Реки являющиеся границами государств



Международные реки и каналы, и их правовой режим

Международные реки в международном праве – это реки, которые протекают по территории двух и более государств или разделяют эти территории и используются для различных потребностей по согласованию между этими государствами. Ни одно государство не может изменять естественных условий своей территории, если последствием таких изменений будет нанесение вреда территории другого государства.

Источники:

1. Хельсинские правила использования международных рек 1966 года,

2. Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер 1992г

3. Венский конгресс 1815 года определил правовой режим Рейна, Майна, Мозеля, Мааса.

4. 1856 год – Парижский мирный договор правовой режим Дуная. Контроль за судоходством был возложен на неприбрежные государства (Великобритания, Франция, Турция)

5. Белградская конференция о режиме судоходства по Дунаю 1948 год,

6. Бухарестская декларация 1985 г. Предусматривается создание специальных речных комиссий (Дунайской) – наблюдение за соблюдением положений Конвенции. Они базируются в Будапеште.

Виды международных рек:

1. Многонациональные – не имеющие непосредственного соединения с морем, не судоходные или судоходные лишь для каботажного плавания между пунктами прибрежных государств, и в их использовании заинтересованы только прибрежные государства. Каботаж – это судоходство вблизи берегов или вдоль побережья (между портами одного государства);

2. Международные – реки, имеющие судоходное соединение с морем. Критерии признания реки международной:

a. Политический – пересечение территории двух и более государств;

b. Географический – наличие выхода к морю;

c. Функциональный – возможность осуществления регулярного судоходства (Дунай, Нигер, Рейн, Амазонка, Ла-Плата);

3. Приграничные – реки, которые являются природной границей между государствами.

Проблема субъектов регулирования международной реки может решаться с привлечением не прибрежных государств (например, Берлинская конференция 26.02.85 «О свободе торгового судоходства для все стран на африканских реках Конго (Заир) и Нигер».

Особенности регулирования судоходства гражданских и военных кораблей.

Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства.

К категории международных каналов относятся Панамский, Суэцкий, Кильский. Они прокладываются по территории, на которою распространяется власть определенного государства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы этого государства, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Это фиксируется в соответствующих международных документах.

Конвенция относительно обеспечения свободы плавания по Суэцкому каналу 1888 года. Канал открыт для всех торговых и военных судов без различия флага, как в военное, так и в мирное время. Блокада канала запрещается. Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободного судоходства по каналу. Законом от 10.07.1957 года была создана специальная Администрация Суэцкого канала.

Договоры между США и Панамой 1977 год о Панамском канале и постоянном нейтралитете, об эксплуатации Панамского канала. США сохраняет «главную ответственность» за обеспечение судоходства по каналу и его оборону до 31.12.1999 года, с 1.01.2000 года – все функции возложены на Панаму. Он открыт для мирового транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации. СССР присоединился к Протоколу 1.03.1988 года.

Правила плавания по Кильскому каналу устанавливаются правовыми актами Германии. Невоенные суда могут проходить в любое время, военные корабли – только по разрешению. Корабли должны следовать с обязательно поднятым флагом и соблюдением правил судоходства.

Источник

Международные реки. Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей считаются линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость.

Государственные границы

В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.

Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.

Читайте также:  Проект переброски сибирских рек на юг

Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между сопредельными государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда устанавливаются границы по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами.

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства.

Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах.

Делимитация— это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.).

Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.).

При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях – на дипломатических переговорах. Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных договаривающихся государств.

Редемаркация– это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков.

В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:

Порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов;

Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы.

Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами – членами СНГ государственные границы «прозрачные», номинальные.[3.,389].

Режим государственной границы.Он определяется совокуп­ностью международно-правовых и внутригосударственных норм.

Режим государственной границы включает следующие во­просы.

1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохра­нения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государствен­ной границы.

Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и види­мым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответствовали требованиям демаркационных документов.

2. Пересечение государственной границы лицами и транспорт­ными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и жи­вотных.

Переход (переезд, перелет) государственной границы лица­ми и пересечение ее транспортными средствами может осуще­ствляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами.

Читайте также:  Река кубань равнинная или нет

3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и жи­вотных.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и жи­вотных через государственную границу предполагает осуществ­ление пограничного контроля, а при необходимости — тамо­женного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветери­нарного, фитосанитарного и других видов контроля.

4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промы­словой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сель­ское или горное дело и т. д.).

Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, соз­давать помехи обеспечению сохранности государственной гра­ницы.

По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в кото­рых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о за­прещении на отдельных участках государственной границы оп­ределенных видов работ и промысла.

5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную грани­цу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.

В зависимости от ситуации и характера правонарушения на­рушители границы могут быть привлечены к уголовной или ад­министративной ответственности либо переданы властям госу­дарства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.

Пограничный режимпредставляет собой особый правовой статус прилегающей к государственной границе территории го­сударства. Он определяется законами и иными правовыми ак­тами государства.

Международными реками следует считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. В отличие от международных, национальные реки расположены целиком в пределах одного государства и непосредственно не затрагивают интересы других стран.

Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств.

Тема: Право вооруженных конфликтов как отрасль международного права.

Предметом правового регулирования права вооруженных конфликтов являются специфические общественные отношения, возникающие в период вооруженной борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая может принять форму войны, международного вооруженного конфликта, конфликта немеждународного характера.

Специфический характер норм права вооруженных конфликтов вытекает из предмета регулирования и заключается в том, что они в основном

устанавливают поведение субъектов международного права в период

конфронтации между ними (война, вооруженный конфликт). Никакая другая отрасль международного права не содержит таких норм. Действие этих норм ограничено в пространстве и времени. Их характерная черта – относительная новизна принятия таких норм.

Субъектами права вооруженных конфликтов являются суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации и некоторые межправительственные международные организации (типа ООН).

Международное право в период вооруженных конфликтов регулирует поведение воюющих сторон, как в процессе международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта.

Таким образом, сторонами в вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской Конвенции об открытии военных действий 1907 года).

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти и определяется конституцией каждой страны.

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о венном союзе) прекращают свое действие; некоторые многосторонние договоры, приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами; международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами.

Читайте также:  Зеркало реки это олицетворение

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и невоюющих государств не должна использоваться в качестве театров военных действий.

Так, например, не могут считаться театром войны, а, следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

1. территория (сухопутная, морская) и воздушное пространство над ней нейтральных и других, не воюющих государств;

2. международные проливы и каналы (Магелланов пролив по Договору между Аргентиной и Чили 1981 года, Суэцкий канал в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 года, река Дунай по Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года);

3. части Мирового океана, острова, архипелаги, на которые распространяется режим нейтрализованных и демилитаризованных территорий;

4. санитарные зоны и местности, в том числе на оккупированной территории,

5. культурные ценности, здания и центры культурных ценностей, имеющие большое национальное и общемировое значение, внесенные в Международный реестр культурных ценностей, находящиеся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком

6. районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин,

2.2. Правовое положение участников вооруженных конфликтов

В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены прежде всего своими вооруженными силами.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы:

Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий высшей меры насилия, то есть физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающие непосредственного участия в этих действиях.

Учитывая вышеизложенное, на практике не редко возникает необходимость в разграничении таких категорий как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.

Военный шпион (лазутчик)– “это такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.

Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик.

Доброволец – это иностранный гражданин, добровольно поступающий в действующую армию одной из воюющих сторон, из политических или иных убеждений (исключая материальные) и включающееся в личный состав вооруженных сил.

Наемник– это лицо, которое специально завербовано для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте материальное вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с таким же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 452 ; Нарушение авторских прав? ;

Источник

Гидрография