Проблематика произведения васюткино озеро

О рассказе Виктора Астафьева Васюткино озеро

Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» считается одним из лучших произведений о сибиряках – людях стойких и упорных, трудолюбивых и смекалистых, умеющих до самозабвения любить свою суровую и прекрасную природу, выживать в экстремальных условиях – в тайге, в одиночку, не сломавшись и не спасовав ни перед какими трудностями.
Главный герой рассказа – тринадцатилетний Васютка, принадлежит как раз к этой породе настоящих сибирских жителей. Недаром его именем назвали озеро в глухой тайге близ Енисея! Такой чести далеко не каждый удостоится. Читатель-ровесник Васютки, конечно же, сразу будет заинтригован: чем так прославился мальчишка, если даже на официальных картах близ голубого «озёрного» пятнышка было подписано: «Васюткино оз.». Да просто паренёк нежданно-негаданно нашёл его в самой глухой тайге и людям показал, хотя для этого ему пришлось преодолеть немало трудностей. И совсем не случайно автор призывает читателей не быть равнодушными к своей родной земле, любить её, открывать всё новые и новые её тайны. Он пишет: «Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

В тайге Васютка – свой человек. Все его близкие: дедушка, мама, отец (бригадир рыбаков) добывают рыбу на Енисее и не в первый раз берут с собой мальчишку. Он помогает на рыбном промысле, собирает в лесу кедровые орехи для бригады, охотится. Не маменькин сынок, не белоручка, смекалист и находчив, многое знает и умеет. Именно это поможет Васютке выжить одному в труднейшей жизненной ситуации, преодолеть все препятствия на нелёгком пути среди тайги.
Обычно, когда рыба не идёт, мальчику в бригаде бывает скучно: поиграть не с кем (кругом одни взрослые), гулять особо негде. Да и среди рыбаков в такой ситуации не чувствуется «азарта, лихости, хорошего трудового веселья»… И тогда Васютка берёт ружьё и отправляется в тайгу – добыть какую-либо дичь или набрать орехов.
Мать обычно не беспокоилась насчёт таких походов сына, ведь он хорошо знал окрестности и был наслышан о «таёжных законах». Один из них гласил: «Идёшь в лес – бери еду, бери спички». Таков старинный порядок, усвоенный не одним поколением сибиряков. А ещё – надо делать ножиком затеси на деревьях, чтобы не заблудиться и суметь по ним вернуться к дому.
Всё правильно делал Васютка в тайге, да вот не учёл он своего охотничьего азарта, когда ранил из ружья глухаря и бросился за подбитой птицей. Обо всём забыл, упиваясь счастьем удачливого охотника! В такой ситуации и у взрослого-то дух захватывает. Что говорить о мальчишке. Словом, заблудился Васютка, потерял свои зарубки: везде один лес стоит сплошной стеной. Конечно, мальчик испугался. Ведь слышал не раз, что и взрослые мужики иногда из тайги не возвращались. Долго ли сгинуть подростку?

В этой сложнейшей жизненной ситуации и проявляется в полной мере сила характера Васютки, его энергия и непреклонная воля в борьбе за жизнь. Слабый человек растерялся бы, опустил руки, запаниковал да так и сгинул бы в бескрайней тайге, не найдя дороги к людям. Но Васютка победил отчаяние и панику, решил бороться до конца, искать путь, идти вперёд, не сдаваться. Недаром же отец говорил ему: «Тайга хлипких не любит!».
Очень помогло мальчику и то, что не был он совершенно беспомощным, многое знал и умел. Мог развести костёр, определить по солнцу и по веткам деревьев стороны света, умел определить по некоторым приметам, где может быть река, которая выведет к людям. Мог настрелять уток себе на пропитание, пока были патроны, и приготовить дичь на костре.
Словом, на Васюткином примере автор щедро делится с читателями своим немалым опытом о том, как выжить в одиночку в тайге, как не погибнуть среди дикой природы.

Мощный инстинкт самосохранения и мысли о горе родителей, осознавших, что любимый сын заблудился в тайге, гонят Васютку вперёд и вперёд, не дают просто залечь под ёлку и тихо умереть. Он спал по ночам на сооружённом лежбище из веток и хвои, предварительно прогретом углями бывшего костра. Страшно было ночью: мерещились дикие звери и какие-то неведомые твари. Но мальчик не давал страху победить себя, преодолевал его, старался думать не о погибели, а о спасении.
Природа тайги не только была сурова к мальчику, но и помогала ему, подкармливая то ягодами, то дичью. Конечно, Васютке было не до лесных красот. А вот автор часто останавливал внимание читателя на удивительных описаниях мира тайги, на чудесах и тайнах сибирской природы. Сколько поэзии, например, в таких словах: «Туман росою пал на деревья, на землю, мелкая пыль искрилась всюду». Будто своими глазами видишь эту яркую, поэтическую картину! Да ещё слышишь звуки оживлённой тайги: пение птиц, постукивание дятла, шум дождя…

Васютка подбадривал себя мыслью о том, что его уже, наверняка, ищут по всему лесу. Есть такой таёжный закон взаимовыручки, который незыблем и непререкаем: кто бы ни попал в беду – выручать, искать человека, чего бы это ни стоило. Но не было ответа на ружейные выстрелы мальчика, на его отчаянный зов, обращённый к маме, папе, дедушке – вечным защитникам и помощникам. Тайга молчала. «Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием». Автор так умеет передать чувства своего юного героя, что читатели невольно ощущают себя на его месте, со всеми его страхами и горькими мыслями о возможной гибели. Однако, вызывает уважение то, что Васютка не сдаётся, не позволяет себе раскиснуть, а решает бороться до конца, искать путь к людям. Только путь этот был далёк. Нашёл Васютка на этой бесконечной дороге чудесное озеро, полное белой речной рыбы. Никто и никогда не слышал про это озеро: вот бы привести сюда рыболовецкую бригаду! Но где она? Совершенно взрослые думы о жизни приходят в голову мальчишке. Раньше такие мысли его не посещали – только здесь явились они, на грани жизни и смерти. Вот, например: «Много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много! Узнает ли? Выберется ли из тайги?».
И всё же практические соображения всегда оказывались сильнее философских. Глядя на озеро, Васютка вдруг подумал: «Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею».
Вот так смекалка и отличное знание живой природы помогли мальчику выбрать верный путь.
Удивительно, но Васютка проблуждал в тайге почти пять дней и ушёл от рыболовецкого стана на 60 километров. Тут и взрослый неподготовленный человек мог бы погибнуть. А мальчишка выжил, добрался до большой реки, до людей!
Затерянный в тайге рыбный водоём, обнаруженный мальчиком, артельщики потом нашли и назвали озеро Васюткиным – на веки веков. Ибо достоин парень такой чести!

Читайте также:  Африка озеро виктория водопад

Источник

Анализ рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Образец 2

Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.

История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.

Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.

Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.

Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!

Также читают:

Картинка к сочинению Васюткино озеро — анализ

Популярные сегодня темы

Дорогой папа! Прости ты меня! Я тогда сбежала

Где-то там, на Урале, было озеро Светлое. Озеро находилось в горах, а главной его особенностью была прозрачная вода. Вода в нем была настолько прозрачной, что даже на самой максимальной глубине отчетливо виднелось

Произведение повествует о жизни города Глупова, раскрывая на примере взаимоотношений его правителей и городских жителей противоречия между народом и властью.

Главная тема комедии «Горе от ума» — противостояние идеологий «века минувшего» и «века нынешнего». Чтобы в полной мере раскрыть идею пьесы, Грибоедов наряду с главными героями ярко и правдиво изображает и второстепенные образы

Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Источник

Анализ произведения «Васюткино озеро» Астафьева.

Перу Виктора Петровича Астафьева принадлежит обилие интересных произведений. Среди них выделяется «Васюткино озеро» 1952 года.

История создания

Автор отмечал, что произведение носит автобиографический характер. Связано это с тем, что рассказ основан на детских воспоминаниях автора. Он их осмыслил, облачив в художественную форму. При этом Астафьев очень хорошо разбирался в детской психологии. Нет, он не учился специально на психолога, просто очень много общался с людьми, замечал их специфику поведения.

Направление

«Васюткино озеро» написано в направлении реализма.

Произведение было написано Астафьевым в формате рассказа.

Собирая для рыбаков кедровые орешки, Васютка заблудился. Однако мальчик не растерялся. Он обдумал всё и стал искать выход. Ему помогли знания и опыт. Также мальчик открыл новое озеро, которое не было нанесено на карту.

Главные герои и характеристики

Васютка – 13-летний сообразительный и весьма смелый мальчик. Является главным героем произведения.

Афанасий – дедушка мальчика.

Дядя Коляда в рассказе выступал старшиной, трудившимся на рыбосборочном боте.

Проблематика

Решение детьми сложных проблем, преждевременное взросление, поиски решений – проблематика произведения, написанного Виктором Петровичем.

Читайте по теме:

Основная мысль

Знания – это путь к спасению. В рамках рассказа это выражение можно воспринимать в буквальном смысле.

Чему учит

Важно думать о том, куда идти. Никогда не стоит сбрасывать со счетов риски, при этом важно обдумывать запасные планы на экстремальные ситуации.

Читайте также:  Материк с озером чад 6 букв

Источник

Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба»

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 15.12.2014 2014-12-15

Статья просмотрена: 12073 раза

Библиографическое описание:

Полякова, Д. В. Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба» / Д. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 795-797. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14349/ (дата обращения: 30.07.2022).

Экология — «наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой» [I, 355]. В более широком смысле экология — «наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах» [I, 355]. Проблемы окружающей среды волнуют в последнее время все большее количество людей, так как из-за ухудшения экологии подрывается здоровье людей, нарушается биосфера и гармоничное соположение природы и человека. Проблемы экологии рассматривают и изучают такие дисциплины, как философия, этика, литература.

Отечественная литература не смогла обойти этот вопрос стороной. Двадцатый век в России прошел под лозунгом грандиозного переустройства жизни руками человека. В советской литературе часто изображались наши победы над природой. И многие писатели того времени в своих произведениях начали призывать людей понять, что мирное сосуществование природы с человеком идет на пользу обоим. К этим писателям относились Ч.Айтматов, С.Залыгин, В.Распутин, В.Астафьев.

Становление этой проблемы в литературе можно проследить на примере творчества одного писателя. Мы рассмотрим два рассказа В.Астафьева ранний — «Васюткино озеро» (1956) и более зрелый — «Царь-рыба» (1972).

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка. Ведущую роль в его творчестве играет деревенская, или онтологическая, проза. Именно в ней автор чаще всего обращается к экологическим проблемам. Как обновляя и изменяя, сохранить и обогатить красоту окружающего мира? Эта проблема становится не только экологической, но и шире — нравственной.

В раннем рассказе «Васюткино озеро» изображено идиллические отношения между природой и человеком, и природа идет на помощь человеку. Виктор Астафьев, когда был ребенком, заблудился в тайге и долго блуждал один. События тех дней творчески воссозданы в рассказе. Описание ведется от лица повествователя. «Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца — совсем было приуныли. Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину» [III, 3] — так начинается рассказ. У отца Васютки проблемы, и именно ему природа идет навстречу: он ребенок — и он безгрешен.

«Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий. — Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придет время — ерши и пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать» [III, 4]. Дедушка Васютки прямо указывает на творящееся зло от действий человека наперекор Божьей воле и против природы. Подобная ситуация плохо сказывалась на общем настроении: «Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили. Рыба в эти ловушки попадалась ценная: осетр, стерлядь, таймень, частенько налим, или, как его в шутку называли в Сибири, поселенец. Но это спокойный лов. Нет в нем азарта, лихости и того хорошего, трудового веселья, которое так и рвется наружу из мужиков, когда они полукилометровым неводом за одну тоню вытаскивают рыбы по нескольку центнеров» [III, 5].

От безделья в такое непростое время Васютка и решает отправиться за кедровыми орехами. Перед дорогой мать велит взять хлеба и говорит ему: «Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать» [III, 7]. И далее автор комментирует: «Таков старинный порядок: идешь в лес — бери еду, бери хлеб» [III,7]. Не знал тогда еще Васютка, что пригодится ему все это, ведь прежде всегда приносил назад хлеб.

«Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей» [III,7] — таково описание начала его непростого путешествия. Васютка уже заприметил деревья с кедровыми шишками, и вдруг он увидел глухаря, который привлек его внимание, потому что Васютке прежде не удавалось подстрелить эту птицу. И начал он вспоминать, как охотятся на эту птицу — подстрелить ее ему удалось, и он побежал вслед за раненой птицей в надежде поймать ее. «Теперь все — догоню!» [III, 10] — думал мальчишка и понесся быстрее за ней. Как только ему удалось насладиться своей добычей, вдруг осознал он, что заблудился, нет затесей на деревьях.

Стали ему вспоминаться слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» [III, 13] И начал Васютка разводить костер и готовить себе ужин из глухаря. Пока занимался делами, не чувствовал мальчик одиночества, но стоило улечься спать, как он затосковал.

Провел Васютка в тайге пять дней. Первое время погода была хорошей, как будто поддерживала его. Бредя по лесу, набрел он на озеро, то самое озеро, которое так необходимо оказалось для рыбаков его и соседнего колхозов, потому что в этом озере оказалось много белой рыбы.

Чем дольше был Васютка наедине с природой, тем больше его одолевало раскаяние, что не слушал учительницу, был недостаточно внимателен на уроках: «Эх, сейчас бы Ольгу Федоровну увидеть… — думал Васютка вслух» [III, 24].

Характерно и обращение многих героев к рекам, к природе на протяжении рассказа. Например, наконец, дойдя до Енисея, мальчик очень обрадовался: «Енисеюшко! Славный, хороший…» [III, 30] Когда мальчик был уже около реки, начался дождь, и он улегся под пихту, «широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залег под нее» [III, 27] — вновь природа оберегает Васютку.

На реке его подобрал бот и отвез домой, дома мальчик всем рассказал об этом чудо-озере и отвел туда отца и остальных рыбаков. Один из рыбаков сказал: «Вот и озеро Васюткино…» [III, 39]. С тех пор и повелось называть это озеро Васюткиным. В финале повествователь размышляет, что в масштабах нашей огромной страны это озеро очень мало, однако для рыбаков этого колхоза и одного соседнего Васюткино озеро имело большое значение.

Таким образом, в раннем рассказе «Васюткино озеро» В. П. Астафьев изобразил юного безгрешного мессию, который в эпоху экологических катаклизмов сумел с помощью природы найти богатое рыбой озеро. На протяжении всего пути, как в сказках, природа вела его, укрывала. Путь начался тетеревом, которого ему захотелось подстрелить. В пути он много размышлял о жизни, вспоминал свою учительницу, которую прежде не слушал, — и ему стало стыдно за это.

Спустя несколько лет В. П. Астафьев напишет рассказ о более зрелом рыболове, у которого весь путь окажется труднее, а нравственное очищение более болезненным. Это рассказ «Царь-рыба» из одноименной повести.

Читайте также:  Описание святого озера брянской области

Игнатьич, главный герой рассказа, искупает свое постыдное надругательство над женщиной, которое автор помещает во второй части рассказа. Только после смертельной угрозы смог понять герой, как виноват перед этой девушкой.

Переход к рассказу о Глашке Куклиной связан с осознанием героя своего греха: «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи» [II, 148]. В этот момент Игнатьич потерял всякую надежду на спасение.

Глаша была девушка видная, и лейтенант Игнатьич, или как его звали в ту пору Зиновий, обратил на нее внимание. За слухи об измене хотел он наказать Глашу, «младой кавалер увел Глашку за поскотину, к тонко залитой вешнею водой пойме, прижал девку к вербе, оглоданной козами, зацеловал ее, затискал, рукою полез, куда велели мужики, науськавшие парня во что бы то ни стало расквитаться с «изменщицей»» [II, 149]. Но в итоге смелости у него хватило только поддать «хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду» [II, 150]. И ушел он — «с той поры легла между двумя человеками глухая, враждебная тайна» [II, 150]. Как будто нарочно В. П. Астафьев совершает ошибку во множественном числе слова «человек» с тем, чтобы обратить внимание читателя на это предложение, которое выделено, кроме того, в отдельный абзац.

Многое в жизни обоих молодых людей изменилось, но «бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку». [II, 150]. Пытался Игнатьич вымолить прощение, на что Глаша ему ответила: «Пусть вас бог простит, Зиновий Игнатьевич, а у меня на это сил нету, силы мои в соленый порошок смололись, со слезьми высочились. Во мне не только что душа, во мне и кости навроде как пусты…» [II, 151]

Покарала его этой рыбой природа. «Не зря сказывается: женщина — тварь божья, за нее и суд, и кара особые. До него же, до бога, без молитвы не дойдешь. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик — им останься! Природа, она брат, тоже женского рода!» [II, 151] — так рассуждает повествователь. Природа карает за всякие прегрешения, у Васютки в предыдущем рассказе не было особых грехов — озорство одно, а у Игнатьича — другое дело. Однако после случая с осетром и раскаяния за грехи свои «сделалось ему легче. Телу — оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения» [II, 152].

Однако стоит отметить, что в первой части рассказа читатель не догадывается о грехах Игнатьича, наоборот, перед нами положительный, даже несколько идеальный образ: «В поселке Чуш его звали вежливо и чуть заискивающе — Игнатьичем. Но везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний — сибиряк и природой самой приучен почитать «опчество», считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при это лишка не ломать, или, как здесь объясняются, — не давать себе на ноги топор ронить» [II, 130]. И мастером он был на все руки, и опрятным: «Глядь издали несется дюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском –флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент, да и только! И хозяин под стать своей лодке: прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий. Если летом, едет в бежевой рубахе, в багажнике у него фартук прорезиненный и рукавицы-верхонки. Осенью в телогрейке рыбачит Игнатьич и в плаще, не изожженном от костров, не изляпанном — он не будет о свою одежду руки вытирать, для этого старая тряпица имеется, и не обгорит он по пьянке у огня, потому что пьет с умом, и лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно. Руки у него без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет, на руках и переносице редкие пятнышки уже отлинявших веснушек» [130].

Помогать Игнатьич готов был безвозмездно, делал он это от души: «И никакого магарыча ему не надо.

— Чем тебя и благодарить, Игнатьич?

— Благодарить? — усмехнется Игнатьич. — Ты бы лучше в лодке прибрался, сам обиходился, руки с песком да с мылом оттер» [II, 131].

Однажды осенью вышел Игнатьич на Енисей и «завис на самоловах» [II, 135]. И вот ему попался осетр, «большой, но уже умаянный» [II, 137]. Началась борьба человека и природы, Игнатьич почувствовал, что тонет — ему начал вспоминаться дед, «поверья его, ворожба, запуки» [II, 148]. Дед много говорил о разных рыбах, о том, что можно смело ловить мелкую рыбу, однако про большую, про осетра он говорил: «А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царь-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте!».. [II, 148] И был у Игнатьича грех, поэтому нелегко ему было совладать с природой, только после раскаяния он был отпущен.

В. П. Астафьев связывает воедино экологическую и нравственную проблемы. Так, в рассказе «Царь-рыба» главному герою не так легко дается лов крупной рыбы, потому что в молодости обидел девушку, которой сложно оказалось его простить. Повествователь размышляет о том, что природа мстит за женщину, так как она женского рода.

Таким образом, на примере двух рассказов мы хотели продемонстрировать, каковы отношения человека и природы в зависимости от своего нравственного облика. Безгрешный ребенок находит озеро с рыбой и помогает своему колхозу, потому что он безгрешен. На протяжении всего пути природа помогает ему. У Игнатьича все наоборот: природа напоминает ему о том, что он обидел молодую девушку — и природа совсем не готова ему помогать. Однако стоит отметить сходство героев В. П. Астафьева: и Васютка, и Игнатьич — сибиряки, они чтут законы природы, они выделяются, оба немного обособлены от сверстников. Для рассказов характерно обращение к природе, очеловечивание ее.

Итак, экологическая проблема в отечественной литературе, прежде всего, связана с приближенностью русского человека к земле, и базаровское потребительское отношение к природе не приводит ни к чему хорошему. Современная озабоченность сохранением природы — следствие больших ошибок человечества по отношению к природе при том, что в согласии они смогут достигнуть гораздо большего.

1. Ахатов А. Г. Экология. Энциклопедический словарь. — Казань, 1995. — 368 с.

2. Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. — М., 1983. — 384 с.

3. Астафьев В. П. Лучшие рассказы для детей: Васюткино озеро, Царь-рыба и другие. — М., 2009. — 253 с.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24