- Сочинение Становление характера Васютки 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева
- Вариант 2
- Становление характера Васютки через преодоление испытаний 5 класс
- Также читают:
- Картинка к сочинению Становление характера Васютки
- Популярные сегодня темы
- Разработка урока литературы в 5 классе по теме «В.Астафьев «Васюткино озеро» план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сочинение Становление характера Васютки 5 класс по рассказу Васюткино озеро Астафьева
Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить. Он мог отличить рыбу, деревья, ориентироваться по сторонам света, находить пропитание в лесу. Это очень ценные навыки для тринадцатилетнего мальчика. И они помогли ему выжить, когда он оказался один в холодном лесу.
Постепенно меняется поведение Васютки по ходу рассказа. Он становится взрослее и мужественнее. Для того чтобы выжить в тайге, нужен крепкий характер, большое мужество и отвага. Он смог показать все эти качества, когда потерялся при охоте на дичь. Очень важно было не впасть в отчаяние, не растеряться, а действовать мудро и правильно, как полагает настоящему охотнику.
Нужная подготовка позволила не сложить руки, в трудный момент собраться и показать все, что он уже узнал за свою короткую жизнь. Пять дней мальчик выживал на одном только хлебе. Это давняя традиция в сибирских краях брать с собой в лес горбушку хлеба, спички и нож. Ружье, которое также взял Васютка, спасло ему жизнь. Он смог подстрелить несколько птиц, а затем из неё приготовить себе сытный обед на костре. Это были зрелые и правильные действия в очень непростых условиях тайги.
Главный герой имел и физическую подготовку, и соответствующую одежду и снаряжение для таких походов. Васютка стойко выдержал дождь и другие испытания, которые ему встретились в лесу. Характер становился все крепче по ходу рассказа. Чего стоит тот факт, что он смог отложить на черный день кусок хлеба и экономно расходовал патроны. Читателя поражает также то, что его поведение спокойное, шаги взвешены, сознание мудрое не по годам.
За пять дней мальчик вырастает в зрелого и смелого мужчину. Автор детально описывает все события, которые способствуют этому. В очень непростых ситуациях и крайне сложных условиях ребенок смог найти в себе силу воли и противостоять агрессивной среде, показать кто здесь главный. Именно таким и был наш герой – смелым, отважным, умным. Одним словом настоящий мужчина, на которого хочется быть похожим.
Вариант 2
Прежде чем говорить о характере Васютки и как он изменялся, нужно вспомнить о чём же шла речь в рассказе Васюткино озеро. Сам мальчик, тринадцатилетний подросток, живет в тайге с мамой, папой и дедушкой. Началось всё с того, что парень засобирался по кедровые шишки, к тому же ему было скучно.
Васютка, как и все ребята его возраста, не был мудрецом. Это объясняется тем, что собираясь в лес, он не хотел брать с собой хлеб и спички. Считал это лишним и бесполезным. Мама его говорила: «мал ещё таёжные законы переиначивать». Мальчик взял эти вещи, только чтобы её не расстраивать. Всю важность родительских слов мальчик осознал только лишь когда заблудился. Однако тут он проявил смелость и находчивость, не растерялся, что могло случиться с каким-нибудь другим ребёнком. Парень умело нашёл место для ночлега, разжёг костёр, приготовил ужин. Это говорит о его умении держаться спокойно, не паниковать.
В лесу он вёл себя правильно, так, как учили его дед и отец. Хотя конечно, ему было страшно. Страшно не выбраться из сурового леса, страшно никогда больше не увидеть своих родных и друзей. Однако во время своих “приключений” мальчик проявлял несвойственную детям предусмотрительность, вешал мешок с едой на ветки, чтобы её никто не съел, берёг патроны. Слова деда о том, что тайга хлипких не любит, вспоминались Васюткой в тяжёлые моменты, придавали сил.
Потом он вышел к озеру. И снова не растерялся. Парень вновь повёл себя правильно. Он приготовил себе ужин, устроил ночлег. А его размышления об озере. Васютка вспомнил уроки отца и деда, правильно определил, что раз в озере есть речные рыбы, то это озеро проточное, и оно обязательно выведет его к такой знакомой с детства реке – Енисею. Знаний мальчика хватило, чтобы разжечь костёр после дождя! А это многого стоит.
Вся эта “прогулка” по тайге помогла стать Васютке умнее, сообразительнее, устойчивее к сложным и опасным жизненным ситуациям.
Становление характера Васютки через преодоление испытаний 5 класс
Произведение русского писателя Виктора Астафьева «Васюткино озеро» рассказывает о мальчике, который стал взрослее за очень короткое время, потому что попал в трудную ситуацию.
Мальчик Васютка все тринадцать лет прожил с семьей на окраине тайги. Благодаря отцу и деду он хорошо разбирался в растениях, знал виды рыб и животных. С ранних лет его учили, как можно выжить в глухом лесу.
Однажды эти знания пригодились мальчику, когда он заблудился в тайге. Васютка отправился в лес за шишками и наткнулся на глухаря – птицу, которая являлась завидной добычей. Из ружья, так удачно взятого с собой, он выстрелил в нее. Чтобы догнать раненую птицу, мальчик идет вглубь леса, а потом понимает, что заблудился. С этого момента в нем просыпается не детский характер и выдержка. Как настоящий охотник и хороший ученик своего отца, он не впал в отчаянье и начал действовать мудро и правильно.
Мальчик вынужден был выживать в холодной тайге пять дней. Очень кстати стали спички, нож и хлеб, которые каждый знающий охотник должен брать с собой в лес. А умение охотиться помогло ему подстрелить несколько птиц и приготовить на костре сытный ужин. Он очень умело мог организовать ночлег и подвязать еду на дереве, чтобы ее не растащили дикие звери.
Через некоторое время мальчик вышел к озеру, в котором увидел речных рыб. По рассказам дедушки и отца он знал, что такое озеро является проточным и это выведет его к реке Енисей, которую мальчик с рождения знал.
Благодаря физической подготовке и специальному снаряжению для походов, Вася смог стойко выдержать все испытания, попавшие ему на пути: и дождь, и голод, и холодные ночи в лесу. Характер мальчика становится крепче, а умение экономить помогает не статься голодным и отложить на потом корочку хлеба. Он не поддается панике и поступает разумно и мудро, что не соответствует столь юному возрасту.
За короткое время, проведенное Васюткой в лесу, он превратился из мальчика во взрослого мужчину, способного выдержать все преграды, вставшие на пути. Его знания, смелость и отвага помогли противостоять сложным условиям бескрайней тайги.
Также читают:
Картинка к сочинению Становление характера Васютки
Популярные сегодня темы
У меня есть дедушка. Зовут его Анатолий, ему уже 70 лет. Мой дедушка сильно ждал моего рождения. Наше с ним знакомство произошло в роддоме, когда он приехал с моим папой забирать нас из больницы.
У каждого, кто слышит слово «добро», сразу же возникает тёплое и светлое чувство внутри. Вспоминаются эпизоды и смешные моменты из прошлого от которых появляется непроизвольная улыбка и радость.
Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.
Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное
Яшка – самый обычный житель сельской местности. Гуру рыбалки, недаром среди всех ребят он являлся лучшим в этом деле. Хороший друг московского Володи
Источник
Разработка урока литературы в 5 классе по теме «В.Астафьев «Васюткино озеро»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «В.Астафьев»Васюткино озеро» по программа Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_astafevu.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе (ФГОС).
Базовый учебник В.Я.Коровиной
Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2010г.
Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
- Учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.
- Совершенствовать технику чтения.
- Развивать восприятие учащимися в качестве малой родины – края.
- Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты).
- Воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, родному языку.
- Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
Оборудование: портрет писателя, издания его произведений; иллюстрация кедра, кедровой шишки, кедрового ореха.
Предварительная работа : чтение рассказа, подготовка докладов учащихся о творческой биографии писателя, презентация в Power Pointe.
изложение нового материала
Оборудование : портрет В.П. Астафьева, издания его произведений.
Планируемые образовательные результаты
— умение понимать тему, идею литературного произведения;
— уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы;
— умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
— умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;
— развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;
— обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Виды деятельности: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге; создание иллюстраций к рассказу.
Организационная структура урока.
- Вхождение в тему урока.
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
— Ребята, какое произведение вы читали дома? (СЛАЙД 1)
— Почему память о В.П. Астафьеве нам дорога?
III. Основная часть.
1. Сообщение цели урока.
— Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.
2. Сообщение учащегося о детстве В.П. Астафьева (реализация индивидуального домашнего задания). (СЛАЙДЫ 2,3) http://www.astafiev.ru
В.П. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было семь лет, когда утонула его мама, Лидия Ильинична. Её он очень любил и страдал без неё. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что
по- сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П. Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
3. Слово учителя.
В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий (был составителем поездов, слесарем, подсобным рабочим). Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовый рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.
— Судьба рассказа «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.
Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике (с. 117) .
Запишем на доске и в тетрадях слово биография .
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Как вы понимаете значение слова биография ?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография ?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным .
4. Сообщение учащегося.
Когда писатель учился в пятом классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через четыре дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П. Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.
— Ребята, понравился вам рассказ?
— Что интересного вы в нем узнали?
— В рассказе вам встретились малознакомые и непонятные слова, давайте вместе разберем их значение.
5. Словарная работа. (СЛАЙД 4)
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», — говорит один из героев. Значит не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь – зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
6. Анализ произведения.
— назовите героев рассказа (Васютка, мать, отец, дедушка, дядя Коляда)
— почему рыбаки из бригады отца приуныли? (найти ответ в тексте)
— как проходили дни у рыбаков? (найти ответ в тексте)
— чем занимался Васютка?
— зачем Васютка отправился в тайгу?
— что дала мать Васютке перед дорогой, какими словами напутствовала? (найти ответ в тексте «На, вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать»)
— какой главный таежный закон? (идешь в тайгу — бери еду и спички)
— как Васютка шел по тайге?
— за чем он следил?
— какую птицу встретил? (прочитать отрывок охоты на глухаря)
— в какой момент мальчик понял, что заблудился? (найти ответ в тексте)
— с кем автор сравнивает наступление ночи? («..бесшумно, как сова, прилетела ночь»)
— что начал припоминать Васютка из рассказов рыбаков и охотников?
— что значит Васютка «взял себя в руки»? (развел огонь; собрал сухие ветки и мох, искрошил сучки; запасся на ночь дровами; приготовил еду; поужинал; убрал все в мешок и повесилна ветку, чтобы мыши не достали)
— какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути? (пробирался через сухой валежник; чувствовал постоянный страх)
— в чем Васютка видел свое спасение? (выйти из тайги к Енисею)
— к чему вышел мальчик? (к озеру)
— чем его удивило озеро? («Столько рыбы Васютка еще никогда не видел»)
— какая надежда у него появилась? (озеро проточное, значит недалеко Енисей)
— что сделал мальчик, когда увидел рыбосборочный бот? (разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья)
— что помогло Васютке выжить одному в тайге? (наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;умение ориентироваться в лесу)
— как Васютка спасся? (найти ответ в тексте)
IV. Заключительная часть.
1.Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом» (СЛАЙД 5)
- Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)
- Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
- Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
- Молочный, клейкий, неподвижный (туман)
- Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
- Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)
— чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)
— в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
— почему автор так назвал свое произведение?
3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.
4. Домашнее задание
— Подготовить ответы на 1—7-й вопросы (с. 146—147 учебника) .
— 12-е задание (с. 147) выполнить письменно.
Источник