Первое название реки дон

Дон, река — этимология

Кто не слыхал из нас о хищных печенегах,
О лютых половцах иль о татарах злых,
О их неистовых набегах
И о хищеньях их?

Давно ль сей край, где Дон и Сосна протекают
Средь тучных пажитей и бархатных лугов
И их холодными струями напояют,
Был достояньем сих врагов?
К. Ф. Рылеев. «Когда от русского меча. » (1821)

1) Краткая историческая справка

Дон — крупная река в России, длина — 1870 км. В VIII-X вв. ниж­нее и сред­нее те­че­ние реки на­хо­ди­лось под конт­ро­лем Ха­зар­ско­го ка­га­на­та. С XI в. в ниж­нем те­че­нии реки располагались ко­че­вья по­лов­цев, в XIII в. — тер­ри­то­рия Зо­ло­той Ор­ды.

С присоединением Рязани к Московскому княжеству в 1521 г. замкнулась Окская южная оборонительная линия, началась правительственная и церковно-монастырская колонизация территорий южнее реки Ока. В XVI -XVII вв. русское государство закрепилось в бассейне реки Дон. Татары-кочевники не освоили эти территории, их пребывание на них носило временный характер летних кочевий.

В XV–XVI вв. водный тор­го­вый пу­ть по Дону, периодически свя­зы­вал Русское государство с Кры­мом. Однако наладить постоянные торговые связи не удавалось из-за политического противостояния, постоянных грабежей и убийств купцов, в котором стороны обвиняли друг друга. В кон. XV в. на Дону воз­ник­ли по­се­ле­ния ка­за­ков, в XVI в. об­ра­зо­ва­лось Донское ка­за­чье вой­ско­. Ожесточенное военное противостояние России с Крымским ханством, положение военной границы продолжалось до конца XVIII в., в 1783 г. Крым был присоединен к России.

2) Википедия. Этимология

Название Дон происходит от арийского корня *danu-: авест. danu «река», др.-инд. danu «капель, роса, сочащаяся жидкость». Русское название реки произошло от скифо-сарматского слова danu того же корня. Осетинский язык, наследник скифо-сарматского, содержит однокоренное слово дон («река, вода»). В. И. Абаев считает, что «переход dan ; don произошёл не ранее XIII—XIV веков, когда осетины (аланы) уже не были массово представлены на юге России. Поэтому русскую форму Дон нельзя связывать непосредственно с современным осетинским don». .

* Этимологический словарь Макса Фасмера

род. п. Дона, отсюда уменьш. Донец, укр. Дiн, род. п. Дону, др.-русск. Донъ, тур. Tan «Дон», также «большая река» (. ), также Tun (Радлов З, 1439), Tin (. ), калм. Te; (из тюрк., см. Рамстедт). Древнее название Tanais (Геродот, Страбон), первоисточником которого является авест. danu- ж. «река», осет. don «река, вода», др.-инд. danu ср. р. «сочащаяся жидкость». (. ).

3) Старинная европейская география

* Карта Сарматии Птолемея (150 г.);
Показана река Tanays (совр. Дон).
Примечание
Клавдий Птолемей (100-170), жил и работал в Александрии Египетской. «На основе обширных и тщательно собранных сведений Клавдий Птолемей также выполнил 27 карт земной поверхности (150 г.), которые до настоящего времени не обнаружены и, возможно, утеряны навсегда. Птолемеевы карты стали известны лишь по более поздним описаниям».
«Его перевод на арабский язык в IX веке и на латынь в 1406 году оказал большое влияние на географические знания и картографические традиции средневекового Халифата и Европы эпохи Возрождения: https://ru.qaz.wiki/wiki/Geography_(Ptolemy)».

* Карта Московии Герберштейна 1549 г.;
Река Дон обозначена как Tanais.

* Карта Московии Энтони Дженкинсона 1562 г.;
Река Дон обозначена именем Don url Tanais, по карте — владения Крымского ханства.

* Новая морская карта Джироламо Рушелли 1561 г., ; Показана река Tanais (имя Дон отсутствует).

* На карте Русского Московского царства 1562 г. Ортелиуса;
Показана река Don url Tanais.

* Карта Боплана 1648 г.;
Показан небольшой участок реки Дон с г. Азов: «Ten abo Don R.» и приток Донец (Doniec). Местность по Донцу не заселена, лишь в верховьях, на территории Magnus Ducatus Moscoviae (Великое княжество Московское) показаны на притоках Донца города Oskul и Biellogorod.

4) Дон-Танаис в средневековых письменных источниках

а) Гильом де Рубрук ( 1220-1293). Путешествие в восточные страны (1253-1255);
Мы прибыли в область Газарию, или Кассарию, которая представляет как бы треугольник, имеющий с запада город, именуемый Керсона (Херсон). В восточной же части этой области есть город, именуемый Матрика (Тмутаракань), где река Танаид (Танаис) впадает в море Понта, имея в устье 12 миль в ширину. Именно эта река, прежде чем впасть в море Понта, образует на севере как бы некое море (Азовское), имеющее в ширину и длину семьсот миль, но нигде не имеющее глубины свыше шести шагов (passus); поэтому большие корабли не входят в него.
О татарах и их жилищах
Они не имеют нигде постоянного местожительства (civitatem) и не знают, где найдут его в будущем. Они поделили между coбою Скифию (Cithiam), которая тянется от Дуная до восхода солнца; и всякий начальник (capitaneus) знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью.

б) «Хождение Игнатия Смолянинова в Царьград», 1389-1393 гг.

«В неделю Фомину проводили с нами три струга и один насад на колесах, в четверг спустили их на Дон, а на второй день доплыли до Чур Михайловых (так называется место, где когда-то город был). . В неделю же святых жен-мироносиц вошли все с митрополитом на корабли и пошли рекою Доном. Места были очень пустынные, не было видно ни села, ни человека, только звери, лоси, медведи и другие звери.

В неделю Самарянину минули реку Медведицу, горы высокие и Белый Яр; в понедельник — горы каменные красивые, во вторник — Теркли, городище и перевоз. Здесь впервые встретили татар. В среду минули Великую Луку и Сарыхочзин улус. Здесь нас охватил страх, так как вступили в землю народа измаильского. В четверг минули Бекбулатов улус, в пятницу Червленые горы, в воскресенье минули Акбусин улус. В понедельник прошли Бузун-реку, в канун Вознесения добрались до моря».

Читайте также:  Информация по реке тобол

в) С. Герберштейн. Записки о московицкийх делах, 1549 г.;

Знаменитейшая река Танаид, которая отделяет Европу от Азии, начинается приблизительно в восьми милях к Югу от Тулы, с незначительным уклоном к Востоку, . из огромного Иванова озера, то есть озера Иоанна, которое простирается в длину и ширину приблизительно на 1500 верст и начинается в лесу, который одни называют Оконицким лесом, а другие Епифановым лесом . Танаид же сперва течет прямо на Восток и между царствами Казанским и Астраханским проходит в шести или семи Нем. милях от реки Волги; затем, заворотив к Югу, он образует болота, которые называются Меотидскими. приблизительно в трех милях выше устья, на берегу, находится город Азов, который прежде назывался Танас. На расстоянии четырехдневного пути выше его находится город Ахас, расположенный при той же реке, которую Русские называют Дон.
*** Прим. Важнейшие прибавки в тексте «Записок» суть следующия: 1) Стр. 1 ориг. (= 1 стр. перев.) о происхождении русских; объяснение их имени из языков халдейского, греческого, арамейского, галльского, умбрского и еврейского.

5) Дон в русском летописании

* Галицкая летопись (1201-1260, список XV в.) // Полное собрание русских летописей. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 2001. С. 715–848: «и Мономахъ. пилъ золото(м) шоломомъ Донъ. и приемшю землю ихъ всю. и загнавшю оканьн;я Агарян;. по смрти же Володимере оставъшю. у С;рьчана».

* Киевская летопись // Ипатьевский список (БАН 16.4.4), лл. 106об.–245. Опубликована в изд.: Полное собрание русских летописей. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 2001. С. 285–715: «посла загна половци за донъ. и за волгу за гиикъ и тако избави бъ (Бог) рускую землю ; (от) поган;хъ и упорозьняся».

* Летописная повесть о Куликовской битве (1380-1400): «Князю же перешедшу за Донъ в поле чисто, в Мамаеву землю, на усть Непрядвы, Господь Богъ единъ вожаше его, и не бе с ним Богъ чюждь».

6) Средневековое население бассейна реки Дон

а) Хазарский каганат

Хазария (650—969) — первое средневековое государство в междуречье Днепр-Волга. Контролировало территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Государственная религия иудаизм, гос. язык — иврит, источники отмечают веротерпимость в обществе иудеев, христиан и мусульман.
После падения каганата причерноморские и прикаспийские степи попали в безраздельное господство кочевников, а затем Золотой Орды. Позднее сформировался термин обозначавшие эту историческую область — Дикое поле.

* См. карту в статье Хазарский каганат; https://ru.wikipedia.org/wiki/
Фортификации и городища хазарского времени в Волго-Донском междуречье.

* См. ст. В. Флерова. Донские крепости Хазарии: былое и настоящее

Примерно на рубеже XV-XVI в., практически одновременно на р. Днепр (за порогами) и на р. Дон, на неконтролируемые никакой властью территории, устремился поток преследуемых беглых людей различных сословий, преимущественно христиан, в поисках вольной жизни. Их стали называть козаками (термин XIII в.), вольными или гулящими людьми, а также степными разбойниками, изгнанниками, авантюристами. Объединившись в группы они строили укрепленные городки на Дону и его притоках, а позже сформировалось военное служивое сословие.

* Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 4-я. 1551–1556 гг (1551-1556): «Уж деи мне от нево обида великая: поле деи все да и реки у меня поотымал, да и Дон у меня отнел, да и Озов город упуст у меня доспел, поотымал всю волю в Азове, казаки ево с Озова оброк емлют и воды из Дону пить не дадут».

7) Обобщение и вывод

а) Летописание — исторические произведения XI—XVIII вв., повествование велось по «летам» (годам). В нем кратко изложены сведения, которые летописец (заказчик рукописи, обычно князь) считал важными, в тексте упоминаются имена населенных пунктов и природных объектов (рек, лесов, озер и т.д.). Считают, что летописание на Руси началось примерно в XII вв., однако подлинные летописи не сохранились.
Информация о раннем периоде русского государства до нас дошла через «списки», своды летописей XIII-XV вв., куда были включены сведения ранних летописей. Естественно, что при составлении свода (списка) первоначальные сведения редактировались, уточнялись и дополнялись новыми (поздними) именами и терминами.

б) Первым государственным образованием в бассейне реки Дон был Хазарский каганат, гос. язык иврит, гос. религия — иудаизм, археология подтверждает наличие на Дону хазарских поселений и крепостей. Хазар вытеснили печенеги, а печенегов затем половцы. Возникла пограничная незаселенная территория между русским земледельческим населением в верховьях реки и кочевыми племенами в среднем и нижнем течении Дона, которую стали называть — Диким полем. Противостояние русских княжеств и кочевников длилось с IX по кон. XVIII в.

Европейские географические карты XVI века обозначают реку Дон термином Tanais или река Don url Tanais. В русском летописании река однозначно называется Доном. Примерное появление гидронима Дон мы можем отнести к периоду XI-XII вв., времени русско-половецких войн. Скорее всего в термине «сливаются» понятие о территории на которой поселились кочевники («пришельцы» половцы, печенеги), изгнанные со своей земли и собственно название реки.

Целесообразно рассмотреть гидроним в связи с библейскими образами и терминологией. Есть историческое и языковое основание — Дон территория Хазарского каганата, а затем ее освоили христиане. Необходимо искать в библейских текстах указание на территории «изгнания».

8) Терминология иврита и библейский образ

а) Библейский образ

* Бытие 4:8-15: «И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».

Читайте также:  Список всех рек якутии

* Бытие 4:16: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле НОД, на восток от Едема».
* Иов 15:23: «Он скитается (НОДЕД) за куском хлеба повсюду; знает, что уже готов, в руках у него день тьмы».

Приведем термин ДОН в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень, прочитаем слово наоборот (как в иврите). ДОН = НОД, у нас сразу же появляется образ изгнанного из рая Господом — Каина.

русск. ДОН = наоборот НОД = ивр. НОД земля в которую убежал и где скитался Каин после убийства Авеля; блуждающий, бегство, изгнание.

Подобная терминология иврита

НЕДАД бежать. НАДАД бежать, переехать, скитаться за границей, заблудший.
В позднем иврите
НАД скитающийся, двигающийся. НАДАД, НОДЕД странствовать, скитаться, отдалятся. НОДЕД кочевник, скиталец. НАУАД кочевник.

См. стронг иврита 5113 НОД; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/5113.html
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1876 г., с. 299.

Таким образом, изучив историю развития бассейна реки Дон мы нашли образ Дикого поля, территорию, куда изгоняется отверженная обществом по каким-либо причинам, часть населения. Местность неподконтрольную государственным структурам и где не действовали принятые в средневековом мире Законы общежития людей различных национальностей и религиозных убеждений.

Подобный образ страны НОД мы находим в Библии — «Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Понятия ДОН и НОД тождественны, а следовательно русск. Дон позаимствован из книги Бытия.

** Предложенные этимологии «от арийского корня *danu-: авест. danu «река», др.-инд. danu «капель, роса, сочащаяся жидкость»» и прочие не соответствуют историческому развитию территории, социальной и религиозной действительности. Механизм распространения имен и терминов, согласно нашим этимологам, носит фантастический характер (по воздуху?). Совершенно не учитывается религиозное обучение масс христианству, влияние Церкви на сознание, мышление человека и общества в целом.

Источник

Первое название реки дон

Дон (у древних греков Гиргис, Танаис, Тан др.-греч. Τάναις , лат. Tanais , в Средние века Большой Дон) — река в Европейской части России. По площади водосбора, равной 422 тыс. км², в Европе уступает только Волге, Днепру и Дунаю. Длина реки — 1870 км. Исток Дона расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на высоте около 180 м над уровнем моря.

Содержание

Происхождения названия

Название происходит от арийского корня *dānu-: авест. dānu «река», др.-инд. dānu «капель, роса, сочащаяся жидкость» [1] [2] .

Русское название реки произошло от скифо-сарматского слова dānu того же корня. Осетинский язык, наследник скифо-сарматского, содержит однокоренное слово don («река, вода»). В. И. Абаев подчёркивает, что «переход dāndon произошёл не ранее XIII—XIV веков, когда осетинский (аланский) элемент массово уже не был представлен на юге России. Поэтому русскую форму Дон нельзя связывать непосредственно с современным осетинским don» [2] , эти слова родственны через скифо-сарматский язык.

В Осетии, которая является одной из частей исторической Алании, по сей день все реки пишутся с морфемой -дон в постпозиции: Ардон, Фиагдон, Урсдон, Кармадон и т. д. Реки Днепр, Днестр, Донец и, возможно, Дунай, имеют схожую скифо-сарматскую этимологию [3] [4] , так как находились на территориях, населённых скифами.

История

Геродот считает Танаис «восьмою скифскою рекою». Относительно доисторического времени весьма ценные сведения о Доне даёт Риттер в своей «Vorhalle». По Дону спускался Святослав со своею дружиною в походе на хазар. Во время путешествия Плано-Карпини, в 1246 г., берега Дона находились в ведении Тубона, шурина Батыя. Руисбрёк (Рубруквис), путешествовавший по югу России в 1253 г., сообщает о переправах на Дону, которые содержали русские по приказанию Батыя и Сартака; переправа поддерживалась барками. Барбаро, рывший клады и вскрывавший курганы аданов по берегу Дона, рассказывает о рыбных ватагах на Дону и Азовском море. Контарини пишет, будто русские признавали Дон святой рекой за её рыбные богатства. Проезжая в качестве венецианского посла через донские степи, Контарини и спутник его, Марк Руф, ничего не видали, кроме неба и земли, не находили ни дорог, ни мостов, сами делали плоты при переправах и восхваляли милость Божию, когда достигли Рязанской области. Точно так же отзывается о Доне митрополит Пимен, проехавший здесь в 1389 г. в Царьград. В 1499 г. купцы, сопровождавшие московского посла Голохвастова, отправленного вел. кн. к султану Баязету, грузили свои товары в барки у «Каменного Коня», на устье Красной Мечи ниже Лебедяни. В 1514 г. первый посол турецкий, кн. мангутский Феодорит Камал, и русский посол Алексеев по пути в Москву терпели недостаток и голод в придонских степях, лишились коней; их «увалило снегом, так что едва живые добрались до пределов Рязанских». При Герберштейне русские купцы грузили свои товары, отправляемые по Дону в Кафу, Азов и др. города, близ Данкова, большею частью осенью. О нижнем течении реки известно, что в глубокой древности на устье Дона существовал город Тана. Построенный греческими колонистами, он находился в зависимости от Боспорского царства. Позднее Тана, цветущий торговый город, принадлежал то венецианцам, то генуэзцам. В 1475 г. завоеванная турками Тана была переименована в Азаф, или Азов. С тех пор все посольские и торговые дела Московского государства с Крымом и Царьградом справлялись главным образом по Дону. Эта река является также колыбелью наших южных флотов — военного, возникшего здесь при Петре в 1696 г., и торгового, начало которому положено здесь Екатериною II в 1772 году по случаю учреждения донского торгового общества (на акциях) для хлебной торговли с Крымом.

Читайте также:  Море вид с реки

Полибию источники Дона неизвестны. На карте Пейтингера Дон, хотя и впадает в Меотийское озеро (Азовское море), но истоки его лежат на какой-то горе на самом берегу океана, причем у истока его сделана на карте надпись: «Река Танаис, отделяющая Европу от Азии». Иорнанд смешивает верховья Дон с Уралом и заставляет низвергаться с Рифейских гор. Немало следов древнейшего знакомства норманнов с Доном сохранилось в сагах. Немало мифических сказаний собрано также графом Потоцким.

  • В Киевской Руси Донцом назывался не современный Донец, а река Уды, [5] на которой стоял древнерусский, пограничный со Степью город Донец новгород-северского княжества. В свою очередь, современный Донец тогда назывался Дон.
  • Всё, что сказано в «Слове о полку Игореве» про Донец, на самом деле относится к Удам; [6] в частности, диалог князя Игоря Святославича с рекой.
  • То, что сказано в «Слове о полку Игореве» про Дон, на самом деле относится к Донцу. [6]

География

Исток Дона расположен в северной части Среднерусской возвышенности, на высоте около 180 м над уровнем моря. Раньше за начало реки принимали место выхода из озера Иван (в действительности стока вод из Иван-озера в Дон обычно не происходит). В настоящее время за исток Дона часто принимают Шатское водохранилище к северу от города Новомосковск Тульской области, которое также им не является и отгорожено от реки железнодорожной дамбой. Настоящий исток находится в парке [7] в 2—3 км к востоку (ручей Урванка). В Новомосковске установлен архитектурный комплекс «Исток Дона». Сам источник в этом комплексе искусственного происхождения и запитан от водопроводной сети. [8] [9]

Характер долины и русла Дона типичен для равнинных рек. Он имеет плавный продольный профиль с уклонами, постепенно уменьшающимися к устью (рис. 1), средний уклон составляет 0,1 ‰. Почти на всем протяжении Дон имеет разработанную долину с широкой поймой, множество рукавов (ериков) и староречий, и достигает в нижнем течении ширины 12—15 км. В районе города Калача-на-Дону его долина сужается отрогами Средне-Русской и Приволжской возвышенностей. На этом коротком участке пойма у реки отсутствует.

Для Дона, как и других рек региона, характерно асимметричное строение долины. Правый коренной берег — высокий и крутой, а левый — пологий и низменный. По склонам долины прослеживаются три террасы. Дно долины заполнено отложениями аллювия. Русло извилистое с многочисленными песчаными мелководными перекатами.

Дельта Дона

Устье и дельта Дона — Таганрогский залив Азовского моря. От Ростова-на-Дону образует дельту площадью 540 км². Там русло Дона разделяется на многочисленные рукава и протоки (гирла), в том числе — Мёртвый Донец, Старый Дон, Большая Каланча, Большая Кутерьма, Переволока, Егурча.

Водный режим

Бассейн Дона целиком находится в пределах лесостепной и степной зон, чем объясняется относительно малая водность при большой площади водосбора. Средний годовой расход воды составляет 900 м³/с, то есть около 2 л/сек·км². Относительная водность Дона в 5—6 раз ниже, чем у рек Северного края (Северная Двина, Печора).

Водный режим Дона также типичен для рек степной и лесостепной зон. Высока доля снегового питания (до 70 %) при сравнительно слабом грунтовом и дождевом питании. Дон отличается высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года (рис. 2). С окончания весеннего половодья и до начала нового весеннего подъёма уровень и расход воды постепенно падают. Осенний паводок слабо выражен, летние паводки крайне редки.

Амплитуда колебания уровня воды в реке значительна на всем протяжении и достигает 8—13 м. Дон широко разливается по пойме, особенно в нижнем течении. Половодье часто происходит в виде двух волн. Первая возникает за счёт поступления в русло талых вод из нижней части бассейна (по-местному — холодная вода или казачья), а вторая образуется водами, поступающими с верхнего Дона (тёплая вода). Иногда, при запаздывании снеготаяния в нижней части бассейна, обе волны сливаются и половодье становится более высоким, но менее продолжительным.

Дон замерзает в конце ноября — начале декабря. Ледостав держится от 140 дней в верховьях и до 30—90 дней в нижнем течении. Река вскрывается в низовьях в конце марта и отсюда вскрытие быстро распространяется к верховьям.

Использование

Дон судоходен на протяжении 1590 км вверх от устья, до Воронежа, регулярное судоходство действует до города Лиски (1355 км).

В районе города Калач излучина Дона приближается к Волге на расстояние до 80 км. В этом месте реки соединены судоходным Волго-Донским каналом, введённым в строй в 1952 году.

В районе станицы Цимлянская построена плотина протяжённостью 12,8 км, поднимающая уровень воды в реке на 27 м и формирующая Цимлянское водохранилище, раскинувшееся от Голубинской до Волгодонска, общей ёмкостью 21,5 км³ (полезная ёмкость — 12,6 км³) и площадью 2600 км². При плотине также размещена гидроэлектростанция. Воды Цимлянского водохранилища используют для орошения и обводнения Сальских степей и других степных пространств Ростовской и Волгоградской областей.

На протяжении около 130 км ниже по течению от Цимлянской ГЭС, глубина реки, необходимая для судоходства, поддерживается при помощи трёх гидроузлов с плотинами и шлюзами: Николаевского, Константиновского и Кочетовского. [10] Старейший и наиболее известный из них, Кочетовский гидроузел ( 47.568611 , 40.852778 47°34′07″ с. ш. 40°51′10″ в. д.  /  47.568611° с. ш. 40.852778° в. д. (G) (O) ), расположен в 7,5 км ниже впадения в Дон реки Северский Донец (то есть в 131 км выше по течению от города Ростова-на-Дону). [11] Он был построен в 1914—1919 годах [12] и реконструирован в 2004—2008 годах. При реконструкции была добавлена вторая нитка шлюза. [13] [14]

Ниже Кочетовского гидроузла плотин больше нет, и судоходная глубина поддерживается систематическим землечерпанием. [10]

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24