Путешествие по псковской реке великой

  1. Главная
  2. Путешествия
  3. Отчет о водном походе по реке Великой (Псковская область) 2020

Отчет о водном походе по реке Великой (Псковская область) 2020

Идея похода:многодневный байдарочный (8 дней) насыщенный и нескучный маршрут по реке (максимально автономно).Маршрут привлекает разнообразием:есть как спокойные,так и спортивные участки,с порожками и шиверой — с разными (в основном несложными и нормально преодолимыми) препятствиями. Река периодически проходит через красивые озера. Берега реки на протяжении маршрута неоднородны:есть как лиственные, так и сосновые леса, а также луга. Стоянки распределены по маршруту неравномерно: на озерах их много, на речных участках – мало.

Сезонность:Этот маршрут популярен в мае-июне, когда Великая более полноводна. По малой воде (август-сентябрь) больше трудностей в виде т.н. «шкуродеров». Но при среднем уровне воды (как в нашем случае) трудные участки вполне проходимы.

Сложность:Маршрут вполне соответствует I категории сложности и доступен как подготовленным, так и начинающим группам. Но все же требуются элементарные навыки прохождения порогов. Степень сложности их зависит от уровня воды в реке. В нашем случае уровень воды был средним. Трудности при прохождении создает заброшенная ГЭС в Поддубье, арматура под мостом около турбазы «Алоль» (подробнее см. отчет), а так же шиверы в конце “каньона”. При планировании дневных переходов необходимо учесть быстроту течения и извилистость реки.

Плавсредства и снаряжение: каркасные байдарки «Таймень» и «Нева», спасательные жилеты, каски (практически не использовали). Обязательно достаточное количество резинового клея (3 тюбика).

Группа:не очень опытная, основной состав – подростки 15-лет, а также трое взрослых.

Логистика: удобные подъезды и выезды с маршрута (всегда возможны и аварийные выходы). Магазинов на маршруте практически нет, поэтому раскладка предполагает полную автономность. Старт от поселка Копылок (6 часов езды от СПБ). Финиш у деревни Заверняйка (можно продлить до города Опочка). Километраж — 130 км. Полных ходовых дней 7, т.е. около 20 км в день.

Мобильная связь: есть не всегда — чаще нет. Сигнал появляется близ населенных пунктов или шоссе.

Бюджет похода: (с учетом подъездов и раскладки) – 8000 руб. с человека.

Источники информации: подробные отчеты нескольких походов, которые составлены по всем правилам – почасовая лоция, тщательное описание препятствий.

Не ставлю себе задачу создать подробный официальный отчет, но опишу наш маршрут так, чтобы при возможности и желании его можно было повторить. Тем более, что указанные выше отчеты написаны не сегодня и даже не вчера.

Начну с небольшого описания реки Великой. Во многих отчетах туристов-водников встречала положительные отзывы о Великой, ее называют одной их лучших рек средней полосы России. Река действительно очень живописна. Великая берет начало на Бежаницкой возвышенности и впадает в оз. Псковское. Великая — быстрая, порожистая река. В верхнем и среднем течении много лесов, в том числе сосновых. В районе Опочки леса и кустарники уступают место лугам и полям. В верховьях на первых 90 км своего пути река проходит через 18 небольших озер. До впадения в нее реки Алоли Великая — узкая и мелкая река с каменистым дном, быстрым, иногда даже бурным течением. После впадения Алоли Великая делается шире и глубже. Берега становятся высокими, даже обрывистыми. В среднем течении Великая менее порожиста, но и здесь встречаются каменистые мели и пороги.

Нитка маршрута и аварийные выходы

День Маршрут Примечания Км
Прибытие на старт, поселок Копылок Трансфер из СПб
1 день Копылок – озеро Заволоцкое – озеро Быстрое – Высоцкое 15
2 день Копылок – озеро Заволоцкое – озеро Быстрое – Высоцкое 16
3 день Устье – Озеро Ясское – озеро Зверино – турбаза «Алоль» – стоянка ниже по течению за автомобильным мостом трассы Е95 Аварийный выход у турбазы «Алоль» (шоссе Е95) 9.5
4 день Заозерье – озеро Езерище – озеро Мутцы – Усохи – «каньон» 23
5 день «Каньон» — Ходыки – Холое- Яковлево\Глухарево — Речки Аварийный выход. От деревни 1) Яковлево дорога идет к шоссе, есть автобусное сообщение\попутки. 2) Речки – село стоит на асфальтовой дороге, можно добраться до шоссе на попутках. 23
6 день Речки – Добрыши – Шершеневская ГЭС – дер.Казихи – Пыжики Аварийный выход. От деревни Добрыши есть ежедневный автобус до ж\д станции Идрица. 30.5
7 день Пыжики — Заверняйка Дорога от шоссе подходит прямо к стоянке. 12
129

Наша группа:

Описание маршрута по дням

0 день. 18.07.2020

Подъезды

Часто маршруты по реке Великой начинают в районе Пустошки. Мы же решили начать от поселка Копылок. Добраться до него из Санкт-Петербурга удобнее всего на машине (машина на 8-9 человек + вещи в прицепе). Ранний выезд из города (7.00) позволил избежать многочасовых пробок на выезде из мегаполиса, поэтому на место старта (или «стапеля», как это называется у водных туристов) прибыли достаточно рано, чтобы до наступления вечера спокойно собрать 4 каркасные байдарки.

Стартовать в этот день не было никакого смысла, и мы приняли очень разумное решение остаться ночевать у Копылка.(Дело в том, что приемлемых стоянок после Копылка на протяжении 14 км., можно сказать, что нет. Что-то похожее на стоянку замечено между Заволоцким и Быстрым озерами, а ближайшие нормальные стоянки имеются только после села Высоцкое).

Надо сказать, что Копылок — местечко очень хорошее. Местные жители миролюбивые и немногочисленные, любят купаться около плотины. На пляжике (справа от дороги, до плотины если ехать в сторону Копылка) есть отличное место для купания с тарзанкой.Именно сюда, вероятно, прибывают туристы-водники, чтобы совершить обнос плотины по левому берегу. Мы ночевали на правом берегу. Тут два подхода к воде, и два места для лагеря – ближе к дороге поляна побольше, дальняя – поменьше, но с красивым видом на озеро Заволоцкое.Координаты места старта и стоянок: 56.403200, 29.469600. К полянкам от дороги ведет хорошо натоптанная тропа. На картах она не обозначена. В отчетах пишут, что в Копылке есть магазин. Не проверяли. Т.к. не было в нем необходимости.

1 день. 19.07.2020

Копылок – озеро Заволоцкое – озеро Быстрое – Высоцкое

Препятствия:

Протока Заволоцкое – Быстрое и в русле реки после озера Быстрое: камни и поваленные деревья.

Ниже плотины Копылка начинается озеро Заволоцкое с низкими берегами. В воде много водорослей. По берегам озера расположены домики посёлка. Выходов на берег практически нет – только мостки для частного пользования.

На полуострове находится местная «достопримечательность» — городище Заволочье. Кавычки использую потому, что достопримечательность, скорее, виртуальная – ничего от городища не осталось, поэтому и посещать ее мы не стали. Но информация есть вот тут: http://семейный-парк.рф/pskov/catalogue/zavoloche_krepost_gorodische.

На озере сразу привлекает внимание какое-то сооружение. Что тут такое непонятно: то ли рыбу разводят, то ли еще что. Но на ограждении красиво сидели серые цапли.

Пройдя озеро Заволоцкое, вновь попадаем в русло Великой. Река тут узенькая, и чтобы сразу обнаружить вход в нее из озера, хорошо иметь закаченный в навигатор трек, чтобы не искать «левую часть правого дальнего угла озера», как написано в одном отчете. Впрочем, это указание весьма точно.

После озера река имеет ширину 10-15 метров, течение быстрое, река сильно петляет. В русле часто попадаются камни и поваленные деревья. Все это нормально обходится. Со дна к лодке тянутся красивые изумрудного цвета водоросли, а брега сплошь заросли ольхой.

В протоке между озером Заволоцким и Быстрым есть местечко для стоянки, координаты 56.427217, 29.431733.

Озеро Быстрое — это крупное озеро, но его основная акватория располагается левее. По сведениям отчетов, там есть и стоянка (не проверяли), а вот по маршруту стоянок на Быстром нет. Маршрут по озеру очень простой: после выхода из протоки направо под углом 45 градусов. Исток Великой находится легко.

Здесь начинается продолжительный речной участок. Река сужается до 10-15 метров. Появляются отдельные камни в русле, скорость течения возрастает. Река при этом мелеет, дно реки укрывает ковёр из водорослей салатового цвета. Русло частично перегораживают склоняющиеся к воде деревья и отдельные коряги. При этом завалов, требующих манёвров на быстром течении, нет. Все нормально проходится даже на «Таймень»-тройке. Вскоре в русле появляются столбики – это остатки моста, рядом с которым новые мостки у одиноко стоящей на левом берегу бани с синей крышей (координаты: 56.428833, 29.401733). От нее дорожка ведет прямо в деревню Маслово (виден телефонный автомат вдали).

Далее — баньки жителей села Высоцкое по правому берегу. Точка 56.434133, 29.397000 отмечена у меня как возможное место отдыха.

Некоторое время Великая петляет рядом с Высоцким, затем среди кустарника.

Примерно через час ходу от Маслово (после деревни Высоцкое) берега становятся выше и появляется хвойный лес. В этих местах есть три хороших, чисто байдарочных стоянки в ягодных местах. Координаты стоянок: Стоянка 1)56.443617, 29.380333 Стоянка 2)56.444367, 29.376850 Стоянка 3)56.445550, 29.372167

Иметь координаты стоянок просто необходимо, т.к. определение, встречающееся в отчетах, типа «вскоре», очень расплывчато, особенно когда приближается гроза и нужно быстро принимать решение о месте остановки.

Мы остановились на первой из имеющихся трех – она, пожалуй, самая темная и «неягодная». Но зато тут удобный выход на берег для нескольких лодок одновременно и ровная площадка для палаток.

Прошли 15 км.

2 день. 20.07.2020

Высоцкое – Поддубье – Устье

Препятствия:

а) Высоцкое – Поддубье: перекаты б)Поддубье – руины ГЭС: порог в) после Поддубье: перекаты.

Как только хвойный лес сменяется чернолесьем, начинается череда перекатов, и этот спортивный участок тянется 5-8 км. до Поддубья. Перекатов не три, как пишут в некоторых отчетах, а больше, и они служат «артподготовкой» к порогу у руин электростанции в Поддубье. Уклон реки на этом участке заметен по значительной скорости течения. Глубина реки на уровне 30-50 сантиметров.

На перекатах нужно маневрировать, а на разветвлениях струи стремиться попасть в основной поток. В русле среди водорослей и отдельных коряг встречаются крупные камни. Правда, обносы нигде не потребовались.

Главная трудность дня – прохождение рукотворного порога у руин Поддубенской ГЭС. Координаты: 56.447500, 29.323700(деревня Поддубье расположена на левом берегу, на картах указано наличие магазина).

На протяжении примерно 100 метров идёт порог, требующий манёвра. Общее падение на пороге порядка 2-3 метров. Ширина русла реки на пороге около 4 метров. В отчетах описано два способа преодоления порога – собственно маневрирование и обнос. Обследование места натолкнуло нас на третий вариант – проводка лодок вдоль левого берега. Прокомментирую все три варианта.

1) Прохождение по сливу порога возможно только для опытных слаломщиков. Требуется последовательная отработка каждого сливного участка. Нужно иметь в виду, что течение перед поворотом русла в обход руин очень сильное, а в середине русла между отходом слева протоки и возвращением ее в основное русло – камни, на которые неизбежно несет лодку, разворачивает поперек и начинает «наматывать». Первая лодка нашей группы как раз села на эти камни и спастись удалось благодаря низкому уровню воды и ее комфортной температуре: фактически, лодку снял с камня участник другого экипажа, пройдя по воде пешком (по пояс в воде). Т.е., после отхода от основного русла (по левому берегу) протоки, нужно держаться вдоль левого берега. Перед поворотом реки сделать резкий маневр наискосок к правому берегу (почти на повороте реки), при этом не сесть на камни, которые там поджидают. После этого (практически на повороте) резкий маневр налево – тут нужно пройти мимо бетонных плит с арматурой (слева) и коряги (справа). Далее держаться левее (ближе к руинам) и причалить к левому берегу. Где можно подождать при необходимости другие лодки.

2) Обнос. В отчетах по этому поводу разноречивые сведения. Одни пишут, что нужно обносить по левому берегу, там, где слева приходит протока. Но тут очень сильное течение и трудно удерживать лодку при разгрузке. Разгружать лодку тут весьма странно. Нам это не показалось реалистичным. Отсюда тропа резко поднимается на руины, а вниз за ними уже не спускается – все заросло травой. В другом отчете читаем: «Обнос недлинный, порядка 70-100 метров по хорошей тропе вдоль правого берега». Ну вот правда, не нашли ни тропы, ни места причаливания на правом берегу. Возможно, потому что были очень сосредоточены на том, чтобы не пропустить левобережную протоку. Неоспоримо одно: «О приближении препятствия сигнализирует уход налево неширокой, но мощной протоки». Координаты точки «Внимание!»: 56.447333, 29.324750

3) Смешанная техника прохода препятствия, которую мы и применили. Внимательно всматриваясь в берега, вовремя заметили знак приближающегося порога – уходящую влево протоку. С этого места еще не видно, что там впереди, но течение сильное. Первая лодка двинулась дальше и тут же села на камни, рискуя перевернуться. После снятия лодки пришвартовали ее к левому берегу уже в виду поворота у руин ГЭС. Остальные лодки были пришвартованы вдоль берега (кто куда пристроился), обзор препятствия для них был недоступен. Они ждали указаний.

Руководители группы по неглубокой воде пешком отправились на разведку места. Оказалось, что вдоль левого берега можно пройти и провести лодку, придерживая ее за веревку с берега и страхуя с воды (буквально сопровождая пешком). Две лодки провели так. Две другие рискнули пройти порог со страховкой. Шли галсами (см. описание 1 варианта), на камнях у поворота сели обе лодки и были сняты страхующим участником. Второй страхующий стоял на бетонных плитах с арматурой, указывая правильный маршрут прохождения. Таким образом, небольшую пробоину получила только первая лодка, которая села на камни в середине русла, разведывая прохождение маршрута.

После руин ГЭС еще несколько несложных перекатиков, потом автомобильный мост (дорога к Поддубью). Под мостом никаких сложностей нет. Тут можно сделать техническую остановку.

Далее начинается довольно длинный (8 км.)и однообразный участок реки: кусты и никакой возможности высадки на берег (даже перекусывали, не вылезая из лодок), течение относительно слабое. Приходится обходить упавшие деревья, но непреодолимых завалов нет.

Этот участок заканчивается возле деревни Устье с появлением по правому берегу красивого дома, а в русле свай когда-то существовавшей здесь мельницы. Практически сразу встретится и деревянный мост с бетонными опорами. Никаких проблем с проходом под мостом не обнаружили.

Вскоре после моста по левому берегу попадется первый неудобный выход и место для экстренной стоянки, а после него две хорошие автостоянки в сосновом лесу. Стоянка №1: 56.432850, 29.238133. Стоянка №2: 56.431267, 29.237983

Мы остановились на первой. У нее два выхода. Первый – на излучине реки, пологий с песчаным пляжем, и второй, за поворотом, менее удобный, скорее – технический. Но с тарзанкой. Других стоянок в этих местах нет.

Про стоянку стоит сказать отдельно. Сюда подходит дорога с грейдера Поддубье-Яссы. Поэтому тут часто останавливаются автолюбители и проводятся массовые мероприятия. Свидетельство тому — длинный стол и лавки.

Большая поляна, хороший сосновый лес и отличное место для купания привлекают сюда отдыхающих. Пока мы ставили лагерь, приехали две леговушки (явно местные), но увидев нас, развернулись и уехали. Вряд ли они испугались туристов-водников. Мы решили, что местные жители очень тактичны, впрочем, мы не имели ничего против того, чтобы они тут искупались. Короче говоря, вся поляна была в нашем распоряжении.

Прошли: 16 км.

3 день. 21.07.2020

Устье – Озеро Ясское – озеро Зверино – турбаза «Алоль» – стоянка ниже по течению за автомобильным мостом трассы Е95

Препятствия: а) мост у турбазы «Алоль» (арматура)

Перед впадением в озеро Ясское берега понижаются. Сильно петляя, река сквозь заросли тростника через минут пятнадцать хода от стоянки впадает в озеро Ясское. На берегах озера расположено несколько деревень. Правый берег озера малодоступен, зато левый берег сплошь занят стоянками автотуристов. Прямо напротив устья слабо выраженный мыс, а значительно правее два более выраженных мыса, покрытых сосновым лесом. Между ними и находится протока , соединяющей здесь озера Ясское и Зверино.

На берегах первого мыса множество стоянок, в летний сезон, как правило, занятых. На второй мыс со стороны Великой существует два рыбацких выхода. Как написано в отчетах, «если отклониться от маршрута и пройти дальше по Ясскому, то найдется еще несколько автостоянок».
У места начала протоки из озера Ясского в озеро Зверино приметили места для стоянки — по обоим берегам протоки — координаты:56.438617, 29.194267

По описаниям отчетов, которыми я пользовалась: «На самой реке ближе к Зверино стоянок нет, только два заросших выхода на левый берег, однако за береговыми кустами в этих местах просматриваются сосны и эти места кажутся вполне пригодными для стоянок, хотя к ним и проложены дорожки с турбазы «Алоль». Ближе к концу протоки неплохое место на правом берегу» (эту информацию на месте не проверяли). Координаты возможных замеченных нами мест стоянок: 56.437167, 29.187167 и 56.435367, 29.176200

Протока небольшая, но при этом очень симпатичная. Плыть по ней — удовольствие.

Озеро Зверино небольшое по размерам, но красивое, вдоль его восточного (левого по ходу маршрута) берега растёт сосновый лес. Там же расположены строения турбазы «Алоль». На низком западном (правом) берегу озера среди зарослей ольхи к воде выходят строения деревни Холюны и находится вышка сотовой связи. После выхода в основную акваторию озера держимся левого берега вплоть до турбазы «Алоль». На турбазе существует магазин, совмещенный с кафе, работающий с 9.00 до 24.00(обед 15.00-16.00), а также есть возможность переночевать в домиках или поставить свои палатки. Об этом см. https://aloli.ru/pohodnye-tury-na-kanoe/.

Остановились около пляжа базы Алоль. Координаты: 56.423767, 29.175967 Посетили магазин-кафе. Изучили стенды с информацией. База большая, современная. Предлагаются различные активные виды отдыха, на карте представлены пешеходные маршруты в окрестностях. Например, однодневный (22 км) пешеходный маршрут «Большой Алольский круг» (Турбаза «Алоль» — оз. Островно — дер. Заозерье — дер. Алоль — оз. Ломоносовское — турбаза «Алоль»). На сайте базы представлено описание и карта маршрута, можно скачать трек.

На фото стенд с прогулочными маршрутами «По следам славян» и план турбазы.

Если не хочется обедать и отдыхать на пляже, где все же народу многовато, можно попробовать остановиться с другой стороны пляжного мыса. Вот тут: 56.422933, 29.175200

Сразу за мысом, собственно, с места последней указанной выше точки отдыха, хорошо виден мост трассы Е95 на Псков. Мост недавно перестроен, как и вся трасса на этом участке. Река под ним течет себе спокойно и мирно. Но это очень обманчивое спокойствие. Прохождение под мостом очень опасно тем, что около центрально опоры моста в ПРАВОЙ части русла совершенно невидимая ни с берега, ни с воды, торчит арматурина в виде буквы П. На фото красная стрелка указывает на арматурины, а синяя на траекторию прохода под мостом. Одна лодка прошла совсем вдоль левого берега, но за мостом нужно было резко сделать маневр направо, чтобы не налететь на какие-то камни. Оптимально идти максимально вдоль левой опоры моста.

Пренебрежение этими рекомендациями доставило одной из лодок (и всей группе, следовательно) много неприятностей в виде 20-см дыры в шкуре байдарки. На ремонт шкуры ушло часа три.

Две лодки остались на ремонтные работы, две отправились далее по реке в поисках стоянки, на которой уже пришлось оставаться и на ночь. После автомобильного моста небольшое озерцо, выход из которого в реку в дальней правой части озера.

Место стоянки нашли на правом берегу минут через 15-20. Оно оказалось отличным: хороший выход из воды (мостки), место для купания (глубоко и хорошее дно), кострище и столик со скамейками, есть даже зеркало. А также ягоды, грибы, а то и рыба. Мимо стоянки проходят лесные тропы, вероятно, ведущие на турбазу. Сосновый лес граничит с большим лугом. Координаты: 56.420950, 29.153417.

Еще два возможных места далее по реке: 1) 56.420233, 29.147883 и 2) 56.421100, 29.147333

Источник

Читайте также:  Знак у реки или водоема какое правило
Поделиться с друзьями
Байкал24