популярен.

День 5. Лахденпохья — Березово, 79 километров. Самый тяжелый и интересный день. Стартанули в 09:30 с крутого затяжного подъема почти по голому песку. Подъемы — главная тема пятого дня. Хотя они были не сильно круче и чаще, чем до этого, но запомнились из-за двух факторов:

  1. Встречного ветра, который заставлял крутить педали вниз по склону. Вместо 50—60 км/ч мы ехали на спусках по 30—37 км/ч.
  2. Дикой жары. Покорять подъем при +30 °C — испытание.

Из-за жары доехали до Кузнечного без обеда. А уже в 16:00 расположились в Березове на туристической базе, откуда планировали отплывать на каяках. Вторую половину дня провели, наслаждаясь комфортом: душем, туалетом, кроватью, тенью, электричеством.

  1. Многочасовые поездки без остановки на отдых и полноценную еду требуют контроля потребления углеводов. Рекомендуется съедать 30—60 граммов углеводов за час езды. Если упустить момент и проголодаться, наступает эффект педалирования в стену. Это когда изо всех сил крутишь педали, но едва-едва едешь.
  2. Поддерживайте водный баланс. Если поездка по жаре длится весь день, стоит запастись изотониками. Иначе наступает кажущаяся беспричинной усталость, с которой сложно бороться.

День 6. Ладожские шхеры. Утром вышли на байдарках смотреть на ладожские шхеры с другой стороны. После велосипеда было круто поработать руками. Но ближе к концу дня походы на байдарках показались скучными.

Приходится тратить довольно много сил, чтобы развить низкую скорость. Дневные расстояния маленькие, окружающее меняется медленно, погода сказывается куда сильнее. Опыт ценный и интересный, но как идея для походов мне не зашел.

Стоянки и питание

Как искать место для стоянки. Для нас определяющим было наличие воды, малолюдность и небольшое расстояние от супермаркетов. На этапе планирования мы отметили места, где есть магазины, и точки рядом с водоемами. Вода нужна, чтобы помыться, постирать и помыть посуду после еды. Супермаркеты рядом позволяют не везти запасы еды.

Если вы готовы мириться с немытостью, нестираностью и пользоваться одноразовой посудой, количество доступных мест увеличивается.

Запаситесь мешками для мусора. Место стоянки после вас должно остаться таким же чистым.

Как питаться. В сухие дни можно развести костер, но это долго и вонюче. Мы старались обедать в кафе по пути, а завтрак и ужин готовили на газовой горелке. Оборудование не занимает много места. Если ехать в одиночку и ненадолго, можно легко разместить в одной кормушке всю кухню.

Продукты покупали в магазинах. Из Санкт-Петербурга с собой везли только сушеный борщ, 3 килограмма сушеного мяса и поджоры на первое время.

В пути ели злаковые батончики, сникерсы, шоколадки и прочие углеводные прелести. Для водопоя прямо в седле лучше купить флягу для одной руки или пользоваться бутылкой с соской. На день пути при температуре +20 °C нужно 1,5—2 литра воды. Для приема пищи на троих мы расходовали 2—2,5 литра.

Сколько потратили

Если у вас есть снаряжение, траты минимальны: еда, вода и электрички. Мы потратили на это 20 750 Р — примерно 6900 Р на человека. Сюда вошла и ночевка на турбазе в конце пути.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24