- Ангара
- Гидрология
- Хозяйственное использование
- Судоходство
- Рыба и рыболовство
- Экология
- Туризм
- Река Ангара
- Где поплавать в Ангаре зимой
- Судоходство на Ангаре
- Судоходство в бассейне Ангары // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области
- Вы здесь
- Оглавление
- Судоходство до строительства ГЭС
- Судоходство после строительства ГЭС
- Судоходство на притоках Ангары
Ангара
Ангара
Ангара – единственная многоводная река, которая вытекает из уникальнейшего в мире озера Байкал и протекает более чем на 1770 км по территории регионов Восточной Сибири, разрезая земли Красноярского края и Иркутской области, в то же время, даря им массу полезных ресурсов.
Исток | оз. Байкал |
Устье | р. Енисей |
Длина | 1779 км |
Площадь бассейна | |
Регионы протекания | Красноярский край, Иркутская область |
Впадающие крупные реки | Илим, Тасеева |
Впадающие средние реки | Ока, Ида |
Гидрология
Расход воды в истоке Ангары достигает отметки в 1855 м3/с, в Братске — 2814 м3/с., в устье – 4530 м3/с. По результатам наблюдений, проводимых в течение 46 лет на гидропосту «Татарка», наименьший показатель среднегодового расхода воды зафиксирован в 1964 году, вблизи устья. Он и составил 3767 м3/с. Наибольшее значение рассматриваемого показателя зафиксировано позднее, в 1995 году, на отметке в 5521 м3/с. Что касается среднемесячного расхода, он был зафиксирован весной 1966 года на отметке в 12 600 м3/с.
Хозяйственное использование
Ангара – крупная река, на которой водный режим контролируется несколькими водохранилищами. Неоднородность характера реки позволяет использовать водный ресурс для работы гидроэлектростанций, бесперебойно обеспечивающих производство и население электроэнергией.
В верховьях реки расположено 55-ти километровое водохранилище Иркутской ГЭС, ниже — водохранилище масштабной Братской электростанции, которое охватывает 606 км. Далее следует Усть Илимское водохранилище, расположенное на участке в 292 км, а также водохранилище Богучанской ГЭС, протяженность которого составляет 375 км.
Судоходство
Ангара является водной артерией, доступной для судоходства летом, несмотря на сложные условия, связанные с уровнем воды и характером течения. Имеется 4 обособленных друг от друга путей, ведущих от Байкала к Енисею. Единый путь отсутствует.
- Первый участок, проходя по Иркутскому водохранилищу, захватывает расстояние от Иркутска до Байкала.
- Вторым судоходным участком является расстояние от Иркутска до Братской ГЭС, протяженность которого 610 км.
- Третий судоходный участок от Братска до Усть-Илимска, длиной в 29.0 км. Он охватывает воды Усть-Илимского водохранилища.
- Последний участок для судоходства, длина которого 440 км, ограничивается Енисеем и Богучанскими порогами. Его длина составляет 440 км.
На протяжении всего судоходного участка расположено большое количество портов. Большая протяженность реки привлекает внимание туристов, любителей совершать водные прогулки, любуясь видами живописных берегов.
Рыба и рыболовство
Ангара, обладая большой площадью и различным характером течения, является местом обитания разных пород рыб, которых здесь более 30 видов. В водах реки можно встретить щуку, пелядь и даже осетра и стерлядь. Местные жители называют Ангару рекой-кормилицей. Кроме того, Ангара имеет статус одной из самых рыбных рек России. Поскольку в различных участках характер реки разный, они создают условия для проживания разных сортов рыб.
Экология
Промышленные стоки с берегов Ангары являются основной экологической проблемой, требующей решения. Поскольку на берегах реки расположено большое количество промышленных предприятий, показатель таких стоков в бассейне Ангары не существенно ниже, чем в Волге.
Поскольку река является судоходной, в нее происходит большой выброс нефтепродуктов, тяжелых металлов, органических веществ. По экологическому классификатору, вода в Ангаре имеет степень умеренного загрязнения, однако, на отдельных участках вода очень грязная.
Туризм
Впервые об Ангаре упоминается в XIII веке, ее берега объединяют города и поселки, наполненные уникальными памятными местами, представляющими культурное и архитектурное наследие, привлекающими внимание туристов. Практически около истока Ангары расположена наиболее уникальная и интересная достопримечательность, которую в народе называют Шаман – Камень. Камень является обычной скалой, однако, местные жители связывают с ним увлекательную легенду, благодаря которой, скала стала священным местом для ближайших окрестностей.
Как повествует легенда, Ангара, будучи дочерью Байкала, безумно полюбила прекрасного юношу по имени Енисей. Узнав о намерениях дочери, отец в гневе решил выдать ее замуж за Иркута. Расплакавшись, Ангара приняла решение – убежать к любимому. Узнав об этом, отец вызвал сильный шторм, но это не остановило любящую девушку. Тогда, разгневавшись, Байкал оторвал кусок от большой скалы и бросил его вслед девушке. На счастье, кусок не долетел до красавицы, а упал за ее спиной. После чего, Ангара попала в объятья любимого и они с тех пор вместе, а Байкал, не простивший дочь, остался один. Теперь, прикасаясь к Шаман – Камню, люди просят связать их судьбы с любимыми навсегда.
Предыдущая страница: Курейка Следующая страница: Андийское Койсу
Источник
Река Ангара
Ангара — река в Восточной Сибири, самый крупный из правых притоков Енисея и единственная река, берущая своим истоком озеро Байкал. На эту реку тянет людей, увлеченных активным отдыхом, в том числе, рыбалкой. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края России.
В переводе с бурятского анга означает «разинутый», «раскрытый», «открытый», а также «промоина», «расселина», «ущелье». В исторических источниках река Ангара впервые упоминается в XIII веке под названием Анкара-Мурэн. Первоначально нижнее течение реки от впадения притока Илим носило другое название — Верхняя Тунгуска.
Площадь бассейна Ангары составляет 1 040 тыс. кв. км, в том числе без бассейна озера Байкал 468 тыс. кв. км. Ангара начинается из Байкала широким потоком шириной аж 1100 м и течёт сначала на север. На Ангаре построено несколько водохранилищ:
- от истока до города Иркутска — Иркутское водохранилище.
- на северо-западе Иркутской области на Ангаре находится Братское водохранилище, на котором стоит знаменитая Братская ГЭС.
- после излучины на Ангаре, ниже Братского водохранилища, расположено Усть-Илимское.
Затем река поворачивает на запад — в Красноярский край, где рядом с Лесосибирском впадает в Енисей.
В месте впадения в Енисей река Ангара в два раза шире великой сибирской реки, текущей в Северный Ледовитый океан. Но так уж исторически сложилось, что водный поток назвали Енисеем. Он не только уже, но ещё имеет и мутную воду, а у нашей красавицы вода чистейшая, и на речном дне виден каждый камушек. После воссоединения единый водный поток так и течёт – справа чистая вода, а слева мутная. Только после Лесосибирска байкальская и енисейская вода начинают смешиваться, а граница между ними размываться. Дальше уже различий нет, а разлившийся во всю свою необъятную ширь Енисей несёт могучие воды на далёкий Север.
Где поплавать в Ангаре зимой
После активного вмешательства в фантазию природы рук человеческих выразившегося в виде строительства Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС река Ангара ниже этих ГЭС не замерзает, потому как прогретые за летний период воды в водохранилищах не успевают на этих участках остыть, да с ГСЭ присутствует приток тепловой энергии от технологического оборудования.
Исток реки так же не замерзает, несмотря на то, что сам Байкал затягивает льдом. Просто в Ангару воду втекает не с самой поверхности озера, а с некоторой глубины, где температура воды конечно выше 0°С, плюс быстрое течение. Видимо поэтому, сюда на зимовку прилетают водоплавающие птицы, т.е. для кого-то юг находится на Ангаре.
Птичья зимняя дача на Ангаре
Вообще в северной Азии это единственная постоянная птичья зимовка. Здесь зимуют в основном:
- черно-белые гоголи,
- длинноносые,
- обычные крохали,
- морянки.
На самом деле птиц на истоке Ангары не так уж и много — к началу декабря собирается 1200 — 1500 птиц, к концу месяца — не менее 2000.
До 1956 года, т.е. до строительства водохранилища Иркутской ГЭС, птиц было в несколько раз больше.
Специалисты до сих пор не пришли к единому и уверенному мнению по вопросу возникновения Ангары. Согласно научным исследованиям река появилась сравнительно недавно, по крайне мере по геологическим меркам. Считается, что до образования Ангары, сток из Байкала шел по иному пути. Некоторые исследователи сообщают, что исток Ангары был образован примерно 15-20 тысяч лет назад, хотя другие специалисты называют более поздний возраст. Куча неопределенности короче. Обратили внимание на фразу «исток Ангары», т.е. исток образовался как-то сам, а река еще потом отдельно себе путь искала.
Считается также, что Ангара была образована из-з землетрясения, разрушившего земную кору в регионе Приморского хребта. Другие придерживаются версии, что это Байкал поднялся — надо ж было воде куда-то литься. Интересной является гипотеза существования в древности на месте речного русла других рек. К примеру, такими реками могли быть: древняя Селенга, Баргузин или Верхняя Ангара. Селенгу называют наиболее подходящим вариантом в этой гипотезе.
Согласно старинной сибирской легенде, Ангара бежала от сурового отца Байкала в сторону Енисея. Шаман-камень был брошен Байкалом, чтобы непослушная дочь остановилась. Этот камень сегодня находится в самом центре истока Ангары, рядом с поселком Листвянка.
Судоходство на Ангаре
Река Ангара судоходна в летние месяцы. Единого водного пути от Байкала до Енисея нет. Всего существует 4 изолированных друг от друга участка.
- Первый участок от Иркутска до Байкала по Иркутскому водохранилищу.
- Второй участок от Иркутска до Братской ГЭС. Он самый длинный и равен 610 км.
- Третий участок – воды Усть-Илимского водохранилища от Братска до Усть-Илимска. Его длина составляет 290 км.
- И последний участок тянется от реки Енисей до Богучанских порогов. Его длина составляет 440 км.
Таким образом, от Иркутска до Красноярска по воде не проплывёшь.
Река Ангара занимает особое место в искусстве, его можно встретить в сказках Василия Стародумова и в романе Валентина Распутина. Сегодня к реке Ангара приезжает большое количество туристов, чтобы увидеть его природные достопримечательности, а также послушать легенды и рассказы, связанные с ним. В её окрестностях часто можно встретить компанию местных жителей, собравшихся на пикник.
Источник
Судоходство в бассейне Ангары // Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области
Вы здесь
Оглавление
- 1. Судоходство до строительства ГЭС
- 2. Судоходство после строительства ГЭС
- 3. Судоходство на притоках Ангары
- 3.1. Иркут
- 3.2. Китой
- 3.3. Белая
- 3.4. Ока
- 3.5. Уда и Бирюса
Ангара отличается очень высокой стабильностью водного стока, мало подверженного сезонным колебаниям. Она является источником дешевой электроэнергии и используется для судоходства. Ее общая протяженность 1779 км, в том числе в пределах Иркутской области — 1107 км.
Освоение бассейна. Ангара как водная магистраль сыграла важную роль в заселении территории современной Иркутской области и всей Восточной Сибири, открыла доступ к богатейшим природным ресурсам Приангарья. Первые русские переселенцы с удивлением обнаружили в бассейне реки, кроме необъятной тайги с большим количеством пушного зверя и строевого леса, много пригодных для хлебопашества участков земли и прекрасных лугов для развитая животноводства.
От Ангары был проложен путь к другой великой сибирской реке – Лене. Здесь же основали первые остроги Приангарья — Илимский и Братский. В бассейне реки активно развивалось земледелие, осваивалась знаменитая илимская пашня. В среднем Приангарье построили два железоделательных завода — Николаевский и Лучихинский. Выше по течению работал Усольский солеваренный завод. На берегу Ангары, недалеко от Байкала, был основан Иркутск, ставший крупным торговым, административным и культурным центром Восточной Сибири.
На первых этапах освоения территории река являлась единственным надежным путем, связывающим Приангарье с западными районами страны. При этом Ангара рассматривалась не только как транзитный путь между Обь-Енисейским и Байкальским бассейнами, но и как самостоятельная водная магистраль, открывающая доступ к природным богатствам Приангарья.
Регулярное судоходство по Ангаре началось в XVII в. От Байкала до Братского острога оно не представляло особых трудностей. А вот от Братска до устья р. Илима встречались очень сложные порожистые участки. Самыми крупными и известными порогами были Падунский (в районе Братского острога), Пьяный и Шаманский. Далее (от устья Илима до впадения в Енисей) река вновь была доступна для широкого судоходства.
Первый пароход появился на Ангаре в 1844 г., а первая пароходная компания была создана купцом Коковкиным в 1871 г. На начальных этапах пароходы ходили только от Иркутска до Заярска (554 км), плавание туда и обратно занимало 12 суток.
В конце XIX в. для плавания по Ангаре был заказан большой пароход в Англии. Его доставляли по Северному морскому пути, затем по Енисею и нижнему течению Ангары. Падунский порог он пройти не смог. Пришлось специально строить рельсовый путь вдоль берега длиной около 3 км, чтобы перевезти пароход по суше, а затем вновь спустить его в реку, но уже выше по течению. Этот пароход имел название «Малыгин», после революции его переименовали в «Лейтенант Шмидт». Он курсировал по Ангаре до 1957 г.
Бассейн реки активно использовался в конце XIX в. при строительстве Транссибирской магистрали. По левым притокам Ангары к месту прокладки железнодорожного полотна на судах подвозили строительные материалы и рельсы.
Для облегчения судоходства в 1888 г. у Падунского и Шаманского порогов были установлены специальные приспособления (туера), тросы которых поднимали баржи с грузом, помогая пароходам успешно преодолевать опасные и порожистые труднопроходимые участки.
Протяженность судоходных водных путей на р. Ангаре
Пристань, остановочный пункт
Расстояние от Иркутска, км
Для судоходных целей использовались и некоторые притоки Ангары. Например, по Иркуту и Китою судоходство осуществлялось на протяжении 40 км, по Оке — почти на 400, по Илиму — на 200, а по Бирюсе — на протяжении 670 км вверх по течению. Кроме того, почта по всем крупным притокам, как правым (Большая Речка, Ушаковка, Куда, Ида, Оса, Илим и Ката), так и левым (Иркут, Китой, Белая, Ока, Уда и Бирюса), сплавляли лес, а на Иде, Осе и Уде были построены водяные мельницы. На всех реках бассейна широкое развитие получило рыболовство.
В те годы наиболее крупными пристанями на Ангаре были Иркутск, Усолье, Балаганск, Заярск, Николаевский Завод, Громы, Братск, Усть-Кежма, Рыбинское. Здесь курсировали частные и казенные пароходы.
В советский период в Ангаро-Байкальском бассейне создали Восточно-Сибирское речное пароходство. Его суда участвовали в строительстве железной дороги Тайшет—Лена, новых городов Ангарска и Свирска, Иркутской гидроэлектростанции. Во время сооружения ангарских ГЭС речной транспорт вывез из зоны затопления десятки миллионов кубометров древесины.
В 1960-х гг. было собрано первое скоростное судно на подводных крыльях «Ракета», созданы ремонтно-отстойные пункты Иркутского и Усольского ремонтно-эксплуатационных участков, построен грузовой район Иркутского порта. Появились Свирск и Братск, были вынесены из зоны затопления Братской ГЭС старинные села Усть-Уда и Балаганск.
Речной транспорт активно участвовал в строительстве Усть-Илимской ГЭС, особенно в начальный период, когда железная дорога Хребтовая — Усть-Илимск еще только прокладывалась. Для этих целей в составе Братскгэссстроя был сформирован специальный флот. Именно по Ангаре к островам Лосята (месту будущей плотины ГЭС) доставлялись первые крупногабаритные грузы, оборудование, строительные материалы, техника, станки, инвентарь, продукты.
В 1970-1980-е гг. началось транспортное освоение Усть-Илимского водохранилища. В этот же период речной флот был задействован на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Кроме того, речники бассейна осуществляли крупномасштабные перевозки леса для Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, Братского и Усть-Илимского лесопромышленных комплексов. В те годы пассажирский флот пополнился скоростными теплоходами «Метеор», «Восход», «3аря», «Баргузин».
С началом реформ Восточно-Сибирское речное пароходство столкнулось с экономическими трудностями. Однако работники водных магистралей по-прежнему верны своей профессии. Ныне ВСРП перевозит за навигацию более 2 млн т грузов и около 150 тыс. пассажиров.
Судоходство до строительства ГЭС
До строительства Ангарского каскада ГЭС река по своим судоходным условиям и объему грузооборота делилась на три участка.
Первый участок (от истока до старого Братска) имел протяженность 683 км, падение 141 м, средний уклон 0,02 %0. На всем участке осуществлялось нормальное судоходство. По интенсивности движения он делился на четыре отрезка: Байкал — Иркутск (71 км), Иркутск — Макарьево (144), Макарьево —Усть-Уда (176) и Усть-Уда — Братск (292 км). Основной грузопоток шел вниз по Ангаре до Заярска. Состоял он из грузов, следующих в Якутию и районы севера. Вверх по реке, от Макарьева до Иркутска, доставляли черемховский каменный уголь. Навигация продолжалась 9 мес., но после образования Братского водохранилища здесь создались озерные условия плавания, ледяной покров из-за отсутствия течения стал устанавливаться раньше, навигационный период сократился.
Второй участок (от старого Братска до устья Илима) был бурным, порожистым (пять порогов), труднодоступным для судоходства. Только опытные лоцманы могли успешно преодолевать его. Протяженность участка — 289 км, падение — 93 м, уклон — 0,03 %о.
Т р е т и й участок (от устья Илима до впадения в Енисей) благоприятен для судоходства. Протяженность его — более 816 км, падение реки — 144 м, средний уклон — 0,02 %0. После упразднения Иркутской губернии и изменения административно-территориальных границ, в пределах современной Иркутской области осталась только часть (135 км) этого водного участка.
До строительства Ангарского каскада ГЭС навигационный период для отдельных участков Ангары колебался в пределах 203-278 сут. В исключительно морозные годы он сокращался до 184 сут. Гарантированные глубины везде поддерживались летними и зимними дноуглубительными работами, производимыми с помощью землечерпальных машин. Для обеспечения нормального судоходства в ночное время фарватер был оборудован специальными маяками.
Судоходство после строительства ГЭС
Гидротехническое строительство оказало существенное влияние на развитие речного транспорта в бассейне. Из-за значительного перепада высот и технических сложностей, а также в связи с необходимостью снижения стоимости строительства гидроузлов, судопропускные устройства в плотинах не были предусмотрены. Поэтому после сооружения каскада ГЭС сквозное судоходство на Ангаре прервалось.
Тем не менее идея организации непрерывного движения по всей Ангаре широко обсуждалась в научных кругах и среди специалистов, в том числе на конференциях по изучению и развитию производительных сил Иркутской области. Ученые и практики предлагали соорудить в действующих плотинах Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС специальные шлюзы, что позволило бы создать единый Сибирский водный путь, необходимость которого обосновывалась еще в начале XX в. Ведь Ангара представляла собой часть единой речной магистрали Сибири, дающей выход в Карское море и связывающей бассейны Байкала и Енисея. Это значительно подняло бы роль водного транспорта в общих грузоперевозках Иркутской области, Красноярского края, Бурятии, Якутии и Монголии.
В частности, в итоговых материалах Конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири, состоявшейся в Иркутске в августе 1958 г., было рекомендовано «решить проблему создания сквозного водного пути Селенга — Байкал —Ангара —Енисей со строительством судопропускных устройств в составе Иркутского и Братского гидроузлов. ».
После образования Иркутского водохранилища и подъема уровня воды в Байкале на 1 м обсуждалась идея создания на первом этапе судоходного шлюза или наклонного судоподъемника только через одну Иркутскую ГЭС. Это соединило бы Братское водохранилище с Иркутским, открыло бы доступ для транспортных судов со средней Ангары в водную систему Байкала и его судоходных притоков, создало бы более благоприятные условия для товарообмена между промышленными районами Иркутской области, Бурятии и Монголии.
В те годы планировалось, что после сооружения наклонного судоподъемника в районе Иркутской ГЭС грузоперевозки в створе плотины к 1965 г. увеличатся до 6 млн т, к 1975 г. — до 8 млн, а в 1985 г. достигнут 15 млн т.
Высказывались и противоположные мнения. Так, в начале 1960-х гг. Институт комплексных проблем транспорта при Госплане СССР выступил против строительства судопропускных устройств на гидроузлах. Представленные институтом расчеты показывали экономическую самодостаточность изолированных друг от друга бассейнов: Братск — Иркутск, Иркутск — Байкал, Усть-Илимск — Братск, Усть-Илимск — Богучаны.
Судоходство на притоках Ангары
Транспортировка грузов традиционно осуществлялась и на притоках Ангары: Иркуте, Китое, Белой, Оке, Уде, Бирюсе и др. Однако эти реки не имели важного значения в грузоперевозках бассейна. Использовалась лишь их небольшая по протяженности равнинная часть, в основном для мелкосидящих судов и для молевого сплава леса.
Таблица 32.6 Протяженность судоходных водных путей на р. Белая
Источник