- На берегу какой реки стоит город Выкса
- Стали известны подробности строительства набережной в Шиморском
- Набережная будет представлять собой возвышенную площадку с тремя спусками к воде. На ней проложат пешеходные дорожки, установят лавочки, проведут озеленение. Фактически это будет полноценное общественное пространство и для жителей Шиморского.
- Набережная и причал в Шиморском: за чей счёт, зачем и как?
- На какой речке стоит Выкса?
На берегу какой реки стоит город Выкса
Ответ на кроссворд из 3 букв, на букву О:
Что значит слово ОКА в словарях:
- «Малолитражная» река
- «Микролитражный» приток Волги
- «Поилица» Калуги и Новгорода
- «Пони» в семействе ВАЗа
- «Река» о четырёх колёсах
- «СеАЗ11116»
- «река» на колёсах
- «самая русская река» (литер.)
- 2-цилиндровый «приток» «Жигулей»
- Авто «маде ин» Россия
- Авто волжского происхождения
- Авто российского производства
- Авто с берегов Волги
- Авто с берегов реки Волги
- Авто с волжскими корнями
- Авто с российскими корнями
- Авто, видевшее Волгу
- Авто, изготовленное на Волге
- Авто, имеющее отношение к Волге
- Авто, рождённое на Волге
- Авто-малышка
- Автомоб. российск. происхождения
- Автомоб., собранн. рос. мастерами
- Автомобиль и река в России с одноименным названием
- Автомобиль, тянущий только на приток «Волги»
- Автомобильная река
- В Волгу вливается
- В неё впадает Москва
- ВАЗ-1111
- ВАЗовская автомалышка
- ВАЗовская крошка
- ВАЗовская малышка
- ВАЗовская малютка
- Весьма близкое россиянам авто
- Водная артерия Калуги
- Водная артерия Рязани
- Водная дорога от Орла к Рязани
- Волга
- Впадает в Волгу
- Главная артерия Калуги и Рязани
- Главная артерия Новгорода
- Голубая артерия Новгорода
- Двухцилиндровый «приток» «Жигулей»
- Детище российского автопрома
- Жигулёвская автомалютка
- И авто, и река, и оба российские
- И река, и машина, и обе в России
- Каким автомобилем владеет «честный гаишник»
- Какой автомобиль в России угоняют реже всего
- Конкурент «Запорожца»
- Крошечный автомобиль
- Крупнейший правый приток Волги
- Куда впадает Москва
- Куда впадает река Жиздра
- Куда впадает река Клязьма
- Куда впадает река Мокша
- Куда впадает река Москва
- Легковушка
- Легковушка, сделанная руками российских работяг
- Маленькая легковушка
- Малолитражка
- Малолитражка из России
- Марка автомобиля
- Марка легковушки
- Марка отечественного автомобиля
- Марка отечественного холодильника
- Марка российского автомобиля
- Марка российского малолитражного легкового автомобиля
- Марка российского холодильника
- Машина имени реки
- Машина, тянущая на приток Волги
- Микролитражка
- Микролитражка «ВАЗ-1111»
- Микролитражка с конвейера ВАЗа
- Мини-авто с российской пропиской
- Миниавто
- Младшая сестра «Камаза»
- Младшая сестрица «Жигулей»
- Модель АвтоВАЗа
- Вопрос: На берегу какой реки стоит город Выкса — ответ: ОКА
- На берегу какой реки стоит город Горбатов
- На берегу какой реки стоит город Дзержинск Нижегородской области
- На какой реке город Алексин
- На какой реке город Белёв
- На какой реке город Касимов
- На какой реке город Павлово
- На какой реке город Пущино
- На какой реке город Таруса
- На какой реке город Чекалин
- На какой реке стоит Коломна
- На какой реке стоит Рязань
- На какой реке стоит Саянск
- На какой реке стоит город Белев
- На какой реке стоит город Навашино
- На какой реке стоит город Озеры
- На какой реке стоит город Павлово
- На какой реке стоит город Пущино
- На какой реке стоит город Саянск
- На какой реке стоит город Спасск-Рязанский
- На какой реке стоит город Чекалин
- На ней Орёл и Муром
- На ней Рязань стоит
- Наша легковушка
- Наша малолитражка
- Нероскошь, по словам Остапа Бендера, российского происхождения
- Она меньше Волги и как река, и как автомобиль
- Ответ России «Запорожцу»
- По-Паустовскому это «самая русская река»
- Пополняющая Волгу река
- Правый приток Волги
- Приток Ангары или Волги
- Продукт ВАЗа
- Река в Коломне
- Река в Рязани
- Река в Тарусе
- Река в городе Зима
- Река в граде Муроме
- Река на родине Есенина
- Река, на которой стоит Рязань
- Река, на которой стоят города: Орел, Калуга, Серпухов, Коломна, Рязань, Муром
- Река, текущая в Рязани
- Река, что в Калуге течёт
- Река-«малолитражка»
- Родная россиянам малолитражка
- Родное для волжан авто
- Российская малолитражка
- Русский автолилипут
- Рязанская река
- Самая маленькая отечественная легковушка
- Самая маленькая российская легковушка
- Самое маленькое авто России
- Самый маленький из «Жигулей»
- Течёт в Орле и Рязани
- Угра+Москва+Мокша+Клязьма
- Хорошо знакомое россиянам авто
- автомобиль из Серпухова
- автомобиль или река
- автомобиль-крошка
- брелок для Белаза (анекд.)
- куда впадает река Беспута
- куда впадает река Гусь
- куда впадает река Кишма
- куда впадает река Нара
- куда впадает река Проня
- куда впадает река Протва
- куда впадает река Теша
- куда впадает река Угра
- куда впадает река Упа
- машина от завода «СеАЗ»
- на какой реке стоит Выкса
- на какой реке стоит Калуга
- на какой реке стоит Кашира
- на какой реке стоит Муром
- приток и Ангары, и Волги
- река в Калуге
- русское подобие «Дэу-Матиза»
- самый крупный приток Волги
- холодильник с «речным» именем
На берегу какого водоема плачет васнецовская Аленушка
Источник
Стали известны подробности строительства набережной в Шиморском
Набережная, к которой в последующем будет присоединён причал, появится на берегу Оки в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» подпрограммы «Туризм». Её стоимость составляет 66,4 миллиона рублей. Это целевые средства, направленные на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры, входящих в туристические кластеры.
Правительство Нижегородской области определило создание нескольких туристических кластеров на территории региона, в перечень которых входит выксунский Шухов-парк. Масштабный проект реконструкции исторического центра Выксы на месте бывшего чугунолитейного цеха также включает в себя решение вопроса обеспечения доступности для туристов. Именно поэтому было принято решение о возобновлении круизного сообщения по реке Оке с возможностью фрахтования в Выксе.
– Шиморское было важной точкой в речной логистике. Здесь курсировали маломерные суда типа «Ракета» и катера «Восход», «Заря». И данные маршруты пользовались большой популярностью, – отметил Дмитрий Смирнов. – Кроме этого, место выбрано разработчиком проектно-сметной документации после получения данных об обследовании глубин, возможности проведения берегоукрепления, и логистических данных.
Набережная будет представлять собой возвышенную площадку с тремя спусками к воде. На ней проложат пешеходные дорожки, установят лавочки, проведут озеленение.
Предусмотрены объекты, позволяющие пользоваться пространством маломобильным гражданам.
Здесь же будет устроена площадка для стоянки автотранспорта с возможностью разворота больших туристических автобусов.
– Фактически это будет полноценное общественное пространство и для жителей Шиморского, – уточнил Дмитрий Смирнов.
Предусмотрена последующая пристыковка полноценного причала, который будет способен принимать суда разных типов, в том числе трёхпалубные теплоходы. По этому вопросу уже есть договорённости со специализированной компанией, готовой поставить причал.
– В 2019 году в период навигации Муром принял 45-50 теплоходов. Потенциально это те туристы, которые могли бы посетить Выксу. Круизные компании заинтересованы и готовы к сотрудничеству, и при реализации проекта в следующем году мы уже сможем принимать гостей, – обратил внимание директор бизнес-инкубатора на количество потенциальных туристов и возможность развития малого и среднего бизнеса.
Проект успешно прошёл государственную экспертизу. Но строительство возможно начать только в июне, чтобы не мешать нересту. Также предусмотрен ряд компенсационных мероприятий. Например, данный участок реки после завершения работ будет зарыблен молодью стерляди в количестве 3 000 и сазана – более 14 000 особей.
Набережная будет представлять собой возвышенную площадку с тремя спусками к воде. На ней проложат пешеходные дорожки, установят лавочки, проведут озеленение. Фактически это будет полноценное общественное пространство и для жителей Шиморского.
Дмитрий Смирнов, директор
Выксунского бизнес-инкубатора
Схемы предоставлены администрацией округа, фото автора
Источник
Набережная и причал в Шиморском: за чей счёт, зачем и как?
Брифинг, посвящённый обустройству набережной и причала на р. Ока в Шиморском, провёл 26 апреля директор Выксунского бизнес-инкубатора Дмитрий Смирнов. Он рассказал о реализации проекта и ответил на вопросы журналистов.
Набережная, к которой в последующем будет присоединен причал, появится в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» подпрограммы «Туризм». Стоимость объекта составляет 66,4 млн рублей.
Подчёркиваем,что это целевые средства, направленные на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры, входящих в туристические кластеры, доля муниципального бюджета здесь минимальна, в основном это федеральные средства. То есть вопрос «Лучше бы потратили на что-то другое» не стоит. Целевые средства либо выделяются на определенный проект, либо, если от него отказаться, средства получит другой подобный проект в другом городе.
Правительство Нижегородской области определило создание нескольких тур-кластеров в регионе. В них входит и выксунский Шухов-парк. Масштабный проект реконструкции исторического центра Выксы на месте бывшего чугуно-литейного цеха включает в себя и решение вопроса доступности для туристов. Именно поэтому было принято решение о возобновлении круизного сообщения по Оке с возможностью стоянки в Выксе.
Отметим, что запрос на речные круизы с остановкой в Выксе есть, туристы готовы ехать. Если кому-то кажется, что Выкса непривлекательна с точки зрения туризма, то это только кажется.
В 2018 году была принята пробная группа с теплохода по маршруту «Москва-Казань», со стоянкой в Досчатом. Тогда туристы и операторы отметили — у Выксы есть, что показать, но промышленный причал в Досчатом не вариант, да и фарватер не подходящий — теплоход долго не мог пришвартоваться и даже чуть не сел на мель.
Тем не менее, ведущие круизные операторы предоставили гарантийные письма о готовности сотрудничества в данном направлении при условии создания необходимой инфраструктуры. То есть запрос на Выксу, как уже отмечалось, остаётся актуальным. В Шиморском же пассажирское судоходство существовало исторически.
— Исторически п. Шиморское был важной точкой в речной логистике. Здесь курсировали маломерные суда типа «Ракета», катера «Восход» и «Заря». И данные маршруты пользовались большой популярностью, — говорит Дмитрий Смирнов.
Он отметил также, что место было выбрано на основании данных об обследовании глубин, возможности проведения берегоукрепления, в том числе на случай паводков, и логистики. Оно полностью соответствует требованиям судоходства.
Проект успешно прошел государственную экспертизу. Была учтена и экологическая составляющая, строительство можно начать только в июне, чтобы не помешать нересту рыбы. Также предусмотрен ряд компенсационных мероприятий, например, данный участок реки после завершения работ будет зарыблен молодью стерляди — 3 тыс, и сазана — более 14 тыс рыб.
Сама набережная будет представлять собой возвышенную площадку с тремя спусками к воде, пешеходными дорожками, лавочками и озеленением, инклюзивной составляющей. Будет обустроена парковка с возможностью разворота больших туристических автобусов.
Фактически это будет полноценное общественное пространство для жителей Шиморского, Выксы и её гостей.
Предусмотрена последующая пристыковка полноценного причала — пристани, которая сможет принимать суда разных типов, в том числе трехпалубных теплоходов. Уже есть договоренности с компанией из Санкт-Петербурга, специализирующейся как раз на таких причалах, она готова инвестировать собственные средства.
Заметим, что до пандемии турпоток в Выксу составлял примерно 60 тыс туристов в год. А прибавьте к этому возможности круизного туризма, например, с одного теплохода одновременно можно принять 150 гостей. А если теплоходов 45 и более?
— В 2019 году в период навигации Муром, например, принял 45-50 теплоходов на своем причале. Потенциально, это те туристы, которые могли бы посетить Выксу. Круизные компании заинтересованы и готовы к сотрудничеству, и при реализации проекта в следующем году мы уже сможем принимать гостей, — говорит директор бизнес-инкубатора Дмитрий Смирнов, обращая внимание на количество потенциальных туристов и возможность развития малого и среднего бизнеса.
Уверены, с созданием набережной и причала такие возможности у предпринимателей действительно появятся и расширятся. Было бы желание.
Источник
На какой речке стоит Выкса?
В середине мая этого года на площади Металлургов появились новые колодезные люки, которые призваны стать ещё одной достопримечательностью города. На одном из них упоминается указ Екатерины II о строительстве завода на реке Выксун (если совсем точно, то ВыксунЪ). И примерно в те же дни в СМИ прошла информация о городской акции по очистке прибрежной полосы речки Выксунки.
Так как же называется речка, давшая название нашему городу? И когда она поменяла не только название, но и род – с мужского на женский?
Как говорится, «Гугл вам в помощь». Наиболее популярный (но отнюдь не самый достоверный) справочник современности – «Википедия» – сообщает: «Недалеко от завода и поселений протекала небольшая река Выксунь (по другим источникам – река Выксунка), откуда произошло название села». Современные карты, начиная с Яндекс-карт и заканчивая картами Генштаба, впадающую в Верхний пруд речку называют Выксунка.
Но в указе чётко значится «ВыксунЪ». Ошибка?
Изучение 27 карт, изданных с 1778 года по настоящее время, мало проясняет ситуацию. Хотя на всех этих картах есть Выкса, только на шести из них указано название впадающей в Верхневыксунский пруд речки.
Чтобы разобраться в вопросе, отправимся почти на 500 лет назад в глубь истории. 8 марта 1564 года была написана Жалованная грамота царя Ивана Васильевича, всем нам известного как Иван Грозный, мордвину Ивашке Кильдяеву, где мы встречаем первое упоминание рек современного выксунского края: «…вверх по реке Железнице до реки Выксуна». Спустя 200 лет в документах баташевского периода речка так же называется Выксун. В договоре передачи в наём земель Никитой и Герасимом Гольцовыми Ивану и Андрею Баташевым (фото справа) от 22 ноября 1763 года читаем: «…в урочищах поречья Железницы вверху с левой стороны до речки Выксуна и от речки Выксуна до вершины с левой же стороны и от предписанной речки Выксуна до Пустого болота». Интересно, что в этом документе Выксун стал речкой, т.е. небольшой рекой. В те времена картография России делала первые шаги и карты российской глубинки были ещё очень неточные (если вообще были), поэтому при составлении документов авторы старались предельно подробно описать местность, чтобы не возникало никаких сомнений. И если было написано «река», значит она достаточно крупная и полноводная, а если «речка» – то о полноводности не может быть и речи. Разве что в паводок.
Ценно ли для нас это изменение «титула»? Несомненно. Ведь по одной из версий в происхождении названия Выкса нужно искать угро-финские корни. И в переводе оно означает «поток, течение». «Поток» и «течение» – это явно не о современной Выксунке. Так, может быть, о старинной?
С XVIII века термин «речка» по отношению к выксунским рекам стал господствующим. В указе Екатерины II и Берг-коллегии г. Мурома от 28 августа 1765 года написано: «…дозволение о построении заводчикам Андрею и Ивану Баташевым в Арзамасском уезде на населенной земле с дачей новокрещенной мордвы на речках Выксуне и Велетме». На плане местности для строительства выксунского завода (фото в заголовке) указана «речка Выксун» и «Поперечный Выксун». Из документов видно, что до конца XVIII века речка, несмотря на различные варианты написания, называлась Выксун. И Выксуна было два. Кстати, на карте генерального межевания Ардатовского уезда, составленной в 1778-1798 годах, речки обозначены как Большой и Малый Выксунъ.
Плавно переходим в XIX век. Начнём с картографии. Выкса отмечена на всех картах того периода, правда, в большинстве случаев как выксунский завод. Выкса есть даже на карте Российской империи 1812 года, составленной для Наполеона. Но название речки встречается только на картах Шуберта 1840 года, А.И. Менде 1850 года и на карте Нижегородской губернии, изданной Романовым и Туркиным в 1861 году. Кстати, последняя – «с дозволения военно-топографического депо», а значит, она должна быть предельно точной. На всех этих картах есть название речки «Выксунъ». На остальных речки, впадающие в Верхний Выксунский пруд, обозначены, но нет названий. Может быть потому, что даже речкой кто-то «свыше» решил протекающий ручеёк не называть? Так или иначе, но ни на «Геологической карте южной части Нижегородской губернии» 1875 года, ни на знаменитой карте Стрельбицкого 1872-1931 годов, ни на картах Рабоче-Крестьянской Красной Армии 1940-го и 1941 годов и многих других нет названий выксунских рек. А вот на карте Генерального штаба СССР, созданной по материалам съёмки 1942 года и обновлённой в 1982-м и 1983 годах, появляется Выксунка. Сейчас это название растиражировано и официально закреплено. Когда же оно появилось?
Так как карты нам помочь не смогли, обратимся к архивам. Один из старейших краеведов А.А. Лопатин пишет, что из старых документов, которые у него есть, «происхождение названия села Выкса коренным образом вытекает от речки Выкосы. И далее «Выкоса или Выксун Большой и Выксун Малый». То есть фактически автор упоминает сразу оба варианта названия речки: «Выкоса (Выкса)» и «Выксун». В книге П.П. Свиньина «Заводы, бывшие И.Р. Баташева, а ныне принадлежащие генерал-лейтенанту Д.Д. Шепелеву и его детям» читаем: «…построили в 1767 году на речке Выксе, несколько выше впадения ея в Железницу, Выксунский завод». Книга издана в 1826 году и основана на личных впечатлениях от посещения Выксы. Так как на выксунские заводы привлекались работники из разных губерний Российской империи, они приносили на новую родину свои традиции и свои диалекты. Поэтому вполне вероятно, что в то время в ходу были оба варианта названия.
После долгих поисков в «Списке населённых мест Нижегородской губернии по сведениям 1859 года» удалось найти следующее: «Выксунский завод при речках Выксунке и Железнице». Вот оно! Первое упоминание «Выксунка»! Интересно, что в это же время на картах был ещё Выксун. Такой вот своеобразный переходный период.
История знает много примеров смены названий. В советский период многие географические объекты их меняли, и в том числе не только по политическим причинам, а часто в соответствии с тем, как их называло местное население. Возможно, именно поэтому на картах и в документах окончательно исчез «Выксун» и появилась «Выксунка».
Александр Баикин. Выписка из договора предоставлена музеем истории ВМЗ, карта – из архива библиотеки «Отчий край»
Источник