Путешествие по воде реке

Речные круизы: история и современность. Чем хороши путешествия по воде и куда можно отправиться уже сегодня

С момента появления в XIX веке речных круизов в путешествия по воде с удовольствием отправлялись и чиновники, и купцы, и аристократы. Построенный в 1930-е годы канал имени Москвы открыл столице выход к Волге и дал повод называться «портом пяти морей». Казалось, что речные круизы ждет большое будущее, однако события в истории страны внесли свои правки. Сегодня этот вид путешествий готов вернуть былую популярность.

Первые речные туристы

Первые туристические пароходы начали ходить по Москва-реке в 1837 году. Публика отправлялась на экскурсию из центра Москвы до Николо-Угрешского монастыря (сейчас территория города Дзержинский в Московской области). Также было налажено сообщение между городами на Волге. Илья Репин прошел по Волге от Твери до Саратова на пароходе специального общества «Самолет», и за время путешествия создал первый карандашный эскиз «Бурлаков на Волге».

Пароход того времени имел железный корпус и большие гребные колеса по бокам. Пароходы общества «Самолет» были построены в Бельгии, имели длину 47 метров и приводились в движение поршневыми паровыми машинами. Номинальная мощность двигателя составляла 50 лошадиных сил.

В корпусе судна были оборудованы комнаты для пассажиров с мягкими диванами в два яруса. На таком пароходе можно было путешествовать первым или вторым классом. Не было отдельных кают, но в каждом классе была одна общая женская каюта и одна мужская. Они освещались керосиновыми лампами и осенью отапливались небольшими железными печками.

На Волге и ее притоках конкурировали несколько крупных пароходных обществ — «По Волге», «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Купеческое пароходство в Саратове». Пароходы разных обществ отличались друг от друга формой корпуса и труб, звуком гудка, гребными колесами. Путешественники могли выбрать пароход по скорости и уровню комфорта. Конечно, и цены на билеты были разные.

Степан Монастырский, автор «Иллюстрированного спутника по Волге», писал: «… на меркурьевских пароходах ездили люди, привыкшие к комфорту и большому обществу. Дамы же выбирали пароходы по капитанам. На “Самолете” ездил народ преимущественно деловой: купцы, управляющие, странствующие артисты, II класс обычно составляли священники, офицеры, студенты, преимущественно мелкие торговцы. На “Волжских” пароходах можно было встретить людей солидных: генералов, гражданских особ первых 4 классов, других степенных лиц».

После революции флот был национализирован. Во второй половине 1930-х годов речными путешествиями премировали передовиков производства, также в круизы ездили представители политической и культурной элиты. Речные круизы готовы были стать массовым видом отдыха, но помешала война. Только к концу 1950-х годов они стали доступны большинству граждан.

Речной туризм в СССР

В 1936 году завершилась величайшая стройка ― был открыт канал имени Москвы. В столицу пришла чистая вода из Волги, открылись новые водные пути. Москва получила прямой выход к сети других крупных каналов, построенных в советское время, а через них ― к пяти морям: Черному, Белому, Балтийскому, Азовскому и Каспийскому. Возникло выражение «Москва ― порт пяти морей».

Круиз — это отдых и развлечение. Нужна была простенькая, но все же гостиница на плаву. В Советском союзе комфорту уделяли мало внимания, поэтому корабли приходилось закупать в странах, где могли делать комфортабельные суда — в Чехословакии, ГДР, Австрии.

В СССР круизы были модными в 1960-80-е годы. Интеллигенция и аппаратчики непременно отправлялись в путешествие по Волге в летний период. Самой большой популярностью пользовались круизы из Москвы или Ленинграда в Астрахань и обратно.

На этих маршрутах было много судов, однако спрос превышал предложение в несколько раз. Путешествия по Волге в 60-80-е годы прошлого столетия бронировали за год, и доставались они только привилегированной части общества. До конца 1980-х годов речные круизы были самым качественным видом отдыха в России.

Речные круизы в 1990-е

Имидж речных круизов сильно пострадал в 90-е годы. Теплоходы стали напоминать старые советские пансионаты: потрепанные интерьеры, плохой сервис. В конце 90-х на Россию обратили внимание иностранные туристы, и корабли стали реконструировать под них.

Русские туристы продолжали интересоваться речными круизами, но все чаще это был бюджетный отдых, когда вместо уютных кают — полки как в купейном вагоне. Лучшие корабли отдавались под иностранные группы, россияне же ехали в Европу, полагая, что в России даже за деньги хороший сервис не найти. Возник определенный информационный вакуум.

Когда с началом пандемии закрыли границы, круизные компании переориентировались на российский рынок. Будто бы из ниоткуда возникла идея комфортных путешествий по рекам России, которые оказались уникальным видом отдыха, незаслуженно забытым одними и совершенно незнакомым другим. Между тем, все это время у нас перед глазами было настоящее сокровище — речные круизы на комфортабельном теплоходе с отличной кухней и сервисом. Просто на эти путешествия всерьез не обращали внимания.

Читайте также:  Он увидел реку исчезавшую после многих изгибов

В чем секрет речного круиза?

Это редкая возможность за один раз увидеть с непривычного ракурса много удивительных мест. До некоторых из них другим способом и добраться будет трудно. Например, на «Императорском» круизе компании Volga Dream после Углича и Ярославля теплоход уходит на север — в малообитаемые районы. Немногие бывали в Горицах в Вологодской области и вообще задумывались о том, чтобы туда съездить. А ведь это такая история! Там стоят монастыри XVI века, основанные еще при Иване Грозном. В Ферапонтовом монастыре сохранились фрески Дионисия, иконописца уровня Андрея Рублева. Дионисий жил и творил в одно время с Микеланджело, поэтому его часто называют «русским Микеланджело», а монастырские фрески часто сравнивают с росписью в Сикстинской капелле.

Еще одно удивительное место — остров Кижи. Только представьте, что вы плывете несколько часов по озеру, как по морю, не видя берегов, а потом пристаете к обитаемому острову с 22-купольной деревянной церковью. Будто добрался до края земли. А чего стоят города Золотого кольца! Пейзажи невероятной красоты на подходе к Ярославлю — церкви, деревни, лес.

Отправляйтесь в путешествие по реке, чтобы увидеть города и страну с воды — с их лучшей стороны, как с парадного фасада, без плохих дорог и окраин, под плеск волн и алые закаты над водой.

Речные круизы с Volga Dream

Теплоход Volga Dream — это настоящий пятизвездочный отель на воде, с классическими интерьерами и авторской кухней. Путешествие на нем по рекам России — это комфорт, соответствующий сервис и интересная программа на борту.

На теплоходе Volga Dream можно отправиться в путешествие по двум маршрутам: Москва-Санкт-Петербург (круиз «Императорский») и Москва-Астрахань (круиз «Большая Волга»). «Императорский» круиз отражает масштаб двух столиц и путешествия между ними. На этом маршруте много симпатичных деревень и уютных городков. На «южном» маршруте, наоборот, много крупных городов — Нижний Новгород, Самара, Волгоград. Также это направление интересно возможностью познакомиться с национальной культурой народов России.

Источник

Круизы по России: топ-5 маршрутов

Мы уже очень много рассказывали о путешествиях по России, но совсем забыли про круизы, а они могут стать неплохим вариантом, если ничто другое в душу не западает. Круиз — идеальный формат отдыха, если хочется включить в одну поездку как можно больше мест и приложить как можно меньше усилий.

Выбрав путешествие на корабле, ты выигрываешь сразу по нескольким фронтам: не беспокоишься о том, что в каждом месте нужно искать проживание; не волнуешься за перемещение между городами; отдыхаешь в дороге и во время остановок. Собрали самые популярные круизные маршруты России, во время которых ты сможешь познакомиться с главными достопримечательностями страны.

По Волге

Теплоход «Александр Бенуа»

  • Продолжительность : 6 дней
  • Маршрут : Москва — Углич — Кострома — Плёс — Ярославль — Рыбинск — Калязин — Москва

Из Москвы организуются множество круизов по Волге и по впадающим в неё рекам и каналам. В рамках одного недельного речного путешествия можно увидеть главные жемчужины Золотого кольца и центральной России. Круиз на «Александре Бенуа» включает экскурсионное обслуживание во время путешествия за исключением посещения Музея сыра в Костроме с дегустацией (450 руб.) и экскурсии на катере по Калязину с посещением улиточной фермы (от 850 руб.).

А что на борту

Для проживания на теплоходе ты можешь выбрать каюту классом от стандарта (две односпальные кровати) до люкса (двуспальная кровать и диван). Везде есть кондиционеры, телевизоры, душевые кабины. В стоимость круиза входит трёхразовое питание в ресторанах «Романтика» или «Поэзия». А вечером можно отдохнуть в баре «Серебряный век».

День первый. Отправление.

День второй. На следующий — остановка в Угличе. Туристам предлагают экскурсию по Угличскому Кремлю с посещением церкви Царевича Дмитрия на крови, Спасо-Преображенского собора, Колокольни Богоявленского собора и т.д. Либо можно побывать в интерактивном Музее гидроэнергетики с моделями российских гидроэлектростанций и водяной мельницей. Экспонаты можно трогать и изучать — это обычно очень нравится детям.

День третий. Ты выйдешь в Костроме, где тебя ждёт автобусная экскурсия с заездом в Музей деревянного зодчества под открытым небом . Здесь собраны старые деревянные избы, амбары, церкви. А в Музее сыра в старом купеческом доме ты узнаешь не только об истории знаменитого костромского сорта, но и об особенностях производства этого продукта в древности и о том, чем отличаются старинные и современные технологии.

Вечером того же дня познакомишься с Плёсом — городком, пейзажами которого вдохновлялись русские художники. Во время пешеходной экскурсии прогуляешься по берегу Волги, поднимешься на знаменитую Соборную гору , с которой начиналась история Плёса, на гору Левитана . Художник гостил в Плёсе два года, и его полотна прославили город на всю Россию. Также ты побываешь с экскурсией в Музее пейзажа , где собраны произведения Левитана, Судковского, Клодта, Шишкина, Саврасова, Поленова, Петрова-Водкина и многих других русских пейзажистов.

Читайте также:  Где начинается река миссури

Ипатьевский монастырь, Кострома

День четвёртый. Утро четвёртого дня круиза посвящено Ярославлю. Автобусно-пешеходная экскурсия познакомит тебя с главными достопримечательностями города — Спасо-Преображенским монастырём XII века, Успенским собором , одним из старейших в России Драматическим театром им. Ф.Г.Волкова , памятником 1000-летия Ярославля на стрелке Волги и Которосли , церковью Иоанна Предтечи XVII века, очертания которой украшают 1000-рублёвую купюру. В стоимость также входит посещение Музея эмальерного искусства «Эмалис» с мастер-классом, на котором ты сможешь сделать сувенир на память.

Завершится четвёртый день прогулкой по Рыбинску — столице бурлаков, купеческому приволжскому городу, который до сих пор хранит атмосферу начала ХХ века. На экскурсии ты побываешь в старинных храмах города. Например, колокольня Спасо-Преображенского собора XVII века считается одной из самых высоких в стране.

Набережная Ярославля. Фото: LukaKikina / Shutterstock.com

День пятый. Ты побываешь в Калязине, где сохранилась архитектура XVIII-XIX веков. Во время строительства Угличской ГЭС в 30-х годах прошлого века город был частично затоплен, и сейчас одна из главных городских достопримечательностей — возвышающаяся над Угличским водохранилищем колокольня ушедшего под воду Никольского собора . Именно к ней за дополнительную плату и организуется прогулка на катере.

День шестой. Утром круиз завершается возвращением в Москву.

Между Санкт-Петербургом и Москвой

Теплоход «Мстислав Ростропович»

  • Продолжительность: 6 дней
  • Маршрут : Санкт-Петербург — Мандроги — Кижи — Горицы — Углич — Москва
  • Стоимость : от 51 000 рублей на человека.

Самые популярные круизные направления из Санкт-Петербурга по России — в сторону Карелии, но можно выбрать более длинный маршрут и пройти на круизном теплоходе до Москвы. Круиз на «Мстиславе Ростроповиче» даёт возможность познакомиться с красотами Русского Севера и некоторыми жемчужинами Золотого кольца.

А что на борту

Для проживания на «Мстиславе Ростроповиче» можно выбрать двухместную стандартную каюту с балконом или без, а также полулюкс или люкс с балконом. Во всех каютах есть кондиционеры, телевизоры, душевые кабины, на теплоходе работает беспроводной интернет. В стоимость круиза входит трёхразовое питание в ресторане. На борту есть ресторан «Опера», бар-ресторан «Симфония» и бар «Мелодия реки».

День первый. Вечером теплоход выходит из Санкт-Петербурга.

День второй. Первая остановка на следующий день — в туристической деревне Мандроги . На её территории восстановлены старинные русские избы XIX века. Первые экспонаты собирались в лесах Вологодской области, сейчас коллекция пополняется экземплярами из разных уголков России.

Деревня Мандроги. Фото: Gimas / Shutterstock.com

День третий. День посвящён карельскому музею-заповеднику «Кижи» . Во время экскурсии ты познакомишься с одним из крупнейших российских этнографических музеев под открытым небом. Ансамбль Кижского погоста с деревянными постройками XVII — начала XX века включён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

День четвёртый. Теплоход прибывает в Горицы. Оттуда ты отправишься на автобусную экскурсию в Кирилло-Белозёрский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник .

Кирилло-Белозёрский монастырь был основан в XIV веке, здесь молились и получали благословение Василий Тёмный, Иван Грозный, патриарх Никон и Петр Великий. Коллекции музея включают не только древние монастырские рукописи и святыни, но и произведения искусства XVII—XIX веков, и собрания предметов народного быта Белозёрья XIX-начала XX веков.

День пятый. На пятый день круиза ты побываешь в Угличе на экскурсии по Угличскому Кремлю с церковью Царевича Дмитрия, Спасо-Преображенским собором и Богоявленским собором.

День шестой. Шестой день путешествия завершается обедом на борту теплохода в Москве.

По Байкалу

Теплоход «Александр Великий»

  • Продолжительность: 7 дней
  • Маршрут : пос. Листвянка — Ушканьи острова — бухта Заворотная — о.Ольхон, — центр отдыха «Байкалькие дюны» — пос. Листвянка

Круизы по Байкалу — развлечение более экзотичное, чем прогулки по Волге. Они подойдут тем, кто больше интересуется не культурными достопримечательностями, а природными красотами. Недостатка в них на самом глубоком и самом чистом озере планеты точно нет.

А что на борту

Классы кают на «Александре Великом» различаются по количеству спальных мест: от двухуровневых двухместных до трёхместных семейных. Всё экскурсионное обслуживание (кроме лежбища нерп в первый день) входит в стоимость круиза вместе с трёхразовым питанием.

День первый. Недельное путешествие по Байкалу на теплоходе «Александр Великий» начинается в посёлке Листвянка недалеко от Иркутска.

День второй. Первая остановка запланирована у Ушканьих островов . Перед этим теплоход пройдёт возле самой глубокой точки на озере — глубина там достигает 1642 метров. На Ушканьих островах можно посетить лежбище байкальских нерп (оплачивается дополнительно — около 2500 руб.). Завершается второй день посещением Чивыркуйского залива , где можно искупаться в горячих источниках.

День третий. Тебя ждёт поход по таежной эко-тропе к живописному ледниковому озеру Фролиха . Семикилометровая прогулка начнётся от бухты Ая . А перед возвращением на теплоход для участников круиза организуют пикник на берегу с таёжным чаем.

День четвёртый. Пройдёт у бухты Заворотная : можно порыбачить (повар тем временем приготовит на теплоходе уху) или прогуляться до уникальной реликтовой рощи тополей и кедров — диаметр некоторых из них достигает двух метров.

Читайте также:  Рыбалка на реке сухая табола

День пятый. На пятый день «Александр Великий» пристанет к берегам знаменитого острова Ольхон , ты пересядешь на экскурсионный УАЗ и отправишься в мини-путешествие по «сердцу Байкала».

День шестой. Начинается на турбазе Байкальские дюны , откуда ты вместе с пешеходной экскурсией доберёшься до бухты Бабушка с песчаным пляжем. После обеда можно будет подняться на скалу Обозрения со смотровой площадкой и шикарными видами на Байкал.

День седьмой. Около полудня теплоход возвращается в Иркутск.

По Чёрному морю

Теплоход «Князь Владимир»

  • Продолжительность: 6 дней
  • Маршрут : Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь — Сочи

Круиз на морском лайнере сильно отличается от речных круизов. Прежде всего, ты заметишь разницу по оснащению самого судна.

Как и большинство других морских круизов, путешествие на «Князе Владимире» не включает экскурсионное обслуживание. Лайнер прибывает в порт, а дальше тебе предстоит спланировать программу самостоятельно. На «Князе Владимире» работает экскурсионное бюро — там ты сможешь заказать любые экскурсии в городах по маршруту круиза.

А что на борту

«Князь Владимир» — комфортабельный морской лайнер с каютами с односпальными и двуспальными кроватями, душевыми, кондиционерами.

Для развлечения гостей во время круиза работают бары-рестораны, детский клуб. На верхней палубе даже есть бассейн с морской водой и шезлонгами. По вечерам — анимация с вечерними концертными программами и кинопоказами. По сути, это не просто лайнер — это плавучий отель.

День первый. В первый день в Новороссийске прогуляйся по двухкилометровой набережной Серебрякова , протянувшейся вдоль Цемесской бухты. Можно зайти на крейсер ВМФ «Михаил Кутузов» (250 руб.) или посетить мемориал «Малая Земля» , увековечивающий память о боевых действиях в Новороссийске в годы Великой Отечественной войны.

Крейсер «Михаил Кутузов». Фото: KrimKate / Shutterstock.com

День второй. Этот день ты проведёшь в Ялте. Поднимись в «Ласточкино гнездо» — замок, построенный в начале XX века и стилизованный под рыцарский (50 руб.). Обязательно стоит побывать в Ливадийском дворце — бывшей летней царской резиденции (400 руб.) и во дворце Дюльбер , построенном в восточном стиле и принадлежавшем великому князю Петру Романову (200 руб.).

Дни третий и четвёртый. Стоянка в Севастополе. Запланируй посещение живописной Балаклавской бухты , музея-панормамы «Оборона Севастополя» , посвящённого событиям Крымской войны 1853-1856 годов (250 руб.), руинов древнего города Херсонесса Таврического (150 руб.). За два дня ты успеешь съездить в и колоритный Бахчисарай , хранящий атмосферу и дух турецкой эпохи.

Бахчисарай. Фото: Evgeny Prokofyev / Shutterstock.com

Ласточкино гнездо. Фото: Igor Lushchay / Shutterstock.com

День пятый. Весь день «Князь Владимир» проводит в море — и ты сможешь насладиться всеми прелестями круизной жизни.

День шестой. Лайнер возвращается в Сочи .

К Северному полюсу

Судно Ледокол «50 лет Победы»

  • Продолжительность: 13 дней
  • Маршрут: Мурманск — Северный полюс — Мурманск

Это, пожалуй, самый экзотичный из всех круизов на территории России. И в плане маршрута, и в плане цены (от 1,8 млн.руб.) — он станет путешествием для избранных. Но если друг тебе представится возможность организовать себе такую поездку, полученные впечатления будут того стоить!

А что на борту

Ледокол не строился как туристическое судно, но сейчас каюты оборудованы под нужды путешественников: можно выбрать от стандартной двухместной до двухкомнатного люкса, разумеется, в каждой каюте есть все удобства — кровати, душ, телевидение. В стоимость круиза входит также четырёхразовое (!) питание на борту.

День первый. Круиз начинается в Мурманске: ты прилетаешь туда и проводишь ночь в отеле (входит в стоимость тура).

Мурманск. Фото: mikaelawill13 / Shutterstock.com

День второй. Утром поднимаешься на борт атомного ледокола «50 лет Победы» — самого мощного судна в мире (75 тыс.л.с.).

Дни с третьего по шестой. Следующие пять дней ледокол прокладывает путь к Северному полюсу. Если погодные условия позволяют, то участники круиза могут высадиться на лёд и даже полетать над судном и окрестностями на вертолёте.

Если погода позволит, можно будет даже полетать на вертолёте!

День седьмой. Ледокол «50 лет Победы» пришвартовывается в точке 90° С.Ш — здесь начинаются главные фотосессии путешествия с барбекю и танцами.

Дни с восьмого по десятый. Это время посвящено исследованию островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Поскольку путешествия проводятся только в летнее время, у тебя будет почти 24 часа полярного дня, чтобы вдоволь нафотографироваться и понаблюдать за местными жителями — тюленями и белыми медведями. А с базы нацпарка «Русская Арктика» ты сможешь отправить домой открытку из самого северного почтового отделения в мире.

Дни с 10 по 13. Завершающие три дня круиза пройдут по Баренцеву морю, а финалом станет торжественный ужин с капитаном ледокола. Утром последнего дня ты вернёшься в Мурманск.

В путешествии на корабле многое воспринимается иначе. Наверное, в этом и заключается главная причина, почему некоторые влюбляются в такой отдых раз и навсегда после первого круиза.

Для путешествия по России можно выбрать сотни вариантов разной продолжительности, класса, цены. Есть много мест, которые можно увидеть только в путешествии на судне.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24