Список погибших над боденским озером полные фио

Отец уфимца, погибшего над Боденским озером: «Боль не может утихнуть, она всегда со мной»

– Сынок, у нас с мамой для тебя сюрприз: если ты окончишь четвертый класс на отлично, полетишь отдыхать в Испанию! – Зульфат, папа 11-летнего Артура Хамматова, был уверен, что сын, как всегда, принесёт домой одни пятёрки – иначе ни разу и не было.

Почти все пассажиры Ту-154 – юные таланты: уфимские отличники, активисты, гордость школ и родителей. Пятьдесят два ребенка отметили в Комитете по делам ЮНЕСКО в Башкирии за отличную учебу и отправили на море в Барселону.

– Ирина была очень умная. Тихая, скромная, все предметы – на отлично. Мы после уроков на школьном дворе бои устраивали, а она прямиком домой бежала, – вспоминает одноклассник Ирины Юлдашбаевой Константин Самосюк.

И так – про каждого из полусотни мальчишек и девчонок.

Они перепутали аэропорты в Москве и пропустили свой рейс, поэтому вылетели позже – для них новенький ТУ-154 «Башкирских авиалиний» нашли в страшной спешке. К группе из 50 уфимских школьников и их сопровождающих по трагической случайности присоединилась семья осетинского архитектора, работавшего тогда в Испании – супруга, 10-летний сын и 4-летняя дочка.

Уже позже эту великую трагедию назовут чередой ужасных случайностей, совпадений и ошибок. «Вычеркни одну из них – и все сложилось бы иначе», – сколько раз родители погибших прокручивали в уме счастливый сценарий и тихо сходили с ума.

Имя осетинского архитектора весь мир узнает позже. Через 478 дней Виталий Калоев застрелит диспетчера швейцарской воздушной компании «Скайгайд» Питера Нильсена, который дежурил в ту ночь.

Полет в ночь на 2 июля 2002 года сопровождал швейцарский авиадиспетчерский центр «Скайгайд». Вопреки правилам, дежурил всего один диспетчер. Второй спал. Первым ошибку пилотирования и опасное сближение самолетов заметил диспетчер из германского города Карлсруэ. Холодея от ужаса, он оборвал телефонные провода – пытался дозвониться до «Скайгайд». И снова вмешался рок – ни основная, ни резервная линии не работали.

Громаду Ту-154 прямо у себя над головой заметили и пилоты грузового Боинга – повинуясь команде бортового компьютера, они утопили штурвалы в пол и немедленно стали снижаться.

Но и «Башкирские авиалинии» стремительно теряли высоту, игнорируя приказы автопилота. Их вел Питер Нильсен – он наконец-то заметил опасность и, как мог, пытался предотвратить столкновение.

Занять безопасные эшелоны самолеты так и не успели.

Ребята в самолете крепко спали.

«Я же говорил, что боинг слева!»

От удара ТУ-154 развалился в воздухе пополам. Пилотов боинга, британца Пола Филлипса и канадца Бранда Кампиони, позже назовут героями: после столкновения, понимая, что не спасутся, на огромной скорости приближаясь к земле, они сделали всё, но отвели самолет от жилых домов. В последние секунды Мурат Иткулов, второй пилот башкирской «тушки», кричал, что еще можно уйти.

– Я же говорил, что боинг слева! – эти слова лётчика облетят весь мир.

«Я упала с месяца»

Эту деталь немцы расскажут обезумевшим от горя родителям лишь через несколько лет.

– Возле германского Боденского озера, куда упал хвост пассажирского самолета, находилась школа для особенных детей, – пересказывает германскую легенду Зульфат Хамматов. – Там был пятилетний мальчик, он не говорил. Совсем. Утром в день катастрофы он подошел к учительнице и заявил: «На нас ночью упадет самолет». Никто не принял его слова всерьез – лишь обрадовались, что заговорил. А ночью все случилось. Наутро он снова спросил: «Ну что, самолёт уже упал?» И все. Больше ни слова.

Еще одну мистическую историю поведали родители 14-летней Зои Фёдоровой. В день перед полетом девочка записала в дневнике леденящие душу строки:

«Я упала с месяца,
С его острого края.
Я долго летела
И долетела до рая…»

Эти строки и высекли на ее надгробии.

О событиях 15-летней давности Зульфат Хамматов рассказывает спокойно. Почти:

– В 7 утра я проснулся, и, как обычно, включил телевизор. Пока завтракал, вслушивался в новости: рассказывали про авиакатастрофу. Причём говорили про белорусских детей. Я ещё подумал: какие белорусские дети? И тут показали обломки фюзеляжа, а там – пчёлка. Всё понял. Не помню, как одевался, как на работу доехал.

В авиакатастрофе над Боденским озером не выжил никто. Погибли 19 взрослых и 52 ребёнка. Почти всех похоронили в Уфе на Южном кладбище.

В любое время года здесь царит порядок. Ухоженные могилы. Живые цветы. Да и срезанные не успевают увядать. Любимые сыновья и дочки. И вся лётная команда – чьи-то отцы, матери, сестры и братья.

Читайте также:  Гагра экскурсия на озеро мзы

– Мы к нашей девочке каждый месяц приезжаем. Обязательно. Как иначе? Их две у нас было, красавицы, умницы. Старшая за отличную учёбу полетела отдохнуть. Теперь здесь. Рядом с лучшей подружкой лежит. Младшая уже выросла, вот полетит туда, где старшую нашли, – мама Линары Хисматуллиной не может сдержать вздох. Родителей девочки корреспонденты Ufa1 здесь встретили случайно. Но здесь и будто не бывает пусто: всегда кто-то да есть, прибирает могилку, разговаривает с теми, кого уже не вернёшь.

На каждую годовщину катастрофы родители и близкие погибших стараются поехать на место трагедии. Туда, где рассыпались бусы.

– Я руки на землю положил – пытался понять, где душа дочки осталась – на земле, или улетела куда. Повел руками – какие-то шероховатости. Стал доставать – а это бусинки-стекляшки, что у нее на шее были, – эти слова Виталия Калоева, единственного из родственников, кого допустили к поискам тел, публиковали все издания, первоисточника уже не найти. Теперь на месте катастрофы большой памятник: «Разорванная жемчужная нить» – бусины, раскатившиеся по полям, где 15 лет пять тысяч человек искали уфимских детей.

Вину за случившееся тогда не взял на себя никто. Прощения у безутешных родителей не просили. Суды тянулись годами.

Не выдержал лишь один. В одну ночь поседевший Виталий Калоев хотел, чтобы хоть один извинился. За жену. За сына. За дочь.

Февральским вечером 2004 года он пришёл к дому Питера Нильсена – показать диспетчеру фотографии семьи. Тот отмахнулся – родные лица Виталия полетели в лужу.

Что было дальше, Виталий не смог вспомнить даже на суде.

Нильсена нашли уже мертвым. В его груди криминалисты насчитали 12 ножевых ранений.

За убийство Питера Нильсена швейцарский суд приговорил Калоева к восьми годам тюрьмы. Виталий вышел через три – отпустили за хорошее поведение. В 2007 году он вернулся на родину. В пустой дом.

Он говорит, что не жалеет о сделанном. И себя не жалеет – нельзя жалеть, иначе можно опуститься. В 2008 году Калоев стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии. Честно работал. Выслушивал каждого, кто приходил за помощью. Помогал всем, кому мог. В 59 он снова женился. В 60 получил медаль «Во славу Осетии».

Давать интервью Виталий не любит. Уже давно просит журналистов оставить его в покое, хочет жить честно и частно. Но Виталий, как и все, потерявшие в ту страшную ночь детей, будет в эти дни в Германии. У тех бус, что будто с дочкиной шеи.

– Едем за свой счёт, – рассказывает Зульфат Хамматов. К слову, он – председатель общественной организации «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июня 2002 года “Рейс №2937”». – В правительстве обещают до конца года компенсировать расходы на билеты. Но только родителям погибших. Остальные родственники – не в счет.

Зульфат – самый активный борец за справедливость. Судился до последнего. Виновных наказали только благодаря родителям, нанявшим иностранных адвокатов. Наши отказались сами – сказали, дескать, нет нужной практики.

– Компании пытались откупиться от родителей. Компенсации выплачивали взамен на подписку «более претензий не имеем», – признается мужчина. – Многие соглашались. Устали.

За гибель людей ответили две компании: производители системы предупреждения столкновения самолетов в воздухе ТКАС и компания «Скайгард» – четырем ее сотрудникам дали условно и оштрафовали.

– Нельсон не виноват, это вина компании, – без обиняков говорит Зульфат. – На диспетчера просто свалили всю вину. – Осуждаю ли я Виталия? Нет. Разве можно судить убитого горем отца?

К слову, Зульфат – один из немногих, кто навещал Калоева в тюрьме.

Но, в отличие от Виталия, над Хамматовым судьба сжалилась: забрав сына, подарила ещё двух. Тимур родился уже после катастрофы. А глаза у мальчишек – как две капли.

– Такая боль не может утихнуть. Она всегда со мной. Я говорю жене, что они улетели. Просто улетели, – Зульфат выдерживает паузу. – Спасает то, что мы, родители, все вместе, общаемся, разговариваем. Знаете, это важно – поговорить с человеком, который точно тебя поймёт и пережил то же, что и ты.

После катастрофы врачи не советовали супруге Зульфата рожать: все-таки не самый юный возраст, да и такое потрясение. Но муж сказал, как отрезал: «Никого не слушай! Ты мне ещё двоих пацанов родишь». Так и вышло: Тимуру сейчас 13 лет, Искандеру – 9. О старшем брате они знают. Часто рассуждают, каким он мог вырасти. Стать примером. Советчиком.

Скучают по брату, хоть никогда его и не видели. И гордятся. Знают, что у них был классный брат.

21 июня Артуру исполнилось бы 26.

– На том злополучном рейсе стюардессой была Ольга Багина, – поведал еще одну историю Зульфат Хамматов . – Она в одиночку растила сына. Тело Ольги на месте крушения нашёл местный спасатель, кажется, из числа полицейских. Когда мужчина узнал, что у женщины остался сын, он нашел сироту. Пригласил к себе. Дал мальчику дом, воспитал. Теперь Дима уже взрослый. Как и Ольга, он связал жизнь с самолетами: обслуживает боинги в немецком аэропорту.

Читайте также:  Глицериновое озеро на арабатской стрелке

Памятник погибшим на Южном кладбище видно издалека: стела и летящие вокруг неё 52 самолётика – 52 ребенка никогда не станут взрослыми.

Но покоятся здесь не все.

Семью Виталия Калоева похоронили на родине, во Владикавказе.

Венер Валеев – в Зилаире: отец построил мечеть имени сына.

Марат Субханкулов – в Чишмах, Гульназ Низаметдинова – в Бураево.

2 июля родственники погибших будут в Германии. Но отважатся на поездку не все: одних подкосил возраст, других – горе. Они приедут к мемориальному комплексу на Южное кладбище Уфы. Прийти сюда может любой. И вспомнить, как 15 лет назад мы потеряли 71 человека.

Источник

Катастрофа над Боденским озером: причины, расследование, список погибших

Прошло уже больше 13 лет с той памятной даты, когда в небе над Германией столкнулись два авиалайнера – российский пассажирский ТУ-154М и бельгийский грузовой «Боинг-757». Жертвами этой страшной катастрофы стал 71 человек, большинство из которых – дети.

События, предшествующие полету

В ту роковую ночь с 1 на 2 июля 2002 года, когда произошла катастрофа над Боденским озером, на борту российского пассажирского самолета ТУ-154, принадлежавшего компании «Башкирские авиалинии», находились 67 пассажиров, в числе которых 52 ребенка и 12 членов экипажа. Основную часть составляли талантливые школьники из Башкирии, которые летели в Испанию на отдых. Путевки были предоставлены Комитетом по делам ЮНЕСКО республики как поощрение за высокие показатели в учебе. И действительно, в этой группе все дети были как на подбор: художники, поэты, спортсмены.

Как выяснилось позже, уфимские школьники вообще не должны были оказаться в небе в ту злополучную ночь. Просто по ошибке сопровождавших их взрослых, которые привезли группу башкирских детей в аэропорт Шереметьево, вместо того чтобы доставить их в Домодедово, они накануне опоздали на свой самолет, летевший в Барселону.

Череда случайностей

Практически все дети, отправляющиеся на отдых за границу, были выходцами из семей высокопоставленных родителей. К примеру, 15-летняя Лейсан Гимаева была дочерью главы администрации президента Башкирской республики. Если бы это были дети из обычных семей, то они просто вернулись бы обратно домой, пусть и расстроенные, но живые, и катастрофа самолета над Боденским озером не случилась бы.

Но влиятельные родители школьников решили послать за ними в Москву один из воздушных судов, принадлежащих «Башкирским авиалиниям», который затем должен был чартерным рейсом № 2937 доставить их в Испанию. Экипаж самолета возглавлял Александр Гросс, который до этого уже летал в Барселону несколько раз и хорошо знал маршрут.

И вот очередная случайность – после того как дети сели в самолет, оказалось, что остается еще несколько свободных мест. Тут же было решено реализовать эти лишние билеты. Их было всего семь. Четыре из них достались семье Шисловских из Беларуси, которые также опоздали на свой самолет, и три – Светлане Калоевой из Северной Осетии, летевшей с двумя детьми (старшим сыном Костей и 4-летней Дианой) к мужу Виталию, который работал в Испании по контракту. После того как произошла катастрофа над Боденским озером, даже имена этих случайных пассажиров стали известны не сразу.

Перед катастрофой

В ту июльскую ночь оба самолета находились в небе над Германией, но, несмотря на это, руководство воздушным движением на тот период было передано швейцарской компании «Скайгайд», расположенной в Цюрихе. В этом центре, как и обычно по ночам, оставались работать только три человека: два диспетчера и ассистентка. Однако почти перед самым столкновением один из дежуривших ушел на перерыв, и за пультом остался только Питер Нильсен, который был вынужден следить одновременно за двумя терминалами. Когда диспетчер заметил, что два самолета, находящихся в одном и том же эшелоне 36 тыс. футов, начали сближаться, оставались уже считаные секунды до катастрофы. Столкновение над Боденским озером было почти что неизбежным.

Несоответствие команд

Курсы воздушных суден, летевших навстречу друг другу, должны были неминуемо пересечься. Диспетчер попытался исправить положение и подал команду экипажу российского лайнера на снижение. Надо сказать, что к этому времени пилоты ТУ-154 уже заметили другое судно, приближающееся к ним с левой стороны. Они были готовы к выполнению маневра, который бы позволил самолетам благополучно разойтись.

Сразу же после команды диспетчера в кабине российских пилотов ожила автоматическая система, предупреждающая об опасных сближениях (TCAS), которая проинформировала о том, что необходимо срочно набрать высоту. А в это же время на борту «Боинга» была получена такая же инструкция от идентичной системы, но только на снижение. Второй пилот самолета ТУ-154 обратил внимание остальных членов экипажа на несоответствие команд диспетчера и TCAS, но ему ответили, что будут выполнять приказ, поступивший с земли. Именно поэтому никто так и не подтвердил полученного от диспетчера распоряжения, хотя судно и начало снижаться. Спустя всего несколько секунд команда с земли повторилась. На этот раз ее немедленно подтвердили.

Читайте также:  Базой отдыха медное озеро

Роковая ошибка

Как позже покажет следствие, столкновение над Боденским озером произошло из-за несвоевременно поданной команды, прозвучавшей из уст диспетчера компании «Скайгайд» Питера Нильсена. По ошибке он сообщил экипажу российского самолета неверную информацию о другом лайнере, который якобы находится справа от них.

Впоследствии расшифровка данных черных ящиков показала, что пилоты оказались введенными в заблуждение таким сообщением и, по-видимому, решили, что рядом летит еще один самолет, которого система TCAS по какой-то причине не обнаружила. Остается непонятным, почему ни один из пилотов не проинформировал об этом противоречии в командах дежурного диспетчера.

Катастрофа над Боденским озером

Одновременно с российским самолетом снижался и «Боинг-757», экипаж которого выполнял инструкцию TCAS. Об этом маневре они немедленно сообщили на землю, но диспетчер Питер Нильсен его не расслышал, так как на связь вышло другое судно на иной частоте.

В последние мгновения перед катастрофой оба экипажа как могли, пытались предотвратить опасное сближение, отклонив штурвалы до упора, но, как известно, все усилия были тщетными. Самолет Ту-154М столкнулся с «Боингом-757» почти что под прямым углом. Самолет, принадлежащий транспортной компании DHL, своим вертикальным стабилизатором нанес мощнейший удар по фюзеляжу российского лайнера, отчего он развалился прямо в воздухе. Его обломки упали в окрестностях немецкого городка Юберлингена, близ Боденского озера (земля Баден-Вюртемберг). Боинг, в свою очередь, лишившись стабилизатора и потеряв управление, разбился. Ужасная катастрофа над Боденским озером унесла жизни членов экипажа обоих самолетов и всех пассажиров, летевших на Ту-154.

Расследование случившегося

По результатам авиакатастрофы было произведено следствие, которым занималась специально созданная комиссия при немецком Федеральном ведомстве (BFU). Ее выводы были опубликованы спустя два года. В отчете комиссии значились две причины, по которым произошло столкновение:

  1. Авиадиспетчер вовремя не смог обеспечить надлежащее эшелонирование между двумя воздушными лайнерами. Инструкция по снижению была передана пилотам экипажа Ту-154 поздно.
  2. Экипаж российского самолета продолжал снижаться, несмотря на рекомендации TCAS набрать высоту.

Выводы экспертов

В отчете также были отмечены многочисленные ошибки, допущенные руководством центра в Цюрихе и ICAO (Международной организацией гражданской авиации). Так, владельцы швейцарской компании «Скайгайд» в течение многих лет допускали такой порядок работы авиадиспетчеров, при котором управлять воздушным движением мог всего лишь один человек, тогда как его напарник в это время отдыхал. Авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) ясно дала понять, что такого количества персонала было явно недостаточно. К тому же оборудование, которое должно было подсказывать диспетчеру о возможном сближении авиалайнеров, в ту ночь отключили по причине проведения технического обслуживания.

Что касается телефонов, то они тоже не работали. Именно из-за этого Питер Нильсен не смог в нужный момент дозвониться в аэропорт, находящийся в Фридрихсхафене (небольшой городок, расположенный к северу от Боденского озера), для того чтобы передать тамошним диспетчерам ведение прибывающего с задержкой самолета, за которым швейцарец следит по второму терминалу. Кроме того, по причине отсутствия телефонной связи дежурные в Карлсруэ, намного раньше заметившие опасное сближение в воздухе, не имели возможности предупредить Нильсена о надвигающейся катастрофе.

Также комиссия, которая расследовала столкновение над Боденским озером, отметила, что документы ICAO, регулирующие применение TCAS и находящиеся у экипажа самолета Ту-154, были отчасти противоречивыми и неполными. Дело в том, что, с одной стороны, инструкция к системе содержала строгий запрет на выполнение маневров, не соответствующих подсказкам TCAS, а с другой – она считалась вспомогательной, создавая, таким образом, впечатление, что команды диспетчера являются приоритетными. Из этого можно сделать единственно правильный вывод: если бы не череда нелепых случайностей и роковых ошибок, то авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) была бы попросту невозможна.

Итоги

С падением самолетов эта трагедия не закончилась. Несчастные родственники хоронили своих детей, а некоторые семьи после этого распались, не выдержав такого горя. Много жизней унесла с собой катастрофа над Боденским озером. Список погибших изначально содержал фамилии 19 взрослых и 52 детей. Но 24 февраля 2004 года к нему добавилось еще одно имя – Питера Нильсена, того самого диспетчера компании «Скайгайд», допустившего ряд ошибок, приведших к такой масштабной трагедии. Он был убит Виталием Калоевым, жена и дети которого летели тем злосчастным рейсом № 2937. Суд по этому делу длился почти год. В конце октября 2005 года Калоева признали виновным в убийстве и приговорили к 8 годам тюрьмы. Учитывая обстоятельства дела и тяжелое психическое состояние обвиняемого, суд уменьшил срок до 5 лет и 3 месяцев.

Близ немецкого города Юберлинген, в районе Боденского озера, установлен необычный памятник, напоминающий о трагедии более чем 10-летней давности. Он выполнен в виде разорванного колье, чьи жемчужины разлетелись по всей траектории падения обломков двух авиалайнеров.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24