Судоходные знаки на берегу реки

Береговые навигационные знаки судоходной обстановки

На картинках показаны основные береговые навигационные знаки (по ГОСТ 16150—70), с которыми турист-водник встречается при плавании по судоходной реке. Это — своеобразные буквы речной азбуки, знание которой необходимо судоводителю для того, чтобы провести свое судно кратчайшим путем и избежать опасностей, например — посадки на скрытые под спокойной гладью реки мели и камни. Есть, как известно, еще и плавучие знаки — вехи, буи, бакены, не им будет посвящена отдельная статья (планируется подготовить ее, когда войдет в силу новый стандарт на эти знаки, в настоящее время находящийся на стадии утверждения).

Наша публикация не ставит целью дать исчерпывающие сведения о назначении каждого знака, конструкции и способах расстановки знаков— с этим можно познакомиться по соответствующей литературе или на курсах. Мы надеемся, что наглядные изображения знаков, приведенные на вкладке, помогут начинающим судоводителям-любителям быстрее запомнить их (подобно тому, как лучше запоминаются большие, красочные буквы в букваре). Попутно приведем некоторые сведения об отдельных береговых знаках, не всегда достаточно четко изложенные в популярных учебниках для любителей.

Перевальный знак служит ориентиром для выбора курса на извилистых реках с достаточно широким судовым ходом (когда не требуется более точное указание его направления при помощи створов). Это — два хорошо заметных квадратных щита, закрепленных на верхнем конце столба так, что их плоскости расположены строго перпендикулярно рекомендованной оси судового хода, который в этом месте переходит («переваливает») от одного берега к другому. Увидев впереди на берегу такой знак, держите прямо на него таким образом, чтобы видимая форма щита была возможно ближе к квадрату. Поравнявшись со знаком, постепенно переводите лодку («переваливайте») на новый курс, о правильности которого можно судить по форме второго щита того же знака, оставшегося за кормой. Разумеется, при этом нужно следить и за плавучей обстановкой по курсу, которая может ограждать отдельные выступающие на судовой ход опасности.

В тех случаях, когда нужно обеспечить большую дальность видимости, ставят перевальные знаки типа II. Отличаются они тем, что в нижней части добавлены наклонные трапецеидальные решетчатые щиты, развернутые так же, как и верхние квадратные.

Перевальные знаки окрашиваются в белый или красный цвет, в зависимости от фона, на котором они видны с реки.

Вообще же большинство знаков окрашивается в зависимости от берега, на котором они устанавливаются- правому берегу (смотря вниз по течению) присвоен на реке красный цвет, левому — белый. Соответственно знаки освещаются и ночью: на правом берегу — красным огнем, на левом — белым или зеленым (если много других белых огней).

Не удивляйтесь, если столб перевального знака будет окрашен чередующимися полосами белого и красного (или черного) цветов — это иногда делается для их лучшей приметности.

Ходовой знак

Ходовой знак — ромбовидный щит на столбе — показывает, что судовой ход идет в непосредственной близости от этого берега и вдоль него. Ширина несудоходной прибрежной полосы, оговариваемая местными правилами плавания, обычно составляет от 10 до 30 м от берега. В пределах этой полосы даже судно с малой осадкой не гарантировано от встречи с каким-либо подводным препятствием—затонувшей баржей, сваями, обрушившимися в реку деревьями.

Читайте также:  Среднее течение реки тигр

Ночью ходовые знаки хорошо заметны — их легко отличить благодаря проблесковым огням.

Щиты ходовых знаков всегда выполняются объемными, т. е. с какого бы ракурса на них не смотреть, всегда виден ромб.

Можно смело следовать вдоль берега, на котором стоят ходовые знаки, только в границах, обозначенных перевальными знаками: подошел к такому — подправляй курс.

Знаки «Ориентир»

Знаки «Ориентир» (весенние знаки) ставятся на реках, которые весной выходят из берегов, чтобы судоводитель мог судить о положении кромки берега, залитого водой. Как и ходовые знаки, они имеют верхние фигуры объемной формы (на правом берегу — шар, на левом — конус). Огни на этих знаках группопроблесковые— с двумя проблесками.

Створные знаки

Створные знаки устанавливаются там, где нужно обозначить прямолинейный судовой ход более точно, чем этого можно достигнуть с помощью перевальных и ходовых знаков.

Линейные знаки

В зависимости от необходимой дальности обнаружения знаков они могут иметь различные размеры и конфигурацию. Также показаны наиболее распространенные линейные знаки типов I (с квадратными щитами) и II (с квадратными щитами вверху и трапецеидальными в нижней части). При значительной протяженности застворенного участка судового хода (10—15 км) приходится делать створные знаки в виде четырехгранных усеченных пирамид высотой иногда до 15 м с зашивкой передней плоскости досками.

Щиты линейных створов располагаются перпендикулярно направлению судового хода; задний знак всегда выше переднего При точном следовании по фарватеру эти щиты должны совмещаться друг с другом по вертикали; на створах типов II, III, IV совмещаются вертикальные полосы — черные (на белых щитах) или белые (на красных). Ночью створные огни могут освещаться белыми, зелеными или красными огнями, но всегда передний знак будет иметь постоянный огонь, а задний — проблесковый.

Научиться ходить по створам несложно, когда они расположены впереди, но полезно потренироваться в следовании судовым ходом при положении знаков за кормой судна (надо иметь в виду, что чаще всего они устанавливаются только на одном из концов участка ходового хода).

Щелевые створы

Разновидностью створов являются щелевые створы, обозначающие, в отличие от линейных, не только ось судового хода, но и боковые его границы. Такие створы состоят уже не из двух, а из трех створных знаков, расположенных треугольником — два спереди и один сзади. Если вы идете точно по оси фарватера, задний створ виден посередине между передними. Если задний створ и какой-либо из передних совместились по вертикали, значит катер вышел на кромку судового хода. А если катер сошел с судового хода, задний знак окажется с внешней стороны от того или иного переднего знака.

Огни на знаках щелевых створов такие же, как и на линейных: передние постоянные, задний проблесковый.

Кромочные створные знаки

Есть еще один тип створов — кромочные створные знаки, обозначающие положение правой или левой кромки фарватера. На линии каждой кромки ставят по два знака: передний в виде прямоугольного щита и задний — со щитом в форме прямоугольной трапеции, наклонная кромка которого всегда обращена в сторону судового хода (таким знаком может быть обозначена и только одна кромка). Щиты окрашивают соответственно кромке, которую они ограничивают: правых знаков в красный, левых — в белый цвет.

Если судно идет по судовому ходу, то обе пары знаков находятся в «растворе» — задние знаки видны между передними прямоугольными щитами. Если какая-либо пара щитов состворится, значит катер вышел на самую кромку судоходной полосы (в положении створов, показанном на вкладке, вправо лучше не ходить!) Поясним, что кромочные знаки считаются в створе, когда совмещаются соответствующие вертикальные внутренняя кромка переднего знака и наружная заднего.

Читайте также:  Какие реки протекают на территории россии названия

Ночью на передних створах правой кромки горят красные огни, на левой кромке — зеленые. Передние огни постоянные; задние дают два проблеска с длительным интервалом между каждой парой.

Огни на мостах. Мачты

Огни на мостах. Мачты. При подходе к мосту отыскать судоходный пролет несложно по красному щиту, закрепленному на ферме (с верхней стороны моста, т. е. для прохода по течению, он имеет форму ромба; с нижней — квадрата). Однако водителю катера рекомендуется снизить скорость, так как не исключена возможность, что пролет открыт и для судов, идущих навстречу.

Обратите внимание на берег вблизи моста; не стоит ли здесь семафорная мачта или светофор, регулирующий проход судов сверху и снизу. Знаки на мачте аналогичны показанным на вкладке.

Ночью открытый для прохода пролет моста обозначается двумя створными красными огнями, расположенными по вертикали. Два зеленых огня обозначают пролет, проходить в который разрешается только буксирам с плотами.

На некоторых реках еще немало наплавных и понтонных мостов. Днем судоводитель легко может найти проход, когда он открыт. Ночью наплавной мост освещается рядом постоянных белых огней, установленных на нем не реже чем через 50 м. Открытый проход обозначается двумя расположенными один над другим — огнями: у правого конца прохода красного цвета, у левого — зеленого. Третий огонь горит на конце отведенной в сторону разводной части.

Капитаны яхт при подходе к мосту обычно начинают беспокоиться — пройдет ли мачта под фермами. Ориентироваться можно по зеленым огням, закрепленным на обоих устоях моста, ограничивающих судоходный пролет. Если горят два огня, высота пролета моста менее 10 м, три — 10—15 м; при четырех огнях высота пролета более 15 м.

Знаки переходов

Напомним, что яхтсмены должны обращать внимание и на знаки воздушных переходов, которые ставятся на расстоянии 100 м выше и ниже линий электропередач, пересекающих реку. На небольших реках и каналах эти знаки и огни могут быть закреплены непосредственно на мачтах воздушного перехода.

Знак «Внимание»

Такими знаками ограждают зону, в которой судоводитель должен проявлять особую осторожность. Это могут быть участки реки в пределах города, у пляжей, у мест впадения боковых притоков, где возможно интенсивное движение судов в поперечном к основному ходу направлении. Ночью этот знак узнается по желтому проблесковому огню.

Ряд второстепенных знаков, носящих информационный характер и понятных по надписям на их щитах («Сигнал», указатели местности, километража и т. п.) на нашей вкладке не приводятся.

Судоводителю-любителю полезно помнить еще о светофорах и ограничительных огнях у входа в шлюз. Светофор имеет красный и зеленый огни; ограничительные огни, показывающие черту, дальше которой суда не должны подходить к воротам в ожидании шлюзования, выполняются в виде красных газосветных трубок, устанавливаемых на обеих набережных канала.

Источник

Таблица знаков, регулирующих движение по внутренним водным путям

Индекс, наименование и значение знака (огня)

Вид сигнального щита

Цвет, характер и взаимное расположение огней

1. Запрещающие знаки

Расхождение и обгон запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены.

Читайте также:  Где находится река тоя

Расхождение и обгон составов запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где запрещены обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м.

Якоря не бросать!
Для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Не создавать волнения!
Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Движение мелких плавучих средств запрещено!
Для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.).

Светофор
Для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и подъемных судоходных пролетах мостов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки

Скорость ограничена!
Для обозначения участков судового пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимальную допустимую скорость хода (км/ч).

Внимание!
Для обозначения участка судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность.

Пересечение судового хода!
Для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Соблюдать надводный габарит!
Для обозначения надводных и мостовых переходов. Цифра показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного высокого судоходного уровня воды (м).

3. Указательные знаки

Место оборота судов
Для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна.

Пост судоходной инспекции
Для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы поста.

Стоповый
Для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам.
Стоповый знак следует выполнять в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2-0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов.

Примечания:
1. Допускается применение сигнальных щитов с надписью «Стоп».
2. Надпись «Стоп» может быть нанесена на стенах рядом с красной полосой.

Минимальная проходная высота надводного перехода — величина, равная разности значений высоты перехода и установленного запаса, которую определяют исходя из условий максимального провеса проводов и максимального судоходного уровня воды.

Подмостовой судоходный габарит — прямоугольное очертание пространства в судоходном пролете моста в пределах судового хода (в сечении, перпендикулярном к оси судового хода), свободного от выступающих элементов конструкции моста и расположенных на нем устройств, включая навигационные знаки.

1. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

2. На мосту знаки устанавливают на опоре или на пролетном строении, при этом допускается применять знаки без огней. Знаки ограничения габарита (дополнительная вертикальная разметка безопасности) должны соответствовать требованиям стандарта.

Рейдовые знаки

Указатель рейда (рейдовый знак) для обозначения границы рейда.

Индекс, вид сигнального щита

1 — передний створный знак;
2 — задний створный знак;
3 — дополнительный щит.
При наличии нескольких рейдов цифра показывает порядковый номер рейда

1. Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры — длину рейда (м).

2. На рейдах не общего пользования знаки устанавливают владельцы рейдов по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Цвет, характер и расположение огней рейдовых знаков

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24