Транссибирская магистраль через какие реки проходит

ТурМаршрут

Транссибирская железнодорожная магистраль

В этом году поезд «Россия» празднует юбилей — 50 лет. Транссибирской железнодорожной магистрали (историческое название — Великий сибирский путь) — сто лет. То, что мы отправились в это путешествие именно в такой юбилейный год, совпадение, но очень интересное, конечно.

Текст и фото Мария БАХИРЕВА

Транссиб начали строить в 1891 году. 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока на церемонии закладки цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, собственноручно отвёз тачку земли на полотно дороги. Окончанием строительства пути считается 5 (18) октября 1916 года (от этого года и празднуется столетие). В этот день в Хабаровске через Амур был пущен в эксплуатацию самый длинный мост в России. Вообще званий «самой-самой» у этой железной дороги предостаточно — начать хотя бы с того, что это самая протяжённая железнодорожная магистраль в мире. Обо всём я прочитала после путешествия в интернете и хочу сегодня поделиться этими фактами.

На Ярославском вокзале стоит знак нулевого километра, во Владивостоке — знак 9288 км. География становится осязаемой, когда садишься в поезд. Уже на второй день нас ждал Екатеринбург, а это означало, что мы покидаем Европу и въезжаем в Азию. Хотя, кажется, Екатеринбург так далеко — дня три-четыре пути.

На Европу приходится 1777 км Транссиба, на Азию — 7512 км. Железная дорога проходит по территориям 11 областей, 5 краёв, 2 республик, одной автономной области и одного округа в составе области: Московской, Владимирской, Нижегородской, Кировской областей, Удмуртской республики, Пермского края, Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края, Иркутской области, Усть-Ордынского Бурятского округа в составе Иркутской области, Бурятской республики, Забайкальского края, Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Какая же большая у нас страна!

На Транссибе расположено 87 городов: 7 с населением свыше 1 миллиона человек (Москва, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск), 8 с населением от 300 тысяч до 1 миллиона (Владимир, Киров, Тюмень, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток) и 72 города с населением менее 300 тысяч. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации, а начальный пункт, Москва — столица России.

На своём пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури. Из них Амур — наиболее широкая, поскольку магистраль пересекает его в среднем течении, у Хабаровска. Такие крупные реки, как Обь и Енисей — пересекаются железной дорогой ближе к их верхнему течению, поэтому их ширина в месте пересечения с Транссибом — около 1 км. Наиболее опасная река на пути — Хор, на юге Хабаровского края: в период паводка она может подняться на 9 метров. Рекой, причинившей наибольший ущерб Транссибирской магистрали за всю её историю, следует признать забайкальскую реку Хилок — в период наводнения 1897 года она размыла и разрушила большую часть западного участка Забайкальской дороги.

На протяжении 207 км Транссибирская магистраль проходит вдоль озера Байкал. Мы его, правда, не увидели — проезжали ночью. Теперь очень хочется вернуться посмотреть.

На Транссибирской магистрали расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора. Это станция Слюдянка-1, которая находится недалеко от берега Байкала. Возведение помпезного вокзала стало финальным аккордом эпопеи со строительством Кругобайкальской железной дороги (до её строительства поезда через Байкал переправляли на пароме). Кстати, в России нет больше здания, кроме этого вокзала, которое полностью было бы построено из нешлифованного байкальского мрамора. Добывают его в Слюдянке в открытом месторождении «Перевал». При строительстве же Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки — прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали «Золотой пряжкой стального пояса России». Эта дорога стала сложнейшим проектом для того времени. Строительство заняло почти 10 лет — с 1896 по 1905 год. Вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал железобетон. Всего на Кругобайкальской железной дороге было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяжённостью 9 км. В сооружении тоннелей участвовали 600 итальянских мастеров.

Самым большим вокзалом на Транссибе является Новосибирск-Главный. Он был построен в 1940 году.

Полюс холода Великого сибирского пути находится на участке Могоча-Сковородино (Забайкальский край и Амурская область соответственно). Хоть это и не самые северные точки на карте Транссиба, зимой здесь временами доходит до минус 60 градусов. Кроме того, на этом участке расположена сплошная зона вечной мерзлоты. «Бог создал Сочи, а чёрт Сковородино и Могочу. И впридачу Магдагачи», — так говорят про эти места.

Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913-1916 годах. «Амурский красавец», как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. Пальму первенства тогда взял мост через Миссисипи. Проект «Амурского красавца» в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке. Такая же есть у Эйфелевой башни. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещённый автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.

Общая длина только самых больших мостов Транссиба (мост через Амур, Зейский мост, Камский мост, Енисейский мост, Обский мост, Иртышский мост) составляет 7 километров 177 метров.

Читайте также:  Опишите реку по плану описания реки

Самая западная станция на Транссибе — Москва-3, самая восточная станция — Хабаровск-2, самая южная станция — Владивосток, самая северная станция — Киров.

Сейчас поезд до Владивостока добирается за шесть суток, в 1903 году — за 16. За 34 года строительства было потрачено полтора миллиарда золотом, а темпы строительства поражают, в среднем строили 740 километров пути в год — это много даже для современности. А ведь колею прокладывали через реки, неосвоенные места, перевалы и участки с вечной мерзлотой и тяжёлым профилем.

В общем, Транссиб покорил нас, а мы покорили его. Я и так люблю железные дороги, а после такого путешествия стала любить их ещё больше.

Источник

Великому Сибирскому Пути — 100 лет (обновлено)


Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали

Прогресс человечества невозможен без надежных транспортных путей. Чем их больше, тем больше возможно установить торговых, административных и других связей между удаленными регионами. Дороги — это один из факторов, превращающих некий географический регион в государство. Важность дорог понимали еще в Древнем Риме. Понимали это и в царской России, когда появился проект Великого Сибирского Пути (историческое название) или Транссибирской железнодорожной магистрали.

Транссибом называют сейчас всю железную дорогу, которая соединяет Москву с крупными дальневосточными и восточносибирскими городами. Исторически же Транссибирской магистралью называли участок от Миасса до Владивостока. Длина всей магистрали составляет 9288,2 км, а этого историческоо участка — 7000 км. Строительство железной дороги началось в 1891 году, а закончилось в 1916 году.

Строительство Транссиба


Схема Транссиба: исторический маршрут, северный маршрут, Байкало-Амурская магистраль, промежуток южного пути в Сибири (источник: Wikipedia)

Официальная дата начала строительства — 19 мая 1891 года. Именно в этот день на полотно дороги отвез тачку земли цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II). На проект изначально отвели бюджет в 350 миллионов рублей золотом (по тем временам это огромнейшая сумма). Согласно информации, приведенной уже в советской энциклопедии, на проект в итоге было израсходовано значительно больше средств, чем планировалось: 1,5 млрд рублей золотом.

Строительство Транссиба обсуждалось в Российской империи несколько лет. Дело в том, что власть понимала факт оторванности громадных регионов Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока от центральных регионов, европейской части Российской Империи. Добраться на Дальний восток до появления Транссиба было сложной задачей. Поэтому в 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири официально подал запрос о создании железной дороги, которая бы связывала окраины империи с ее центром.

К решению вопроса, как уже говорилось выше, правительство приступило только в 1880-х. К проекту привлекли несколько видных ученых, которые занялись планированием дальнейшей работы. Почти 20 лет продолжались изыскания и создавались проекты различных участков дороги. В 1881 году комитет министров, после рассмотрения докладов инженерной комиссии принял решение начать работу сразу с двух сторон — от Челябинска и Владивостока.

Строительство Транссиба проводилось в очень сложных природно-климатических условиях. Прокладывалась трасса по практически безлюдной местности, по большей части — в тайге. Работникам приходилось прокладывать путь через реки, озера, болота и участки с вечной мерзлотой.

В строительстве участвовали десятки тысяч человек. В самом начале было задействовано 9,6 тысячи человек, в разгар же строительства — это число выросло до 85-89 тысяч человек. Несмотря на то, что в начале 20-го века уже были созданы прогрессивные инструменты для прокладывания железной дороги, рабочие распоряжались лишь такими простейшими инструментами, как лопата, пила, топор, кайло и тачки. Каждый год удавалось проложить от 500 до 600 километров железнодорожного пути.

Оба участка строительства соединились 3 ноября 1901 года. В работу Транссиб был введен в 1903 году. Тогда началось регулярное сообщение между Санкт-Петербургом, Владивостоком и Порт-Артуром. Правда, тогда путь не был сплошным, поезда через Байкал переправляли на пароме. Эту проблему решили через год, в 1904. Введение в строй всего пути означало первую в истории возможность путешествия по железной дороге от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана без использования паромных переправ.

18 октября 1916 года строительство было завершено. Понятно, что в ходе Первой мировой и Гражданской войны некоторые участки дороги почти не обслуживались. Поэтому после завершения конфликтов путь начали восстанавливать.

Несколько фактов о Транссибе

Главное, что нужно знать о магистрали — это то, что она является самой длинной железной дорогой в мире. Протяженность ее, как уже отмечалось выше — 9289 км. Идет дорога через всю страну, соединяя удаленные регионы с центром.

Транссибирская магистраль проходит по территории сразу двух частей света. Первая — Европа (протяженность пути на этом участке 1777 км) и вторая — Азия (протяженность 7512 км).

Железная дорога проходит по территории 13 областей РФ, 4 краев, 2 республик, 1 автономной области и 1 автономного округа. Транссиб проходит мимо 87 городов, причем население пяти из них превышает 1 миллион человек (это Москва, Пермь, Омск, Новосибирск, Екатеринбург).

Дорога пересекает сразу 16 крупных и крупнейших рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор и Уссури.

Сейчас ежегодно по Транссибу перевозят более 100 млн тонн грузов. Это и полезные ископаемые, и оборудование, и продовольственные товары. Конечно, перевозят и пассажиров. Продолжительность пути для всего Транссиба — 7 дней и 6 ночей. Это 146 часов. Средняя скорость состава на пути — 64 км/ч.

Что дальше?

Транссибирская магистраль продолжает развиваться. Сейчас японские предприятия занимаются проблемой модернизации одного из участков магистрали. Речь идет о пути между Казанью и Владивостоком. Японцы утверждают, что ускорить грузоперевозки на участке можно за счет обновления поездов и железнодорожного полотна.

Читайте также:  Угрюм река главный герой прохор

Кроме того, существует возможность продления пути до северного острова Хоккайдо через мосты или тоннели на остров Сахалин. По мнению авторов проекта, реализация такого проекта положительно повлияет на грузооборот между странами. Также наличие железнодорожной ветки между странами окажет позитивный эффект на обмен туристами.

Правительство Российской Федерации утвердило также паспорт проекта модернизации Транссиба и БАМа. Общий объем инвестиций в этот проект до 2018 года должен составить 560 млрд рублей. Из этой суммы 300 млрд выделяют РЖД в рамках своей инвестпрограммы. Реконструкция БАМа-Транссиба включена в «в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния на возвратной основе».

UPD: «Яндекс» пристыдил всех незнанием старого и нового стилей календаря. Извиняемся перед читателями и прикладываем поздравление Трассибу с наступающим от поисковика.

Источник

Транссибирская магистраль через какие реки проходит

Что такое Транссиб?

Транссиб, Транссибирская магистраль (современные названия) или Великий Сибирский Путь (историческое название) – это прекрасно оснащенный рельсовый путь через весь континент, соединяющий Европейскую Россию, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами. Это дорога, скрепляющая Россию – страну, протянувшуюся на 10 часовых поясов, в единый экономический организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство. Если бы его не построили в свое время, то с очень большой вероятностью Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана – как не смогла она удержать Аляску, никак не связанную с Российской империей устойчивыми путями сообщения. Транссиб – это также дорога, давшая толчок освоению восточных районов и вовлекшая их в экономическую жизнь остальной части громадной страны.

Некоторые думают, что термин “Транссиб” надо толковать как путь, соединяющий Урал и Дальний Восток, и буквально проходящий “сквозь” Сибирь (Trans-Siberian). Но это противоречит положению дел и не отражает истинного значения этой магистрали. А название? Название это дали нам англичане, окрестившие путь не “Great Siberian Way”, как должен был быть буквальный перевод с русского, а “Trans-Siberian Railway” – и оно затем привилось и укоренилось в речи.

И сейчас “Транссиб” как геополитическое понятие имеет смысл как путь, соединяющий Центр и Тихий Океан, Москву и Владивосток, а шире – как путь, соединяющий порты Запада и столицу России, а также выходы в Европу (Москва, Санкт-Петербург, Брест, Калининград) с портами Востока и выходами в Азию (Владивосток, Находка, Ванино, Забайкальск); а никак не локальный путь, соединяющий между собой Урал и Дальний Восток.

Узкое толкование термина “Транссиб” предполагает, что мы говорим о главном пассажирском ходе Москва – Ярославль – Екатеринбург – Омск – Иркутск – Чита – Владивосток, точный маршрут которого приведен ниже.

Протяженность Транссиба.

Фактическая протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 км и по этому показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше – 9298 км и не совпадает с реальной. Имеется несколько параллельных грузовых обходов на различных участках. Ширина колеи на Транссибе – 1520 мм.

Протяженность Великого Сибирского пути перед первой мировой войной от Санкт-Петербурга до Владивостока по северному пассажирскому ходу (через Вологду – Пермь – Екатеринбург – Омск – Читу – Харбин) составляла 8913 верст, или 9508 км.
Транссиб проходит по территории двух частей света: Европе (0 – 1777 км) и Азии (1778 – 9289 км). На Европу приходится 19,1% длины Транссиба, на Азию, соответственно – 80,9%.

Начало и конец магистрали.

В настоящее время начальный пункт Транссиба – это Ярославский вокзал Москвы, а конечный пункт – Владивостокский вокзал.
Но так было не всегда: примерно до середины 20-х годов воротами в Сибирь и на Дальний Восток был Казанский (тогда Рязанский) вокзал, а в самый начальный период существования Транссиба – в начале XX века – Курско-Нижегородский (ныне Курский) вокзал Москвы. Необходимо также упомянуть, что до революции 1917 года начальным пунктом Великого Сибирского Пути считался Московский вокзал Санкт-Петербурга – столицы Российской империи.

Не всегда и Владивосток считался конечным пунктом: небольшое время, начиная с самого конца 90-х годов XIX века и вплоть до решающих сухопутных сражений русско-японской войны 1904-05 гг., завершением Великого Сибирского Пути современники считали военно-морскую крепость и город Порт-Артур, находящийся на побережье Восточно-Китайского моря, на арендованном у Китая полуострове Ляодун.
О географических пределах Транссиба (крайние точки на западе, востоке, севере и юге) вы можете прочесть здесь.

Строительство: основные вехи.

Начало строительства: 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь), на закладке присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.

Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс – Челябинск.
Смычка рельсов на всем протяжении Великого Сибирского Пути произошла 21 октября (3 ноября) 1901 года, когда строители Китайско-Восточной железной дороги, прокладывавшие рельсовую колею с запада и востока, встретились друг с другом. Но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало.

Регулярное сообщение между столицей империи – Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России – Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную (“правильную”) эксплуатацию. Дата 1(14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Читайте также:  Замерзание реки это режим

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 г.; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по этому мосту.

Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 г. составила 1.455.413 тысяч рублей, о стоимости постройки конкретных участков Великого Сибирского Пути подробно сказано эдесь.

Современный маршрут Транссиба.

Начиная с 1956 года, маршрут Транссиба такой: Москва-Ярославская – Ярославль-Гл. – Данилов –Буй – Шарья – Киров – Балезино – Пермь-2 – Екатеринбург-Пасс. – Тюмень – Называевская – Омск-Пасс. – Барабинск – Новосибирск-Главный – Мариинск – Ачинск-1 – Красноярск – Иланская – Тайшет– Нижнеудинск – Зима – Иркутск-Пасс. – Слюдянка-1 – Улан-Удэ – Петровский Завод – Чита-2 –Карымская – Чернышевск-Забайкальский – Могоча – Сковородино – Белогорск – Архара –Хабаровск-1 – Вяземская – Ружино – Уссурийск – Владивосток. Это – главный пассажирский ход Транссиба. Он окончательно сформировался к началу 30-х годов, когда нормальная эксплуатация более короткой Китайско-Восточной железной дороги стала невозможной из-за военно-политических причин, а Южно-Уральский ход был слишком перегружен в связи с начавшейся индустриализацией СССР.

До 1949 года в районе Байкала основной ход Транссиба проходил по Кругобайкальской дороге, через Иркутск – по берегу Ангары – станцию Байкал – по берегу Байкала – до станции Слюдянка, в 1949-56 гг. действовало два маршрута – старый, вдоль берега Байкала, и новый, перевальный. Причем перевальный маршрут вначале был построен в 1-путном варианте (1941-1948 гг.), а к 1957 г. стал 2-путным и основным.

С 10 июня 2001 года, после введения нового летнего расписания МПС, почти все поезда дальнего транссибирского сообщения были пущены по новому маршруту через Владимир – Нижний Новгород с выходом на “классический ход” в Котельниче. Этот ход позволяет пропускать поезда с более высокой маршрутной скоростью. Но километраж Транссиба пока по-прежнему проходит через Ярославль – Шарью.

Исторический маршрут Транссиба.

До революции 1917 г. и некоторое время после нее (до конца 20-х годов XX века) основной маршрут Великого Сибирского Пути проходил:
От Москвы, начиная с 1904 года: через Рязань – Ряжск – Пензу – Сызрань – Самару – Уфу –Челябинск – Курган – Петропавловск – Омск – Красноярск – Иркутск – Байкал – Мысовую –Верхнеудинск – Читу – Маньчжурию – Харбин – Гродеково – до Владивостока. Хотя был короткий период (1897 – 1903), когда от Москвы сибирские поезда следовали через Тулу – Узловую – Ряжск; далее по маршруту, приведенному выше.

От Санкт-Петербурга, начиная с 1906 года: через Череповец – Вологду – Буй – Шарью – Вятку – Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург – Кыштым – Челябинск – Омск, далее аналогично до Владивостока. В 1909 году этот маршрут был спрямлен – от Перми до Екатеринбурга была построена более короткая дорога через Кунгур, а с октября 1913 года поезда от столицы империи пошли по еще более короткому пути – от Екатеринбурга через Тюмень до Омска.
До апреля 1905 года России принадлежала также Южно-Маньчжурская линия – от Харбина через Чанчунь до порта Дальний и военно-морской крепости Порт-Артур.

Города, реки и озера на пути.

Транссиб проходит по территориям 12 областей, 5 краёв, 2 республик, 1 автономной области и 1 округа в составе области Российской Федерации и на нем расположено 87 городов. [подробнее об этом]

На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь,Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури; на протяжении 207 км проходит вдоль озера Байкал и 39 км по берегу Амурского залива Японского моря.

Электрификация дороги.

По состоянию на 1 января 2003 года на Транссибе электрифицировано 9289 км, или 100% общей длины магистрали, в том числе:

    на переменном токе (

25 kV) – 6412 км (Данилов – Балезино 836 км, Мариинск – Владивосток 5576 км),

  • на постоянном токе (=3 kV) – 2877 км (Москва-Ярославская – Данилов 356 км, Балезино – Мариинск 2521 км). [подробнее об этом]
  • В настоящее время не осталось ни одного неэлектрифицированного участка – 25 декабря 2002 года последний участок Губерово – Ружино – Свиягино был поставлен под напряжение и по нему пошли электровозы.

    Наивысшие темпы электрификации были достигнуты в 1960 г., когда было введено в строй 947 км электрифицированных участков. В 1961 г., к началу работы XXII сьеза КПСС, был введен в строй полностью электрифицированный грузовой ход Транссиба от Москвы до Байкала через Рязань – Рузаевку – Уфу – Челябинск, в 1994 был электрифицирован ход от Москвы до Хабаровска.

    Источник

    Поделиться с друзьями
    Байкал24