Суть времени против течения реки

Как ходили по рекам против течения в прошлом?

Основным транспортным путем древности были водные маршруты. Однако моря и океаны на ранних этапах мореплавания были весьма трудны для прохождения, поскольку и корабли и средства навигации были еще недостаточно развиты. Поэтому оптимальными путями были прибрежные воды, а для доставки товаров вглубь той или иной страны лучше всего подходили реки. Именно по ним пролегали основные торговые маршруты. Река сама несет свои воды, и потому весьма легко можно было следовать по ее течению. Но она, к сожалению, течет всегда только в одну сторону. Обратная дорога требовала приложения немалых усилий.

Иногда природа сама приходила на помощь людям. Самый характерный и наверное древнейший пример – путешествия по Нилу древних египтян. Самая большая на Земле река несет свои воды с юга на север, впадая в Средиземное море. Это очень удобно, поскольку египетским папирусным кораблям можно было двигаться дальше вдоль морского побережья. Но обратный путь против течения этой могучей реки был бы весьма затруднен, если бы не постоянно дующий с моря с севера на юг вдоль русла Нила бриз, который наполнял паруса довольно легких суденышек египтян и толкал их против течения. Впрочем, чем дальше от моря, тем слабее был бриз, и тогда в дело включались рабы, которые тащили корабли на веревке, идя по берегу реки.

Вообще этот вариант движения судов против течения с помощью тягловой силы, движущейся по берегу является с древности одним из наиболее распространенных. Даже у достаточно быстрых рек прибрежное течение гораздо тише. Только так можно было протащить против течения небольшие лодки по одной из великих рек Китая – Янцзы. Поэтому китайцы были страшно поражены во время опиумных войн в середине XIX в., когда вверх по течению этой реки поднялись английские пароходы.

Один из наиболее оживленных торговых путей, пролегавших по территории Древней Руси, был «путь из варяг в греки», большей часть пролегавший по речным системам от Балтийского моря до Черного. На этом пути несколько значительных рек путешественникам-торговцам приходилось преодолевать против течения: Нева, Волхов, Ловать. Эта проблема решалась комбинированным использованием паруса и весельной тяги, что, конечно требовало постоянных немалых физических усилий.

Сравнительно небольшие суда можно было таким образом вести и против течения, держась около берега. Там же, где и это было невозможно, прибегали к волоку для обхода как порожистых, так и слишком быстрых течением мест. О трудности этого пути говорит эксперимент, проведенный в 1987 году, когда группа реконструкторов попыталась пройти путем из варяг в греки и была вынуждена прибегнуть к помощи машин.

Со временем, когда торговля приобрела более оживленный характер с момента объединения Русского государства и важнейшее значение приобретает волжский торговый путь, получают распространение иные, более разнообразные способы продвижения против течения, которые больше подходили для продвижения против достаточно быстрого течения Волги крупных судов.

Один из самых простых способов предполагал тягу корабля идущими по берегу людьми – бурлаками. Яркое представление этого дает картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Люди впрягаются в тягловое устройство и тянут корабль против течения реки. При усталости веревка, держащая корабль, привязывается, и он удерживается на месте. Способ повторяет древние образцы, но поскольку сами корабли стали куда более тяжелыми, то он представляет собой крайне изнурительное занятие, да и не слишком продуктивное, поскольку для тяжелого корабля требуется значительное количество людей.

Репин вовсе не соврал, написав эту картину, поскольку такой способ действительно использовался, но все-таки не так часто. Куда более эффективным было использование конной тяги, которая давала как большее полезное усилие, так и большую экономию. Другое дело, что далеко не везде берега реки позволяли использовать лошадей. Поэтому люди еще долго исполняли роль лошадей в речном транспорте.

Еще один из способов движения против течения заключался в использовании цепной тяги: железная цепь лежит на дне в направлении пути движения, закрепленная на концах, но при этом она поднимается и пропускается через ворот на палубе баржи. Ворот накручивает цепь и тянет корабль по цепи вперед. Ну а сам ворот крутят либо люди, либо лошади. Один из вариантов цепной тяги еще называется туерным – туер – название системы воротов, через которую протягивается цепь.

Читайте также:  Река днепр страны где протекает

Такая цепь тянулась иногда на много десятков и даже сотен километров. Система была неплохая, особенно, когда ворот стал приводиться в движение паровой машиной, которая освобождала людей от изнурительной работы. Кроме того, эта система позволяла проводить речные суда по любому течению. Цепная тяга существовала сравнительно недолго – первую половину XIX в., до тех пор, пока паровая машина достаточной мощности и гребные винты вытеснили цепную тягу, которая исключала возможности маневрирования, была очень медленной. Тем не менее, даже сейчас на Енисее еще можно встретить буксир с туерной тягой, поскольку в одном месте его русла настолько сильное течение, что идущие по реке лесовозы не могут его пройти.

Еще один способ, который, как говорят очевидцы, удивил императрицу Екатерину II, был разработан известным русским механиком-самоучкой И. Кулибиным. Суть его проста: корабельный якорь на лодке отвозится как можно дальше вперед по движению судна против течения, а затем корабль, наматывая цепь или канат на ворот или шпиль, подтягивается к закрепленному на дне якорю. Далее якорь переносится на новое место и так далее.

В настоящее время использование мощных машин позволило полностью решить проблему движения против течения. Но в частных случаях большинство названных способов могут использоваться даже сейчас.

Источник

19 красивых цитат про течение

Против течения можно плыть — но против течения бесполезно голосовать.

Страшное дело – плыть против течения в грязной реке.

Таков мир, в котором мы живём. Плыви по течению и ни о чём не задумывайся.

Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе нужно.

Мой друг Вова Резник, ныне покойный, в свое время мне так объяснил основной постулат Дао: если ты упал в воду, есть два пути. Один — начать пытаться плыть против течения, сопротивляться. Тогда очень быстро теряешь силы и тонешь. А другой — плыть по течению, и где-нибудь тебя к берегу прибьет. А по берегу ты сможешь вернуться к тому месту, куда тебе надо. Это, в общем, очень мудро.

Иногда, если тебя несёт течением, не надо сопротивляться, иначе есть риск удариться о дно.

Принимай, победу без радости, а поражение без огорчения – жизнь переменчива, как бурной реки течение.

Просто живите. Отдайтесь течению. В любви никто не выбирает.

Если я и дальше буду плыть по течению, ничего не изменится.

Время всё равно идёт в своем неощутимом темпе, одинаковом для всех — ничуть не более медленном для счастливых и не более быстром для несчастных.

Если дует штормовой ветер, нет смысла плыть против течения.

Я просто плыву по течению. Однако у меня есть удивительная способность: сворачивать туда, где плавают всякие бревна и сучки.

Мы, подобно воде, течем по жизни с горы примерно в одном направлении до тех пор, пока не столкнемся с чем-то, кардинально меняющим наше направление.

Трудно определить, кто из плывущих по течению делает это добровольно.

Мудрец вовсе не тот, кто плывёт по течению, и не тот, кто идёт против. Мудрец тот, кто осознаёт, что он часть реки, и двигается туда, куда ему нужно.

Дела не могут всегда идти хорошо, чаще они просто идут, а иногда им нужно постоять, перевести дух.

Мне все чудится река, течение быстрое-быстрое. И двое в воде, ухватились друг за друга, держатся изо всех сил, не хотят отпускать — но в конце концов приходится, такое там течение. Их растаскивает, и все. Так вот и мы с тобой. Жалко, Кэт, ведь мы любили друг друга всю жизнь. Но получается, что до последнего быть вместе не можем.

Читайте также:  Каша заменить букву чтобы получилось название реки

Дни тянутся долго, годы пролетают быстро.

Всё мёртвое плывёт по течению, против течения может плыть только живое.

Источник

Как ходили по рекам против течения в прошлом?

Основным транспортным путем древности были водные маршруты. Однако моря и океаны на ранних этапах мореплавания были весьма трудны для прохождения, поскольку и корабли и средства навигации были еще недостаточно развиты. Поэтому оптимальными путями были прибрежные воды, а для доставки товаров вглубь той или иной страны лучше всего подходили реки. Именно по ним пролегали основные торговые маршруты. Река сама несет свои воды, и потому весьма легко можно было следовать по ее течению. Но она, к сожалению, течет всегда только в одну сторону. Обратная дорога требовала приложения немалых усилий.

Иногда природа сама приходила на помощь людям. Самый характерный и наверное древнейший пример – путешествия по Нилу древних египтян. Самая большая на Земле река несет свои воды с юга на север, впадая в Средиземное море. Это очень удобно, поскольку египетским папирусным кораблям можно было двигаться дальше вдоль морского побережья. Но обратный путь против течения этой могучей реки был бы весьма затруднен, если бы не постоянно дующий с моря с севера на юг вдоль русла Нила бриз, который наполнял паруса довольно легких суденышек египтян и толкал их против течения. Впрочем, чем дальше от моря, тем слабее был бриз, и тогда в дело включались рабы, которые тащили корабли на веревке, идя по берегу реки.

Вообще этот вариант движения судов против течения с помощью тягловой силы, движущейся по берегу является с древности одним из наиболее распространенных. Даже у достаточно быстрых рек прибрежное течение гораздо тише. Только так можно было протащить против течения небольшие лодки по одной из великих рек Китая – Янцзы. Поэтому китайцы были страшно поражены во время опиумных войн в середине XIX в., когда вверх по течению этой реки поднялись английские пароходы.

Один из наиболее оживленных торговых путей, пролегавших по территории Древней Руси, был «путь из варяг в греки», большей часть пролегавший по речным системам от Балтийского моря до Черного. На этом пути несколько значительных рек путешественникам-торговцам приходилось преодолевать против течения: Нева, Волхов, Ловать. Эта проблема решалась комбинированным использованием паруса и весельной тяги, что, конечно требовало постоянных немалых физических усилий.

Сравнительно небольшие суда можно было таким образом вести и против течения, держась около берега. Там же, где и это было невозможно, прибегали к волоку для обхода как порожистых, так и слишком быстрых течением мест. О трудности этого пути говорит эксперимент, проведенный в 1987 году, когда группа реконструкторов попыталась пройти путем из варяг в греки и была вынуждена прибегнуть к помощи машин.

Со временем, когда торговля приобрела более оживленный характер с момента объединения Русского государства и важнейшее значение приобретает волжский торговый путь, получают распространение иные, более разнообразные способы продвижения против течения, которые больше подходили для продвижения против достаточно быстрого течения Волги крупных судов.

Один из самых простых способов предполагал тягу корабля идущими по берегу людьми – бурлаками. Яркое представление этого дает картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Люди впрягаются в тягловое устройство и тянут корабль против течения реки. При усталости веревка, держащая корабль, привязывается, и он удерживается на месте. Способ повторяет древние образцы, но поскольку сами корабли стали куда более тяжелыми, то он представляет собой крайне изнурительное занятие, да и не слишком продуктивное, поскольку для тяжелого корабля требуется значительное количество людей.

Репин вовсе не соврал, написав эту картину, поскольку такой способ действительно использовался, но все-таки не так часто. Куда более эффективным было использование конной тяги, которая давала как большее полезное усилие, так и большую экономию. Другое дело, что далеко не везде берега реки позволяли использовать лошадей. Поэтому люди еще долго исполняли роль лошадей в речном транспорте.

Еще один из способов движения против течения заключался в использовании цепной тяги: железная цепь лежит на дне в направлении пути движения, закрепленная на концах, но при этом она поднимается и пропускается через ворот на палубе баржи. Ворот накручивает цепь и тянет корабль по цепи вперед. Ну а сам ворот крутят либо люди, либо лошади. Один из вариантов цепной тяги еще называется туерным – туер – название системы воротов, через которую протягивается цепь.

Читайте также:  Какие бывают реки по происхождению

Такая цепь тянулась иногда на много десятков и даже сотен километров. Система была неплохая, особенно, когда ворот стал приводиться в движение паровой машиной, которая освобождала людей от изнурительной работы. Кроме того, эта система позволяла проводить речные суда по любому течению. Цепная тяга существовала сравнительно недолго – первую половину XIX в., до тех пор, пока паровая машина достаточной мощности и гребные винты вытеснили цепную тягу, которая исключала возможности маневрирования, была очень медленной. Тем не менее, даже сейчас на Енисее еще можно встретить буксир с туерной тягой, поскольку в одном месте его русла настолько сильное течение, что идущие по реке лесовозы не могут его пройти.

Еще один способ, который, как говорят очевидцы, удивил императрицу Екатерину II, был разработан известным русским механиком-самоучкой И. Кулибиным. Суть его проста: корабельный якорь на лодке отвозится как можно дальше вперед по движению судна против течения, а затем корабль, наматывая цепь или канат на ворот или шпиль, подтягивается к закрепленному на дне якорю. Далее якорь переносится на новое место и так далее.

В настоящее время использование мощных машин позволило полностью решить проблему движения против течения. Но в частных случаях большинство названных способов могут использоваться даже сейчас.

Источник

Задачи на движение по реке

Рассмотрим задачи, в которых речь идёт о движении объекта по реке. Скорость любого объекта в стоячей воде называют собственной скоростью этого объекта.

Чтобы узнать скорость объекта, который движется против течения реки, надо из собственной скорости объекта вычесть скорость течения реки.

Задача 1. Катер движется против течения реки. За сколько часов он преодолеет расстояние 112 км, если его собственная скорость 30 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

Решение: Сначала узнаем скорость движения катера против течения реки, для этого от его собственной скорости отнимем скорость течения:

30 — 2 = 28 (км/ч) — скорость движения катера против течения.

Теперь можно узнать за сколько часов катер преодолеет 112 км, разделив расстояние на скорость:

Решение задачи по действиям можно записать так:

1) 30 — 2 = 28 (км/ч) — скорость движения катера против течения,

Ответ: За 4 часа катер преодолеет расстояние 112 км.

Чтобы узнать скорость объекта, который движется по течению реки, надо к собственной скорости объекта прибавить скорость течения реки.

Задача 2. Расстояние от пункта A до пункта B по реке равно 120 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от пункта A до B, если её собственная скорость 27 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч?

Рассмотрите два варианта:

1) лодка движется по течению реки;

2) лодка движется против течения реки.

Решение: Если моторная лодка будет двигаться по течению реки, то её скорость будет равна сумме собственной скорости со скоростью течения реки:

Значит расстояние между пунктами лодка преодолеет за:

Если лодка будет двигаться против течения реки, то её скорость будет равна разности собственной скорости и скорости течения реки:

Значит, чтобы узнать сколько времени потратит лодка на путь от пункта A до пункта B, надо расстояние разделить на скорость:

Решение задачи по действиям для движения по течению реки можно записать так:

1) 27 + 3 = 30 (км/ч) — скорость лодки,

Для движения против течения реки решение задачи по действиям можно записать так:

1) 27 — 3 = 24 (км/ч) — скорость лодки,

1) При движении по течению реки моторная лодка потратит 4 часа на путь от пункта A до пункта B.

2) При движении против течения реки моторная лодка потратит 5 часов на путь от пункта A до пункта B.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24