Река чулышман перевал кату ярык

Перевал Кату-Ярык

Высота над уровнем м: 1200 м
Административный район: Улаганский
Туристический район: Долина Чулышмана
Перевал Кату-Ярык : Фотографии
3D : Перевал Кату-Ярык
Перевал Кату-Ярык на карте Алтая

Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю «На Балыкчу», то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и «плюшевыми» на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в

70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы). От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги

10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки «Кату-Ярык» или других баз. Расценки 2014 года: до первого подъема 2000 руб, до конца перевала — 3000 руб.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза «Советский Алтай»), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

В настоящее время становится популярным маршрут Чуйский тракт — Перевал Кату-Ярык — Южный берег Телецкого озера — Переправа на Северный берег Телецкого озера в Артыбаш и Иогач, поэтому посмотрите:

  • Катера на Телецком озере
  • Паром на Телецком озере

Перевал Кату-Ярык : Активные туры с посещением объекта:

    Авто/мото
  1. Джиптуры по топовым местам Алтая. (7 дней, 40000/60000 р., 3-16 чел.)
  2. Джип тур (лето) (8 дней, 104000 р., 5-15 чел.)
  3. Весь Алтай (12 дней, 74900/77700 р., 7-8 чел.)
  4. Золотое кольцо Алтая (4 дня, 12000/16000 р., 1-40 чел.)
  5. Кругосветка Алтай Энерджайзер (4 дня, 32500/34900 р., 2-8 чел.)
  6. Встреча с Алтаем (19 дней, 43500/48800 р., 1-10 чел.)
  7. Весь Алтай за 12 дней (комфорт) (12 дней, 92900/100000 р., 5-16 чел.)

Комбинированные

«Алтайский обзорный активный MAXI» (10 дней, 84000 р., 1-5 чел.)

Туры выходного дня

Перевал Кату-Ярык на выходные (3 дня, 14500 р., 1-10 чел.)

Источник

Долина Чулышман

Долина Чулышман — живописное и безумно красивое место, заслуживающее внимания не только российских путешественников. Посмотреть на это природное великолепие можно, посетив Алтайскую Республику, а точнее Улаганский район.

Своему названию эта природная достопримечательность обязана протекающей в долине глубокой и полноводной одноимённой реке. Её исток находится высоко в горах (2 200 метров над уровнем моря) в водах второго по величине озера республики — Джулукуль. Чулышман считается самым крупным притоком Телецкого озера. Река обеспечивает местных жителей большим запасом рыбы (в её водах обитают щука, налим, хариус, окунь, подкаменщик, сиг, таймень и другие виды) и постоянным развлечением в виде рафтинга.

Самым лучшим местом для сплава по этой горной реке считается участок в районе населённого пункта Язула. Правда, рафтинг здесь отнюдь не безопасный — пороги сложные, а скалы находятся от реки на очень близком расстоянии, что делает сплав довольно экстремальным занятием, подходящим далеко не каждому.

Долина реки Чулышман и перевал Кату-Ярык

Кату-Ярык (буквально переводится как твёрдая расщелина) — представляет собой горный проход в виде узкого серпантина, ведущий в долину Чулышман. Преодолеть его под силу не только путешественникам, но и транспорту с высокой проходимостью.

Автомобильная дорога появилась в этом месте не так уж давно, всего 30 лет назад. До этого времени местным жителям было несладко — приходилось постоянно спускаться по крутой конной тропе или добираться другим — водным маршрутом, который проходит через Телецкое озеро.

В скором времени появится и ещё один альтернативный путь — новый перевал, строительство которого ведётся с октября 2011-го года.

Водопады Чулышманской долины

В Чулышманской долине есть на что посмотреть. Когда-то через нее в Западную Монголию проходили маршруты кочевников. Про некоторые азиатские народы здесь напоминают многочисленные курганы. Один из комплексов, служивший захоронением вождей, так и называется «Пазырыкские курганы».

Наряду с этими рукотворными достопримечательностями долина может похвастаться и уникальными объектами, созданными самой природой.

Водопад Учар

Так, к примеру, в долине Чулышман находится самый крупный каскадный водопад во всей Сибири — Учар. Его высота — 160 метров. Правда, посмотреть на это поистине завораживающее зрелище удастся далеко не всем. Дело в том, что тропа, которая ведёт к водопаду, проходит через реки и ручьи. Самый благоприятный период для такого трекинга — вторая половина лета, когда водоёмы мельчают.

Водопад Куркуре

Ещё один водопад, на который стоит посмотреть, будучи в долине — Куркуре. Добраться до него намного проще чем до вышеупомянутого Учара: водопад находится всего в нескольких километрах от перевала, на противоположном берегу реки Чулышман. Конечно, своему собрату Учару Куркуре значительно уступает в размерах (высота водопада равняется 30 метрам). Но поверьте, увиденное всё равно стоит проделанного пути.

Водопад Карасу

По незнанию многие путешественники принимают водопад Карасу за Куркуре. Стоит отметить, что по сравнению с ним Карасу обладает совсем скромными размерами — высота водопада 12 метров. Карасу находится в легкодоступном месте (вблизи населённого пункта Чибит), но почему-то совершенно обделён вниманием туристов. Именно по этой причине его окрестности более чистые и отличаются отсутствием мусора.

Туристы, посещающие долину в конце весны — начале лета, могут заприметить водопад уже с Чуйского тракта.

Каменные грибы в Чулышманской долине

Ещё одна природная достопримечательность долины, которую часто можно увидеть на туристических снимках — каменные грибы (колонны, возвышающиеся над гористой местностью урочища Аккурум).

Своё название эти остатки скал получили благодаря форме, напоминающей гриб. Природные сооружения, достигающие порой 7-метровой высоты, создают просто мистическую картину, проникнутую сказочной атмосферой.

Но всему этому есть простое научное объяснение — горные породы в течение долгого времени вымывались под воздействием ветра и воды. Плотные и твёрдые породы обточились, более рыхлые — деформировались и разрушились.

Как добраться

Добраться до долины можно несколькими способами.

Первый — сесть на любое плавательное средство, которое переплавит вас через Телецкое озеро к реке Чулышман.

Второй — автомобильный путь (он же самый комфортный). Если вы едете из Барнаула, двигайтесь в сторону Чуйского тракта. Подъехав к населённому пункту Акташ, проезжайте его насквозь, в качестве ориентира будет уже различимое с дороги ущелье. По нему нужно двигаться в сторону Улаганского плато, появившаяся асфальтированная дорога приведёт в посёлок Балыктуюль. От него до перевала Кату-Ярык рукой подать. Один важный момент, спуск лучше совершать на машине с полным приводом и высоким клиренсом. В противном случае есть риск не подняться обратно.

Третий — на общественном транспорте: из Горно-Алтайска периодически ходит автобус в сторону села Улаган. В этом населённом пункте нужно будет пересесть на автобус, идущий в Балыктуюль. Там же находится и легендарный перевал.

Такси: этот вариант требует значительных финансовых затрат (при пользовании междугородним такси). Список служб, осуществляющих доставку в другой город, например из Барнаула — «Альфа», «Авторитет», «Алтай Трансфер» и другие местные службы.

Каньон Чулышмана на панораме Google

Источник

Кату-Ярык: один из самых красивых перевалов Горного Алтая

Улаганский тракт, ведущий на Кату-Ярык и далее через долину Чулышман на южный берег Телецкого озера — один из наиболее заслуживающих внимания съездов в сторону от Чуйского тракта. Преодолев около 100 километров непростого пути, вы получите незабываемые впечатления на долгие годы!

Совет:

  • Лучше всего на Кату-Ярык ехать в разгар лета или осенью, тогда и в пути ландшафты будут покрасочнее, и сам перевал будет выглядеть поярче.
  • Если вы путешествуете с детьми, очень хорошо подумайте, прежде чем отправиться на Кату-Ярык, дорога для них может оказаться очень тяжелой.
  • Улаганский район часто называют самым неспокойным на Горном Алтае в плане отношения коренного населения к туристам: здесь легко можно столкнуться с недружелюбием и даже агрессией, особенно со стороны нетрезвых жителей. Помните об этом и постарайтесь без лишней необходимости не идти на контакт.

Выезд в сторону Кату-Ярыка находится в селе Акташ. В зависимости от того, с какой стороны вы движетесь, встречаете один из этих знаков и поворачиваете в сторону.

Дорога сразу дает понять, что будет непросто.

Суровости ситуации добавляет речка Чибитка, бурлящая прямо у дороги.

Красные ворота

Красные ворота — это природная и в то же время рукотворная достопримечательность, памятник природы Республики Алтай.

Примерно через 15 километров пути после Акташа вы попадете в узкий участок дороги, прочно зажатый с боков отвесными скалами красного цвета, поднимающимися в высоту до 50-ти метров. Просто отличное место для фотосессии.

Когда-то давно здесь был лишь узкий проход, через который не могла проехать даже телега. Затем с помощью взрывных работ проход расчистили до ширины, подходящей для движения машин, а бурная речка Чибитка была забрана в трубу, через которую и прошла дорога.

Красный цвет скалам дает киноварь (ртутная руда). В зависимости от времени года и погоды скалы могут выглядеть по-разному. Нам повезло, и мы увидели действительно Красные ворота.

К сожалению, вид на скалы усиленно портится горе-туристами, оставляющими тут надписи в стиле «Здесь был Вася», однако одна давняя надпись считается местной достопримечательностью, и как мы решили, регулярно обновляется, иначе давно стерлась бы, с 1946-го то года!

Мертвое озеро

Почти сразу за Красными воротами, буквально через несколько километров, по левую сторону дороги мы встречаем первое из нескольких десятков Улаганских озер — озеро Чейбеккель, или Мертвое озеро, которое тянется вдоль дороги на несколько километров.

Свое название озеро получило из-за того, что в нем долгое время не водилась никакая рыба.

Каких только объяснений не было дано этому факту — от обитающих в нем злых духов до высокого содержания ртути в воде (что кстати не подтвердилось).

Действительность оказалась гораздо проще — рыба просто не могла подняться вверх по течению Чибитки из-за большого перепада высот, чтобы попасть в озеро, расположенное, ни много ни мало, на высоте 1949 метров над уровнем моря. Как только озеро отдали в аренду частному предпринимателю и рыбу туда запустили вручную, озеро сразу перестало быть мертвым, ибо рыба там прекрасно прижилась, обеспечивая теперь, по словам местных жителей, неплохую рыбалку.

А вот название Чейбеккель (Вытянутое озеро) вполне оправдано — его длина около 3 км. при ширине до 400 м. Глубина достигает 33 м. На озере, кстати, очень долго держится лед, его здесь можно увидеть еще в июне.

Пейзажи вдоль дороги довольно суровы и сильно отличаются от Чуйского тракта. По сути в начале июня здесь еще только ранняя весна — деревья практически голые, местами лежит снег, озера подо льдом. Ярких красок практически нет.

Очередное Улаганское озеро. На берегу видна турбаза.

Проехали мимо любопытного места, останавливаться не стали, и только после поездки я узнал, что это весьма знаменитая и популярная в народе турбаза «У Михалыча», а точнее застава с гостевыми домиками и очень оригинальной обстановкой — как на улице, так и внутри домиков. По словам побывавших здесь, напоминает ретро-музей советской эпохи.

Снова какое-то из Улаганских озер и, несмотря ни на что, отличный вид.

Озеро Узункель

Это озеро, расположенное перед Улаганским перевалом мне идентифицировать удалось. Озеро Узункель с одноименной турбазой на берегу.

Расположено на высоте около 2000 м, что делает его одним из самых высокогорных озер Горного Алтая, при этом оно еще и самое большое в бассейне реки Чибитки. Длина — около 2,5 км, ширина — около 600 м. Глубина достигает 28 м. В озеро, кстати, несколько лет назад запущена рыба, в нем можно рыбачить.

Перевал Улаган

Как пишут в интернете, перевал Улаган — это самый высокий перевал на Горном Алтае с асфальтовым покрытием, его высота — 2080 метров. Хотя если честно, мы тут асфальта особо не заметили, о чем можно судить и по фото.

На вершине перевала есть беседка, туалет. Но сувениры никто не продает и вообще тут довольно пустовато. Ну по крайней мере в начале июня.

Также здесь очень много лент, говорящих о том, что перевал, видимо, не просто священный, а очень священный.

Дорога до Улагана по-прежнему не блещет красками.

Улаган

На 51 км. Улаганского тракта заезжаем в село Улаган с населением около 3 тысяч человек.

В селе есть магазины, кафе, библиотека, дом культуры, аптека, больница, последние на пути в Чулышманскую долину заправки, работают все крупные сотовые операторы.

Достопримечательностью Улагана является музей «Пазырык», рассказывающий посетителям о древней пазырыкской культуре. К сожалению подлинных экспонатов здесь практически нет, только копии, подлинники найденных в этих местах предметов культуры увезены в крупные музеи страны.

Пазырыкские курганы

Чтобы попасть к Пазырыкским курганам, нужно после Улагана доехать до Балыктуюля, а там свернуть направо через речку. Курганы покажутся довольно быстро по правую сторону дороги.

Всего курганов пять. Ученые датируют их 5-4 веками до н.э. и относят к так называемой пазырыкской культуре скифов (железный век).

Диаметр курганов колеблется от 25 до 50 метров, над поверхностью земли они поднимаются на 2-4 метра, вглубь уходят до 7 метров. Человек на фоне этих курганов реально теряется, а растущие на дне курганов деревья смотрятся как цветы в горшках =)

Непонятно, откуда были собраны эти камни, видимо, со всей округи, которая в плане камней после этого сильно опустела =)

Большинство курганов были разграблены еще в древние времена, однако и современным исследователям удалось в них кое-что найти. Благодаря вечной мерзлоте, находки (мумифицированные тела, одежда, утварь, оружие и т.д.) очень хорошо сохранились и были отправлены в музеи Горно-Алтайска, Новосибирска, Санкт-Петербурга. В местном музее в селе Улаган хранятся лишь копии находок.

Незадолго до перевала останавливаемся и любуемся живописнейшими пейзажами в окрестностях небольшого, но очень красивого озера Уч-Кель.

Это одно из трех соседствующих озер (Уч-Кель переводится как «три озера»), часть второго можно увидеть за деревьями при сильном приближении, третье с дороги не видно.

Перевал Кату-Ярык

А вот и главная цель нашего стокилометрового пути — перевал Кату-Ярык — один из самых красивейших перевалов Горного Алтая. Перевод названия («Твердая расщелина») вполне оправдывает то, что мы здесь увидим.

Высота смотровой площадки Кату-Ярыка над уровнем моря — 1200 метров , от смотровой площадки до дна ущелья — метров 800. Видами, открывающимися с площадки, можно любоваться бесконечно — живописная долина реки Чулышман, тесно сжатая с двух сторон скалами , Чулышманское нагорье напротив, бурлящая река, 40-метровый водопад Кату-Ярык (Правая Карасу) и крошечные домики турбаз внизу.

Перевал, естественно, считается священным у коренных жителей, о чем здесь масса напоминаний.

На перевале и поблизости от него есть определенная инфраструктура, что-то вроде кафе, туалет, какие-то домики (возможно, тут торгуют сувенирами, а может быть, и живут). В начале июня все это пустовало.

А вот и знаменитая дорога с перевала в долину Чулышмана. По сути перевел и есть крутой спуск в долину по серпантину протяженностью 3,5 км и состоящему из 9-ти поворотов. При общей крутизне склона горы в 70° средний уклон дороги составляет 18°. Самый тяжелый отрезок для подъема — первый перегон снизу.

До 1989 года этой дороги не было, жители деревень внизу пользовались либо водным путем через Телецкое озеро, либо конной тропой. Дорога была построена по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В.Санаа за два года тремя бульдозеристами Ухановыми и сразу стала для местных сел своеобразной «Дорогой жизни», а туристам открыла доступ в практически нетронутые цивилизацией места.

Фотографии дороги из интернета

Дорога довольно сложная, особенно при подъеме. Внедорожники и машины с задним приводом чувствуют себя здесь нормально, передний привод может испытать серьезные проблемы, особенно на первом отрезке пути. В случае чего внизу у турбазы можно договориться с местными, они помогут подняться, вытянут на прицепе, но стоить это будет недешево (по разной информации от 1 до 3 тысяч р.) В общем, мы спускаться не стали, да и не планировали, ограничились пребыванием наверху, после чего отправились в обратный путь.

Источник

Читайте также:  Быстрые реки нижегородской области
Поделиться с друзьями
Байкал24