Ветреная река настоящая история



Ветреная река настоящая история

В 2015 году Тейлор Шеридан написал сценарий «Убийцы», историю о противостоянии американских спецслужб и мексиканских картелей, с добавлением нравственных терзаний на фоне песчаных пейзажей. В 2016 году вышел «Любой ценой» — ковбойская драма о двух братьях, рассекающих по пустынным прериям от банка к банку, в надежде «рассчитаться» с несправедливой финансовой системой. Эти фильмы несут в себе важную, значимую идею, с уклоном в этнос и явным социальным подтекстом — в то время как Вильнев и Маккензи пытались уместить поданную мысль в яркую оболочку, придав своим картинам насыщенности и выразительности.

«Ветреная Река» — это совершенно холодная и черствая лента, которая давит на зрителя излишним пафосом, пытаясь растопить его сердце сугробами и снежными метелями.

Действие фильма происходит в индейской резервации «Ветреная Река» — местности в западной части Вайоминга, славящейся постоянными буранами и дикими хищниками. Отлавливая очередное заблудшее животное, местный егерь Кори Ламберт (Джереми Реннер) натыкается на обмороженный труп восемнадцатилетней девочки — босой, в глухом лесу и шести милях от цивилизации. Вскоре на место преступление приезжает молодой агент ФБР Джейн Беннер (Элизабет Олсен), которая, несмотря на свою неопытность и наивность искренне старается раскрыть дело, пока лесничий готовится лично расквитаться с виновниками.

Несмотря на интригующий синопсис, «Ветреная Река» — это очередная социальная история из серии «основано на реальных событиях», с минимальным количеством детективных элементов и каких-либо запоминающихся событий.

С первых минут Шеридан рисует атмосферную картину: с горными пейзажами и преступлением, совершенным при загадочных обстоятельствах. Да еще и в небольшом индейском поселении! Главный герой — бывший семьянин, ищущий уединения в своей охотничьей деятельности, по собственной воле помогает новоприбывшему агенту разобраться в деле, используя свои навыки следопыта. Однако на этом и заканчивается вся детективная часть фильма — глухое чтение следов перерастает в монотонные поиски лыжных снегоходных впадин, за которыми и устремляются главные герои. По ним же герои и приходят к разгадке.

Здесь нет никаких улик, расследований и выводов в духе «Убийца — дворецкий», «Ветреная Река» подается чопорно и бездушно — но при этом постоянно хранит пустую, необоснованную интригу.

Дуэт Реннера и Олсен мы уже видели в двух частях Мстителей — теперь же двое супергероев пробуют себя в роли обычных жителей, хотя отголоски марвеловских персонажей порой дают о себе знать. Так, Реннер снова мастерски владеет снайперским оружием и строит из себя убежденного моралфага, пока Олсен в очередной раз умиляет наивностью и неуверенностью в собственных силах. Но несмотря на все личные переживания, оба героя выглядят блекло и смешиваются с окружающим снежным пейзажем — им не веришь. Просто потому что верить не во что.

Но причины кроются не столько в актерской игре, сколько в общем антураже картины. В попытке воссоздать суровые снежные пустоши, Шеридан сделал ложный акцент на несправедливости дикой природы, чем полностью затмил сам факт убийства и человеческой жестокости. Нам постоянно показывают лишь холод и снег, когда герои то и дело обмениваются репликами об этнической борьбе и людской черствости (стоит упомянуть, что у погибшей девушки были индейские корни).

Даже когда дело доходит до того самого социального подтекста, все опять упирается в погодные условия: пока индейских девочек насилуют «белые», а на обширную территорию приходится лишь шестеро копов, федеральные службы просто не могут добраться до этой части Вайоминга. Причина — снег и холод.

Сама задумка и идея фильма ясна: «Ветреная Река» служит очередным упреком в сторону неравноправно отношения к малым этническим группам — и тема действительно серьезная и актуальная. Но одними громкими фразами исправить ничего не выйдет, поэтому если Вильнев с Маккензи смогли «оживить» две предыдущие сценарные работы Шеридана, то сам Тейлор просто решил придерживаться формального шаблона.

Читайте также:  Как высчитать уклон реки

Важная тема — есть. Серьезные лица — есть. Серая картинка — тоже есть. Трогает ли еще данная формула зрителя? Возможно. Однако уже не так сильно, как хотелось бы.

С технической точки зрения все так же выглядит неоднозначно и порой даже скучно — слишком скучно. Опять же, вспоминая «Убийцу»: Вильнев снял динамичную, красочную ленту, выдержанную в одном стиле и антураже. «Любой ценой» цеплял своей атмосферой: меткими цитатами и приятными деталями, которые также задавали тон на все повествование. «Ветреная Река» же просто показывает пустоши и горы — с самых стандартных ракурсов, без каких-либо отличительных особенностей. Поначалу от подобных пейзажи, на фоне индейских домиков и костров, может повеять уютом, но дальше картинка смещается на серые камни и хвойные леса. Снова на снег и холод.

«Ветреная Река» — это неплохая история, снятая не очень качественно. Тейлор Шеридан снова написал «свой» сценарий: с акцентом на американских реалиях и проблемах, которые в обществе принято замалчивать. Здесь также есть перевернутый флаг США, настенные лозунги, покрытые блюром, и меткие высказывания; однако в руках неопытного режиссера все это превращается в набор надоевших штампов.

Источник

Не тронь, бледнорожий, мою индианку: фильм недели «Ветреная река»

На этой неделе можно было написать про «Тесноту» ученика Александра Сокурова из Нальчика Кантемира Балагова, которому только что исполнилось 26. Наряду с лентами Андрея Звягинцева и Сергея Лозницы «Тесноту» отобрали в официальную программу последнего Каннского фестиваля – но не в конкурс, а во вторую по значимости программу «Особый взгляд», где она получила приз международной федерации кинопрессы — ФИПРЕССИ.

Но про «Тесноту» уже много наговорено в СМИ, и его идею тонко охарактеризовала умница-критик Мария Кувшинова: «Я думаю, что «Теснота» — один из важнейших постсоветских фильмов, и он не о Нальчике 1998 года (где бандиты похищают новобрачных. – Forbes), он о нашем возможном будущем в мире, где государство отказалось от своих социальных обязательств и ушло, а его место заняла семья». Добавить нечего.

Между тем только что вышел другой изумительный по напряжению и парадоксальный по идеям триллер «Ветреная река», который тоже удостоился Каннского «Особого взгляда» и — мало того — приза за режиссуру (у «Особого взгляда» свое жюри). Это третья за последние три года сценарная, но теперь еще и режиссерская работа американца Тейлора Шеридана. Все они ударили в болевые точки не только Америки, но и современной цивилизации.

Контекст

Фильм по сценарию Шеридана «Любой ценой» (под таким наименованием он проскочил незамеченным в нашем прокате – оригинальное название Hell or High Water) получил в этом году четыре номинации на «Оскар» — в том числе за сценарий Шеридана. Это не просто триллер (как всегда у Шеридана), а драма с обобщающими выводами — не зря музыку к нему (как, кстати, и к «Ветреной реке») написал сам Ник Кейв — социальная драма про Америку, актуальная и для России. Там два брата из числа разорившихся фермеров грабят банки, а в итоге один из них находит взаимопонимание с преследующим их шерифом.

На стене провинциального техасского банка кем-то написано: «На три операции в Ираке деньги есть, а спасти нас от банкротства денег нет». Хотел бы я увидеть русскую картину, которая открывается титром: «На войну в Сирии денег хватает, а на поддержку фермеров и их продвижение на рынке (чтобы они сами продавали свой товар, а не отдавали за гроши перекупщикам) нет». Вывод фильма тоже радикальный. И он опять-таки универсальный для всего мира: бедность — болезнь. Она переходит по наследству от деда к отцу, от отца к сыну.

Читайте также:  На что лучше ловить на реке ока

За год до этого Шеридан написал сценарий еще более жесткого концептуального триллера «Убийца», который экранизировал канадец Дени Вильнёв, постепенно входящий в узкий ряд самых интересных и непредсказуемых режиссеров. Этот фильм завоевал три оскаровские номинации. Я, кстати, предпочитаю его мексиканское название Sicario. В Мексике это и есть синоним английского hitman: наемный убийца. Фильм — о секретной операции американских спецслужб против наркокартелей, в том числе на территории Мексики, где американцы действовать не имеют права.

Это один из самых жестких, впечатляющих (политическим цинизмом, геополитическими откровениями) фильмов последних лет. Оказывается, мексиканский Север, граничащий с США, это зона беспредела. Там похищают людей. Там можно увидеть на улицах публично повешенных наркомафией за провинности. Оттуда под американской границей прорыт охраняемый автоматчиками тоннель, через который доставляют наркотики. Там фактически на территории плюс-минус 50 км по обе стороны границы идет необъявленная война между США и Мексикой.

Особенность Sicario, однако, в том, что тут не поймешь, где хорошие парни, а где – плохие. Главный вопрос Sicario: можно ли с преступниками, которые нелюди и не признают никаких законов и моральных ограничений, бороться по закону? Или их надо просто крошить? Но где, в таком случае, та грань, за которой хорошие парни станут такими же sicario, закон обернется беззаконием, а демократия — диктатурой силовиков? С этой проблемой сталкивается идеалистка из ФБР. Когда она кричит своим напарникам, что незаконно действовать на территории чужой страны, ей популярно объясняют: тут один закон – нет закона. Правило одно: либо ты, либо тебя.

Несмотря на разницу сюжетов, «Ветреная река» — своего рода продолжение Sicario.

О чем «Ветреная река»

О том, что профессионального охотника на службе у государства – его играет один из лучших голливудских актеров Джереми Реннер — вызывают в индейскую резервацию. Зима. Вокруг горы, леса поднимаются и спускаются по склонам, джипы, чтобы добраться до нужного места, все с кузовом, а в них снегоходы: не меняя виды транспорта, никуда не доберешься. И какой-то зверь убил быка, принадлежащего семье, которая для персонажа Реннера не чужая, — это семья его индейского тестя.

Герой Реннера — опытный, сходу понимает, что на быке потренировалась и заодно обучила охоте своих годовалых котят пума. Вообще-то я считал, что пумы водятся только в Южной Америке. Надо чаще смотреть телепередачи про животных!

Дело происходит в Вайоминге. Хотя вся Америка — по широте ниже уровня Сочи, Вайоминг относится к так называемым Горным Штатам, где знают о снеге и зиме.

Один из кошмаров, которые мучают зрителя на протяжении всего фильма: неужели он и впрямь убьет пуму и, главное, ее котят? Оказывается, по американским законам, пума могла загрызть в лесу хоть лося, но вот представителя домашнего скота — ни за что. Это уже покушение на собственность. Такую пуму, или, скажем, волка, который охотится на отару частных овец, закон требует отстреливать безжалостно. Вот и переживайте весь фильм: убьет Реннер пуму или пожалеет.

Почти сразу мы понимаем, что у героя нелады в собственной семье и он разводится с женой-индианкой, хотя берет на охоту 10-летнего сына — полуиндейца. Причины понятны. Три года назад семья потеряла 16(кажется)-летнюю дочь. Они оставили одних дочь и сына, и в доме без родителей возникла стихийная вечеринка, на которую нагрянули какие-то чужаки.

В итоге труп дочери был найден только в 20 милях – более, чем 30 км от дома. О ее пропаже впервые заявила ее лучшая подруга.

Роковой повтор в том, что теперь, в поисках пумы, персонаж Реннера обнаруживает в 20-градусный мороз километрах в десяти от резервации вмерзший в заледеневший снег труп этой подруги, явно изначально раненной, изнасилованной, босой, с обмороженными ногами.

Читайте также:  Характеристика по плану реки ганг

На помощь в расследовании вызывают ФБР – но оно присылает лишь неподготовленную к холоду единственную сотрудницу, которую изображает младшая сестра знаменитых в 1990-е киноблизняшек Элизабет Олсен.

Что в этом хорошего

Загадочный, красивый и мрачный триллер, и с первого трупа ясно, что им одним не ограничится. Сериал «Фарго» не отдыхает, конечно, рядом с «Ветреной рекой», но и ничего не выигрывает.

Моя супруга спросила после просмотра: а почему река — ветреная? Мы по традиции смотрели фильм не на спецпоказе для прессы, где все друг друга подначивают на определенную оценку, а в обычном мультиплексе. Публике на дневном сеансе было на удивление немало.

Я возразил: а ты саму реку-то в фильме видела?

Ветреная Река — название индейской резервации. И в существовании резервации – суть этого предельно продуманного по идеям фильма.

Как и одна из прежних картин Шеридана-сценариста «Любой ценой», «Ветреная река» социально заострена. Она завершается титрами о том, что в Америке строго учитывают всякого пропавшего. Кроме пропавших женщин коренного населения — на индианок государству наплевать.

Но это важная, но не главная тема. Мне кажется, Шеридан — и тут нужно вернуться к его другому фильму Sicario — угадал нечто по-настоящему глобальное. Он нашел на карте земли места-пустоты, где нет власти государств, закона и никаких традиционных представлений о гуманизме и нравственности.

Это граница между культурами и цивилизациями, которую не сумела стереть глобализация.

Дело происходит в Америке. Но речь, в конечном счете, о местах по всему свету, где проходит разделительная черта не просто между нациями и национальностями, а — вот самое важное! — культурами. Там и образуется этакий внегосударственный и внезаконный вакуум. Это мы видим и в родной стране, когда она перетекает в некоторые регионы Северного Кавказа. И никто не может с этим справиться. Или боится. Потому что в итоге так взбаламутишь ил, что со дна поднимется что-то еще более жестокое.

Не зря в Sicario и «Ветреной реке» ситуацию агентше ФБР объясняют почти теми же словами, хотя в одном случае – зона сталкеров вокруг границы с Мексикой, а в другом — пустынный отдаленный край с индейской резервацией и законсервированной на зиму буровой вышкой.

Она ждет подкрепления. А местный шериф (самый знаменитый актер Америки, играющий индейцев, Грэм Грин) и персонаж Реннера объясняют ей: тут не бывает подкреплений, тут каждый сам за себя. Это не Америка. Это совсем другой мир. Как в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии, Ливане. Он живет по своим законам, которые западной цивилизации никогда не переломить, потому что не постичь. Хотя бы потому, что она не собирается постигать, оставаясь в душе расистской.

Тут не надеются на то, что негодяев покарает государство — оно далеко и слишком слабо для здешних, во всех смыслах пограничных мест. Тут негодяя можешь наказать только ты сам. Желательно столь же садистски, как он убил невинную жертву.

Индеец-отец погибшей девушки — персонажу Реннера, который пообещал ему, что если увидит убийцу, то его рука не дрогнет. «Как он умер? — В соплях». И оба слегка по-мужски улыбнулись.

Сценариста, а теперь и режиссера Тейлора Шеридана интересуют те пределы, где заканчивается власть западной цивилизации, частью которой — пусть маргинальной — при всех раздраях являемся и мы. Пределы, которые способны привести к ее краху. Похоже, эти пределы он нашел.

Наш вариант рекламного слогана

Если моя жена — индианка, то и я, считайте, индеец. Кровь за кровь, глаз за глаз, скальпель за скальпель, труп за труп.

Источник

Поделиться с друзьями
Байкал24