Средства передвижения по рекам

Водный туризм. Виды и снаряжение. Подготовка и особенности

Водный туризм – спортивная дисциплина и активный отдых, заключающийся в прохождении разнообразных маршрутов по воде. Водоемами для путешествий могут выступать реки, моря, озера и водохранилища, а плавательные средства, используемые для применения, самые разные. Водные походы приобретают популярность как вид семейного отдыха. Есть и состязательная составляющая — по некоторым видам сплавов проводятся турниры. Они развивают навыки командной работы, силу, выносливость, дисциплину и самообладание.

Водный туризм и его особенности

Для организации водных походов применяются следующие виды плавательных средств:

Прогулки неспортивного характера по рекам или морям могут проводиться на теплоходах или лайнерах. Водный туризм многообразен с точки зрения маршрутов и их продолжительности. Можно совершать однодневные сплавы по ближайшей речушке в своей местности или отправляться в горы, где в течение нескольких дней и даже недель бороться с течением и порогами.

Все маршруты подразделяются на 2 большие группы:

Первая группа предназначена для любителей и отличается малой сложностью и большей безопасностью. Категорийные походы предназначены для спортивных соревнований и получения квалификационных разрядов. Всего категорий сложности 6, из которых 4-6 предназначены только для хорошо подготовленных спортсменов.

Уровень сложности устанавливает комиссия. Она выезжает на участки водоема, где планируется проводить состязания, и оценивает число препятствий и сложность их преодоления. Если водные преграды носят естественный характер, с изменением природных факторов может меняться и категория маршрута.

В целом, профессиональный и любительский водный туризм имеют следующие различия:
  • Место проведения состязаний. В свободном сплаве — это естественные водоемы, а в спортивном могут использоваться и специально построенные.
  • Снаряжение. Состязательные походы строго регламентирует виды и количество необходимого инвентаря и экипировки, а как туристы-любители по своему усмотрению определяют состав своего багажа. То же самое можно сказать о составе группы — в спорте количество ее участников закреплено правилами.
  • Цель прохождения маршрута. Задача спортсмена — преодолеть определенное число маршрутов как можно большей сложности, чтобы повысить свой разряд и занять призовое место на соревнованиях. Туристы-любители отправляются в путешествие с целью отдыха и получения новых впечатлений.
Подготовка к походу

Прежде чем составить маршрут для сплава по водоему, обязательно проводится сбор данных о местности, ландшафте, климате в данной местности, а также о самом водоеме — его особенно сложных участках, местах, которые могут быть использованы для привала. Полученная информация систематизируется и в виде документа установленной формы представляется в федерацию туризма вместе с планом-графиком предполагаемого похода. План-график обязателен для исполнения: группа должна быть в указанной точке именно в то время, что установлено графиком.

Кроме того, правилами водного туризма установлено, что группа должна сообщать о своем местонахождении организаторам похода и квалификационной комиссии в оговоренные сроки. Это делается в целях безопасности — непредоставление отчета расценивается как сигнал неблагополучия в пути. Дата и место выхода команды на связь отмечаются на схеме маршрута.

Еще одним документом, составляемым при организации похода, является приходо-расходная смета. В ней отражаются все расходы на транспорт, питание, приобретение (аренду) группового оборудования. Покупка личной экипировки участников в смету не включается.

Маршруты для семейных и любительских составляются самими участниками с учетом их фантазии и уровня подготовленности. Что касается спортивных водных трасс, они должны соответствовать установленным техническим требованиям и быть квалифицированными по сложности.

Как развивался водный туризм в России

В нашей стране туризм на воде считается национальным. Он начал свое развитие в эпоху существования СССР, после ВОВ. Пик популярности пришелся на 1960 гг — туристы осваивали советские водоемы, в которых на территории страны нет недостатка. В качестве плавсредства долгое время использовалась каркасная байдарка «Таймень». Развитие туризма было сопряжено с появлением бардовского течения — песни многих талантливых бардов известны до сих пор.

В 1970-х гг. Сергеем Папушем был сконструирован катамаран. С его помощью отныне можно было преодолевать сложнейшие маршруты, недоступные для байдарки. С течением времени первоначальная конструкция катамарана была усовершенствована, и сегодня он выступает самым популярным средством для путешествий по воде.

Плавательные средства, используемые за рубежом, такие как рафт и каяк, появились в России позже. Каяк прижился быстрее, поскольку до той поры у нас не было одноместных лодок, позволявших спортсмену в одиночку сплавляться по сложным участкам. А вот аналогом рафта являлся любимый всеми катамаран. Поэтому рафты долгое время использовались лишь на состязаниях.

После распада СССР водный туризм лишился государственной поддержки. В связи с этим деятельность в этой области приостановилась: закрывались спортивные секции, проведение походов прекратилось. Некоторые спортсмены научились изготавливать плавсредства своими руками, видоизменяя и дополняя их конструкцию. После кризиса развитие водных походов возобновилось. Из-за границы поступало новое снаряжение, стал возможен обмен опытом с коллегами из других стран.

Основные виды водного туризма
Разнообразие водоемов, имеющих свои особенности, обусловило использование на них конкретных видов лодок. В соответствии с этим в водном туризме выделились следующие направления:
  • Каякинг. Это сплав на небольших пластиковых лодках — каяках. На этих суднах можно прогуливаться в спокойных водах, а также преодолевать экстремальные маршруты. Профессионалы каякинга демонстрируют на этих лодках головокружительные трюки.

  • Сплавы на плотах. Это разновидность спокойного отдыха на воде. Плоты изготавливают из дерева, иногда дополняют его крышей и парусом.

  • Сплавы на байдарках. Организуются на небольших реках, где байдарка обеспечивает отличную маневренность благодаря своим небольшим габаритам. Однако такие лодки отличаются недостаточной устойчивостью, поэтому требуют хороших навыков управления.

  • Рафтинг. Спуск по горной речке на резиновой лодке овальной формы вместимостью в 4-16 человек. Туристы размещаются в рафте на бортах, на корме и даже на носу. Рафтинг очень популярен, хотя и относится к категории экстремальных.

  • Сплавы на катамаранах. Катамаран — это двухкорпусное плавсредство с мостом посередине. Он признан одним из безопаснейших, поскольку имеет отличную устойчивость. Разновидностей катамаранов очень много — прогулочные, спортивные, парусные и экспедиционные.

Снаряжение для похода

Водный туризм, даже любительский требует тщательной подготовки: нужно грамотно подобрать снаряжение с учетом сложности маршрута, погоды и длительности похода. При использовании надувных плавательных средств обязательно следует обеспечить наличие вспомогательного оборудования, повышающего их безопасность. Кроме того, в любом путешествии обязательными аксессуарами выступают каска и спасательный жилет.

Из одежды могут использоваться специальные гидрокостюмы. Если прохладно, то больше подойдет так называемый сухой костюм — под него можно дополнительно надевать теплые вещи. В теплую погоду лучше остановить свой выбор на неопреновом гидрокостюме.

Про запас с собой обычно берут другую одежду:
  • Термобелье.
  • Теплые носки.
  • Штаны и куртку.
  • Свитер.
  • Шапку, перчатки.
  • Обувь по погоде.

Наличие второго комплекта одежды позволяет при необходимости переодеться.

Инвентарь для путешествия зависит от направления туризма и трудности водной трассы. Обязательными в любой ситуации являются:
  • Аптечка для оказания медицинской помощи.
  • Комплект для ремонта лодки.
  • Палатка, спальный мешок, термоодеяло.
  • Нож, спички.
  • Инвентарь для еды и приготовления пищи.
  • Канат с карабином.

Одежду и все промокаемые вещи складывают в герметичный пакет, оставляя внутри воздух. Такая упаковка не позволяет ему утонуть.

Читайте также:  Как загрязняются реки людьми
О безопасности на воде

Любое передвижение по воде всегда рискованно. Причем со сложностью маршрута растет и опасность путешествия.

Отправляясь в поход, будь то прогулка на плоту по озеру или рафтинг по порожистой реке, необходимо соблюдать основные правила безопасности:
  • Строго исполнять указания руководителя туристической группы.
  • Садиться в лодку и грузить багаж только после спуска на воду.
  • При организации длительного привала не оставлять плавсредство на воде.
  • Двигаясь на нескольких суднах поддерживать дистанцию между ними.
  • Не кричать на воде.
  • Останавливаться на ночлег только в проверенных местах.
  • Поддерживать дисциплину в группе.
При спусках по неспокойным рекам не исключены падения в воду. В этом случае необходимо:
  • Не делать резких движений – спасательный жилет вытолкнет на поверхность.
  • Удерживать весло или другое снаряжение, чтобы не потерять его.
  • Перевернуться на спину, вперед ногами и плыть по течению.
  • Оказавшись под судном, нащупать рукой трос на борту (леер) и держаться за него.
  • Не прыгать вслед за выпавшим из судна сразу же, а вначале оценить ситуацию.

Водный туризм – прекрасная возможность для тех, кто хочет покорить водную стихию. Здесь любой может выбрать себе поход по вкусу — спокойный сплав по озеру, несущий умиротворение, или спуск по порожистой горной реке с солидной долей адреналина. Но чтобы путешествие было безопасным и принесло лишь заряд положительных эмоций, к нему необходимо как следует подготовиться и не пренебрегать правилами безопасности.

Источник

Что лучше выбрать для водных путешествий?

Так получилось в моей жизни, что поначалу мои путешествия проходили не на природе, а в основном по разным городам. Я частенько ездил в Москву, лето проводил на море, объехал все Черноморское побережье от Сочи до Анапы, Южный берег Крыма. Но однажды мы с другом решили проплыть на лодке по реке Чусовая, и вот этот первый сплав навсегда остался в моей памяти, даже видео о нем сохранилось. В этом небольшом приключении мы испытали столько неизведанных эмоций, увидели столько интересного, что я стал активно интересоваться именно туристическими путешествиями на природе. Со временем закупил все необходимое снаряжение, и теперь давно уже не представляю своей жизни без походов — пеших, велосипедных, водных.

Все путешествия по-своему хороши, но у сплавов по рекам есть определенные особенности, которые делают их наиболее привлекательными и удобными. Такой вид походов больше похож на отдых, чем на туризм. Когда турист идет пешком, ему приходится много километров шевелить ногами, да еще нести на себе увесистый рюкзак. На велосипеде груз будет полегче, потому, что лежит не на спине, а в велорюкзаке на багажнике, но все равно нужно прилагать усилия, чтобы крутить педали, а от однообразной позы устает спина, и то, что пониже. А вот при сплаве тащить на себе не нужно вообще ничего! Просто греби потихонечку веслами, хоть сидя, хоть лежа в лодке. А иногда и грести не надо — течение само несет. Вся физическая нагрузка — дотащить вещи от транспорта до берега реки, но это, как правило не больше ста метров.

Еще к плюсам речного путешествия относится то, что самое необходимое всегда рядом. Вода питьевая всегда есть, потому что в реку впадает множество чистых лесных и горных ручьев. Огонь для приготовления еды тоже будет, ведь почти всегда по берегам рек растут деревья, и с дровами проблем нет. Запасы еды можно пополнять рыбалкой и сбором грибов и ягод, а иногда и деревушки на берегу встречаются, с магазинчиками. Так что плыви хоть все лето.

Разновидности и особенности различных плавсредств

Не важно, где Вы живете, на Урале, в Сибири, или в центральной части России, реки есть везде. Большие и маленькие, горные и равнинные, и пока они не в частных владениях, по этим рекам можно прекрасно путешествовать. Ниже я расскажу, о самых популярных средствах передвижения по рекам. Я имею в виду именно путешествие, то есть когда один или несколько человек, а не коммерческий сплав, который организует фирма.

Цель данной статьи — пробудить у Вас интерес к водным путешествиям, и помочь определиться с выбором плавсредства, ведь каждый их вид имеет свои особенности. Конечно выбор зависит и от того, в какой местности Вы проживаете, и по каким рекам будете сплавляться, и от Вашего финансового уровня, и еще много от чего, но главное — знать основные отличия плавсредств, и уже потом решать, что Вам больше подходит. Об этом я постараюсь рассказать, основываясь на собственном опыте, и опыте знакомых туристов. Надеюсь, прочитав данный материал, Вы сумеете найти ответ на вопрос «что лучше» именно для Вас.

Катамаран

Одно из самых популярных средств для сплава — это катамаран. Катамаран — это два баллона, похожих на большие сосиски, скрепленных между собой жесткой рамой. Бывают катамараны двух, четырех, шестиместные, и даже больше. Но они всегда парные. Многоместные катамараны очень востребованы для коммерческих сплавов, а для индивидуальных путешествий больше всего подойдет катамаран-двойка. Но тут, как видите, без напарника не обойтись. Теоретически, можно и одному плыть, сидя на одном баллоне, а на второй поместив рюкзак, но это крайне неудобно, и даже опасно, ведь на катамаране можно грести только одним веслом с одной стороны.

К преимуществам катамарана можно отнести его компактность при транспортировке, так как баллоны в сдутом состоянии занимают немного места, и не слишком тяжелые. Если группа часть пути преодолевает пешком, то можно баллоны распределить между участниками. По весу его можно сравнить с лодкой, только без дна, так что легче выходит. А рама разборная, состоит из полых металлических трубок, собирается на берегу, и привязывается к баллонам. В некоторых случаях можно вообще не брать с собой раму, а сколотить или связать ее из тонких стволов прямо у реки. На некоторых моделях катамарана есть возможность настелить пол на раме, установить сидения, крепления для груза, тенты, парус, и так далее.

Неоспоримым преимуществом катамарана является его малое сопротивление воде, потому что у него нет дна, осадка мелкая, так что скорость передвижения будет выше, чем у лодки. Также в случае порыва баллона катамаран можно быстро и легко починить, так как есть внутренний баллон и внешняя оболочка. Есть и однослойные баллоны, они чуть легче и дешевле, но более уязвимы. Катамаран практически не может утонуть, если вода высокая, то пробить баллон нечем, а при низкой воде, если баллон распороть о камень или корягу, то глубина-то маленькая, можно просто слезть с катамарана и пешком перетаскать все вещи на берег. Перевернуть катамаран тоже нужно постараться, ну разве что на очень больших перекатах.

Также преимуществом катамарана является возможность более безопасно проходить сложные участки реки, ведь у него нет внутреннего пространства, куда может заплескивать вода. И на порогах вода просто стекает с баллонов, и может разве что замочить пассажиров и вещи. Поэтому рюкзаки обычно упаковывают в герметичные непромокаемые мешки, либо оборачивают пленкой (тот же тент от палатки), а участники одеваются в специальные костюмы (либо наоборот, снимают и прячут одежду). А мелкая осадка позволяет легче проходить мели и участки торчащих под водой камней, пропуская их между баллонами.

Но есть у катамарана и недостатки. Самый явный из них — посадка гребца. Раньше гребцы сидели прямо на баллоне, свесив ноги в воду, или вытянув их вдоль баллона. Но это неудобно для гребли, и потому многие сидят, поджав под себя ноги, а это очень утомительно. Чтобы ноги не соскальзывали, катамараны оборудуют специальными ремнями, чтобы можно было удержаться на баллоне. Такая поза с поджатыми ногами неудобна и даже вредна для здоровья, так как пережимаются сосуды. И потому плыть целый день на катамаране не реально, надо чаще делать остановки, чтобы размять затекшие ноги. Вариант установить пол и поставить кресло больше подходит для офисных работников, купивших групповой коммерческий сплав, настоящий турист в рюкзаке кресло вряд ли потащит.

Читайте также:  Где берут начало крупные реки россии

Стоимость катамарана имеет довольно большой разлет, и зависит от его размеров, качества баллонов и сложности конструкции. Самый дешевый катамаран без рамы на двух гребцов можно найти тысяч за 15, тут все зависит от Вашего региона проживания, возможно понадобится пересылка. С рамой катамаран будет стоить в районе 30 тысяч, это самый простой, почти половина стоимости — это только рама. В пример могу привести модель «Дельта — 280». Либо популярная модель «Басег», тоже в районе 30 тысяч. С удобствами, и более современный — около 50 тысяч.

Делать здесь обзор точных цен не имеет смысла, потому что статья должна просто помочь сделать выбор удобного для Вас средства передвижения по рекам или озерам. Одно можно сказать точно — при своих не самых удобных для сплава характеристиках, катамаран стоит весьма не дешево, и больше подходит для турклуба или группы, чем для одиночного путешествия. Ну а выбирать конечно лучше модели именитого производителя, например, «Тритон», «Белрафт», «Вольный ветер». В Екатеринбурге есть индивидуальные предприниматели, которые изготавливают весьма неплохие катамараны на заказ.

Производители стараются добавить хоть немного комфорта, и придумывают баллоны с сидушками, это такие углубления в баллоне, в народе называется «верблюд», но все равно, до той же лодки по удобству очень далеко, да и цена на такие модели намного больше. Конечно, есть катамараны, на которых существует возможность устроить настил, поставить там палатку, или сидения, но это уже больше похоже на плот, о котором мы поговорим ниже.

Так как катамаран имеет свою специфику, да и цена не маленькая, то разумней будет не сразу покупать такую штуку, а сначала поплавать на нем, может в коммерческом сплаве, может у кого из знакомых попросив на прокат. Да и в платный прокат можно взять, на пару дней это не дорого выйдет, зато Вы почувствуете, подходит Вам такая штука, или лучше присмотреться к чему другому.

Байдарка

Следующее водное средство передвижения — это байдарка, также достаточно популярная среди путешественников. Основные отличительные особенности байдарки — в отличие от лодок она очень узкая, рассчитана на ширину одного человека, и при этом длинная. Бывают одно-, двух-, реже трех-, и более местные. Чем длиннее байдарка, тем она хуже управляема и более уязвима. Разновидностей байдарок существует великое множество, но все их можно разбить на две категории. Чаще всего байдарки встречаются таких конструкций: либо жесткий каркас из алюминиевых трубок, обтянутый оболочкой из ПВХ, либо байдарки без каркаса, надувные.

Надувные байдарки намного дешевле каркасных, они легче и надуть байдарку гораздо быстрее, чем собирать каркас. Производитель, понимая что этот товар рассчитан на неподготовленного туриста, часто делает дно более широким, чтобы повысить устойчивость надувной байдарки, тем самым несколько снижая скоростные характеристики. Хорошие модели имеют несколько отсеков, чтобы при проколе все судно не пошло ко дну, лучше выбирать с отсеками не правый — левый, а нос — корма. Но с другой стороны, оболочка получается двойная, вес увеличивается, и поэтому часто в надувных байдарках используется более тонкий материал, чтобы общий вес был не сильно тяжелый. В свою очередь это приводит к тому, что такие модели более уязвимы, при малой воде их гораздо легче порвать.

Оболочка у байдарки бывает разной плотности и жесткости, и соответственно, прочности. Надувная байдарка менее прочная, зато меньше страдает во время прохождения подводных камней, так как мягкая и гибкая. Жесткие трубки каркаса байдарки могут погнуться или сломаться при наезде на камень. То есть надувная байдарка боится острых предметов, каркасная еще и сильных ударов, может погнуться рама. При этом каркасную байдарку заклеить легче, чем надувную. Внутреннее пространство у надувных байдарок меньше, либо сама байдарка шире, ведь у нее присутствует толщина стенок.

К преимуществам байдарок можно отнести малую сопротивляемость воде за счет узкой, вытянутой формы, это дает гораздо большую скорость, чем у лодки. И еще у хороших байдарок не попадает внутрь вода, так как седок и груз прикрыты так называемой юбкой. Но в закрытой байдарке сложнее разместить рюкзак. Внутри байдарки, чаще всего, есть маленькие скамейки с маленькой спинкой, в надувных байдарках сидения более мягкие, надувные. Важным преимуществом байдарки является то, что каждый гребец работает двухлопастным веслом, и гребки получаются достаточно мощные, что также обеспечивает высокую скорость. Также к плюсам можно добавить, что байдарка протиснется в узких прямых протоках, либо между камнями, где застрянут лодка или катамаран.

Что касается недостатков байдарки. Внутреннее пространство у нее узкое, и часто рюкзак в цельном виде туда не помещается, приходится его разбирать, и укладывать вещи частями. Для надежности их упаковывают в гермомешки. Еще байдарка крайне неустойчива на воде, и на ней легко перевернуться, особенно, если она встала боком к течению или волнам. Поэтому небезопасно плавать на байдарке по большим озерам в ветреную погоду со значительным волнением. Даже многие производители пишут в паспорте изделия, что эксплуатация байдарки при волне не выше 15 см. Если сплавляться по реке на каркасной байдарке, то река должна быть без порогов и камней.

Чтобы научиться управлять байдаркой, нужно немало тренироваться. В отличие от катамарана байдарка может двигаться только носом вперед (или только прямо назад). У байдарки очень низкая посадка, то есть от борта до воды расстояние очень маленькое, так что это следует учитывать, если Вы и Ваш груз слишком много весите. К недостаткам можно отнести сложность и длительность сборки каркасной байдарки — чтобы правильно соединить все элементы каркаса, надо быть внимательным, а некоторые модели собрать в одиночку крайне затруднительно. И еще одно — посадка человека в байдарке. Он сидит в ней в более естественной позе, чем на катамаране, но поменять ее не получится, и со временем устает спина. Некоторые, чтобы добиться большего комфорта, кладут доску поверх юбки байдарки, чтобы сидеть выше по отношению ко дну, но тогда устойчивость еще сильнее уменьшается.

По стоимости можно сказать, что байдарок выпускают гораздо больше чем катамаранов, модельный ряд намного более разнообразен, соответственно и разброс цен больше. Самую дешевую надувную байдарку можно купить по цене около 10 тысяч. Например, всем известная фирма Intex. Толщина ПВХ-ткани у подобных моделей менее 1 мм, вес около 15 кг, грузоподъемность до 100 кг. Также много дешевых моделей, доступных в российских магазинах, производит компания Bestway. Но подобные модели годятся скорее поплавать по озеру пару часов, чем для серьезного многодневного путешествия. Крайне не советую покупать дешевую каркасную байдарку с пластиковыми деталями.

Каркасные байдарки намного дороже, в среднем двухместная обойдется от 40 тысяч, но такие модели имеют уже гораздо более серьезные характеристики, и соответственно при правильной эксплуатации прослужат Вам гораздо дольше. Пятиметровую байдарку Нева-2, фирмы Тритон, в популярном магазине спортмастер можно приобрести за полтинник. Ее вес 25 кило. Кстати, всегда уточняйте у продавца, вес указан всего комплекта или только байдарки, без весел, сидушек, и других съемных частей.

Как и катамаран, байдарку лучше взять для пробы напрокат. Коммерческие сплавы на байдарке практически не встречаются, тут уж спрашивайте у знакомых, либо договаривайтесь с турклубом, а может на каком форуме найдется человек, который Вам сумеет помочь, в общем ищите. В крайнем случае, можно на том же авито купить недорого бывшую в употреблении байдарку, если цена сопоставима с арендной платой. Есть еще похожие на байдарки каяки, по сути это та же байдарка, но меньших размеров, они как правило одноместные и не предназначены для перевозки груза, так что в путешествиях не встречаются.

Плот

Еще одно плавсредство известное с давних времен — это плот. Именно на плотах человек впервые стал передвигаться по рекам. Раньше под этим названием подразумевалось нечто, собранное из бревен, где человек стоя отталкивался шестом от дна. Такой способ передвижения крайне медленный и неудобный. Более того, если течение слабое, а встречный ветер сильный, Вы поплывете в обратную сторону.

В наши дни плоты стали более разнообразны. Это может быть вариант катамарана с широким настилом, или настил поверх нескольких автомобильных камер. Вместо камер можно использовать бочки, пластиковые бутылки, в общем, любую пустую тару в большом количестве.

Плоты бывают довольно значительных размеров, и используются для неторопливых коммерческих сплавов большой компанией, когда никто никуда не спешит. На таком плоту можно установить палатку или тент, какие-нибудь кресла-лежаки для принятия солнечных ванн, мангал для шашлыка, и еще много чего придумать, если площадь позволяет. Можно установить весла, парус, руль, либо закрепить мотор. Но для настоящих дальних путешествий плот, конечно, не подходит, это больше развлечение.

Минусов у плота предостаточно — он очень тяжелый, имеет низкую посадку, и может сесть на мель, может застрять в узком месте, преодолевать на нем пороги тоже затруднительно. Скорость, как я уже сказал, самая маленькая, маневренность тоже. Сплав на плоту может случиться разве что если у Вас пеший маршрут, и часть пути Вы решили преодолеть по реке, по причине трудной проходимости в тайге.

Лодка

И на закуску — самое оптимальное, на мой взгляд, средство путешествий по воде — это лодка. Я имею в виду не деревянную лодку, которой пользуются сельские жители и рыбаки, а надувную, весельную лодку из современного материала ПВХ. Причем ПВХ должен быть армированный, в противном случае это просто толстая клеенка. Армированный ПВХ имеет тканевую основу пропитанную полимером. Для путешествий это самое удобное средство, и далеко опережает все вышеперечисленные. Но, при всех достоинствах, я начну с недостатков, у лодки они тоже есть.

Лодка, кроме самой себя, часто имеет в комплектации пол из пайол, сидения, насос, чехол, а иногда и тележку для ее перевозки, И это делает ее тяжелым и крупногабаритным предметом. Для примера — моя лодка со всем необходимым (насос, пайолы, весла) весит около 23 кг. И этот предмет нужно вместе с рюкзаком как-то дотащить до реки. Поможет тележка, медленно, зато не нужно корячится, взваливая на себя кроме рюкзака еще и сумку с лодкой.

Ремонт лодки, если Вы ее пробили, несколько сложнее, чем байдарки или катамарана. Но хорошую лодку пробить нелегко, особенно если выполнять простейшие правила: если мелко, лучше пройти по воде пешком, на берегу убрать стекла и сучки, если на реке завал — сделать обнос, ну и так далее. Еще лодка открыта, и пошел дождь, то вся вода собирается внутри, и может намочить груз. Можно приобрести тент, но он не сильно поможет, а вот весу точно добавит. Меня в таких случаях выручает тент от палатки. Также лодка уступает байдарке и катамарану по скорости, но путешествие — это не гонка, это удовольствие, и спешить не зачем.

Теперь о преимуществах путешествия на лодке. Плыть на ней можно и одному, и вдвоем, и втроем — в зависимости от размера и грузоподъемности лодки. И одному на ней плыть также комфортно, как с напарником. Конечно, идеальный вариант — два человека, так как большинство лодок имеют две скамьи и рассчитаны на двух пассажиров. Чем еще хороша лодка? В ней много места — войдут и рюкзаки, и сумки с продуктами, и канистры с водой, которые можно поставить под скамьи. Я даже сухие дровишки перевозил в лодке, чтобы вечером время не терять на поиск.

Если плывут два человека — можно грести по очереди двумя веслами, либо постоянно каждый гребет одним веслом с одной стороны. Плыть в лодке, не уставая, можно хоть весь день, так как там есть возможность менять положение тела. Иногда я ложился на рюкзак, и греб, тихонько шевеля рукой. Медленно, но плыл. А если в лодке есть пол, то можно хоть стоя грести, как итальянские гондольеры. У меня были случаи, когда я вообще не выходил на берег весь день, даже кушал и спал в лодке, а в это время лодка спокойно плыла по течению, не требуя особого управления. Иногда только от берега приходилось отгребать. Хорошо так, лежишь, загораешь, смотришь в небо, слушаешь пение птичек, а картина вокруг все время меняется, движение идет.

Современная лодка правильной конструкции позволяет плыть хоть носом, хоть кормой, и ей не страшны волны, разве что штормовые, или на сложных порогах. В отличие от байдарки лодку перевернуть практически невозможно. Довольно ценно, что лодкой можно накрыть вещи на стоянке на берегу в случае дождя, мы всегда так делаем. А еще на берегу можно сидеть на мягких баллонах лодки, например, попивая чай и любуясь вечерним небом.

Поскольку я часто снимаю фильмы о своих путешествиях, для меня важно, что на лодке можно надежно укрепить на штативе камеру, и руки будут свободны. Это пригодилось нам, когда мы проходили порог Медвежьи головы на реке Косьва, об этом и рассказ есть на сайте, и пара роликов. Стоимость лодки подходящей для путешествий тоже заметно выигрывает у вышеперечисленных средств. Хорошую лодку можно купить за 15-20 тысяч. Это именно хорошие модели, а не начальный уровень. Попробуйте проплыть денек на байдарке или на катамаране, а потом пересесть на лодку, и Вы почувствуете огромную разницу.

Естественно, все эти преимущества будут присутствовать у правильно подобранной лодки, надежной и удобной. Если Вы не уверены, что Вам именно лодка нужна, взять ее в прокат не составит труда, предложений много. Ну а если Вы уже решили, и склоняетесь именно к лодке в качестве средства передвижения, то для Вас встанет новый вопрос, какую именно лодку выбрать для своих путешествий, и я надеюсь, что определиться с конкретной моделью Вам поможет другая моя статья — Как правильно выбрать лодку из ПВХ.

Интересных Вам путешествий!

На этой лодке я проплыл по многим рекам в Свердловской и Пермской области

Как делают лодки из ПВХ

Если материал был полезен — поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Источник

Читайте также:  Сколько гэс на реке иртыш
Поделиться с друзьями
Байкал24