Царицыно музей заповедник дворец внутри

Содержание
  1. Царицынский Большой Дворец
  2. Трагедия Василия Баженова
  3. Баженова отстранили от работ, а строительство Большого Дворца в Царицыно продолжил Матвей Казаков.
  4. Интерьеры Царицынского дворца стилизовали под XVIII век. На втором этаже Казаков разместил два одинаковых по размеру зала-галереи по разные стороны от парадной лестницы.
  5. Большой дворец в усадьбе Царицыно
  6. Большой дворец Царицыно – внутреннее содержание
  7. Историческая экспозиция
  8. Царицынские древности
  9. —> Царицыно —>
  10. Царицыно
  11. Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»
  12. Сэкономь на путешествии!
  13. Видео: Царицыно с высоты
  14. История комплекса
  15. Архитектурные особенности комплекса
  16. Творения Баженова
  17. Наследие Казакова
  18. Постоянная экспозиция музея
  19. Временные выставки
  20. Музейный комплекс как концертная площадка
  21. Царицынский парк и оранжереи
  22. Информация для посетителей
  23. Царицынские пруды
  24. Легенды Царицыно
  25. Информация для гостей музея-заповедника «Царицыно»
  26. Время работы и стоимость билетов
  27. Дополнительные услуги

Царицынский Большой Дворец

Трагедия Василия Баженова

История этого дворца трагична. Василий Баженов начал строить его по указу Екатерины II в 1775 году. Большой дворец должен был стать частью ансамбля Царицыно. Он состоял из трех отдельных корпусов в готическом стиле. А когда десятилетнее строительство подходило к концу, императрица бегло осмотрела постройку и приказала ее разобрать.

Баженова отстранили от работ, а строительство Большого Дворца в Царицыно продолжил Матвей Казаков.

Он в общих чертах сохранил баженовский план, но теперь грандиозный дворец уже доминировал над окружающими постройками. Из-за проблем с финансированием потребовалось еще 10 лет работы, чтобы дворец был готов. Его покрыли временной крышей, но внезапная смерть Екатерины и восшествие на престол Павла поставили крест на царицынском ансамбле: строить там запретили.

Со временем незавершенный дворец в Царицыно превращался в огромную руину. Все, что было возможно, разворовали, на крыше росли деревья, от здания оставались только стены. Но в 2007 году его отреставрировали. А так как здание не было завершено исторически, реставраторы сделали много отступлений. Так родился уже третий Большой Царицынский Дворец.

Больше всего вопросов вызвала кровля и внутренние интерьеры. В конце XVIII века железную крышу дворца покрасили черной краской, что придало ему мрачный вид. Теперь кровля зеленая и украшена множеством декоративных элементов. Внутри Большого Дворца Матвей Казаков спроектировал около 120 помещений, но замыслы зодчего по их отделке неизвестны.

Интерьеры Царицынского дворца стилизовали под XVIII век. На втором этаже Казаков разместил два одинаковых по размеру зала-галереи по разные стороны от парадной лестницы.

Западный зал предварял апартаменты Екатерины II. Сейчас «Екатерининский зал» роскошно стилизован: мрамор, позолота, хрустальные люстры. Его украшает лепной декор на тему «Триумф Екатерины» работы В. Агейченко и Р. Сайфутдинова, и триптих Е. Максимова на тему коронации императрицы в Москве в 1762 году. Золотыми буквами по верху стены над балконом выбито высказывание Екатерины II: «Власть без доверия народа ничего не значит».

Главное украшение «Екатерининского зала» — статуя Екатерины II работы А.М. Опекушина. Скульптор создал ее в 1889 году для конкурса на памятник императрице в Ростове-на-Дону. Тогда выбрали другой проект, а статуя Опекушина в 1896 году украсила зал заседаний Московской Городской Думы. В советское время она чудом уцелела, так как ее мрамор хотели использовать для бюстов Карла Маркса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. С 1952 года статуя Екатерины II хранилась в Ереване в Государственной картинной галерее Армении. В 2003 правительство Москвы и Республики Армении договорились о возвращении скульптуры в Москву.

А перед апартаментами цесаревича Павла Петровича также устроили приемный зал. Его назвали «Таврическим» в честь Г.А. Потемкина-Таврического. Зал украсили мраморными колоннами, росписью на потолке в вишневых тонах.

В Большом Дворце в Царицыно работает музей, где можно узнать об истории строительства и восстановления здания, осмотреть Екатерининский и Таврический залы, посетить временные выставки в помещениях, которые задумывали как личные покои.

Источник

Большой дворец в усадьбе Царицыно

Большой дворец Царицыно был задуман как центр императорской резиденции, но никогда таковым не был. Сделанное Василием Баженовым забраковала Екатерина Великая, работу Матвея Казакова прервали ее смерть и решение Павла Первого прекратить строительство.

Восстановленный современными архитекторами Большой дворец Царицыно в конце концов все-таки украсил. Но уже не как загородную императорскую резиденцию, а как музей – заповедник в городской черте.

На заглавной фотографии обзора Большой дворец Царицыно показан из центра усадьбы, высотное фото отображает южный фасад. На опушке перелеска севернее обширного газона – несколько усадебных строений и храм иконы Божьей Матери Живоносный источник, о котором мы уже писали.

Во всех вариантах Большой дворец Царицыно состоял из западного и восточного корпусов, соединенных вместе более узким зданием. Квадратные боковые корпуса по углам украшены высокими восьмигранными башнями, от дальней с восточной стороны тянется ограждающая внутренний двор стена с аркой, соединенная с подсобным зданием – Хлебным домом, о котором также рассказано в одной из наших публикаций.

Читайте также:  Азас заповедник географическое положение

Со стороны внутреннего двора усадьбы рассмотрим это сооружение более досконально. Стена из красного кирпича украшена повторяющимися выступами с четырьмя белыми колоннами каждый. Большая входная арка образована вторыми ярусами выступов и ребристой дугой между ними. Верхнее строение имеет острые арки посередине, наверху украшены декоративными башенками, крупными в центре и малыми по углам. Поверху стена украшена теремными гребешками и малыми башенками.

Сделанная издали фотография внутреннего двора показывает, что справа стена примыкает к башне дворцового корпуса и вполне с ним гармонирует. Декорированный как настоящий дворец, Хлебный дом хотя и подсобный по первичному замыслу, со стеной тоже хорошо сочетается.

Выполненный с уменьшением макет показывает общий вид строений усадьбы. Почему-то модель выполнена в темном тоне, отличающемся от отделки ярких оригиналов. Соответствует старинному варианту здесь только черная крыша, которой увенчал Большой дворец Царицыно Матвей Казаков. Его решение критиковали современники, называя гробом первичного творения Баженова.

Большой дворец Царицыно – внутреннее содержание

Как введение в екатерининскую эпоху в одном из вестибюлей Большой дворец Царицыно украшен многочисленными портретами связанных с императрицей людей. Здесь и многочисленные фавориты, и наследник престола Павел. Похоже, не только современников собрали в галерее устроители музея. Вдалеке явно один из современных патриархов, ведь от Петра до 1917 года этого сана не существовало.

К услугам посетителей современный эскалатор, позволяющий с удобством подниматься к вышележащим помещениям.

Историческая экспозиция

При расчистке территории перед реставрацией приусадебного парка и строений в начале нового тысячелетия были сделаны значимые археологические находки. На их основе сформирована экспозиция Быль и новь Царицыно, представившая экспонаты XIV — XVI веков. Противники новоделов в архитектуре здесь могут быть спокойны за подлинность всего выставленного.

Одним из первых экспонатов предстает Большой дворец Царицыно на макете, изображающем его состояние перед началом восстановления. Полностью отсутствуют демонтированные из-за аварийного состояния кровли и верхние перекрытия, правый корпус лишился второго этажа. На верхних ярусах проросли многочисленные саженцы, укоренившиеся в наносном грунте.

Следующий зал содержит на стенах планы обнаруженных строений и их внешний вид, восстановленный учеными. Сохранившиеся произведения художников также размещены на стенах. Большой экран и скамья предназначены для просмотра визуальной информации о проведенных при раскопках исследованиях.

В центре помещения размещены вешалки-манекены с подлинными костюмами давних времен. Время их создания отражено на поясняющих табличках. Большинство остальных находок довольно мелкие и помещены в музейные стенды, из крупных – снабженное пояснением и запретом садиться деревянное кресло.

Еще несколько древних предметов меблировки размещены между колоннами следующего помещения, поддерживающими интересный светящийся потолок. Эти кресла укрыты прозрачным кожухом, чтобы не использовались посетителями по прежнему назначению. В дальних витринах просматриваются сувенирные изделия типа ваз или кубков.

Видны статуэтка и фрагмент белокаменного декора, образцы изразцовых изделий. Яркие рисунки на нижней полке ближайшей витрины — вышивка, с помощью которой коротали длинные зимние вечера дамы прошлых столетий.

Царицынские древности

Одно из помещений цокольного этажа сохраняет блоки из белого камня, основного материала первого варианта строения авторства Баженова. По повелению императрицы, недовольной тем, что Большой дворец Царицыно мал в размерах, он был разобран до основания. Казаков же строил из красного кирпича, белые блоки применил в фундаменте.

Огороженный металлическими перилами проем ведет вниз, где среди опорных конструкций расположена экспозиция древнейших находок. Здесь экспонаты не только местные, собраны они и с других московских раскопок. Кроме традиционных витрин и стендов, здесь размещены несколько картин, в том числе с древним видом Царицыно.

Стены подземного помещения – не что иное, как фундаментная часть здания. Витрины расположены вокруг опор, кладка которых служит фоном для экспонатов.

Источник

—> Царицыно —>

На высоком берегу пруда стоит красно-белый замок с остроконечными башнями. Это — Большой Царицынский дворец: монументальное здание с драматической судьбой.

В 1785 году императрица Екатерина II приезжает в Царицыно осмотреть почти готовую загородную резиденцию и уезжает недовольная. Залы кажутся ей тесными. Потолки – низкими. Уже почти готовый Главный корпус Екатерина повелевает снести до основания и начать постройку заново. Придворный архитектор Василий Баженов отстраняется от работы. Подготовка нового плана поручается его ученику Матвею Казакову.

На месте разобранного здания Казаков возводит грандиозный дворец с высокой центральной галереей — символ величия и мощи русской императрицы. По сравнению с баженовским творением в новом дворце больше готических деталей – таково изначальное желание Екатерины. Остроконечные башни. Арки и стрельчатые окна. Вместе с тем Большой дворец — памятник русского классицизма в архитектуре. Об этом говорят его уравновешенные и гармоничные пропорции.

Читайте также:  Заповедники россии северо кавказский заповедник

Первоначально Казаков собирается сделать дворец трехэтажным — с крупными боковыми корпусами. Но Екатерина II велит упростить проект: бюджет приходится экономить из-за русской-турецкой войны. К тому же в 1791 году умирает Григорий Потемкин — фактический вдохновитель царицынского строительства.

К 1796 году Большой дворец практически готов — только крыша перекрыта временной черной кровлей без декоративных элементов. Начинаются отделочные работы. Но тут Екатерина II внезапно умирает. Все работы в Царицыне прекращаются.

В последующие годы Большому дворцу никак не могут найти достойного применения. В тени монументального здания с черной кровлей располагаются компании купцов и мещан: они приезжают в Царицыно на увеселительные прогулки. Журнал «Телескоп» в 1832 году публикует ироническую сентенцию: «Это огромное здание, как гроб великана, есть произведение зодчего, едва ли бывшего художником. Казаков выстроил дворец, который теперь стоит как мавзолей над гением Баженова».

К концу XX века Большой дворец превращается в мрачные развалины. Их окружают глухие заросли крапивы. Пробраться внутрь рискуют только подростки и самые отчаянные романтические пары. Даже во время крупномасштабной реставрации Царицынской усадьбы в 1980-х годах польские и советские мастера не берутся за это здание. Реконструкция Большого дворца начинается только в 2005 году. За два года руинированный дворец превращается в современный музейный комплекс за старинными стенами.

Источник

Царицыно

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»

Музей-заповедник «Царицыно», расположенный на юго-восточной окраине столицы, включает одноименный дворцово-парковый ансамбль, памятник архитектуры XVIII века, и прилегающие к нему Царицынские пруды и пейзажный парк. По площади это крупнейший музейный комплекс Москвы, по значимости – один из самых важных.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Царицыно с высоты

История комплекса

В старину Царицыно называлось Черной Грязью и принадлежало племени вятичей: здесь они устраивали святилища, воздвигали жертвенники и хоронили своих вождей. Потом две женщины — княгиня Соломония и княжна Мария (дочь Кантемира) — прокляли эти земли за то, что мужчины испортили им жизни.

В XVIII веке территория перешла к Димитрию Кантемиру, сподвижнику Петра I. Его потомок продал имение Екатерине II, давшей ему новое название в соответствии со своей «должностью». Императрица увлеченно принялась за обустройство объекта, привлекла к проекту Василия Баженова и Матвея Казакова, крупнейших архитекторов своего времени. Денег на воплощение задуманного, как это часто случается с мегапроектами, не хватило, и ансамбль был полностью приведен в порядок только в XXI веке. Музей-заповедник был основан в 1984 году, в 2007 году были завершены основные реставрационные работы.

Василий Баженов. «Вид Царицына села». Проектный чертёж. 1776 Фигурный мост в Царицыно

Архитектурные особенности комплекса

Хотя подлинно готических памятников архитектуры в России считанные единицы, неоготика XVIII века нашла отклик в душе отечественных мастеров, совмещавших стрельчатые арки, башни, резные фасады с элементами барокко и классицизма. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно признается самым ярким воплощением «русской готики» в стране.

Творения Баженова

Покрытый невысоким куполом двухэтажный Кухонный корпус, или Хлебный дом, представляющий собой в плане квадрат со скругленными углами, был предназначен для обслуживания аппетитов императорского двора. Здесь должно было разместиться более 80 кухонь и кладовых. Название зданию дала эмблема в виде хлеба с солью. Василий Баженов подготовил проект, но заканчивали строительство через много лет после его смерти, в XIX веке. Полностью завершены компактные Малый и Средний дворец, или Оперный дом, где проводили время императрица, ее сын и узкий круг их ближайших друзей. Большая часть построек для свиты была безвозвратно утрачена, за исключением трех Кавалерийских корпусов, стилистически гармонирующих с дворцами. Декоративные мосты и ворота, по замыслу архитектора, указывают на границы комплекса, но при отсутствии стен не несут функциональной нагрузки.

Большой Дворец царицыно Памятник архитекторам Царицыно — Василию Баженову и Матвею Казакову

Наследие Казакова

Центральное здание ансамбля первоначально проектировал и строил Баженов, но Екатерине почти завершенное сооружение показалось слишком мрачным. Исполнять волю императрицы пришлось Матвею Казакову, который спроектировал гигантский дворец с величественной центральной галереей и множеством башен. Идущее полным ходом строительство прервали из-за проблем с финансированием, а затем и вовсе заморозили. Весь XIX и большую часть XX века гости Царицыно любовались на все более ветшавшие руины, пока не было принято решение восстановить здание по сохранившимся документам. Новый Большой дворец построен из современных материалов, но соответствует общему духу и стилю Царицынского ансамбля.

Зима в Царицыно

Постоянная экспозиция музея

Большинство гостей приезжают в Царицыно побродить по парку и полюбоваться красочными ажурными стенами дворцов, но и внутри зданий есть немало интересного. В просторных залах представлено более 40000 произведений декоративно-прикладного искусства народов, когда-то входивших в состав СССР, и предметы, имевшие отношение к императорской семье. Среди наиболее необычных экспонатов украшения XII века, чудом уцелевшие сервизы-современники дворца, и портреты владелицы всей этой роскоши. Фотосъемка экспонатов разрешается, но без применения вспышки.

Читайте также:  Астраханский заповедник лотос орехоносный

Мост над центральным прудом Царицыно Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне

Временные выставки

В Царицыно привозят ценные экспонаты из музеев Москвы и регионов, интересные тематические коллекции составляются из предметов, входящих в фонды музея. В 2015 году здесь проходят выставки фарфора на военную тематику, скульптуры усадьбы-музея Останкино, шпалер французских мастеров. Уточнять возможность фотосъемки следует у сотрудников музея.

Музейный комплекс как концертная площадка

Музей-заповедник «Царицыно» стал центром притяжения любителей классической музыки и литературы. В Атриуме Хлебного дома устраивают органные концерты, выступления чтецов, в Музыкальной гостиной звучат камерные произведения. Баженовский зал рассчитан на 100 гостей, здесь проходят наиболее заметные мероприятия.

Оперный дом в Царицыно Внутри Большого Дворца III Кавалерский корпус

Царицынский парк и оранжереи

Пейзажный парк, так популярный в ландшафтной архитектуре XVIII века, стал одним из первых в России, разбитым вне петербургских дворцов мастерами, специально приглашенными из Англии. При первой хозяйке и в начале XIX века три огромных оранжереи не только радовали глаз посетителей, но и приносили немалый доход. Отсюда поставляли экзотические фрукты, овощи и зелень к столам аристократии. Затем интерес к элитным сельскохозяйственным проектам пропал, восстановили постройки менее 10 лет назад. Просторные оранжереи по-прежнему используются по назначению: в них выращиваются экзотические растения из разных уголков мира, причем ассортимент видов воспроизведен в точности как при Екатерине. По оранжереям и парку водят тематические экскурсии для взрослых и детей: в Первом корпусе гостей ждет встреча с вечноцветущим Зимним садом, Второй и Виноградный отданы под плодовые, ягодные и овощные культуры.

Осень в Царицыно Есть орех?

Информация для посетителей

Осмотру оранжерей в Царицыно можно посвятить целый день, поэтому и билеты в них продаются отдельно и стоят 250 рублей. Льготники: школьники и студенты, пенсионеры, инвалиды – приобретают льготные билеты за 80 рублей. Доступ в парк свободный с 6 утра до полуночи, но по историческим газонам и клумбам ходить запрещено. Оранжереи открываются в 11 утра и принимают посетителей до 18-20 часов вечера со среды по воскресенье, понедельник и вторник – выходные дни. Гостям предложат экскурсии и образовательные программы, об участии в которых нужно позаботиться при планировании визита. Опытные гиды расскажут туристам о языке цветов в XVIII веке, о роли растений в христианских обрядах, об истории садово-паркового искусства и даже научат правильно сажать семена и ухаживать за экзотическими видами фруктовых деревьев.

Вид на Верхний пруд

Царицынские пруды

Появившиеся задолго до строительства екатерининской усадьбы пруды пришли в упадок после смерти Екатерины, их привели в порядок уже в нашем столетии, обустроили искусственные острова и пристани. Сегодня это старейшие и самые крупные из сохранившихся в столице искусственных водных сооружений. Пруды закрыты для купания, но здесь можно кататься на катамаранах и лодках.

Легенды Царицыно

Московские диггеры рассказывают, что в Царицыно есть подземные ходы, связывающие Малый и Большой дворцы, и что там собираются сектанты. Ученые нашли в феврале 1993 года крупную геопатогенную зону под главным дворцом ансамбля. Старожилы вспоминают легенды о проклятиях и размышляют, долго ли простоит новое сооружение.

Информация для гостей музея-заповедника «Царицыно»

Найти музей несложно, он расположен в шаговой доступности от станций метро «Орехово» и «Царицыно», точный адрес: ул. Дольская, 1. В Большом дворце и в Парадном вестибюле на подземном уровне открыты кафе, несколько пунктов питания действует на территории парка. Практически все объекты доступны для посетителей на инвалидных колясках. В парк запрещено приводить домашних животных, здесь нельзя кататься на велосипедах. В порядке компенсации за эти неудобства гостям создают все условия для активного отдыха: зимой на территории заповедника прокладывают лыжные трассы и заливают каток, летом организуют скалодром. Телефон для справок: +7(495)325-48-44. Официальный сайт музея-заповедника «Царицыно»: www.tsaritsyno-museum.ru.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне

Время работы и стоимость билетов

Со вторника по воскресенье дворцовый комплекс открыт с 11 утра до 18-20 часов вечера, понедельник – выходной день. Посетители могут приобрести единый билет на весь комплекс, включая оранжереи, действительный в течение месяца, за 650 рублей. Вход только в Большой дворец и Хлебный дом стоит 200 рублей, как и в Оперный дом. Льготники заплатят 200 рублей за общий билет и по 80 за посещение отдельных дворцов.

Дополнительные услуги

Поскольку общая площадь Царицыно занимает более 100 га, осмотреть все самое интересное за один раз технически сложно. Для удобства посетителей предусмотрены платные поездки по парку на электромобиле по нескольким популярным маршрутам.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24