Вопрос по географии: Почему реки называют «продуктом климата»? Какие известны источники питания рек?
Режим питания реки во-первых (ГЛАВНОЕ) зависит от климата, во-вторую, от рельефа, в-третью от подстилающих грунтов (влияние на форму русел и пойм рек) , в четвертую от формы и величины водосборов, в пятую от хозяйственной деятельности на водосборе (строительство водохранилищ и забор воды) .
1 (S) — почтя исключительно снеговое питание (снеговое питание составляет более 80%). 2 (Sx) — преимущественно снеговое питание (> 50%). 3 (R) — почти исключительно дождевое питание (дождевое питание составляет более 80%), 4 (Rx) — преимущественно дождевое питание (> 50%), 5 (Gх) — преимущественно ледниковое питание, 6 (sx) — смешанное питание (преобладает снеговое) , 7 (rх) — смешанное питание (преобладает дождевое) . 8 (gx) — смешанное питание (преобладает ледниковое) , 9 — смешанное питание (преобладает грунтовое) . Буква «х» в условных обозначениях заменяет тот или иной второстепенный вид питания.
Рассмотрим основные типы рек по источникам питания и их географическое распространение на территории СССР. Для краткости обозначим виды питания следующими символами: снеговое — Ss, дождевое — Rr, грунтовое — Uu и ледниковое — Gg, причем большими буквами будем пользоваться в случаях, если доля того или иного вида питания превышает 50%, а малыми, когда она менее 50% годового стока. Если тот или иной источник является явно преобладающим и его доля составляет более 80% годового стока, то реки можно отнести к типу с почти исключительно снеговым (дождевым, ледниковым или грунтовым) питанием; реки, в питании которых это преобладание менее резко выражено и доля одного из источников составляет от 50 до 80% годового стока, можно причислить к водотокам преимущественно снегового (дождевого, грунтового или ледникового) питания; наконец, реки, в питании которых нет резкого преобладания какого-либо из источников питания и доля каждого из них не превышает 50% общего годового стока, можно считать водотоками со смешанным питанием. В зависимости от той роли, которую играет тот или иной источник питания в формировании режима рек, можно выделить четыре основные группы рек: реки с преобладанием:
1) снегового,
2) дождевого,
3) ледникового,
4) грунтового питания.
Первая группа рек, с преобладанием снегового питания, является наиболее распространенной; к ней принадлежит подавляющее большинство рек нашей страны, причем примерно на 80 % ее территории талые снеговые воды являются основным источником питания, формирующим сток рек.
Среди этой группы можно выделить целый ряд характерных типов, отличающихся друг от друга как по количественной доле основного источника питания (снега) , так и в части того значения, которое имеют второстепенные источники питания. Реки, у которых доля снегового питания составляет более 80%, распространены в засушливых степных и полупустынных районах, а именно: в Нижнем Поволжье, Казахстане, в Причерноморской низменности (район нижнего Днепра) . Примерами этого типа рек могут служить: Большой и Малый Узени, Эмба, Нура, Сары-Су и др. К рекам, у которых доля снегового питания составляет от 50 до 80%, относятся почти все большие реки: Печора, Северная Двина, Днепр, Дон, Волга, Обь, Енисей и др. Значительное место среди водотоков этой группы занимают реки смешанного питания с преобладанием снегового. К этому типу принадлежат, например, реки северо-запада Европейской части СССР (Волхов, Нева, Западная Двина и др.) , а также реки горных районов Кавказа, Средней Азии, Алтая (за исключением высокогорных областей) .
Источник
Какие факты, доказывающие, что реки — это продукты климата можно привести?
Это высказывание известного русского климатолога А.И. Воейкова. Кстати, он разработал так называемую гидрологическую классификацию климатов, о которой к сожалению, даже на географических факультетах университетов рассказывают весьма кратко, и не для всех специальностей и специализаций.
А ведь это была первая в мире классификация климатов, разработанная значительно раньше, чем наиболее известная в мире классификация Кёппена, или наиболее известная в России классификация Алисова.
В общем-то, Воейков основывался не столько на климате, сколько на характеристиках рек разных климатических зон и поясов. И потому классификация климатов больше напоминает (да и является одновременно ей) классификацию рек по условиям питания. Как раз по условиям и источникам питания отличаются реки больше всего, и каждый из источников питания наиболее характерен для определенного типа климата.
Приведем кратко эту классификацию:
Тип А – равнинные реки или реки низкогорий, питающиеся снеговыми талыми водами и на невысоких горах (до 1000 м). Это малые реки тундры, имеющие исключительное снеговое питание. И на самом деле таких рек очень мало.
Тип В – горные реки, берущие начало в ледниках или питающиеся горными тающими снегами. В чистом виде не встречаются, но примерно это небольшие реки, истоки которых находятся в высокогорных районах, а затем протекающие по пустынным районам (ближе всего к этому типу подходят реки Сырдарья и Инд в верховьях, реки пустынь Атакама и Коста, реки Центральной Азии)
Тип С – реки с типичным дождевым питанием муссонных областей и экваториальных районов с летним половодьем. Примеры: Конго, Ориноко, Амазонка, нижнее течение реки Амур и вообще реки Дальнего Востока.
Тип D – реки в весенним или ранне-летним половодьем и нередкими дождевыми паводками летом и осенью. Это большинство рек Восточно-Европейской равнины, некоторые реки Западной Сибири, Скандинавии, севера США и юга Канады, бассейн реки Одер.
Тип Е – Реки с дождевым питанием в зимние месяцы, но без половодий. Это реки умеренного морского и субтропического морского климата. Для примера — реки Западной Европы (большинство).
Тип F – Реки в основном с дождевым питанием, но колебания уровней значительно выше, чем в предыдущем типе. Типичные реки — реки средиземноморского субтропического климата.
Тип G – Реки почти отсутствуют либо есть временные водотоки. Климат — чрезвычайно сухой пустынный.
Тип Н – Реки районов, где дождливый период очень короткий, а в остальное время уровень воды сильно падает или же реки пересыкают. Это реки сухих субтропиков и тропиков, а также реки южных степей — Крымские степь, Кура-Араксинская степь.
Тип J – Реки отсутствуют из-за постоянной «зимы». Водотоки заменяют текущие ледники с ручьями, которые текут подо льдом. Это «реки» Гренландии и Антарктиды.
Каждый тип климата имеет свой — зональный — тип рек. И эти реки характеризуются различными преобладающими типами питания, распределением стока в течение года, который характерен для определенного типа климата (например, для рек Центральной части России характерно весеннее половодье, зимняя и летне-осенняя межени, которые могут осложняться дождевыми паводками).
Также можно за основу взять классификацию рек Львовича, правда, там речь идет о преобладающих типах питания в стоке рек
Источник
Урок «Реки — продукт климата»
Открытый урок по географии
Тема: Течение реки. Жизнь рек.
Тип урока : изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;
познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;
научить определять левые и правые притоки реки.
развивать умение описывать реки по типовому плану;
раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;
сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;
формировать умения работать с различными картами.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
Географическая номенклатура: реки — Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.
Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.
Прозвенел и смолк звонок
Добрый день дорогие ребята!
Я надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем.
2.Вступительное слово учителя
(Включить журчание рек) Давайте начнем урок с загадки, которая поможет нам назвать тему сегодняшнего урока.
Между гор, между дол
Бежит белый конь
Не конь, а бежит,
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит. (река)
Да, сегодня на уроке мы поговорим о реках, запишите тему. Слайд№1
3.Изучение нового материала
На прошлом уроке вы познакомились с понятием река, от чего они зависят, где они начинаются и заканчивают свой путь .
— А что бы вы хотели еще узнать о реках? ( о течении реки, узнать какие реки бывают) ,
Учитель: питание реки, о режиме, о порогах, которые встречаются на пути рек.
Узнать обо всем этом и будет целью нашего урока
Прочитайте высказывание А.И. Воейкова: «Реки — продукт климата» (Слайд№2) объясните, что он имел в виду ( дети : Вода атмосферных осадков, выпавших на земную поверхность, просачивается через горные породы или стекает по поверхности в виде временных или постоянных потоков.
Да, именно климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года.
— А подробнее с реками мы познакомимся с вами в ходе нашего виртуального путешествия по рекам, в которую отправляемся прямо сейчас.
— Для путешествия нам сегодня будут необходимы: кораблики атласы, контурные карты, учебники, рабочие тетради, а также знания. Весь маршрут вы строго будете отмечать в контурных картах. (карта россии)
— Каждое путешествие имеет свое начало. У нас также намечена точка отправки нашей команды, с этим пунктом вам придется разобраться самим. Посмотрите на координаты и определите начало нашего путешествия?
— Нашли? (к доске). А что это за место, что он собой представляет?
(это место, где Кама сливается с Волгой)
О Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь.
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслышав звон колоколов…
А что же влияет на работу рек? На реки влияют рельеф и прочность слагающих земную кору горных пород. Повинуясь силе тяжести, реки стекают с возвышенностей в более низкие места и поэтому никогда не начинаются из морей или океанов. В горах это разница очень велика, поэтому реки имеют бурное стремительное течение. По — другому ведут себя равнинные реки-они спокойные, текут не торпясь. У равнинных и горных рек разная форма долин. В горах речные долины узкие и глубокие, на равнинах – широкие с плоским дном. У горных рек глубина долин во много раз превышает их ширину, потому что их разрушительная работа направлена вглубь. Склоны этих долин крутые, иногда почти отвесные. Дно целиком или почти целиком занято руслом
Давайте посмотрим видео о реке Колорадо
Равнинные
Неудобна для судоходства
Широкая речная долина
Удобна для судоходства
Горные
А в долинах равнинных рек есть поймы. Найдите в учебниках определение поймы и запишите в тетрадь.( Запись определения)
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)
— Как образуются пороги, прочитайте в учебнике на с.153
Расскажите об образовании порогов.
ДЕТИ: Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород . Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги . Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
Если река встречает на своем пути крутые отвесные уступы горных пород, то образуются водопады.
Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 5 0 с.ш. и 63 0 з.д. ? (Анхель, показывают на карте у доски) Давайте ребята посмотрим небольшое видео о водопадах.
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке . Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.
А ТЕПЕРЬ путешествие наше продолжается, мы с вами отправляемся в реки на которых образовались водопады Виктория, Игуасу, Ниагарский
Нужно выполнить задание по плану.
1. Материк, где находится река
2. Река, где образовался водопад
3. Высота водопада
Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.
Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, а вот к примеру А.П.Чехов так описывал реку Енисей: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица. Зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…»
Рассмотрим влияние климата на питание рек.
— За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)
Реки зависят не только от рельефа, но и от климата . В тех областях земного шара, где атмосферные осадки приносят больше влаги , чем ее испаряется, то рек много и они полноводны.
Самая полноводная река в мире – Амазонка. Ежегодно она выносит в Атлантический океан 220 км воды.
Очень мало рек в пустынях. Некоторые из них даже пересыхают или теряются в песках. А вот река Нил проходящая по пустыне Сахара не теряется. А давайте посмотрим видофильм о реке Нил.
Полноводность рек в разные сезоны неодинакова. Она зависит от питания реки. А как вы думаете, что такое питание реки. Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.
Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.
Итак, в питании рек принимают участие дождевые,талые снеговые и ледниковые, а также подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе нет. Роль разных источников питания меняется по сезонам года. В зависимости от этого формируется режим рек.
Режим рек – это поведение реки в течение года.
Учащиеся получают таблички с названиями рек, они встают и поднимают правильные ответы.
Хомяк-туристка с кличкой Полга
в круиз ушла по речке …………….
Дятел выбивает дробь
на сосне у речки………..
прыгнул в речку………
Из Мексики спортсменка лама
плыла легко по речке…………..
По берегу бежала мышь:
Мурлыкала кошка: «Мур-мур!
Я рыбки хочу из речки……. »
В море Лаптевых полено
плывет весной по речке………
Француз воскликнул: «Но, пардон,
Есть в России речка……!»
(Слайд№10) Ну что ж ребята в конце своего путешествия возвращаемся в Стерлитамакский район
7. Краеведение (беседа о реках нашего края)
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
И у нас в населенном пункте есть речка, какая а вы знаете как она называется
А какая река течет вблизи нашего населенного пункта?
Правильно Стерля, которая является притоком реки Белой. Давайте ребята на наших корабликах мы отправимся в путь. Ваша задача узнать о питании этих рек, запомнить эти реки и приклеить на кораблик по порядку по каким рекам вы поплывете в какое море вынесет вас наш корабль.
Вот нам удалось сделать небольшой проект кораблик с маршрутом. Но мы еще вернемся к кораблику.
( Стерля ->Ашкадар- >Белая-> Кама- >Волга->Каспийское море)
8. Обсуждение проблем загрязнения водоемов.
А теперь отдохнем и послушаем стихотворение:
Речушка вдоль околицы текла.
Для нас она любимая была
И лучшая на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез,
Как будто люди целью задались
Убить ее- и своего добились.
Как вы думаете, почему автор говорит, что речушку убили? Что её погубило?
Какие вы можете назвать причины загрязнения и гибели рек?
(Называют дети, но приблизительно так ).
Ядохимикиты Удобрения Мусор отходы
Причина гибели реки Неразумное использование вод.
Сточные воды Мытье машин Стирка ковров
Ребята, а наша Стерля чистая?
Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту рек? Табличку сделать охранять
И вновь мы возвращаемся, к нашим проектам корабликам и на них вы напишете ваши ценные советы. А кораблики подарите(Мнение детей)
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!
9. Рефлексия – этап закрепления темы (Слайд№12)
— О реках можно говорит бесконечно, мы с вами рассмотрели всего лишь часть этой темы, узнали много нового и интересного. Давайте поделимся впечатлениями нашего виртуального путешествия. Что вам запомнилось больше всего.
— Итак, продолжите это предложение
1. сегодня я узнал ….
2. Было интересно ….
4. мне запомнились задания…
8. Урок дал мне для жизни…
9. Мне захотелось…
Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете
— Мне захотелось вам поставить хорошие оценки. А оценку я поставлю за
— Запишите домашнее задание (работа в контурных картах, отметить реки России с притоками, выучить словарные слова по теме).
А д/заданием будет. Разработка буклетов на тему «Поможем нашим рекам»
Источник