Такую полундру устроил значение выражения васюткино озеро

Такую полундру устроил значение выражения васюткино озеро

1. Определите тему рассказа «Васюткино озеро».

Тема рассказа — это взаимоотношения человека и природы взаимосвязи человека, как части природы. Главная мысль-тайга слабых не любит, человек должен обладать силой воли, познаниями и опытом, чтобы считаться по праву «хозяином тайги». Васютка смог выжить, так как любил свой край, знал природу и соблюдал её законы.

2. Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?

Мать учила всегда иметь с собой хлеб и спички,первая наука в тайге. Учила делать зарубки-затеси и не отходить от них далеко, чтобы не потеряться.

3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

Как заблудился — погнался за глухарём. Почему заблудился — потерял осторожность и внимание от радости и азарта, забыл о то, чему его учили взрослые. Что почувствовал, когда понял, что заблудился -отчаяние, панику, страх, затем оцепенение и отрешённость. Паника сменилась вопросом — что же делать, как выживать ночью в тайге, тогда Васютка почувствовал надежду и развёл костёр.

4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

Васютка заблудился в тайге, погнавшись за глухарём. Сначала у него началась паника, когда он понял, что заблудился, но потом он взял себя в руки и стал вспоминать всё, чему его учили взрослые, что говорили о тайге и как себя вести — это и помогло ему не пропасть, а выжить и вернуться домой.

5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

Ключевые моменты в раскрытии характера героя:
-Помощь взрослым говорит о заботливости, растёт помощник.
-Смог взять себя в руки — сила характера, смелость.
-Нашёл дорогу к реке — целеустремлённость, знание тайги, умение выживать.
-Сумел показать озеро — хозяйственность, не прошёл мимо рыбы, прекрасная память и понимание природы.

6. Назовите художественные средства, которые использует Астафьев в рассказе. В чем их роль?

В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов, делая рассказ образнее, пейзаж ярче, характеры людей полнее, передавая эмоциональное состояние героев.

Тайгу автор делает действующим лицом, роль пейзажа в рассказе занимает важное место. Автор рисует красоту родного края, незабываемость и особенность природы, с помощью сочных эпитетов, выразительных сравнений.

Эпитеты: «взлохмаченная ель»,»тихий лес»,»молчаливая тайга»,»неподвижный туман»,»мохнатые тучи»,»редкие облака»,»таинственный шорох»,»сонная тайга»,»тайга равнодушная, глухая, угрюмая»,»чуткий клюв»,»таинственные звёзды»,»кровянистое небо»,»большой ход(рыбы),»велика наша Родина»,»скучное житьё»,»памятное озеро»,»потрясающее открытие»,»трудовое веселье»,»счастливый Васютка».

Сравнения: «белка, будто пушинка», «веки, будто грузила», «бесшумно, как сова», «орехи, как пчёлки», «сук, как тупой пилой срезанный», «голос упал кедровой шишкой в мешок», «тропинки, что морщинки на лбу деда», «кедровки (кричали) на манер базарных торговок», «облака спрессованной ватой,»месяц, как ноготок», «середина озера-раскалённая сковородка», «глухарина, как леший», «тайга как тёмное, зелёное море», «щёлкнул языком, будто спуск нажал», «красные листья, будто пластины свёклы».

Природа оживает в произведении с помощью олицетворений, звери, птицы, рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.

Олицетворения: «ветер разгладил» (лица людей), «звёзды перемигивались», «темень прячется», «разбушуется осень», «плакала сойка, стонали гагары», «осинник разделся донага», «небо прижималось», «костёр чихнул, зашипел, защёлкал», «плакала сойка».

Метафоры показывают величия края, добавляют образность, помогают разгадать скрытый смысл произведения.
Метафоры: «тайга кормилица», «озеро кляксочка», «выполз туман», «табун птиц», «клейкий туман», «звук растаял», «лес в унылой задумчивости», «рыба тучами (ходила), «шершавая складка коры», «озеро подёрнулось морщинками», «начали прорезаться звёзды», «по-детски заплакала желна».

Автор использует и перефраз, заменяя названия на образные выражение,усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.
Перифраз:»глухарь-огромная птица»,»утка-небольшой комочек»,»Васютка-лихорадка болотная»»кедровка-нахальная птица,ведьма проклятая,птица полезная».

Читайте также:  Голубое озеро со спутника

Диалектными словами, просторечием изобилует речь людей. С их помощью автор показывает местную жизнь, даёт почувствовать читателям особый колорит, характер жителей Заполярья.

7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету . фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку . птицу; заполошной стаей закружились . листья.

Рассолодели от безделья — располнели; нету. фарту — нет везения, удачи; осеннюю путину — осенний рыбный промысел, ловля; привыкли парнишкой помыкать — привыкли командовать мальчиком; посадить на мушку. птицу — прицелиться, взять в прицел; заполошной стаей закружились. листья — листья закружились от порыва ветра, как всполошённая стая птиц.

8. Сформулируйте идею произведения и запишите ее. Как с ней связано название произведения?

Идея автора — показать единство человека и природы. Прекрасен окружающий мир, а мы живём в этом мире. Человек — это часть природы. Любя и понимая природу, человек выживает в тайге. Охранять и бережно относиться к природным богатствам — это наша обязанность. У каждого из нас в жизни есть своё «озеро», главное не пройти мимо, а открыть его, осознав простые жизненные ценности.

Источник

Такую полундру устроил значение выражения васюткино озеро

Вопрос по литературе:

Какие образные выражения встречаются в рассказе «Васюткино озеро» ? Ответьте пожалуйста

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным,
тёмным морем.
Облака редкие
Проемы голубые
Она же-безразличная
— безучастная
— спокойная
— бесчувственная
— холодная
— бесстрастная
— неотзывчивая
Робкий свист; сонная тайга; оживлённая тайга
Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно.
Небольшое, зато памятное Васютке (небольшое,
памятное); лесные тропинки узенькие, извилистые.

Здесь их очень много, потому что это-
описание.

сравнения
Белка, будто пушинка; темнота густая, как смоль;
туман пал росою;
лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на
лбу дедушки Афанасия

олицетворения
Заплакала желна; белка пошла считать деревья;
горланили кедровки.
Облака, ватой спрессованной ложились
на тайгу.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Источник

Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Цели урока: (слайд 2)

  • Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
  • Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
  • Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.

Задачи урока: (слайд 3)

  • Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
  • Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
  • Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
  • Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.

Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)

Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа — одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев

2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)

Читайте также:  Колье лебединое озеро принцессы дианы

Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.

2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)

3. Этап открытия новых знаний.

1. Аналитическая беседа по прочитанному:

Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”

Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем-то выдающихся людей.

(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)

— А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)

— Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.

— Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с любовью- “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)

— Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать вечером”.)

— Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?

— Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?

(В тайге все может случиться.)

— А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)

— Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)

— Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.

— А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)

— А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и испытает.) (слайд 10)

— Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?

(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)

4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.

1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?

(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)

“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим.

— Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.

И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).

2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)

“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”

Читайте также:  Самое соленое озеро хакасии

— До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох и бросился бежать.)

— Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, — отрешенно подумал он.)

— Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

— Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)

— Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!

— Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия духа!)

3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)

— А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.

Чтение и анализ 1 эпизода.

Синички потрошили, попискивая

Белка пронеслась, всполошено цокая

Уставилась на Васютку

— Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).

2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга. Тайга. )

— Обратим внимание на эпитеты — красочные определения.

Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.

— Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.

4. — А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки? (слайд 16)

Васютка понял, что погибает. Пусть с тобой будет, что угодно, а она останется такая же холодная, величавая, вечная.

5. — Ребята, попробуйте словами изобразить внутреннее состояние Васютки в этот момент. (Словесное рисование внутреннего состояния героя)

6. Спасение Васютки.

— Васютка решил идти на север (“. в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра”.)

— Какие качества характера помогают мальчику выбираться из тайги? (Наблюдательность, смекалка, жизненный опыт его предков-таежников.)

— Как Васютка открыл озеро? (Идя на север, он увидел на своем пути воду, подумал, что вышел к Енисею, но это оказалось проточное озеро, да к тому же полное белой рыбы. Опять же помогла его наблюдательность, смекалка.)

— Какие чувства испытывает Васютка, когда обнаруживает, что то место, возле которого он ночевал, всего лишь небольшой залив, а озеро открылось перед ним потом. (Он очень обрадовался –это и путь к спасению и возможность помочь рыбакам. “Вот где рыбищи-то, наверно. Уж здесь не пришлось бы зря сетями воду цедить. Выбраться бы, рассказать бы.”)

7. Подведение итогов урока.

— Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? (слайд 17)

— Ребята, как вы думаете, почему Васютка умеет так видеть и чувствовать красоту природы? (Он всегда с природой, в природе, он как бы растворен в ней, впитал от рождения с молоком матери любовь к тайге, любовь к природе.)

8. Домашнее задание. (слайд 18)

На выбор: нарисовать иллюстрации к рассказу или вспомнить и подготовить рассказ о событиях, происходивших с вами в лесу, с использованием образных слов и выражений из текста рассказа “Васюткино озеро”.

9. Рефлексия. Выберите начало фразы из рефлексивного экрана и скажите одним предложением о том, что узнали сегодня на уроке, как работали, оценили свою активность, эффективность работы своей группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 19)

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24