Карта Кавказского заповедника: КПП, кордоны, маршруты
С помощью этих карт можно научиться ориентироваться в направлениях и маршрутах Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Файлы размещены по мере увеличения детализации.
Карты
Общая карта (чтобы увеличить, откройте в новой вкладке) Карта Кавказского заповедника | границы КГПБЗ
Ещё одна обзорная карта
Далее отдельная карта Лагонакского нагорья (чтобы увеличить — откройте в новой вкладке)
Ниже — самая подробная карта границ Кавказского заповедника
Официальные туристические маршруты заповедника
- №8 Через перевал Аишха к Черному морю
- №8а Урочище Медвежьи ворота – Бзерпинский карниз — Лагерь Холодный
- №9 Урочище Энгельмановы поляны–оз.Кардывач
- №11 Река Большая Аджара – Энгельмановы Поляны
- №12 Урочище Имеретинка
- №13 К Ачипсинским водопадам
- №14 По долине реки Ачипсе
- №15 Красная Поляна-Медовеевка
- №23 «Зимний Абадзеш»
- №24 На Бзерпинский карниз (зимний)
- №30А Через горы к Черному морю, через приют Фишт
- №30Б К морю, через приют Фишт
- №30В К приюту Фишт через озеро Псенодах
- №30Г КПП «Узуруб» – приют Фишт – КПП «река Белая
Протяженность и длительность маршрутов
Реальные даты открытия маршрутов могут изменяться, уточняйте в администрации заповедника.
Маршрут | Протяженность (всего) | Длительность (сут.) | Открыто |
---|---|---|---|
№8 Через перевал Аишха к Черному морю | 53 км | 4-6 | — |
№8а Урочище Медвежьи ворота – Бзерпинский карниз — Лагерь Холодный | 24 км | 1-4 | 1 июня — 30 октября |
№9 Урочище Энгельмановы поляны–оз.Кардывач | 38 км | 3-5 | 1 июня — 15 октября |
№11 Река Большая Аджара – Энгельмановы Поляны | 42,5 км | 3-5 | 1 июня — 30 октября |
№12 Урочище Имеретинка | 15 км | 2-5 | 15 мая — 15 сентября |
№13 К Ачипсинским водопадам | 16 км | 1-3 | 10 мая — 30 октября |
№14 По долине реки Ачипсе | 12 км | 1 | 15 марта — 15 ноября |
№15 Красная Поляна-Медовеевка | 12 км | 1 | 15 марта — 15 ноября |
№23 «Зимний Абадзеш» | 15 км | 1 | 15 декабря — 15 апреля |
№24 На Бзерпинский карниз (зимний) | 8 км | 1-3 | 15 ноября — 15 мая |
№30А Через горы к Черному морю, через приют Фишт | 50 км | 3-5 | 1 мая — 31 октября |
№30Б К морю, через приют Фишт | 52 км | 3-5 | 1 мая — 31 октября |
№30В К приюту Фишт через озеро Псенодах | 48 км | 4 | 1 мая — 31 октября |
№30Г КПП «Узуруб» – приют Фишт – КПП «река Белая | 48 км | 4 | 1 мая — 15 сентября |
КПП, Кордон | Координаты | от Краснодара |
---|---|---|
КПП «Лаго-Наки» | 44.076038, 40.011923 | 210 км |
к. Гузерипль | 44.002026, 40.139398 | 210 км |
к. Бабук-Аул | 43.87279, 39.81048 | 320 км |
к. Лаура | 43.699167, 40.266111 | 370 км |
к. Пслух | 43.660833, 40.395278 | 380 км |
к. Умпырь | 43.797500, 40.641667 | нет данных |
к. Черноречье | 43.935556, 40.684167 | 270 км |
к. Третья рота | 43.884167, 40.717778 | 280 км |
к. Закан | 43.701944, 40.782500 | 310 км |
к. Карапырь | 43.674444, 40.834722 | 310 км |
Регистрация группы в МЧС
Перед выходом на территорию Заповедника необходимо зарегистрироваться в МЧС России
- г. Сочи, ул. Пластунская, 151А, тел. 8-862-268-02-02; 268-03-03;
- г. Сочи, Лазаревский район, ул. Павлова, д. 1А, тел. 8-862-270-48-00;
- г. Сочи, п. Красная Поляна, ул. Защитников Кавказа, д. 77/3, тел. 8-862-243-74-22; 243-70-77;
- Псебайский филиал, п. Псебай, ул. Первомайская, д.114, тел. 8-86192-6-01-86; 8-918-041-79-97;
- Адыгейский ПСО, г. Майкоп, пер. Глухой, д.3; тел. 8-928-239-05-80; 8-8772-52-32-01;
- Адыгейская ПСО Лаго-Наки; тел. 8-928-462-05-45
Источник
О некоторых маршрутах в Кавказском заповеднике.
Во второй половине июля-месяца этого года мне довелось сходить почти подряд
два похода в Кавказском государственном природном заповеднике (КГБЗ),
по разрешённым для посещения маршрутам.
Решил поделиться тут некоторыми наблюдениями и впечатлениями.
В принципе, это довольно посещаемые маршруты, и, казалось бы,
информации о них довольно много в интернете,
в том числе и на официальном сайте КГБЗ.
Тем не менее был удивлён немалому количеству вопросов,
возникавших по этой теме при личном общении с любителями путешествий,
и даже имевших место во время самих этих походов.
Так, в первом походном мероприятии —
по маршруту № 8 «Через перевал Аишха к Чёрному морю» —
в районе Пслухского мин.источника повстречались двое туристов,
озадачивших меня таким вопросом:
«Далеко ли до кордона, и как его обойти?»
Наверно, имелся ввиду ближайший кордон Пслух.
«А пропуск в заповедник у вас есть?» — «Нет».
Ребята!
Следовало бы хоть чуть-чуть «подковаться» перед походом,
в плане сведений об особенностях конкретных маршрутов в заповеднике,
в том числе и о порядке получения пропуска.
Вариантов тут много.
Можно это сделать через интернет,
а можно и непосредственно в пунктах выдачи пропусков.
Например, в Красной Поляне — где начинаются некоторые разрешённые маршруты.
Лично я так и сделал в первом июльском походе.
Раньше, как, впрочем, и сейчас тоже,
пропуска выдавали на вольерном комплексе на кордоне Лаура.
Если подъезжать на машине, то это большого значения не имеет,
где именно поучать пропуск.
Но я добирался один и на общественном транспорте,
который до Лауры не доходит.
Делать же туда лишний «крюк» не совсем с руки.
Как оказалось, и непосредственно в Красной Поляне есть
партнёрские точки продаж билетов в Кавказский заповедник —
об этом я узнал опять же в интернете, и потом уточнил по телефону.
Одна такая точка находится в тур.центре «Династия»,
что на самой центральной улице посёлка (Защитников Кавказа,76/7).
Там я и решил оперативно вопрос, безо всяких лишних «крюков».
Не знаю, как ныне, но раньше билеты для посещения заповедника
(то есть по сути пропуск) печатались в типографии,
и имели довольно неплохое оформление, с виньетками и логотипом.
Например, вот такой образец из тех времён, когда тариф был 150 руб./день:
Однако сейчас мне выдали нечто напоминающее чек,
что печатают на портативных аппаратах кассиры в электричках.
Я даже было усомнился в легитимности такого «документа».
Но меня заверили, что сомнения напрасны, и при проверке всё будет нормально:
Ладно, поверим.
В нынешнее время тариф составляет 300 руб./день,
и 5 дней мне было достаточно для выполнения своих намерений.
Вообще, 1500 руб. — не копейки, конечно,
но и не такая уж запредельная сумма, чтобы скупердяйничать, и,
пытаясь сэкономить, обходить кордоны и прятаться от инспекторов.
В этой же «партнёрской точке» я выписал также подобный чек-пропуск
на 1 день для посещения «Кругозора Аишха» — это вроде бы на территории
Национального парка, анклав которого надо проходить на пути
в собственно КГБЗ; тут тариф поменьше — 100 руб./день.
Хотя маршрут № 8 называется «Через перевал Аишха к Чёрному морю»,
но я намеревался двигаться в обратном направлении —
проблем никаких.
Я по данному маршруту ходил неоднократно, предыдущий раз — в 2012 году.
Ранее это было в составе групп, и мы тогда подъезжали,
нанимая до конца дороги транспорт соответствующей проходимости.
Но сейчас мне одному дороговато получается УАЗик нанимать,
поэтому пошёл пешком — заодно ознакомлюсь по пути с достопримечательностями,
мимо которых обычно проносились «с ветерком».
Примерно в 1,70 км к востоку от конечной остановки автобусов № 105,135
(здесь же нижняя станция канатной дороги «Роза Долина») —
асфальтированное шоссе заканчивается.
Сразу за этим местом начинается подразбитая грунтовка и находится КПП.
Это не пикет Нац.парка, дежурят работники некоего ЧОП,
и документы и пропуск они не проверяли.
Хотя могут вообще перекрывать проход/проезд далее по дороге выше по долине,
если там, скажем, ведутся дорожные работы или имеет место лавинная опасность (зимой).
Лавины на последующем участке дороги сходят регулярно,
здесь устроены лавинозащитные галереи, типа как на Транскаме — по сути, туннели.
На автомобиле их проскакиваешь быстро, сейчас мне идти тут надо подольше,
и по пути сделал любопытное наблюдение.
«Свет в конце туннеля»:
После вхождения в галерею через некоторое время пискнула включённая «джипиэска» —
потерян сигнал со спутников, что естественно.
На фото видно, что до выхода из галереи с её свода подсвечивает какое-то яркое пятно.
Подхожу туда.
Оказывается, это сквозной колодец, может быть — вентиляционное отверстие,
перекрытое решёткой. Видно небо.
Диаметр этого отверстия — примерно 2,5 — 3 метра.
Навигатор я не выключал, и под отверстием даже такого диаметра моментально
«поймались» спутники, ещё и с неплохой точностью позиция определилась: ± 6 м.
А через несколько метров в сторону сигнал опять пропал.
Недалеко от восточного края восточной галереи дорога переходит мост через р.Мзымта,
немногим выше устья правого притока реки Пслух.
Сразу за мостом, на правой стороне — погран.КПП.
Тут уже всё серьёзно — проверяют паспорт, фиксируют в журнале.
Хотя тут ещё не 5-км зона: до ближайшей точки границы РФ расстояние напрямую более 9 км.
Однако пограничники требуют предъявить погран.пропуск, спросив о намечаемом маршруте.
Если идёшь на озеро Кардывач или далее по маршруту № 11, то погран.пропуск нужен.
Но в моём случае, на маршруте № 8 — погран.пропуск не нужен.
Для россиян достаточно иметь при себе паспорт гражд.РФ.
Однако для уточнения маршрута пограничники могут проверить и пропуск в заповедник.
Минеральный источник («Пслухский нарзан») недалеко от погран.КПП, за поворотом дороги —
водичка холодная, слегка газированная, с моей точки зрения — вкус приятный,
и местная минералка лично на мой ЖКТ тоже действует благотворно.
Но это — кому как .
Грунтовая дорога далее идёт вверх по притоку Мзымты — реке Пслух.
Это уже территория Сочинского нац.парка.
Теоретически его работники могут потребовать пропуск для пребывания здесь.
А у меня он есть.
Но работники так и не встретились.
Через несколько километров выше по долине, близ слияния реки Пслух и
левого притока (р.Пслушёнок) находится кордон Пслух (КГБЗ).
Судя по схеме, кордон заповедника расположен на территории нац.парка ?
Об этом косвенно свидетельствует и плакат около дороги:
Грозный плакат, конечно, но посыл неверный — маршрут в данный момент всё-таки открыт.
Рядом — шлагбаум с замком.
Для проезда нужен ключ — говорят, в ряде случаев его выдают временно вместе с пропуском.
Или же надо егеря с кордона звать, чтобы открыл.
Но пешком можно пройти и так:
Ещё несколькими километрами дальше, уже близ верхней границы леса,
есть ещё один шлагбаум (отметка по GPS — 1675 м), также с замком.
Вроде бы как дальше проезд с разрешением только от КГБЗ.
При мне проехали наверх несколько УАЗиков и один ГАЗ-66 с людьми —
ключик имелся, стало быть.
Для пешеходов верхний шлагбаум проходится также без проблем:
Немногим ниже этого шлагбаума находится развилка — отходит дорога к бывшему
скоплению балаганов — ныне это обиталище пастухов вроде бы ликвидировано.
Вблизи развилки, под вековыми пихтами, находится памятник, посвящённый событиям
Великой Отечественной войны, там много мемориальных табличек установлено;
рядом есть каптированный родник с трубой, пониже — стояночное место с кострищем.
А чуть выше последнего шлагбаума установлен у дороги ещё один памятник —
современная гранитная плита, в память бойцов 20-й горно-стрелковой дивизии и
33-го пограничного полка, погибших под лавиной.
Дата не указана, списка нет.
Как я понимаю, речь идёт о погибших 6.01.43 под снежным обвалом (так в документе)
32 военнослужащих 33-го мотострелкового полка ВВ НКВД,
5 военнослужащих горно-стрелкового отряда (номер отряда не указывается) и
3 военнослужащих 29-й горно-вьючной роты.
Всего 40 человек.
Памятник к месту, поскольку событие произошло как раз в районе перевала Аишха.
Однако впечатление портит ремарка — грубая грамматическая ошибка в тексте.
Ну как же так?
Это всё-таки памятник, эпитафия — слов вообще немного,
неужели нельзя было отредактировать и грамотно надпись сделать.
На самом перевале Аишха установлен недавно ещё один памятный знак —
«Перевал воинской славы».
В 2012 году, когда я был в предыдущий раз на перевале Аишха, этого знака не было:
С тех пор в районе перевала Аишха появились также ещё одна табличка,
посвящённая событиям Великой Отечественной войны —
её сфотографировать не удалось из-за сильной засветки солнцем,
и рядом — другая табличка, просто душевно выполненная:
Кто автор этих памятных знаков и кто устанавливал — сказать не могу.
Дорожная колея, о которой говорилось выше, до самого перевала Аишха не доходит —
заканчивается примерно у отметки 2070 м (по GPS); дальше идёт тропа.
В 2012 году подъезд УАЗиком до этой отметки обошёлся нам в 4000 руб.
Сейчас такая услуга стоит, по слухам, 7000 — 8000 руб., на ГАЗ-66 — дороже, конечно.
Если повезут транспортом КГБЗ, или «доверенные» лица — наверно, доставят наверх.
Но если что-то не «срастётся» — то доставят только до шлагбаума на 1675 м.
Это должно и стоить дешевле, и вообще следует тщательнее обговаривать —
а не то придётся ещё непланируемые 400 метров высоты дополнительно набирать.
Не смертельно, естественно, но попыхтеть придётся.
Вообще народу на этом маршруте довольно много встретилось, в том числе и детей.
За один день насчитал там (для статистики) 44 человек навстречу идущих,
и 23 ещё в том же направлении, что и я.
Причём, наверняка, это не полные данные.
Много это или мало?
Может быть, это только в тот день так оживлённо было.
Но отрадно, что и юное поколение по-прежнему к походной жизни приобщается:
До конца маршрут № 8 (то есть в сторону Псебая) я не прошёл —
только до верховьев реки Малая Лаба, как и намеревался:
высмотрел, что мне надо было — комета Неовайз, например, очень хорошо была видна —
и так же через Аишха в Красную Поляну вернулся.
В сроки согласно пропуска уложился, всё легитимно.
После короткого интервала довелось посетить другой район КГБЗ —
Имеретинские озёра, разрешённый для посещения маршрут № 12.
На этот раз в составе группы из 8 человек.
При этом организационную работу по пропускам полностью произвели по интернету:
и заявку подали, и оплатили, и получили по «электронке» и распечатали.
Но занимался этим не я, а более «подкованный» в данном отношении человек,
а я сам в подобной «магии» не шибко силён.
В принципе, сведущему человеку сделать это не составит особого труда.
От Курджиново мы также нанимали УАЗик-«таблетку»:
до кордона Закан довезли за 6000 руб. — Приемлемо.
Хотя, вроде бы, впоследствии варианты и подешевле проклюнулись.
От Закана пешком 10 — 12 км по благоустроенной тропе, её даже подкирковали.
Я на Имеретинке не был аж 26 лет — можно считать, что как в первый раз,
остальные действительно в первый раз.
Нагляделись в озёра синие — донельзя!
Большое Имеретинское озеро, с характерными островком и заливом округлой формы.
Оттенок воды в заливе и в самом озере разнится:
в заливе более синеватый, а в «основной ёмкости» — более голубоватый, как представляется.
В заливе есть свой скалистый островок,
а с запада к кромке воды прилегал большой плотный снежник (виден на фото),
от которого откалывались айсберги.
Вид на этот снежный «берег» вблизи:
От основного водоёма залив отделён уким проливом,
хотя на карте ГШ-«пятисотке» показаны сплошная перемычка и как бы 2 озера.
Но на самом деле пролив существует,
ширина водного пространства в проливе всего 19 метров (по замерам с помощью GPS).
Вина как раз эта водная перемычка, между зелёными мысками справа и слева:
По словам инспектора с кордона Закан, на конец июля по данному маршруту
прошло 400 человек.
Вполне возможно.
Когда мы спускались обратно в Закан (31 июля), только в этот день
навстречу поднимались около 50 человек.
Всё вроде хорошо, но ограничения есть и здесь — заповедник всё-таки.
Например, вблизи озера ночевать не разрешается,
и об этом напоминают свежеустановленные знаки:
В заповеднике существует маршрут № 11 —
это как бы продолжение маршрута № 9 (до оз.Кардывач), но ведёт далее через
верховья р.Цахвоа к устью реки Бол.Аджара, то есть в Дамхурц.
При желании его можно объединить с посещением Имеретинского цирка —
например, спуститься по Дамхурцу к Большой Лабе и зайти опять же через Закан.
И всё будет «чинно и легитимно»!
Но для хождений по маршрутам № 11 (9) уже вроде нужен погран.пропуск.
При посещении Имеретинских озёр погранпропуск для россиян не нужен.
Собственно говоря, те любители путешествий в горах, которые уже бывали
в описываемых местах, многое из вышесказанного и так знают.
Но для тех, кто впервые туда собирается, или после большого перерыва,
информация из даного обора может оказаться полезной.
По крайней мере, до конца сентября ходить по этим маршрутам вполне возможно.
Источник