Сологуб анализ стихотворения забелелся туман за рекой федор сологуб

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

В 1885 году Фёдор Кузьмич Тетерников (Сологуб) написал стихотворение «Забелелся туман за рекой». Произведение лирического направления стало быстро популярным за искренность и вкус автора.

История создания

Анастасия Чеботаревская была любовью Сологуба. Они часто общались, вели дискуссии на литературные темы. Однако взаимностью девушка не отвечала, хотя Фёдор был в неё влюблён. В период разлуки, когда девушка уехала в Париж, он написал стихотворение. Всё же позже эти люди закрепят союз узами брака.

Стихотворение лично: поэт вложил свои чувства, ведь он был в одиночестве. Любовь воплощает для Сологуба понятие дома. По крайней мере в стихотворении эти нюансы отчётливо слышатся.

Читайте по теме:

Композиция

Стихотворение состоит из 3 строф. Небольшой размер, зато в нём воплощены искренние чувства поэта. Сначала описывается пейзаж, затем поэт переходит к чувствам. Третья строфа служит итогом.

Стихотворение относится к философской поэзии. В нём автор размышляет о собственном одиночестве. Хорей и перекрёстная рифмовка – основа лёгкого восприятия стихотворения, хотя в нём присутствуют важные вопросы.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 7 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Средства выразительности

Анафора «одинок – один» является основой для задания колорита произведению. Есть и другие тропы, о которых стоит написать. Стихотворение многогранно.

Читайте по теме:

Эпитеты

Данных средств выражения не так много, однако они присутствуют. Например, «берег невысок» намекает читателю на состояние души лирического героя. Автор ставит акцент на глаголы, в которых заключаются действия лирического героя.

Олицетворения

Деревья стоят – обычное и стандартное олицетворение. Однако в контексте стихотворения оно приобретает новые оттенки. Возникает ощущение тоски и обреченности.

Метафоры

Автор придумал метафору «огонь воскрешу», которая вселяет надежду на то, что ещё можно всё исправить, возродить любовь. Сологуб метко использует метафоры, но он не распыляется. «Забелелся туман за рекой» является примером того, как поэт может без обилия средств выразительности создать удивительное творение, завораживающее каждого читателя.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

01.05.2020

Сологуб Ф. «Забелелся туман за рекой»

Главные герои стихотворения «Забелелся туман за рекой» и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Мечтатель. Любитель природы и одиночества.

План пересказа стихотворения «Забелелся туман за рекой»

  1. Туман
  2. Деревья и одиночество
  3. Хворостины
  4. Мечты
  5. По течению
  6. Близок дом

Главная мысль стихотворения «Забелелся туман за рекой»
Хорошо знать, что родной дом близок.

Чему учит стихотворение «Забелелся туман за рекой»
Стихотворение учит любить природу, любить родной дом. Учит наслаждаться одиночеством, общением с природой, текущей водой и разноцветным пламенем. Учит тому, что возвращение домой, всегда большая радость.

Отзыв на стихотворение «Забелелся туман за рекой»
Мне понравилось это спокойное стихотворение, в котором поэт описал свои чувства от общения с природой. Я узнала, что Федор Сологуб большой романтик, ему нравится бродить ночами вдоль реки, он любить сидеть у костра и смотреть на языки пламени. Общение с природой приносит поэту вдохновение.

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой»
Стихотворение написано Федором Сологубом в 1900 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В стихотворении поэт обращается к теме единения с природой. Он рассказывает словно реальный случай своей жизни, описывает наступление вечера, который застает его на берегу реки. Говорит о своем настроении и о той радости, которую вызывают в его душе огни родного дома.
Язык стихотворения нарочито прост, почти лишен эмоциональной выразительности. Поэт специально подчеркивает обыденность происходящего, но в то же время и почти его нереальную красоту.
Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Читайте также:  Битва на реке альте при ком 1019

Средства художественной выразительности в стихотворении «Забелелся туман за рекой»
Литота: берег совсем невысок.
Метафоры: забелелся туман, деревья стоят, пойду по теченью.
Олицетворения: огонь воскрешу.

Пословицы к стихотворению «Забелелся туман за рекой»
Не видав вечера и хвалиться нечего.
Лучше дома своего нет на свете ничего.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Огонь да вода, все сокрушают.
Хорошее худо не бывает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Забелелся туман за рекой»
За рекой появляется туман. На невысоком берегу стоят деревья, и одинокий поэт. Он ищет хворостин и разжигает костер, а потом сидит возле огня и мечтает.
После он уходит вниз по течению, и видит вдали огни родного дома.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Забелелся туман за рекой»

Читать стихотворение «Забелелся туман за рекой»
Забелелся туман за рекой.
Этот берег совсем невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

Источник

Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба

В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого. Здесь многое высказано не прямо, а намёками, символами, и поэтому остается простор для читательского индивидуального восприятия, истолкования произведения.

Стихотворение начинается с изображения картины природы: лирический герой стоит у воды и наблюдает с невысокого берега белеющий над рекой туман. Возможно, туман — признак наступающего утра или сгущающихся сумерек? Но в стихотворении не названо ни время суток, ни время года. Пейзаж описан подчёркнуто просто, прозаично. Прямой порядок слов, отсутствие тропов, короткие предложения больше говорят читателю о внутреннем состоянии лирического героя, чем о самой природе. Так лаконична, немногословна может быть речь человека, погруженного в собственные переживания, с неохотой нарушающего молчание.

Последняя строка первой строфы выглядит нелогичным окончанием сложного предложения: нейтральная картина природы завершается признанием лирического героя: «И теперь я совсем одинок». Внимание переключается с внешнего мира на внутренний, между ними читатель не может сразу провести параллели, тем более, что это состояние героя подается как результат, итог чего-то в прошлом, каких-то событий и переживаний, о которых мы не знаем. Это подчёркнуто словами «теперь» и «совсем». Многосоюзие в третьей и четвёртой строках задаёт медленный темп чтения. Действительно, лирический герой словно подводит итоги чего-то, не торопясь, задумчиво говорит о своём состоянии.

Вторая строфа привносит движение в эту статичную картину: лирический герой хочет собрать хворост, чтобы вновь развести костер. Здесь больше глаголов (5 глаголов по сравнению с двумя в первой строфе), они в форме будущего времени, то есть говорят о планируемом, о том, что лирический герой вот-вот сделает. И всё-таки действие эти такие же неторопливые, и мотив одиночества, задумчивости продолжает звучать и в этих строках. «Посижу, помечтаю один». Внимание читателя останавливается на слове «воскрешу». Возможно, когда-то лирический герой уже приходил сюда, на берег, тоже разводил огонь… Был ли он один или с другом, с любимой? Что может напомнить, какие чувства воскресить в его душе этот костёр на невысоком речном берегу?

И первая, и вторая строфы заканчиваются однокоренными словами: одинок-один. Это состояние – главное в палитре чувств лирического героя. Страдает ли он от своего одиночества? Читатель может только догадываться. Глагол «помечтаю» вносит в минорный настрой всего произведения ноту оптимизма. Если герой мечтает, может быть, он надеется на лучшее, думает о чём-то приятном, светлом, что ждёт его в будущем?

Читайте также:  Название реки возле которой жил васютка

В третьей строфе продолжает звучать мотив неторопливого, бесшумного движения: человек двигается по течению реки босиком, и нам кажется, что есть в этом какая-то безотчётная согласованность шагов с плавным течением реки, соотнесенность ритма человека и природной стихии. У этого движения появляется видимая, близкая цель: «буду знать я, что близок мой дом». Дом, где ждут, где обязательно согреют теплом и участием, где герой найдет спасение от одиночества. Словно огонек надежды замаячил впереди усталого путника. От уединения, задумчивости, созерцательности герой возвращается в мир людей, от одинокого костра на берегу идёт к уютному свету в окнах домов, от одиночества – к надежде.

Так в стихотворении Федора Сологуба «Забелелся туман за рекой..» нашли отражение характерные для поэзии символизма темы одиночества, единения с миром природы, создания поэтом своего особого мира, в который он открывает дорогу читателю.

Анализ 2

Название стихотворения Ф. К. Сологуба «Забелелся туман над рекой» подтверждает, с одной стороны, мысль читателя о том, что речь пойдет о природе родного край. Однако, после прочтения последней строки произведения становится очевидно, что пейзажи являются спутником автора по жизни. Так автор подчеркивает неразрывную связь человека и природы, их зависимость друг от друга.

Образы, которые использует в стихотворении автор стихотворения, имеют связь с обращением к родным истокам («мой дом»), туману, который вызывает ощущение безысходности лирического героя, подчеркивает одиночество и печальные думы героя. Упоминание о костре и огне также не случайно. Пламя символизирует страсть, которая была в прошлом. «Огонь воскрешу» — фраза, в которой теплится надежда лирического героя на восстановление отношений, создание взаимной любовной связи со своей половинкой. Течение реки – является воплощением жизни самого писателя.

Учитывая автобиографические данные Ф. К. Сологуба, можно с уверенностью говорить о романтическом настрое автора в произведении. Не остается сомнений в том, что у автора стиха есть горький опыт неразделенной любви. Здесь его образ одинок, задумчив. Но и нет места унынию. В некоторых строках звучит надежда на будущее счастье.

Автор посещает берег реки, где звучат его признания об одиночестве. На фоне природы ему легко говорить об этом, он чувствует в ней собеседника. Под треск костра, который он желает развести, хочется строить планы, мечтать. Он осознает свое одиночество, но в его раздумьях о любви, о жизни и будущем чувствуется позитивная нота. Связь с отчим домом дает веру в то, что человек не одинок, у него всегда есть поддержка.

О надежде на лучшее свидетельствует неоднократное использование глаголов, употребленных в будущей форме («поищу», «сношу», «пойду», «буду знать»). Образ свободного, не обремененного ни какими узами человека, подчеркивают действия: «пойду босиком», «помечтаю», «потихоньку».

Таким образом, в стихотворении автор представляет тесную взаимосвязь природы и человека, которые спасают друг друга. Человек на определенном жизненном этапе будто уходит в сторону, желая в тишине остаться с мыслями наедине, раскрыть тайны о несбывшемся желании. Чувствуется неторопливость и примирение с законами жизни, это дает ему силы верить в то, что лучшее – впереди.

Анализ стихотворения Сологуб — Забелелся туман за рекой по плану

Сологуб — Забелелся туман за рекой

Возможно вам будет интересно

Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто

Любовная лирика в творчестве русских поэтов бессмертна. Она передает гамму чувств, которые испытывает или наблюдает автор.

Для того чтобы описать трудноописуемое человеческое существование с давних времен использовались различные образы, которые делали его более понятным и ясным. Античная мифология включала в себя богинь

Элегическое стихотворение «Жираф» Николая Степановича пропитано двумя чувствами, которые между собой крайне схожи — тоска по дальним «сказочным» странам и женская печаль

Читайте также:  Битва на реке сомме газ

Источник

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 31.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 31.

Стихотворение “Забелелся туман за рекой…” относится к ранней лирике поэта-символиста Фёдора Сологуба. Оно наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой…” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приёмы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июня. Напечатано оно было только пятнадцать лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, надежда на встречу. Это пейзажная и философская лирика.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах, а третьей – выражает надежду на встречу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест; рифмовка перекрёстная и кольцевая.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег совсем невысок“.

Анафора – союз “и“.

История создания

Об этом произведении иногда говорят, что оно относится к периоду разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблён, – Анастасией Чеботаревской. Эти чувства якобы и вложены в стихотворение “Забелелся туман за рекой…”, написанное 27 июня 1885 года. Однако в 1885 году начинающий поэт работал в провинции учителем математики, а будущей жене Сологуба было только 8 лет. К тому же познакомились они только в 1907 году, когда уже оба жили в Петербурге, а в 1908 поженились. Значит, эта версия обманчива, хотя красива.

Напечатано произведение только через пятнадцать лет после написания, в 1900-м году, а в 1913-м оно опубликовано в сборнике “Змеиные очи”.

Это стихотворение рассказывает о том, какие чувства испытывает лирический герой, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит, однако тоска всё же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой всё же не отказался бы от встречи, но это должен быть конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль об одиночестве.

В первой он создаёт экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдаёт своё душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костёр и мечтает о чём-то. При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идёт домой. Но огоньки, которые указывают на то, что дом недалеко, – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы рядом был дом, где его ждут. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу с кем-то дорогим.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом; рифмовка перекрёстная (во второй строфе – кольцевая), что создаёт напевность и позволяет с лёгкостью воспринимать его читателю с любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Фёдор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “ огонь воскрешу “.
  • Эпитет – “ берег совсем невысок “.
  • Анафора – союз “ и “.

В стихотворении есть повторы: слова “совсем” и корней слов “один (одинок)”.

Такой минимализм объясняется тем, что для выражения мыслей автора используются не тропы, а символы. Изображённая им прогулка символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24