«Описание рек и озёр в произведениях русских классиков»
Содержимое публикации
ОГАОУ «Гимназия №2» г. Ульяновск
Проект исследовательской работы по географии и литературе для практического применения на уроках в формате современных требований ФГОС
«Описание рек и озёр в произведениях русских классиков»
«Волга в произведениях Н. М. Карамзина; И. А. Гончарова; Н. А. Некрасова;
Авторы: Лазарев Александр Александрович – учитель географии
Валяева Анна – ученица 10Б класса – гуманитарный профиль
Методическое обоснование проекта:.
Цель проекта – показать возможности применения литературных произведений в учебной практике на уроках географии и литературы.
Задачи проекта – формирование мотивации к изучению предметов через литературные произведения с использованием картографического материала
— создание целостной картины явлений природы на выбранных объектах, через объяснение и раскрытие причинно – следственных связей в литературных произведениях и функционирования рек, озёр в России
— развитие творческого потенциала учащихся с использованием образного и географического мышления
— разработка системы интегрированных уроков по заданным темам
Материальное обеспечение: проектор, презентация, раздаточный материал с выборками произведений классиков по отдельным объектам, картографический материал
Ожидаемые результаты: — погружение в проблематику изучаемой темы
— раскрытие личностного потенциала учащихся
— формирование навыков аналитической деятельности при работе с первоисточниками
— использование на практике картографического материала и умений на его основе составлять характеристику природного режима выбранного объекта
— развитие эстетического и экологического сознания
Наша русская природа – особенная. Суровая, холодная, окутанная тайнами, она манит и притягивает как жителей нашей страны, так и приезжих. Русская природа отличается размахом и широтой. Этот простор и масштаб – везде. Сколько произведений было создано, в которых описывались необъятные поля, могучие горы, непроходимые леса, цветущие рощи. И всё же этот пейзаж становиться полным только с русскими водами. Спокойные и плавные, бурные и свирепые, реки и озёра, гладь которых напоминает зеркала, вдохновляли писателей, художников, музыкантов, а те, в свою очередь, создавали великолепные шедевры искусства.
Итак, в своём проекте мы рассмотрим описания рек и озёр в произведениях русских писателей.
Пожалуй, нет более значимой реки для русского народа, чем Волга. Река-кормилица, река-матушка — так ласково называют её. О Волге было сложено столько произведений, столько стихотворений и песен, сколько ни об одной другой реке. На её берегах родились талантливые люди, которые уезжая в иные края, всегда вспоминали Волгу. Они как никто знали и понимали её красоту и величие. В каждом произведение о ней чувствуется размах. И действительно, ведь Волга самая большая река в Европе и одна из самых больших рек в мире.
Николай Михайлович Карамзин писал о ней так:
«Река священнейшая в мире,
Кристальных вод царица, мать!
Дерзну ли я на слабой лире
Тебя, о Волга! Величать…»
Такое торжественное вступление подчёркивает всю мощь Волги, для других вод она – царица, мать.
«Брегов, где прежде обитали
Орды Златыя племена;
Где стрелы в воздухе свистали
И где неверных знамена
Нередко кровью обагрялись
Святых, но слабых християн;
Где враны трупами питались
Несчастных древних россиян;
Но где теперь одной державы
Народы в тишине живут
И все одну богиню чтут,
Богиню счастия и славы»
Карамзин смотрит на Волгу, как на свидетельницу событий прошлого. На её берегах писались одни из самых важных страниц русской истории.
«Где в первый раз открыл я взор,
Небесным светом озарился
И чувством жизни насладился;
Где птичек нежных громкий хор
Воспел рождение младенца;
Где я Природу полюбил,
Ей первенцы души и сердца —
Слезу, улыбку — посвятил
И рос в веселии невинном,
Как юный мирт в лесу пустынном?»
Карамзин любит Волгу, потому что это река его счастливого детства. Малая родина в его воспоминаниях – «райское место».
«Дерзну ли петь, о мать река!
Как ты, красуяся в теченье
По злату чистого песка,
Несешь земли благословенье
На сребряном хребте своем,
Везде щедроты разливаешь,
Везде страны обогащаешь
В блистательном пути твоем;
Как быстро плаватель бесстрашный
Летит на парусных крылах
Среди пучин стихии влажной,
В твоих лазоревых зыбях»
Давайте посмотрим, какие понятия нам встретились и что мы можем сказать о Волге из этого отрывка.
Самостоятельная работа учащихся по тексту, выбор основных положений.
Так как в тексте говорится, что «плаватель бесстрашный летит на парусных крылах», мы можем сделать вывод, что это судоходная река.
Нам встретилось понятие «зыбь». Зыбь – это мелкое волнение на водной поверхности без ветра, что отличает её от ряби.
Терминологическая работа, понятия – судоходство, фарватер, бакен, отмель, перекат и т.д. Поведение реки в зависимости от размера и места протекания. Анализ картографического материала.
«Когда ж под тучами со гневом,
С ужасным шумом, грозным ревом
Начнешь кипеть в брегах своих,
Как вихри воздух раздирают,
Как громы с треском ударяют
И молнии шипят в волнах,
Когда пловцы, спастись не чая
И к небу руки простирая,
Хлад смерти чувствуют в сердцах»
«Едва и сам я в летах нежных,
Во цвете радостной весны,
Не кончил дней в водах мятежных
Твоей, о Волга! глубины.
Уже без ветрил, без кормила
По безднам буря нас носила;
Гребец от страха цепенел;
Уже зияла хлябь под нами
Своими пенными устами;
Надежды луч в душах бледнел;
Уже я с жизнию прощался,
С ее прекрасною зарей;
В тоске слезами обливался
И ждал погибели своей…
Но вдруг творец изрек спасенье —
Утихло бурное волненье,
И брег с улыбкой нам предстал.
…Сколь ты в величии своем,
О Волга! яростна, ужасна,
Столь в благости мила, прекрасна:
Ты образ божий в мире сем!»
В этом отрывке Карамзин показывает изменчивость Волги.
Он восхищается красотой великой реки, её щедростью и богатством. Но Волга может быть не только «благостно мила». Поэт помнит и другую картину, когда река Волга в гневе «яростна, ужасна», она пугает человека.
Приведите примеры, которые показывают основные природные явления на Волге, возникающие в режиме её функционирования. По карте определите, что способствует этому?. Свой ответ аргументируйте.
Природа в изображении Карамзина многолика. Её состояние отражается и на ощущениях человека. Если природа тиха и добра, то человек умиляется и душа его наполняется радостью. Если мятежна и опасна, то человек чувствует себя песчинкой перед бездной, в его сердце проникают «хлад смерти».
Теки, Россию украшая;
Шуми, священная река,
Свою великость прославляя,
Доколе времени рука
Не истощит твоей пучины:
Увы! сей горестной судьбины
И ты не можешь избежать:
И ты должна свой век скончать!
Но прежде многие народы
Истлеют, превратятся в прах,
И блеск цветущия Природы
Померкнет на твоих брегах.
Мысль о том, что Волге не избежать «горестной судьбины», не звучит обречённо. Прежде чем великая река закончит свой век, проживёт не одно поколение людей и все увидят Волгу в её величии.
Укажите, какие природные катаклизмы уже коснулись р. Волги, с чем это связано7Назовите известные вам программы, которые направлены на спасение реки и в чём заключается эта работа.
Стихотворение «Волга» — это гимн русской реке. Для Карамзина Волга – источник вдохновения не только своей природной красотой, но и теми событиями, которые происходили на её берегах.
Чудесная природа Поволжья запечатлена в романе Ивана Александровича Гончарова «Обрыв». Введение в книгу знаменитой русской реки придает динамику частям романа, рисующим жизнь хозяев и обитателей Малиновки (прототип -Киндяковка).
Река Волга, ее образ, показан в «Обрыве» в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство: «В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину — и там, в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, — именно “Обрыв».
А вот и география романа.
«С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. Воздух свежий, прохладный, от которого, как от летнего купанья пробегает по телу дрожь бодрости».
«Волга задумчиво текла в берегах, заросшая островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались её и кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно плавал коршун».
Вся эта картина пропитана покоем и умиротворением. Из описания, даже если бы название реки не было указано, мы можем сделать вывод, что это равнинная река, которую характеризует «задумчивое» течение.
По карте определите формы рельефа по которым протекает река в романе.
В данном отрывке мы встретили понятие «мель». Мель — это возвышение дна в море, реке или озере, затрудняющее судоходство. Обычно она образована наносом песка или гальки, может также быть вулканического происхождения или результатом деятельности человека или животных. В данном случае мель образована наносом песка.
Также в романе описано ещё одно природное явление – половодье.
Половодье — одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, — относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня.
Половодье вызывается усиленным продолжительным притоком воды, который может быть обусловлен:
весенним таянием снега на равнинах;
летним таянием снега и ледников в горах;
Половодья, вызванные весенним снеготаянием, характерны для многих равнинных рек, которые делятся на 2 группы:
реки с преобладанием весеннего стока
реки с преобладанием летнего стока
Волга относится к первой группе. Опираясь на жизненный опыт, дайте объяснение этому показателю. Если вы не согласны с выводами, сделайте свои выкладки.
Итак, главный герой романа – Борис Павлович Райский, приехал в своё имение, в деревню Малиновку, в середине мая. А, как мы знаем, у Волги половодье бывает с апреля по июнь. Следовательно, он успел застать разлив великой реки, что хорошо описано в романе.
“Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами. Полноводье еще не сбыло, и река завладела плоским прибрежьем, а у крутых берегов шумливо и кругами омывала подножья гор. В разных местах, незаметно, будто не двигаясь, плыли суда. Высоко на небе рядами висели облака. Марфенька подошла к Райскому и смотрела равнодушно на всю картину, к которой привыкла давно”
Здесь же мы можем найти не только прекрасное описание волжских пейзажей, но и приоткрыть черту характера младшей из сестёр. Марфенька – натура не очень поэтичная, поэтому и смотрит на окружающую её красоту равнодушно.
Для Бабушки и Тушина, как и для Марфеньки, эстетическая сторона Волги заметно заслонена практической, деловой. Если для Марфеньки характерно внешнее общение с природой (птицы, цветы, кролики), то Верочке присуща внутренняя близость к образу Волги. Сельские пейзажи с самого раннего возраста окружали обеих внучек-сироток и по-разному отложились в их душах. Когда Райский, досадуя на себя, задает Вере весьма неуместный вопрос: «Но что же вы любите? Книгу, цветы?», Вера отвечает:
— Цветы? Да, люблю их вон там, в саду, а не в комнате, где надо за ними ходить.
— И природу вообще?
— Да, этот уголок, Волгу, обрыв, — вон этот лес и сад — я очень люблю! — произнесла она, и взгляды ее покоились с очевидным удовольствием на всей лежавшей перед окнами местности.
— Что же вас так привязывает к этому уголку?
Она молчала, продолжая с наслаждением останавливать ласковый взгляд на каждом дереве, на бугре, и, наконец, на Волге.
Общаясь с Волгой, чаще не замечая того, персонажи сами приоткрывают свой характер, мечты, настроения. Именно переезды Веры в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непростого характера героини.
В момент самых драматических событий романа меняется и погода. На дворе – осень. Трагедия Веры и её семьи отражена и в перемене природы.
«На всем лежал какой-то туман… Роща обнажалась все больше и больше от листьев. Сама Волга почернела, готовясь замерзнуть»
Следующего писателя называли «самым крестьянским» поэтом России, «певцом народа».
Николай АлексеевичНекрасов.Он, как и многие поэты описывал Волгу и предавался воспоминаниям на её берегах.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе
И вдруг романтическое описание волжской местности прерывается. В детских воспоминаниях начинает проглядываться боль за каторжную участь бурлаков.
«В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.»
«Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз.
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он,—
И долго берегом реки
Бог весть, что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,—
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски. »
«Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца».
Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной.
В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны.
Рассматривая отрывок произведения, мы можем смело оперировать на историческое прошлое в использовании реки. Один из терминов, который остался в названии прибрежной части реки – переволоки. Найдите значение этого слова и объясните, как использовали данное действие на реке. Объясните, почему на Волге и некоторых реках древнего пути «Из варяг в греки» это было актуально? Как в настоящее время решена проблема?
А следующий писатель рассказал целую историю двух рек, двух «сестёр». В детской сказке Самуила Яковлевича Маршака «Волга и Вазуза» мы сможем найти очень многое, связанное с географией.
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку.
А глядишь — ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.
Перед нею путь большой и долгий —
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой —
Матушкой, кормилицей родной.
Именно так Волга берёт своё начало из небольшого водоёма, расположенного у околицы деревни Волговерховье Оставшковского района Тверской области и образованного слиянием нескольких родников.
Родник — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).
Образование источников может быть обусловлено различными факторами:
Пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (например, речными долинами, балками, оврагами, озёрными котловинами),
Геолого-структурными особенностями местности (наличием трещин, зон тектонических нарушений, контактов изверженных и осадочных пород),
Фильтрационной неоднородностью водовмещающих пород.
Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими (сезонными) и постоянно действующими.
Вернёмся к роднику, из которого берёт начало Волга. Вокруг него построена часовня, к которой ведёт мостик. Вода в ручейке имеет красно-бурый оттенок, в засушливое лето ручей в пределах деревни Волговерховье часто пересыхает.
В стихотворении также описано питание Волги:
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз
Основные источники питания Волги – талые воды, грунтовые и дождевые. Более 60 % годового стока составляют снеговые соединения.
Также в этом отрывке мы встретили понятие «плёс».
Плёс — глубокий участок русла реки, расположенный между перекатами.
Плёс обычно образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интенсивно размывается её дно (например, в изогнутых участках русла, в сужениях речной долины).
Итак, а теперь давайте прочитаем историю о двух реках.
Волга — рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться.
Высятся над Волгой города.
На волнах качаются суда,
Носят много дорогого груза.
А у Волги есть сестра — Вазуза.
Вьётся Волга, а её сестра
Напрямик течёт, крута, быстра.
Меж камней бурлит она в дороге,
Сердится, катясь, через пороги.
У сестёр-красавиц с давних пор
Был такой между собою спор:
Кто из них сильнее и быстрее,
Кто из них умнее и хитрее?
И тянулась тяжба долгий век
У сестёр — у двух соседних рек.
Ни одна не уступала в споре.
Наконец решили: — Ляжем спать,
А проснувшись, побежим опять.
Кто скорее добежит до моря,
Ту и будем старшею считать!
Вот зима постлала им постели
Под широкой крышей ледяной.
Шубою накрыли их метели,
Белою одели пеленой.
Но Вазуза пробудилась рано
Под покровом вешнего тумана
И сестру решила обмануть:
Собралась, да и пустилась в путь.
Говорит: -Прощай, сестрица Волга,
Нежиться во сне ты будешь долго.
Я же той порой по холодку
От тебя подальше утеку,
Выберу дорожку попрямее
И до моря добежать успею!
Пробудилась Волга в свой черёд.
Над собой взломала синий лёд,
Разлилась в полях среди простора,
Напилась холодных вешних вод
И пошла не тихо и не скоро,
Не спеша, не мешкая, вперёд.
Хоть она весной проснулась поздно
И путём извилистым текла,
Но сестру свою догнала грозно,
Гневная, к Зубцову подошла.
И Вазуза, с Волгою не споря,
Просит донести её до моря.
Ей самой, усталой, не дойти —
Не собрала силы по пути.
Что ж, сестра родная — не обуза.
Две реки в пути слились в одну.
С той поры шумливая Вазуза
Будит Волгу каждую весну:
— Просыпайся, старшая сестра,
Пробираться к морю нам пора.
Гонят волны Волга и Вазуза,
Две реки Советского Союза.
Говорит молва, что до сих пор
У сестёр не утихает спор.
Спорят реки Волга и Вазуза,
Спорят с Доном, Обью и Двиной:
Кто из них подымет больше груза,
Больше рыбы даст земле родной,
Кто прогонит летом больше сплава…
Всем советским рекам — честь и слава!
Река Вазуза является правым притоком Волги и одной из чистейших рек России. Говорят, что даже на глубине 4 метров отчётливо видны камни.
Длина реки — 162 км, площадь бассейна — 7120 км². Исток Вазузы находится на северных склонах Смоленской возвышенности, недалеко от д. Марьино Вяземского района Смоленской области.
В относительно крупную реку она превращается у города Сычёвки. Питание реки снеговое и дождевое. Ледостав с ноября по апрель.
В стихотворении не просто так сказано, что Волга к «Зубцову подошла». Именно этот город является местом слияния Волги и Вазузы.
Известно, что из Гжати и дальше по Вазузе в Петербург переправлялись различные строительные материалы. Сычёвское купечество тоже не стояло в стороне, — обеспечивали эти водные пути торговлю. Возили хлеб, лён с пенькой и смолу. И в стихе есть упоминание о споре Волги и Вазузы в торговом отношении. Кстати, название реки предположительно имеет славянское происхождение, от «возуза» — «река, доставляющая товар», «река торгового пути».
Вот так простая детская сказка показала путь двух рек, от начала, как они образуются, до того как слились в одну.
Задание по описанию реки по плану. Опираясь на картографические материалы, составьте комплексную характеристику реки Вазуза.
Для работы определите, какая карта территории России вам необходима. При работе, обязательно указывайте пункты плана и полное раскрытие вопроса.
Географическое положение объекта.
Укажите исток и устье реки (желательно с привязкой к объектам географического характера).
Тип питания реки.
Режим реки: паводок и межень, ледостав.
Хозяйственное использование реки.
Экологические проблемы и пути их решения.
Сегодня я узнал на уроке:
Было интересно или трудно …
Я выполнял задания: понял что теперь могу —
Источник