Река волга до строительства плотин

Река Волга

Волга — это самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире. Ее бассейн занимает более трети Русской равнины и, как писал Твардовский, «в нее смотрелось пол-России». Волга — это мать русских рек, с ней связана история и культура нашей страны.

«Волга матушка-река», «красавица народная, как море полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Воспетая в песнях и стихах Волга является символом и душой России.

Карта Волги с городами, зелеными стоянками и гидроэлектростанциями

Название

До сих пор происхождение названия реки Волги остается загадкой. В какое время и какой народ дал ей название?

Как изменялось со временем название реки:

  • В I веке нашей эры греческий ученый Клавдий Птолемей и древнеримский историк Аммиан Марцеллиин называли Волгу словом Ра
  • В IX веке она именовалась Атель (у разных народов она называлась по-разному: Итиль, Этель или татарским словом Идел), то есть рекой рек или великой рекой
  • В «Великой польской хронике» появляется название Булга, что объясняется проживанием в бассейне Волги и нижней Камы волжско-камских булгар
  • В начале XII века в «Повести временных лет» река описывается уже под названием Волга: «Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское».

Происхождения названия реки:

  • В верховьях реки проживали древние балты и, согласно балтийскому происхождению названия реки, латышское valka в переводе означает «ручей, текущий через болото», «небольшая заросшая травой речка». Именно так и выглядит Волга в верхнем своем течении
  • В переводе с финно-угорского языка слово valkea означает «светлый» и «белый»
  • Древнеславянское Vьlga — «волога» переводится как «влага».

История Волжского судостроения

В XVI веке после присоединения Казани и Астрахани, перед Русью открылись водные дороги на Урал и Каспий. Волга стала главной водной дорогой, по которой караваны из 500–600 стругов перевозили самые разные товары.

Струг — это плоскодонное парусно-гребное судно, служившее в XI–XVIII веках для транспортировки людей и грузов. Обычно его длина составляла 20–45 метров и ширина — 4–10 метров.

Позже волгари научились строить так называемые расшивы, в ветреную погоду они шли под парусами, а в безветрие их тянули бурлаки.

Первый пароход был построен в 1816 году на заводе в поселке Пожва, расположенном на одноименной реке, притоке Камы. Особенно успешно пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

Для транспортировки нефти волгари соорудили нефтеналивные парусники, а затем были построены первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Метод перевозки нефти наливом получил широкое распространение по всему миру и получил название «русский способ».

Волжские судостроители обогнали мастеров из стран Западной Европы — именно на Волге было пущено комфортабельное пассажирское судно, без существенных изменений сохранившееся до настоящего времени.

В начале XX века на нефтеналивном судне «Вандал» впервые были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. Также был усовершенствован теплоход «Сармат», а вскоре на Волгу вышел первый в мире буксирный теплоход «Мысль». В 1910 году на Коломенском заводе был сооружен первый в мире колесный пассажирский теплоход «Урал», а в следующем году был пущен знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Гидроэлектростанции на Волге

На Волге построено восемь гидроэлектростанций, входящих в Волжско-Камский каскад гидросооружений. Суммарная мощность Волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн квт), а среднегодовая выработка электроэнергии — более 40 млрд кВт/ч.

Начало созданию комплекса гидроэлектростанций положило строительство канала Москва — Волга и его главное сооружение — Иваньковский гидроузел, построенный недалеко от города Дубны Московской области. Иваньковская ГЭС была пущена в 1937 году, ее проектная мощность составляет 30 Мвт (30 тыс. квт), судоходный шлюз однокамерный однониточный. В 1941 году при приближении немецких войск оборудование гидроэлектростанции было разобрано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была вновь запущена.

Угличская ГЭС мощностью 110 Мвт расположена в городе Угличе Ярославской области, была введена в 1940 году, судоходный шлюз однокамерный однониточный, длина камеры составляет 290 метров, ширина — 30 метров.

Рыбинский гидроузел построен на реках Волге и Шексне, мощность Рыбинской ГЭС — 330 Мвт. Имеется два судоходных однокамерных двухниточных шлюза, длина каждой камеры составляет 283 метра, ширина — 30 метров. Рыбинская и Угличская ГЭС сыграли значительную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время Великой Отечественной войны.

В Нижегородской области у Городца в 1948–1962 годах построена Нижегородская ГЭС мощностью 520 Мвт. Общая протяженность плотин гидроузла составляет 18,6 км, судопропускные сооружения включают четыре двухниточных двухкамерных шлюза.

Шлюзы Городецкого гидроузла

Строительство Чебоксарской ГЭС велось с 1968 по 1981 годы, её мощность — 1,4 Гвт, расположена у города Новочебоксарска в республике Чувашия, шлюз двухкамерный одноступенчатый.

Жигулевская ГЭС ранее называлась Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Расположена выше Самары и является второй в комплексе Волжского гидроузла (её мощность — 2,3 Гвт). 17-ти метровый перепад реки преодолевается двумя ступенями шлюзов.

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

У города Балаково построена Саратовская ГЭС мощностью 1,29 Гвт, судоходный шлюз двухниточный.

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Выше Волгограда построена Волгоградская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт, это крупнейшая ГЭС в Европе, построена в 1952–1961 годах, судоходные шлюзы двухниточные двухкамерные.

Читайте также:  Первая встреча союзников состоялась на реке эльбе

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Исторически сложилось так, что гидроэлектростанции называли в честь расположенных рядом городов, некоторые из которых находятся немного ниже по течению. От названия электростанции получало название и водохранилище, образованное этой электростанцией и находящееся выше. Поэтому Казань стоит на Куйбышевском водохранилище, Самара (бывший Куйбышев) — на Саратовском, а Саратов — на Волгоградском водохранилище.

Судоходство

Со строительством гидроэлектростанций и образования водохранилищ Волга стала глубоководной, что позволяет проходить по ней пассажирским судам, а также большинству грузовых судов из Каспийского моря в северные районы страны.

Благодаря строительству Волго-Донского канала появился водный путь к Дону и Черному морю. Волго-Балтийский путь открыл дорогу к Ладожскому и Онежскому озерам, Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а через Беломорско-Балтийский канал суда могут попасть в Белое море. Канал имени Москвы (канал Москва — Волга) связывает реку со столицей России.

В настоящее время Волга, Волго-Балтийский канал и Волго-Донской канал — это важные пути экспорта нефти и нефтепродуктов. В отличии от трубопроводов поставка нефтепродуктов на судах класса река-море обладает большей гибкостью, поскольку позволяет доставлять товар непосредственно потребителю в Европе независимо от наличия там трубопровода.

Создание Единой глубоководной системы России улучшило условия плавания судов. На основном ее протяжении, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 метра.

Вместе с тем, кроме положительных аспектов — производства электроэнергии и создание глубоководного пути, в процессе строительства гидроэлектростанций были потеряны целые деревни и города.

Так, при сооружении Рыбинского водохранилища были затоплены древняя княжеская столица Молога и поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне, а также большая часть Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска.

Молчаливым укором стоит в воде, в центре Угличского водохранилища, затопленная колокольня Никольского собора города Калязина. При строительстве Куйбышевского водохранилища полностью перенесен из зоны затопления на новое место Ставрополь-на-Волге, ныне город Тольятти.

Затоплены город Скнятин и Корчева, Балаганск и многие другие поселки, села и деревни.

Кроме того, после сооружения Волгоградской ГЭС осетровые рыбы не поднимаются выше плотины, что привело к многократному снижению их улова. Плотина отрезала 80% нерестилищ русского осетра и, несмотря на создание специальных рыбоподъемников и искусственное разведение этого вида рыб, численность осетра катастрофически падает.

Волга — это по сути уже не река, а цепь из девяти водохранилищ, но несмотря на это в последние годы наблюдаются трудности с судоходством в районе города Городец. На 40-километровом участке от этого города до Нижнего Новгорода глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 метров. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, что ведет к большим экономическим потерям.

Круизы по Волге

Путешествие по Волге — это один из самых популярных видов отдыха. Во время круиза на теплоходе Вы познакомитесь с российскими городами, их историей и культурой, узнаете много интересного о республиках и областях, расположенных на Волжских берегах и, конечно, увидите удивительно красивые места.

По берегам реки располагаются четыре города-миллионника, это Казань и Нижний Новгород, Самара и Волгоград. Во время путешествия Вы познакомитесь со старинными городами Золотого кольца России — Костромой и Угличем, а также жемчужиной древнерусских городов — Ярославлем.

Ширина реки меняется от ручейка в верховьях до необъятных размеров в среднем и нижнем течении. Леса сменяются степями, а извилистые участки пути — водными просторами.

Почти во всех волжских городах есть турфирмы, организующие круизы именно из этого или из ближайшего города.

Туристам предлагаются как короткие маршруты (так называемые маршруты выходного дня продолжительностью 2–3 дня), например Казань → Самара → Казань или Нижний Новгород → Ярославль → Нижний Новгород, так и более продолжительные.

Больше всего теплоходов отправляется из Москвы. Но поскольку Москва не стоит на Волге, все круизы из столицы начинаются с путешествия по каналу имени Москвы, затем они проходят по Волге.

Круизы выходного дня из Москвы:

  • Москва → Углич → Москва
  • Москва → Углич → Мышкин → Ярославль → Москва
  • Москва → Тверь → Москва и другие.

Стоит отметить, что в таких круизах можно увидеть только небольшой отрезок Верхней Волги. Познакомиться почти со всей Волгой можно, пожалуй, в самом продолжительном круизе Москва → Астрахань → Москва продолжительностью 20–22 дня. Существуют и круизы в одну сторону, например, Москва → Астрахань с возвращением поездом или самолетом. На протяжении этого маршрута можно увидеть почти всю Волгу и посетить все крупные города на Великой русской реке.

Самые популярные города и зеленые стоянки (перечислены, начиная с верховий Волги):

Основные характеристики

  • До строительства Волжского каскада ГЭС длина реки была 3690 км, в настоящее время ее протяженность — 3530 километров
  • Число впадающих притоков — более 200
  • Исток расположен на высоте 228 м над уровнем моря, а устье находится на 28 м ниже уровня моря, то есть перепад высот составляет 256 метров, уклон реки — 0,07 %
  • Средняя скорость течения небольшая и составляет 2–6 км в час.

Исток

Водный путь реки начинается на Валдайской возвышенности. Здесь на окраине деревни Волговерховье Тверской области из земли бьет несколько родников, один из которых огражден часовней — это и есть начало великой русской реки. Родники впадают в водоем, из которого вытекает небольшой ручей шириной не более метра и глубиной 25–30 см. Высота над уровнем моря в этом месте составляет 228 метра.

Читайте также:  Мы с тобой два берега у одной реки как понять

Этот ручей длиной почти 3,2 км впадает в озеро Малые Верхиты, затем проходит озера Большие Верхиты и Стерж. Последнее озеро является частью Верхневолжского водохранилища, после которого начинается Верхняя Волга.

Верхняя Волга

От истока реки до первого города на ее берегах Ржева — 200 км, далее располагается Тверь и начинается Иваньковское водохранилище, также его называют Московским морем. Далее идут Угличское и Рыбинское водохранилища, после которых Волга поворачивает и течет не на северо-восток, а на юго-восток.

Источник

Когда Волга была маленькой

Евгений Бурдин много лет занимается историей реконструции Волги.

Историей Волги – малой и большой – в Ульяновске несколько лет занимается кандидат исторических наук, преподаватель УлГПУ Евгений Бурдин. Недавно вышла его новая книга «Гидростроительство в России: от Волгостроя к Большой Волге». О том, как из простого судоходного пути Волга превратилась в поток энергии, как идея Самарской ГЭС потянула за собой переустройство всей реки, как сотни миллионов рублей были потрачены на так и не реализованные проекты, и о том, что реконструкция реки продолжается до сих пор, – книга и наш разговор с ее автором.

Мелководье – первая мелочь

– Евгений Анатольевич, вопросы регулирования Волги поднимались не только в ХХ веке. При этом менялись причины человеческого желания вмешаться в течение реки. Какие доводы вышли на первый план с приходом к власти большевиков и созданием СССР, когда началась ее масштабная реконструкция?

– Вопросы регулирования Волги поднимали с эпохи Петра I. Тогда была предпринята первая попытка сооружения канала между Волгой и Доном, чтобы открыть флоту короткий путь из Волги в Черное море. Она оказалась неудачной, но на протяжении XVIII-XIX веков продолжалось строительство небольших каналов, водохранилищ и других гидротехнических объектов. Главными задачами их было улучшение водного пути и создание условий для передвижения военных кораблей.

Интерес к ресурсам Средней Волги стал появляться во второй половине XVIII века. В 1763 году главная соляная контора обратилась в сенат с предложением о подготовке канала, спрямляющего русло реки в районе Самарской Луки, но из-за нехватки средств этот проект не был осуществлен.

Первые наброски проекта реконструкции Волги и ее соединения со смежными водными системами были предложены в конце XIX века профессором Ласским. В это время сильно увеличился грузооборот по волжскому пути, и нужно было улучшить качество сообщения. В июле 1914 года на совещании Казанского округа путей сообщения был заслушан доклад представителей городского управления и купцов Симбирска о необходимости устройства около города в протоке Волги Чувиче бухты для зимовки судов и перегрузки товаров.

К 1917 году главный недостаток волжского пути – наличие мелководий – был в основном преодолен. Но на реки стали смотреть как на источник дешевой энергии. Так, в принятом в 1921 году плане ГОЭЛРО акцент был сделан на гидроэнергетику. Правда, первоначально план ГОЭЛРО бассейн Волги не затрагивал, но в 1929 году по просьбе жителей Сызрани была построена Сызранская ГЭС малой мощности – первая ГЭС в Поволжье.

– О необходимости строительства ГЭС в районе Самарской Луки заговорили еще до революции, причем не власти, а частные лица.

Как им эту идею удалось продвинуть на уровень руководства СССР?

– Первые планы строительства гидроузла на Средней Волге и вообще на Волге были выдвинуты в 1910 году самарским инженером Константином Богоявленским. Но отношение самарских властей в то время к проекту было резко отрицательным. А вот с приходом к власти большевиков была образована комиссия по электрификации Волги в районе Самарской Луки. Комиссия до 1923 года проводила исследования при поддержке местных властей. Один из сотрудников комиссии вспоминал, что сначала на них не только в Самаре, но и в Москве смотрели, как на белую ворону. Подсмеивались и ругали не только обыватели, но и инженеры. Но работы продолжались, и 12 февраля 1930 года ЦК ВКП(б) принял решение о проработке проблемы Волгостроя на уровне страны.

Жигулевская ГЭС. Изначально ее планировали строить в другом месте.

И именно идея строительства Самарской ГЭС стала отправной точкой для реализации масштабной программы реконструкции реки, которая получила название «Большая Волга».

– Какие гидроузлы вошли в итоге в систему «Большой Волги»?

– Всего к 1989 году на Волге построили восемь ГЭС, из них семь большой мощности и одну среднюю. Река оказалась почти полностью зарегулированной.

Гений-самоучка как в воду канул

– В начале проектирования Самарского гидроузла предложения по этому поводу могли выдвигать и неофициальные инстанции. Вы, к примеру, обнаружили проект самоучки Емельянова, предлагавшего другое место для ГЭС.

– Да, в начале 1930-х годов изобретатель-самоучка, фельдшер по образованию, уроженец Сызрани Емельянов выступал с критикой официальной схемы реконструкции Волги. Он был широко известен в СССР, у него было множество проектов, начиная с усовершенствования трактора и заканчиваяулучшением водного хозяйства. Его проект предусматривал строительство ГЭС не на Луке, а в районе Казани, относительно небольшие масштабы зарегулирования реки, небольшие площади затопления, а также меньшие затраты. Проект Емельянова получил известность, на совещании в Москве он был принят членами экспертизы и признан отправной точкой для реализации всей схемы реконструкции Волги. Но проект не был реализован, а следы Емельянова затерялись. Скорее всего, он был репрессирован.

– Несмотря на годы, уходившие на разработку проектов, без просчетов не обходилось. Так, были заморожены Ярославский гидроузел и начатое строительство на Самарской Луке. В чем причины остановки этих строек?

Читайте также:  На аэроглиссере по реке

– Сооружение Ярославского гидроузла началось в 1932 году. Но дальнейшие исследования показали, что его создание приведет к сильному обрушению берегов, затоплению ряда населенных пунктов и заболачиванию земель. В 1935 году было принято решение об остановке стройки и строительстве двух гидроузлов – Рыбинского и Угличского вместо этого одного. Между тем сооружение ГЭС уже шло три года и было выполнено на 60 процентов.

На него было истрачено около 130 миллионов рублей.

Свернули к гигантомании

Парадокс в том, что два новых гидроузла затапливали гораздо больше территории. Видимо, произошел поворот в сторону гигантомании. И не только на этом участке, но и во всем проекте. Экспертиза 1934 года приняла схему реконструкции Волги, которая не предусматривала больших площадей затоплений и учитывала природные условия бассейна реки. При этом вложения в строительство признавались эффективными только при значительном увеличении грузооборота – упор делался на транспортное значение Волги.

Другое решение приняла экспертная комиссия 1936 года. Она пересмотрела концепцию «Большой Волги» и преодолела, как говорилось в документах, «робкий подход» к затоплению пойменных земельных угодий, сделав ставку на энергетическое значение ГЭС.

Сооружение Самарской ГЭС началось в 1937 году в районе Луки. Но в 1940 году стройка также была заморожена. В ее строительство уже было вложено около 560 миллионов рублей. Причина остановки – серьезные просчеты проектировщиков. В архиве мы обнаружили письмо профессора Сенкова Молотову. «Трудно себе представить другое, более дорогое и менее надежное решение, сопряженное с невероятными трудностями… Осуществление схемы гидроузла… повлечет за собой неизбежность катастрофы», – пишет он и поясняет, что в основании плотины были легко разрушаемые породы, то есть поставленные на них тяжелые сооружения ГЭС могли рухнуть.

– ГЭС, безусловно, имели большое значение и для обороны страны. Доказать это смогли запущенные в годы войны Угличский и Рыбинский гидроузлы. Как удалось запустить их в тяжелых условиях и сберечь от бомбардировок?

– Оборонное значение было из числа главных причин строительства этих ГЭС. Они располагались вблизи Москвы и Ленинграда и в случае войны должны были снабжать их энергией. На их строительство в 19361940 годах были направлены все возможные материальные и трудовые ресурсы, в том числе главной рабочей силой на них были заключенные.

В результате больших усилий в ноябре 1941 года часть агрегатов Рыбинской ГЭС вошла в строй, и промышленный ток по временной схеме начал поступать в Москву. Но окончательно эти гидроузлы были построены только к 1950 году.

Во время битвы за Москву немецкая авиация особое внимание уделяла бомбардировке таких важных объектов. Первый немецкий самолетразведчик появился над Рыбинском уже в августе 1941 года, но руководство строительства предприняло меры, чтобы замаскировать объекты гидроузла. Маскировке помогало то, что недостроенная ГЭС была мало похожа на действующую. К примеру, по воспоминаниям очевидцев, на территории Ярославской области у летчика сбитого фашистского самолета были найдены документы о награждении орденом за прямое попадание в Рыбинскую гидроэлектростанцию. То ли фашистский летчик ввел в заблуждение командование, чтобы получить награду, то ли врагов обманула сама гидроэлектростанция. Недостроенное здание, машинный зал без крыши, круглые бетонные кратеры, подготовленные для установки шести агрегатов, сверху были похожи на воронки от метко сброшенных авиабомб.

Море зарастает илом

– Когда в 1990-е появилась возможность обнародовать данные и о негативных последствиях строительства гидроузлов, начали появляться проекты по уменьшению этих последствий. Рассматривался ли официальными инстанциями вопрос о том, что будет происходить с водохранилищами дальше?

– До конца 1980-х годов выдвигались проекты только повышения уровней существующих водохранилищ. Такие проекты и сейчас выдвигают власти и компании, в собственности которых находятся ГЭС.

К примеру, предлагается повысить уровень Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ, что предусматривает затопление дополнительных территорий.

Появляются и противоположные предложения – о снижении уровня существующих водохранилищ и постепенном их спуске. К примеру, в 2003 году в Ярославле под эгидой местной администрации прошел «круглый стол», по итогам которого была принята программа поэтапного возрождения Молого-Шекснинского междуречья – территории современного Рыбинского моря. Это решение было отправлено в Москву, во все заинтересованные структуры, но реакции на него, видимо, так и не последовало.

Такие проекты предлагают общественные организации, которые пытаются бороться с негативными последствиями строительства ГЭС. Последствия эти трагичны, и в полной мере они еще не осознанны. Попытка всестороннего рассмотрения результатов реализации схемы «Большой Волги» предпринята в моей следующей книге – «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России», которая должна выйти летом.

Что касается нынешнего состояния Волги, то любое водохранилище вносит изменения в режим реки.

Происходит заиление, в связи с которым используется понятие «срок службы водохранилища». Это время, в течение которого происходит заиление части водохранилища, в нормальных условиях работы не использующейся для регулирования стока.

То есть сохраняется некритичный для работы ГЭС уровень заиления.

По расчетам некоторых специалистов, время заиления крупного водохранилища может составлять в среднем 91 год. Но срок службы для каждого водохранилища будет разным. Например, наше Куйбышевское море сейчас находится в фазе дестабилизации экосистемы. Это проявляется в ухудшении качества воды, уменьшенииколичества выловленной рыбы и многом другом.

Это не может не вызывать серьезную тревогу. Но вопрос о том, что делать с водохранилищами, когда закончится их срок службы, при их строительстве и не поднимался.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24