- «Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное «Лебединое озеро». Балет вне политики
- Ровно 30 лет назад, 19 августа 1991 года, советские люди, привыкшие встречать утро с просмотра телепередач, были озадачены: нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ, они всюду натыкались на балет «Лебединое озеро», заполонивший все телеканалы. Для людей, наученных опытом предшествующего десятилетия, это был знак: в стране что-то произошло
- «Узнали о путче в Аргентине»
- «Вся страна погрузилась в замешательство. «
- Недоумение Бессмертновой
- Зачем в СССР во время трагических событий по ТВ «крутили» балет?
- Также вам может быть интересно
- Топ 5 читаемых
- Правила комментирования
- «Лебединое Озеро» как балет счастья и горести советского человека
- Принцы и принцессы
- До тошноты
- Похороны и перевороты
- Маленькие лебеди — большие времена
«Зачем-то потребовалось крутить ни в чем не повинное «Лебединое озеро». Балет вне политики
Ровно 30 лет назад, 19 августа 1991 года, советские люди, привыкшие встречать утро с просмотра телепередач, были озадачены: нервно переключая кнопки на пульте в поисках новостей и развлекательных программ, они всюду натыкались на балет «Лебединое озеро», заполонивший все телеканалы. Для людей, наученных опытом предшествующего десятилетия, это был знак: в стране что-то произошло
Так получилось, что самому знаменитому и любимому балету суждено было стать невольным спутником больших потрясений Советского Союза.
Действительно, историческое появление «Лебединого озера» на телеэкране произошло во время путча в августе 1991 года и в людской памяти навсегда связало бессмертное произведение с политическим фарсом. А между тем появление на телеэкране спектакля с Наталией Бессмертновой и Александром Богатыревым в главных партиях именно 19 августа было запланировано за две недели до путча, и совпадение трансляции с его первым днем оказалось случайным.
Балет был включен в передачу «Музыкальный телетеатр», который выходил каждый третий понедельник месяца. В тот понедельник, 19 августа 1991 года, его должны были показать до и после программы «Время», однако события смешали карты, и «Лебединое» три дня подряд — 19−22 августа — «плескалось» на экранах страны с утра до вечера, изредка уступая место невнятным новостям.
Так знаменитый балет в сознании людей невольно стал своего рода неофициальным символом августовского путча. Это тем более странно — ведь в сюжете нет ни единого намека на политику, а истории о трагичной любви еще с шекспировских времен притягательны для зрителей всех возрастов. И все же ярлык «самого политизированного балета» вот уже три десятилетия сопровождает «Лебединое озеро».
Особенно горьким и обидным для артистов были несправедливые упреки за их «участие» в несостоявшемся перевороте. А они даже не видели трансляции, потому что в это время балетная труппа Большого театра находилась на гастролях в Латинской Америке.
«Узнали о путче в Аргентине»
Автор этих строк в качестве пресс-секретаря сопровождала эти гастроли, которые продлились более полутора месяцев, стартовав 26 июля из Москвы.
«Туда, где почти не ступала нога советского человека, отправился на гастроли балет Большого театра СССР. И хотя это не лунный ландшафт, а всего-навсего одна из стран Латинской Америки, ни один самолет «Аэрофлота» пока не приземлялся на ее территории. Первым будет тот, что доставит в столицу Парагвая — город Асунсьон — артистов ГАБТа, которые 26 июля вылетели из Москвы», — так начиналась моя первая заметка о гастролях, выпущенная в ТАСС.
Маршрут по Латинской Америке включал четыре страны — Парагвай, Чили, Аргентину и Венесуэлу. Возглавил гастроли художественный руководитель балета ГАБТ Юрий Григорович. В качестве педагогов-репетиторов коллектив сопровождали две великие балерины — Марина Семенова и Галина Уланова. Всего же в турне отправились 147 артистов.
В течение всего турне по Латинской Америке из каждой новой точки я передавала репортажи. Успех выступлений был огромный, принимали Большой балет на самом высоком уровне. В присутствии тамошних президентов прошло открытие гастролей в Парагвае, в Чили, в Аргентине. И тут грянуло 19 августа…
В этот день мы находились в аргентинской столице, в Буэнос-Айресе, — вспоминает заслуженный артист РСФСР Юрий Ветров, занимавший в то время пост заведующего балетной труппой ГАБТ. — Нас собрали (с нами же едут администраторы в погонах). Я задал вопрос: «Что происходит?» Они мне ответили: «Мы не знаем, что происходит. Мы не понимаем. Мы ждем информацию. И лучше на эту тему ни с кем не говорить». Ну, если они ничего не знают и не понимают, в посольстве ничего не знают, о чем тогда говорить? Все это создавало определенное напряжение. Конечно, был страх за близких и родных. И за всю страну
В Москве путч. Казалось бы, какие могут быть танцы, когда дома такое! Но контракт есть контракт, на следующий день — два спектакля. За кулисами не прекращается стихийный митинг. Разгоряченные, прямо со сцены в него включались отработавшие свою партию артисты. Но вот из Москвы стали поступать более обнадеживающие сообщения. Путч, похоже, захлебывался. Эти вести вдохнули в ребят такую силу, что второй спектакль прошел при оглушительной овации. А перед зданием театра в аргентинском городе Кордобе в эти самые мгновения бушевала манифестация в защиту свободы и демократии в СССР. И когда спектакль закончился, вся площадь была усыпана листовками. Я подняла одну — на память, знаю, что так сделали многие.
Поворотный момент в жизни Родины артисты Большого театра достойно пережили за границей. Учитывая создавшуюся ситуацию, наиболее оборотистые импресарио еще более настойчиво стали предлагать танцовщикам выгодные контракты. Но, к чести последних, никто не польстился на «райскую жизнь» в трудное для нашей страны время. Потому по завершении гастролей все 147 участников турне во главе с художественным руководителем Юрием Григоровичем возвратились домой.
«Вся страна погрузилась в замешательство. «
«Мы не видели трансляцию в августе 1991 года, но по тому, что показывали «Лебединое озеро» (запись 1983 года), поняли, что в стране какое-то замешательство, — вспоминает события 30-летней давности народная артистка РФ Мария Былова. — Почему пустили «Лебединое»? Во-первых, это спектакль в четырех картинах, двух актах. Он довольно-таки длительный. Мы безмолвствуем, мы в спектакле ничего не говорим. Есть время для каких-то раздумий, для каких-то решений. Вся страна погрузилась в какое-то замешательство».
По словам балерины, «произошло трагическое, но и просветительское событие». «В чем просветительское? В том, что люди, которые никогда не были в Большом театре и никогда не видели «Лебединое озеро», они хотя бы посмотрели хороший спектакль, гениальный спектакль Чайковского и Григоровича в хорошем исполнении», — сказала артистка.
Она подтвердила, что и сама участвовала в том спектакле. «Тогда я была в ранге первой солистки и в звании заслуженной артистки РСФСР и танцевала па-де-труа с Принцем в первом акте. А вот главные исполнители были великолепные. Народная артистка СССР Наталия Игоревна Бессмертнова и народный артист РСФСР Александр Юрьевич Богатырев вели этот спектакль. Чудесный был Злой гений — Борис Борисович Акимов, тоже народный артист СССР. Замечательный был спектакль, сильный, серьезный, гениальный — я бы так сказала. У Григоровича же вообще нет плохих спектаклей», — заявила Былова.
Недоумение Бессмертновой
Время проходит. Но как это ни печально, в сознании людей «Лебединое озеро» по-прежнему ассоциируется с трагической страницей отечественной истории.
По этому поводу еще 20 лет назад недоумевала Наталия Бессмертнова. Спустя 10 лет после известных событий балерина так вспоминала о них и отвечала на вопрос к ней:
«Вы, наверное, не следите за проявлением политических амбиций: исполнилось 10 лет ГКЧП, и опять по телевидению и в печати полоскали «Лебединое озеро» как символ тоталитарной власти и показывали отрывки из спектакля с вашим участием».
Источник
Зачем в СССР во время трагических событий по ТВ «крутили» балет?
- Почему в СССР во время трагических событий по телевизору «крутили» именно балет «Лебединое озеро»? А. Рымарчик, Гомель
Балет «Лебединое озеро» показывали по телевизору в дни траура и похорон генеральных секретарей ЦК КПСС Брежнева, Андропова, Черненко, а также во время августовского путча 1991 года. Власти хотели оградить граждан от информации, чтобы предотвратить массовые волнения. Но нужно было что-то показывать вместо новостей. Весёлые развлекательные передачи были бы неуместны во время траура. А вот балет с его торжественной музыкой приходился как нельзя кстати.
Выбор пал на «Лебединое озеро» неслучайно — этот балет был очень популярен в Советском Союзе и легко отвлекал от повседневных забот.
Также вам может быть интересно
Топ 5 читаемых
Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Источник
«Лебединое Озеро» как балет счастья и горести советского человека
«Лебединое озеро» занимает особое место в менталитете советского человека. Его включали по телевидению СССР в дни смерти генеральных секретарей, а в 1991 году он сопровождал события августовского путча, заняв собой все каналы телевещания. Лайф узнал историю постановки Петра Ильича Чайковского и выяснил, как у неё получилось стать спутником больших потрясений Советского Союза.
» _id=»5e013774f4352e43d95add26″ name=»c17e029d2341f11f28a23715e2279b74.jpg» height=»0″ src=»https://static.life.ru/posts/2016/08/892812/c17e029d2341f11f28a23715e2279b74.jpg» loading=»lazy»/>
Фото: © РИА Новости/Олег Макаров
Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера», его преследовал провал за провалом. Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать. Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом.
Зрителям и критикам того времени «Лебединое озеро» часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.
Принцы и принцессы
«Лебединое озеро» — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.
Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни. Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта. В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.
Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти.
И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность «Лебединого озера» превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут.
За время Великой Отечественной войны «Лебединое озеро» показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.
До тошноты
В сюжете «Лебединого озера» нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР.
Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в «Лебедином озере» более 800 раз.
По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.
Визит в СССР лидера кубинской революции, Первого секретаря ЦК КП Кубы, Председателя Совета министров Фиделя Кастро. Апрель-июнь 1963 год. Фидель Кастро побывал в Большом театре СССР на балете «Лебединое озеро». После спектакля он познакомился с артистами балета и примой театра, балериной Майей Плисецкой (в центре).
Фото: © РИА Новости/Василий Малышев
Среди «любителей» балета «Лебединое озеро» числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку.
Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов.
Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями «Большой театр» и «Галина Уланова». Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.
Похороны и перевороты
Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет «Лебединое озеро». Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.
Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно «Лебединое озеро»? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.
В любом случае, из балета-любимчика «Лебединое озеро» превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко.
Но главное историческое появление «Лебединого озера» на экране было ещё впереди.
Фото: © РИА Новости/Сергей Субботин
Как вспоминает в интервью «Фонтанке» бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа «Лебединое озеро» стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача «Музыкальный телетеатр». В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.
В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов. Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны.
В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.
В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после «Лебединого озера» шёл телефильм под названием «Три дня и три ночи». Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.
Маленькие лебеди — большие времена
Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.
Балет «Лебединое озеро» можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.
Источник