Платить или не платить за заповедник

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2020 г. N 1039 «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы»

В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 июля 2020 г. N 1039

Правила
определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения платы, взимаемой за посещение особо охраняемых природных территорий физическими лицами, не проживающими в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (далее соответственно — плата, физические лица), а также случаи освобождения от взимания платы для отдельных категорий физических лиц.

2. Размер платы устанавливается для каждой особо охраняемой природной территории.

3. За посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий федерального значения размер платы устанавливается федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими особо охраняемыми природными территориями федерального значения, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся такие учреждения.

Порядок согласования размера платы за посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий федерального значения устанавливается федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление соответствующими особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

4. Плата за посещение дендрологических парков и ботанических садов, управление которыми осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования, устанавливается такими организациями по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся.

5. За посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий регионального значения размер платы устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. За посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий местного значения размер платы устанавливается соответствующими органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие особо охраняемые природные территории.

7. Размер платы, устанавливаемой учреждениями и органами, указанными в пунктах 3 — 6 настоящих Правил, составляет:

а) для особо охраняемых природных территорий федерального значения — не менее 1 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение;

б) для особо охраняемых природных территорий регионального значения — не менее 0,5 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение;

в) для особо охраняемых природных территорий местного значения — не менее 0,25 процента установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за одно посещение.

Читайте также:  Что охраняет джугджурский заповедник

8. Учреждениям и органам, указанным в пунктах 3 — 6 настоящих Правил, при установлении размера платы рекомендуется учитывать:

а) уровень существующего и прогнозируемого спроса на посещение особо охраняемой природной территории;

б) сезонность посещения особо охраняемой природной территории;

в) наличие в границах особо охраняемой природной территории уникальных природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение;

г) наличие инфраструктуры и материально-технической базы для обслуживания посетителей.

9. Освобождаются от взимания платы следующие категории физических лиц:

а) инвалиды войны;

б) участники Великой Отечественной войны;

в) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;

г) лица, удостоенные званий Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

д) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;

е) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

ж) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

з) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

и) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;

к) инвалиды и сопровождающие их лица;

л) дети-инвалиды и сопровождающие их лица;

м) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;

н) дети дошкольного и школьного возраста;

о) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом «О государственной социальной помощи»;

п) граждане Российской Федерации пенсионного возраста;

р) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;

с) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

т) иные лица по решению учреждений и органов, указанных в пунктах 3 — 6 настоящих Правил.

10. Информация об установленной плате размещается на официальных сайтах учреждений и органов, указанных в пунктах 3 — 6 настоящих Правил, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на специально оборудованных информационных стендах, размещаемых в доступных для физических лиц местах в границах особо охраняемых природных территорий.

Граждане, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории за плату. Правительство РФ урегулировало вопросы ее определения. Она будет устанавливаться для каждой территории. При этом определены категории граждан, с которых плата не взимается.

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2020 г. N 1039 «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы»

Читайте также:  Жигулевский заповедник самарской области доклад

Источник

Хочешь на природу — плати

Мурманские и башкирские законодатели предлагают взимать плату за посещение региональных природных парков

Если у простого человека спросить, что такое особо охраняемая территория России, он сразу и не скажет. Скорее всего, предположит, что речь идёт о неких заповедных местах. Отчасти ответ верный, но далеко не точный. В нашей стране к особо охраняемым территориям в первую очередь относятся национальные парки, природные заповедники и природные парки. Все вместе они занимают 11% территории страны.

Платить — так всем

Авторы инициативы из Башкирии объясняют, что создание национальных парков и природных парков преследует единые цели, а потому целесообразно предусмотреть в законодательстве общий подход к вопросу ресурсного обеспечения возложенных на них задач. «Установление платы за посещение природных парков позволит увеличить объём средств, направляемых на обеспечение эффективной охраны территорий природных парков и принятие мер по выявлению и пресечению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды», — говорится в пояснительной записке к документу. Коллеги из Мурманской области также говорят, что их законопроект разработан для того, чтобы расширить источники формирования доходной базы бюджетов субъектов Федерации и помочь развитию природных парков — создавать там соответствующую инфраструктуру, обустраивать экологические тропы, оборудовать места стоянок и отдыха, а также вывозить мусор.

Реально же дело обстоит так: посещение природных парков для туристов бесплатным не бывает. Но процедуры взимания денег в регионах не одинаковы и берутся они не за посещение того или иного парка, а за пользование оборудованными в нём туристическими маршрутами и созданными для отдыха условиями.

Это подтвердил «Парламентской газете» замдиректора природного парка «Оленьи ручьи», расположенного в Свердловской области Владимир Чернов. Он со вздохом сожаления говорит: «Нам бы не помешала прописанная в законе строка о том, что плату мы берём за вход в парк. Упростилась бы наша жизнь, в первую очередь». По словам замдиректора, зачастую возникают неприятные ситуации и разбирательства с туристами, которые отказываются платить за прогулки по тропам, ссылаясь на законодательство и Лесной кодекс РФ. Стоимость посещения турмашрутов в парке составляет 100-150 рублей.

Между тем, на оборудование территорий парков уходят немалые средства, меньшая часть из которых получена от регионального бюджета. Чернов рассказал, что приходится объяснять людям, что они пользуются маршрутами, на обустройство которых пошли немалые деньги. Речь идёт о расчищенных тропах, на которых есть специальное покрытие, оборудование для обеспечения безопасности, смотровые площадки, информационное обеспечение, работающее и на обеспечение их безопасности.

А за воздух деньги давать не нужно?

Что такое природный парк в России? Это охраняемый обширный участок природного или культурного ландшафта, который используется для организованного туризма, природоохранных, просветительских и других целей. В отличие от заповедников, резерватов и некоторых других охраняемых территорий режим охраны в природных парках наименее строгий.

Под охрану государства в нашей стране взяты территории, имеющие особо ценное природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение. А система особо охраняемых природных территорий в России представлена 247 федеральными территориями и более чем 12000 территорий регионального значения различных категорий. И до 2020 года планируется создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника.

Самый большой заповедник в России — «Большой Арктический» (его площадь более 4 миллиона гектаров), самый маленький «Галичья гора» (его площадь всего 200 гектаров, что почти в два раза меньше музея-заповедника «Коломенское» в Москве). Первый заповедник России — «Баргузинский» был создан на Байкале в 1916 году для сохранения баргузинского соболя, а первый национальный парк — «Лосиный остров» — был учреждён в 1983 году для сохранения объектов естественной среднерусской природы и создания условий для отдыха жителей Москвы.

Читайте также:  Катунский биосферный заповедник животные

За счёт чего существуют заповедники, национальные и природные парки за рубежом

Источники финансирования национальных парков формируются из средств, полученных в виде прямых и косвенных государственных налогов, грантов общественных благотворительных организаций и частных корпораций, пожертвований физических лиц, благотворительных организаций и экологических фондов, роль которых быстро растет.

Не менее важны локальные источники финансирования национальных парков. К таким источникам относятся плата за вход в парк, размещение, проезд транспорта, предоставление туристских услуг (рыбалка, охота, экскурсии), концессионные сборы с компаний, ведущих коммерческую деятельность в парке. Особая статья собственных доходов национальных парков — экологический туризм. Так, в ЮАР доходы от экотуризма составляют около трети всех поступлений в бюджеты национальных парков. Доходы от экотуризма в Австралии в несколько раз превышают государственные дотации. Парковый туризм в Канаде и США приносит ежегодно около 240 миллиардов и 370 миллиардов долларов соответственно.

В Северной и Южной Америке среди населения и организаций распространяются сертификаты «владения» одним акром или гектаром земли заповедников. Подобные «документы» популярны и используются в качестве подарков к Рождеству или иным праздникам, чаще детским. Природоохранные агентства Гватемалы, Коста-Рики и Гондураса продавали каждый такой сертификат за 35-120 долларов США и таким образом получили значительный доход.

Лишь в некоторых развивающихся странах, прежде всего Южной и Восточной Африки, а также Карибского бассейна национальные парки имеют профицит бюджета за счёт доходов от экологического туризма — одного из важнейших направлений международной специализации регионов.

Особо охраняемые природные территории России

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ БИОСФЕРНЫЕ)

Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями.

Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАКАЗНИКИ

Территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.

Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ

Они являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ И КУРОРТЫ

К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24