Васюткино озеро отношение автора к васютке

Сочинение по рассказу Васюткино озеро Астафьева

В.П. Астафьев – российский писатель. Его творческое наследие насчитывает немало повестей, рассказов. Они учат нас быть честными, мужественным, отзывчивыми, беречь в себе человека.

Герой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий. Все лето он помогает рыболовам заниматься промыслом, снабжает их орехами, иногда приносит дичь. Мальчик неплохо ориентируется в лесу, не боится его. Знает все правила, особенности поведения там. Но подростковая бравада ему мешает. Мама с трудом уговаривает сына взять хлеб и спички. Ведь в тайге свои законы, надо быть готовым ко всему. Василия же искушает соблазн отправиться в путешествие налегке. Только ружье он не забывает никогда, хоть и стреляет редко.

Васютка очень бережно относится к лесу, с любовью. Попусту не стреляет, зря живность не губит, но пугает иногда. Самокрутку тщательно тушит плевками, чтобы не случилось пожара. Знает о полезности птички кедровки. Она хоть кричит громко и досадно, но разносит на большие расстояния семена кедра. Юный герой понимает, что тайга кормилица охотников, рыболовов, их семей.

Парнишка осторожен, следует заповеди матери не отходить от затесей. Но случается непредвиденное. Вася видит глухаря, поэтому забывает обо всем на свете. Подбить эту благородную, умную, осторожную и вкусную птицу, давняя мечта сорванца. В погоне за раненой добычей, мальчик теряет заветные зарубки. Приходится признать горькую правду – он заблудился.

Детство дает о себе знать. Юноше хочется заплакать, когда он вспоминает о маме. Но на ум приходят слова деда и отца: «тайга не любит хлипких». Поэтому пацан берет себя в руки. Он воскрешает в памяти все наставления, уроки взрослых о выживании в лесу. Грамотно разводит костер, готовит ужин из подстреленного глухаря, укладывается на ночлег. Утром ребенок чувствует себя немного лучше, веселее, бодрее.

Ему удается выйти к воде. Он искал Енисей, а нашел неизвестное озеро, полное рыбы. Герою везет, оно оказывается проточным. И по притоку получается выйти к жилищам. Еще и рыбное место для людей открыл, которое его именем назвали.

Васютке помогли выжить, да выбраться его смелость, рассудительность, живой ум, знания. Другой бы мальчик мог расплакаться и пропасть. Его родители и дед могут им гордиться.

2 вариант

Произведение «Васюткино озеро» написал Виктор Петрович Астафьев. Он написал множество разных произведений, которые почти все входят в школьную программу.

Это рассказ про мальчика Васютку, который является главным героем произведения. Ему было тринадцать лет, он был не погодам развит. Он был для своего возраста очень силен и умел многое. Но в самом начале он выступает глупым мальчишкой, так как уходя в лес он, некогда не брал спички и нож. Но его родители всегда говорили ему, что лес некогда не прощает ошибок. Также они говорят, что законы тайги сохранились через года и он не в силах их изменить. Чтобы родители были спокойны он начал брать все, что ему говорили. Ведь он очень любил своих родителей и не хотел их расстраивать.

Однажды он пошел в лес и прочувствовал все рассказы родителей на себе. Он остался один на один с лесом и должен был пройти все испытания, который для него приготовил лес. Как только он начал замечать незнакомые места, в его голову пришла мысль, что он заблудился. Он не начал паниковать, а сразу стал вспоминать рассказы своих родителей. Они ему рассказывали истории о людях, которые заблудились в лесу. У него пропало дрожь в коленках, когда он вспомнил совет родителей, что слабых тайга не любит. И тогда в его голове сразу появился четкий план действий, который сможет спасти ему жизнь. Будучи одним в лесу он смог раздобыть себе пищу. Он поймал глухаря, которого приготовил на костре, а потом лег спать в построенный шалаш. В се эти действия подтверждают, что Васютка был подготовлен в такой ситуации. И это было довольно предсказуемо, так как его дедушка и отец выросли в этой тайге. И именно они его подготовили. И это подготовка сформировала в нем его характер.

В место вознаграждения тайга вывела Васютку к озеру, которое было богата разными видами рыбы. И это значила, что через озера проходит река Енисей, на берегах которой Жил Васютка. И он смог добраться домой живым и невредимым. После этого он показал это озеро рыбакам, и тем самым дал названия неизвестному озеру. Так и появилось на рыболовных картах Васюткино озеро.

Главная мысль рассказа скрыта не в том, что каждый человек должен быть готов к встречи с тайгой, а в том что нужно прислушиваться к мнению старших. Если у него не было бы ножа, скорее всего он не смог бы выжить. Васютка быстро смог приспособиться к своей ситуации и быстро выработал план действий. Астафьев хорошо описал дикую природу, которая помогает человеку, если человек правильно к ней относится.

Сочинение по произведению Астафьева Васюткино озеро

Произведение «Васюткино озеро» описывает детство автора. Свое детство писатель провел в Красноярском крае. Рассказ был написан в 1952 году. Рассказчик повествует о буднях рыбаков, живших в Сибири. Главный герой 13-летний мальчик Васютка был сыном бригадира. Мальчик занимается сбором кедровых орехов и всегда помогает отцу. Однажды мальчик решил собрать богатый урожай и отправился в лес с ружьем. Бродя по лесу, Васютка понял, что заблудился. Васютка понял, что он может рассчитывать только на себя. Мальчик не терял рассудительности. Герой родился в суровой Сибири и всегда прислушивался к наставлениям старших. Старики объясняли мальчику, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.

Читайте также:  Как добраться до пляжа на комсомольском озере

Васютка применил советы охотников и смог выжить в лесу, поборов свой страх. Мальчик смог найти затерянный водоем и выйти к берегу Енисея. Мальчишка шел в пути 5 дней. Герой прошел 60 км пешком. После прибытия Васютка рассказал рыбакам о затерянном озере и о находках. Затерянный водоем был изображен на карте и получил имя мальчика.

Главный герой Василий Шадрин был веселым и озорным мальчиком, который любил повеселиться. Характер мальчика сформировался благодаря воспитанию отца и деревенских стариков. Кроме того на мальчика повлияли традиции и обычаи Сибири. Личность Васютки раскрывается постепенно. Потерявшись в лесу, герой не потерял рассудительности, смекалку и мужество. Парнишка отважно преодолел все последствия и не потерял чувство юмора. Потерянное озеро было настоящей находкой для героя и его отца, также для всех рыбаков сибирского края. Рыбаки деревни в тот момент испытывали нехватку ловли. Близкие и родные были в ужасе и не знали о Васютке ничего. Они обрадовались, когда мальчика привезли в деревню.

В своем рассказе автор показал роль мальчика в открытии озера и влияние на жизнь деревенских жителей. В начальных строках мальчик проявляет убежденность и любовь к своим родным краям. Кульминационным моментом является спасение Васютки. Автор использует традиционный способ повествования. В рассказ автор включил всего несколько героев. Подробное изложение действий дает возможность читателю представить себя на месте Васютки. История в произведении учит искать пути из любой ситуации.

4 вариант

«Васюткино озеро» — рассказ русского писателя В.П.Астафьева. В произведении поднимаются темы смелости, внутренней силы и веры в себя, мужественности и находчивости. Рассказ Астафьева во многом автобиографичен. Писатель вырос в Сибири, он не понаслышке знаком с суровой природой таежного края. В основу сюжета лег реальный случай, произошедший с самим Астафьевым, который так же как и герой его рассказа, заблудился в лесу и провел в нем несколько дней.

Васютка – главный герой рассказа «Васюткино озеро». Мальчику 13 лет, он родился и вырос в таежном краю. Отец Васютки был рыбаком, вместе с родителями во время летних каникул мальчик живет в небольшой избушке в низовье Енисея. Пока рыбаки чинят сети, ловят рыбу переметами, Васютка ходит в лес за кедровыми орехами, которыми мальчик снабжает рыболовную бригаду.

Мама Васюткина напоминает сыну о таежных законах, об опасности заблудиться в хвойном лесу. Она дает мальчику в путь, как бы далеко он не отправился, спички, хлеб, соль. Однажды Васютка убедился на собственном опыте в мудрости этих законов, погнавшись за глухарем, мальчик забыл оставить на деревьях зарубки и заблудился.

Васютка вспомнил рассказы о людях, которые не смогли выйти из тайги. Мальчику стало очень страшно, но он смог не потерять самообладание. Васютка обладал такими качествами характера, как мужество, выдержка, наблюдательность, умение делать правильные выводы. Эти качества помогли ему выжить в суровых условиях тайги. Васютка хорошо знал лес, приметы, он умел разжечь костер даже в дождливую погоду. Когда им овладевало отчаянье, он вспоминал слова отца и деда о том, что тайга не любит слабых людей. Это придавало мальчику храбрости, он не терял надежду на свое спасение, прилагая все усилия, чтобы выбраться из тайги.

Несколько дней бродил Васютка по лесу и вышел к неизвестному озеру. Герой хорошо разбирался в рыбе, он понял, что в озере она речная, а значит поблизости находиться Енисей. Благодаря своей находчивости и внимательности, Васютка смог найти дорогу к реке, где его подобрал рыболовный бот. По возращению домой, мальчик рассказал рыбакам об озере полном рыбы и непуганой дичи. Васютка показал дорогу к заповедному водоему. Бригаде рыбаков понравилось это озеро, в нем водилось много рыбы. Было принято решения вести промысел здесь. Озеро же назвали в честь мужественного и смелого мальчика, который нашел его.

Таким образом, рассказ «Васюткино озеро» учит мужественности и вере в свои силы. Главный герой – обычный мальчик, который благодаря своей находчивости, внимательности и необыкновенной смелости смог победить тайгу и оставить свой след в истории: на ройной карте появилось небольшое озеро, с названием «Васюткино».

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Васюткино озеро

Популярные сегодня темы

Сочинения на тему Родина

Когда мы говорим о первом школьном дне, то сразу же представляем себе праздничную линейку, посвящённую Дню Знаний. Девочки в белых бантах и нарядные мальчики радуют взгляд учителей и родителей

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе На дне удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

В романе Горького Фома Гордеев представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают

Особую роль в творчестве И.С.Тургенева занимают произведения, посвященные особенностям русского национального характера. Ярко описан народ в цикле его рассказов «Записки охотника».

Источник

Становление характера Васютки. Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Становление характера Васютки

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Автор: Мокров Андрей

5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

1. Становление характера Васютки

1.1. Понятие о литературном характере

1.2. Речь и поступок как способы создания характера

1.3. Характер- основа нашего поведения

1.4. Поведение Васютки в лесу

1.5 Черты характера Васютки

1.6. Что помогло выжить Васютке?

1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

1.8. Что думаю я о Васютке.

Список использованной литературы

Понятие о литературном характере

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер – это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Читайте также:  Озера на снежной с лебедями

Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок. Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Набор определенных черт личности – сущность характера. В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности. «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком,» —
Д. Писарев.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. Преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Черты характера Васютки

Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметил, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

«Та-ак. Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «. отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Что помогло выжить Васютке?

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Умел разжечь костер даже в дождь

Читайте также:  Артикль с названием озера байкал

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

Речная рыба водится только в проточных озерах

Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь — любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.

(Мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Мальчик по достоинству оценил мудрость деда ( «С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего») и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой — необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.

Мне он тоже глубоко симпатичен. Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание .

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик — мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

Заключение

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду­хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер­ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры­бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Я думаю, что обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. – М.: Дет. лит. 2010 г.
  2. Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев «Литература в школе». – 1989. – №2. – С. 30-38.
  3. Википедия 2006 г. — №3. – С. 65-73.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24