Паромная переправа через реку вятка



За мост через Вятку

За мост через Вятку запись закреплена

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

За мост через Вятку запись закреплена
Газета «Сельская правда»

Любимый праздник снова с нами!

— А точно будет? – с таким вопросом часто обращаются малмыжане и гости города, с нетерпением ждущие региональный праздник «Ярмарка Казанская».
— Будет, точно будет! — приходится их успокаивать.
Показать полностью.

Люди за два пандемийных года соскучились по таким большим, красочным и ярким мероприятиям, когда можно забыть о своих проблемах и окунуться с головой в бесшабашное и такое «заразное» веселье.
К нынешнему празднику его организаторы начали готовиться задолго до дня проведения 23 июля. Разрабатывали положение, придумывали номинации конкурсов, созванивались с приглашенными гостями, искали мастеров прикладного творчества, продумывали тему карнавального шествия и делали еще массу важных и нужных дел. Проведение таких масштабных, регионального статуса мероприятий – это всегда огромный труд.
А еще вспоминали, как все начиналось…
Возродить старинный праздник в честь иконы Казанской Божьей матери, в трудные 90-е годы, а точнее в 1992 году решила небольшая группа энтузиастов из районного Центра культуры и досуга. Идею поддержали городские власти, главой тогда работал И.Ф.Хузин. Первое время праздник был городским, и кто бы ни работал мэром, всегда находил возможность и средства на этот праздник, чтобы порадовать малмыжан.
Поначалу все было очень скромно. После небольшой проходочки художественных коллективов по центру города на стадионе был концерт.
Год от года праздник рос, ширился, все больше становилось участников театрализованного шествия, все интереснее и занимательнее представляли они свои костюмы. Все больше людей собиралось поучаствовать в мероприятии. Он объединял людей разных национальностей, вероисповеданий и культур.
Вот и нынче «Ярмарка Казанская» проводится в рамках Года культурного наследия народов России.
Начнется он с выставки-конкурса-продажи изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Ровно в 9 часов утра разложат мастера свои изделия, покажут все свои таланты и способности. Пока получено около 35 заявок на участие в конкурсе. Это мастера из Малмыжского района, а также из соседних Кильмези, Вятских Полян, республик Марий Эл, Удмуртии, Татарстана. Подарков и сувениров хватит на всех.
Концерту творческих коллективов района организаторы дали название «Россыпь народных талантов». Их у нас много, и посмотреть есть на что. Они зададут тон всему празднику.
Уже традиционным стало представление национальных подворий «Этногород» и выступление фольклорных коллективов. Тут можно и с народными обычаями и костюмами познакомиться, поплясать, отведать блюда национальных кухонь.
Самое главное действо праздника – это все же, не в обиду другим, карнавальное шествие. В фантазии костюмированные группы, которые примут в нем участие, не ограничивали. Главное – красочность, лаконизм, зрелищность. Одним словом, «Малмыж – не Париж, а карнавал есть».
Нам пока не известны темы, которые выберут участники конкурса, хотя по секрету я узнала, что некоторые перевоплотятся в персонажей кинокомедий Эльдара Рязанова, в честь его 85-летия. Также будут вспоминать образы прошлых карнавалов, ведь все же с первого шествия прошло 30 лет. Не забудут участники и юбилей Петра Первого. Посмотреть и подивиться будет на что.
Специальное жюри определит лучших по нескольким номинациям. Победитель получит Гран-при. Кстати, переходящий кубок до сих пор хранится в Малмыжском доме-интернате. Кому он достанется нынче?
Члены жюри назовут короля и королеву карнавала, лучший молодежный и лучший детский коллектив.
Дальнейший ход праздника традиционный. Выступления творческих коллективов на стадионе в 13.00. Концерт с участие группы «Гравитация» и Вятско-Полянского коллектива «Теплая кофта» в 16.00. Двумя часами позднее также всеми любимое национальное гуляние «Куштымаш».
А вечером всех ждет танцевально-развлекательная программа «Когда город танцует» и праздничный фейерверк «Виват, Малмыж!» А для тех, кого рано не уложить спать, будет еще и ночная дискотека.
Так что готовьтесь целый день веселиться, смеяться и отдыхать на полную катушку!
Людмила Карташова, фото из архива.

За мост через Вятку запись закреплена
Правительство Кировской области

В Кирове снимут веб-сериал о вятских промыслах. Проект запланирован в формате автопутешествий по Кировской области. Съёмочная группа отправится в Кирово-Чепецк, Слободской, Советск, Нолинск, Яранск, Подосиновец, Кильмезь, Белую Холуницу и Киров.

Запланировано 27 серий с подробным описанием маршрута и достопримечательностей, а также 13 местных промыслов и ремёсел. Зрители познакомятся с историей, мастерами и процессом создания изделий.

Участниками сериала станут молодые дизайнеры Кирова, в том числе студенты профильных вузов. Вместе с мастерами они попробуют найти практическое применение традиционных промыслов в современном мире. Премьера намечена на сентябрь 2022 года.

За мост через Вятку запись закреплена
Левобережный наблюдатель

ПОСТФАКТУМ: «ДРАГОЦЕННЫЕ» ОТХОДЫ СТЕКОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

В нашей последней поездке в аспектах темы документального сериала «Угасающая глубинка Руси» мы побывали в селе Константиновка. Текст анонсирующей публикации со снимками до выхода 6-й части фильма опубликован в нашей группе: https://vk.com/wall-30647943_33018
А вот, квалифицированный ответ краеведа и тоже — с иллюстрациями и со ссылкой на сайт «Вики-Поляны»:

Минералогов (особенно тех, кто из секты свидетелей пришествия пиндосовского IMA) вынужден сразу разочаровать, чтобы не распускали слюни: это не природные минералы или горные породы. Все они, и прозрачный камушек, похожий на изумруд, и два камня базальтового вида, и слоистый полупрозрачный обломок, и многоцветный образец, узорчатый как оникс, — это, на языке коллекционеров, обычный техноген. Можно оценить ещё хуже: это отходы одного производства, обычный промышленный мусор.

Однако, у данных камней есть историческая ценность: они являются вещественными источниками и могут рассказать о технологии производства, как они возникли, через какие руки прошли, кем и где были найдены. Примечательно то, что эти красивые отходы полудрагоценного вида остались от стекольного производства, которое существовало в Малмыжском уезде Вятской губернии в ХIХ веке.

Камушки найдены краеведческой командой «Левобережного наблюдателя» в селе Константиновка Малмыжского района, на месте Мелетской стекольной фабрики. Небольшая мануфактура, построенная в начале XIX века пензенским дворянином-помещиком Иваном Осиповичем Юшковым, стояла в шести верстах от марийской деревни Мелеть, на речке Мелетке — отсюда её название. В то время это было первое предприятие в Вятской губернии, которое специализировалось на изготовлении оконного стекла: низкосортного зелёного и высококачественного белого. В 1820-е годы на этой мануфактуре был налажен выпуск продукции специально для винно-водочных предприятий: различные виды посуды и тары. В эти годы на изготовлении стекла трудились 27 крепостных крестьян из имения Юшковых, которые производили свыше 30 тыс. единиц посуды разнообразного ассортимента в год.
Сырьём служили местные ресурсы: кварцевый песок с реки Вятки, известковая и гипсовая дресва. В Константиновке было организовано также вспомогательное производство поташа, используемого при изготовлении стекла.

После смерти Ивана Осиповича имение перешло его сыну генерал-лейтенанту Александру Ивановичу Юшкову, который сохранил отцовский тип хозяйствования, оставив её типичной мануфактурой, где в 1830-е годы всё так же трудились 27 крепостных. Продукция завода реализовывалась в пределах Вятской губернии, выручка составляла около 7950 руб. серебром.
А.И. Юшков был настоящим героем Отечественной войны, участником Бородинской битвы, после окончания войны командовал во Франции отдельным корпусом и бригадой. В 1818 г. вернулся в Россию и до 1824 г. в его распоряжении были различные военные подразделения. В 1828-1829 гг. он участвовал в Турецкой кампании. В 1835 г. вышел в отставку и, получив пенсию полного оклада, уехал на постоянное место жительства в Пензу, где и был похоронен. Можно предположить, что помещик мало интересовался проблемами имения в Вятской губернии. Местные предприятия существовали по инерции и постепенно приходили в упадок.

С 1857 года вся собственность перешла к Константину Александровичу Юшкову, внуку Ивана Осиповича. В это время стекольная фабрика уже простаивала, и производство на ней было возобновлено в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Дворянину-предпринимателю пришлось перестраивать производственные отношения и способ хозяйствования, унаследованные от деда и отца.
Стекло изготавливалось десять месяцев в году. Выпуск продукции не был связан с аграрным календарным циклом. На фабрике стал использоваться труд профессиональных рабочих. В 1871 году на ней трудились 62 человека (из них 12 – мастеров, остальные разнорабочие). 32 человека были приезжими из других губерний Российской империи: Владимирской, Тамбовской, Вологодской, Казанской. Использовался труд малолетних детей (десять мальчиков) и женщин (шесть человек). Приспособлений или механизмов не было, а действовала только одна мастерская печь. На фабрике изготавливались различные виды посуды общей стоимостью 4540 руб., а также листовое стекло.
В этот период рыночная конъюнктура стекольной промышленности сильно изменилась. К 1880-м годам в Вятской губернии было 609 стекольных заведений различного уровня. Конкуренция в данной отрасли производства возросла. Фабрика К.А. Юшкова проигрывала другим подобным предприятиям. В 1886 г. на ней произошло сокращение числа рабочих и объёмов производства. На предприятии трудились 25 человек, которые изготавливали листовое стекло (400 ящиков на 5000 руб.).
В ведомостях за 1889 год и последующие годы стекольная фабрика уже не значилась.

Подробнее обо всём этом можно прочитать в научной статье Дарьи Михайловны Пюрияйнен «Трансформация помещичьего хозяйства в XIX – начале XX в. на примере имения Юшковых Малмыжского уезда Вятской губернии». Статья размещена в Вики-Полянах:
https://kraeved.vp43.ru/wiki/Помещичье_хозяйство_Юшко..

На 6-м фото: Константин Александрович Юшков.

За мост через Вятку запись закреплена

За мост через Вятку запись закреплена
Левобережный наблюдатель

ЮЖНАЯ ВЯТКА: АРТЕФАКТЫ ИСТОРИИ И ПРОСТО ФАКТЫ

= Небольшой, или очень большой)) анонс с иллюстрациями к 6-й части кинопроекта от «ЛН-ВИДЕО»+»ВЯТКА-ФИЛЬМ» «Угасающая глубинка Руси» =

ЧТО ЗНАЧИТ «УГАСАЮЩАЯ…»?
Показать полностью.
5-го июля нами завершена съёмка исходного материала к 6-му документальному фильму из проекта «Угасающая глубинка Руси». Однако, по поводу угасания – с выводами не спешите. Не желает глубинка угасать и не угаснет — судя по всему. Она научилась стоически переносить свалившиеся на неё ещё в 90-х невзгоды и выживать. Земля не дала возможности ни «эффективным менеджерам» реформ 90-х, ни окармливающимся на закрытии предприятий «схемовикам-банкротчикам» добить деревню. Сейчас во многих местах начинается возрождение аграрного сектора. Заброшенные в 90-е годы земли окультуриваются, засеваются, а в животноводство приходят новые технологии. Пока не везде, но, динамика есть, и заметна тенденция в её ускорение до сравнимого с геометрической прогрессией)) За дело взялись набравшиеся смелости люди – это малое и среднее сельское предпринимательство. Местами – уже далеко не среднее, и, Слава Богу! И дай Бог, чтобы волна этого возрождения аграрного сектора суровым асфальтовым катком прошлась по разрухе…
Так вот… что мы имеем в виду под словом «угасающая»: это угасание памяти. Традицонности. Трансформация образа жизни. Забвение ортодоксий предков и семейных ценностей. Перевод исконно народных традиций в нелепый и чужеродный формат забугорных «квизов», «квестов» и «челленджей»…
Разрушенные, исчезнувшие под грунт деревни можно отстроить. Что и произойдёт в конце-концов. Можно отстроить, ну, не знаю… фермерские хутора. Заново отстроить в современном виде. Всё это, хоть я и не пророк, поверьте — произойдёт. Россия разнесла в хлам фашизм в той войне и спасла мир от рабства. А разъедающий её изнутри паразитирующий «токсичный планктон» с его кровососущими аппетитами, тем более – Россия нагнёт и поставит в нужную позу (пусть и в выпукло стилизованную — но, в позу, ярко символизирующую беззаветную любовь к общественно-полезному труду на родной земле. Вот я о чём. Не о пошлостях же!).
Возрождение аграрное произойдёт уже на новом уровне. И будет работать во укрепление продовольственного могущества и независимости родного Отечества. Но, сейчас надо бить тревогу о потере исторической памяти о своём же родном прошлом. О попытках исказить и переписать историю. Вот мы о чём желаем сказать словами «Угасающая глубинка Руси»…
***************************************
ГЛАВНОЕ, ЧТО ВСЕЛЯЕТ ОПТИМИЗМ
В каких бы сёлах и деревнях мы ни бывали, везде есть дети. Вот оно — самое важное. Есть дети – жизнь продолжается. Есть дети – будут и школы. Это неизбежно закономерно. Будет на селе развито технологичное производство – будет и достойный заработок и уезжать из экологической благодати вряд ли кто-то из молодых пожелает…
****************************
АРЫК И КОНСТАНТИНОВКА
Это цель нашего киносъёмочно-туристического маршрута, осуществленного 5-го июля сего года. Все деревни этого края Малмыжского района, естественно, за один день мы не смогли объехать и детально рассказать о них, соответственно – не имеем возможности. Но, по деревне Арык у нас в фильме будет небольшой фрагмент, а по Константиновке – сюжет. В этом сюжете будут беседы с местными жителями.
Константиновка имеет достаточно подробное описание на сайте «Вики-Поляны», к тому же, Владимир Александрович Слесарев в фильме даст устное описание этого интересного села.
Особых жалоб на жизнь от людей мы не слышали. Жалоба только одна: дорогостоящий платный мост через Вятку, принадлежащий частному владельцу. Всё в духе времени – так говорят в сёлах левобережья – делать капиталец на нуждах людей. Однако, есть пока неуточнённые данные, что монополиста, наконец-то, подвинет государство и через Вятку будет совершенно бесплатный мост. Рядом с платным. Что должно сбавить владельцу моста спесь…
А теперь – иллюстрации от «ЛН-ВИДЕО»))

С уважением: Александр Вотинцев

На снимках:
1-3 — беседы в деревне Арык
4-5 — Православный храм в селе Константиновка
6 — беседа с местным жителем в селе Константиновка
7-8 — необычная находка в с. Константиновка. Говорят — там их много))
9-10 — плац перед памятником азинцам а Матанском Кордоне и проезд к нему от дороги прочищены местным жителем

За мост через Вятку запись закреплена
Дом-Культуры Малмыжа

За мост через Вятку запись закреплена
ПОЗИТИВНЫЕ ПОЛЯНЫ | Вятские Поляны Кукмор

Старинное русское село Гоньба Малмыжского района раскинулось на берегу красивейшей реки Вятки. А возникло оно как починок Гонбинский в годы великой смуты (1598-1613), который был подарен царём Гордею Пальчикову за преследование и пленение неудавшейся «русской царицы» Марины Мнишек (жена обоих Лжедмитриев) и «ворёнка» (сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II).
Показать полностью.
Гордей Пальчиков служил головой казанского стрелецкого приказа, уезжать из Казани не планировал, поэтому починок отошел к его младшему брату Ивану и племянникам.
После смены нескольких владельцев в 1785 году Гоньбинское имение приобретает Иван Юшков. За годы владения имением династии Юшковых была возведена каменная Никольская церковь, построен конезавод по разведению голландской, английской и вятской породы лошадей.
Организовалось производство тканых ковров. Продукция ткацкой фабрики представлялась на всероссийской мануфактурной выставке и успешно продавались по всей России. Также Юшковыми была построена бумажная фабрика и запущен кожевенный завод. Кожи: опойковые, жировые, цветные продавались во все губернии России и также представлялись на всероссийской мануфактурной выставке.
В те времена Гоньба процветала. Проезжающие по Сибирскому тракту господа удивлялись мощеным дорогам, добротным домам с хозяйственными постройками, каменной церкви в центре села. Вятка в 19 веке была полноводной рекой, глубокой, судоходной. Ходили караваны судов, баржи. В Гоньбе была построена переправа через Вятку.
Последней владелицей имения была Варвара Граве, дочь Леонида Юшкова, которая которой была открыла в Гоньбе рукодельную мастерскую с золотошвейным, кружевным и ткацким отделениями.
В белошвейном отделении преподавалось шитье вручную и на машине, вышивка гладью по белью и кройка. На кружевном отделении преподавалось плетение кружев и рисование, необходимое для составления самостоятельных рисунков. При школе имелась прекрасная библиотека по искусству и музей образцов. Лучшие работы учениц направлялись на различные выставки в Петербурге (1907г.), в Москве (1909г.) и в Казани (1911г.). Ученицы настолько преуспели в своём деле, что заказы в школу шли даже из-за границы.
Но не всё было так благополучно и гладко. Угодья в окрестностях села (лес, луга и большая часть полей) принадлежали помещику Граве. У старого помещика был сын Николай, последний отпрыск этого рода. Он был особенно свирепым, и о нем до сих пор сохранились в селе рассказы, как о жестоком изверге. На совести Граве была не одна загубленная жизнь крестьян, избитых и запоротых на конюшне до смерти.
Однажды собираясь на охоту, Граве с денщиками стоял на берегу реки и увидел трёх женщин в лодке. Они везли лыко, надранное в помещичьем лесу. Граве взбесился и закричал им, чтобы пристали к берегу, но женщины перепугались и стали грести еще быстрее. Тогда помещик приказал денщикам стрелять в них, а когда получил отказ, вырвал ружье и выстрелил сам. Выстрел оказался метким — он убил одну из женщин, оставив без матери четверых маленьких сирот. Убийцу же после этого только снизили в военном чине.
Когда грянула революция, гоньбинские мужики хотели за все с ним рассчитаться, но не успели — сбежал помещик.
Однако вскоре Граве объявился — в 1918 году большой колчаковский отряд под его командованием встал на левом берегу Вятки напротив Гоньбы. Он хотели перебраться через реку, захватить село и тракт, чтобы двигаться дальше. Сходу ничего не вышло. Второй раз сунулся — тоже отбили. Два дня пытался Граве переправиться, но все попытки были тщетны. Потеряв надежду, приказал уничтожить село.
Почти целый день шел артиллерийский обстрел. Снаряды разрушали дома, поджигали их. Огонь вспыхивал то в одном, то в другом конце улицы. Вскоре запылало всё село. Во время пожара Граве еще раз пытался перейти реку. Он хотел воспользоваться паникой, но и это ему не удалось. Его снова отбросили назад.
Три дня горело село, от него остались только груды головешек и печные трубы. Церковь тоже была сильно разрушена. Вскоре подошедшим подкреплением отряд Граве был разгромлен, и его след потерялся навсегда.
Село не исчезло — отстроилось вновь. Ожило, восстановилось, не осталось никаких следов от пожара. Построили элеватор, кирпичный завод. Прямо около него находится уникальное месторождение глины. В годы коллективизации в Гоньбе был создан колхоз «Имени Кирова».
Но настали девяностые. Прекратили своё существование и элеватор, и завод. Закрылся колхоз. Работы не стало, народ стал разъезжаться. Село пустеет год от года. Но жители не теряют надежды, что Гоньба снова возродится. Всё в этой жизни случается…
В Гоньбе есть частный музей «Бабушкин сундучок». Хозяйка музея живет в нарядном доме справа от музея. Если она вас не заметила и не вышла навстречу сама, постучитесь. Женщина будет очень рада. Посетители здесь очень редки, и рады им как самым дорогим гостям.
Неподалёку от музея памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он очень достойный и ухоженный. Мне кажется, что он символизирует не только подвиг воинов, но и их матерей.
Памятник, посвященный событиям Гражданской войны установлен в 1980 году на берегу Вятки около переправы.

Источник

Читайте также:  Самые красивые реки северной америки
Поделиться с друзьями
Байкал24