Великорецкий крестный ход река великая

ВКХ-2022: Дневник и фотоотчёт бывалого паломника

О том, как прошёл Великорецкий Крестный ход в 2022 году подробно рассказал паломник с ником «Дядя Лёша». Кировчанину 37 лет, это его четырнадцатый Крестный ход к реке Великой. Публикуем отчет крестноходца со стажем, иллюстрации — фото автора.

Дневник ВКХ-2022 по дням: километраж приблизительный

В 2022 году Великорецкий Крестный ход был стандартным, шестидневным, за одним небольшим исключением.

Количество паломников?

Я иногда слышал цифры в 50-70 тысяч человек. Это абсолютная неправда. На самом деле число идущих крестным ходом в Великорецкое уже на протяжении нескольких лет около 20 тысяч. В этом году квадрокоптер насчитал 23 тысячи, но надо иметь в виду, что в первый день идут так называемые провожающие, то есть люди, кто может пройти до первого привала или даже до Бобино, а затем на автобусе или такси уехать домой.

Киров. 3 июня. Великорецкий Крестный ход. Количество паломников

Если из 23 вычесть тысяч 5-7 провожающих, как раз и получаем реальную цифру паломников.

Первый день

Первый день состоял из маршрута Киров – село Бобино, с тремя переходами и двумя привалами, общей протяжённостью 25 километров, все из них приходились на асфальт. Движение началось в 9-00 утра и завершилось в 18-00. И это самый лёгкий день ВКХ.

Дядя Лёша — крестноходец из Кирова с 14-летним стажем

Дождя не было вообще, а температура была примерно 25 градусов. Некоторые люди чувствуют себя в жаркое время не очень хорошо, когда идут по асфальту, поскольку он нагревается и температура окружающей среды ещё вырастает, но духоты почему-то не ощущалось, поэтому первый день прошли на «ура». Веселье началось позже.

Второй день пути

Второй день состоял из маршрута село Бобино – село Загарье — село Монастырское, с шестью переходами и пятью привалами (один привал в Загарье большой, 2 часа), общей протяжённостью чуть более 40 километров, из них 32 км по грунтовой дороге. Движение началось в 3 утра и закончилось в 20-00 вечера. И это самый сложный день ВКХ.

К сожалению, я всегда плохо сплю на новом месте, поэтому спал от силы час.

Дождь

Перед самым выходом из Бобино, в 2 часа утра начался дождь. Сначала он был мелким, затем усилился, а позже и вовсе стал проливным. Естественно все грунтовые дороги превратились в одно огромное месиво глиняно-песчаной жижи.

Великорецкий Крестный ход -2022. Утро второго дня. Село Бобино

В такой ситуации, когда дождь в течение нескольких часов не заканчивается, никакие плащи не помогут и рано или поздно все паломники за исключением единиц промокают с ног до головы. То же самое — обувь. Если поначалу те, кто шёл в кроссовках или ботинках старались как-то обходить лужи и большие скопления жижи, то уже через пару часов им стало всё равно, куда ступать. Дольше всего держались мужики в рыбацких сапогах с высоким голенищем, но и им впоследствии тоже стало всё равно.

Лайфхак от Дяди Лёши

Я же в такой ситуации хожу всегда в резиновых тапочках на босую ногу. Зачем идти и хлюпать смесью воды и глины, если можно идти и ногами впитывать «лечебные грязи», как я их называю. Но у тапочек есть две проблемы.

  • Во-первых, при соприкосновении с таким объёмом жижи они становятся очень скользкими и идти нужно крайне внимательно, чтобы не поскользнуться и не улететь в лужу грязи.
  • Во-вторых, тапочек можно утопить, ступая в глубокие ямы с грязью и тогда придётся идти уже полностью босиком.
Читайте также:  Лпх молочные реки с урала

Именно по этим причинам я не стал доставать фотоаппарат и делать как обычно кучу фоток. А ещё проливной дождь впервые пробил двойной слой материала сумки из-под фотоаппарата, и в фотик попала вода. Я уже прикидывал, в какую сумму вылезет мне ремонт, однако повезло, он впоследствии просох.

Под дождём мы просидели три привала и прошли четыре перехода, лишь когда я подходил на четвёртый привал, дождь закончился.

На часах было 13-00.

Пока я варил и поедал бич-пакет, горела моя горелочка и от её тепла я начал немного согреваться. Нам оставалось два самых жирных перехода и один привал до Монастырского.

Двинувшись дальше, мы начали сохнуть. Дело в том, что от температуры тела и ветерка одежда начинает сохнуть прямо на человеке, главное, чтобы хотя бы часа три дождь вновь не начался. Через это время уже чувствуешь себя относительно комфортно.

Ноги, ведущие паломника в Великорецкое

Так и получилось, более того, дождя в этот день больше не было. Последние два перехода были перенасыщены глубокими лужами и ручьями, из-за которых на пути образовывались заторы из паломников, кто же не хотел ждать, обходили затор окольными путями. Я не ждал. При преодолении самых двух козырных ручьёв воды было сначала по колено, затем выше колена. И вот оно Монастырское!

17 часов в пути и мы на месте.

И вновь лишь один час сна, но уже в сырой палатке. Да, палатка имеет большое значение. Самая лучшая – двойная, когда под воздействием дождя намокает только верхний слой, нижний же остаётся сухим. Если палатка одинарная, можно сверху постелить клеёнкой, эффект будет тот же. Я двойную ещё не купил, так как одинарную ещё не ушатал окончательно, а клеёнку благополучно забыл.

Третий день

Третий день состоял из маршрута село Монастырское – Горохово – село Великорецкое, с пятью переходами и четырьмя привалами (один привал в Горохово большой, 3 часа), общей протяжённостью 35 километров.

Движение началось в 3-00 и закончилось в 18-00. И это третий по сложности день ВКХ. Фишка оказалась в том, что проливные дожди настолько размыли грунтовую дорогу первого перехода, что через неё невозможно было пройти. Поэтому впервые за всю мою карьеру паломника маршрут хода был изменён. Пошли по другой дороге, а в Горохово шли не через лес, а по дороге, по которой возят строительные материалы. Кто не знает и кому интересно, что такое Горохово, интернет в помощь!

Остаток пути прошли без сложностей, даже местами грязюка начала подсыхать.

До Великорецкого — пара километров

Вечером было всё, как обычно: наш лагерь, палаточный городок, ужин и костёр. Я, выполнив свою должностную обязанность по розжигу костра, без проблем просидел у него до часу ночи и пошёл на первую церковную службу 6 июня.

Дело в том, что кульминацией Крестного хода является посещение одной из служб и причастием. Выйдя из храма в три часа утра я уже мог есть всё, что хотел. Да, да, перед причастием нужно поститься, поэтому за весь путь я не ел ничего ни мясного, ни молочного. После куриного шашлыка меня ждали полтора часа сна.

Читайте также:  Сылва река какая рыба водится

Быт паломника. Село Великорецкое 6 июня 2022 года

Почти за трое суток хода я спал три с половиной часа в общей сложности.

Четвертый день

В четвёртый день все паломники целый день находятся в Великорецком. Можно делать всё что угодно:

  • сходить на службу;
  • отоспаться;
  • позаниматься ничегонеделанием;
  • сходить за покупками к организованным торговым рядам;
  • искупаться в реке;
  • сделать кучу фоток;
  • встретить знакомых, кто приезжает на один день в Великорецкое на автобусе;
  • набрать освещенной воды;
  • просто просидеть у костра

Село Великорецкое. Река Великая. 6 июня

Я когда иду Крестный Ход полностью, стараюсь всегда сделать всё из вышеперечисленного. Один раз даже пришлось ехать на такси в Юрью и обратно, так как не рассчитал с финансами в тот год… Но до половины от всего количества паломников по различным причинам в течение этого дня обычно уезжает домой на автобусах.

К сожалению, одним из них был и я… Для меня ВКХ-2022 закончился.

Пятый день

Пятый день состоял из маршрута село Великорецкое – п.г.т. Медяны — п.г.т. Мурыгино, с пятью переходами и четырьмя привалами, общей протяжённостью 35 километров, из них 30 по грунтовой дороге. Движение началось в 2-00 и закончилось в 19-00. И это второй по сложности день ВКХ. На сколько я знаю, практически весь день шёл дождь.

Шестой день

Шестой день состоял из маршрута п.г.т. Мурыгино – п.г.т. Гирсово – Киров, с пятью переходами и четырьмя привалами, общей протяжённостью 30 км, из них только километра 4 — по грунтовой дороге. Движение началось в 3-00 и заканчивается в 18-00, но можно из хода выходить с привала у храма на углу Луганской и Дзержинского, куда паломники приходят в 12-00. И это четвёртый по сложности день. На сколько я знаю, практически весь день тоже шёл дождь.

Возвращение в Киров. Люди с Великорецкого Крестного Хода шли промокшие, замёрзшие, уставшие, невыспавшиеся, но безумно счастливые!

Знаю некоторых людей, кто ни разу не ходил, но очень хотел бы. Или ходил один-два раза и дались эти ходы очень тяжело.

Как легче пройти (советы)

Есть основные правила, соблюдая их, ход пройдётся значительно легче:

  1. Ничего не должно быть излишнего: одежды, еды, воды, безделушек. Всего минимум. Каждый грамм лишнего веса тащить тебе на своём горбу.
  2. К рюкзаку внимание в первую очередь: лямки должны быть широкими, узкие чересчур давят на плечи, а сам рюкзак настроен так, чтобы плотно прилегал по всей спине. Неправильная настройка лямок несёт лишнюю нагрузку на поясницу.
  3. Небольшой пакетик с кешью или жареным арахисом по своим калориям равен пакету с хлебом, консервами и бич-пакетами, но в десятки раз легче.
  4. Нежелательно в ходе есть острое, например лук, сладкое, пить много воды.
  5. Про палатку я уже писал.
  6. Каждая единица одежды в рюкзаке должна быть в отдельном пакете. Даже если одежда, в которой идёшь и рюкзак промокнут от дождя насквозь, одежда в рюкзаке останется сухой и вечером можно будет переодеться и переночевать в сухой одежде, а утром надеть опять сырую.
  7. Самой неудобной обувью для Крестного хода, как ни странно, являются берцы (за исключением натовских). Быстро намокают, росу от высокой травы не держат вообще, сохнут долго, ноги не дышат.
  8. Не помогу советом только по одной сложности – мозолям. У меня ноги им не подвергнуты. Правда в 2009-м году одну я всё-таки подцепил, уничтожив её ножом и йодом. Но такой способ ликвидации мозоли недопустим!

Как справиться с мозолями более гуманным способом и другие советы для начинающих крестоходовцев в статье: Собираемся и идём в Великорецкий Крестный ход — подробная и простая инструкция

Вот так я прошёл очередной Великорецкий Крестный ход, который для меня стал четырнадцатым по счёту. Очень надеюсь, что следующий подобный материал я сделаю уже через два месяца, про Климковский Крестный ход к «Пламенным младенцам».

Читайте также:  Как называется река сходящая

А пока у меня всё, счастливо!

Дядя Лёша

  • Читайте подробности истории «Пламенных младенцев»:

Источник

Место обретения:
история и современная жизнь Великорецкого Крестного хода

В далекие 50-е одноклассница моя ушла в таинственный Крестный ход молиться за отца, который был тяжело болен. Но – куда?

Это была тайна целого города. В начале лета из города можно было уйти в секретное странствие. Сообщали об этом шепотом: Крестный ход был запрещен, паломников ловила милиция.

Тайно крещеное бабками мое поколение обретало веру «в горниле сомнений», и для нас Крестный ход на реку Великую, к месту обретения чудотворной иконы святителя Николая, стал утверждением этой веры, праздником души, где все было открытием. Грозы и град, палящее солнце и буйные ветры, морозные утренники перед рассветом – все казалось впервые обретенным, и останется в памяти навсегда.

А в этом году паломники видели двойную радугу. Нечаянная радость эта многим дала силы совершить Крестный ход. Ведь, конечно, это испытание. 150 километров пути по неудобицам, пашне, болотинам. Молебны под открытым небом на месте разрушенных храмов. Краткие привалы, обморочный сон под гул вековых тополей.

Каким-то непостижимым образом это выверенное за последнюю четверть века расписание Хода сочетается с тысячами и тысячами личностных его переживаний, размышлениями о судьбе своей, своих близкий, о судьбе малой родины и большой России.

Для нас, вятских, Великорецкий крестный ход – 600-летняя традиция. Ходили, провожали и встречали его еще наши деды-прадеды. Из дальних и ближних деревень ручейками стекались каждый год в село Великорецкое паломники. А было у нас этих деревень тысячи и тысячи: Вятская губерния на рубеже 20-го века стала одной из самых густонаселенных в России. И вечная боль наша, что край наш людьми оскудел, деревни исчезают, и хочется, как заклинание, повторять их имена – Плеханы, Слободка, Земцы, Медвяга, Бахичи, Мухичи, Гуси, Метели.

Многолюдство Крестного хода (в 2015 году в нем участвовали 35000 человек) помогает осознать общую нашу силу, собраться духом, обрести надежду.
Река крестного хода завораживает. Хочется глядеть в эти будто родные лица. Среди паломников все больше молодежи, все меньше ходких старушек, которые пронесли традицию в трудные времена запретов. Всем находится место среди паломников. И старцам, и физикам, и поэтам и подросткам из воскресной школы.
На ранней литургии на берегу реки Великой отец Сергий говорил о благодарении, чтобы «сердце ожило», чтобы святому мы приносили не только слова и песни, но и по силе совершали добрые дела. Да будет так.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24