Река есиль протекает через нурсултан

Куда впадает река Ишим?

Где берет свое начало река Ишим?

Река берёт начало в невысоком горном массиве Нияз Казахского мелкосопочника у села Пришимское и на протяжении 775 км течёт на северо-запад, принимая ряд крупных притоков, стекающих с Кокшетауской возвышенности и с отрогов гор Улытау. В верховьях течёт в основном в узкой долине, в скалистых берегах.

Куда впадает Ишим и Тобол?

Река в Семипалатинске и Омске Куда впадают Ишим и Тобол? Крупный приток Оби

Где берёт начало река Есиль?

jpg. Ишим берет начало из родников в горах Нияз в северо-восточной части Казахского мелкосопочника. Длина реки 2450 км, из них 1717 км пролегает по территории Казахстана, где она имеет второе название Есиль.

Какое дно у реки Ишим?

Река судоходна вверх от Петропавловска на 270 км и от Викулово до устья. Впадает в Иртыш у Усть-Ишима. Русло реки извилистое, ширина его от Дно преимущественно песчаное.

Как пишется река Ишим?

Иши́м (каз. Есіл) — река в Казахстане и России, левый и самый длинный приток Иртыша. Длина — 2450 км, площадь водосборного бассейна — 177 000 км² (163 000 км²). Среднегодовой сток реки составляет около 2,5 км³.

Какие города стоят на реке Ишим?

Что такое Ишим?

Иши́м (каз. Есіл) — река в Казахстане и России, левый и самый длинный приток Иртыша.

Что впадает в Тобол?

Какая рыба водится в реке Ишим Казахстан?

В Ишиме обитают различные породы, интересные для рыболовов: ёрш, лещ, налим, карась, окунь, пелядь, плотва, сибирский осётр, сибирский елец (чебак), стерлядь, судак, уклейка, щука, язь.

Какие рыбы водятся в реке Есиль?

Из водохранилища она поступает и в реку Есиль, поэтому мы наблюдаем появление в водоеме крупной рыбы, – говорит Жарылкасын Абдыкеримов. По его словам, в водах реки Есиль сегодня водятся лещ, щука, карась, окунь, карп, сиговые, белый амур.

В каком городе протекает река Иртыш?

Тангат) — река в Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Казахстане и России (Омская и Тюменская области), левый, главный приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби на 598 км (она 3650 км).

Где берет свое начало Иртыш?

Какая река протекает в городе Нурсултан?

Нур-Султан расположен на берегах реки Ишим.

Какая река протекает через столицу Казахстана?

Город состоит из четырех районов — «Алматы», «Сарыарка», «Есиль» и «Байконур». Нур-Султан расположена в центре Казахстана в зоне сухой степи, подзоне сухих типчаково-ковыльных степей. Территории города представляет собой низкие надпойменные террасы. Река Есиль является главной водной артерией столицы.

Какие реки есть в Астане?

Город расположен на севере казахского мелкосопочника Сары-Арки. По территории города протекает река Есиль и несколько небольших ее правых притоков.

Источник

Есиль (река)

Есиль (река)

Ишим
каз. Есіл

Ишим близ Державинска
Протекает по территории Казахстана, РФ
Исток в горах Нияз (Казахстан)
Устье р. Иртыш у Усть-Ишима
Длина 2450 км
Площадь бассейна 177 тыс. км²
Расход воды 56,3 м³/с
Страница по теме на Викискладе

Иши́м (каз. Есіл ) — река в Казахстане и России, левый (самый длинный) приток Иртыша. Длина 2450 км, площадь бассейна 177 тыс. км².

Река берёт начало в невысоком горном массиве Нияз; в верховьях течёт преимущественно на северо-запад и запад, в основном в узкой долине, в скалистых берегах. Ниже Астаны долина расширяется, за Атбасаром направление на юго-запад. Перед Державинском Ишим резко поворачивает на север, у Петропавловска течёт на северо-восток. Ещё ниже уже в России река выходит на Западно-Сибирскую равнину и течёт по плоской Ишимской равнине в широкой пойме с многочисленными старицами, в низовьях протекает среди болот и впадает в Иртыш у Усть-Ишима. Река судоходна вверх от Петропавловска на 270 км до Сергеевского водохранилища и от Викулово до устья.

Питание Ишима снеговое. Река замерзает в начале ноября, вскрывается в апреле — мае. Максимум весеннего половодья приходится на май — июнь. В низовьях река в половодье разливается до 15 км. Средний расход у села Викулово в 100 км от устья — 56,3 м³/сек, наибольший 686 м³/сек.

Читайте также:  Битва на реке сож

Основные притоки — Колутон, Жабай, Акканбурлук (правые). На реке расположены Вячеславское и Сергеевское водохранилища. Воды Ишима используются для водоснабжения и орошения.

На Ишиме стоят: в Казахстане — Астана, Астраханка, Атбасар, Есиль, Державинск (Акмолинская область), Сергеевка, Петропавловск (Северо-Казахстанская область); в России — Ишим, Викулово, Усть-Ишим.

См. также

Ссылки

  • Ишим (река) — статья из Большой советской энциклопедии
  • Ишим — Словарь современных географических названий
  • р. Ишим близ Державинска (на викимапии)
  • Идея поворота паводковых вод Ишима на юг [1]
  • Достопримечательности реки Ишим

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Есиль (река)» в других словарях:

Есиль (значения) — Есиль: Есиль город в Есильском районе Акмолинской области Казахстана. Есиль село в Осакаровском районе Карагандинской области Казахстана. Есиль река в Казахстане и России (русское название Ишим). «Есиль» футбольный клуб Кокшетау. «Есиль Богатырь» … Википедия

Ишим (река) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ишим (значения). Ишим каз. Есіл … Википедия

Ишим (река) — Ишим, река в Казахской ССР и РСФСР, левый приток р. Иртыш. Длина 2450 км, площадь бассейна 177 тыс. км2; из них 36 тыс. км2 бессточны. Берёт начало в горах Нияз на северной окраине Казахского мелкосопочника; в верховьях течёт в основном в узкой… … Большая советская энциклопедия

Астана — У этого термина существуют и другие значения, см. Астана (значения). Город, столица Казахстана Астана каз. Астана … Википедия

Río Ishim — Saltar a navegación, búsqueda Río Ishim (o Esil) (Река Ишим Есиль) Vista del río Ishim en Astaná. País que atraviesa … Wikipedia Español

Державинск — Город Державинск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия

Державинка — Город Державинск Страна КазахстанКазахстан Статус … Википедия

Акбулак (значения) — Акбулак: Россия Акбулак посёлок в Оренбургской области России. Акбулак (приток Коксу) река в России, протекает в Республике Алтай. Акбулак (приток Караалахи) река в России, протекает в Республике Алтай. Акбулак ликвидированный российский… … Википедия

Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия

Ишим — I Ишим река в Казахской ССР и РСФСР, левый приток р. Иртыш. Длина 2450 км, площадь бассейна 177 тыс. км2; из них 36 тыс. км2 бессточны. Берёт начало в горах Нияз на северной окраине Казахского мелкосопочника; в верховьях течёт в основном… … Большая советская энциклопедия

Источник

Есиль как водная угроза. Прямая и явная

В Северном Казахстане река Есиль вновь показала свой крутой нрав. Водная стихия разбушевалась в многочисленных прибрежных аулах и селах.Ишим или Есиль?

Историки утверждают, что реке уже около 20 миллионов лет. Но по ее названию споры не утихают до сих пор. Краевед Владимир Шестериков отмечает, что есть несколько гипотез и предположений. По одной из них, река названа по имени казахского хана Ишима. Но реку так называли еще задолго до его рождения. Вторая версия – название идет от обуви “ишими” – типа ичигов, но пришитых к брюкам. Третья гипотеза – река получила такое имя за извилистость русла, его причудливые повороты. Есть и другие предположения, но они довольно мифологичны.

А вот средневековые путешественники-миссионеры католицизма Плано Карпини и Гильом Рубрук отмечают, что тюрки и монголы любую речку называют Этиль, Есил или Итиль. До XI века так они называли Волгу, Яик, Дон. То есть в переводе на русский это означает «река». Сегодня в официальных источниках реку именуют Есилем, но петропавловцы продолжают называть Ишимом.

По протяженности это одна из шести крупнейших рек Центральной Азии. От истока до устья – 2 450 километров, что больше половины великого Иртыша. Бассейн водосбора – 155 тысяч квадратных километров. Среди притоков – сотня рек и речушек, порой безымянных, проявляющих свое существование лишь весной.

Главный источник питания Есиля – снега. Именно от этого зависит его “настроение”. Летом петропавловцы знают Есиль, как тихую речушку, застенчиво укрывшуюся за стеной прибрежных ракитников. Зимой здесь все в снегах почти вровень с берегами. Просыпается река весной. Порой это настоящая водная стихия, сокрушающая все на своем пути. В это время река разливается в ширину на километры. Омуты, подводные воронки, обманчивые наледи, скрытые промоины и даже прибрежные оползни, осыпи круч – таково весеннее пробуждение, которым Есиль напоминает о своем крутом нраве.

“Проклятие” Петропавловска

В “Кратком историческом очерке Петропавловска” Кузнецова отмечается, “что река бывает порядочным разбойником”. В 1824 году из 800 жилых домов города она затопила 700. В 1847-м половодье залило три четверти Подгорья. Мощные паводки отмечались в 1851,1854 и 1861 годах. Сотни домов смывались с лица земли.

Жестокий урок Петропавловску преподал Ишим весной 1908 года. После многоснежной зимы и резкого таяния снега вода поднялась в реке на 10 метров и “разлилась на десятки верст от берега до берега”. В тот год на отдельных участках ожила уснувшая много веков назад древняя река Камышловка. Подняв ледяные глыбы, Ишим двинул их на. Петропавловск. “В два-три дня было затоплено до десятка улиц, многие дома рухнули, а крепко сколоченные пятистенники были подняты как пушинки и унесены по течению. Вода вплотную подошла к Касимовской мечети и Покровской церкви. Многотонные льдины сметали все постройки: дома, торговые лавки, лабазы, клети. Сотни семей остались без крова. Погибло немало скота и имущества”. А в довершение беды после ледохода зашумел ураганный ветер, подняв небывалые седые гребни волн. Мощным шквалом он крушил все, что уцелело от льдин. Более 10 метров достигала высота подъема паводковых вод в 1932, 1964 и 1986 годах.

Этой весной в Петропавловске также ждали большую воду. Но река словно раздумала проявлять свою стихию и в последний момент сменила гнев на милость. На сей раз петропавловцы отделались легким испугом. Вместо ожидаемого затопления целых городских микрорайонов Есиль “игриво подтопил” только несколько прибрежных дачных обществ. Но, учитывая непредсказуемость нрава реки, лучше об этом говорить только с оговоркой “пока” – вдруг разбойник еще передумает…

Источник

Берег левый, берег правый.

Именно река, по-казахски называемая Есіл, а по-русски Ишим, структурирует не только Астану, но и сознание горожан.

Одно время в Сети муссировалась тема «Астана – масонская столица». Все это оставило забавное впечатление. Иногда кажется, что архитекторы умышленно создавали простор для конспирологической фантазии, оставляя «масонский след» на карте нашей столицы. Семь лет назад была на экскурсии в «Пирамиде», гид показывала наброски Норманна Фостера, на которых зачем-то архитектор пририсовал витрувианского человека. А еще она рассказывала о том, что в основании «Пирамиды» заложено сколько-то тысяч роликов для устойчивости сооружения (напомню, что пирамида – самая устойчивая геометрическая фигура, а уж если треть ее высоты находится под землей, то. ). Но интереснее не такие нарочитые «следы», а то, как задумки архитекторов вплетаются в мифологическую картину мира казахов.

В Алматы есть горы, а в Астане. Если для алматинцев город делится на верх и низ, то у астанинцев есть правый берег и левый берег. Или правильнее с заглавной буквы: Левый берег и Правый берег? И кажется, эти берега для большинства важнее, чем сама река. А ведь именно река, по-казахски называемая Есіл, а по-русски Ишим, структурирует не только Астану, но и сознание горожан.

Причем казахское и русское названия мало связаны между собой. Согласно русской Википедии, Ишим получил свое название от имени сына сибирского хана Кучума Ишима, который утонул в реке, названной позднее в его честь. Рождение, бурная жизнь и смерть джучида Кучума (Көшім) тесно связаны с казахской землей, с Аркой, с берегами Иртыша и Ишима. Убит он был, по одной из версий, в Коргалжыне. Надо отметить, что имя Ишим (Есім) носил не только малоизвестный сын Кучума, но и знаменитый казахский хан Еңсегей бойлы ер Есім, а также другие Чингисиды.

Казахское название протекающей в Астане реки – Есіл − странное. «Есіл» − это междометие, близкое по значению к «қайран», «шіркін» и означает нечто дорогое, ценное, прекрасное, но потерянное, о чем говорящий страшно сожалеет: «есіл ер», «есіл ел» и т. д. А еще есть поговорка: «Ер өліп, Есіл теріс аққанда, сенікі не қайғы?» – «Когда герои погибли, а Есиль потек вспять, что за горе у тебя?». Так одергивают человека, который с какими-то мелкими личными проблемами носится в трудную годину народных испытаний.

Эта поговорка, как оказывается, опирается на интересное природное явление. Гуляя по есильской набережной, иногда не можешь понять, в какую сторону течет степная река. Взгляните на видео.

Создается впечатление, что вода в реке течет справа налево. Но из уроков географии мы помним, что правый и левый берег реки определяются следующим образом: человек стоит по течению, лицом к устью, по правую руку от него правый берег, а по левую – левый. То есть вода в Есиле течет, условно говоря, от Ақ Орды в сторону Центрального парка. Но из-за знаменитых акмолинских ветров часто создается противоположное впечатление.

Вероятно, не только поговорка, но и казахское название реки связано с этим природным явлением. Ведь еще одно значение слова «есіл» − «летящий, развевающийся на ветру, заворачивающийся назад под действием ветра».

Есиль/Ишим, как и многие реки Евразии, имеет более высокий и крутой правый берег. Связано это с вращением Земли, из-за которого куда бы ни текла река в Северном полушарии, именно правый берег постоянно подмывается.

Акмолинская крепость, а затем и город строились на высоком правом берегу, в доастанинский период на левом – низком, заболоченном – берегу находились в основном дачи. Кстати, и Ақ мола – Светлая могила находится на левобережье. И здесь география пересекается с мифологией.

Река в мифологической модели – это граница между мирами − этим и тем, миром живых и миром мертвых. Правый, высокий, восточный берег в мифологии – это мир живых, а левый, низкий, западный – мир мертвых. С одной поправкой. Это не просто мир мертвых, это мир умерших, ушедших в мир иной предков.

Насколько эта поправка важна, я поняла в один из первых своих визитов в Астану. Приехавший из России участник научной конференции во время экскурсии по городу начал расспрашивать меня о смысле названий: Байтерек, Ақ Орда, Караоткель. Я, в частности, объяснила ему, что казахское историческое название местности, где находится центр Астаны, Қараөткел, связано по легенде с именем батыра Богенбая.

В народе рассказывают, что, когда Богенбай был еще подростком, казахи потерпели очередное поражение в казахско-джунгарских войнах. Тысячи женщин, детей, стариков, бежавших от джунгар, достигли Есиля. Дело было весной, река вздулась от талых вод, по ней шел лед. Люди стояли, не решаясь броситься в бурные воды. Сзади приближались калмыки.

Стоявший рядом с 13-летним подростком старик протянул будущему батыру надутый кожаный бурдюк и сказал: «Моя жизнь подошла к концу, а твоя только начинается. Отомсти за нас». Богенбай все не решался взять бурдюк, лишить старца последнего средства спасения жизни, и тогда аксакал сунул бурдюк в руки подростку, столкнул его в воду, а сам повернулся к врагам, чтобы принять последний бой. Богенбай переплыл реку, уворачиваясь от льдин. Он видел, как гибнут в воде женщины и дети. Выбравшись на противоположный берег, видел расправу врага над побежденными, обреченную попытку женщин и стариков защитить детей.

С тех пор эта местность называлась у казахов «Қанды өткел» − «Кровавая переправа». Потом это название поменялось на «Қара өткел» − «Черная (траурная) переправа». А Богенбай всю свою жизнь шел в бой не с аргынским боевым кличем «Ақжол!», а с собственным – «Қараөткел!». Он объяснял это тем, что каждый раз при виде джунгар вспоминает побоище на берегу Есиля.

Эту легенду я слышала от писателя и кюйши Таласбека Асемкулова, создавшего кюй с названием «Қара өткел», и рассказала ее россиянину. Он неприятно удивился: разве можно в таком месте основывать столицу, давать такое траурное название микрорайону, улице? А я удивилась его удивлению, ведь для казаха очевидно, что духи погибших предков оберегают своих потомков, желают им лишь добра. Недаром в казахских сказках и эпосах главный герой отправляется в нижний мир, в страну предков, чтобы получить благословение, найти невесту, обрести богатство и славу. А еще в казахских сказках где-то там, на берегу реки, Тазша-бала пасет коров – души человеческие.

И на эту мифологическую модель мира архитекторы – осознанно или неосознанно – наложили генплан с «осью города» − линией, на которой находятся Байтерек, Ақ Орда, «Пирамида», монумент Қазақ елі и другие знаковые объекты. Эта ось протянулась почти точно с востока на запад. Так же, как когда-то кочевники ставили свое жилище (юрту) дверью на восток. Мифологическая пара «мир людей/мир предков» подчеркивается тем, что на правом берегу, в восточной точке начала оси, установлен монумент Қазақ елі, а на левом − акцент сделан на теме Мәңгілік ел (улица, арка). Ведь люди живут во времени, в истории, а вечное – это то, что вне потока времени.

Тема оси дублируется объектами, расположенными на ней. Байтерек − это один из образов Мировой оси − Мировое древо, которое растет в центре мира на Мировой горе и связывает три мира: нижний, средний и верхний. Корни Байтерека − в нижнем мире. Пирамида – еще один символ Мировой оси. Экономист Жардем Курмангазиев, опираясь на работы мифолога Серикбола Кондыбая и семиотика Алибека Кажгалиулы, в свое время написал две статьи о том, что пирамида – это образ Мировой горы.

Жилище, дом, в том числе и юрта-орда – это модель мира. Вообще, тема Белого дома интересно раскрывается в тюркской мифологии и истории. Покойный историк Юрий Зуев рассматривал исторический термин «ақүйлілер» − «белодомовые». А еще мифолог Серикбол Кондыбай реконструировал образ «страны за ветрами и снегом», страны, в которой живут сверхъестественные существа, такие как Самрук. Как тут не вспомнить ветры Астаны, которые удивляют не только южан, но и северян (говорят, в прежние времена казахи использовали эти места только как жайлау, а на зиму откочевывали отсюда).

Мне, как мифологу, жаль, что постепенно Астана утрачивает некоторые мифологические элементы: скульптуры на мостах, композицию из крылатых лошадей «пырақ» и грифонов в парке Жерұйық. ИМХО, можно было бы сделать это фишкой столицы, развивать мифологическую тему, устраивать познавательные квесты на открытой местности, особенно по «оси города».

Источник

Читайте также:  Каньон реки оредеж маршрут
Поделиться с друзьями
Байкал24