По реке плывет завод

По реке плывет завод

НОВАЯ КНИГА О САРАПУЛЕ ДЛЯ ЮНЫХ ГОРОЖАН

В Центральной детской библиотеке состоялась презентация книги Татьяны Борисовны Пегановой «Сарапульские тимуровцы. 1941-1945 годы». Символично, что ее участниками стали ребята школы № 17, той самой школы, в которой в далеком 1941 году появился первый отряд тимуровцев – «первая ласточка», как назвала его Татьяна Борисовна. Тогда она была школой № 3. С гордостью ребята узнали, что команда была первой не только в Сарапуле, но и в Удмуртии.

Разговор о новой книге начался на интерактивной литературной площадке «Сарапульское детство», где центральное место отведено книге Татьяны Пегановой «По реке плывет завод». Книги «По реке плывет завод» и «Сарапульские тимуровцы. 1941-1945 годы» многое объединяет: они рассказывают о военном периоде истории Сарапула, в обеих встречаются имена Нелли Замятиной и Валерия Бавера. На литературной площадке современные школьники попали в Сарапул 30-40-х годов ХХ века: они узнали о жизни их сверстников, о пионерском и тимуровском движении, о книгах Аркадия Гайдара, посмотрели буктрейлер по книге «Тимур и его команда». Именно с этой книги и началось тимуровское движение в нашей стране.

Представление книги «Сарапульские тимуровцы 1941-1945 годы» началось с инсценировки «Телеграмма». Школьники, благодаря актерам Литературного театра Жанне Пастуховой и Ирине Туренко, оказались в апреле 1943 года, когда сарапульским тимуровцам пришла телеграмма от И.В. Сталина, Главнокомандующего Вооруженными Силами Советского Союза. А затем ведущие мероприятия, Анжелла Бедило и Елена Лученинова, представили интересный рассказ о книге.

Финальным аккордом мероприятия стало выступление методиста ГИМЦ Галины Раифовны Ахтамяновой, она обратилась к ребятам с очень проникновенным рассказом о городе, о бережном отношении к его истории, призвала любить и беречь свою малую родину.

Книга «Сарапульские тимуровцы 1941-1945 годы» Татьяны Пегановой в скором времени поступит в фонды городских библиотек.

Источник

Конспект ООД по краеведению

Данный конспект знакомит детей с понятием «тимуровское движение», знакомит детей с жизнью и бытом людей в годы ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по краеведению»

Конспект интегративного занятия по краеведению в подготовительной группе

Тема: «Тимуровское движение».

Автор: воспитатель I категории МБДОУ д/с №15

Селезнева Наталья Павловна

Цель: развитие познавательной мотивации и формирование первичных представлений о тимуровском движении.

Продолжать знакомить с историей родного города.

Дать представления о жизни и быте взрослых и детей в годы ВОВ.

Раскрыть понятие тимуровское движение.

Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.

Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через мультимедийную презентацию.

Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий и терминов.

Воспитывать любовь и уважение к истории родного города, к ветеранам ВОВ, к труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Дети продолжают знакомиться с историей родного города

Знают особенности жизни и быта взрослых и детей в годы войны;

Имеют представление о тимуровском движении.

1. Просмотр кинофильма «Тимур и его команда»

2. Чтение книг Т.Б.Пегановой из серии «Сарапульское детство»

3. Чтение книг и просмотр презентаций о ВОВ

4. Экскурсии по городу Сарапулу

5. Проведение выставки рисунков «Дети и взрослые рисуют город Сарапул»

Словарная работа: тимуровец, тимуровское движение, тыл,

Материал: книга Т.Б.Пегановой «По реке плывёт завод», презентация «Тимуровское движение»,

Оборудование: массажные коврики для хождения, проектор и мультимедийная доска.

Воспитатель: Ребята, сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать со стихотворения.

Сарапул – город мой родной,

Единственный в России!

Стоишь над Камою рекой

Широкой и красивой.

В честь рыбы жёлтой назван ты

И величавых её слов

Ты рос и креп из года в год,

Старинный город, порт речной

Люблю тебя я всей душой.

Я родилась здесь и живу

Хожу учится в школу.

И там историю твою

Я на уроках познаю.

Воспитатель: О чём говорится в стихотворении?

Дети: О городе Сарапуле.

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на машине времени по истории нашего родного города. А нашим путеводителем будет книга Т.Б. Пегановой «По реке плывёт завод». Давайте займем свой места в машине времени.

Дети идут по массажным дорожкам к своим местам.

Воспитатель: Вы готовы к путешествию? Тогда пристегнули свои ремни и начинаем наш отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в 1941 год. Как вы думаете что произошло в этом году?

Дети: В этом году началась Великая Отечественная война.

Воспитатель: 22 июня 1941года в 3часа 30 минут утра, когда все ещё спали, на нашу страну напала гитлеровская Германия. . Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война.

Звучит голос Левитана в записи: «Говорит Москва…»

Воспитатель: В эти тяжёлые для нашей Родины время жизнь в нашем городе изменилась. Послушайте отрывок из

книги Т.Б.Пегановой «По реке плывёт завод»:

«Война шла уже ровно полгода. За это время жизнь в Сарапуле очень изменилась. Сюда, в далёкий тыловой город, приехало много людей из тех мест, которые захватили фашисты . Этих людей называли эвакуированными.

В сентябре на пароходе «Михайл Фрунзе» прибыли разнорабочие завода имени Дзержинского из города Баку. Их разместили в зданиях кооптехникума, ледового катка и домах по улице Труда. Одного из руководителей завода поселили в комнату, где жила большая и дружная семья: мама, сестры Юля, Женя, Нина и старший брат Володя. Им всем пришлось переехать вниз к пожилому Андреичу и его четырнадцатилетней внучке Зое. Андреич перегородил комнату шкафами, себе оставил маленький закуточек:

— Всё по совести! Как-нибудь проживем!

А жить становилось всё труднее и труднее. Хлеб давали по карточкам, сахар тоже. Кроме картошки, капусты и круп, из продуктов ничего не было. Жене постоянно хотелось есть.

Её мама работала на швейной фабрике, которая находилась прямо на против их дома. Иногда на фабрике рабочим выдавали порцию винегрета, мама приносила его домой и варила из винегрета борщ. Он казался необыкновенно вкусным!

Многие мужчины ушли на фронт, женщинам пришлось выполнять мужскую работу.

-Представляете,- сказала однажды мама, придя с работы. – Зина –то Некрасова! Счетоводом была у нас, теперь электриком стала . А что делать! Мужчины воюют на фронте, а мы, женщины, воюем здесь, в тылу.»

Воспитатель: Но несмотря на тяжёлую жизнь, ребята дальше старались учится в школе и получать знания. Послушайте ещё один отрывок из этой книги:

« В боевое время учись по-боевому» — такой плакат теперь висел над доской в 4 «Б» классе, и не просто висел, а очень действовал на учеников, особенно на тех, кто отставал в учёбе.

— Когда в стране идёт война, — говорила детям Вера Ивановна, — каждый человек должен не жалеть сил и делать своё дело на совесть. Сколько на фронте гибнет умных, талантливых бойцов! Многие из них такие молодые! Они могли бы стать хорошими инженерами и рабочими, учителями и врачами. Но им пришлось сложить головы в боях за Родину. Значит, вам, ребята, предстоит сделать после войны то, что уже никогда не сделают они.»

Воспитатель: В это время ребята прочитали книгу Аркадия Гайдара «Тимур и его ребята». И ученица школы №3 (ныне это школа №17, в которую пойдут учиться Кирьянов Миша, Ехлаков Артём и Глухова Таня) собрала ребят со своей улицы и организовала первую в Удмуртии тимуровскую команду. Вот что об этом говорится в нашей книге:

«А через три дня в 4 «Б» проходил сбор пионерского отряда. К ребятам

пришла председатель совета дружины школы №3 Неля Замятина. Вера Иванова прочитала заметку из газеты «Красное Прикамье», в которой рассказывалось о тимуровцах из третей школы. Осенью 1941года они организовали тимуровскую команду. Командиром её стала Неля.

Сначала в команде было всего четыре человека, потом приняли ещё несколько ребят. После серьёзных испытаний каждый давал клятвенное обещание учится только на «хорошо» и «отлично», хранить тайны отряда, выполнять все поручения.

В одном доме на сеновале тимуровцы устроили штаб, где обсуждали свои дела. А главным их делом была помощь семьям красноармейцев.»

Ребята, а как вы думаете, кто такие тимуровцы?

Правильно, тимуровцы – это дети, которые, как Тимур и его команда, помогали семьям фронтовиков и семьями погибших. Юные тимуровцы научились пилить дрова ручной пилой, колоть чурки на поленья. Готовили для их детей концерты. В 1942 году устроили новогоднюю елку, хотя в условиях военного времени это было нелегко. Они сами сделали пакеты для новогодних подарков – их количество было строго рассчитано на детей дошкольного возраста. Пряники и конфеты делили строго поровну. Ни конфетки не взяли себе, хотя сами были детьми и им очень хотелось попробовать сладостей.

По вечерам, тимуровцы, с усердием и любовью обшивали носовые платочки, шили кисеты. Сидя у печки, упорно овладевали вязанием шерстяных носков и варежек. Все это посылками отправлялось на фронт. А потом от многих бойцов приходили в школу письма со словами благодарности.

Каждое лето на полях колхозов Сарапульского района тимуровцы дергали лен, крючили горох, вязали снопы. Тяжело было – все руки были потресканы и ободраны в кровь.

Также тимуровцы занимались сбором лекарственных трав, грибов, ягод. Сейчас даже представить трудно: 12-летние ребятишки (пятый-шестой класс) одни, без взрослых, целые дни проводили одни в большом закамском лесу. Кстати сказать, пионерская организация г. Сарапула занимала одно из первых мест в Советском Союзе по сбору лекарственного сырья, потому что тимуровцы были очень дружные ребята. А вы дружные ребята?

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Дружные ребята».

Здоровьесберегающее упражнение «Дружные ребята»

А теперь – все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, тимуровское движение существует в наши дни?

Воспитатель: А чем же занимаются нынешнее поколение тимуровцев?

А давайте мы с вами это проверим и отправимся обратно в 2015 год. Садимся по удобнее. Начинаем наш отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.

Воспитатель: Вот мы и снова попали с вами в наше время, 2015 год. И внимательно смотрим на экран.

Дети смотрят видеоролик о тимуровском движении в современное время.

Воспитатель: Дети, оказывается тимуровское движение существует и в наше время. Ребята, как и в сороковые годы так же помогают тем, кто в них нуждается. Это и ветераны ВОВ, и инвалиды , и просто пожилые люди, которым сложно выполнять работу по дому или огороду из-за своего преклонного возраста. И в заключении я хочу вам предложить прослушать песню, которая так и называется «Тимуровцы». А с нашей книжечкой Т.Б. Пегановой « По реке плывёт завод» мы не прощаемся, она ещё таит в себе много интересных историй про наш родной город Сарапул, с которыми мы вас познакомимся, позже.

Звучит песня детского хора п-у В.С. Попова « Тимуровцы».

Источник

Конспект проведения познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе по книге Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод»

Тема: «ЕСТЬ НА КАМЕ ЗАВОД»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей радиозавода им. Орджоникидзе:

становление завода (в каком городе берет начало история завода, эвакуация во время Великой Отечественной войны), какую продукцию выпускал завод за 110 лет своей истории, значимость для страны, выпускаемой продукции.

2. Воспитывать уважение к людям труда, гордость за предприятия города, которые внесли большой вклад в победу над фашисткой Германией и развитие города и страны России.

Материал к занятию:

Фотографии реки Камы, железной дороги, радиозавода, продукции, которую выпускал радиозавод, карта России, города Сарапула, река времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект проведения познавательного занятия по краеведению в подготовительной группе по книге Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод»»

Конспект проведения познавательного занятия

по краеведению в подготовительной группе

по книге Т.Б. Пегановой «По реке плывет завод»

из серии книг «Сарапульское детство» МБДОУ д/с №2

Тема: «ЕСТЬ НА КАМЕ ЗАВОД»

1. Познакомить детей с историей радиозавода им. Орджоникидзе:

становление завода (в каком городе берет начало история завода, эвакуация во время Великой Отечественной войны), какую продукцию выпускал завод за 110 лет своей истории, значимость для страны, выпускаемой продукции.

2. Воспитывать уважение к людям труда, гордость за предприятия города, которые внесли большой вклад в победу над фашисткой Германией и развитие города и страны России.

Материал к занятию:

Фотографии реки Камы, железной дороги, радиозавода, продукции, которую выпускал радиозавод, карта России, города Сарапула, река времени.

Воспитатель: дети, вы любите путешествовать? (ответы детей).

Воспитатель: хотите отправиться в путешествие? (ответы детей).

Воспитатель: сегодня у нас будет необычное путешествие по времени, мы с вами перенесемся на много, много лет назад, в старинный, красивейший город на реке Неве… Дети, кто угадал, в каком городе мы сейчас с вами окажемся? (ответы детей, город Петербург).

(воспитатель перед занятием, вывешивает фотографии города Петербурга или другой вариант: в конвертах у детей лежат фотографии города).

Воспитатель: дети, перед вами лежат конверты, а что там внутри вы узнаете, когда его откроете, (дети открывают конверты, достают фотографии, воспитатель обращает внимание на то, что вот они оказались в северной столице нашей России Петербурге, дети рассматривают фотографии, обмениваются впечатлениями о городе). Воспитатель на карте России показывает, где находится город Петербург.

Воспитатель перед детьми представляет реку времени и начинает свой рассказ.

Давным, давно 110 лет назад в городе Петербурге один иностранный предприниматель открыл мастерские по сборке телеграфных аппаратов (объяснить детям), затем мастерские были превращены в завод и назвали его «Лоренц».

Затем дети завод переезжает в другой город, а вот в какой вы сейчас мне сами и скажете, это столица нашей России город… (дети отвечают Москва). И стал дети называться завод «Мосэлектрик». Так завод и выпускал телеграфные аппараты, которые очень нужны были стране, раньше не было мобильных телефонов и связь держали люди через эти аппараты.

Хорошо трудились рабочие на заводе, но время шло, изобрели радио, и завод стал выпускать радиоприемники. Эта весть о говорящем чудо – ящике проникла всюду – на берега Волги и Урала, на Украину, и за полярный круг (воспитатель показывает на карте).

За то, что рабочие трудились хорошо, правительство наградило его орденом Ленина (воспитатель показывает этот орден).

Еще дети на заводе изготавливали блоки радиостанции для снаряжения экспедиции на Северный полюс во главе с И.Д. Паниным (показать фотографии Северного полюса, и на карте). Конструкторы создали аппаратуру для самолета АНТ-25.

Воспитатель предлагает детям нарисовать, как они себе представляют первые радиоприемники (дети рисуют, затем рассказывают).

Заводчане в выходные дни любили отдыхать на реке Москве, за городом, после трудовой недели.

В то июньское воскресенье 1941 года, заводчане также отдыхали, и вдруг – словно гигантский грозовой разряд разорвал мирное небо нашей страны. Радио разнесло весть о вероломстве фашистских захватчиков, о внезапных бомбовых ударах. Одна из бомб угодила в угол одного из цехов. Волной отбросило охранника, рассыпало детали, перевернуло несколько станков.

Началась Великая Отечественная война…

Немцы бомбили Москву и Подмосковье. После бомбежек на земле валялось много маленьких зеленых бомбочек с фашистскими знаками. Мальчишки и вместе с ними Гена Андрюшенков подбирали их, обменивались друг с другом. Кругом горели села: враг подступал к Москве все ближе и ближе.

1 сентября мама отправила Гену (воспитатель показывает фотографию Гены Андрюшенкова вместе с отцом) отправила в школу. Но учиться ему пришлось недолго. Отец Гены – Геннадий Борисович прислал за семьей грузовую машину. Приехали домой. А дом не узнать! Стекол нет — выбило взрывной волной. Рыбки из аквариума валяются засохшие на полу. Забили окна фанерой. Стали жить в тревожном ожидании: что будет дальше?

Отец Гены день и ночь пропадал на заводе.

Заводу угрожала опасность. Надо было эвакуировать завод. Глубокой осенью завод начал эвакуироваться. Геннадия Борисовича Андрюшенкова назначили начальником эшелона (эшелон – это поезд специального назначения), который должен был перевезти завод на Восток, подальше от фронта (воспитатель показывает на карте Урал, Прикамье), а вот в какой город должен был прийти эшелон мы с вами сейчас и узнаем.

Воспитатель: дети, у вас на столах лежат буквы, на обратной стороне написаны цифры от 1-12, составляем слово (воспитатель просит детей выйти тех, у кого на букве есть цифра 1 и т.д., получится слово город Сарапул)

Воспитатель читает стихотворение о городе Сарапуле:

«Как тетивой, крылом упрямым

Блеснула чайка, над речной волной,

Среди холмов, в излучье Камы,

Стоит Сарапул, город мой…»

Семья Андрюшенковых ехала в маленьком вагончике – теплушке, стены которого были обиты войлоком. В углу стояла печка-буржуйка (воспитатель объясняет, что за материал войлок, показывает детям, дает потрогать, также показывает фотографию печки-буржуйки, объясняет, почему в поезде можно было ею пользоваться). На станциях пассажиры бегали за дровами и кипятком. На открытых платформах эшелона везли станки. По дороге его не раз бомбили. У станции Куровская скопилось много поездов: впереди пылало зарево, горели села. «Боюсь ехать дальше!» — сказала машинист, молодая женщина. Пришлось ждать до утра. Эшелон двинулся дальше на Восток, где нет опасности.

В конце октября 1941 года в Сарапул прибыл эшелон из Москвы. Он привез станки эвакуированного завода номер 203 (воспитатель объясняет, почему у заводов были номера, так например, у завода ЭГЗ был номер 284). По железнодорожным путям эшелон доехал до самого центра города и остановился на берегу реки Камы.

Воспитатель зачитывает отрывок из книги А. Решетова «Есть на Каме завод», размышления одного рабочего Андрея Дмитриевича Абрамова.

-Прогремев колесами по стрелочному переводу, паровоз остановился.

-Должно быть, станция, может, и наша, — ни к кому не обращаясь, произнес Андрей Дмитриевич Абрамов. Последние ночи он не спал. Грустные думы, одна мрачнее другой, сверлят мозг. Там за линией фронта, на оккупированной земле фашистами, любимая дочь. Поехала погостить – и вот война.

Прошло еще несколько томительных минут, паровоз отцепился…

Из вагонов высыпал народ, но некоторые, тут, же поеживаясь, вернулись обратно в теплушки. С Камы, прикрытой ледяным панцирем, как из трубы тянет холодный, пронизывающий ветер.

Нужно было разгрузить станки и увезти их, но машин не было, а лошади не везут, потому что станки тяжелые. На чем везти станки?

И тогда московские рабочие стали выгружать станки на листы железа и волоком тащить их да еще в гору, несколько кварталов к центральному рынку (показать на карте колхозный рынок, по каким улицам волокли станки). По всей округе стоял страшный скрежет. Рабочим было очень тяжело и холодно (воспитатель показывает детям картину «Бурлаки на Волге» И.Репина и сравнивает, что также рабочие тащили станки).

И одна девочка звали ее Женя, увидела молодого паренька, сгружавшего станки, его начало лихорадить: лицо посинело, зубы стучали. Он был одет в легкое пальтишко, но несмотря, ни на что не прекращал работать.

Женя побежала домой. В шкафу нашла папин полушубок, схватила его в охапку и — скорей обратно!

-Дяденька, возьмите, — протянула она полушубок рабочему.

Он посмотрел на девочку так, будто она была волшебницей, явившейся из какой-то старой доброй сказки: — спасибо, пичужка! А папаня тебя не заругает?

-Нет-нет, надевайте, не бойтесь!

Рабочий надел полушубок, снял рукавицу и крепко пожал девочке руку:

— Ты настоящий советский человек!

Мама Женю за полушубок совсем не ругала. Наоборот, похвалила;

— Я сама его хотела отдать, чтобы послали бойцам на фронт. Сейчас столько людей нуждается в теплых вещах.

В неотапливаемых павильонах рынка заводские станки установили, и вскоре рабочие начали на них работать. Но места в павильонах не хватало, и оборудование из других эшелонов развезли по всему городу. Так что цеха завода оказались в разных местах (воспитатель показывает фотографии или на слайде, где разместился завод: женский монастырь, оставшиеся здания храма Вознесенского, здание находившиеся на углу улицы К.Маркса и Пролетарской – здание не сохранилось).

Девочка Женя училась в школе, и у них в классе появился новенький мальчик – Игорь Маслов, который приехал из Москвы вместе с родителями, работавшими на 203-м заводе. Он рассказывал ребятам, как фашисты сбрасывали на Москву бомбы, и одна из них упала совсем недалеко от завода. Как по дороге их эшелон бомбили, как целых две недели они ехали от Москвы до Сарапула.

— Город ваш, конечно, совсем маленький, не то, что Москва. Ни трамваев нет, ни метро, — сказал как-то Игорь. – Зато люди здесь очень хорошие, с такими не пропадешь!

Завод начал работать. На работу вышли и члены семей приехавших, и местные жители. Пришлось потесниться и в квартирах. Но как говорится, в тесноте, да не в обиде.

«Все для фронта, все для Победы…!» Под таким девизом трудились рабочие радиозавода, изготавливая для фронта различные средства связи, телефонные аппараты, радиостанции для танков, радиополукомпасы для самолетов.

Из месяца в месяц выполняет и перевыполняет план радиозавод. В цеха постоянно приходит пополнение – молодежь, фронтовики после госпиталей.

Весной и осенью, летом и зимой молодежь собирает металлолом для новых танков, орудий, пулеметов, посылают теплые вещи для бойцов, переписываются с фронтовиками, рассказывая о своих трудовых подвигах. Молодежь завода частые гости местного госпиталя. Выступают с концертами перед ранеными бойцами, помогают медсестрам ухаживать за ними (воспитатель показывает здания госпиталя).

На заводе создаются фронтовые бригады. Фронтовая бригада! Это звание присваивается только лучшим из лучших.

Лучшие рационализаторы и изобретатели, конструкторы и технологи работают на заводе, один из них Николай Арсентьевич Исупов.

Несколько слов о конструкторе — это радиолюбитель старшего поколения. Еще в середине 20-х годов сделал он первый приемник… В доме появляются один за другим приемники. Н.А. Исупов сам мастерит аккумуляторные батареи. Узнав, что в Москве начались опытные передачи по телевидению, он задался целью непременно посмотреть передачу. О его успехах свидетельствует пожелтевшая «Грамота радиолюбителя Исупову, автору конструкции телевизора. Участнику второй Всесоюзной заочной выставки журнала «Радиофронт». Но вот Николая Арсентьевича пригласили на радиозавод. Главный конструктор В.П. Королев долго беседует с ним, задает вопросы… предлагает занять должность инженера-конструктора. Предложение заманчивое . До сих пор конструировал для себя, а тут для тысячи людей.

Поколебался, обдумывая, но решился. Вначале помогали товарищи, работавшие бок о бок с ним. Прошло время – и сам он стал добрым советчиком, создателем таких аппаратов, о которых несколько лет назад радиослушатели даже не мечтали!

В работе и преодолении трудностей незаметно подошла весна 1945 года, а с ней и Победа! Едва радио разнесло эту радостную весть, народ высыпал на улицу, целуются доселе незнакомые люди, обнимаются не в силах сдержать бурного восторга, и каждый спешит туда, где он ковал победу, — в цех, на завод. В солнечное майское утро, когда казалось., и природа радовалась всенародному торжеству, во дворе завода открылся митинг:

-Мир! Победа! Мы победили! – не смолкают долгожданные слова.

Тут же цех за цехом, колонна за колонной – на демонстрацию. Победные песни заполняют ликующие улицы, украшенные флагами, цветами. Мощное многотысячное «ура!», то и дело перекатываются волной по людской толпе. В заводском клубе льются победные мелодии из динамиков только, что выпущенной радиолы «Камы» (воспитатель показывает фотографию радиолы «Камы» и то место, где стоял клуб – сейчас на этом месте по улице Горького магазин «Ваш дом»). Конструкторы, рабочие сдержали свое слово. И вот еще одна награда – орден Трудового Красного Знамени. Это второй орден на заводском знамени. Правительственные награды получили многие работники.

Воспитатель обращает внимание на реку Времени, что мы остановились на периоде времени, когда закончилась Великая Отечественная война.

История завода продолжается и как он работал в мирное время, какую продукцию выпускал, мы узнаем из следующих путешествий в историю радиозавода, которую расскажет нам Бабиков Леонид Семенович, это папа нашей Ольги Леонидовны музыкального руководителя, который после окончания войны работал на заводе мастером цеха, в годы войны он был разведчиком.

Путешествие наше подошло к концу и что вы узнали об истории города Сарапула, радиозавода, что вы запомнили, пожалуйста, нарисуйте. Из ваших рисунков мы вместе с вами сделаем книгу под названием «Есть на Каме завод».

В конце занятия дети рассказывают, что они нарисовали, почему это им запомнилось.

Воспитатель: дети, мы сегодня с вами открыли еще одну страничку истории нашего города — историю радиозавода, свои впечатления вы отобразили в своих рисунках. Эти рисунки вы возьмете домой и вместе со своим родителями составите рассказ о том, что вы нарисовали, а ваши родители на обратной стороне рисунка его запишут, а затем, мы с вами вместе их соединим, и получится у нас книга.

Источник

Читайте также:  Сидит у реки определить падеж
Поделиться с друзьями
Байкал24