Реки по именам писателей



«Описание рек и озёр в произведениях русских классиков»

Содержимое публикации

ОГАОУ «Гимназия №2» г. Ульяновск

Проект исследовательской работы по географии и литературе для практического применения на уроках в формате современных требований ФГОС

«Описание рек и озёр в произведениях русских классиков»

«Волга в произведениях Н. М. Карамзина; И. А. Гончарова; Н. А. Некрасова;

Авторы: Лазарев Александр Александрович – учитель географии

Валяева Анна – ученица 10Б класса – гуманитарный профиль

Методическое обоснование проекта:.

Цель проекта – показать возможности применения литературных произведений в учебной практике на уроках географии и литературы.

Задачи проекта – формирование мотивации к изучению предметов через литературные произведения с использованием картографического материала

— создание целостной картины явлений природы на выбранных объектах, через объяснение и раскрытие причинно – следственных связей в литературных произведениях и функционирования рек, озёр в России

— развитие творческого потенциала учащихся с использованием образного и географического мышления

— разработка системы интегрированных уроков по заданным темам

Материальное обеспечение: проектор, презентация, раздаточный материал с выборками произведений классиков по отдельным объектам, картографический материал

Ожидаемые результаты: — погружение в проблематику изучаемой темы

— раскрытие личностного потенциала учащихся

— формирование навыков аналитической деятельности при работе с первоисточниками

— использование на практике картографического материала и умений на его основе составлять характеристику природного режима выбранного объекта

— развитие эстетического и экологического сознания

Наша русская природа – особенная. Суровая, холодная, окутанная тайнами, она манит и притягивает как жителей нашей страны, так и приезжих. Русская природа отличается размахом и широтой. Этот простор и масштаб – везде. Сколько произведений было создано, в которых описывались необъятные поля, могучие горы, непроходимые леса, цветущие рощи. И всё же этот пейзаж становиться полным только с русскими водами. Спокойные и плавные, бурные и свирепые, реки и озёра, гладь которых напоминает зеркала, вдохновляли писателей, художников, музыкантов, а те, в свою очередь, создавали великолепные шедевры искусства.

Итак, в своём проекте мы рассмотрим описания рек и озёр в произведениях русских писателей.

Пожалуй, нет более значимой реки для русского народа, чем Волга. Река-кормилица, река-матушка — так ласково называют её. О Волге было сложено столько произведений, столько стихотворений и песен, сколько ни об одной другой реке. На её берегах родились талантливые люди, которые уезжая в иные края, всегда вспоминали Волгу. Они как никто знали и понимали её красоту и величие. В каждом произведение о ней чувствуется размах. И действительно, ведь Волга самая большая река в Европе и одна из самых больших рек в мире.

Николай Михайлович Карамзин писал о ней так:

«Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! Величать…»

Такое торжественное вступление подчёркивает всю мощь Волги, для других вод она – царица, мать.

«Брегов, где прежде обитали

Орды Златыя племена;

Где стрелы в воздухе свистали

И где неверных знамена

Нередко кровью обагрялись

Святых, но слабых християн;

Где враны трупами питались

Несчастных древних россиян;

Но где теперь одной державы

Народы в тишине живут

И все одну богиню чтут,

Богиню счастия и славы»

Карамзин смотрит на Волгу, как на свидетельницу событий прошлого. На её берегах писались одни из самых важных страниц русской истории.

«Где в первый раз открыл я взор,

Небесным светом озарился

И чувством жизни насладился;

Где птичек нежных громкий хор

Воспел рождение младенца;

Где я Природу полюбил,

Ей первенцы души и сердца —

Слезу, улыбку — посвятил

И рос в веселии невинном,

Как юный мирт в лесу пустынном?»

Карамзин любит Волгу, потому что это река его счастливого детства. Малая родина в его воспоминаниях – «райское место».

«Дерзну ли петь, о мать река!

Как ты, красуяся в теченье

По злату чистого песка,

Несешь земли благословенье

На сребряном хребте своем,

Везде щедроты разливаешь,

Везде страны обогащаешь

В блистательном пути твоем;

Как быстро плаватель бесстрашный

Летит на парусных крылах

Среди пучин стихии влажной,

В твоих лазоревых зыбях»

Давайте посмотрим, какие понятия нам встретились и что мы можем сказать о Волге из этого отрывка.

Самостоятельная работа учащихся по тексту, выбор основных положений.

Так как в тексте говорится, что «плаватель бесстрашный летит на парусных крылах», мы можем сделать вывод, что это судоходная река.

Нам встретилось понятие «зыбь». Зыбь – это мелкое волнение на водной поверхности без ветра, что отличает её от ряби.

Терминологическая работа, понятия – судоходство, фарватер, бакен, отмель, перекат и т.д. Поведение реки в зависимости от размера и места протекания. Анализ картографического материала.

«Когда ж под тучами со гневом,

С ужасным шумом, грозным ревом

Начнешь кипеть в брегах своих,

Как вихри воздух раздирают,

Как громы с треском ударяют

И молнии шипят в волнах,

Когда пловцы, спастись не чая

И к небу руки простирая,

Хлад смерти чувствуют в сердцах»

«Едва и сам я в летах нежных,

Во цвете радостной весны,

Не кончил дней в водах мятежных

Твоей, о Волга! глубины.

Уже без ветрил, без кормила

По безднам буря нас носила;

Гребец от страха цепенел;

Уже зияла хлябь под нами

Своими пенными устами;

Надежды луч в душах бледнел;

Читайте также:  Где находится устья реки дон

Уже я с жизнию прощался,

С ее прекрасною зарей;

В тоске слезами обливался

И ждал погибели своей…

Но вдруг творец изрек спасенье —

Утихло бурное волненье,

И брег с улыбкой нам предстал.

Сколь ты в величии своем,

О Волга! яростна, ужасна,

Столь в благости мила, прекрасна:

Ты образ божий в мире сем!»

В этом отрывке Карамзин показывает изменчивость Волги.

Он восхищается красотой великой реки, её щедростью и богатством. Но Волга может быть не только «благостно мила». Поэт помнит и другую картину, когда река Волга в гневе «яростна, ужасна», она пугает человека.

Приведите примеры, которые показывают основные природные явления на Волге, возникающие в режиме её функционирования. По карте определите, что способствует этому?. Свой ответ аргументируйте.

Природа в изображении Карамзина многолика. Её состояние отражается и на ощущениях человека. Если природа тиха и добра, то человек умиляется и душа его наполняется радостью. Если мятежна и опасна, то человек чувствует себя песчинкой перед бездной, в его сердце проникают «хлад смерти».

Теки, Россию украшая;

Шуми, священная река,

Свою великость прославляя,

Доколе времени рука

Не истощит твоей пучины:

Увы! сей горестной судьбины

И ты не можешь избежать:

И ты должна свой век скончать!

Но прежде многие народы

Истлеют, превратятся в прах,

И блеск цветущия Природы

Померкнет на твоих брегах.

Мысль о том, что Волге не избежать «горестной судьбины», не звучит обречённо. Прежде чем великая река закончит свой век, проживёт не одно поколение людей и все увидят Волгу в её величии.

Укажите, какие природные катаклизмы уже коснулись р. Волги, с чем это связано7Назовите известные вам программы, которые направлены на спасение реки и в чём заключается эта работа.

Стихотворение «Волга» — это гимн русской реке. Для Карамзина Волга – источник вдохновения не только своей природной красотой, но и теми событиями, которые происходили на её берегах.

Чудесная природа Поволжья запечатлена в романе Ивана Александровича Гончарова «Обрыв». Введение в книгу знаменитой русской реки придает динамику частям романа, рисующим жизнь хозяев и обитателей Малиновки (прототип -Киндяковка).

Река Волга, ее образ, показан в «Обрыве» в летние месяцы, да и сам роман зародился на ее берегу, недаром Гончаров многократно подчеркивал это обстоятельство: «В 1849 г. я уехал на Волгу, в Симбирск, на родину — и там, в течение четырех летних месяцев у меня родился и развился в обширную программу план нового романа, — именно “Обрыв».

А вот и география романа.

«С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля, обработанные и пустые, овраги, и все это замыкалось далью синевших гор. С третьей стороны видны села, деревни и часть города. Воздух свежий, прохладный, от которого, как от летнего купанья пробегает по телу дрожь бодрости».

«Волга задумчиво текла в берегах, заросшая островами, кустами, покрытая мелями. Вдали желтели песчаные бока гор, а на них синел лес; кое-где белел парус, да чайки, плавно махая крыльями, опускаясь на воду, едва касались её и кругами поднимались опять вверх, а над садами высоко и медленно плавал коршун».

Вся эта картина пропитана покоем и умиротворением. Из описания, даже если бы название реки не было указано, мы можем сделать вывод, что это равнинная река, которую характеризует «задумчивое» течение.

По карте определите формы рельефа по которым протекает река в романе.

В данном отрывке мы встретили понятие «мель». Мель — это возвышение дна в море, реке или озере, затрудняющее судоходство. Обычно она образована наносом песка или гальки, может также быть вулканического происхождения или результатом деятельности человека или животных. В данном случае мель образована наносом песка.

Также в романе описано ещё одно природное явление – половодье.

Половодье — одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, — относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня.

Половодье вызывается усиленным продолжительным притоком воды, который может быть обусловлен:

весенним таянием снега на равнинах;

летним таянием снега и ледников в горах;

Половодья, вызванные весенним снеготаянием, характерны для многих равнинных рек, которые делятся на 2 группы:

реки с преобладанием весеннего стока

реки с преобладанием летнего стока

Волга относится к первой группе. Опираясь на жизненный опыт, дайте объяснение этому показателю. Если вы не согласны с выводами, сделайте свои выкладки.

Итак, главный герой романа – Борис Павлович Райский, приехал в своё имение, в деревню Малиновку, в середине мая. А, как мы знаем, у Волги половодье бывает с апреля по июнь. Следовательно, он успел застать разлив великой реки, что хорошо описано в романе.

Райский бросил взгляд на Волгу, забыл все и замер неподвижно, воззрясь в ее задумчивое течение, глядя, как она раскидывается по лугам широкими разливами. Полноводье еще не сбыло, и река завладела плоским прибрежьем, а у крутых берегов шумливо и кругами омывала подножья гор. В разных местах, незаметно, будто не двигаясь, плыли суда. Высоко на небе рядами висели облака. Марфенька подошла к Райскому и смотрела равнодушно на всю картину, к которой привыкла давно”

Здесь же мы можем найти не только прекрасное описание волжских пейзажей, но и приоткрыть черту характера младшей из сестёр. Марфенька – натура не очень поэтичная, поэтому и смотрит на окружающую её красоту равнодушно.

Читайте также:  Малка река где берет начало

Для Бабушки и Тушина, как и для Марфеньки, эстетическая сторона Волги заметно заслонена практической, деловой. Если для Марфеньки характерно внешнее общение с природой (птицы, цветы, кролики), то Верочке присуща внутренняя близость к образу Волги. Сельские пейзажи с самого раннего возраста окружали обеих внучек-сироток и по-разному отложились в их душах. Когда Райский, досадуя на себя, задает Вере весьма неуместный вопрос: «Но что же вы любите? Книгу, цветы?», Вера отвечает:

Цветы? Да, люблю их вон там, в саду, а не в комнате, где надо за ними ходить.

И природу вообще?

Да, этот уголок, Волгу, обрыв, — вон этот лес и сад — я очень люблю! — произнесла она, и взгляды ее покоились с очевидным удовольствием на всей лежавшей перед окнами местности.

Что же вас так привязывает к этому уголку?

Она молчала, продолжая с наслаждением останавливать ласковый взгляд на каждом дереве, на бугре, и, наконец, на Волге.

Общаясь с Волгой, чаще не замечая того, персонажи сами приоткрывают свой характер, мечты, настроения. Именно переезды Веры в Заволжье, составляют важную событийную сторону произведения, раскрывают существенные черты непростого характера героини.

В момент самых драматических событий романа меняется и погода. На дворе – осень. Трагедия Веры и её семьи отражена и в перемене природы.

«На всем лежал какой-то туман… Роща обнажалась все больше и больше от листьев. Сама Волга почернела, готовясь замерзнуть»

Следующего писателя называли «самым крестьянским» поэтом России, «певцом народа».

Николай АлексеевичНекрасов.Он, как и многие поэты описывал Волгу и предавался воспоминаниям на её берегах.

Ты удивлен, что я прирос

На Волге: целый час стою

Недвижно, хмурюсь и молчу.

Я вспомнил молодость мою

И весь отдаться ей хочу

Здесь на свободе

И вдруг романтическое описание волжской местности прерывается. В детских воспоминаниях начинает проглядываться боль за каторжную участь бурлаков.

«В каких-то розовых мечтах

Я позабылся. Сон и зной

Уже царили надо мной.

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик,—

И сердце дрогнуло во мне.»

«Давно-давно, в такой же час,

Его услышав в первый раз.

Я был испуган, оглушен.

Я знать хотел, что значит он,—

И долго берегом реки

Бог весть, что сделалось со мной?

Я не узнал реки родной:

С трудом ступает на песок

Моя нога: он так глубок;

Уж не манит на острова

Их ярко-свежая трава,

Прибрежных птиц знакомый крик

Зловещ, пронзителен и дик,

И говор тех же милых волн

Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,—

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски. »

«Унылый, сумрачный бурлак!

Каким тебя я в детстве знал,

Таким и ныне увидал:

Все ту же песню ты поешь,

Все ту же лямку ты несешь,

В чертах усталого лица

Все та ж покорность без конца».

Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной.

В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны.

Рассматривая отрывок произведения, мы можем смело оперировать на историческое прошлое в использовании реки. Один из терминов, который остался в названии прибрежной части реки – переволоки. Найдите значение этого слова и объясните, как использовали данное действие на реке. Объясните, почему на Волге и некоторых реках древнего пути «Из варяг в греки» это было актуально? Как в настоящее время решена проблема?

А следующий писатель рассказал целую историю двух рек, двух «сестёр». В детской сказке Самуила Яковлевича Маршака «Волга и Вазуза» мы сможем найти очень многое, связанное с географией.

Меж болот из малого колодца

Ручеёк, не умолкая, льётся.

Неприметен чистый ручеёк,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдёшь его через дощечку.

А глядишь — ручей разлился в речку,

Хоть местами речку эту вброд

И цыплёнок летом перейдёт.

Но поят её ключи, потоки,

И снега, и ливни летних гроз,-

И течёт она рекой широкой,

Разливается в спокойный плёс,

Пенится под плицами колёс.

Перед нею путь большой и долгий —

Из лесного края в край степной.

И зовут её рекою Волгой —

Матушкой, кормилицей родной.

Именно так Волга берёт своё начало из небольшого водоёма, расположенного у околицы деревни Волговерховье Оставшковского района Тверской области и образованного слиянием нескольких родников.

Читайте также:  На рыбалке у реки кто то свистнул сапоги

Родник — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Образование источников может быть обусловлено различными факторами:

Пересечением водоносных горизонтов отрицательными формами современного рельефа (например, речными долинами, балками, оврагами, озёрными котловинами),

Геолого-структурными особенностями местности (наличием трещин, зон тектонических нарушений, контактов изверженных и осадочных пород),

Фильтрационной неоднородностью водовмещающих пород.

Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими (сезонными) и постоянно действующими.

Вернёмся к роднику, из которого берёт начало Волга. Вокруг него построена часовня, к которой ведёт мостик. Вода в ручейке имеет красно-бурый оттенок, в засушливое лето ручей в пределах деревни Волговерховье часто пересыхает.

В стихотворении также описано питание Волги:

Но поят её ключи, потоки,

И снега, и ливни летних гроз

Основные источники питания Волги – талые воды, грунтовые и дождевые. Более 60 % годового стока составляют снеговые соединения.

Также в этом отрывке мы встретили понятие «плёс».

Плёс — глубокий участок русла реки, расположенный между перекатами.

Плёс обычно образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интенсивно размывается её дно (например, в изогнутых участках русла, в сужениях речной долины).

Итак, а теперь давайте прочитаем историю о двух реках.

Волга — рекам родины царица.

Ни одна не может с ней сравниться.

Высятся над Волгой города.

На волнах качаются суда,

Носят много дорогого груза.

А у Волги есть сестра — Вазуза.

Вьётся Волга, а её сестра

Напрямик течёт, крута, быстра.

Меж камней бурлит она в дороге,

Сердится, катясь, через пороги.

У сестёр-красавиц с давних пор

Был такой между собою спор:

Кто из них сильнее и быстрее,

Кто из них умнее и хитрее?

И тянулась тяжба долгий век

У сестёр — у двух соседних рек.

Ни одна не уступала в споре.

Наконец решили: — Ляжем спать,

А проснувшись, побежим опять.

Кто скорее добежит до моря,

Ту и будем старшею считать!

Вот зима постлала им постели

Под широкой крышей ледяной.

Шубою накрыли их метели,

Белою одели пеленой.

Но Вазуза пробудилась рано

Под покровом вешнего тумана

И сестру решила обмануть:

Собралась, да и пустилась в путь.

Говорит: -Прощай, сестрица Волга,

Нежиться во сне ты будешь долго.

Я же той порой по холодку

От тебя подальше утеку,

Выберу дорожку попрямее

И до моря добежать успею!

Пробудилась Волга в свой черёд.

Над собой взломала синий лёд,

Разлилась в полях среди простора,

Напилась холодных вешних вод

И пошла не тихо и не скоро,

Не спеша, не мешкая, вперёд.

Хоть она весной проснулась поздно

И путём извилистым текла,

Но сестру свою догнала грозно,

Гневная, к Зубцову подошла.

И Вазуза, с Волгою не споря,

Просит донести её до моря.

Ей самой, усталой, не дойти —

Не собрала силы по пути.

Что ж, сестра родная — не обуза.

Две реки в пути слились в одну.

С той поры шумливая Вазуза

Будит Волгу каждую весну:

Просыпайся, старшая сестра,

Пробираться к морю нам пора.

Гонят волны Волга и Вазуза,

Две реки Советского Союза.

Говорит молва, что до сих пор

У сестёр не утихает спор.

Спорят реки Волга и Вазуза,

Спорят с Доном, Обью и Двиной:

Кто из них подымет больше груза,

Больше рыбы даст земле родной,

Кто прогонит летом больше сплава…

Всем советским рекам — честь и слава!

Река Вазуза является правым притоком Волги и одной из чистейших рек России. Говорят, что даже на глубине 4 метров отчётливо видны камни.

Длина реки — 162 км, площадь бассейна — 7120 км². Исток Вазузы находится на северных склонах Смоленской возвышенности, недалеко от д. Марьино Вяземского района Смоленской области.

В относительно крупную реку она превращается у города Сычёвки. Питание реки снеговое и дождевое. Ледостав с ноября по апрель.

В стихотворении не просто так сказано, что Волга к «Зубцову подошла». Именно этот город является местом слияния Волги и Вазузы.

Известно, что из Гжати и дальше по Вазузе в Петербург переправлялись различные строительные материалы. Сычёвское купечество тоже не стояло в стороне, — обеспечивали эти водные пути торговлю. Возили хлеб, лён с пенькой и смолу. И в стихе есть упоминание о споре Волги и Вазузы в торговом отношении. Кстати, название реки предположительно имеет славянское происхождение, от «возуза» — «река, доставляющая товар», «река торгового пути».

Вот так простая детская сказка показала путь двух рек, от начала, как они образуются, до того как слились в одну.

Задание по описанию реки по плану. Опираясь на картографические материалы, составьте комплексную характеристику реки Вазуза.

Для работы определите, какая карта территории России вам необходима. При работе, обязательно указывайте пункты плана и полное раскрытие вопроса.

Географическое положение объекта.

Укажите исток и устье реки (желательно с привязкой к объектам географического характера).

Тип питания реки.

Режим реки: паводок и межень, ледостав.

Хозяйственное использование реки.

Экологические проблемы и пути их решения.

Сегодня я узнал на уроке:

Было интересно или трудно …

Я выполнял задания: понял что теперь могу —

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24