Васюткино озеро астафьев ответы на вопросы 5 класс

Васюткино озеро астафьев ответы на вопросы 5 класс

1. Определите тему рассказа «Васюткино озеро».

Тема рассказа — это взаимоотношения человека и природы взаимосвязи человека, как части природы. Главная мысль-тайга слабых не любит, человек должен обладать силой воли, познаниями и опытом, чтобы считаться по праву «хозяином тайги». Васютка смог выжить, так как любил свой край, знал природу и соблюдал её законы.

2. Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?

Мать учила всегда иметь с собой хлеб и спички,первая наука в тайге. Учила делать зарубки-затеси и не отходить от них далеко, чтобы не потеряться.

3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

Как заблудился — погнался за глухарём. Почему заблудился — потерял осторожность и внимание от радости и азарта, забыл о то, чему его учили взрослые. Что почувствовал, когда понял, что заблудился -отчаяние, панику, страх, затем оцепенение и отрешённость. Паника сменилась вопросом — что же делать, как выживать ночью в тайге, тогда Васютка почувствовал надежду и развёл костёр.

4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

Васютка заблудился в тайге, погнавшись за глухарём. Сначала у него началась паника, когда он понял, что заблудился, но потом он взял себя в руки и стал вспоминать всё, чему его учили взрослые, что говорили о тайге и как себя вести — это и помогло ему не пропасть, а выжить и вернуться домой.

5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

Ключевые моменты в раскрытии характера героя:
-Помощь взрослым говорит о заботливости, растёт помощник.
-Смог взять себя в руки — сила характера, смелость.
-Нашёл дорогу к реке — целеустремлённость, знание тайги, умение выживать.
-Сумел показать озеро — хозяйственность, не прошёл мимо рыбы, прекрасная память и понимание природы.

6. Назовите художественные средства, которые использует Астафьев в рассказе. В чем их роль?

В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов, делая рассказ образнее, пейзаж ярче, характеры людей полнее, передавая эмоциональное состояние героев.

Тайгу автор делает действующим лицом, роль пейзажа в рассказе занимает важное место. Автор рисует красоту родного края, незабываемость и особенность природы, с помощью сочных эпитетов, выразительных сравнений.

Эпитеты: «взлохмаченная ель»,»тихий лес»,»молчаливая тайга»,»неподвижный туман»,»мохнатые тучи»,»редкие облака»,»таинственный шорох»,»сонная тайга»,»тайга равнодушная, глухая, угрюмая»,»чуткий клюв»,»таинственные звёзды»,»кровянистое небо»,»большой ход(рыбы),»велика наша Родина»,»скучное житьё»,»памятное озеро»,»потрясающее открытие»,»трудовое веселье»,»счастливый Васютка».

Сравнения: «белка, будто пушинка», «веки, будто грузила», «бесшумно, как сова», «орехи, как пчёлки», «сук, как тупой пилой срезанный», «голос упал кедровой шишкой в мешок», «тропинки, что морщинки на лбу деда», «кедровки (кричали) на манер базарных торговок», «облака спрессованной ватой,»месяц, как ноготок», «середина озера-раскалённая сковородка», «глухарина, как леший», «тайга как тёмное, зелёное море», «щёлкнул языком, будто спуск нажал», «красные листья, будто пластины свёклы».

Природа оживает в произведении с помощью олицетворений, звери, птицы, рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.

Олицетворения: «ветер разгладил» (лица людей), «звёзды перемигивались», «темень прячется», «разбушуется осень», «плакала сойка, стонали гагары», «осинник разделся донага», «небо прижималось», «костёр чихнул, зашипел, защёлкал», «плакала сойка».

Метафоры показывают величия края, добавляют образность, помогают разгадать скрытый смысл произведения.
Метафоры: «тайга кормилица», «озеро кляксочка», «выполз туман», «табун птиц», «клейкий туман», «звук растаял», «лес в унылой задумчивости», «рыба тучами (ходила), «шершавая складка коры», «озеро подёрнулось морщинками», «начали прорезаться звёзды», «по-детски заплакала желна».

Автор использует и перефраз, заменяя названия на образные выражение,усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.
Перифраз:»глухарь-огромная птица»,»утка-небольшой комочек»,»Васютка-лихорадка болотная»»кедровка-нахальная птица,ведьма проклятая,птица полезная».

Диалектными словами, просторечием изобилует речь людей. С их помощью автор показывает местную жизнь, даёт почувствовать читателям особый колорит, характер жителей Заполярья.

7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету . фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку . птицу; заполошной стаей закружились . листья.

Рассолодели от безделья — располнели; нету. фарту — нет везения, удачи; осеннюю путину — осенний рыбный промысел, ловля; привыкли парнишкой помыкать — привыкли командовать мальчиком; посадить на мушку. птицу — прицелиться, взять в прицел; заполошной стаей закружились. листья — листья закружились от порыва ветра, как всполошённая стая птиц.

Читайте также:  Девушки на озере 2012

8. Сформулируйте идею произведения и запишите ее. Как с ней связано название произведения?

Идея автора — показать единство человека и природы. Прекрасен окружающий мир, а мы живём в этом мире. Человек — это часть природы. Любя и понимая природу, человек выживает в тайге. Охранять и бережно относиться к природным богатствам — это наша обязанность. У каждого из нас в жизни есть своё «озеро», главное не пройти мимо, а открыть его, осознав простые жизненные ценности.

Источник

«Васюткино озеро» (ГДЗ) вопросы-ответы

­Определите тему рассказа «Васюткино озеро».

Тема рассказа «Васюткино озеро» — в тяжелой критической ситуации, преодолевая трудности, всегда искать выход, использовать все возможности, не опускать руки.

Чему учила сына мать, провожая Васютку в тайгу?

Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

А так же сказала от затесей далеко не отходить, чтобы не потеряться. «Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь» (Затесь — стёс, сделанный на дереве топором.)


Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

Мальчик не растерялся и поборол страх.

“Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.

Итак, надо “взять себя в руки”.

развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.


Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к простран­ным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.


Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

— Момент осознания Васюткой того, что он потерялся. Сначала мальчика, как и любого другого человека, охватывает паника. Но затем он собирается с силами и начинает действовать. Он активизирует знания, полученные от отца, и умело ищет себе пищу, готовит ночлег.
— В момент, когда садилось солнце, Васютке было особенно страшно. Однажды он испугался устрашающего силуэта. Но затем, все же, сумел сохранить самообладание.
— В момент, когда мальчик сообщает рыбакам об озере, он проявляет свою искренность и открытость.


Назовите художественные средства, которые использует В.П. Астафьев в рассказе. В чём их роль?

Интересен и богат язык произведения. При помощи художественных средств автор показывает красоту природы.

Эпитеты:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”

“густая, как смоль, темень начала редеть”

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”


Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету. фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку. птицу; заполошной стаей закружились листья.

рассолодели-размякли,обленились;
нету фарту — нет везения;
осенняя путина -осенняя распутица, грязь;
парнишкой помыкать- приказывать что-то сделать;
посадить на мушку- взять на прицел, прицелиться (в охоте);
заполошной стаей закружились. — внезапным сильным порывом ветра поднялось огромное облако листьев.

Читайте также:  Озеро байкал минеральная вода


Сформулируйте идею произведения и запишите её. Как с ней связано название произведения?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Знание законов природы помогает человеку выжить, бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.

Источник

Астафьев «Васюткино озеро» Какие ответы на вопросы Коровина 5 класс?

Астафьев «Васюткино озеро» Какие ответы на вопросы по литературе Коровина 5 класс?

  1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
  2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?
  3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?
  4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?
  5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?
  6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
  7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?
  8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

Литература и изобразительное искусство к стр. 152

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике

  1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?
  2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.
  3. Устал, притомился, изнемог. — придумайте предложения с этими словами

«Васюткино озеро» Ответы на вопросы по литературе для 5 класса (Коровина)

Вы можете найти все ответы к рассказу «Васюткино озеро» ниже. Вопросы, которые представлены в учебнике пятого класса к рассказу «Васюткино озеро» не покажутся вам очень сложными, если вы читали сам расскзах, но если по каким-то причина вы не смогли прочитать рассказ «Васюткино озеро», то ответы на вопросы, которые вы видите ниже, вам помогут.

Первый вопрос самый лёгкий — он заключается в том, что вы должны объяснить, почему автор рассказа — писатель Астафьев назвал свой рассказ, именно, «Васюткино озеро». И чтобы ответить на этот вопрос вы должны вспомнить сюжет рассказа, что озеро было обнаружено случайно мальчиком Васюткой, который заблудился в тайге и несколько дней плутал по тайге, пока не вышел к озеру, которое ещё было никому не известно, поэтому озеро и назвали именем мальчика, так как он явился первооткрывателем озера.

Остальные ответы к рассказу «Васюткино озеро» смотрите ниже:

Ответим на вопросы по рассказу «Васюткино озеро» (литература 5 класс Коровин).

  1. Рассказ называется «Васюткино озеро» потому, что главного героя звали Васютка. Однажды он заблудился и нашел неизвестное ранее озеро. Оно было полным полно рыбы и его назвали в честь мальчика.
  2. В рассказе автор описывает жизнь и работу рыбаков. Они собирались в группы и ходили по верховьях Енисея, там они ловили рыбу: делали ловушки и ставили сети. Они ловили осетра, налима, стерлядь, таймень.
  3. Когда Васютка погнался за глухарем он заблудился в тайге. В лесу ему помогли выжить знания и опыт, терпение и хладнокровие. Он сумел развести костер и приготовить. Благодаря своим знаниям он смог выйти к Енисею.
  4. Самым трудным моментом странствий Васютки по лесу было начало. С той самой минуты, как он понял, что потерялся, мальчика охватило волнение и испуг, с которым он в последствии справился.
  5. В тайге Васютке было страшно, он прислушивался к каждому шороху и шуму, его пугали тени, но он старался не поддаваться панике. Еще он разговаривал с белкой, ей он жаловался на проблемы и ругал дождь.
  6. Васютка первый нашел озеро полное рыбы, поэтому, а еще в знак благодарности, рыбаки решили назвать озеро в его честь. На тот момент в Енисее рыбы стало очень мало.
  7. Иллюстрации к рассказу «Васюткино озеро» можно нарисовать самые разнообразные. Я бы нарисовала мальчика напротив озера.
Читайте также:  Какие города есть на онежском озере

8.В начале и конце рассказа автор повествует об озере, которое можно найти только на карте района.

Обогащаем свою речь:

  1. Мать Васютки настаивала, чтобы он взял с собой краюху хлеба. Она понимала, что может случиться непредвиденное. Отправляясь в тайгу, лучше взять с собой небольшой запас еды, он не будет лишним. Ее слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать» говорят о том, что она была опытной таежницей.
  2. Определение слов:

Холодная изморось — несильный леденящий дождь.

Стерлядь, осетр — большие и ценные рыбы.

Были и небылицы — правдивые и придуманные рассказы.

Затеси — метки, которые оставляют топором на деревьях, чтобы вернуться.

Белая рыба — ценная рыба, принадлежащая к семейству осетровых.

Шлюпка, бот — небольшое судно.

Рыбная тара — мешки или коробки под рыбу.

3.Мальчик уже давно брел по тайге, за это время он очень устал и притомился. Он брел дальше и когда совсем изнемог, то решил отдохнуть.

Дадим ответы к вопросам о рассказе Астафьева «Васюткино озеро».

  1. Рассказ получил такое название потому, что его главный герой, мальчик Васютка, открыл в тайге озеро, очень богатое рыбой, и тем самым помог рыбакам.
  2. Астафьев не понаслышке знает о рыбной ловле, он сам жил на берегах Енисея. Он описывает работы рыбаков. Рыбаки собираются в артели, ходят по Енисею к его верховьям, ставят сети и ловушки, в которые ловится ценная промысловая рыба — осетр, таймень, стерлядь, налим.
  3. Васютка заблудился в тайге, когда погнался за раненным глухарем. В азарте погони он забыл про метки и потом не смог к ним вернуться. Выжить в тайге ему помог опыт, он знал много о тайге и о том, как выживать в ней. Умел развести костер, приготовить пищу, ориентировался по приметам.
  4. Самым трудным для Васютки был первый день, когда он понял, что заблудился и отчаяние охватило его. Но он быстро пришел в себя и не стал поддаваться панике.
  5. Васютка старался не поддаваться страху, а потому разговаривал с лесом и лесными обитателями. Он говорил с белкой, которой жаловался на свои трудности, он ругался на дождь. Васютке все равно было страшно в огромном лесу одному и он часто пугался лесных шорохов, пугался теней.
  6. В тот период рыбы в Енисее стало мало, рыбаки приуныли. Поэтому когда мальчик рассказал об открытом им озере, рыбаки обрадовались. А вообще существует традиция, когда любой географический объект получает имя своего первооткрывателя.
  7. К этому рассказу можно нарисовать разные иллюстрации. Я бы например нарисовала озеро, к которому вышел Васютка. Топкие берега, заросшие камышом, стаю птиц на ровной глади озера, высокие стволы деревьев вокруг и мальчика, который с надеждой смотрит на озеро.
  8. И в начале и в конце рассказа автор говорит о том, что это реально существующее озеро, правда очень маленькое. Его не найти на карте страны, и только на карте района его может найти любой.

На иллюстрациях в учебнике мы видим два момента из рассказа. На первой Васютка замечает на дереве кедровку и первым делом хочет выстрелить в нее, но понимает, что в птицу не попасть.

На второй иллюстрации Васютка сидит у костра и прислушивается к ночным звукам.

Обогащаем свою речь

  1. Мать настойчиво предлагала Васютке взять краюху хлеба, ведь она тоже была опытной таежницей и понимала, что в тайге может случиться всякое, а тогда лишним кусок хлеба точно не будет. Есть такой закон всякого путешественника — брать продуктов про запас, даже если идешь в лес совсем на короткое время.
  2. Изморось — мелкий противный висящий дождь. Стерлядь, осетр — крупные и ценные рыбы. Были, Небылицы — правдивые и не правдивые рассказы. Затеси — зарубки топором на стволах, помогали охотникам найти верное направление. Белая рыба — сиг, белорыбица, ценная промысловая рыба. Бот, шлюпка — небольшие рыбачьи суда. Варнак — разбойник, сорви голова. Хлопец — парень, юноша. Рыбная тара — ящики под рыбу.
  3. Васютка устал, пока целый день брел по тайге. Он до того притомился, что чуть не валился с ног. И когда стемнело Васютка совершенно изнемог.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24