Реки подо льдом это

Подо льдом Антарктиды нашли огромные реки

На самом сухом и холодном континенте ученые из университета Райса в США обнаружили потоки воды, протекающие подо льдом. Исследование было опубликовано в журнале Nature Geoscience.

В течение двух лет ученые анализировали донные отложения и изучали карты дна моря Росса. Еще 15 000 лет назад эта территория была покрыта толстым слоем льда. Позднее ледник отступил на сотни миль вглубь континента. На картах, данные для которых собрало исследовательское судно Национального научного фонда Натаниэля Б. Палмера, отображается отступление льда после последнего ледникового периода: в нескольких местах на карте можно увидеть древние водотоки и подледные озера.

Сегодня Антарктида покрыта льдом, мощность которого в некоторых местах достигает 3,2 км. Тем не менее пласт льда не статичен: под действием собственного веса он движется, и возникают подземные реки льда, текущие к морю. Согласно наземным наблюдениям, некоторые из этих потоков движутся со скоростью несколько сотен метров в год. Однако сам по себе лед может преодолеть лишь несколько десятков метров в год. Исходя из этого, ученые предположили, что он движется с помощью внешних сил.

Так как провести подледные наблюдения довольно затруднительно, авторы исследования утверждают, что ископаемая речная система иллюстрирует, как талая вода вытекает из подледниковых озер и по руслам впадает в океан. Вода тает из-за интенсивного давления ледника и из-за действия подземных вулканов, которые могут нагревать лед снизу. В подледном речном бассейне обнаружили более 20 озер.

Результаты исследования могут помочь гидрологам предсказать, как будут вести себя современные ледниковые потоки и какова их роль в повышении уровня моря.

Источник

Что прячет речка подо льдом

Река в зиму тихая, подо льдом скрывается. И не разглядеть её жизни подводной, притаившейся. Можно только догадываться, что она прячет за своим белоснежным панцирем, кого скрывает. Многие спят в это морозное время. Не все. Тех, кто не спит, того и представим.
Красивый, зелёный, сырой. Глаза на верёвочке. Вкусный, да не податливый, панцирем прикрытый. Мудрый и серьёзный. Оттого и не ели его. Уважали и слушали, называли величаво – Рак.
Он выполз из своей норы поделиться с речными жителями безрадостными мыслями, что изводили его с начала осени, уснуть спокойно не давали. Обитатели дна речного понимают друг друга без слов ничем не хуже животных, и рыбьи стаи скоро начали собираться подле вождя — носителя мудрости мокрой.
-Загрязняется наш мир, — плакался Рак подплывающим рыбьим стаям. – Не выжить нам в этой мути. Что делать, ума не приложу. Прибираться опять? Не поспеваем мы за людьми, и отходы их стали несъедобными. Не выживем, задохнемся. А по весне опять талые воды пойдут, слив смрадный откроется.
-А что нам остаётся? Только прибираться, — запрыгали в стайке самые активисты – вьюнки. – Что поспеем, то и соберём. В кучу запретную сложим – есть это нельзя! Будем следить за чистотой, дольше продержимся.
-Не прибраться нам, — не согласился мудрый карась с вьюнками. – Течением снова её нанесёт, а малька от гадости той не отвадить. Блестит она, трепыхается, так и просится под жабры. Скоро и мы станем такими же прозрачными и блестящими, как пакость эта человеческая. Навек она в нас врастёт – бесполезная и несъедобная.
-Помрём мы все, — запричитал ёршик, неожиданно появившийся из-за камня. Скрытная рыбка, ёршик этот. Не дозовёшься его никак, а тут объявился, запричитал и глазки свои трусливые плавниками прикрыл. – Ничего у нас не выйдет. Тут без чуда не обойтись.
-Да где ж его взять, это чудо? – Прервал Рак причитания истошной рыбки.
-Я! Я знаю про чудо! – Выплыла вперёд юркая щучка. – Меня бабушка учила человеческие желания исполнять. Не пробовала ни разу, но знаю как это делается. Откуда мне знать, чего люди желают? Опасные они, и держаться от них подальше надо. Так что практики у меня никакой, но попробовать можно.
-У людей одно желание: наш род истребить и реки засыпать, — огромный таймень растолкал рыбью мелочь и высунулся со своим верным словом. – Не любят нас люди. Ловят и едят.
-Исполнять все желания подряд глупо, — заключил Рак. – Да ради практики попробовать стоит. Всё, что ни делается, то и к лучшему. А там, глядишь, появится в нас способность желаньями этими управлять. Так вперёд, войско мокрое! Согласны потрудиться? Задачи всем понятны? Выживем! Выживем, если по дну да по водорослям прятаться не будем.

Рыбы рассыпались вдруг все разом, нарушили боевой строй по неведомой причине. Рак аж приподнялся на всех своих десяти ножках с такой неожиданности. А откуда ему было знать о той рыбьей опасности? Выдры раков не едят.
Выдра развернулась красиво пред председателем высокого собрания и завертелась в пузырьках, красуясь; застыла враз, недоумённо озираясь: а где же все?
-А почему разбежались? Испугались? Не буду я вас есть. Приплыла с миром. Хорошее вы дело затеяли. Хочу помочь. Буду сор из воды на берег вытаскивать. Я тут все ходы-выходы тайные знаю. Откуда что пришло, туда и возвратиться должно. А родня мне поможет. Много нас, выдр, сейгод уродилось. Справимся.
Рыбы поверили злому зверю, подтягиваться начали понемногу на распределение работ. А выдра и впрямь никого не тронула. Сплотила общая забота хищника и жертву.
И Рак раскраснелся с того единства устремлений. Всё получится у них, и будет речка к весне голубизной сиять, свежей водицей всех радовать.
Пока река закрыта от глаз людских, всё можно успеть. Не помешает никто жизни подводной.

Читайте также:  Крупные реки республики конго

Дед Алексей тихонько поднялся из-за праздничного стола и незаметно прошёл к входным дверям.
Негоже старым с молодыми Новый Год встречать. У них своя компания должна бы быть. Молодости – веселье, старости – воспоминания. А дочка деда всё в гости зазывает. Как ей отказать можно? Поздравил, и не мешай им дальше праздник праздновать.
Новый Год лучше всего на природе праздновать. Алексею Ивановичу о том и не знать. Сколь отмечал он этих праздников перемен – не сосчитать. Захотелось деду внука с собою взять на берег, показать мальцу чудеса новогодние, настоящие, да мама не позволила. Детям режим необходимо соблюдать, в 12 часов им спать положено. С мамами не спорят, они всегда правы.

А на берегу народ собрался. Празднуют на природе по дедовым заветам, шашлыки жарят. Весёлые все, с праздником поздравляют. А Алексею без внука Лёшки всё равно одиноко как-то, и отвечает он на поздравления с натянутой улыбкой.
Молодёжь! Веселится всё, шумит, топает. Разбросали всё вокруг себя, намусорили. И невдомёк им как природе больно от их бездумного шабаша.
Неправильно это – злиться в праздник такой. Наверное, у всех пожилых засела эта критиканская заноза – не вытащить. Взялся бы, да и сам прибрался, раз грязный снег глаза мозолит! Алексей согнулся старчески за брошенным пакетом и пошёл по берегу, подбирая опорожненные одноразовые стаканчики и пластиковую тару. Мусорные контейнеры тут недалече, донести до них отбросы ничего не стоит. Почему не убирают за собой? Зазнались. Другого ответа не находится.

«С Новым Годом, дедушка»! – Услышал Алексей за спиной звонкий голосок, забрасывая пакет с мусором в контейнер. Оглянулся: девушка с малышом шли за ним с заполненными пакетами в руках. Улыбнулся, поздравил ответно.
А по берегу пошёл народ. Кланялись, подбирали брошенное с примера хорошего. Знакомятся, смеются все. Дело общее сближает. «С Новым Годом», — слышится отовсюду. А большего и не обязательно сегодня говорить, если слов лучших не находится.
И радостно так стало на душе с того, что люди за тобой пошли, откликнулись! Радостно, что берег чист, и праздник настоящим показался. Даже желание у деда Алексея появилось – с внуком за руку пройтись меж людей хороших. Спит Лёшка, и желание то неисполнимо. Сколько этих желаний не исполнилось! Привык к тому давно Алексей Иванович и не переживал особо. Жил тем, что судьбой ему положено.

По речке тем временем огни пошли. Один мелькнул, второй. И заискрилась река из-подо льда, засветилась вся огнями разноцветными. Свет сквозь лёд преломляется особо радостными бликами – праздничными.
Алексей Иванович ходил меж людей и прислушивался. Особо умные утверждали, что это электрики, должно быть, протянули по дну реки бронепровод с водоупорными гирляндами. Не поверить умным речам было сложно. Да и электрики те были далече, улыбались на благодарности лукавыми глазами.

-Деда! Деда! – Отвлёк Иваныча от созерцания знакомый голосок, и он скоро обернулся к бегущему к нему внуку и дочери. Родные! А ведь сбылось желанье новогоднее!
Он заграбастал смеющегося внука на руки и усадил его на шею, чтобы смотрелось ему лучше с высока.
-А мы как увидели огни на реке сразу решили выйти, — подоспела дочка.
-Вот, и правильно сделали, — одобрил мамино решение дед.
-А в реке тоже Новый Год! – верещал Лёшка с дедовой спины.
Самым умным Лёшка оказался. А они говорят – электрики.

Первый лёд по реке прошёл. В этом месте речка всегда очищается раньше. Лёд скапливается чуть дальше, на отвороте, под берегом правым. Тут образуются огромные торосы, видные издалека. По весне сюда приплывает весь мусор, накиданный горожанами за зиму по заледенелому руслу.
Не любил Алексей Иванович ходить на этот затор, но шёл каждый год под каким-то необъяснимым давлением, смотрел с нескрываемой горечью на дела людские, разорительные. Вот и теперь – бродил бесцельно по берегу в ожидании, когда внук со школы освободится, а ноги сами несли его к грязному затору.
Сколько ещё раз предстоит ему вот так встречать вскрытие речное? Никому не дано просчитать года положенные, нет в том у человека такой надобности. Надобность есть жизнь свою отслеживать, помнить, судить, прытью молодою восхищаться-посмеиваться.
Затор на этот раз от мусора оказался чист. Не могли его никак прибрать, слишком рискованным оказалось бы то действо, и не практиковалось то никогда. Весь этот хлам сплавлялся по реке со временем дальше, уходил в океан. Река сама себя чистит.
Нагромождение льдов отдавало силой. Мощь природная превосходит смекалку многократно — наполняет, восхищает. Видеть этот хаос хочется, несмотря на грязь наносную. Не бывает талый лёд радостным и искристым, возрождение всегда ярче разрушения. Там дерево прибрежное виднеется, с корнем вырванное. Трупик зайчонка бедового льдом покорёжило. Смотришь, наполняешься, не отторгает этот вид. Деяния природы к жизни направлены, оттого не отвратны они. Это там, где рука человечья наследила косно, неприятно оставаться подолгу. Неумелые мы ещё. Привлекает даже болото, туманом тайны свои скрывающее. Сидишь посуху подле сырости вязкой, сказки слушаешь, проникаешься. А закинет кто в трясину машину какую отработанную, и кончилась разом сказка, туман рассеялся.

Читайте также:  Бакин на реке обозначение

Насмотрелся дед Алексей на ширь речную и духом воспрял. Желание в нём объявились. Большое желание к жизни. Захотелось внука за руку взять, показать ему реки рождение. Глупости всякие в голове уродились, чтоб услышал их Лёшка и улыбнулся.
Посмотрел дед на время и заспешил к школе. Уроки у внука заканчиваются, пора встречать. И желания дедовы вполне выполнимыми стали.

Источник

Конспект НООД «Путешествие в подледное царство реки» в подготовительной группе детского сада

Галина Карпова
Конспект НООД «Путешествие в подледное царство реки» в подготовительной группе детского сада

Цель:Повышение уровня экологической культуры детей, воспитание социально и экологически ответственных граждан.

Задачи:

— воспитание у детей активной гражданской позиции и неравнодушного отношения к сохранению окружающей среды, ответственности за ее экологическое состояние;

— развитие эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира детьми, личностного отношения к природе, экологическим проблемам родного края;

-развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;

-формировать навыки безопасного поведения у реки зимой, ранней весной.

Материалы, инструменты и оборудование: телевизор, видеозапись обращения воспитателя к детям, письмо от жителей подлёдного мира; декорации для оформления имитации реки зимой (синтепон, плоскостные изображения заснеженных деревьев, картинки с изображением речных рыб, улиток, лягушек; камни, песок, коряги; планшеты с изображением речных обитателей и цветные карандаши на каждого ребенка, плакат «Берегите водоемы от загрязнений!», атрибуты для подвижной игры — шапочка «Сом», рукавички «Пескари»; физическая карта Кемеровской области, «Красная книга Кемеровской области».

Просмотр видеоролика на телевизоре. Педагог на беговых лыжах во время прогулки передает детям сообщение:

«Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный зимний день. Конечно, лучи солнца зимой нас не греют, но дарят нам свет, а с ним и хорошее настроение. В выходные дни, когда стоит такая хорошая погода, я люблю кататься на беговых лыжах. В зимнее время года вода на реке превращается в лед. После длительных сильных морозов лед на реке становится толстым и по нему можно ходить. Но только вам, ребята, можно ходить на прогулку по реке только с взрослыми! Раньше люди расчищали снег и катались по этому льду на коньках. А еще по реке прокладывают лыжные трассы и катались, как и сейчас. Трасса для прогулок ведет вверх по реке. Вдоль трассы мне встречались вот такие отверстия во льду. Как вы думаете, что это?»

-Правильно, это прорубь. «Прорубь» от слова «рубить». Люди рубят лед и делают такие отверстия во льду. Для чего люди делают проруби? (чтобы ловить рыбу, а в старину набирали воду и стирали в проруби белье).

-Ребята, как называется крупная река, которая протекает в районе нашего города? По ней я каталась на лыжах (река Кондома). А что значит вверх по реке? Это по течению или против течения реки? (любая река берет начало в горах, течение реки ведет с гор на равнину).

-Покажите на карте Кемеровской области, где берет начало река Кондома?

-В какую реку впадает? (в районе города Новокузнецк впадает в реку Томь)

-Ребята, возле проруби я обнаружила вот такой сверток. Я принесла его в детский сад, чтобы показать вам мою находку.

Разворачивают сверток и обнаруживают письмо.

Чтобы узнать, от кого пришло письмо и что в нём написано, вы должны отгадать загадку:

«Текла, текла и легла под стекло».

Дети: Это река подо льдом.

-Правильно. Теперь мы можем открыть конверт и прочитать письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители подлёдного мира реки Кондома. Мы очень рады, что вы отгадали нашу загадку и решили пригласить вас на экскурсию, чтобы вы узнали о том, что творится зимой подо льдом. Идите по волшебной тропинке. Она приведёт вас прямо в наш музей».

-Ну что, ребята, примем приглашение речных жителей?

-Какие жители реки могли отправить нам это послание, назовите их.

Называя обитателей рек, дети получают планшеты с прозрачными карманами.

В верхний большой карман вложено изображение речного жителя. В остальных трех карманах вложены карточки с изображением контура круга.

Дети вместе с воспитателем идут по «тропинке» (массажной дорожке, подходят к декорациям, изображающим реку зимой. В нише окна над подоконником подвешена полка. Окно закрыто бумажным экраном с изображением заснеженных деревьев. На полке лежит синтепон, имитирующий снег. Пространство под полкой закрыто белой тканью.

-Вот и музей обитателей реки Кондома. Посмотрите, ребята, как тихо и красиво вокруг. Деревья и кусты надели белые шубы и шапки из снега. Вот и река подо льдом. Как вы думаете, отличается ли жизнь речных обитателей летом и зимой? Может быт, там подо льдом все замёрзли, и никого нет?

Дети высказывают свои предположения.

-А мы с вами сейчас сможем посмотреть так ли это. В нашем музее мы можем заглянуть под лед и встретиться там с речными обитателями.

Воспитатель поднимает белую ткань, открывая часть экспозиции, расположенной под полкой. Дети видят речное дно, покрытое песком и камнями. Среди декораций расположены фигурки рыб: щука, пескарь, ленок, хариус, окунь, сом, а также лягушка и рак.

— Мы попали в подлёдное царство вод Кемеровской области. Посмотрите, что произошло в водах реки с наступлением холодов. Как стало под водой?

Дети: Водоросли опустились на дно, под водой стало темно. Улитки, пиявки, лягушки зарылись на дне, рыбы сбились в кучки. Все спят.

-Ребята, а каких жителей мы можем встретить в водоемах и реках Кемеровской области? (Лещ, плотва, окунь, ерш, налим, сом, а еще раки) Каждый из вас должен найти того обитателя реки, который изображен у вас на планшете.

Читайте также:  Река стекает с городами

— Ребята, скажите, чем отличаются рыбы от других животных? (покрыты чешуей, дышат жабрами, есть плавники).

-А для чего нужны рыбе плавники и хвост?

-Чем питаются речные обитатели?

-Среди них есть хищники?

Ну что, не будем больше беспокоить подлёдный мир. Пусть его жители спят до весны. Нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель накрывает «подводный мир» белой тканью.

-А по дороге в детский сад, мы поиграем в игру «Рыбья дразнилка».

Дети встают в круг, на руки надевают рукавички с изображением рыб. Это пескари. Водящий – сом, встает в центр и пытается поймать пескарей. Пескари дразнят сома движениями рук, стараются не попадаться сому, прячут руки за спину.

Я тебя не боюсь,

Дай, подергаю за ус!

Ты ленивый, ты проворный,

Ты серебряный, ты черный!

И не хлопай пастью зря

Не поймаешь пескаря!

После игры дети проходят за столы. Выполняют задания на планшетах.

— Достаньте карточку из 1 кармана. Задание: закрасьте круг оранжевым цветом, если представитель речного мира, изображенный на вашем планшете хищник. А если это травоядное животное, то зеленым цветом. Установите карточку обратно в карман.

— Достаньте карточку из 2 кармана. Задание: если представитель речного мира, изображенный на вашем планшете, обитает в воде — закрасьте круг синим цветом, а если на суше – коричневым. Может быть, что животное может жить и на суше, и в воде. В том случае окрасьте круг наполовину двумя цветами. Установите карточку обратно в карман.

— Достаньте карточку из 2 кармана. Задание: если представитель речного мира, изображенный на вашем планшете, достаточно распространен, окрасьте круг в желтый цвет. А если это редкое, исчезающее животное – красным цветом. Установите карточку обратно в карман.

А как мы можем узнать, является ли представитель животного мира редким или исчезающим? (нужно заглянуть в «Красную Книгу»)

— Для того чтобы проверить правильно ли вы выполнили задания, нужно достать карточку с изображением обитателя речного мира на вашем планшете и перевернуть ее обратной стороной. Если вы закрасили круги так же как это изображено на обратной стороне карточки, значит, все задания вы выполнили верно!

Воспитатель приглашает детей в ту часть помещения, где на стенде расположен плакат «Берегите водоемы от загрязнения!».

-Ребята, обратите внимание на этот плакат. Как вы думаете, комфортно обитателям этого водоема жить в такой среде? Нет! Водоем загрязнен! Промышленные предприятия сбрасывают в него грязные воды, люди бросают в воду мусор, отходы. Жители этого водоема кричат о помощи. Ребята, поможем? Возьмите карточки и найдите на плакате то место, которое вы можете прикрыть ей. Таким образом, мы очистили высь водоем!

-Ребята, из-за того, что люди загрязняют среду обитания животных, многие из них находятся на стадии вымирания. Их становится очень мало, и они могут исчезнуть совсем! В этой книге (показывает детям «Красную книгу Кемеровской области») описаны редкие растения и животные. К примеру, это рыбы ленок и нельма. Как нужно их охранять? (нельзя загрязнять водоемы, нельзя отлавливать).

-Вот такое интересное у нас сегодня было путешествие. Что вы узнали нового?

Зимой под водой у обитателей рек и озер жизнь продолжается.

Зимой на реке можно кататься на коньках, лыжах.

Нельзя засорять отходами и мусором водоемы и реки.

Есть такие рыбы, которые нуждаются в охране.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. За ваш труд я вам приготовила сюрприз! Это книга энциклопедия о «Жители рек и озер Кемеровской области». Из этой книги вы узнаете много интересного и нового.

И еще альбомы для раскрашивания «Как зимуют рыбы».

Досуг в старшей и подготовительной группе детского сада «Путешествие на планету Сказок» Цель: Развивать фантазию, воображение, и творческую инициативу, способствовать общению детей разного возраста посредством театрализованной.

Игра-развлечение по сказкам К. И. Чуковского «Путешествие с Бибигоном» в подготовительной группе детского сада Цель: обобщение знаний по произведениям детского писателя К. И. Чуковского Задачи: — систематизировать знания о литературном творчестве.

Конспект физкультурного развлечения в подготовительной к школе группе детского сада «Космическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно.

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе детского сада «Путешествие на остров чудес» «Путешествие на остров чудес»Цели занятия: Обобщить знания, полученные в течение года. Программное содержание: Обучающие задачи: Продолжать.

Конспект НООД по окружающему миру «Путешествие в Австралию» в подготовительной группе .

Конспект НООД «Путешествие в страну Сладколандию» в подготовительной группе Подготовила Клименкова Олеся Андреевна Подготовительная группа. Подготовила Клименкова Олеся Андреевна. Педагогическая цель: познакомить.

Конспект ООД ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в заколдованное царство математики» ]Конспект ООД ФЭПМ по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе «Путешествие в заколдованное царство математики» Цель: формирование.

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие в математическое царство» Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югра муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Конспект весеннего праздника для подготовительной группы детского сада «Путешествие в страну цветущей сакуры» Ход мероприятия: Дети под музыку входят в зал, выполняют движения. Дети читают стихи: Что за волшебница Весна! Откуда в ней так много.

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы детского сада «Дед Мороз и Кощеево царство» «Дед Мороз и кощеево царство» Под музыку из-за ёлки выходит Снегурочка. Снегурочка: В этот добрый светлый час новый год позвал всех нас.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24