Река сая карельский перешеек

Река сая карельский перешеек

На территории Тиверского городка находится камень с изображением креста в круге. Это не единственный камень такого рода. А.С. Казимирчак и А.Б. Громов попросили поделится информацией известного краеведа из поселка Куркийоки Игоря Петрова. Ниже публикуется любезно присланная им статья.

О камнях Карельского перешейка и Северного Приладожья.

Около 10-12 тысяч лет назад огромный ледник освободил северный берег Ладожского озера. После ледника осталось множество камней — валунов. Ледник оторвал эти камни от горных хребтов далеко на севере, обкатал их, выгладил и разложил на полях и равнинах Карельского перешейка.

Когда в эти места пришли люди, они не могли понять, откуда на ровном месте возник огромный валун. Часто эти валуны бывают причудливой формы и расцветки. Тогда у людей возникла вера, что эти камни имеют душу. Появилось поклонение камням. Им стали приносить жертвы. Сейчас такие камни принято называть жертвенными камнями.

Камням поклонялись первые обитатели этих мест — саамы. Камням поклонялись и сменившие их карелы. Вот, что пишет об этом в 1534 г. архиепископ новгородский Макарий:«Здесь мне сказывали, что деи в ваших местех многие христиане, с женами и с детми своими, заблудили от истинныя христианскиа православныя веры: о церкве деи Божий и о церковном правиле не брегут, к церквам к божественному пению не ходят и к вам деи, к отцом своим духовным, ко игуменом и попом, на покаянье не приходят, а молятца деи по скверным своим молбищом древесом и каменью, по действу диаволю».

У карел не было больших капищ. Обычно возле каждого маленького селения находился большой камень, который и становился священным для жителей этого селения. Часто этот камень трудно определить на местности, и судить о них мы можем только по сохранившимся рассказам.

О таких камнях пишут и священники и этнографы. Даже в 19 в. финский археолог и этнограф Т. Швиндт пишет:«В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений».

Одна группа жертвенных камней выделяется особо. Это жертвенные камни с выдолбленными на их поверхности ямками (чашками). В настоящее время на Карельском перешейке известно 26 таких камней. Большинство из них находятся в Саккола, Ряйсяля и на п-ове Суотниеми в окрестностях Приозерска.

Почти все — это валуны оставшиеся после Ледникового периода. Камни с чашечками имеют высоту от 30 до 270 см и большинство из них имеет плоскую или слабо выпуклую верхнюю поверхность. В среднем имеется 7 — 8 чашечек, но есть и камень с 24.

Их появление на Карельском перешейке связывают с переселенцами из Западной Финляндии. Известно огромное число таких камней в Эстонии, где, по видимому находится их родина. Там они появляются еще в 3-6 вв н. э. Затем, вместе с переселенцами , эти камни появляются в Финляндии.

Это происходит в 7-9 вв. А в 9-11 вв. эти камни появляются и на Карельском перешейке. Ограниченное их распространение, в основном неподалеку от Вуоксы, говорит о небольшом количестве таких переселенцев.

Появление чашечек на камнях эстонские этнографы объясняют следующим образом. Когда умирал человек, его сжигали, а пепел хоронили неподалеку от большого камня. На камне в память об этом человеке делали небольшое углубление. Раз в год, родственники этого человека собирались у этого камня. Они пили молоко и ели кашу, а в углубление клали зерна и капали молоко. Это была жертва в память их предка.

Еще одна интересная группа камней — камни с крестами. Появление крестов на камнях чаще всего относят к периоду борьбы с язычеством в 16 в. В вышеприведенной грамоте архиепископа Макария говориться:«И как нам священник Илиа с тою святою водою от нас к вам приедет, и вы б игумены, и священники, и диаконы, с нашим священником с Ильею и с теми нашими детми боярскими, часа того, по всем своим приходом всем православным христианом велели събиратись, купно всем им, единодушно и тщателно, по всем тем чюдцким и ижерским местом, в селех и в деревнях и в лесех, те скверные молбища, камение и древеса, везде разоряти и истребляти в конец и огнем жещи». Вероятно жертвенные камни было трудно уничтожить и Илья просто высекал на них кресты.

Известный финский археолог Пирьо Уийно упоминает о трех случаях, когда кресты высечены на камнях с чашечками. Это камень на п-ове Суотниеми неподалеку от Приозерска, камень возле Kaskaala Pienaution в Рауту и камень в Kaskaala Mietoisenaho в Рауту. Известно много случаев, когда кресты высечены на камнях без чашечек. Например это камень находящийся на Тиверском городище, или камень неподалеку от п. Терву в окрестностях п. Куркийоки. В этом случае с большой вероятностью можно говорить о том, что это тоже жертвенный камень.

Читайте также:  Сплавится по горной реке

Некоторые жертвенные камни особенно знамениты. Это, например,«конь-камень» на о. Коневец. Это огромный валун, по форме напоминающий голову коня. По преданию окрестные карелы ежегодно приносили на нем в жертву коня.

Часто камни причудливой формы использовали в качестве приметы, когда закапывали клад. В народных предания собранных Т. Швиндтом говориться о кладах спрятанных вблизи Алласкиви («Корыто-камень»), Сатулакиви («Седло-камень») и Аканкиви («Бабий камень»).

Часто приметные камни использовали для обозначения границы. Каждый карельский род имел свое клеймо. Обычно это была простая геометрическая фигура, которую было легко вырубить топором на дереве. Такой знак служил обозначением границы земельных владений. Но, в особо ответственных случаях, такое клеймо вырубалось на камне, как например в п. Лапинлахти, в окрестностях п. Куркийоки.

Приметные камни были использованы и для проведения государственных границ. Это знаменитый «Солнечный камень» неподалеку от п. Лосево. Этот камень упоминается в описании границы 1323 г. между шведским и новгородским государством:«От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей. Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее : Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море».

Вот что пишет об этом камне И. П. Шаскольский:«После р. Саи в договоре упоминается «Солнечный камень». Предполагается, что это огромный гранитный валун, находившийся вблизи северного берега р. Вуоксы, в полумиле к северу от мыса Нойсниеми; в этом месте Вуокса делает крутой поворот на север. В работах Итконена и Кяхенена опубликована фотография валуна; по сведениям Кяхенена, валун в 1930 гг. был переработан в стройматериалы. В XIV в. валун стоял на берегу Вуоксы, теперь русло реки отошло в сторону».

Граница 1323 г. и карельские погосты отошедшие к Швеции.

Из книги: И.П.Шаскольский, Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII — начало XIV вв.Петрозаводск, 1987.

. От реки Сестры на мох. Посреди мха гора. Далее до реки Саи. От Саи на Солнечный камень. От Солнечного камня на Красную Щель. От Красной Щели на озеро Лембо. Далее на мох Пехкей.

Далее на озеро Кангасярви. Далее на Пуронярви. Далее … Янтоярви. Далее Тожеярви. Далее Сергилакши. Далее Самосало. Далее Жити. Далее Кореломошки. Далее Колемакошки. Далее Патояки. Далее Каяно море.

7. «Камень-седло», вблизи которого спрятан монастырский клад.

Об использовании камней в качестве межевых знаков говориться и в документах межевой комиссии, которая проводила границу между шведским и русским государством в 1595 г.:«граница проводилась, начиная с морского острова Ретунсаари (о-в Котлин) до устья р. Сестры, а оттуда по этой реке вверх до ее истоков и по водным рубежам (р. Сайя и Вуокса) и по приметным рубежам (крупные валуны и вековые сосны), отмеченным особыми знаками (короны, кресты), вплоть до последнего приметного пункта Варпавуори».

Еще один знаменитый камень«Варашев камень»находится неподалеку от п. Салми и отмечал границу между Швецией и Россией 1617 г. На этом камне до наших дней сохранилась надпись и высеченный крест.

Можно еще упомянуть, что на камнях любили высекать надписи шведские викинги. Одну из таких надписей недавно нашел на маленьком о. Голодный, неподалеку от о. Валаам финский путешественник Юха Таскинен.

РУСЛАН СТОЙЧЕВ

+79788543956 +79781002819
используйте значки мессенджеров для бесплатной связи

Источник

Карельский перешеек

Каре́льский переше́ек — участок суши между Финским заливом и Ладожским озером. Южной границей Карельского перешейка считается река Нева, а северная граница проходит по линии Выборг — граница Ленинградской области и Карелии.

Географически, это территория примерно между 61°21’ и 59°46’ северной широты и 27°42’ и 31°08’ восточной долготы. С севера на юг протяжённость перешейка составляет 150—180 км, с запада на восток 55—110 км.

Высочайшая точка Карельского перешейка — гора Кивисюрья [1] , высота которой 203,7 м над уровнем моря [2] [3] (по данным начала XX века — 206 м [4] , по данным финских довоенных топографов — 205 м [5] , по данным Большой советской энциклопедии — 201 м [6] ), расположена неподалеку от посёлка Новожилово, в урочище Каменная гора [7] [8] .

Содержание

Природа Карельского перешейка

Рельеф

Карельский перешеек лежит на стыке Балтийского кристаллического щита и Русской равнины, граница между которыми проходит по линии Приморск—Приозерск. Это определяет неоднородность геологического строения перешейка и большое разнообразие ландшафтов. В северной части Карельский перешеек отличается выходом на поверхность древних горных пород: гранита, гнейса, диабаза, кристаллических сланцев.

Читайте также:  Переправа через горные реки организация

Здесь особенно заметны следы деятельности ледника. На отполированных скалах встречаются длинные штрихи и борозды, по которым можно судить о направлении движения ледника. О ледниковом периоде Карельский перешеек напоминает также обломками горных пород — валунами, рассеянными по всему району. Особенно много валунов в северной и центральной частях перешейка.

Большей частью Карельский перешеек представляет собой ряд холмов и гряд, вытянутых с северо-запада на юго-восток и разделенных ледниковыми долинами, как правило занятыми озёрами. Встречаются группы округлых холмов, называемых камовыми. Холмы эти, образовавшиеся в послеледниковый период, сложены из осадочных пород, накопившихся на дне древних ледниковых озёр.

Гидрография

Карельский перешеек отличается холмистым рельефом местности, близким залеганием к поверхности кристаллических пород, обилием глубоких впадин и котловин в сочетании с избыточной увлажненностью территории, что способствовало образованию множества озёр. На территории Карельского перешейка насчитывается около 700 озёр с общей акваторией 710 км². Озёра Карельского перешейка относятся к двум бассейнам — Ладожского озера и Финского залива. В Ладожское озеро впадает самая крупная река перешейка — Вуокса. В её системе расположены и наиболее крупные озера региона, а также множество крупных и средних озёр. Реки, стекающие в Финский залив, невелики, а озера по площади значительно уступают озёрам системы Вуоксы. Карельский перешеек отличается большим количеством озёр, своим возникновением обязанным леднику. Узкие, вытянутые озера, как правило, ориентированные с северо-запада на юго-восток, расположены в трещинах и разломах, существовавших ещё в доледниковый период. Ледник, при своем движении, углублял эти разломы, одновременно сглаживая края и дно. У этих озёр обычно высокие крутые берега и значительные глубины. Островов, за редким исключением, нет. У кромки таявшего ледника, там, где остались груды песка, гальки, гравия, валунов в виде вытянутых моренных холмов, образовались неглубокие озера сложных очертаний с множеством заливов, бухт и островов. Среди песчаных камовых холмов разбросаны озера, образовавшиеся в свое время из ледовых глыб, оставшихся после отступления ледника. Эти озера имеют округлую или овальную форму, высокие крутые берега и, как правило, значительные глубины.

Ложе озёр выложено илистыми отложениями. В мелководных озёрах илы часто торфянистого происхождения. Береговая линия большинства озёр образована песчаными отложениями редко с примесью гальки и камней. Почвы Карельского перешейка в основном супесчаные, среднеподзолистые и подзолисто-болотные, что обуславливает низкую минерализацию озерных вод. Характерной особенностью воды озёр перешейка является высокое содержание соединений железа. Для ряда озёр Карельского перешейка характерно накопление железа в донных осадках и связанное с этим рудообразование. Обилие болот обуславливает высокую степень гумификации воды озёр. Гуминовые соединения окрашивают озерную воду в буровато-жёлтый цвет. При уменьшении значения болот в питании озёр их гумификация снижается и вода приобретает голубоватый и нередко зеленоватый оттенок.

Флора и фауна

Большая часть территории Карельского перешейка занята лесом. В северо-западной и западной частях перешейка преобладает ель, на востоке и центральных районах — сосна. Широко распространены и мелколиственные породы — берёза, ольха, осина, составляющие примесь в хвойных насаждениях или образующие вторичные леса (реже — первичные); в прибрежной полосе Финского залива и некоторых других районах в составе лесов можно изредка встретить дикорастущие широколиственные деревья — преимущественно клён, липу и дуб, а также широколиственный кустарник — орешник (лещину обыкновенную). Ещё реже встречаются два вида вяза и ясень. Леса Карельского перешейка богаты разнообразными животными. Встречаются медведи, лисицы, рыси, хорьки, зайцы, белки, а в средней части — волки. В лесах встречаются рябчики, тетерева, а близ болот — глухари, кулики, дикие утки и гуси. В озёрах больше 50 видов и разновидностей рыб, причем видовое разнообразие больше в озёрах бассейна Ладожского озера, чем Финского залива. Наиболее распространены в озёрах — окунь, плотва, щука, ёрш и лещ. В некоторых озёрах Карельского перешейка встречаются: налим, уклея, язь, краснопёрка, карась; совсем редко — сиг, хариус, ряпушка, пелядь. При этом, чем крупнее озеро, тем разнообразнее видовой состав [9] [10] .

Экология

Естественная природа Карельского перешейка в настоящее время значительно изменена хозяйственной деятельностью, хотя по соотношению площади лесов и сельхозугодий регион можно считать слабо освоенным. Леса до сих пор составляют около 60 % площади перешейка. Большая часть сельхозугодий на Карельском перешейке приходится на озерные побережья, оказывая загрязняющее влияние на озера. Усугубляет и без того непростую ситуацию коттеджная застройка берегов озёр и рек; большое количество туристов, оставляющих за собой тонны мусора; отсутствие в стране государственной лесной охраны. Тем не менее на территории Карельского перешейка существует 35 особо охраняемых природных территорий: [11]

  • ООПТ Сельгового ландшафта
    • Заказник «Карельский лес»
    • Памятник природы «Анисимовские озера»
    • Памятник природы «Озеро Ястребиное»
    • Заказник «Кузнечное»
    • Заказник «Озеро Вуокса»
    • Заказник «Приграничный»
    • Заказник «Выборгский»
    • Памятник природы «Остров Густой»
    • Памятник природы «Мюллюсаари»
  • ООПТ Привуоксинской низины
    • Заказник «Низовское болото»
    • Заказник «Раковые озера»
    • Памятник природы «Озеро Красное»
    • Заказник «Гряда Вярямянселькя»
  • ООПТ Центральной возвышенности
    • Заказник «Долина реки Смородинка»
    • Заказник «Ореховский»
    • Заказник «Линдуловская роща»
    • Заказник «Болото Озерное»
    • Заказник «Термоловский»
    • Памятник природы «Пухтолова гора»
    • Заказник «Болото Ламминсуо»
    • Памятник природы «Осиновая роща»
  • ООПТ Приморской низменности
    • Заказник «Березовые острова»
    • Памятник природы «Река Величка»
    • Памятник природы «Приморский берег»
    • Заказник «Гладышевский»
    • Памятник природы «Комаровский берег»
    • Заказник «Сестрорецкий Разлив»
    • Заказник «Плавни Лисьего Носа»
    • Заказник «Левашовский лес»
    • Заказник «Юнтоловский»
    • Памятник природы «Ольгинские валуны»
  • ООПТ Юго-Западного Приладожья
    • Заказник «Морье»
    • Заказник «Кокоревский»
  • ООПТ Приневской низменности
    • Заказник «Приневский»
    • Памятник природы «Колтушские высоты»
Читайте также:  Артикли с реками англ

История

Карельский перешеек обитаем с доисторических времён. Древнейшее население появилось здесь уже в IV—III тысячелетиях до нашей эры. Об этом свидетельствует обнаруженная в районе Каменногорска (на реке Вуокса) стоянка первобытного человека. В русских летописях IX—XI вв. встречается упоминание о русских и карельских поселениях к северу от Невы. Ещё в 1042 сын киевского князя Ярослава Мудрого Владимир установил границу русских владений по реке Кюменне (фин. Kymijoki ) в 100 км западнее Выборгского залива.

Крестовые походы шведов в Финляндию и Карелию привели к разделению Карельского перешейка на шведскую и новгородскую части по Ореховецкому договору. Граница прошла в меридиональном направлении с юга на север: по реке Сестре, реке Волчьей (Сай), озёрам вуоксинской водной системы. Новгородская часть Карельского перешейка входила в состав Водской пятины Новгородской земли, шведская — в состав Выборгского лена Финляндского герцогства.

По Столбовскому миру край полностью отошёл Швеции, и только во время Северной войны Пётр I вернул его России.

Этническая история

Древнейшим исторически фиксируемым населением Карельского перешейка являются лопари, о прошлом присутствии которых свидетельствуют многочисленные топонимы, некоторые археологические находки и народные предания. В середине первого тысячелетия н. э. они вытесняются предками современных карел — летописным племенем Корела.

Вместе с ростом влияния Новгорода с конца первого тысячелетия на Карельском перешейке начинают селиться славяне, а в 1227 году князем Юрием Всеволодовичем карелы были крещены в православие. В 1323 году следствием шведской экспансии на восток стало заключение Ореховецкого мирного договора, который разделил Карельский перешеек, а соответственно и карел на две части. Карелы, попавшие под власть Швеции, очень скоро перешли в католичество, а затем в лютеранство, но вплоть до конца XIX века они образовали большую и самобытную этническую группу эвремейсов. Однако в начале XX века, в ходе укрепления финской государственности, они практически были ассимилированы финнами. Только карелы, оставшиеся под властью Новгорода и перешедшие в православие, ещё населяли восточную часть края вплоть до XVII века, когда весь Карельский перешеек отошел Швеции. Налоговое бремя, религиозные разногласия, переселение на эти земли крестьян с западной части Карельского перешейка и из центральной Финляндии за сто лет шведского владычества почти полностью очистили Карельский перешеек на Ладожском побережье от карел, которые эмигрировали в русскую Карелию и Тверские земли, образовав субэтническую группу Тверские карелы.

Когда по Ништадтскому миру (1721) Карельский перешеек вновь был присоединен к России, население его составляли большей частью лютеране, а также небольшое количество православных ижор. Лютеране в основном были из всё ещё большой этнической группы эвремейсов, коренным населением западной части Карельского перешейка, а также савакот — переселенцев с запада Выборгской Карелии и прилегающей к ним земли Саво в современной восточной Финляндии. В городах жили шведы и немцы. С этого времени в крае появились русские, в основном за счёт расквартированных на перешейке полков русской армии, духовенства, чиновников, переселённых крепостных, а во второй половине XIX века ещё и дачников.

Конец этому положило обретение Финляндией, в составе которой находился Карельский перешеек c 1811, государственной независимости в декабре 1917. Резкие повороты этническая история перешейка начала претерпевать в 1939—1944, когда в результате Советско-финской войны по Московскому мирному договору (1940) он был присоединен к СССР и вошёл в состав вновь образованной Советской Республики — Карело-Финской ССР. Перед заключением договора финское и карельское население практически полностью было выселено в Финляндию, а на его место приехали русские. Уже через год, летом 1941, им в свою очередь пришлось эвакуироваться, после того как Финляндия вернула себе Карельский перешеек в ходе Советско-финской войны (1941—1944). Часть финского населения вернулась на прежнее место жительства, однако летом 1944, когда Карельский перешеек был занят советскими войсками, им пришлось уже вторично эвакуироваться.

Новая волна русских переселенцев сформировала современный этнический облик края.

Северная Ингрия на карте РСФСР 1919-1920 гг.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24