Подъем со дна озера

Тайна озера Смертное: под Псковом нашли истребитель времён войны

Советский истребитель времён Великой Отечественной войны обнаружила в озере Смертное в Псковской области совместная экспедиция Русского географического общества, Экспедиционного центра Министерства обороны России и местных поисковых отрядов. Среди фрагментов боевой машины найдены останки пилота, личность которого ещё предстоит установить. В подъёме самолёта со дна водоёма неоценимую помощь оказала команда водолазов аварийно-спасательной службы Тверской области.

По словам специалиста Экспедиционного центра Минобороны Анатолия Калемберга, найденный самолёт — ударный истребитель Як-9Т. Об этом говорят усиленное вооружение и детали конструкции.

На этом самолёте стоит 37-миллиметровая пушка. Это очень мощное вооружение. Всех поразили размеры найденных снарядов к ней, — отметил Калемберг, добавив, что подобных самолётов в годы войны выпускалось не так много. Это был истребитель, предназначенный одновременно для воздушного боя и атак наземных целей.

У них были свои плюсы и минусы, но пушка была мощная, — подчеркнул он.

rtu_0029.jpg

Як-9Т был ударной модификацией советского одномоторного истребителя-бомбардировщика Як-9 — самого массового истребителя Великой Отечественной войны. Базовая модель, разработанная конструкторским бюро под управлением Александра Яковлева, производилась с октября 1942 по декабрь 1948 года (всего построено 16 769 самолётов).

Як-9Т получил в дополнение более мощный силовой каркас фюзеляжа и серьёзное пушечное вооружение. Также из-за мощных пушек кабина лётчика была сдвинута назад на 400 миллиметров. Серийно Як-9Т выпускали с марта 1943 по июнь 1945 года (всего сделано 2748 самолётов). Ударный истребитель попал на фронт в начале 1943 года и успешно применялся для борьбы с истребителями и бомбардировщиками противника. Среди лётного состава Як-9Т пользовался большой популярностью и высоко ценился из-за мощного оружия и хороших лётных данных.

rtu_9995.jpg

Судя по радиусу разброса деталей, истребитель совершил жёсткую посадку на воду озера Смертное. Кроме авиационного орудия экспедиция обнаружила фрагменты корпуса, двигатель, ручки управления, сухой паёк лётчика — американские мясные консервы, которые поставлялись по ленд-лизу, и многое другое. Но самой главной находкой стали останки пилота: практически полный скелет, а также погоны младшего лейтенанта, ремень, свитер и подшлемник.

Мы собрали скелет практически полностью. Это удивительная история. Видимо, хорошо усилили корпус самолёта, он не рассыпался по всей округе. Все останки оказались в одном месте, — рассказал Калемберг.

whatsapp_image_2022-06-27_at_12.35.40.jpeg

По всей видимости, погибший младший лейтенант был совсем молодым. Об этом говорят останки лётчика.

Что самое обидное, всё естьдаже карта, на которой что-то можно прочитать. Специалисты, скорее всего, соберут из фрагментов достаточно большой кусок. Но нет документов пилота. Подымали раньше самолёты с документами, а вот здесь их нет, — посетовал Калемберг.

Однако и без документов личность лётчика можно будет установить. В 1943 году, когда погиб этот младший лейтенант, учёт вёлся уже на должном уровне, отметил специалист Экспедиционного центра Минобороны. После экспертизы и всех необходимых процедур пройдёт почётное захоронение останков пилота.

Нам нужно будет обратиться в Центральный архив Министерства обороны России в Подольске и по номеру двигателя найти принадлежность самолёта. А там и пилота установим, — заверил Калемберг.

Читайте также:  Какие животные есть на озере алаколь

rtu_0003.jpg

История поиска самолёта в озере Смертное весьма интересная и довольно запутанная.

Озеро Смертное находится в Новосокольническом районе у деревни Маево в Псковской области. Его площадь — 1,6 кв. км. Максимальная глубина — 4,6 м, средняя глубина — 2,8 м.

Во время работ к нам приплывали на лодках и подходили на берегу местные жители. Они спрашивали, зачем мы здесь что-то ищем, рассказывали, что лётчик при падении выпрыгнул, приезжал сюда после войны и показывал, где лежит истребитель, что хвост и крылья самолёта когда-то уже подняли на поверхность. В школьном музее деревни Маево даже якобы есть информация об этом, известна фамилия лётчика, который совершил тут вынужденную посадку, — рассказал Калемберг.

Однако найденные человеческие останки и двигатель, отброшенный на семь метров, опровергают возможность мягкой посадки и рассказы о выжившем лётчике. Устоявшуюся за долгие годы версию катастрофы у Смертного первыми поставили под сомнение поисковики из Пскова. Примерно восемь лет назад они предприняли попытку поднять фрагменты боевой машины со дна озера. И неожиданно нашли среди них человеческую ключицу.

Они определили, что там есть пилот. Александр Маркин из поискового объединения «След Пантеры» попросил оказать помощь. Дайверы такие вещи сделать не смогут. Помогли профессиональные тверские водолазы, которые давно с нами сотрудничают. Мы написали письмо их руководству от имени Экспедиционного центра Минобороны, нам пошли навстречу, — рассказал Анатолий Калемберг.

rtu_0146.jpg

Работы по поиску и подъёму истребителя технически довольно сложны — водолазам приходилось искать фрагменты самолёта в условиях ограниченной видимости, фактически на ощупь. Они размывали грунт и руками вслепую собирали всё, что попадалось, в большой мешок, который затем поднимали на берег. Уже на суше содержимое этого мешка разбирали и идентифицировали. Если находили крупный предмет или части конструкции самолета, то в ход шла лебёдка. Несмотря на трудности, экспедиционные работы планируется завершить уже в ближайшие дни.

Сегодня подняли парашют, и удалось зацепить фал за пушку. Тяговое усилие серьёзное, понтон немного притопило. Но я надеюсь, что сегодня, может быть, завтра утром ребята смогут поднять двигатель и закончить, — добавил Анатолий Калемберг.

В экспедиции на озеро Смертное также участвуют представители поисковых отрядов «Поиск» и «Грифон» из города Новосокольники, «Поиск-97» из города Пыталово.

Источник

Самолёты поднятые со дна озёр и морей, спустя 70 лет после окончания войны

Великая Отечественная война закончилась более 70 лет назад, но до сих пор мы слышим ее отголоски. Периодически в различных СМИ появляется информация о неожиданных и интересных находках военной техники. Сегодня я бы хотел рассказать о найденных самолетах. Самые интересные находки, конечно, те, которые найдены в хорошем состоянии, хотя сложно представить, как рухнувшая с огромной высоты «металлическая птица» может уцелеть и сохраниться до наших дней. Такими находками занимаются зарегистрированные профессиональные поисковые отряды.

На самом деле найти уцелевший самолёт, это очень большая редкость. В большинстве случаев они разбиваются вдребезги, а осколки разлетаются до 500 метров.

Собранные осколки бомбардировщика Пе-2 в Брестчине. Источник фото https://onlinebrest.by/novosti/na-brestchine-otkopali-bombardirovshchik-vremen-vov.html

У поисковиков стоит главная задача: найти кабину с останками военных и двигатель самолета, по номеру которого можно идентифицировать борт. Самой тяжелой частью самолета является двигатель. Мощный удар об землю на высокой скорости, плюс взрывная волна от горючего, вминает двигатель в землю на глубину до 6 метров.

Читайте также:  Мария завадская бездонное озеро

Поисковой отряд «Северо-Запад» , под Питером, достают самолет Ил-2.

Для поисковиков это трудоемкая работа в грязи и холодной воде. К этому надо добавить кропотливую работу в архивах, которая открывает всю историю пропавшего самолета: при каких обстоятельствах пропал, численность и идентификация экипажа.

Я вам расскажу о трех случаях, когда были найдены почти целые самолеты.

Интересной находкой стал известный на весь мир одноместный штурмовик Ил-2. В августе 2018 года, в Мурманской области, со дна озера подняли самолет, которым управлял летчик А.И. Каличев.

Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html

О том, что ИЛ-2 находится в озере под Мурманском, стало известно от внука легендарного летчика. Александр Каличев в своих воспоминаниях о Великой Отечественной Войне рассказал, что во время штурма вражеского аэродрома Луостари, самолет был подбит. Летчику удалось посадить штурмовик на гладь озера и спастись, но самолет затонул. В каком именно водоеме был затоплен штурмовик, летчик не помнил, поиски продолжались несколько лет.

Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html

Все эти годы Ил-2 находился в мягком иле, состояние самолета специалисты расценивают, как пригодное для восстановления. После подъема самолет доставили в Новосибирск, для реставрационных работ. Планируется, что восстановленный штурмовик станет единственным в мире одноместным Ил-2, который еще поднимется в небо.

Американский «Дуглас» С-47 1943 года выпуска, совершил свой последний полет в августе 2016г. Более семидесяти лет назад самолет произвел вынужденную посадку неподалеку от таймырской деревни Волочанка.

Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html

На борту находилось 23 три человека, включая 3 детей. Спустя три дня командир экипажа Тюриков с шестью добровольцами ушли за помощью, после их никто не видел, они пропали без вести . Люди пробыли в тундре 19 дней. Свою историю, записанную химическим карандашом, они оставили на обшивке корпуса: «Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело» — надпись 1 мая 1947 года. Последняя надпись гласит: «11 мая, МЫ СПАСЕНЫ». 11 мая оставшиеся люди на борту были спасены.

Записка на обшивке самолета. Источник фото https://www.rgo.ru/ru/article/s-vozvrashcheniem-duglas. Фото: Семен Алексеев

Тундра и отдалённость от населённых пунктов сохранили С-47, полученный ВВС СССР по ленд-лизу в марте 1943 года. Эвакуировать самолет в то время было невозможно. О нём благополучно забыли, и он простоял в тундре, в болотах, семьдесят лет, оставшись практически целым. Специалисты уверены, что самолет можно восстановить до лётного состояния.

Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html

Летом 2016 года самолет эвакуировала команда опытных авиаторов. «Дуглас» вновь поднялся в воздух, пролетев более восьмидесяти километров на внешней подвеске вертолета. Для того, чтобы доставить самолет на реставрацию, была организованна уникальная экспедиция. В музеях России не было ни одного экземпляра самолета этого типа. «Дуглас» стал одним из главных экспонатов, музея Освоения Русского Севера в Красноярске.

Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html

Ранее, в 2015 году, при строительстве Керченского моста в районе мыса Тузла, нашли и подняли на поверхность двухместный штурмовик ИЛ-2. В кабине самолета обнаружили останки пилота, его личные вещи и орден Красного Знамени. Боеприпасы были израсходованы наполовину, летчик сражался до тех пор, пока машину можно было держать в воздухе.

Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html

После исследований поисковиками Краснодарского края выяснилось, что штурмовик выпущен авиационным заводом 19 июля 1943 года. 1 ноября 1943 года самолет не вернулся с боевого задания, он был сбит в бою над Керченским проливом. В составе экипажа был 25-летний пилот гвардии младший лейтенант Ударов и 21-летний стрелок-радист гвардии младший сержант Калинкин.

Читайте также:  Кто придумал танец лебединое озеро

Ежегодно, на территории бывшего СССР находят самолеты времен ВОВ, чаще всего «крылья Победы» не подлежат восстановлению и поднимаются со дна болот и озер по запчастям. Каждая находка напоминание об ожесточенности боев проходящих в небе, о подвиге совершенном летчиками ценой собственной жизни.

Источник

В Новгородской области удалось поднять со дна озера Велье около 200 останков солдат времен Великой Отечественной

Имена тех, кто сражался за Ленинград и ценой своей жизни не допустил врага в город, устанавливают поисковики. В Новгородской области идет уникальная экспедиция: останки бойцов поднимают из-под воды. Работа сложнейшая, начать ее волонтеры смогли лишь после того, как получили поддержку Фонда президентских грантов.

Уже два года они тратят свои выходные и отпуска на эту экспедицию. Задача — обойти все берега. Но за лето удается поднять останки всего с одного залива. А таких на озере Велье — десятки. Где-то на дне лежит рота, а где-то целые полки.

Осенью 1941 года в этих местах шли ожесточенные бои. В историю вошедшие, как «начальный период битвы за Ленинград». В отличие от Лужской оборонительной операции или сражения за Невский пятачок, этот эпизод войны остался малоизвестным, но не менее героическим. Дальше этого озера немцы уже не прошли.

«В прошлом году мы работали на этой переправе. Там до сих пор стоят остатки моста, около моста до сих пор лежат наши защитники в касках, с винтовками, ну, в общем, как они и остались здесь навсегда. 27 героев, у которых имен не осталось, они до последнего момента немцев к переправе не подпустили. Часовые, которых оставили тогда, и они до сих пор стоят и ждут», — рассказывает председатель Новгородской областной общественной организации поисковый отряд «Находка» Александр Морзунов.

Отступив, наши войска смогли оборудовать мощную линию обороны. На восточном берегу озера Велье до сих пор остались ДОТы и ДЗОТы времен Великой Отечественной. Это перевернутое бетонное укрепление так и осталось стоять, как и остальные. В ста метра еще одно, еще через сотню — другое. И так десятки.

Три года — с 1941 по 1943 — Красная Армия пыталась отбить у немцев хотя бы крошечный плацдарм. Атаки были кровавые, случалось, за пару недель от дивизии оставалось чуть больше сотни бойцов. После войны прибрежные леса едва успели разминировать, а потом построили плотину, вода поднялась, и останки оказались на дне.

Погибших красноармейцев обнаружили еще пять лет назад. Но приступить к подъему смогли только в прошлом году, когда отряд Находка получил поддержку Фонда Президентских грантов. Удалось построить плавучую платформу с подъемным механизмом и установить мощный насос. Со дна поднимают ил и просеивают вручную.

«Главная задача — не пропустить медальон. Нам очень важно установить имя бойца. Очень легко спутать с веткой какой-нибудь. Потому что все черное. Т.е. это очень внимательная работа, нужно все перебирать пальцами руками. После такой работы обычно пальцы стерты до крови», — рассказывает член поискового отряда «Находка» Сергей Грицун.

Медальоны редко, но находят. Еще реже в них сохраняется бумага. Все-таки 79 лет под водой. Это одна из свежих находок — Василий Денисович Величко, 1919 года рождения, уроженец Ставропольского края. Поисковики разыскивают родных.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24