Сочинение по балету лебединому озеру

Балет Лебединое озеро

Балет* «Лебединое озеро»** в нашем Баде С. — событие!

Я видела «Лебединое озеро» в Национальной опере в Риге. Это было давно, классика. Эта постановка — балет из Уфы (Башкирский государственный театр оперы и балета) — тронула душу! Высокий профессионализм, мастерство. Море эмоций, чувств и размышлений.

Да, зал скромный, без лож по бокам, толлко вверху, но именно в таком небольшом пространстве может родиться большая любовь к балету: камерност, и явления в ней чуда!

Сразу включилась в сказку — музыка, хореография, костюмы.
Я была на постановке с Ольгой, у нее профессиональное музыкальное образование, фортепьяно. Училась в Омске. Вспомнила, как в годы учебы им выдавали на год бесплатные билеты на посещение концертов. Она сказала, что для нее важен общий рисунок сцен. Любит смотреть издали.
Это да, но и вблизи красиво: все как на ладони! Каждая розочка на тебя смотрит.

И хотя танцевали не под звучание оркестра — запись — можно было уловить и почувствовать непрерывное симфоническое развитие музыкального и драматического сюжета — Чайковский!
Чередуются танцы: Невест, Друзей принца, Испанской, Неаполитанской, Венгерской принцесс (была также и русская невеста!), Мазурки и, конечно же, вариации обаятельного — в черно-белом с золотыми колокольчиками — шута.

По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклятье может быть разрушено только верной любовью молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем.

Во время охоты на озере молодой принц Зигфрид увидел магическое преображение лебедя в девушку и без памяти влюбился, поражённый неземной красотой.

И фуэте! Одиллия, дочь злого волшебника Ротбардта, статная, сильная, в черной с блестками пачке — голова у меня едва не закружилась,- а балерина крутит и крутит фуэте! Обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой.

Одетта — главная героиня, в белой пачке с блестками — прекрасна, трепетна и нежна. И за нею победа добра!

*В 15-м веке людей, которых можно было бы назвать хореографами, было совсем немного. Доменико из Пьяченцы , или Доменико Феррарский был одним из таких хореографов. Вместе со своими учениками он преподавал танцы дворянам. Доменико написал работу «Про искусство танца и ведение танцев», которая была сделана вместе с его учениками. В своей книге Доменико использовал слово ballo вместо слова danza, хотя они оба означают танец по итальянски. Поэтому его танцы стали известны как baletti или balli (мн. ч.), balletto (ед.ч.). Вероятно, от этого слова и произошло современное слово «балет».

** Считается, что П.И.Чайковского вдохновило посещение Баварии, где композитор увидел знаменитый Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. Первая постановка балета состоялась в 1877 году в Москве. Премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру» П.И.Чайковского, состоялась уже после смерти композитора в январе 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге. Музыка Чайковского попала в талантливые руки — за балет взялись два выдающихся балетмейстера Императорских театров Мариус Петипа и Лев Иванов. Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах.

Читайте также:  Усадьба на телецком озере у евсеича

Источник

Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского

“Лебединое озеро”. Балет-симфония

Первая премьера

Петр Ильич Чайковский

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.

И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха.

Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась . За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

Лебединое озеро чайковский

. В. М. Чабукиани); Ереван (в 1940 году балетмейстером Л. М. Лавровским). В Европе балет «Лебединое озеро» многократно ставился на музыку П. И. Чайковского. Среди постановок: 1911, Нью-Йорк — балетмейстер М. . клавишными. Музыка балета также стала саундтреком к игре Loom. Балет и страсти вокруг распределения ролей для него являются основой сюжета фильма Чёрный лебедь (фильм). Данный реферат составлен .

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

“Лебединое озеро”. “Белое» адажио”

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Читайте также:  Как попасть на ястребиное озеро

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

П.И. Чайковский реформатор русского балета

. ­графии и музыки, двух основных компонентов балетного искусства. «Лебединое озеро» — как шедевр мирового балета — это не какой-то конкретный спектакль Петипа, Вагановой или Григоровича. Речь идет о соз­данном Чайковским произведении, к которому .

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Исследования «История русского балета»

. момент танец вышел на совершенно иной уровень, и тогда возник балет. Это . и развития балета, причём почва эта состояла из двух слоёв: национальной и иностранной. Впоследствии народные пляски входили в балет, комедию, оперу и . балета; 4. Сделать выводы по теме исследования. Методы исследования : изучение, систематизация, обобщения, анализ литературы по теме исследования. Структура реферата .

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Читайте также:  Как искать леща на озере

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

32 фуэте Одиллии

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

Редактор Анастасия Троянова

Дизайнер Денис Запорожан

Иллюстратор

Анимация Алексей Дроздов

Программист, Руководитель, Арт-директор

Реферат история танца

. внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира. 1. История всемирной классической хореографии .1 Открытие Королевской Академии танца В 1661 г. во Франции создается Королевская академия . жете, способность зависать в прыжке — элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Бошан разделил танцы на три основных вида: серьезный, полухарактерный и комический. 1.2 .

Примеры похожих учебных работ

Лебединое озеро чайковский

. балетмейстером Л. М. Лавровским). В Европе балет «Лебединое озеро» многократно ставился на музыку П. И. Чайковского. Среди постановок: 1911, Нью-Йорк — балетмейстер М. . основой сюжета фильма Чёрный лебедь (фильм). Данный реферат составлен на основе .

П.И. Чайковский реформатор русского балета

. Чайковский осуществил реформу балетной музыки, углубил её идейно-образные концепции и поднял до уровня современной ему оперы и симфонии. Балеты Чайковский начал писать, будучи зрелым композитором, хотя склонность к сочинению танцевальной музыки . Как .

Балеты П. И. Чайковского

. основного музыкального содержания. 1. Истоки балетов Чайковского Балетная музыка Чайковского испытала влияние различных художественных явлений, . танца. Все новое, намеченное в первом балете Чайковского во многом еще интуитивно, осознанно и .

Балет как феномен русской культуры XVII — начала XX века

. от нее произведение. В XVIIIвеке русский балетный театр переходил от эпизодических спектаклей гастролеров к более . мы называем и лучшие, первоклассные балетные спектакли – зарубежные, русские, советские. А их создателей балетмейстеров причисляем .

Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского

. приходился на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии. Все они обращались к теме «Времена года», да .

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24