- Паромщик на Стиксе
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова харон
- Определение слова харон в словарях
- Примеры употребления слова харон в литературе.
- Акен — бог-лодочник
- Ночной бог-лодочник
- С головой барана и рулевым веслом
- Перевозчик душ
- Читайте также
- Перевозчик душ
- Река в преисподней — Стикс
- МИФОЛОГИЯ
- Загробный мир 6. Переправа
Паромщик на Стиксе
Ответ на вопрос «Паромщик на Стиксе «, 5 (пять) букв:
харон
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова харон
Определение слова харон в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Харо́н в греческой мифологии — перевозчик душ умерших через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон ) в Аид . Сын Эреба и Нюкты . Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату ( навлон ) в .
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
в древнегреческой мифологии перевозчик умерших через реки подземного царства до врат Аида. Для уплаты за провоз покойнику клали в рот монету.
Примеры употребления слова харон в литературе.
В этом спорте был и свой религиозный штрих: рабы, которые крючьями вытягивали мертвые тела с арены, надевали маски перевозчика душ в подземном царстве, Харона.
Пора уже, видимо, братчики, из казацкого седла перебираться в челн Харона.
Тысячи глаз обратились к большим воротам, к которым приблизился человек, наряженный Хароном, и при всеобщем молчании трижды стукнул в них молотом, как бы вызывая на смерть тех, кто был за ними.
Но вот префект подал знак: тотчас опять вышел старик, наряженный Хароном, тот самый, что вызывал гладиаторов на смерть, и, неторопливой поступью пройдя через всю арену, среди воцарившейся мертвой тишины опять трижды ударил молотом в двери.
После этого незадачливый последователь Харона некоторое время проработал униформистом Царицынского цирка, продавцом пивного ларька, грузчиком мебельного магазина и фасовщиком в сахарофасовочном цехе Он катился по наклонной, пока не оказался в зеленой фуражке и синей гимнастерке вохровца на проходной Царицынского мясокомбината.
Якоб Сильвиус, так и не примирившийся с мятежным учеником, перешял Стикс вброд, чтобы сохранить лишний обол, не отдавать его алчному Харону.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Акен — бог-лодочник
Акен стоит на корме и управляет лодкой
Акен – древнеегипетский бог, который перевозил через реку на лодке души умерших в подземное царство – «землю на Западе».
Географически происхождение бога-перевозчика Акена связано Летополисом – столицей второго нома (провинции, области) в Нижнем Египте (см. Карту Древнего Египта), в котором располагается разветленная сеть рукавов Нила — Дельта.
Ночной бог-лодочник
Сюжет, связанный с перевозкой умерших и богов через реку — традиционный для древнеегипетских религиозных представлений. В силу того, что формирование египетского пантеона богов происходило длительное время и он пополнялся божествами многих территорий и областей, в египетской мифологии можно найти несколько богов-лодочников.
В ходе определенной эволюции каждый из них приобретал свои специфические черты. Немти (Анти), например, перевозит в основном богов, а Акен на своей лодке переправляет умерших людей, вернее, их души.
Перевозка умерших через реку осуществлялась по ночам, и Акена надо было разбудить и вывести из состояния глубокого сна, в котором он пребывал тогда, когда его услугах не было необходимости.
С головой барана и рулевым веслом
Обычно изображался как человек с головой барана, стоящий на корме лодки и управляющий рулевым веслом. Он Акена зависело в какую часть подземного мира будет доставлена душа умершего – в общую область (Дуат) для простых людей или более благоприятную (Аару) для особо избранных.
Однако, хотя умерший и молился, стоя в лодке, чтобы его привезли в более благоприятное для него место в подземном мире, это уже было предопределено его поступками, молитвами и воздаянием богам при жизни. Поэтому Акен не имел самостоятельного культа, не было и культовых центров этого божества, хотя он неоднократно упоминается в «Книге мертвых».
Источник
Перевозчик душ
Загробный мир располагается, как правило, за водным пространством — рекой или морем. Даже в небесный мир умерших доставляет небесная ладья, например ладья Солнца в египетских мифах.
Самым известным перевозчиком на тот свет является, конечно, греческий Харон. Он сохранил свое место даже в Дантовом аду. В греческом мифе и обряде, достаточно рационализированном законами античного полиса (которыми регулировался и погребальный обряд), Харону положено было платить за перевоз монету (обол), которую клали мертвецу под язык. Это обычай распространился у многих народов мира. Гермес — вестник богов, знавший все пути, считался проводником душ к границе Аида.
Души женихов Пенелопы, убитых Одиссеем, Гермес вызывает из тел и, взмахнув своим волшебным золотым жезлом — кадуцеем, отводит их в преисподнюю: души с визгом летят за ним. Гермес ведет души женихов
…к пределам тумана и тленья;
Мимо Левкада скалы и стремительных вод океана,
Мимо ворот Гелиосовых, мимо пределов, где боги
Сна обитают, провеяли тени на Асфодилонский
Луг, где воздушными стаями души усопших летают [15].
Оказавшийся у Стикса без денег должен был либо скитаться по его мрачному берегу, либо искать обходной брод. Харон также был стражем Аида и перевозил через Стикс только тех, кто был удостоен правильного погребального обряда.
Стикс ограничивает Аид с запада, принимая в себя воды притоков Ахерона, Флегетона, Кокита, Аорнита и Леты. Стикс, что значит «ненавистный», — это ручей в Аркадии, воды которого считались смертельно ядовитыми; в Аид его стали «помещать» только поздние мифографы. Ахеронт — «поток печали» и Кокит — «стенающий» — эти названия призваны показать неприглядность смерти. Лета означает «забытье». Флегетон — «пылающий» — относится к обычаю кремации или к поверью, что грешники сгорают в потоках лавы.
Лишь самые могучие герои — Геракл и Тесей — могли заставить Харона живыми перевезти их в Аид. Эней смог проникнуть туда благодаря тому, что пророчица Сибилла показала Харону золотую ветвь из сада богини преисподней Персефоны. Другому стражу преисподней — чудовищному псу Церберу (Керберу) она бросила лепешку со снотворным. Каждый умерший должен был иметь при себе медовую лепешку, чтобы отвлечь этого пса с тремя головами и змеиным хвостом, все туловище которого также было усеяно змеями. Цербер сторожил, однако, не столько вход на тот свет, сколько выход: следил, чтобы души не вернулись в мир живых.
Естественно, что в мифах и обрядах народа, отделенного от материка морем, — скандинавов часто встречается мотив погребальной ладьи при переправе на тот свет.
В «Саге о Вёльсунгах» герой Сигмунд, потомок Одина, берет труп сына Синфьётли и бредет с ним неведомо куда, пока не приходит к фьорду. Там он встречает перевозчика с малым челном. Тот спрашивает, не хочет ли Сигмунд перевезти тело на другой берег. Конунг соглашается, но места для Сигмунда в челноке не хватило, и, как только таинственный перевозчик взял Синфьётли, челн тут же исчезает. То был, конечно, Один, взявший своего потомка в Вальхаллу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Перевозчик душ
Перевозчик душ Загробный мир располагается, как правило, за водным пространством — рекой или морем. Даже в небесный мир умерших доставляет небесная ладья, например ладья Солнца в египетских мифах. Самым известным перевозчиком на тот свет является, конечно, греческий
Источник
Река в преисподней — Стикс
Стикс — та самая река мертвых, которая описана в греческой мифологии. Именно через нее переплывает некий паромщик, с помощью которого за плату можно перевести души туда или же обратно. Чем знаменита эта река и какое значение она имеет в других культурах?
Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых. Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.
Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем. Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.
По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату. Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.
Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.
Река Мавронери
Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке. Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.
Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.
Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису — Владыке Дуата, а у этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару. В христианстве же преодолеть границу жизни и смерти помогает Ангел Гавриил.
Источник
МИФОЛОГИЯ
- Вы здесь:
- Главная
- Загробный мир
- Загробный мир 6. Переправа
Загробный мир 6. Переправа
В большинстве мифологических систем с достижением загробного мира связывается преодоление водного пространства. Это может быть река которую нужно переплыть самостоятельно, с помощью животных, на ладье или перейти через нее по мосту, или море, которое переплывают на «корабликах мертвецов», тростниковых плотах и других плавательных средствах. Часто река представляет собой последний рубеж трудного пути, преодолев который умерший ступает на «землю» обитателей мира умерших. Иногда количество подземных рек увеличивается от одной до нескольких, сливающихся в одну, а мотив водной среды в нижнем мире усиливается одновременным присутствием и реки, и озера или подземного океана, на берегу которого находится жилище владыки загробного мира.
Само словосочетание «потусторонний мир» отражает представление о противоположном береге. Одним из обозначений смерти в Древнем Египте было выражение «отплыть к другому берегу», отражавшее реально существовавшее положение вещей: жилые кварталы египетских городов находились на восточном берегу Нила, а на западном берегу хоронили мертвых. В шумерских хозяйственных текстах XXIV века из Лагаша кладбище называется «берег Гильгамеша». «Воды смерти«, которые нужно было преодолеть Гильгамешу в своем путешествии в поисках рецепта бессмертия, можно было переплыть только на ладье перевозчика Ур-шанаби, имевшей вид змеи. В вавилонской мифологии горой праведных решений называлось место суда в мире мертвых на берегу реки Хабур.
В финской мифологии загробный мир Маналу отделяет от земли живых Манала-река, протекающая в глубоком ущелье. В карело-финских рунах Вейнямёйнена в Маналу-Туонелу перевозит на лодке дева Маналы. У врат скандинавского царства мертвых Хель течет река Гьёлль, мост через которую охраняет дева Модгуг. В германо-скандинавской мифологии Один на золотом корабле перевозит убитых воинов в Вальгаллу. В Греко-римском загробном мире текут воды Стикс, Ахерона, Коцита. Перевозит умерших через Стикс на своей ладье Харон. В этрусских представлениях о загробном мире умершие достигают его, переплывая море в челнах. В мансийской мифологии умерших перевозит на лодке сам бог подземного мира, властитель злых духов кулей и болезней – Куль-отыр. В маньчжурских мифологических представлениях души умерших переправляет через реку Дохооло агэ («хромой брат»), одноглазый и кривоносый, который гребет половиной весла на половине лодки. У юкагиров тень умершего по пути в загробный мир сперва «встречает старуху, стражницу порога потустороннего мира, затем достигает реки, которую переплывает на лодке». В представлениях североамериканских индейцев ингалик умерший переправляется на лодке через две реки: сперва через черную реку из пота мертвецов, затем через светлую, из слёз, пролитых при оплакивании.
Конечно, возможность использования плавучих средств, значительно облегчала задачу душам умерших добраться до загробного мира. В противном случае приходилось рассчитывать на собственные силы или помощь животных. В индийской мифологии мир живых от мира мертвых разделяет река Вайтарани, представляющая собой зловонный поток, наполненный кровью, костями и волосами. Преодолеть ее человек может только держась за хвост коровы, которую он при жизни подарил брахману. Из китайской мифологии известен сюжет с царем Му из династии Чу, который дошел до края земли, до Царицы-Матери Запада (=Смерть), перейдя через реку по мосту, составленному рыбами и черепахами. Инки верили, что преодолеть бурный поток им поможет черная собака, а астеки переплывали его на спине красной собачки. По мифологическим представлениям индейцев кечуа души мертвых уходили в «землю немых», путь в которую лежал через пропасть по волосяному мосту, а пройти по нему умершим тоже помогали черные собаки. Наконец, в представлениях североамериканских алгонкинов перебраться через реку мертвых можно было по змее.
Хуже приходилось тем, кто вынужден был переплывать реку мертвых самостоятельно. В нганасанской мифологии умерший, переплывая реку нижнего мира — «бодырбу колоптубы» (букв. «вода, подобная рыбьему клею мертвых»), – отмывался от всего, что связывало его с прежней жизнью, но и преодолев этот поток, умерший оказывался перед лицом последнего испытания: встречающие сородичи окончательно обрывали связь новопреставленного с миром живых, разрубая его тело пополам, и выбрасывая «грязную» земную половину обратно в воду.
Иногда умершие в сундуках или долбленых колодах, в челнах тоже без посторонней помощи плыли в нижний мир по течению реки. В этих случаях верх и низ определялся по истоку и устью реки. Исток связывался с верхним миром, устье — с нижним.
В Древнем Египте нижним миром считалось море, в которое впадал Нил своими семью устьями. По этому признаку сама страна разделялась на Верхний и Нижний Египет. Тело Осириса, заключенное в сундук, воды Нила выносят в море, которое по замыслу коварного Сета должно стать «могилой» Осириса. Однако течение относит сундук к побережью Финикии, к Библу. Меньше «везет» тибетскому царю Тригумцэнпо, лишившемуся возможности подняться на небо и превратиться в свет подобно своим предшественникам. Он становится первым царем, для которого возникает необходимость в могиле: с этой целью его тело было положено в медный ящик и пущено по течению реки, попав в конце пути «в брюхо богини Лумо». По мифологическим представлениям тибетцев гора соотносилась с небом и его божеством Лха, а подземный мир — с озером и его божеством – Лу. Угроза закончить «жизнь» в чреве свирепого дракона Визунаса преследовала души умерших литовцев, добиравшихся до вершины горы, на которой они должны были предстать перед божьим судом. Чтобы помочь им в этом трудном пути и не дать сорваться в море, где их поджидал дракон с раскрытой пастью, с покойниками клали когти медведей и рысей: считалось, что только с их помощью душе удастся вскарабкаться на вершину недоступной горы. Поскольку покойников хоронили после сожжения, в этом обряде можно видеть стремление избежать посмертного попадания в нижний мир — водную среду и достичь верхнего: вершина горы=небесный купол.
В некоторых мифологических системах в подземных владениях владыки загробного мира протекает река, или его дворец стоит на берегу озера или подземного океана, но отсутствует мотив переплывания реки. Ее переходят по мосту. Так, в тибето-бирманской мифологии умершие добираются до страны счастья по нитяному мосту, перекинутому через реку Пузаутуибо. При подземном судилище (Диюй) китайской мифологии есть река Найхэ («река нечистот»), мост через которую охраняют ядовитая змея и злой пес. В монгольской мифологии эта река течет человеческими слезами, и через нее перекинут мост из конского волоса. В алтайской мифологии в подземном мире Эрлика есть три озера: одно – наполнено слезами людей, которые оплакивают умерших, другое — красное озеро, образовавшееся из крови убитых, самоубийц и случайно смертельно порезавшихся, третье — бездонное черное озеро с мостом из одного конского волоса, за которым в мире Эрлика расположена область умерших предков. В другом варианте озеро замещается подземным морем. Алтайский шаман, в своем описании путешествия в загробный мир, доходил до «земной пасти» – отверстия, ведущего под землю, «спускался вниз и видел море, а над морем мост в виде волоса». Насколько трудным был переход по волосяному мосту для шамана – живого человека — доказывали зловеще белевшие сквозь толщу морских вод кости сорвавшихся в пучину шаманов. Благополучно добравшись до берега шаман приближался к жилищу могучего Эрлик-хана, повелителя злых духов и душ мертвых. В представлениях юраков Средней Сибири, шаману предстояло преодолеть три реки, прежде чем он достигал Большой Воды, за которой простиралась страна теней. Одна из рек была забита обломками древесины, вторая — обломками старых шаманских бубнов, третью мешали преодолеть шейные позвонки умерших шаманов. В нижний мир эвенков впадала река энгдекüт, соединявшая его с верхним миром на востоке. В представлении эвенков, часть реки энгдекüт была миром мертвых, сюда шаманские духи отвозили души ōмū умерших людей. В энгдекüт впадало много притоков – шаманских родовых рек.
Однако не все реки подземного мира были солеными от пролитых слез, заполненными кровью или нечистотами, или столь бурными, что переход через них был опасен. Воды некоторых рек для испившего их несли в себе сладостное забвение тягот и горестей прожитой жизни, а река, протекающая в подземном мире мертвых вайнахской мифологии — Еле, по одной из версий, считалась священной, потому что ее воды лечили от всех недугов, оживляли мертвых, проступая на поверхность земли, где их находили герои. В некоторых мифологических системах мотив реки загробного мира исчезает, но и тогда сохраняются представления о связи нижнего мира с водной стихией. Так, по древнекитайским представлениям души умерших отправляются не к реке, а к подземному источнику Хуанцюань («желтый источник»). А у филиппинцев острова Лусон весь нижний мир представлялся водной стихией, о чем говорит его название «далум» — из протоаустронезийского danum («вода»). Таким же он был в представлениях батаков и даяков. Мертвые «жили» в этом водном мире на острове. Души умерших меланезийцев доставлялись в водный загробный мир акулами, аллигаторами, рыбами бонито, птицами фрегатами, даже улитками. В противоположной стороне, на севере, души умерших селькупов плыли в долбленых колодах из кедра в море мертвых. Считалось, что в устье реки находится город мертвых, которым управляет Кызы.
В этой статье рассмотрен всего лишь один из путей, ведущих в загробный мир: по реке, по морю или с использованием переправы через реку подземного мира. Существовали и другие пути, вполне сухопутные или воздушные. Как сказано в Тибетской Книге Мертвых: «Путей к Богу столько, сколько дыханий человеческих».
Использованные материалы:
- Монте, Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов;
- Емельянов В.Е. Древний Шумер. Очерки культуры;
- Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета);
- Мифы народов мира, т. I-II;
- Саяно-америндский комплекс мифологических мотивов Ю.Е. Берёзкин, А.В. Коротаев, А.И. Давлетшин, Д.А. Халтурина, К.Э. Григорьян;
- Элиаде, Мирча. Шаманизм. Архаические техники экстаза;
- Грачева Г.Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и севера (вторая половина XIX – начало XX в.);
- Басилов В.Н. Избранники духов;
- Василевич Г.М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков.
Источник