Пересечение трубопровода с рекой

Документы

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТРУБОПРОВОДАМИ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕХОДОВ

Магистральные трубопроводы, которые размещаются на земной поверхности, встречают на своем пути препятствия — моря, реки, озера, водохранилища, болота и т.п., которые называются водными преградами.

Пересечения магистральными трубопроводами водных преград бывают надземными (надводными) и подводными.

Достоинством надземных пересечений является возможность доступа к трубопроводу, что облегчает контроль за техническим состоянием металла трубы, защиту от коррозии, выполнение ремонта.

Надземные переходы в зависимости от конструктивной схемы пролетов бывают балочными, арочными и висячими.

В балочном надземном переходе пролетным строением бывает самонесущая труба, одно- или многопролетная, с температурными компенсаторами и без них.

Выбор конкретной схемы перехода зависит от диаметра трубопровода, удобства его обслуживания и гидрологических условий водной преграды. Опоры, на которых устраивают трубопровод, могут быть свайными, кольцевыми, стоечными или плитными, а опорные части — катковыми, скользящими или неподвижными.

По конструкции надземные переходы подразделяются на висячие, гибкие, ‘‘провисающая нить 1 ‘ и вантовые. В гибких и висячих системах трубопровод прикрепляют с помощью подвесок к одному или нескольким несущим тросам, перекинутым через пилоны. Недостатком гибких систем является их малая вертикальная жесткость, вследствие чего при динамических воздействиях, например, ветровых, они могут перейти в колебательное движение с нарастающей амплитудой и привести к перенапряжениям в металле трубы.

В вантовых системах трубопровод удерживается в проектном вертикальном положении с помощью несущих тросов, а

в горизонтальном — с помощью жестких ферм или оттяжек, обеспечивающих геометрическую форму трубопровода при возникновении колебательных движений.

Однако опыт показал, что на горных реках с меандриру-ющим руслом, где в основном применялись висячие системы, их долговечность, а следовательно, и безопасность были относительны, прежде всего, из-за меандрирования, которое приводит к размыву грунтов вокруг опор. Поэтому такие системы постепенно пришлось заменить на многопролетные балочные.

Арочные переходы применяются обычно при пересечении каналов со спокойным установившимся течением.

Подводные переходы проектируются на основании многолетних гидрологических, геологических и топографических изысканий с учетом условий эксплуатации в районах строительства ранее построенных переходов, гидротехнических сооружений, влияющих на режим водной преграды в месте пересечения, и перспективных работ (например, дноуглубительных) .

В природе не существует водных преград с одинаковыми рельефами в геологическом строении дна, скоростями течения, ледовым режимом и другими факторами. Поэтому поддержание безопасности подводных переходов на каждом объекте будет различным и требует осуществления индивидуальных программ, разработки рекомендаций и мероприятий по ремонту, модернизации и предупреждению аварий.

Наиболее сложными являются подводные переходы, размещаемые на дне или ниже дна водных преград.

Источник

ПОДВОДНЫЕ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ

Определение подводного перехода

Трубопроводный транспорт газа, нефти и нефтепродуктов в настоящее время является основным средством доставки этих продуктов от мест добычи, переработки или получения к местам потребления. Для транспортировки нефти и газа в центральные и западные районы сооружаются трубопроводы длиной до 5000 км. Трубопроводы такой протяженности пересекают огромное число разнообразных водных препятствий: малых и больших рек, водохранилищ, озер, глубоких болот и т.д. Пересечение водных преград магистральными трубопроводами чаще всего решается путем строительства подводных переходов.

Читайте также:  Пароходы на реке лугань

– особый конструктивный элемент линейной части магистрального трубопровода, который представляет потенциальную опасность для окружающей среды. Поэтому был выпушен ряд нормативно-технических документов, определяющих правила проектирования, строительства и эксплуатации подводных переходов, общим принципом которых является предупреждение аварийных разливов нефти или выхода газа при сохранении эффективности трубопроводной системы.

называется гидротехническая система сооружений одного или нескольких трубопроводов, пересекающая водные преграды, при строительстве которой применяются специальные методы производства подводно-технических работ. К подводным следует относить трубопроводы, уложенные по дну или ниже отметок дна водоема.

Трубопроводы, прокладываемые на пойменных участках рек, следует также относить к категории подводных, т.к. при эксплуатации во время паводка они будут находиться под водой. При проектировании и строительстве таких трубопроводов необходимо соблюдать те же требования, что и при сооружении подводных трубопроводов.

Трубопроводы, прокладываемые через ручьи и речки шириной до 10 м, глубиной менее 1,5 м не относятся к подводным переходам, т.к. при их сооружении и ремонте не требуется специальное подводно- техническое оборудование.

Состав подводного перехода

  • участок основной и резервных ниток, ограниченный для многониточных переходов запорной арматурой, установленной на берегах водоема, а для однониточных – горизонтом высоких вод (ГВВ), не ниже отметок 10% обеспеченности;
  • берегоукрепительные сооружения, предназначенные для предохранения трубопроводов от размывов, оползней и т.д.;
  • сооружения для регулирования русловых деформаций в районе перехода;
  • защитные сооружения от аварийного выхода перекачиваемых продуктов;
  • информационные знаки ограждения охранной зоны ПП на судоходных и сплавных водных путях;
  • вертолетные площадки;
  • специальные защитные сооружения, предотвращающие повреждения трубопровода тормозными устройствами плотов, якорями на судоходных и сплавных реках;
  • плановые магистрали (базисные линии для наблюдения за размывом берегов, базисы, по концам которых устанавливаются угломерные инструменты, контрольные отводы и другие устройства, закрепленные на местности долговременными опорными знаками).

Классификация подводных переходов

Трубопроводы на подводных переходах через реки и водоемы классифицируются по различным признакам. Главными из них являются ширина и глубина водной преграды.

Граничная длина подводного перехода определяется из следующих факторов:

В соответствии со СНиП 2.05.06-85* подводные переходы через водные преграды в зависимости от условий работы, диаметра трубопровода и судоходности водной преграды относятся к категориям I, II и В.

В соответствии со СНиП 1.02.07-87 подводные переходы подразделяются по группам сложности в зависимости от ширины водного объекта:

Группа сложности Характеристика условий пересечения водного объекта
Малые переходы Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения трассой до 30 м при средних глубинах 1,5 м.
Средние переходы Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения трассой от 31 м до 75 м при средних глубинах 1,5 м.
Большие переходы Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения более 75 м. Ширина зеркала воды в межень для створа пересечения менее 75 м, но зона затопления которых составляет более 500 м (10% вероятности превышения уровня воды при 20 – дневном стоянии).

Участки рек в зоне перехода по плановым и глубинным переформированиям русла подразделяются на категории:

Категория Глубинные и плановые переформирования Характеристика Примечание
I Глубинные переформирования не превышают 1 м/год, а плановые незначительны. Реки шириной до 50 м ленточно – грядового, осередкового и побочневого типов, а также реки шириной более 50 м с устойчивым дном и берегами. Опасность оголения труб полностью исключается, если глубина их заложения более 1 м, а врезка в берег более 5 м.
II Глубины переформирования достигают 2 м, а плановые – 10 м. Реки шириной более 50 м ленточно – грядового и побочневого типов. Трубопроводы не оголяются и не подвергаются силовому воздействию потока, если они заглушены более чем на 2 м, а врезка в берег более 15 м.
III Небольшие глубинные переформирования достигают 2 м, а плановые – от 11 до 100 м. Участки переходов через реки с ограниченным, незавершенным и свободным типом меандрирования, а также участки пойменной многорукавности.
IV Переформирования русла в течение нескольких дней или недель могут достигнуть по глубине более 2 м, а в плане – несколько десятков метров. Участки горных рек с особыми формами руслового процесса, реки с явно выраженной неустойчивостью русла. Строительство подводных переходов через такие участки рек нецелесообразно.
Читайте также:  Можно ли сплавляться по реке кубань

Классификация подводных переходов магистральных трубопроводов:

Источник

СП 62.13330.2011* Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)

5.4 Пересечение газопроводами водных преград и оврагов

5.4.1* Подводные и надводные газопроводы в местах пересечения ими водных преград (реки, ручьи, водохранилища, заливы, каналы и т.п.) следует размещать на расстоянии по горизонтали от мостов в соответствии с таблицей 4.

Расстояние по горизонтали между газопроводом и мостом, не менее, м, при прокладке газопровода (по течению)

от надводного газопровода диаметром, мм

от подводного газопровода диаметром, мм

от надводного газопровода

от подводного газопровода

Несудоходные для газопроводов:

Одно- и двухпролетный

среднего и высокого давления

Примечание — Расстояния указаны от выступающих конструкций моста.

5.4.2 Газопроводы на подводных переходах следует прокладывать с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Балластировку газопровода следует проводить при положительной его плавучести, определенной по результатам расчета на всплытие. Отметка верха газопровода (балласта, футеровки) должна быть не менее чем на 0,5 м, а на переходах через судоходные и сплавные водные преграды — на 1,0 м ниже прогнозируемого профиля дна на весь срок эксплуатации газопровода. При прокладке газопровода методом наклонно-направленного бурения отметка должна находиться не менее чем на 2,0 м ниже прогнозируемого профиля дна.

5.4.3 На подводных переходах независимо от способа прокладки следует применять:

стальные трубы с толщиной стенки на 2 мм больше расчетной, но не менее 5 мм;

полиэтиленовые трубы и соединительные детали из ПЭ 100 (ПЭ 100-RC) с SDR, определенным прочностным расчетом, или имеющие SDR не более SDR 11.

При прокладке полиэтиленового газопровода давлением свыше 0,6 до 1,2 МПа методом наклонно-направленного бурения во всех случаях следует применять полиэтиленовые трубы из ПЭ 100 или ПЭ 100/ПЭ 100-RC с коэффициентом запаса прочности не менее 2,0.

5.4.4 Высоту прокладки надводного перехода газопровода от расчетного уровня подъема воды или ледохода [горизонт высоких вод (ГВВ) или ледохода (ГВЛ)] до низа трубы или пролетного строения следует принимать:

при пересечении ручьев, оврагов и балок — не ниже 0,5 м над ГВВ 5%-ной обеспеченности;

Читайте также:  Когда половодье паводки у реки лены

при пересечении несудоходных и несплавных рек — не менее 0,2 м над ГВВ и ГВЛ 2%-ной обеспеченности, а при наличии на реках корчехода — с его учетом, но не менее 1 м над ГВВ 1%-ной обеспеченности (с учетом нагона волны);

при пересечении судоходных и сплавных рек — не менее значений, установленных нормами проектирования для мостовых переходов на судоходных реках.

Запорную арматуру следует размещать на расстоянии не менее 10 м от границ перехода или участков, подверженных эрозии или оползням. За границу перехода принимают места пересечения газопроводом горизонта высоких вод с 10%-ной обеспеченностью.

Источник

Документы

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ТРУБОПРОВОДАМИ ВОДНЫХ ПРЕГРАД

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕХОДОВ

Магистральные трубопроводы, которые размещаются на земной поверхности, встречают на своем пути препятствия — моря, реки, озера, водохранилища, болота и т.п., которые называются водными преградами.

Пересечения магистральными трубопроводами водных преград бывают надземными (надводными) и подводными.

Достоинством надземных пересечений является возможность доступа к трубопроводу, что облегчает контроль за техническим состоянием металла трубы, защиту от коррозии, выполнение ремонта.

Надземные переходы в зависимости от конструктивной схемы пролетов бывают балочными, арочными и висячими.

В балочном надземном переходе пролетным строением бывает самонесущая труба, одно- или многопролетная, с температурными компенсаторами и без них.

Выбор конкретной схемы перехода зависит от диаметра трубопровода, удобства его обслуживания и гидрологических условий водной преграды. Опоры, на которых устраивают трубопровод, могут быть свайными, кольцевыми, стоечными или плитными, а опорные части — катковыми, скользящими или неподвижными.

По конструкции надземные переходы подразделяются на висячие, гибкие, ‘‘провисающая нить 1 ‘ и вантовые. В гибких и висячих системах трубопровод прикрепляют с помощью подвесок к одному или нескольким несущим тросам, перекинутым через пилоны. Недостатком гибких систем является их малая вертикальная жесткость, вследствие чего при динамических воздействиях, например, ветровых, они могут перейти в колебательное движение с нарастающей амплитудой и привести к перенапряжениям в металле трубы.

В вантовых системах трубопровод удерживается в проектном вертикальном положении с помощью несущих тросов, а

в горизонтальном — с помощью жестких ферм или оттяжек, обеспечивающих геометрическую форму трубопровода при возникновении колебательных движений.

Однако опыт показал, что на горных реках с меандриру-ющим руслом, где в основном применялись висячие системы, их долговечность, а следовательно, и безопасность были относительны, прежде всего, из-за меандрирования, которое приводит к размыву грунтов вокруг опор. Поэтому такие системы постепенно пришлось заменить на многопролетные балочные.

Арочные переходы применяются обычно при пересечении каналов со спокойным установившимся течением.

Подводные переходы проектируются на основании многолетних гидрологических, геологических и топографических изысканий с учетом условий эксплуатации в районах строительства ранее построенных переходов, гидротехнических сооружений, влияющих на режим водной преграды в месте пересечения, и перспективных работ (например, дноуглубительных) .

В природе не существует водных преград с одинаковыми рельефами в геологическом строении дна, скоростями течения, ледовым режимом и другими факторами. Поэтому поддержание безопасности подводных переходов на каждом объекте будет различным и требует осуществления индивидуальных программ, разработки рекомендаций и мероприятий по ремонту, модернизации и предупреждению аварий.

Наиболее сложными являются подводные переходы, размещаемые на дне или ниже дна водных преград.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24