- Внедорожная экскурсия «Линия Маннергейма: сектор Лейпясуо»
- экскурсия на труднодоступные ДОТы на легендарной \»Буханке\»
- Программа экскурсии:
- Отзывы путешественников
- Почему с нами?
- Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви (Sj) — Ляхде
- Трек маршрута по укрепрайону Суммаярви (Sj) линии Маннергейма
- GPS — трек маршрута по Линии Маннергейма можно скачать здесь.
- GPS координаты ДОТов Линии Маннергейма укрепрайона Суммаярви:
- Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно?
Внедорожная экскурсия «Линия Маннергейма: сектор Лейпясуо»
экскурсия на труднодоступные ДОТы на легендарной \»Буханке\»
Романа Петрова
Традиционно «Линию Маннергейма» рассматривается как комбинация сооружений 1920-х годов «Линии Энкеля» и тех сооружений, которые строились в 1930-е годы. Но помимо этого устанавливались различные заграждения. Создавались также зоны подтопления. Для этого использовали специальные плотины. В окрестностях ж/д станции Лейпясуо сохранилась бывшая плотина, а также остатки ДОТов «Линии Энкеля» и 2 ДОТа-«миллионника» 1930-х годов. Этим достопримечательностям и будет посвящана наша экскурсия.
А поскольку все эти сооружения расположены вне транспортной доступности — мы отправимся в путь на легендарной \»Буханке\» — замечательным российском внедорожнике, который позволит нам добраться до самых труднодоступных мест окрестностей Санкт-Петербурга!
Программа экскурсии:
Отправление из Санкт-Петербурга:
10:00 от ст. метро \»Черная Речка\» (ул. Савушкина, д.9)
ВНИМАНИЕ:
- Уточняйте время и место за два дня до отправления на странице «Отправление групп»
- 10:00 — Отправление из С-Петербурга от ст. метро \»Черная Речка\» (ул. Савушкина, д.9)
- Переезд в район Лейпясуо
- Осмотр плотины затопления \»Игла\»
В окрестностях железнодорожной станции на реке Перрон-йоки, ныне Перовке, в 1938 году была построена плотина затопления \»Игла\». Благодаря плотине получалось дополнительное препятствие для военной техники. В условиях военных действий плотина закрывалась, река разливалась, затапливая болотистую равнину перед укрепленными позициями финнов. Это делало невозможным проход здесь советских танков. Сейчас плотина используется как мост для перехода на другой берег. - Осмотр финских оборонительных сооружений
Мы отправимся к финским долговременным огневым точкам (ДОТам), увидим остатки ДОТов -\»миллионников\» и 2 ДОТов, построенных непосредственно перед Зимней войной. - Осмотр советского оборонительного сооружения 1941 г. постройки.
Советский ДОТ представляет из себя огромный бункер, он был построен в спешке в 1941 году в начале Великой Отечественной войны. Использовался ли он в бою — или нет — узнаете во время экскурсии. - Подгорные озера
После военной части нашей программы вы сможете отдохнуть на Подгорных озерах, которые еще носят название Пятиозерье. Расположенные рядом друг с другом, они чрезвычайно живописны и отлично подходят для пикника и отдыха на природе. - Полевой обед.
На обед нас ждет традиционная солдатская каша с тушенкой и горячий чай! - Ориентировочное время окончания программы в С-Петербурге — 18:00
ВНИМАНИЕ:
- Организатор не несет ответственности за задержки в пути, связанные c погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
- В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу экскурсии: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены — исключать объекты из программы.
- Места в автобусе распределяются организатором экскурсии по мере продажи билетов.
Особенности данной экскурсии:
- Рекомендуем иметь с собой удобную одежду и обувь для прогулки по лесу;
В стоимость включено:
- транспортное обслуживание по маршруту;
- экскурсионное обслуживание по маршруту;
- полевой обед.
Для корпоративных
клиентов
(группа от 10 человек)
Отзывы путешественников
Группа у нас была 5 человек. Всего УАЗик может взять 7 туристов. Встретил нас экскурсовод Роман Петров в форме финского солдата, плюс машина военного образца. Сразу началось погружение в историю. Роман очень популярно, доходчиво рассказал про историю Финляндии, финнов, Маннергейма, революцию и зимнюю войну. Все это было по пути, во время всех переездов. Очень понравилось, как Роман строил свой рассказ, в каком темпе рассказывал ,его грамотная, литературная речь. Погода была дождливая, но внедорожник не подкачал. Везде проехали. Главное, не было ветра. Пасмурная погода и дождь придавали таинственности. Первая наша остановка –плотина «Игла». Удивительное, красивейшее место. Оно отличается от последующих тем, что не похоже на что-то связанное с войной. Представьте — чаща густого векового леса, узкая тропинка, тишина, и вдруг- старинный разрушенный бетонный мост с плотиной… на чистой, спокойной лесной речке. Еще и с легендой (историей). Как в сказке. Далее, был осмотр оборонительных укреплений с переездами. Укрепления были разные, в разной сохранности. Все они были в свое время взорваны. Но осмотреть и понять ,что там было, как все действовало и работало, помог наш экскурсовод. Роман на каждом ДОТе рассказал, как он был устроен, какие особенности ,вообще, у финских дотов, как их строили, как воевали и как в них жили. Самое яркое впечатление, конечно, от ДОТов «миллионников» Lе-6 и Lе-7. Даже то, что там сейчас доступно для осмотра впечатляет. А ведь еще много скрыто временем под землей. Сейчас можно увидеть казарму, печи, огневые точки, переходы. От этих ДОТов не сохранилось плана. Потом был полевой обед на берегу озера. Тихо, красиво. Вкусная гречневая каша с мясом . Большое Спасибо нашему экскурсоводу Роману Петрову, водителю Александру, а еще интеллигентным попутчикам. Не отвлекали, не перебивали экскурсовода и были очень дисциплинированы. А также вашей фирме за организацию такой удивительной, интереснейшей и редкой экскурсии.
Почему с нами?
Мы предлагаем 3500 экскурсионных программ по более чем 50-и направлениям.
Работаем в туристическом бизнесе уже 17 лет, наш реестровый номер РТО 012677.
Собираем дружные группы интеллигентных и образованных людей.
Сами разрабатываем и контролируем каждую программу от и до.
Мы предлагаем 3500 экскурсионных программ по более чем 50-и направлениям.
Работаем в туристическом бизнесе уже 17 лет, наш реестровый номер РТО 012677.
Собираем дружные группы интеллигентных и образованных людей.
Сами разрабатываем и контролируем каждую программу от и до.
Источник
Линия Маннергейма. Укрепрайон Суммаярви (Sj) — Ляхде
Трек маршрута по укрепрайону Суммаярви (Sj) линии Маннергейма
жд/ст Лейпясуо — плотина затопления «ИГЛА» на реке Перовка — братское захоронение №70 — Болото Кущевское (Munasuo) — ДОТ Sj3 — Роща Молоток — ДОТ Sj10 — ДОТ Sj11 — ДОТ Sj9 — ДОТ Sj4 — ДОТ Sj8 — ДОТ Sj2 -ДОТ Sj-6 — озеро Желанное (Summajarvi) — ДОТ миллионник Sj-5 — Болото Кущевское (Munasuo) — жд/ст Лейпясуо
Протяженность маршрута (в одну сторону) — 18,6 км.
GPS — трек маршрута по Линии Маннергейма можно скачать здесь.
GPS координаты ДОТов Линии Маннергейма укрепрайона Суммаярви:
Sj-2 N60 30.637 E29 05.129
Sj-3 N60 30.788 E29 05.869
Sj-4 N60 30.456 E29 05.216
Sj-5 N60 30.328 E29 04.257
Sj-6 N60 30.752 E29 05.016
Sj-7 N60 30.614 E29 05.201
Sj-9 N60 30.635 E29 05.516
Sj-10 N60 30.649 E29 06.326
Sj-11 N60 30.612 E29 06.384
По окончанию отпуска было решено завершить этот летний сезон походом на линию Маннергейма в укрепрайон Суммаярви (Sj). Если Вы помните, частично мы уже обследовали линию Маннергейма в районе укрепрайона Тайпале (Sa Ke Tai) в одном из прошлых выходов.
Как добраться до линии Маннергейма самостоятельно?
Итак! Рано утром 3 октября 2015 года в субботу мы отправились на первой электричке (06:55) «Санкт-Петербург-Выборг» с Финляндского вокзала до станции Лейпясуо. Наш выход совпал с сезоном грибов – так что электричка была переполнена пассажирами с корзинами и ведрами. Радовало одно: ехать нам всего лишь 1 час 40 минут.
По прибытию на станцию Лейпясуо мы засекли время, сверились с картой, включили навигатор и отправились в путь. Как правило, в подобных выходах мы делаем небольшой привал недалеко от места старта для того, чтобы проверить экипировку, разложить вещи на длительный переход и заодно позавтракать. Так и сейчас: нашли нужную нам дорогу, зашли в лес и остановились на привал.
С погодой нам в этот день очень повезло: небо ясное, солнце щедрое, воздух бодрящий. Идти в такую погоду по осеннему лесу было одно удовольствие! Примерно через 3,5 км мы подошли к дамбе «ИГЛА» на реке Перовка. Сегодня это полуразрушенное сооружение, которое можно использовать в качестве перехода через реку. Согласно комментариям историков эта дамба была построена финнами в целях искусственного подтопления территории укрепрайона Le (окрестности железнодорожного моста через Перовку) в случае угрозы советского наступления.
Переправившись через речку, мы снова вышли на ту же дорогу. Как я уже упоминал, поход совпал с сезоном грибов, поэтому, даже не углубляясь в лес, мы набрали достаточно много белых грибов и подосиновиков для грибовницы на ужин. А еще лес был богат крупной, спелой, сладкой брусникой, из которой получился замечательный морс.
Вторым пунктом нашего маршрута было братское воинское захоронение №70, расположенное на обочине дороги, у восточного края болота Кущевское (Munasuo). Под простыми и скромными табличками покоятся сотни погибших красноармейцев, штурмовавших финские позиции. Самое малое, что мы могли сделать – почтить их память, возложив цветы.
Воинское захоронение находится на восточном фланге укрепленного района Суммаярви, входящего в линию Маннергейма. Позиции этого укрепрайона располагались между озером Суммаярви (Summajarvi), ныне Желанное, и болотом Munasuo, ныне Кущевское. Основные узлы этого участка обороны:
— ДОТ-«миллионник» (Sj-5), расположенный на высоте «Язык» (Сорми, Sormi) или, как ее прозвали бойцы Красной армии, высоте «Палец»;
— ДОТ (Sj-4) «Поппиус», расположенный на высоте 65,5 м;
— ДОТы Sj-9, Sj-10, Sj-11, расположенные в роще «Молоток» на Кущевском болоте.
Пройдя по дороге от воинского захоронения около 500 м, мы свернули на противотанковый ров, и по нему продолжили свой маршрут в направлении ДОТов Sj-9, Sj-10, Sj-11. К сожалению, от этих ДОТов мало что осталось: воронки и куски бетона с торчащими прутьями арматуры. Эти ДОТы относились к периоду первой постройки линии Маннергейма: они состояли из одного каземата для ведения пулеметного огня, не были насыщены арматурой и не были такими крепкими, как остальные. ДОТЫ были разрушены в годы войны прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.
Далее, пройдя вдоль надолбов («зубы дракона»), мы вышли к ДОТу Sj-4 со стороны наступления советской армии. Этот ДОТ, который был назван финнами в честь первого командира — лейтенанта Поппиуса, располагается на высоте 65,5 м. ДОТ представлял собой укрепление, состоящее из двух казематов на два станковых пулеметов каждый. Казематы соединялись между собой ходом. Там же располагались помещения для отдыха личного состава. Задача ДОТа — прикрытие южного направления дороги и фланговый огонь в сторону озера Желанное (ДОТа Sj-5). Построен в 1937 году, насыщен арматурой. Толщина железобетонных стен достигала 1,5 м. Как известно из истории, взятие этого ДОТа оказалось ключом ко всей линии Маннергейма, которая была прорвана 10 февраля 1940 года. Тем, кто интересуется этим этапом нашей истории, рекомендуем посетить частный военный музей Карельского перешейка в Выборге (г. Выборг ул. Прогонная, д. 7Б).
Далее мы направились по дороге на север и осмотрели бетонную траншею Sj-8, расположенную справа от дороги. Укрепление не было взорвано после войны, и поэтому сохранилось до нашего времени в удовлетворительном состоянии. Предназначалось оно для укрытия пехоты.
Интересную конструкцию представляет собой ДОТ Sj-2, который изначально предназначался для ведения флангового пулеметного огня, но в 1939 году был перестроен для проведения испытаний качества бетона различных марок. В бетонных секциях с различным плетением арматуры остались видны отверстия от снарядов.
Недалеко от Sj-2 располагается ДОТ Sj-6, в котором был размещен командный пункт батальона, оборонявшего этот участок. ДОТ относится к постройке 1939 года, имеет один каземат на один станковый пулемет. ДОТ был поврежден во время войны и окончательно подорван уже в послевоенное время. Все, что от него осталось, можно посмотреть на фотографии.
План первого дня выполнен, можно подумать и о ночлеге. Мы знали, что на берегу озера Желанное есть отличная стоянка с навесом от дождя, поэтому двинулись туда. К сожалению стоянка была занята, и мы разместились чуть южнее, на уютной поляне с выходом к воде. Разбили лагерь, приготовили вкусный грибной ужин, сварили морс. После трапезы долго любовались красивым осенним закатом над озером.
После продолжительного дня легли рано, соответственно и проснулись около 06:30. Утро по своей красоте не уступало вечеру. Над озером медленно поднимался густой туман. Абсолютная тишина. Озеро как зеркало.
После традиционного утреннего кофе группа разделилась по интересам: одни пошли искать грибы, я же пошел разведать тропу от озера до ДОТа «Миллионный» Sj-5. Как оказалось, до объекта было 15 минут ходу.
«Миллионник» — это один из самых известных больших сооружений линии Маннергейма. Называется он так из-за стоимости постройки (более миллиона финских марок). Располагался на высоте 47 м («Язык»). Состоит из двух казематов флангового огня, соединенных между собой подземными ходами расположенными в три яруса. Толщина стен также достигала 1,5 метров. На верху каждого каземата находился бронекупол — «глаза» ДОТа. Восточный каземат прикрывал лощину, простирающую до форта Поппиус. Это долина была названа нашими бойцами «Долиной Смерти». Каждый бронекупол, помимо защиты стальных плит, был накрыт «подушкой » из земли и камней. В ДОТ можно спуститься и пройти его насквозь, от западного к восточному каземату.
После обследования внутренних помещений Sj-5 мы отправились вдоль надолбов через «Долину Смерти», и по тропе вышли к ДОТу «Поппиус», о котором писалось ранее. Собственно, на этом вся информативная часть похода закончилась. Нам же предстояло вернуться на ж/д станцию по той же дороге, по которой и пришли сюда.
В завершении своего рассказа хотел бы сказать, что посещение таких знаковых мест снова и снова дает понять, что история твоей страны находится не только на страницах книг и учебников… история рядом с нами, вокруг нас! И историю эту надо знать и помнить.
PS:Отправляясь на братское захоронение на Кущевском болоте, не поленитесь взять с собой несколько гвоздичек…
Источник