Угрюм река цветной 2019

Съемки фильма «Угрюм-река» в Свердловской области. Как это было, кадры очевидцев.

Вступление

Так как я пару недель назад (спасибо Валентина Юлдашива, подсказала) была на съемочной площадке новой версии многосерийного фильма «Угрюм-реки», Идея воскресной прогулки с ребёнком, начиная от 4-х лет, познавательно и неутомительно то мне стала интересна и история романа, и история первого четырехсерийного фильма «Угрюм-река», снятого в 1968 году.

Это полный драматизма фильм вроде бы о классовой борьбе ( а как бы иначе, сняли в 1968 году такой исторический фильм?), а на самом деле это фильм о «золотой лихорадке» в Сибири. Про «золотую лихорадку» на Аляске мы все знаем, любой школьник, а вот про «золотую лихорадку в Сибири» вы слышали? Поэтому я и старый фильм немного посмотрела, и роман немного почитала. Ошеломлена. Ничегошеньки мы не знаем о собственной истории, убогие…

РОМАН В.Я.ШИШКОВА «УГРЮМ-РЕКА»

Но сначала немного о романе «Угрюм-река», его автор Вячеслав Яковлевич Шишков, после окончания в 1891 году Вышневолоцкого технического училища в 1894 году попадает на работу в Томский округ водных путей сообщения, где какое-то время работает вместе с Николаем Ефимовичем Матониным — потомком когда-то богатейшего енисейского предпринимательского рода. Видимо, Николай Ефимович и рассказал Шишкову о жизни золотопромышленников енисейской тайги.
В основе романа реальный богатый материал, потому что с 1900 по 1920 год В. Я. Шишков совершает экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Нижней Тунгуске, Лене и Ангаре.

Получился великолепный роман — семейная сага о трех поколениях купцов и золотопромышленников Сибири на фоне «золотой лихорадки» в Енисейской тайге.
В 1928 году печатается первая часть романа «Угрюм-река», а в 1933 году — полное издание «Угрюм-реки». Но мы должны учитывать время выхода романа – несмотря на то, что Советская Власть была еще совсем молода, но цензура не позволяла выпускать романы без классовых акцентов.

Действие романа разворачивается в конце XIX — начале XX века вокруг семьи Громовых. Дед главного героя Данила Громов, с одной стороны был мелким лавочником, с другой стороны, в юности занимался разбоем – грабил проезжающих по сибирскому тракту купцов, а награбленное прятал, боялся проклятья убиенных. Умирая, он рассказал своему сыну где спрятан клад, раскаиваясь перед смертью в содеянном и упрашивая на украденное построить церковь. Пётр Данилыч Громов своей удачи не упустил — вложил награбленное в торговлю, а сына Прохора — главного героя романа, сильного и телом, и духом 17-летнего наследника отправил на Угрюм-реку, на поиск новых возможностей для семейного бизнеса. Прохор Громов – сибиряк в четвертом поколении, использовал все возможности, данные временем, и стал богатейшим и влиятельнейшим предпринимателем в сибирском крае. В романе круто замешана и любовная интрига – красивая вдовушка-колдунья и ее одновременный роман с отцом и сыном Громовыми – и все это за 50 лет до бразильских сериалов. И это не только одна Анфиса… В общем, кому надо роковых страстей, дикого капитализма и зарождения революции – почитайте, скучно не будет. Хоть и основано на исторических фактах, но читается легко и затягивает.
Угрюм-река — река несуществующая, реки с таким названием, ни на Урале, ни в Сибири не было.
В 1911 году Шишков участвовал в экспедиции по Нижней Тунгуске. В романе под названием Угрюм-река описана эта река. Автор немного изменил названия населённых пунктов на Нижней Тунгуске: ну, например, Подволочная — Подволошино, Почуйское — Чечуйск…
Описываются в романе и река Лена, и Енисей, и Туруханск. Ох, как захотелось в те края!

Прототипами членов семьи Громовых были Косьма Куприянович, Аверьян Косьмич и Николай Ефимович Матонины. Фамилия Матониных не в чести у краеведов, их считали кровопийцами и убийцами, одна история подаренных на свадьбе невесте серег с убитой матери отца невесты чего стоит, хотя история этой семьи где-то типична для тех времен и нравов.

Читайте также:  Битва на реке сить кто командовал русскими войсками

Пётр Григорьевич Матонин крестьянствовал и грабил купцов, проезжающих через село по дороге Енисейск — Красноярск. Перед смертью Пётр Григорьевич сообщил своему внуку Косьме (Кузьме) о месте нахождения схорона. По поверьям, клад должен был полежать одно поколение в земле, чтобы очиститься от проклятий. Наверное, таким же образом формировались капиталы части известных сибирских купцов. Хотя Матонины были и меценатами, так 1 декабря 1883 года в селе Кекур губернатор открыл первое в Енисейской губернии сельское ремесленное училище имени А. К. Матонина. Официально училище было двухлетним, но реально здесь давалось пятилетнее образование.
Аверьян Косьмич (прототип Прохора), на чьи деньги училище строилось, умер перед открытием ремесленного училища. Символично, что в 1931 году плиту с могилы Аверьяна Матонина забрали для строительства свинарника.

ФИЛЬМ «УГРЮМ-РЕКА» 1968 года

Теперь о фильме 1968 года. Я не помню, что бы смотрела его в детстве. Посмотрела сейчас – черно-белый, Чурсина – красавица, Прохор тоже хорош лицом и телом, но в начале фильма на 17-летнего юношу никак не тянет, да вот и как актер – на сегодняшний вкус – по мне так переигрывает. Но попробовать посмотреть стоит — реальная натура еще тогда не ушла, деревенские хорошие избы, с богатыми наличниками, улицы разбитые — ничего не прилизывали.

ФИЛЬМ «УГРЮМ-РЕКА» 2019 года

Но мы ждем нового фильма.
Режиссер Юрий Мороз провел первые съемки по экранизации романа «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова. С официального сайта киностудии «Мосфильм», 16-серийный фильм снимает по заказу Первого канала студия «Русский проект» Дениса Евстигнеева.
Главные роли в сериале сыграют Александр Балуев (Петр Громов), Юлия Пересильд (Анфиса), Александр Горбатов (Прохор Громов), Софья Эрнст (Нина) и многие другие. Оператор – Александр Кузнецов, художник-постановщик Сергей Коковкин, композитор – Юрий Потеенко.
Несколько моих знакомых приняли участие в съемках массовок.
Фильм снимается рядом с усадьбой «Ключ-Камень», где уже было снято несколько фильмов.

Рассказы очевидцев

Александра Конвисер:
«Я вчера, новый опыт получила, в кино снималась! Вот так бывает, когда гуляешь рядом со съемочной площадкой, тебя увидят и позовут сниматься :)). Я была женой рабочего и варила похлебку в котелке, это было не так просто, нужно было не только варить, но и следить, чтобы юбка не вспыхнула от костра! :))

А потом мы с другими рабочими шли на демонстрацию, а ещё у меня ребенок был, в лаптях! На мой вопрос почему ребенок в лаптях, если мы городских играем, ребёнок ответил: «А мне сказали , что я девочка из бедной семьи!» На что мой съемочный муж ответил:» Да, мы небогатая семья!» :)).

А ещё мне ботинки выдали новые, я смотрю, что- то не то с образом, говорю помощнику режиссёра: «Что- то у меня ботинки слишком чистые.» Он посмотрел, согласился, и сразу мне их землей сверху намазал:)). Вы непременно посмотрите эту серию, «Угрюм-реки», где я в грязных ботинках, варю похлёбку и иду с ребенком в лаптях, и с мужем на демонстрацию!

Надеюсь, что это из фильма не вырежут :)). А если вырежут, вы обязательно представьте, как это было :))). А ещё когда, мы с товарищем по съёмке возвращались, с площадки, нас остановили на улице двое мужчин и попросили сфотографироваться, на что я сказала, что мы из массовки, а они сказали : «Не важно, вы все равно звезды!» Это было невероятно приятно и радостно, фотографироваться с прохожими. :)) Это был невероятно и мега крутой день! :))»

Валентина Юлдашева
• «Вот так я и стала актрисой.

• Мишане 3 года и он из деревни Трека, он сегодня звезда на площадке. Артистичный, смелый, и он дракон 🙂 #угрюмрека #чусовая

• Шёл третий день съёмок. Погода менялась каждые два часа, то солнце, то дождь, то ветер. Мы запаслись медным чайником Иван-чая, оделись потеплее и пошли наблюдать. Сегодня много актёров массовых сцен — очень красивые люди, а дети так вообще ангелочки. #угрюмрека #чусовая #каменка

Читайте также:  Река саратовской обл медведица

• Из серии: Было — стало. Дом Анфисы сгорел и сегодня на съёмочной площадке будут выяснять кто был поджигателем. #угрюмрека»

Если кто еще не был в Каменке – рекомендую. Из Екатеринбурга в сторону Первоуральска, Шаля, не пропустите сворот на Каменку.

Фото Марии Канчер, Валентины Юлдашивой, Александры Конвисер. Если еще кого не упомянула — сообщите, добавлю или удалю.

Источник

По волнам «Угрюм-реки»: где и как снимал сериал Юрий Мороз

Начало марта 2021 года порадовало поклонников масштабных телесаг стартом показа на Первом канале российского 16-сериного фильма «Угрюм-река», снятого по одноименному роману писателя и инженера Вячеслава Шишкова. Создателям телеэпопеи пришлось изрядно потрудиться при поиске подходящих под требования режиссера локаций, подборе реквизита и обустройстве декораций для различных сцен. О том, где и как проходили съемки сериала «Угрюм-река», — в материале 24СМИ.

Написавший захватывающее произведение о тяжелой доле семейства Громовых, история которых разворачивается на фоне золотой лихорадки конца XIX – начала XX веков, Вячеслав Шишков полтора десятилетия провел в сибирской тайге в составе разномастных исследовательских экспедиций. Проникся суровой красотой местной природы и наслушался разномастных рассказов, некоторые из них в итоге и вдохновили инженера попробовать собственные силы в писательском ремесле.

Как и некогда самому автору, группе кинематографистов, отвечавшей за съемки сериала «Угрюм-река», во главе с режиссером Юрием Морозом пришлось приложить массу усилий, ища места, напоминающие описываемые Шишковым в романе. Да еще и такие, чтобы из-за каждого куста не торчали признаки современной цивилизации вроде асфальтовых дорог или телеграфных столбов.

И потому география съемок оказалась весьма впечатляющей, растянувшейся на большую часть территории страны, а то и выходящей за ее пределы.

Суздаль и Кинешма, столица и Подмосковье, Минск и Екатеринбург, а также глухие таежные уголки Урала и Сибири — всюду побывали создатели телевизионной эпопеи, совершив за восемь месяцев работы семь экспедиций (три из них — «на природу»), в которые неизменно приходилось тащить не только самих себя, но и громоздкие баулы с необходимой аппаратурой.

Потому и на подготовку ушло немало времени — вместе со съемками, начавшимися в июле 2019-го и закончившимися в январе 2020-го, весь цикл занял год с лишним.

Усложняло работу и то, что на каждом новом месте приходилось сооружать декорации. Причем иногда весьма серьезные в плане объемов работы. Так, под Екатеринбургом, в расположенной на реке Чусовой деревне Каменка, кинематографисты в мае 2019 года воспроизвели поселок времен конца позапрошлого столетия. Собрали бревенчатые избы с заборами, мельницу, мост, колодцы и баню. Построили даже пристань, которую, к сожалению, в апреле 2020-го снесло паводком.

В Суздале кинематографисты работали на территории Спасо-Евфимиева монастыря, где нашлись соответствующие эпохе произведения постройки, и в сквере рядом с городскими Торговыми рядами — там декораторы к съемкам сериала «Угрюм-река» поставили старинные фонари и собрали вписывающуюся в стиль начала прошлого века беседку. А рядом с кремлем — на берегу реки — организовали развалы, подобные тем, с которых некогда торговали пушниной.

Не обошли создатели «Угрюм-реки» и горячо любимую кинематографистами Кинешму. Городок со своими аккуратными особнячками и очаровательным видом, открывающимся со здешней набережной, удивительным образом умудрился сохранить в современном безумном беге времени чарующий дух провинциальной глубинки XIX столетия.

Но трудности с постоянными переездами между локациями и необходимостью сооружать достоверные декорации меркли по сравнению с проблемами, что ждали кинематографистов впереди, когда съемки перебазировались поближе к тем краям, где и разворачивались события романа-первоисточника. Самыми сложными оказались условия во время работы на природе, где снимались эпизоды с реками, — в Сибири и на Урале.

Тяжело пришлось, когда работали над сценой, в которой герои сплавлялись, с трудом преодолевая пороги, по бурной реке, роль которой сыграла уральская Исеть. Шестиметровую лодку приходилось доставлять к берегу на автомобиле, а потом с осторожностью спускать на полсотни метров непосредственно к месту съемок.

Читайте также:  Князь погибший на реке калке

А потом артистам требовалось еще на ней и плыть, продолжая держаться в образе. Возни было столько, что порой за целый световой день удавалось в лучшем случае сделать всего пару дублей.

И это с учетом того, что в тех краях подобранные съемочной группой локации отделяли от ближайших населенных пунктов по полторы-две сотни километров тайги. И к месту съемок очередного эпизода еще необходимо было доставить людей, припасы, технику и требуемое оборудование. Впрочем, режиссера и остальных не слишком смутили подобные сложности в процессе, ведь важнее было то, что зрители смогут вдоволь насладиться красочными пейзажами настоящей дикой природы.

К счастью, современные технические новшества позволяли заметно упрощать работу. Так, восхитительные в своем очаровании кадры заставки, предваряющей начало каждой серии, снимали под Красноярском, на реке Мане, с использованием дронов, к помощи которых прибегали и на Исети. По словам режиссера, в прошлом так снять не получилось бы — элементарно не собрали бы необходимого количества вертолетов, в то время как дроны прекрасно справились с задачей.

Резиденцию Прохора Громова буквально собирали по кусочкам. В расположенных под Минском Смолевичах, на натурной площадке «Беларусьфильма», кинематографисты нашли пейзажи, в которые идеально вписывались декорации имения. Местное озеро решили превратить в сибирскую речку, возведя на берегу поблизости бараки и прииск. Не забыли построить и гармонично дополнившую пейзаж дамбу.

Завод и лесопилку, принадлежащие семье главных героев произведения, построили и сняли на Урале. А роль самого имения, внутренние помещения которого снимали в студийных павильонах, сыграла подмосковная усадьба Середниково.

Запоминавшуюся с первого взгляда благодаря своей неповторимой форме башню, которую Прохор в книге выстроил высотой с 30-этажный дом, дабы обозревать тайгу на десятки километров вокруг, создали с помощью компьютерной графики, а затем гармонично вписали в окружение.

Такой разброс мест съемок, однако, не привел к тому, что у зрителя создается впечатление разнородности пейзажей. Напротив, благодаря компьютерным эффектам и грамотному монтажу все «раскиданное» по России и Белоруссии имение воспринимается как единое целое и смотрится вполне достоверно и компактно.

Стоит отметить, что на всех отобранных для съемок площадках кинематографистам приходилось появляться не по одному разу. Например, в Суздаль группа заезжала в самом начале работы, в июле, а потом возвращался уже в октябре и декабре 2019-го. Аналогичная картина была и со Смолевичами, куда после запечатления осенних видов кинематографисты вновь наведались уже зимой.

Кстати, говоря о зиме, не получится обойти стороной и такой момент, как капризы природы, с которыми пришлось столкнуться создателям сериала во время работы над проектом. Казалось, что природа решила самым наглым образом посмеяться над всеми надеждами и чаяниями съемочной группы, заставляя идти на всевозможные ухищрения и искать оригинальные решения там, где в идеале все обязано получиться было естественным путем.

Так, во время работы на уральской натуре часто случались всевозможные накладки: например, кинематографисты с раздражением встречали ясные погожие деньки с 30-градусной жарой, поскольку как раз в тот период были запланированы съемки эпизодов с дождем. И потому непогоду создавали самостоятельно при помощи всевозможной техники, чтобы не затягивать процесс.

Не порадовала и зима, выдавшаяся в том сезоне на удивление бесснежной. И в результате вместо того, чтобы надеяться на внезапные изменения погоды и обильное выпадение осадков, приходилось использовать искусственный снег. Поэтому все сугробы в 16-серийной ленте созданы вовсе не могучими силами природы, а техническим гением человека.

В завершение разговора о том, как проходили съемки сериала «Угрюм-река», стоит упомянуть, что создатели картины со всем тщанием подходили не только к подбору подходящих для переноса на экран мест, но и к созданию соответствующего реалиям реквизита. Начиная с костюмов, немалая часть которых шилась вручную, и автомобилей, которые пришлось одалживать у музеев, заканчивая аутентичной времени пищей.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24