Урок для 5 класса васюткино озеро

Разработка урока литературы в 5 классе по теме «В.Астафьев «Васюткино озеро»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «В.Астафьев»Васюткино озеро» по программа Коровиной

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_astafevu.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе (ФГОС).

Базовый учебник В.Я.Коровиной

Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2010г.

Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

  1. Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
  2. Совершенствовать технику чтения.
  1. Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.
  2. Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).
  1. Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.
  2. Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.

Оборудование: портрет писателя, издания его произведений; иллюстрация кедра, кедровой шишки, кедрового ореха.

Предварительная работа : чтение рассказа, подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe.

изложение нового материала

Оборудование : портрет В.П. Астафьева, издания его произведений.

Планируемые образовательные результаты

— умение понимать тему, идею литературного произведения;

— уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;

— умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

— развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

— обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу.

Организационная структура урока.

  1. Вхождение в тему урока.
  2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

— Ребята, какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1)

— Почему память о В.П. Астафьеве нам дорога?

III. Основная часть.

1. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.

2. Сообщение учащегося о детстве В.П. Астафьева (реализация индивидуального домашнего задания). (СЛАЙДЫ 2,3) http://www.astafiev.ru

В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что

по- сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.

3. Слово учителя.

В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

— Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.

Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике (с. 117) .
Запишем на доске и в тетрадях слово биография .
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?

— Как вы понимаете значение слова биография ?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография ?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным .

4. Сообщение учащегося.

Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.

— Ребята, понравился вам рассказ?

— Что интересного вы в нем узнали?

— В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение.

5. Словарная работа. (СЛАЙД 4)

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», — говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Тягун – подводное течение.

6. Анализ произведения.

— назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)

— почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)

— как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)

— чем занимался Васютка?

— зачем Васютка отправился в тайгу?

— что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)

— какой главный таежный закон? (идешь в тайгу — бери еду и спички)

— как Васютка шел по тайге?

— за чем он следил?

— какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)

— в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте)

— с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)

— что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?

— что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)

— какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)

— в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)

— к чему вышел мальчик? (к озеру)

— чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)

— какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)

— что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)

— что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)

— как Васютка спасся? (найти ответ в тексте)

IV. Заключительная часть.

1.Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом» (СЛАЙД 5)

  • Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)
  • Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
  • Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
  • Молочный, клейкий, неподвижный (туман)
  • Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
  • Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)

— чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)

— в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

— почему автор так назвал свое произведение?

3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.

4. Домашнее задание
— Подготовить ответы на 1—7-й вопросы (с. 146—147 учебника) .
— 12-е задание (с. 147) выполнить письменно.

Источник

Открытый урок литературы в 5 «Б» классе по теме «Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.

Скачать:

Вложение Размер
конспект открытого урока литературы 34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 5 «Б» классе по теме

«Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

1 Обучающие: продолжить работу над характеристикой литературного героя, работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста.

2 Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

3 Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.

1 Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

2 Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

3 Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

4 Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений.

Природа – не только источник жизни.

Она и воспитатель души.

Добрый день, ребята. Перед началом урока хочу пожелать, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

Мы начали изучать творчество сибирского писателя В. П. Астафьева.

Вспомним историю создания рассказа. (ученик)

«Васюткино озеро» — рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик Васютка, заблудившийся в тайге. Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:» В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен. Что это значит?

Уверена, что приключения главного героя в рассказе «Васюткино озеро» никого из вас не оставили равнодушным.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

— Откроем тетради, оставим место для темы.

— Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои вопросы:

— Она величественна и похожа на океан.

— Она щедра и сурова.

— Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

— Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

— Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

— Действительно, это тайга.

— Вторая часть вопросов:

— Он маленький, как песчинка в океане.

— Он беззащитный и в то же время сильный.

— Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

— Он совершает ошибку и исправляет ее.

— Кто это? (Васютка)

— Правильно, это главный герой рассказа Васютка

— Что произошло с героем? (Пошёл за орехами и заблудился в тайге)

— Находясь вдали от родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание).

— Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»

— Как вы можете объяснить, что такое поединок?

— Перед вами словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.

Работа со словарём С. И. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение) (Поединок – это борьба двух противников)

— Были ли тайга и Васютка противниками?

— Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка, зная тайны тайги, смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам , и она указала мальчику выход из тупика.

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока:

«Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино

III. Постановка цели и задач.

Предположите, что станет предметом нашего разговора на уроке. Помогут вам слова Астафьева, взятые в качестве эпиграфа «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. Васютка и тайга, человек и природа. О чём можно порассуждать на этом уроке

∙ Природа –друг или враг?

∙ Спасение Васютки – чудо или закономерность?

Сегодня мы побываем с вами в воображаемом путешествии, пройдём Васюткиными тропами по тайге. Все готовы отправиться в путь? Путь нам будет указывать маршрутный лист, в котором будем вести путевой дневник, а точнее, отметим то, чему нас научил герой рассказа.

IV. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Беседа и различные задания.

— С. 120 «Когда Васютка с ружьём на плече…» (Читают ребята.)

— Какие советы даёт Васютке мать? …….

— Это законы тайги, которые «вбиты в сибиряков отроду».

— А что такое «затеси»? ………

— «Затеси –зарубки» — это слова синонимы. Помните фразеологизм «заруби себе на носу»? Что он обозначает. Зарубки можно оставить на деревьях, чтобы не заблудиться в лесу, а можно ещё и на сердце, чтобы не заблудиться на трудных жизненных дорогах. Мудрый писатель, человек В. Астафьев оставил нам такие зарубки в своих произведениях, чтобы мы были умнее, добрее и внимательнее, самостоятельнее и ответственнее.

— Давайте вспомним, когда остановился первый раз Васютка? .

— Мы тоже задержимся здесь. А вы видели в природе птицу кедровку? …

Скажу честно, я тоже не видела. Предлагаю посмотреть на неё внимательно, запомнить.

— Я принесла вам кедровые шишки, но необычные, с заданием: сформулируйте вопрос, услышав ответ на него. Кто у нас самый смелый путешественник.

1.Что собирал Васютка в тайге? (Кедровые шишки)

2.Кого увидел Васютка на старой взлохмаченной ели? (Кедровку)

3.Чем полезна тайге птица кедровка? (Кедровка разносит семена кедра)

— Васютка знал, какую пользу приносит кедровка тайге. А вы запомнили?

Запишите в маршрутном листе первую тайну природы.

— Идем дальше. Вот что-то сильно захлопало. Васютка вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. Какую.

Посмотрите на эту птицу.

— Давайте прочитаем эпизод, как Васютка охотился. С. 123 «Мальчик стоял неподвижно…»

— Какую тайну охоты на глухаря поведал нам Васютка? Запишите.

-Какой «таёжный закон» нарушил Васютка, увлёкшись погоней за глухарём?

— Что случилось с мальчиком? (заблудился)

— Чего не знал Васютка? Как надо вести себя в лесу, если заблудишься? (Надо оставаться на месте, быстрее найдут. («Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро», — объяснял дедушка.)

— А тут наступила ночь.

Прочитайте эпизод на стр. 126 со слов «В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь…» Найдите сравнение в 1 абзаце.

У вас было домашнее задание найти в тексте сравнения.

— Какие еще сравнения встретились вам в тексте?

“ густая, как смоль, темень начала редеть”;

“ с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“ голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“ на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“ показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“ будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья” ;

“ середина озера напоминала сейчас раскалённую печку” ;

“ где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером” .

— Какую тайну тайги передали Васютке отец и дедушка? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!») Запишите.

— Ребята, как вы понимаете слово «хлипких»? Назовите свои ассоциации с этим словом. (Слабых, слабохарактерных, болезненных, бессильных, отчаявшихся)

— Могут ли такие люди выжить в тайге? (Нет)

— Могут выжить только сильные духом и физически люди. Докажите, что Васютка был нехлипким. Как он вёл себя ночью в тайге? (….)

Давайте представим, как теперь Васютка думает о родных,о заботе мамы…( он их любит сильнее, ценит их доброту, внимание, заботу о нем, этому его научила тайга, природа)

— Какой увидел тайгу мальчик утром? Прочитайте эпизод с. 129 со слов «Тайга…Тайга…»

— Какое средство выразительности использует автор, чтобы описать тайгу? (Эпитеты)

— Что такое эпитеты?

— Вы любите отгадывать загадки? Но у меня они необычные, состоят из одних эпитетов. Что описывал Астафьев такими эпитетами?

молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)

небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)

молочный, клейкий, неподвижный (туман)

далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)

раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)

— Что хотел увидеть Васютка, забравшись на высокое дерево? Какую ещё тайну тайги знал Васютка? Запишите.

— Васютка решает идти на север в надежде дойти до тундры и выбраться из леса. И мы продолжим путь, только чуть-чуть отдохнём.

Мы классом по лесу гуляли

И за природой наблюдали:

Вот вверх на солнце посмотрели,

Там на пенёчке посидели,

За бабочками наблюдали,

Нам птички крыльями махали.

Мы мох погладили руками,

Траву заметив под ногами.

Вдруг ноги вязнут отчего-то:

Знать впереди нас ждёт болото!

— Вы поняли, что мы подошли к болоту? Прочитайте на с. 130 со слов «Солнце пошло на закат…»

— Вот и ещё одна тайна природы. Запишите.

— Куда вышел по болоту герой рассказа? (К озеру)

— У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

Опять мне блеснула, окована сном,

Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,

Где пьют насекомые сок из растенья,

Где буйствуют стебли и стонут цветы,

Где хищными тварями правит природа,

Пробрался к тебе я и замер у входа,

Раздвинув руками сухие кусты.

В венце из кувшинок, в уборе осок,

В сухом ожерелье растительных дудок

Лежал целомудренной влаги кусок,

Убежище рыб и пристанище уток.

Но странно, как тихо и важно кругом!

Откуда в трущобах такое величье?

Зачем не беснуется полчище птичье,

Но спит, убаюкано сладостным сном?

Один лишь кулик на судьбу негодует

И в дудку растенья бессмысленно дует.

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи, стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края.

— Почему Васютка удивился тому, что в озере водилась белая рыба? (Он знал ещё одну тайну от рыбаков: если в озере водится белая рыба, значит оно проточное и приведёт его к реке) Запишите.

— На 5-й день скитаний по тайге выбрался наконец Васютка к Енисею. Представьте себя на берегу Енисея, вы Васютка и услышали звуки рыболовецкого бота. Какими будут Ваши действия? (…………)

— Вас заметили с бота? (Да)

— Следующая тайна тайги, которую вы знаете: чтобы вас далеко увидели, нужно развести костёр на открытом месте и прислушаться к звукам. Запишите.

Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

Природа – друг или враг?

— Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)

— А что мы можем сделать для природы? …

Ученик читает стихотворение

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи её полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна. (В. Шефнер)

— Спасение Васютки – чудо или закономерность? (Закономерность, т.к. он знал тайны и законы природы, он был сильным, и даже когда отчаивался, брал себя в руки)

Как определить стороны света

Найти по типу леса реку

Понять проточный характер озера

Выбрать направление выхода из тайги

Предсказать погоду на завтра

Добывать кедровые орехи

Подстрелить, разделать и запечь птицу

— Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком воспитания души?

— Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся в жизни.

Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных с содержанием рассказа. Если они соответствуют действительности, отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет». Будьте внимательнее!

Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)

Не всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Нет)

Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)

Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)

В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)

Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)

Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)

VI. Домашнее задание.

Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему. Или составьте памятку «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился».

Задание: закончите предложения. Используя конструкции для анализа, сделайте вывод и оцените свою работу на уроке.

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Не каждый сумел бы…

Самый волнующий момент рассказа – это …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Благодарю вас за активность.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», — говорит один из героев. Значит не везет.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Тягун – подводное течение.

Памятка №1. Советы идущему в лес

  1. Продумай тщательно маршрут.
  2. Возьми компас, спички, хлеб.
  3. Оденься потеплее.
  4. Предупреди взрослых.
  5. Умей ориентироваться на местности.

Памятка №2. Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Прекрати бесполезное движение.
  3. Осмотри место, где находишься.
  4. Собери хворост, дрова для костра .
  5. Разожги костер, приготовь пищу.
  6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  1. «От затесей далеко не отходи – сгинешь».
  2. «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички»
  3. Надо беречь патроны
  4. «Тайга хлипких не любит!»
  1. Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.
  2. Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.
  3. Заполярная тайга не страшна зверьми.
  4. Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.
  5. Трава растёт обычно возле больших водоёмов.
  6. Если озеро проточное, и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.
  7. Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.
  8. У костра заблудившегося скорей заметят.
  9. С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.
  10. Кровянистое небо – завтра ветер будет.
  11. Вызвездило – к холоду.

Источник

Читайте также:  Тип озера ньяса по происхождению озерной котловины
Поделиться с друзьями
Байкал24