Форум города Силламяэ
Форум города Силламяэ / infosila.ee
Мерикюлаский десант
Мерикюлаский десант
Непрочитанное сообщение lazv » 18 апр 2015, 09:15
Re: Мерикюлаский десант
Непрочитанное сообщение lazv » 18 апр 2015, 09:15
Re: Мерикюлаский десант
Непрочитанное сообщение lazv » 18 апр 2015, 09:16
Re: Мерикюлаский десант
Непрочитанное сообщение lazv » 18 апр 2015, 09:16
Re: Мерикюлаский десант
Непрочитанное сообщение lazv » 18 апр 2015, 09:24
Десант в Мерекюла. Февраль 1944 г.
MERIKULA11944 год, второй этап окончательного снятия блокады Ленинграда. 2я ударная армия третьего формирования, судьба первых двух сложилась печально, но об этом не здесь и не сейчас, имеет задачу прорыва окопавшихся в районе Нарвы немцев. В помощь наступающей на приморском направлении армии Ленинградского фронта с целью дезорганизации тыла и отвлечения сил немцев был высажен морской десант. Далее цитируется по книге «Дважды Краснознамённый Балтийский Флот», Москва, военное издательство 1990 г.
«. 2-я ударная армия продолжала вести бои за расширение плацдарма на левом берегу реки Нарвы и овладение городом Нарва. Для оказания содействия наступавшим войскам 2-й ударной армии в ночь на 14 февраля был высажен морской десант на побережье Нарвского залива, в районе населенного пункта Мерекюла, под общим руководством командира Островной военно-морской базы контр-адмирала Г. В. Жукова (командир высадки капитан 2 ранга Г. М. Горбачев). В десант был выделен батальон автоматчиков, усиленный стрелковой ротой 260-й бригады морской пехоты флота. Десантники были скрытно доставлены с острова Лавенсари к побережью Нарвского залива специально сформированным отрядом высадки из четырех бронекатеров и восьми малых охотников. Его переход обеспечивали тральная группа из десяти катеров-тральщиков Островной военно-морской базы и отряд кораблей артиллерийской поддержки в составе канонерских лодок «Москва», «Волга», «Амгунь» и восьми тральщиков. Прикрытие десантно-высадочных сил с воздуха было возложено на 1-ю гвардейскую истребительную авиадивизию флота.
Переход кораблей в Нарвский залив осуществлялся в тяжелой ледовой обстановке. Катера-тральщики в связи с этим пришлось возвратить в базу. Катерам отряда высадки проходы во льду прокладывали канонерские лодки. Первыми около 4 часов утра подошли к берегу бронированные малые охотники «БМО-180», «БМО-181», «БМО-501», «БМО-505», «БМО-508», «БМО-509», бронекатер «БКА-102», морской бронекатер «МБКА-562». Противник был застигнут врасплох, и первый бросок десанта не встретил противодействия. Но вскоре гитлеровцы открыли по району высадки автоматно-пулеметный, а затем и артиллерийско-минометный огонь. На «МБКА-562», которым командовал старший лейтенант И. П. Лебедев, осколком вражеского снаряда был сбит Военно-морской флаг. Под огнем противника комсомолец краснофлотец П. Л. Шилов, пренебрегая смертельной опасностью, водрузил флаг корабля на флагшток. За этот подвиг краснофлотец был награжден орденом Красного Знамени.
Поддерживая высадку десанта, героически и умело действовал экипаж «БМО-505», которым командовал старший лейтенант В. Б. Лозинский. В ходе боя катер подавил несколько огневых точек противника.
Высаженный десант действовал тремя группами, пробиваясь к железнодорожной станции Аувере на соединение с войсками 2-й ударной армии. Морские пехотинцы, вооруженные стрелковым оружием и гранатами, сражались самоотверженно. Более ста часов они вели непрерывные ожесточенные бои в тылу врага, истребив около полутора тысяч фашистских солдат, более двух десятков танков. Командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров так оцепил героические действия балтийцев:
«Высаженный в районе деревни Мерекюла десант выполнил свою задачу тем, что отвлек значительные силы врага от обороны западного берега реки Наровы и тем самым значительно облегчил выполнение боевой задачи дивизиям Ленинградского фронта по захвату и расширению плацдарма» Десантники встретили сильное противодействие превосходящих сил врага и были вынуждены вести длительный неравный бой, неся значительные потери. В ночь на 20 февраля лишь отдельные бойцы смогли пробиться к войскам 2-й ударной армии .
Бойцы и командиры Мерекюлавского десанта
подпись_Вячеслав Ширяев
Материал Вячеслава Ширяева
Мерикюлла_Жуков Г.В Мерикюлла_Схема БД 571 оба 260 обрмп КБФ
На о. Лавенсаари командующий островной ВМБ контр-адмирал Г.В. Жуков провожает батальон Маслова. Боевые действия 571 оба 260 обрмп КБФ в районе Мерекюля.
Мерикюлла_Голубев И.И.. Мерикюлла_Давитая М.Е Мерикюлла_Малков В.А Мерикюлла_Маслов С.П
Лейтенант Голубев Иннокентий Иванович, командир взвода автоматчиков 571 оба 260 обрмп КБФ. Мл. лейтенант Давитая Михаил Ермолович, командир разведывательного взвода 260 обрмп КБФ. Ст. лейтенант Малков Владимир Александрович, начальник штаба 571 оба 260 обрмп КБФ. Майор Маслов Степан Петрович, командир 571 отд. батальона автоматчиков 260 обрмп КБФ.
Батальон.
Бойцов 571 отдельного батальона автоматчиков, под командованием майора С.П. Маслова, в 260 отдельной бригаде морской пехоты отличали по значку парашютиста на груди. Большинство из них прошло суровую школу. Батальон сформирован в начале 1942 года в Ленинградской области. Костяк составил отряд моряков-автоматчиков, прибывших с Ханко. Это тот отряд добровольцев, которым командовал морской артиллерист – легендарный герой Ханко капитан Б.М. Гранин. В тяжелом 1941 году моряки-ханковцы захватили у неприятеля 18 островов. В этих десантных операциях и прославился отряд Гранина. Гранинцы стали основой нового формирования.
Батальон возглавил участник обороны Ханко — майор Маслов Степан Петрович. В октябре 1930 года Маслова призвали в армию. Окончил в 1934 году Киевскую объединенную военную школу, назначен командиром саперного взвода. Вскоре получил назначение в ВДВ, стал помощником командира роты формируемой ВДБр, потом командиром роты. Ст. лейтенант Маслов участник советско-финской войны в должности НШ 124 отд. инженерного батальона КБФ. За отличия в боях досрочно присвоено звание капитана. По окончании конфликта 124 оиб КБФ, дислоцировался на Ханко.
Командиры рот батальона автоматчиков были в основном из 124 оиб, участники войны на Карельском перешейке и на Ханко. Все командиры взводов имели высшее или среднее специальное образование, прошли суровую школу боев за Ленинград.
В суровую зиму 1941/1942 автоматчики Маслова несли охрану Кронштадта, отразили несколько попыток проникновения диверсантов со стороны Петергофа. С осени 1942 года батальон усиленно готовится к боевым операциям. Летом 1943 года на одном из аэродромов Ленфронта прошли парашютно-десантную подготовку, сам Маслов имел 50 парашютных прыжков.
Ст. краснофлотец Семенкин Григорий Васильевич, автоматчик 3 роты 571 оба. Старшина 2 ст. Мерцалов Сергей Владимирович, командир взвода автоматчиков 2 роты 571 оба. Капитан Саньков Дмитрий Петрович, заместитель командира батальона по политической части.
Приказ.
2 февраля 1944 года вся 260 обрмп выстроена на плацу Западных казарм Кронштадта. В голове строя стояли уходившие в десант. Были одеты в белые полушубки и ватные бушлаты, с полным вооружением и вещевыми мешками. Перед морскими пехотинцами выступил командир бригады генерал-майор И.Н. Кузмичев. Батальон двинулся в порт – предстояло совершить переход на о-в Лавенсаари, где размещалась островная ВМБ КБФ.
В состав десанта из 260 отд. бригады морской пехоты выделены:
— 571 отд. автоматный батальон;
— стр. рота под командованием ст. лейтенанта Ф.П. Заволокина (именовалась в десанте – 4-я рота);
— взвод разведки;
— взвод саперов;
— взвод ПТР;
— санитарная часть;
— связисты;
Все эти подразделения приданы батальону и насчитывали 516 человек (на самом деле было 517 – в десант самовольно «просочился» добровольцем старшина 1 ст. А.В. Засосов).
Переход осуществлен на канонерских лодках «Москва», «Амгунь» и «Волга». Батальон встречал герой обороны Одессы контр-адмирал Г.В. Жуков (командир островной ВМБ). На Лавенсаари бойцы батальона провели несколько практических тренировок по десантированию в ночное время, проверили оружие, получили боезапас. Комбат два раза вылетал на рекогносцировку местности, подробно разработал все варианты операции.
Был сформирован специальный отряд кораблей высадки, командир – капитан 2 ранга Г.М. Горбачев: 8 бронированных катеров «морской охотник», 2 морских бронированных катера, 2 бронированных катера и 1 катер «МО». Всего 13 ед. От мин отряд защищали 8 катеров-тральщиков. 3 канонерские лодки составили отряд огневой поддержки, командир – капитан 1 ранга С.В. Кудрявцев. Их от мин защищали 8 тральщиков.
Прикрытие с воздуха – 30 самолетов 3 гиап КБФ, размещенного на базе.
Общее командование операцией осуществлял контр-адмирал Г.В. Жуков.
На вооружении батальона:
— три 50-мм миномета;
— 12 ПТР;
— 2 станковых пулемета;
— 12 ручных пулеметов;
— основное оружие морских пехотинцев – автомат;
Бойцы получили сухой паек на 2 суток, боезапаса и гранат – на 3 дня боя. Каждый сапер имел по 10 кг ВВ. Тяжелого вооружения десант не имел.
Данные о противнике из РО штаба 2 Уд. Армии на 4 февраля: охрана побережья в р-не высадки осуществляется одним охранным батальоном СС. 6 февраля радиоразведка флота отметила появление штабов частей береговой обороны в р-не Конью и Раквере, штаба ж.д. артиллерии в р-не Нарвы, постов наблюдения и слежения в Тойла, Силламяэ и Мерекюла. В р-не Мерекюла обнаружен прожектор. Авиаразведка засекла в р-не Тойла, Силламяэ и Мерекюла зенитные батареи.
Было принято решение: высадить десант ночью, застать противника врасплох, использовать панику. Десанту не ввязываться в бои за опорные пункты, а обходя их, достичь р-на Аувере – Лаагна, где перерезать шоссейную и железную дороги, закрепиться и ждать подхода частей 2 Уд. Армии (на рассвете 14 февраля начнут наступление).
13 февраля в 13.30 поступил приказ на высадку. В 15.30 началась посадка на корабли. В 16.00 корабли с десантом двинулись на юг. Предстояло пройти 70 км штормового моря (7 баллов). Высадка намечена на 4.00 утра 14 февраля 1944 года – через 12 часов.
На берегу Нарвского залива, у деревни Мерекюла, установлен памятник: на огромной глыбе красного гранита, увенчанной золотой пятиконечной звездой, покоится якорь с цепью. На полированной плите надпись на русском и эстонском языках: «Здесь, в Мерекюла, в феврале 1944 года героически сражались моряки-десантники за освобождение Советской Эстонии от немецких фашистов. Вечная слава героям!» . «.
Со временем надеемся уточнить обстоятельства десанта. 9 мая 2008 года в очередной раз у памятника побывал живущий в Эстонии Александр Климов, служивший в 877 ОБМП с 1981 по 1983 гг. Судя по фото звезду-то снесли.
Книга_Мерекюла В. Гринкевич. Разве можно забыть Мерекюла? О малоизвестном эпизоде Великой Отечественной войны. Политиздат. Москва — 1979.80 стр. информация предоставленна проектом
«Морская пехота Балтики»
Источник
«Исчезнувший» десант в Мерекюля
Наступление советских войск Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1944 года едва не закончилось для немецкой группы армий «Север» катастрофой. В течение двух недель Красная армия освободила значительную часть Ленинградской области и в районе реки Нарва вышла на границу с Эстонией. В феврале 1944 года войска 2-й ударной армии Ленинградского фронта начали сражение за Нарву. В первых числах этого месяца им удалось освободить от немецких войск восточный берег реки и занять несколько плацдармов на её западном берегу. Одним из эпизодов этого сражения стал тактический десант советских войск в Мерекюля.
Общая обстановка
По требованию командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова управление 2-й Ударной армии готовило наступательную операцию с целью освобождения города Нарвы. В направлении станции Аувере удар должны были наносить 30-й гвардейский и 109-й стрелковые корпуса. К началу этого наступления линия фронта проходила по восточному берегу реки Нарва от Магербурга до северных окраин Тырвала, затем от Кудрукюла до Сийвертси по западному берегу, далее от Поповки, восточнее мызы Лилиенбахи и деревни Северная Долгая Нива опять по восточному берегу, затем от Вяски до Омути снова по западному берегу.
Ещё в самом начале февраля командующий Ленинградским фронтом Л. А. Говоров приказал готовить десант северо-западнее Нарвы. Его высадкой должны были заняться силы Островной военно-морской базы под командованием контр-адмирала Г. В. Жукова. Основные силы контр-адмирала базировались на острове Лавенсаари (ныне остров Мощный). Его катера должны были высадить батальон майора С. П. Маслова из 260-й бригады морской пехоты в районе деревни Мерекюля. Первоначально высадку назначили на 8 февраля, но по ряду причин срок её несколько раз переносился. Окончательное время высадки было определено только 13 февраля. Десантирование планировалось произвести в ночь с 13 на 14 февраля.
Это был первый относительно крупный десант Краснознамённого Балтийского флота с лета 1942 года, когда была предпринята неудачная попытка занять остров Соммерс. На этот раз речь шла о тактическом десанте для содействия наступающим войскам фронта. Хотя многие подробности Мерекюлаской десантной операции были известны ещё в советское время, всё же упомянем её общий замысел и те силы, которые выделялись для её проведения. Кроме того, рассмотрим то, как этот десант воспринял противник, и попробуем воссоздать общую картину путём сопоставления информации из советских источников и сохранившихся немецких документов.
Цели и средства
Отрядом высадки руководил командир Охраны водного района Островной военно-морской базы капитан 2 ранга Г. В. Горбачёв. Отряд кораблей включал в себя три канонерские лодки, четыре бронекатера, девять бронированных малых охотников (БМО), восемь тральщиков и десять катеров-тральщиков.
Задача для подразделения майора Маслова заключалась в следующем. Батальон должен был перерезать приморское шоссе и железную дорогу между Нарвой и Раквере, овладеть станцией Аувере и оседлать узел дорог Удриа и Репнику. После занятия этих пунктов батальону предписывалось организовать противотанковую оборону, используя мины, препятствия, и удерживать эти пункты до подхода наших войск, не допуская отхода противника и подхода его подкреплений и грузов. В случае исчерпания возможностей для сопротивления десант должен был пробиваться на юг. Для его снабжения была выделена авиагруппа (в дальнейшем её из сил поддержки десанта исключили, и вернули десанту поддержку с воздуха только непосредственно в день высадки.).
Всего десантный отряд майора Маслова насчитывал 517 человек. В его составе действовали четыре роты. Одна из них должна была защищать тыл десантного отряда. На вооружении отряда находились, в основном, пистолеты-пулемёты, ручные пулемёты, а также противотанковые ружья. Было также несколько станковых пулемётов и 50-мм миномётов. Батальон усилили сапёрами. Каждый сапёр должен был нести до 10 кг взрывчатки. Людей оснастили специальными прорезиненными комбинезонами на случай высадки в воду.
Вооружить десантников чем-то более тяжёлым для высадки на вражеский берег было затруднительно из-за проблем, связанных с доставкой такого груза на берег. В результате десант шёл на врага лишь с таким лёгким оружием. Из воспоминаний командующего КБФ В. Ф. Трибуца известно, что Л. А. Говоров отказал командующему флотом в усилении, сказав, что оно только стеснит десант. Согласно воспоминаниям Трибуца, Говоров был уверен в том, что батальон автоматчиков займёт станцию Аувере. Но на чём могла быть основана такая уверенность, не совсем ясно.
Следует отметить, что для подразделений 260-й бригады морской пехоты высадка в Мерекюля должна была первым серьёзным боевым опытом. Сформированная ещё летом 1942 года, бригада пока не участвовала в боях, хотя часть её личного состава, конечно, уже имела боевой опыт.
Для артиллерийской поддержки десантникам были выделены три канонерские лодки (всего две 130-мм и четыре 100-мм пушки). Их основная задача во время высадки десанта состояла в стрельбе по видимым целям, препятствующим высадке. В светлое время суток они должны были маневрировать вблизи берега и вести методичный огонь. Сам Маслов теоретически мог вызвать их огонь для поддержки, то же самое мог сделать и руководитель высадки. Было определено, что канонерские лодки для артиллерийской поддержки десанта могут израсходовать до 70% боезапаса. Так это выглядело в планах, а как дело обернётся в реальности – не мог предугадать никто.
Впрочем, в отличие от десантных операций 1941 года, на этот раз была проведена более серьёзная подготовка. С участниками высадки успели даже провести учение по теме «Высадка десанта на укреплённый берег противника» под руководством самого контр-адмирала Г. В. Жукова. Также были проведены учения по связи. Майор Маслов провёл рекогносцировку района высадки, вылетев на самолёте. Он и командиры его подразделений установили прямую связь с командами тех катеров, с которых им предстояло высаживаться. Катера были закреплены за десантниками заранее.
Данные о силах противника на участке высадки и в его окрестностях были достаточно скудными. Наша разведка всё же отмечала присутствие противника на берегу. Считалось, что оборону там занимает эстонский охранный батальон. Вероятно, на успех десанта наше командование рассчитывало всерьёз.
Силы противника
С кем же в реальности предстояло столкнуться нашим десантникам? Район Нарвы обороняли войска немецкого LIV-го армейского корпуса. В его состав входил ряд потрёпанных в предыдущих боях соединений. Это были части III-го танкового корпуса СС, 227-й, 170-й и других пехотных дивизий. К середине февраля на побережье Финского залива немцы имели и части береговой обороны.
Из истории 3-го танкового корпуса СС за авторством Вильгельма Тике мы знаем, что до советского наступления берег у Мерекюля находился в зоне ответственности боевой группы «Берег», которой командовал генерал-майор Криссинг. После боёв у Кингисеппа и начала Битвы за Нарву на берегу Финского залива располагались следующие силы.
На самом побережье оборону занимал эстонский полицейский батальон. Оборону участка также обеспечивали и два батальона военных моряков. Один из них, батальон «Хоншильд», занимал сектор у Мерекюля. Северо-восточнее, у Нарва-Йыессу (немцы называли этот населённый пункт Хунгербург), находился батальон «Шнайдер». На берегу были установлены проволочные заграждения и артиллерийская батарея с 10-см пушками, а также шесть 20-мм зенитных автоматов. В самой деревне Мерекюля находился штаб 227-й пехотной дивизии (боевая группа генерал-лейтенанта Берлина). Артиллерийскую поддержку на этом участке немцам могли оказать орудия из 532-го дивизиона береговой обороны. Дальность стрельбы их 21-см пушек перекрывала радиус действия батареи у Мерекюля с большим запасом.
Таким образом, выходило, что советские десантники могли свалиться как снег на голову прямо одному из немецких штабов. Причём одновременно с этим войска 2-й Ударной армии продолжали своё наступление. 13 февраля Военный Совет Ленинградского фронта потребовал овладеть Нарвой не позднее 17 числа, и советские части действительно подходили к станции Аувере , пытаясь перерезать основную дорогу на Нарву. И как раз в этот момент в тыл немцам должен был ударить десант.
Исчезнувший десант
Ранним утром 14 февраля катера подошли к месту высадки. Сама высадка осуществлялась двумя группами и началась в 3 ч 30 минут. В первой группе находились бронекатера № 562, № 101 и 102, малые охотники БМО-176, БМО-177, БМО-180, БМО-501 и БМО-508. Во вторую группу входили бронекатер № 563, малые охотники БМО-181, БМО-505 и БМО-509.
Вторая группа следовала в кильватер за первой на расстоянии 100–150 м. От точки развёртывания до места высадки корабли дошли в среднем за 10 минут. С приближением к берегу строй между двумя группами кораблей нарушился. Одними из первых к берегу подошли малые бронированные охотники БМО-181, БМО-180 и бронекатер № 102. Десант с них был высажен без противодействия со стороны неприятеля. Малые охотники БМО-501, БМО-505, БМО-508, БМО-509 и бронекатер № 562 также начали высадку десанта, не будучи обнаруженными противником. Поэтому часть десантников удалось высадить без потерь, первую группу катеров противник не обстреливал.
В ходе высадки один катер БМО пропал без вести, а другой, БМО-176, сел на мель, дал радиограмму о помощи, но не был обнаружен отправленными ему на помощь катерами. Его экипажу приказали присоединиться к десанту.
У МО-101 вышло из строя рулевое управление. Его десантников принял БМО-505, который затем, примерно через час после высадки основной группы, подошёл к берегу. Когда этот катер оказался у берега, он был встречен сильным огнём противника, которым был убит командир катера ст. лейтенант Лазинский. Сам катер получил ряд повреждений и десантников не высадил. Как выяснилось позже, часть его экипажа утонула при попытке добраться до берега. 7 человек остались на катере, в носовой части которого они находились до 19 февраля. К этому времени оставшиеся в живых смогли сшить себе маскхалаты и по льду вышли к нашим частям в районе Курголово.
Вторую группу противник встретил огнём. Во время высадки под обстрелом позже всех к берегу подошёл катер МБКА-563. С него часть десантников высадиться не смогла. Катер простоял у берега под огнём около получаса, но так и не смог высадить оставшихся людей. Всего во время высадки было убито 11, ранено 64 человека. На берег вышли 432 человека из 517.
Отряд корабельной поддержки в бою при высадке не участвовал. Канонерские лодки пришли в район с опозданием и даже не стали открывать огня. Опоздание произошло из-за трудностей при форсировании ледяного поля и двукратной замены оборванных тралов. Связь между командиром высадки и командиром корабельной поддержки отсутствовала.
Не было связи и с майором Масловым. Единственным свидетельством действий его людей на некоторое время стали наблюдения с катеров. С них наблюдали, как десантники продвигались вглубь территории, но затем были видны и слышны только взрывы. Попытки установки связи успеха не принесли, рации десантников не работали. Советские самолёты десант не обнаружили. Последовавшая высадка разведчиков на вражеский берег оказалась неудачной. Десант просто исчез.
Завесу тайны удалось приподнять лишь через несколько дней, когда линию фронта всё же перешло несколько оставшихся в живых десантников.
Источники и литература:
- Документы Центрального архива Министерства обороны.
- Документы Филиала Центрального архива Министерства обороны (Центральный Военно-морской архив в г. Гатчина).
- Документы LIV-го армейского корпуса и Армейской группы «Нарва», NARA.
- Гринкевич В. И. Разве можно забыть Мерекюля? М., 1979 г.
- Кривошеев Е. П., Костин Н. Ф. Битва за Нарву. Таллин, 1984 г.
- Трибуц. В. Ф. Балтийцы наступают. Калининград, 1968 г.
- Tieke W. Tragedy of the faithful. A history of the III. (germanisces) SS-Panzer-Korps. Winnipeg, 2001.
Источник