Урок по фгос куда текут реки

КУДА ТЕКУТ РЕКИ?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок окружающего мира в 1 классе.

Скачать:

Вложение Размер
kuda_tekut_reki.docx 36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Куда текут реки?

Цели деятельности учителя: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; получат возможность научиться рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.

Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели ; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

Актуализация знаний, работа с классом.

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю . (глобус).

  • А что такое глобус?
  • Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)
  • Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего)
  • Вспомните, что на глобусе обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода)
  • А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
  • Чего больше на планете Земля? (Воды)
    Работа в парах.

У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).

  • К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)

Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды».
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

  • Какие водоемы суши вы знаете?
  • Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (река.)

Хочу обратить ваше внимание на то, как на карте и глобусе изображены водоёмы, в том числе реки.

Постановка проблемного вопроса

— Сегодня на уроке мы будем искать ответ на вопрос: куда текут реки? Слайд 1

А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.

Работа над новым материалом.

Вода – путешественница. Слайд 2

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку – Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

– Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»?

Работа со схемой

Расскажи куда текут реки. (с. 66)

Осётр Ока Волга Каспийское море

  • Плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?
  • Плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите, какая еще река несет свои воды в Оку? Река Москва.
  • Куда впадает река Ока? В Волгу.
  • Куда впадает Волга? В Каспийское море.

От зелёного причала

(встать из-за парт)

Он назад поплыл сначала.

А потом поплыл вперёд.

И поплыл, поплыл по речке,

(Волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Проблемный вопрос . Слайд 3-4

  • Чем различаются река и море? У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так как оно очень большое.
  • А вода в реке и море одинаковая или нет?

Приготовьте морскую воду. (Ученики насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус.)

  • Почему морская вода солёная?

Море, можно сказать, не просто солёное; оно горькое, нестерпимо солёное, отвратительное на вкус. Ведь недаром люди, терпящие бедствие в открытом море без запаса пресной воды, могут погибнуть от жажды, потому что пить морскую воду невозможно.

Но почему море такое солёное? Учёные думают, что в древнейшие времена, миллионы и миллионы лет назад, когда воды морей скапливались в углублениях суши, они были пресными. Кто же их потом так крепко засолил?

Да все те же капельки воды, вечные странницы и вечные труженицы.

Реки неудержимо стремятся к морю. Все реки земного шара. Они бегут к нему длинными извилистыми путями, они вливаются в озера с одной стороны и вытекают с другой, чтобы продолжить свой бег к морю. К морю! К морю!

Да потому что уровень морей и океанов всегда ниже уровня суши. И путь воды всегда идёт под уклон. Потому-то все реки и текут к морю.

Они текут к морю и приносят ему дары, накопленные ими за свой долгий путь и на земле и под землей.

Подземные ручьи и реки, пробивая себе дорогу среди горных пород, растворяют некоторые породы и уносят с собой частички разных солей. Но вот подземный ручей вырвался на волю, побежал по земле, попал в речку и смешал с ней свои воды, а в водах этих рек тоже есть соли, потому что река вымывает их из почвы.

И вот реки примчались к морю, отдали ему свои воды. А потом. Потом солнце пригрело поверхность морской воды, она стала испаряться, капельки воды превратились в пар и поднялись к небу.

. Но, испаряясь, капельки воды оставляют морю тот маленький груз солей, что они принесли с собой. Капелек так много, что никогда их не пересчитать; проделывают они свой путь в природе столько времени, что это тоже не легко сосчитать, и маленький грузик солей одной капли в конце концов становится огромным.

Море волнуется — раз!

Море волнуется — два!

Море волнуется — три!

Морская фигура, на месте замри!

  • Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Из букв собрать названия рек.

НО Д _________________________

АГЛО В ______________________

РПЕН Д ______________________

АВЕ Н _______________________

АК О ________________________

ЬНАБУ К ____________________

Река Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек Уллукам и Учкулан, вытекающих из-под ледников горы Эльбрус. Протяженность Кубани – 870 км. Более 700 км (среднее и нижнее течение) находятся в пределах Краснодарского края.

Рефлексия. Слайд 5

Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо)

Источник

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Куда текут реки?»

Презентация к уроку

Цели: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
  • Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
  • Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия:

    Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
  • Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
  • Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний и формулирование проблемы урока

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю . (глобус). (Слайд 2)

(учитель напоминает о правилах работы в парах: Уважай своего товарища.

  • Умей выслушать.
  • Не согласен – предлагай)

    У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника? (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).

    К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)

    Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.

    С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”.

    Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

    Какие водоемы суши вы знаете? (река, озеро, пруд, море)

    Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

    Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик – в роднике,
    А широкий – в море. (река) (Слайд 5)

    — Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?(место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.)

    — Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? (нет)

    — Какое предположение вы можете сделать? (реки постоянно движутся)

    Постановка проблемного вопроса

    — Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске (предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (дети составляют вопрос: Куда текут реки)

    — На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Куда текут реки?) (Слайд 6)

    — Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки)

    — Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).

    А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.

    — Что нужно для путешествия? (карта или маршрут)

    — Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.

    — Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки)

    III. Работа над новым материалом.

    Работа по учебнику с.66

    — Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:

    Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

    (дети называют реку Осётр)

    — Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река) (Слайд 8)

    — Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку)

    — В какую реку впадает Осётр? (в Оку) (Слайд 9)

    — Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва) (Слайд 10)

    — Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)

    — Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку)

    — Назовите её. (Волга) (Слайд 11)

    — Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)

    — Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире)

    — Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море) (Слайд 12)

    — Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).

    От зелёного причала
    Оттолкнулся теплоход.
    Раз, два.
    (встать из-за парт)
    Он назад поплыл сначала.
    Раз, два.
    (шаги назад)
    А потом поплыл вперёд.
    Раз, два.
    (шаги вперёд)
    И поплыл, поплыл по речке,
    (Волнообразные движения руками)
    Набирая полный ход.
    (ходьба на месте)

    IV. Практическая работа в парах

    Про что так говорят:
    Кругом вода,
    А с питьём – беда. (Про море)

    — Рассмотрите фотографии в учебнике, как вы думаете, где река, а где море?

    — Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? (различаются размером: река меньше, видим 2 берега, а море больше, берега не видно)

    — А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море

    (опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)

    Цель: найти отличие морской и речной воды.

    Оборудование:

    На столах у детей стоят 2 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом — вода, подсоленная морской солью.

    1. Сравните речную и морскую воду по цвету.

    2. Сравните речную и морскую воду по запаху.

    3. Сравните речную и морскую воду по вкусу.

    Результаты опыта дети заносят в таблицу, сравнивают полученные результаты и делают выводы

    План работы Наблюдения Выводы
    1. Поднесите оба стакана к листу цветной бумаги и посмотрите сквозь стакан. Что заметили? Через стаканы с водой можно определить цвет бумаги. Морская и речная вода прозрачная, т.е. по этому признаку отличить нельзя.
    2. Определите, имеет ли вода в стаканах запах. Для этого понюхайте воду в каждом стакане. Вода не имеет запаха Морская и речная вода не имеют запаха, по этому признаку нельзя определить речную и морскую воду
    3. Попробуйте воду в каждом стакане на вкус. Что заметили? В стакане под номером 1 вода на вкус пресная, а в стакане под номером 2 солёная. Речная вода — пресная, а морская — солёная, т.е. вода в реке и в море отличается по вкусу.

    — Так чем же ещё отличается море и река?

    Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.

    — Проверьте правильность вашего вывода при помощи учебника. Прочитайте вывод Мудрой Черепахи и сравните со своим (читают, сравнивают).

    Море волнуется — раз!
    Море волнуется — два!
    Море волнуется — три!
    Морская фигура, на месте замри!

    V. Экологическая беседа

    Почему воду нужно беречь и охранять? (Слайд 13)

    – Вода входит в состав любого организма;

    – Вода – это жизнь, красота и здоровье;

    – Количество воды ограничено;

    – Вода – помощник человека;

    – Вода загрязняется. (Слайды 14 — 15)

    О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? (Слайды 16 — 17)

    Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
    Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
    Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

    Рассказ учителя откуда берется вода в реке (Слайды 18 — 19)

    — Сегодня на уроке мы узнали про четыре реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое множество. Давайте посмотрим некоторые из них на слайдах и попробуем их запимнить. (Слайды 20 — 23)

    — А теперь проверим как хорошо Вы запомнили названия рек о которых мы сегодня говорили.

    Из букв собрать названия рек. (Слайд 24)

    — Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).

    Ответили ли мы на главный вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)

    Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:

    Сегодня на уроке:

      Я научился. (различать реку и море)
    • Я узнал . (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)
    • Я теперь смогу . (отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды. )

    Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо).

    Источник

    Читайте также:  Границы азии река евфрат
  • Поделиться с друзьями
    Байкал24